Профессия художник по костюмам
Это незаменимый сотрудник кино, театра, телевидения. Он отвечает за создание образов, перевоплощение героев.
Задача специалиста – передать не только настроение героев, но и атмосферу эпохи. С точностью до мелочей воссоздать время, описанное в сценарии. Художник подбирает одежду для главных героев и массовку.
- Краткий обзор
- Скачать резюме
Зарплата | от 50 000 рублей | ||
График работы | Полная занятость | ||
Образование | Высшее | Коледж | Курсы |
Спрос на рынке | Всего 4 открытых вакансий | ||
Возраст кандидатов | ~ 25 — 35 лет |
Таблица 1. Основные характеристики профессии
Должностные обязанности:
- Подробное изучение сценария, исторического контекста развития событий, документальных, изобразительных материалов.
- Обсуждение с режиссером и постановщиком стиля киноленты.
- Создание эскизов.
- Обсуждение, утверждение эскизов с режиссером.
- Подбор ткани, элементов декора.
- Подбор аксессуаров, обуви, головных уборов.
- При необходимости поиск готовых костюмов.
Специалист создает целые образы, а не только одежду. Изделия должны быть качественными и вовремя представленными, даже при минимальном бюджете.
Зарплата по России варьируется от 11 до 80 тыс. рублей.
Москва
Средняя зарплата – 55 тыс., рублей.
СПБ
Средняя зарплата – 45 тыс., рублей.
Другие регионы
От 11 тыс., рублей до 30 тыс., рублей.
Средняя по СНГ
Средняя зарплата – 50 тыс., рублей.
В перспективе
Опытные сотрудники зарабатывают до 120 000 рублей. Доход зависит от стажа работы, профессиональных успехов, образования.
Диаграмма 2. Распределение заработной платы по регионам
Распределение релевантных вакансий на рынке труда по регионам.
- Кемеровская область: 0
- Краснодарский край: 0
- Ростовская область: 0
- Республика Татарстан: 0
- Киев: 0
- Винницкая область: 0
- Днепропетровская область: 0
- Житомирская область: 0
- Николаевская область: 0
- Харьковская область: 0
- Республика Крым: 0
- Кировоградская область: 0
- Черкасская область: 0
Ниже в статье вы найдете активные вакансии
Необходимо иметь высшее художественное образование, сертификат об окончании швейных курсов.
Где пройти обучение по данной специальности
В большинстве крупных вузов России можно выучиться непосредственно на художника по костюмам. Соответствующие направления подготовки имеются в педагогических и художественных вузах, академиях искусств, университетах кинематографии.
Примеры вузов:
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.
- СПБ Академический институт живописи.
- Школа-студия МХАТ.
- Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
Образование в ВУЗах будет стоить Вам в среднем 200 тыс. рублей в год.
ВУЗ | Стоимость обучения / в год, руб. | Время обучения | Бюджет |
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А Герасимова | 290 000 | 5 год | 10 |
Московский художественно-промышленный институт | 180 000 | 4 года | нет |
Институт бизнеса и дизайна | 250 000 | 4 года | 1 |
Таблица 2. Средняя стоимость обучения в год.
Получить образование в колледже можно в среднем за 150 тыс. рублей
Колледж | Стоимость обучения / в год | Время обучения | Бюджет |
Школа-студия при МХАТ им. А. П. Чехова | 260 000 | 5 год | 5 |
Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга | 100 000 | 3 года | 25 |
Таблица 3. Стоимость обучения в колледжах.
Цена курсов колеблется от 26 до 145 тыс. рублей. Стоимость обучения зависит от спикера
Курсы | Цена | Срок обучения | Online |
globalart | 26 000 рублей | 9 недель | нет |
obe | 145 000 рублей | 10 месяцев | нет |
Таблица 3. Средние цены и условия прохождения курсов повышения квалификации.
Средний возраст кандидатов – 25-30 лет.
Рис 2. Средний возраст «Художника по костюмам»
Навыки
Важные для профессии качества и навыки:
- развитое воображение;
- умение рисовать;
- внимательное отношение к деталям;
- перфекционизм;
- усидчивость;
- креативность;
- развитое цветовосприятие;
- способность на протяжении долгого времени заниматься монотонной мелкой работой;
- умение работать с тканями, навыки шитья;
- способность перерабатывать, усваивать в короткие сроки большие объемы информации;
- широкий кругозор;
- знание истории костюма;
- развитая эмпатия;
- коммуникабельность.
Специалист по костюмам – модельер, дизайнер, швея, художник в одном лице. Ему приходится много общаться с актерами, понимать их особенности, сочетать образ героя и индивидуальность актера.
Опыт работы
В этой профессии ценится опыт, поэтому рекомендуется найти подработку еще на этапе обучения в вузе. Требования к стажу зависят от конкретной организации.
Диаграмма 3. Необходимый опыт работы для трудоустройства
Это штатный сотрудник, рабочее место которого находится в стенах киностудии, театра, телестудии. Рабочий день разный: ненормированный, полная или частичная занятость.
Карьерный рост
Пример карьерной лестницы: ассистент, художник по костюмам, руководитель костюмного отдела.
Отзывы о вакансии
Кем можно работать с образованием в данной специальности
Можно работать консультантом в бутиках и ателье, аниматором и педагогом в центрах детского творчества, непосредственно художником по костюмам в сфере кино, телевидения, театра. Кроме того, можно заняться преподавательской деятельностью или стать частным предпринимателем, организовывать праздники, фотосессии.
При включенном AdBlock — открытые вакансии могут быть недоступны к просмотру.
Источник: https://jobjoys.com/iskusstvo/hudozhnik-po-kostyumam/
Профессия художник
Художник – это творческий человек, который умеет переносить свои мысли, переживания и впечатления на полотно с помощью красок, карандашей и т.д. Это мастер изобразительного и других видов искусства.
Рейтинг профессии
Существует огромное разнообразие профилей и специализаций художников. Это деятели искусства, настоящие творцы. Зародилась данная профессия в глубоком прошлом. Еще первобытные люди изображали на стенах пещер сюжеты своего быта и деятельности. Именно они дали начало творческим процессам и зарождению живописи.
Особой популярностью художники пользовались в период античности. Данное искусство стремительно развивалось, а мастера получили уважение. Но с приходом средневековых «темных времен» наступила эпоха простоя во всех сферах искусства. Живопись и мастера-художники не стали исключением. Живопись приравнивалась к бесовскому промыслу и каралась смертью.
Признавались только мастера, которые работали над церковными фресками.
С наступлением эпохи Возрождения искусство и художественный промысел начинают стремительно развиваться. Творцов уважали. Многие стремились познать тонкости мастерства художников, поэтому массово организовывались школы искусств. Многие мастера принимали подмастерьев, которые становились их последователями. С течением времени развивалось и искусство.
В наши дни профессия художника имеет ряд разновидностей, которые зависят от стилистики, типа расходных материалов и профиля деятельности. Их заработки существенно отличаются. Многие художники живут за пределом бедности, надеясь на признание, другие же – утопают в роскоши. Современное искусство невозможно без классической живописи и работы художников.
Описание
Профессия художника – это творческий труд, требующий хорошей фантазии, вдохновения и владения техниками рисования. Направлений художественной деятельности очень много, поэтому в профессии выделяют целый ряд более узких специализаций:
- Художник-иллюстратор. Специалист, создающий картины, описывающие текст.
- Художник-график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Чаще всего это черный. Для рисунков используется карандаш, тушь и т.д.
- Художник-карикатурист. Это специалист, который создает смешные портреты или пародии на происходящие события.
- Живописец. Название данной отрасли самое древнее и оно характеризуется рисованием с натуры.
- Художник-модельер. Данный специалист специализируется на создании эскизов новых коллекций одежды. Художник, придумывающий наряд, законодатель моды.
- Художник-копиист. Специалист, создающий копии картин, репродукции.
- Художник-реставратор. Данные специалисты точно знают, как вернуть шедеврам первозданный вид.
- Специалист в области миниатюрной живописи.
- Художник-портретист. Это работа с людьми с целью полной передачи их внешних особенностей. Передача может быть и частичной, все зависит от стиля, в котором работает мастер.
Существует масса других не менее популярных направлений деятельности. Специфика работы в каждой из них имеет ряд отличий. Но общим остается одно – это искусство передавать мысли и фантазии с помощью рисования.
На каких специальностях учиться
Для того чтобы стать художником, не обязательно получать образование. Главное, это талант, но и отсутствие диплома не позволит устроиться на хорошую работу. Поэтому следует поступать на такие специальности:
Есть и другие узкопрофильные специальности.
Где учиться
Получить художественное образование можно как в вузах, так и в художественных школах или на дому у опытных мастеров изобразительного искусства. Самыми престижными для получения такой специальности считаются следующие заведения:
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна.
- Московский государственный университет дизайна и технологии.
- Тольяттинский государственный университет.
- Арктический государственный институт искусств и культуры.
Чем приходится заниматься на работе и специализации
Ежедневные обязанности довольно масштабны и во многом зависят от того, какая специализация у мастера. Однако есть и спектр общих для всех специалистов процессов:
- Поиск заказчиков. Этим занимается сам художник. Для этого он участвует в выставках и презентациях. Также поиск заказчиков часто ведется через интернет. Многие художники работают как фрилансеры.
- Знакомство с заказчиками и выяснение их потребностей. Часто клиенты заказывают картины на подарок, иллюстрации, портреты, карикатуры. Художник должен максимально четко понять, чего хотят клиенты. Кроме того, важно продемонстрировать свои работы, чтобы заказчики понимали, в каком стиле пишет автор. Ведь для простых обывателей не понятно большинство наименований. Именно из-за таких ошибок и возникают конфликтные ситуации.
- Обдумывание концепции будущего произведения. Художник продумывает, что и в каком контексте хотел бы изобразить.
- Закупка необходимых материалов.
- Создание наброска. Это общее очертание будущей картины, с визуализацией будущего расположения ключевых объектов. Его можно сравнить со схемой инженерных коммуникаций.
- Непосредственно сам процесс рисования. Это самый длительный этап. Он обычно привязан к срокам сдачи. Творческий процесс может происходить на протяжении нескольких месяцев и даже лет.
- Обрамление картины и подготовка к сдаче.
- Сдача выполненной работы и расчет с покупателем.
Это далеко неполный спектр обязанностей художника. Он может только расширяться и увеличиваться в зависимости от специализации мастера.
Кому подходит данная профессия
Данная профессия подходит творческим людям с хорошо развитым воображением. Настоящий художник умеет черпать вдохновение из всего, что его окружает и интерпретировать свои эмоции в произведения изобразительного искусства.
Помимо этого, важным качеством для любого художника является самоорганизация. Ведь рабочий день в основном строится в зависимости от заказов и вдохновения. Мастер должен уметь заставить себя работать даже через «не хочу».
Коммуникабельность очень важна. Ведь заказ на 50% зависит от того, сможет ли творец произведений искусства понравиться будущим заказчикам.
Востребованность
Востребованность профессии напрямую зависит от специализации. Но если брать в общем понимании, то она очень низкая. В основном художники являются вольными живописцами и работают сами на себя.
Сколько получают люди, работающие по данной профессии
Заработки напрямую зависят от трудоустройства и востребованности мастера. Если вы смогли найти постоянную работу в полиграфической компании, издательстве или дизайнерской фирме, то вы будете иметь доход от 15 до 70 тысяч рублей в месяц.
Вольные же творцы имеют абсолютно непредсказуемый уровень дохода. Они могут месяцами ничего не зарабатывать, а могут всего за несколько недель получить огромные деньги.
Легко ли устроиться на работу
Работу найти достаточно проблематично в связи с низкой востребованностью. Если вам удалось найти вакансию, то на собеседовании важно проявить себя как максимально креативного и ответственного человека. Обязательно возьмите свое портфолио с фотографиями самых ярких и успешных работ.
Вам могут предложить тестовое задание, от выполнения которого и зависит трудоустройство.
Как обычно строится карьера
Художник – это профессия не для карьеристов. Обычно роста нет, но вы можете достигнуть высот, если будете постоянно развиваться и принимать участие в конкурсах. Пиком карьеры могут стать собственные выставки или возможность учить других менее опытных художников.
Перспективы профессии
Перспективы есть в каждой профессии и художник – не исключение. Важно суметь пробиться в элиту изобразительного искусства. Для этого следует принимать участие во всевозможных конкурсах и фестивалях ИЗО.
Это даст вам возможность наработать связи и заполучить состоятельных заказчиков. В будущем возможны солидные гонорары и признание вашего мастерства, сопровождающиеся открытием собственной галереи или школы искусств.
Это апогей карьеры художника.
Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Художник» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите или закажите .
Отзывы, комментарии и обсуждения
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/hudojnik.html
Чем занимается костюмер?
Театр с момента своего появления породил немало специфических профессий. К таковым можно отнести, например, художников по костюмам (или просто костюмеров). Впрочем, сейчас такие специалисты встречаются далеко не только в театре, но и в кино, сериалах и на телевидении.
Художник по костюмам: кто это?
Художник по костюмам (костюмер) – это специалист по созданию образов для тех или иных ролей. Его задача правильно подобрать (или вовсе изготовить с нуля) наряды для актерской труппы. Наряду с гримерами и художниками-декораторами он отвечает за грамотную визуализацию спектакля или фильма.
Любая сцена, деталь костюма, антуража работает на раскрытие образа. Именно грамотная работа костюмера помогает зрителям не только поверить в происходящее на сцене или экране, но и увидеть некоторые черты и особенности персонажа еще до того, как об этом будет упомянуть вербальным образом.
В своей работе костюмер активно работает в первую очередь с гримерами и реквизиторами, однако, утверждает все образы режиссер фильма (спектакля), сценаристы.
Одним словом, костюмер всегда работает в команде с коллегами, активно идти на контакт, быть открытым для чужих идей и при необходимости отстаивать свою точку зрения.
От хорошего художника по костюмам требуется несколько ключевых навыков:
- разбираться в истории моды;
- разбираться в фасонах и видах ткани для тех или иных образов;
- уметь визуализировать внешний вид персонажа, как он будет смотреться в объективе или под искусственным освещением;
- понимать творческий замысел и умело подбирать детали костюма, которые бы работали на раскрытие персонажа.
Каждое решение костюмера должно быть взвешенным и продуманным, направленным на то, чтобы создать запоминающийся и цельный образ для зрителя.
Помимо прочего художник по костюмам не только создают новую одежду для актеров, но и отвечает за хранение старых. Это нужно для нескольких целей. Во-первых, опытных костюмер при необходимости легко может переработать один костюм в другой, если есть подобная необходимость. Во-вторых, для актеров массовки индивидуальные костюмы не нужны, поэтому проще и дешевле брать их из запасников.
В последние годы самой яркой особенностью профессии костюмера стало внедрение 3D-технологий. Художники по костюмам теперь работают не только с живыми актерами, но и с трехмерными моделями. Их навыки нужны не только в кино и на телевидении, но и при создании, к примеру, персонажей компьютерных игр.
Профессиональные обязанности костюмера
Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д. Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся.
В профессиональные обязанности костюмера следует включить:
-
знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;
-
согласование эскизов с режиссером, гримером;
-
примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;
-
создание дополнительных, дублирующих комплектов;
-
ремонт костюмов, их хранение и учет.
Требования к профессии художник по костюмам
Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:
- иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;
- знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;
- уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.
Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер.
Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.
Место работы художника по костюмам
Как уже ранее упоминалось, художник по костюмам может работать во многих сферах:
- театр и цирк;
- телевидение;
- кинематограф.
При этом необходимо иметь в виду, что достаточно часто у художника будет либо ненормированный, либо нестандартный рабочий день. Например, при съемках фильма он может работать в другом городе, а сами съемки могут проходить в вечернее время или ночью.
Где выучиться на костюмера?
Учебные заведения в области театра и кино имеют необходимые направления подготовки для желающих освоить эту профессию. Но при этом стать художником по костюмам может также и обычный дизайнер одежды. Правда, в этом случае ему придется постигать многие технические нюансы либо на практике, либо с помощью специальных курсов.
В связи с этим получение профильного образования – более простой шаг для получения необходимых навыков и знаний. Хотя это и не является гарантией дальнейшего трудоустройства.
Личностные качества профессии художник по костюмам
Для того, что работать в данном направлении необходимо обладать следующими качествами:
-
развитое воображение;
-
хороший глазомер и цветовосприятие;
-
внимательность по отношению к мелким элементам;
-
коммуникабельность;
-
умение работать в команде;
-
усидчивость и готовность к кропотливой работе.
Сколько зарабатывает костюмер в театре и кино?
Величина оклада художника по костюмам определяется местом его работы. В целом, театральные специалисты имеют стабильный и постоянный доход в районе 40 000 рублей.
Если же говорить о костюмерах, которые работают на телевидении или в кино, то чаще всего это проектные сотрудники. На телевидении трудоустройство более стабильное и постоянное, нежели в кино, где всю съемочную группу предпочитают набирать непосредственно перед новым проектом. В этом случае уровень их заработной платы может достигать 80 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии костюмера
В число положительных аспектов профессии художник по костюмам необходимо внести следующее:
- возможность участия в интересных проектах;
- широкие перспективы для профессионального роста и развития;
- относительно высокий уровень дохода.
К минусам же стоит отнести:
- большая внутренняя конкуренция;
- сложности с трудоустройством;
- ненормированный рабочий день, длительные командировки;
- большие объемы работы;
- перспектива нестабильного источника дохода.
Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/kostyumer
Профессия художник
Чем занимается художник вроде бы понятно и так: рисует, а если более широко подойти — создает художественные образы. Причем эти образы могут выражаться в самых разных воплощениях — в плоскостных изображениях (в картинах или графике), в костюмах, в скульптурах, в предметах мебели и во многих других формах.
Так что профессия художника весьма многогранна, и в ней существует много специализаций.
Специализации художников
Художник-иллюстратор
Художник-иллюстратор создает иллюстрации к книгам. Процесс работы выглядит примерно так: художник изучает книгу, обсуждает ее с выпускающим редактором, который указывает на персонажей или эпизоды, которые надо изобразить. После этого создает эскиз, который утверждается или корректируется редактором.
Художник-оформитель
Деятельность художника-оформителя имеет много направлений, например, роспись интерьеров помещений и фасадов домов, создание рекламных плакатов, отрисовка одежды, разработка эскизов благоустройства и озеленения территорий и внешнего огблика других объектов окружающей среды.
Художник по костюмам
Художник по костюмам — это специалист, который входит в творческий коллектив театрального спектакля или фильма и отвечает за внешний вид персонажей.
Безусловно, такой работник должен не только уметь рисовать эскизы на заказ, он должен продумывать все детали одежды героев до мелочей.
Например, если снимается кино на историческую тему — он обязан изучить все особенности одеяний той эпохи, иначе зритель, увидев несоответствия или нелепости, будет недоволен.
Художник-модельер
Художник-модельер занимается разработкой новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Задача специалиста — создать эскиз нового изделия, учитывая тенденции моды, вид и качество материалов и передать его модельеру-конструктору для воплощения идеи в жизнь.
Художник-мультипликатор (художник-аниматор)
Художник-мультипликатор или художник-аниматор — специалист, который в наши дни работает не только в сфере мультипликационного кино, но еще в «обычном» кино, на телевидении, при создании видеоигр и других близких отраслях. При этом профессия художника-мультипликатора неоднородна: есть художники-постановщики, фазовщики, дизайнеры по персонажам, прорисовщики и т.д.
Театральный художник (художник-декоратор)
Театральный художник или художник-декоратор создает декорации, костюмы, различные предметы обстановки, да и фактически всю среду, окружающую персонажей спектакля. Для этого недостаточно просто уметь рисовать эскизы — надо знать историю, культуру и многое другое, дабы действие смотрелось именно органично и едино.
Художник-график
Художник-график, как и иллюстратор, занимается созданием иллюстраций к книгам в виде гравюр и литографий, а не обычных рисунков.
Художник-реставратор
Художник-реставратор занимается восстановлением и сохранением и консервацией предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также архитектуры. Причем умение сохранить объект старины в нормальном состоянии ценится даже выше, чем способность его восстановить, ведь в последнем случае объект частично становится «новоделом».
Художник по свету (светооператор)
Художник по свету или светооператор занимается программированием и управлением световым пультом во время проведения различных мероприятий, представлений, спектаклей, при съемках кино, на телевидении и т.д. Такой специалист должен знать техническую часть и уметь творчески подойти к задаче освещения сцены.
Места работы
Выражение «свободный художник» появилось неслучайно, да и на сегодняшний день актуальности не потеряло: значительная часть представителей этой профессии предпочитают работать сами на себя. При этом многие художники предпочитают все-таки трудиться в компаниях, занимаясь созданием своих шедевров в свободное время.
Должность художника (чаще дизайнера) существуют в компаниях различного профиля:
- Редакции журналов.
- Полиграфические компании.
- Театры и киностудии.
- Дизайнерские и рекламные агентства.
- Реставрационные мастерские.
- И многие другие.
Обязанности художника
Конечно, должностные обязанности художника существенно зависят от типа организации, мы в качестве примера приведем некоторые из них:
- создание эскизов, набросков, графических прототипов будущих изделий;
- роспись различных поверхностей (тканей, бетона, керамики, бумаги и т.д.);
- компьютерный дизайн и создание 3D-объектов;
- подготовка материалов для типографской печати;
- контроль производства изделий согласно эскизам.
В функции художника может входить участие в конференциях, выставках, работа с клиентами и многое другое.
Требования к художнику
Требования к художнику очень разнообразны и опять таки зависят от специфики деятельности, но, в общем, они таковы:
- среднее специальное или высшее образование;
- опыт работы по профилю;
- портфолио выполненных работ;
- знание компьютера и специальных графических программ.
Иногда требуется знание иностранного языка, истории или культуры определенного времени или народа.
Образец резюме художника
Образец резюме
Как стать художником
Стать художником можно по-разному, в зависимости от выбранного типа деятельности и поставленных целей. Можно вообще нигде не учиться и реализовывать свой талант самостоятельно, но это трудный и тернистый путь.
Можно закончить профильный вуз или иное учебное заведение, где в процессе учебы отточить навыки художников, и найти постоянную работу по специальности.
При этом никогда не стоит забывать о самом творчестве — пополнять портфолио надо постоянно.
Зарплата художника
Подсчитать, сколько зарабатывает художник в среднем по стране проблематично, поскольку доходы по разным специализациям отличается и порой очень существенно. Скажем, средний доход художника-иллюстратора — около 40 000 рублей. А вот зарплата художника-оформителя — всего чуть больше 20 000 рублей.
Еще сложнее определить доходы «вольных художников»: некоторые из них зарабатывают миллионы, другие живут исключительно ради искусства и о финансовой стороне своей деятельности вообще не задумываются.
Близкие профессии: дизайнер одежды, ювелир, иллюстратор.
Источник: https://enjoy-job.ru/professions/hudozhnik/
Создающие сказку: профессия «художник-модельер театрального костюма»
V Муниципальный фестиваль профессий «Шанс на успех»
Муниципальный конкурс ученических проектов «Профессиональный калейдоскоп»
Создающие сказку:
профессия «художник-модельер театрального костюма»
Номинация Конкурса: Профессии «Сферы искусства»
Автор проекта:
Елизавета Соломеина,
учащаяся 8к класса
МБОУ «СОКШ №4»
Научный руководитель проекта:
Г.Ф. Зайнуллина,
учитель русского языка и литературы
г. Нефтеюганск
2017 год
Аннотация
Обоснование проекта
Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что спектакль начинается с манекена, на который одет костюм героя или героини. И уже по этому костюму можно сказать, какой характер будет представлен публике.
Где-то я прочла, что некоторые читательницы журнала «Русский вестник» подкупали наборщиков в типографии, чтобы они давали им прочитать новые главы романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина», не дожидаясь выхода свежего номера в свет, чтобы первыми сшить себе такое же платье, как у главной героини.
В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер высмеивает невежество господина Журдена, заставляя того носить костюм из дорогой ткани, который сшит неправильно.
В пьесе «Три сестры» Антон Чехов в авторских ремарках объясняет, как должны выглядеть его героини: «Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит, задумавшись». В противовес строгости и вкусу появляется Наталия Ивановна, «она в розовом платье, с зеленым поясом».
Но что делать, если автор не оставил описания героев, как это бывает почти во всех драматических произведениях? Вот здесь и появляется художник театрального костюма, который делает так, чтобы представление о внешности героя, сложившееся у читателя, совпало с тем, что он увидит на сцене.
Сценические костюмы используются на цирковой сцене, эстраде, в шоу, театре и кино профессионалами сцены для красочности представления и усиления образов.
В сочетании с другими средствами выразительности и актерского мастерства театральный костюм используется актерами для создания образа героя спектакля или кинофильма.
Исторический театральный костюм в сочетании с аксессуарами и гримом, соответствующий эпохе, месту и другим обстоятельствам сценического действия помогает актеру «вжиться в образ» и добавляет реальности и красочности театральному действию.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – профессиональное самоопределение на основе изучения особенностей профессии «художник-модельер театрального костюма».
Задачи проекта
- Изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;
- Составление профессиограммы «художник-модельер театрального костюма»;
- Анализ рынка труда в ХМАО-Югре на сегодняшний день и в перспективе;
- Определение собственной готовности в профессиональном определении.
Общая характеристика профессии
Художник по костюмам отвечает за создание костюмов для театра, кино или телевидения. Его задачей является создание визуального образа всех персонажей и руководство костюмерами.
Созданный художником по костюмам образ должен соответствовать видению персонажа режиссёром и при этом костюм должен быть аутентичен для характера персонажа и его персонажа и эпохи, производство костюма должно укладываться в выделенные продюсером бюджет и сроки.
Должностные обязанности.
- Исполняет сценические костюмы по эскизам художника-постановщика, разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплект документации, требующейся для изготовления сценических костюмов.
- Обеспечивает наиболее целостную, точную и конкретную реализацию эскизов костюмов.
- При создании сценических костюмов внедряет новейшие достижения в области швейной техники, технологии и новых материалов.
- Руководит подразделением организации исполнительских искусств, изготавливающим сценические костюмы, контролируя раскрой деталей костюма, выполнение указаний художника-постановщика, художника по костюму по фактуре, цвету, крою, объемам и деталям костюма, правильность пошива и других работ по изготовлению костюма.
- Контролирует рациональное использование костюмов, соблюдение технологических правил их эксплуатации, стирки, химической чистки, хранения и транспортировки.
Должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;
- технику и технологию изготовления сценического костюма;
- свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в костюмном производстве;
- правила эксплуатации, хранения и транспортировки костюмов;
- особенности фигур и индивидуальностей актеров организации исполнительских искусств;
- опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления и эксплуатации сценического костюма;
- историю театрально-декорационного искусства и костюма;
- историю литературы, театра, балета;
- методы творческой работы по созданию сценического костюма в организациях исполнительских искусств;
- основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Художник-модельер театрального костюма высшей категории — высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы не менее 5 лет в должности художника-модельера театрального костюма первой категории.
Художник-модельер театрального костюма первой категории — высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы не менее 3 лет в должности художника-модельера театрального костюма второй категории.
Художник-модельер театрального костюма второй категории — среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) без предъявления требований к стажу работы.
Содержание деятельности художника по костюмам в театре и кино
Общее:
В отличие от литературного произведения ни фильм, ни спектакль не содержат информативной исторической справки, ссылок, комментариев во введении или в примечаниях и т.п. Поэтому вся нагрузка по информированию зрителя ложится именно на художников – постановщика, декораторов, художников по костюмам. Отсюда следующие общие для них особенности в работе:
- Воздействие через зрительное восприятие;
- Соответствие эпохе, времени, месту, социальному слою героев – так называемый «исторический силуэт»;
- Соответствие общему замыслу режиссера;
- Взаимодействие с общей цветовой гаммой (настроением) спектакля или фильма;
- Соответствие общему стилю декораций и облику других актеров;
- Обеспечение комфорта и безопасности актера. Например, артист может снять тулуп летом в перерывах между дублями, актер театра – нет, до конца сцены. Каскадерские трюки, где внутри одежды должна быть спрятана система защиты жизни.
Различие:
Театр | Кино |
В зале театра, вы видите реальное, объемное пространство сцены, реальных живых людей | На экране телевизора перед вами – лишь изображение людей и предметов, не человек, а лишь оптический эффект |
Восприятие при искусственном освещении часто меняет цвета или усиливает тени. | восприятие с экрана, следовательно, прежде всего, учитывается особенность преломления цветов при переводе на пленку, а потом на экран. |
непосредственное восприятие глазом, как правило, с большого расстояния, следовательно:Разные углы зрения – прямо, сбоку, сверху – костюм должен выполнять свою роль с любой точки зрения | Зритель смотрит всегда тем же глазом, с того же ракурса, что и камера. |
Минимализм в средствах. Отсутствие мелких деталей. Необходимые детали зрительно увеличиваются – например, в костюме героини 19 века по ходу действия спектакля должны быть расстегнуты пуговицы, например, на перчатках – они должны быть намного больше тех, которые использовались в то время – очень маленькие горошины, которые иногда застегивали специальными крючками, а не руками. Это же касается брошек, пряжек на обуви, колец и серег, булавок в галстуках, украшений на шляпах и т.п. Некоторая «бутафорность» деталей. Если герой использует дополнительные предметы, например, кошелек, он должен быть большого размера, чем в действительности | Возможность увидеть любую деталь очень крупным планом. Максимально внимание к самым мелким деталям, включая белье. Даже структура переплетения нитей в ткани может быть заметны при крупном плане. |
Большая яркость. Отказ от использования полутонов и переходных тонов – издалека, при освещении софитами или в полумраке такие полутона сольются.Общий колорит костюма должен быть темнее/ярче, чем декораций, иначе декорации «выдвинутся» на первый план, затмив актеров | Возможность использовать всю цветовую гамму, включая оттенки или полутона в тех случаях, когда костюм или детали будут показываться с близкого расстояния. Чем ярче сценография в театре, чем она интереснее и изобретательнее, тем больше заметна работа художника. В кино же все иначе – чем работа художника незаметнее и естественнее, тем более она убедительна, тем лучше он справился со своей задачей. Кинохудожник – это, по сути своей, человек-невидимка» (Мясников Г. «Художник кинофильма») |
Возможность использовать материалы, не характерные для эпохи произведения – нейлоновые колготки в 19 веке. «Исторический силуэт» может достигаться с использованием современных технологий кроя | Использование только тех материалов, которые соответствуют эпохе. Использование технологий кроя воссоздаваемой эпохи. |
Как правило, для спектакля шьется один костюм для одного героя, приводится в порядок после спектакля, т.е. костюм «во времени» движется вперед вместе с актерами | Иногда для одного героя шьется много одинаковых костюмов – в дублях с падениями или кровью костюм рвется и пачкается в процессе съемок несколько раз. Кадры с героем в новом костюме могут сниматься после кадров, в которых костюм испорчен. Для героини «Титаника» были сшиты 70 копий белого платья. |
Использование современных технологий – костюмы для «Звездных войн». Отсутствие образцов для копирования, полная свобода творчества художников. «Аватар» — костюмы или новая кожа героев? |
Особое направление – так называемые костюмные (исторические) фильмы. Историческое или костюмное кино – род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого.
Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса).
Роль художника по костюмам здесь настолько важна, что определенные стили в этом жанре получили название именно по костюму:
- Пеплум (женский плащ в Древнем Риме, в Греции назывался Пелос) – высокобюджетные фильмы о древнем мире с пышными костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками. Жанр зародился в Италии, однако наивысшего расцвета достиг в Голливуде в конце 1950-х и начале 1960-х («Бен-Гур», «Спартак», «Клеопатра»).
- Фильм плаща и шпаги — костюмное кино с динамичным развитием действия и фехтовальными поединками, зачастую – экранизации романов Дюма либо фильмы о пиратах. На ролях отважных героев и благородных разбойников специализировались Дуглас Фэрбенкс, Эррол Флинн, Жан Маре.
Другие жанры костюмного фильма:
Из истории профессии
Сколько бы ни было просмотрено в нашей жизни вариаций на тему этой сказки, фильм Надежды Кошеверовой, которому исполнилось уже 70 лет, останется, наверное, самым дорогим сердцу тех, кто видел его в детстве.
Участие великой Раневской и неподражаемого Гарина, слепленная из нищенского бюджета, но от чего-то все равно какая-то поразительно волшебная картинка, и самая удивительная Золушка мирового кино – Янина Жеймо, которой на момент съемок фильма исполнилось уже 38 лет, и у которой было тогда двое детей.
В одной из статей о фильме написано: Чтобы создать красивые интерьеры королевского дворца и костюмы главных героев, съемочная группа в буквальном смысле слова скидывалась на мебель и ткань.
Красивые кресла приносили знакомые и соседи, платья шили из лоскутков или пытались соорудить из нескольких костюмов хоть что-то отдаленно напоминающее «дворцовую» одежду. Но самой большой проблемой оказались хрустальные туфельки.
Янина Жеймо, исполняющая роль Золушки, носила 31-й размер обуви, и найти подходящие и сказочно красивые туфли на ее ногу было невозможно. Пришлось просить дополнительных денег и делать реквизит на заказ. Платье Золушки, созданное из чужой роскоши, обрывков и лоскутков померкшего шика, навсегда останется самым прекрасным из всех, а её хрустальные туфельки – воплощением мечты и сказки.
Профессионально важные качества
Художник, работающий в данной сфере, обязан:
уметь рисовать;
знать швейное дело и различные стили одежды;
быть в курсе последних новостей моды;
уметь работать с технологиями создания костюмов;
знать характеристики тканей и уметь работать со средствами художественной обработки.
Настоящий художник по костюмам должен иметь расширенный кругозор, обладать знанием в области театра, музеев, истории костюма, современного кинематографа и последних новинок моды для получения вдохновения. Художник по костюмам выполняет следующий ряд работ:
разрабатывает эскизы костюмов с учетом размеров модели;
занимается зарисовкой графических вариантов моделей;
занимается изготовлением одежды и костюмов.
Поэтому художник — профессия для людей, обладающих большим творческим потенциалом.
Место работы:
Круг применения этой профессии довольно широк. Специалисты в данном деле работают в ателье, домах моды, на различных швейных предприятиях, а также в качестве частного предпринимателя.
Но известно, что наиболее часто костюмеры трудятся в театральных учреждениях, на телевидении и в сфере кинематографии.
Костюмер входит в группу участников спектакля или фильма, возглавляемую художником-постановщиком.
Куда пойти учиться?
- ВГИК им. С. А. Герасимова;
- Школа-студия МХАТ;
- СПбГУ;
- ГИТИС;
- СПбТА;
- Государственный университет сервиса и экономики (Санкт-Петербург).
За рубежом этому мастерству обучают в Лондонской академии искусств, Королевской академии изящных искусств Антверпена.
Востребованность профессии в ХМАО-Югре
По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 1 132 вакансии по 3 должностям профессии «Художник по костюму в театре». Данных по ХМАО-Югре найти не удалось.
Выводы
Изучив литературу и Интернет-источники, я пришел к выводу о том, что специалисты экологического направления будут всегда необходимы человечеству, т.к.
на них ложится бремя сдерживания корпораций от погони за обогащением в ущерб окружающей среде и бремя просвещения обывателей, живущих по принципу «После нас хоть потоп!», об ответственности перед будущими поколениями за планету, на которой мы все живем.
Литература и Интернет-ресурсы
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017. http://bizlog.ru/
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/12/25/sozdayushchie-skazku-professiya-hudozhnik-modeler-teatralnogo-kostyuma
Как работает художник по костюмам?
При производстве кинофильма на художнике по костюмам лежит огромная ответственность: все бюджеты на одежду героев и массовки, точное попадание цветов в кадр и их взаимодействие, подбор костюмов на складах студии и пошив вещей специально под картину, а также их логистика по местам съёмок. И этот список далеко не полный.
В сегодняшнем материале вы узнаете о том, каков цикл работы художника по костюмам на проекте, а также некоторые неочевидные детали этой профессии.
Большое спасибо замечательному художнику по костюмам Дмитрию Андрееву за мастер-класс, который стал основой для этой записи!
Дмитрий Андреев
Начать, как всегда, следует с терминов. В обыденной речи люди часто путают понятия «художник по костюмам» и «костюмер». Несмотря на созвучие, это разные профессии. Условная иерархия в этом сегменте кинопроцесса строится таким образом:
- Режиссёр
- Художник-постановщик
- Художник по костюмам
- Ассистент художника по костюмам
- Костюмер
Итак, последние три пункта — это, в англоязычной терминологии, costume department.
Художник по костюмам отвечает за всё вместе — это и бюджет, и концепция каждого персонажа, и разработка каждого костюма с выбором материалов и заказом, а нередко и самостоятельным пошивом изделий.
Ассистент художника по факту выполняет те же самые задачи, но их объём определяется художником, и ответственность ассистент несет уже перед ним. Костюмеры же никак не отвечают за «стратегическую» работу над костюмами.
Они работают непосредственно с вещами: в зоне ответственности костюмеров уход за изделиями, их транспортировка, подгонка по фигуре, когда это необходимо. Также на них лежит доскональный учёт того, во что одет каждый из актёров в каждой сцене, вплоть до самых мелких деталей вроде запонок или пуговиц.
Костюмы фильма “Отель Гранд Будапешт”, художник Милена Канонеро
Теперь самое время понять, каков же порядок работы над проектом для художника по костюмам. Пунктов масса, но постараюсь изложить их лаконично.
- Чтение сценария и выстраивание первичных образов героев в собственном сознании.
- Общение с продюсером. Почти без исключений на каждом отечественном проекте оговаривается, что зарплата будет маленькой, бюджет ещё меньше, а сроки — совершенно неподъёмными. В среднем разработка костюмов для одного проекта занимает месяц-полтора, причём это включает не только «бумажную» часть, но и непосредственный пошив изделий! Представьте, каково это для «костюмных» фильмов, где количество предметов одежды измеряется даже не десятками, а порою сотнями. Со своей стороны добавлю, что срок производства одного bespoke-костюма у профессионального портного — месяц-полтора.
- Общение с режиссёром и художником-постановщиком. На этом этапе герои начинают воплощаться в жизнь. Художник по костюмам и режиссёр редко встречаются на этапе пре-продакшена (до съёмок), поэтому необходимо чётко утверждать, какие костюмы будут в кадре и какое они должны создавать впечатление.
- Первые актерские пробы. На них актеров чаще всего одевают в «подбор», готовые костюмы со складов киностудии. Художник по костюмам не только обязан присутствовать на пробах, но также и должен подобрать костюмы из подбора, которые максимально близки к его финальному видению персонажа. Уже на пробах персонаж «рождается» и начинает формироваться в то, чем он станет на экране.
Эскиз костюма Бонни Паркер в фильме “Бонни и Клайд”, художник Теадора Ван Ранкл
- Подготовка референсов и эскизов для фильма. Это главный из «креативных», нематериальных этапов работы — на нём принимается решение о том, какие образы, фотографии или детали послужат основой для внешнего вида персонажей. Обычно художник по костюмам ассоциирует каждого персонажа с тканью своего цвета, фактуры и рисунка. Каждое из этих свойств должно отражать его характер — к примеру, персонаж в мягкой клетчатой шерсти тёплых оттенков будет почти полной противоположностью персонажу в жёсткой, похрустывающей и «холодной» тафте. Референсы для образа — не обязательно рисунки художника (ими в нашей индустрии вообще пользуются не так часто). Это могут быть фотографии из соответствующей эпохи, литературные или кинематографические ассоциации, иногда даже музыкальные произведения или объекты живой/неживой природы.
- Закупка тканей и материалов. После того, как общее представление о костюмах получено, приобретаются материалы. Не всегда в наших магазинах можно найти что-то, что соответствует требованием художника, поэтому часто заказ осуществляется из-за рубежа. Разумеется, рамки бюджета иногда слишком жестки, поэтому приходится прибегать к таким ухищрениям, как искусственные материалы (бижутерия или синтетика), недостатки которых «скрадываются» камерой или цветокоррекцией. Впрочем, в нашу эпоху с этим возникают сложности, так как цифровая съёмка даёт слишком чёткую картинку, которая обнажает даже самые мелкие детали.
Платье Киры Найтли в фильме “Искупление” и художник по костюмам Дебора Надулман Лэндис
- Пошив изделий. Как я уже упоминал, большинство костюмов для актёров второго плана и массовки берутся из «подбора» (но нередко видоизменяются — искусственно состариваются, подгоняются по размеру и пр.), но почти всегда костюмы главных героев делаются специально под проект. Пошив осуществляется в театральных и частных мастерских или в пошивочных киностудий. В создании костюмов необходимо разделять «правду жизни» (например, тот факт, что аристократки XIX века могли менять платье пять раз за день) и «правду искусства», причём дело тут не только в ограниченном бюджете. Герой должен запомниться, сформировать образ в сознании зрителя. Невозможно, чтобы персонаж носил один и тот же костюм несколько «киношных» лет, но если действие происходит в течение нескольких дней или даже месяца, двух-трех костюмов обычно бывает достаточно.
- Примерка готовых костюмов. На этом этапе художник встречается с актёрами и окончательно «цементирует» образы персонажей в позах, особенностях поведения и взаимодействия с их костюмами, фотографиях. Идеально, если на этом мероприятии присутствует и режиссёр, чтобы избежать неожиданностей на съёмочной площадке. Бывают и случаи замены актёра прямо перед съёмками, тогда костюм приходится перешивать, зачастую с нуля. Конечно, такие форс-мажоры сказываются на финальном результате, так как художник разрабатывает костюм под фактуру и манеры конкретного актёра.
Кадр из телефильма “Бесы”, художник Д. Андреев
- Логистика изделий и съёмочный период. Чаще всего художники по костюмам присутствуют на площадке, хотя иногда их заменяют ассистенты. Здесь важно, чтобы костюмы правильно сидели на актёрах, чтобы манера держаться и вести себя в костюме соответствовала образу и социальному положению персонажа. За этим нужно внимательно следить, так как не все актеры сами знают исторические особенности (к примеру, что снятый цилиндр не кладётся на стол, а ставится на пол).
- После съёмок. К сожалению, в российском кинобизнесе участь костюмов незавидна — они редко попадают даже в «подбор» будущих лет, так как хранение обходится слишком дорого. Продюсеры обычно забирают костюмы и либо хранят их самостоятельно (чаще всего с этого момента судьба изделий неизвестна), либо уничтожают, как это случилось с большинством костюмов массовки «Сибирского Цирюльника». Отдельные вещи сохраняются у художников по костюмам и хранятся в частных мастерских-примерочных, нередко попадая на тематические выставки.
Несмотря на все бюджетные и временные ограничения, российские художники по костюмам зачастую выдают результат не хуже, чем их голливудские коллеги. Они достоверно воспроизводят крой и технологии эпох и делятся секретами мастерства в публичном пространстве, а не только в профильных киношколах. Спасибо им за это!
А вам спасибо за чтение материала!
Обязательно подпишитесь на How To Make A Man ВКонтакте
Источник: https://howtomakeaman.wordpress.com/2015/07/16/costume-designers/