Информация для тех, кто хочет правильно организовать свою деятельность во время научной практики

Организация времени. Способы тайм-менеджмента

Организация времени — это все тот же, кому-то уже поднадоевший тайм-менеджмент. Друзья, у вас хорошо получается правильно организовать свое время и время других людей, с которыми вместе необходимо работать? Согласитесь, что от правильного управления своим временем зависит, насколько успешно будет выполнены задачи и достигнуты цели.

Вы наверное знаете, что успешные люди успевают сделать намного больше, чем те из нас, кто не задумывается еще об этом. Да, они владеют особыми техниками, которые позволяют им добиваться больше, это не секрет. Секрет в том, что хотя и есть общепризнанные методы и способы управления временем, у каждого из них — свои, те которые эффективно срабатывают именно у них.

Эти способы наработаны временем, опытом и практикой. Проверку временем, водой, огнем и медными трубами прошли различные советы и рекомендации от гуру тайм-менеджмента, но выстояли и остались только те, которые соответствуют целям и задачам конкретного человека, его физическому и нравственному состоянию, его возможностям и видению.

Почему не любят тайм-менеджмент?

Очень часто люди не начинают заниматься тайм-менеджментом, так как думают, что придется делать все по часам.

Я помню, когда была необходимость протестировать время сотрудников для анализа и прогноза продаж, почти все менеджеры в штыки встретили распоряжение расписать свой рабочий день практически поминутно, выполнить хронометраж, в качестве однодневного эксперимента. Замечу, что в то время, 2007 год, ко многим организационным моментам относились с таким же негативом и пренебрежением.

А нужно было всего лишь выяснить — куда уходит время и что нужно сделать, чтобы не терять его напрасно. Первый эксперимент, конечно, не удался таким, как задумывался, но все же определенную пользу и порцию информации руководителям принес.

Способы тайм-менеджмента

Я для себя уяснила, что на этом этапе важно поручать сотрудникам краткосрочные задачи — те, на выполнение которых может уйти полтора-два часа рабочего времени.

То есть, если есть большая задача, то лучше разбить ее на части и выполнять отчитываться по ней поэтапно. Этот способ называется «Съешь слона по кусочку», и знаете, он отлично работает.

Обратите внимание

Кстати, о нем вы можете прочитать в моей статье «Как повысить свою работоспособность или как съесть на завтрак лягушку».

Такой прием можно применять не только на работе, но и в повседневной жизни, постараться с детства приучать к нему своих детей. Измерили — проанализировали — спланировали — выполнили — проанализировали. Несколько шагов на начальном этапе и многократное повторение приведут к выполнению действий на автомате, через какое-то время станет привычкой и будет выполняться на подсознательном уровне.

Тайм-менеджмент — это удобно

Вообще, тайм-менеджмент — очень гибкая и удобная вещь. Его можно и нужно настраивать под себя.

Зачастую организация времени требуется исключительно в тех случаях, когда мы делаем, потому что надо, замечали? Вроде бы и дело интересное, но может немного поднадоело, может настроение или самочувствие не подходящее, может быть просто лень, вот тогда приходится включать внутренние механизмы самодисциплины, настраивать мотивацию на нужный уровень и контролировать свою деятельность.

А когда этим не приходится заниматься, вспомнили? В двух случаях: когда лень и безделье полное, и когда мы настолько увлечены работой или делом, что не замечаем, как несется время. В таких случаях говорят: «Не успел оглянуться, а рабочий день закончился».

Где правда?

Истина всегда где-то находится посередине, тем не менее, если какие-то рекомендации помогают быть эффективнее одному человеку, то они могут быть эффективными еще хотя бы для нескольких человек.

Сейчас мы не будем обсуждать, как организовать свое время, когда нас одолела лень-матушка, или когда в душе горит энтузиазм.

Я поделюсь с вами двумя простыми способами, которые могут быть для вас эффективными, когда работать просто надо.

2 простых способа организации времени

Первый способ:

Просто делать.

Второй способ:

Просто делать чаще перерывы.

Улыбаетесь? Вижу ваше непонимание… На самом деле, друзья, способы проверены временем. Уверяю, что для кого-то из вас они будут спасательным кругом в нужный момент.

Лучше делайте больше перерывов, можно через пятнадцать минут, можно через 10 или 5 минут, но даже в этом случае, вы будете двигаться вперед, а не стоять на месте.

Вы не заметите, как втянетесь в работу и перерывы вам уже будут не нужны.

О техниках

Это очень простые способы для организации своего времени. Я знаю, что применяя различные техники тайм-менеджмента, такие как планирование задач, деление дел на важные и срочные, техника «помидора», ведение ежедневника, использование онлайн-сервисов — планировщиков дел и т. д., в результате будут значительно ускорять нашу деятельность, это бесспорно.

Но все же надо найти главное, к чему прислушивается ваш организм, и не сильно сопротивляется сознание. Найти то, что будет помогать именно вам.

Делим свои дела

Давайте вспомним еще раз, что все наши дела можно разделить на 4 группы:

  • Срочные — Важные
  • Важные — Не срочные
  • Срочные — Не важные
  • Не срочные — Не важные

Найдите информацию об этом методе Эйзенхауэра, и научитесь применять его при планировании. И делайте в первую очередь Главные вещи: срочные и важные.

Этот метод мне очень помог справиться с огромной текучкой дел, которым не было конца и края в то время, когда я работала руководителем филиала рекламной компании, и одновременно велась работа над несколькими равнозначными по важности направлениями.

Кто и кем управляет?

Постепенно становилось понятно, что уже не текучка мной управляет, а я управляю делами и успешно организовываю свое время.

Вовремя помогли советы Артема Фарьевича про «обезьянку», которую менеджеры постоянно сажали на мою шею, я научилась возвращать им их же «обезьянку», они должны были сами с ней договориться.

Научилась вовремя говорить «нет», отказывать, не обижая другого человека, вежливо закончить разговор, если понимала, что он крадет мое время.

Друзья, все это очень интересно, на самом деле. Сейчас, порой, даже сложно понять, что более эффективно действует при решении и выполнении тех или иных задач. Важно понять, что у вас будут работать свои собственные методы, которые окажутся эффективными именно для вас.

Когда понимаешь, что умеешь ценить свое время и время других людей, становится понятно, что ты начинаешь больше успевать за то же время, что и раньше. Ты понемногу овладеваешь искусством тайм-менеджмента, главная задача которого — организация времени.

В заключении

Друзья, нужно всегда помнить, если начинается перегруз, можно остановиться и сделать глубокий вдох и выдох. Тоже отличное средство — помогает! Нам всегда хочется равновесия: и душевного, и физического, и материального… Наша жизнь напрямую зависит от качества нашего времени, которое мы уделяем работе, семье, друзьям, путешествиям.

Когда мы знаем, ради чего мы работаем над собственной личной эффективностью, а это безусловно мы сами и самые дорогие люди в нашей жизни, без всякого сомнения, качество нашей жизни будет улучшаться. А это именно то, ради чего стоить жить, творить и достигать баланса между здоровьем, богатством и счастьем.

Другие, не менее интересные статьи вы сможете найти здесь>>>. Буду признательна, если поделитесь простыми способами со своими друзьями.

Важно

На десерт — оригинальный и увлекательный способ организации своих дел. Даже если вы не знаете английский — вам будет все понятно. Смотрите!

«Успевайте больше за меньшее время вместе с 

Источник: https://kopilkasovetov.com/lichnaya-effektivnost/organizatsiya-vremeni-prostyie-sposobyi

Производственная практика для студентов

Производственная практика для студентов – важная составляющего учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии.

Работодатели же за время «третьего семестра» получают возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам, привлечь на предприятие молодые перспективные кадры.

Поэтому, чтобы извлечь из практики максимальную пользу, учащимся вузов важно серьезно к ней отнестись.

Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.

Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.

Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.

В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи.

Цель

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Задачи

Главные задачи производственной практики:

  • закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний;
  • освоение технологии процессов, получение профессиональных умений;
  • знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях.

Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.

Виды и сроки

В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.

ТипСодержание
Ознакомительная Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия.
Технологическая Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя.
Преддипломная Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома.

Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.

Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.

Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).

Совет

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.  

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.  

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.  

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану.

Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве.

Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты.

В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Читайте также:  Сколько стоит обучение в мгу по договору или как поступить в вуз за деньги

Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

Совет от эксперта

Ковалева Ольга Владимировна

Директор рекрутингового агентства «Либертран».

При приеме студентов на стажировку, а в последующем и на работу мы много внимания уделяем оценке soft skills (надпрофессиональные навыки) кандидатов. Фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память крайне важны для того, чтобы вы смогли стать частью нашего коллектива.

Для их развития я настоятельно рекомендую использовать бесплатный онлайн-тренажер . Есть статистика за 2017 — 2019 года. 94% стажеров и практикантов, прошедших полный курс обучения были приняты на работу в крупнейшие компании страны, а в течение года получили повышение по должности и увеличили свою зарплату в 1,7 раз.

Также интересны данные по студентам. Их средний балл по диплому составил 4,8. При этом многие отмечают, что стали значительно меньше времени тратить на учебу, т. к. материал стал усваиваться моментально. И все это после занятий всего лишь в течении…

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/students/primenenie/praktika-dlya-studentov.html

10 способов организации времени | Советы и рейтинги

Автор: Katrin | Рубрика: Советы и рейтинги | Дата: 10 июня 2012

Я часто встречаю людей, которые жалуются на свою неуспеваемость. Они говорят, что им не хватает времени сходить в тренажёрный зал или бассейн, не хватает времени нормально поесть и т.д. Вот если бы в сутках было бы больше 24-х часов, то они бы успевали всё.

На самом деле, жалобы на отсутствие времени связаны не с количеством часов в сутках, а,  прежде всего, с плохой саморганизованностью. Можно научиться управлять своим временем, для этого нужно знать основы тайм-менеджмента. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Для начала, что же такое тайм-менеджмент?

Управление временем (англ. Time management) или другими словами «Искусство успевать» — это умение определять, что является главным, а что — второстепенным, на что, в первую очередь, стоит обратить внимание, а что может и подождать.

Чарльз Ричардс говорил, что не стоит верить календарным дням. В году может быть столько дней, сколько вы пожелаете. Один человек тратит год на то, что реально сделать за неделю, в то время как другой проживает за неделю события целого года. Я полностью согласна с его утверждением.

А русскую пословицу: «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», на мой взгляд, можно отнести к главному принципу тайм-менеджмента.
Лично я в своей жизни руководствуюсь  10 способами организации времени, благодаря которым, успеваю делать всё то, что мне действительно хочется делать.

Обратите внимание

Предлагаю их вашему вниманию. Освоив эти способы, вы определённо научитесь «искусству успевать».

Итак, начнём организовывать свой день:

1. Фиксируем события дня

Проследите, сколько времени вы тратите на те или иные события в вашей жизни. Для этого вам понадобится часы, бумага и ручка. В конце дня просмотрите список. Вполне возможно, что в нём окажутся события, которые не представляют для вас особой важности.

Путём несложных математических действий можно посчитать сколько времени вы тратите в пустую и представить что за это время вы смогли бы сделать действительного важного для себя.

Лично я давно отказалась от ненужных долгих разговоров по телефону, просмотра телевизора — времени стало гораздо больше.

2. Стараемся отказаться от тех дел, в которых нет необходимости

Взгляните на свой список, постарайтесь выстроить приоритеты — выберете те события или действия, которые для вас представляют особую важность: ходить на работу, регулярно питаться, заниматься спортом, прочитать новости в интернете, отдыхать и т.д. У каждого этот список будет свой.

Только отмечайте пункты так, как будто вы сами выбираете чем вам сегодня заняться, а не то, что вы должны делать. Думаю, найдутся такие люди, которые не захотят видеть в своём списке пункт «ходить на работу», а скорее приоритетом для себя выставят досуг.

Но ведь всё время отдыхать  тоже скоро наскучит, да и если работа вызыает у вас отрицательные эмоции и не приносит удовольствия, зачем вы тогда на неё ходите, может пришло время задуматься, что в жизни стоит что-то поменять? Помните, вы ничего никому не должны.

Тайм-менеджмент необходим для того, чтобы научить человека делать выбор, тем самым контролировать свою жизнь и не позволить окружающему миру управлять им и решать за него.
Обладая такими навыками, вы сможете определить те действия, которые для вас не представляют особой важности, отказаться от них и потратить это время на более интересные занятия.

3. Применяем Закон Паркинсона

Суть Закона Паркинсона в том, что решение вопроса будет затягиваться и усложняться в зависимости от времени, которое вы готовы на него потратить.

Это значит, что если вы определили для себя решить вопрос в течение дня, обязательно всё сложится так, что для поиска решения этого вопроса понадобится гораздо больше времени, чем вы задумали первоначально.

Важно

В любой ситуации необходимо сначала сфокусироваться на поиске решения проблемы, дать себе конкретные временные рамки — час, два часа (а не целый день), неделя (а не месяц) на осуществление задуманного. Например, вы поставили себе цель научиться танцевать сальсу к осени. В этом случае временные рамки выставлены не конкретно.

Достижение цели может растянуться на весь осенний период — 3 месяца. Целеообразно определить для себя конкретное время, например, 1-ое сентября.  Может вы и не научитесь именно к этому дню танцевать сальсу, но  согласно Закону Паркинсона, мысль о том, что вы ограничены по времени конкретным днём,  подстегнет ваше мышление и заставит сконцентрироваться на достижении поставленной цели.

4. Определяем для себя информационные рамки

В нашем мире при наличии СМИ, Интернета общество не защищено от потока информации. Я бы даже сказала, что порой перенасыщено совершенно ненужной информацией. Если вы хотите развиваться личностно, то должны быть готовы к тому, что вам, скорее всего, придется реже смотреть телевизор, листать журналы и газеты, играть в компьютерные игры и сидеть в социальных сетях.

Отказ от этих действий или хотя бы ограничение во времени освободит массу времени, которое можно потратить на действительно важные полезные дела, которые внесут лепту в ваш личностный рост. Но если уж очень хочется посмотреть любимый сериал или полистать модный журнал, и отказать себе в этом практически нереально, можно найти компромисс. Как именно? Читаем дальше.

5. Совмещаем несколько занятий с пользой для себя

Для того, чтобы максимально организовать свой день и проводить его с пользой и удовольствием можно научиться совмещать несколько дел одновременно, другими словами, научиться совмещать приятное или необходимое с полезным. Например, во время просмотра любимой телепередачи можно покачать пресс или покрутить обруч.

Поход в бассейн или шопинг можно организовать вместе с друзьями, таким образом, вы позанимаетесь спортом или купите себе желаемую вещь и заодно проведёте время в приятной компании.

Многие из нас ежедневно тратят большое количество времени на ожидание чего-либо, например, на дорогу до того или иного места или на ожидание своей очереди на приём к врачу. Это время тоже можно проводить с пользой, например, заняться чтением полезной и интересной литературы или прослушиванием аудиокниги.

За это я очень ценю разнообразные устройства технического прогресса. Электронная книга всегда со мной и я точно знаю, чем занять себя во время поездки вместо того, чтобы смотреть бесцельно по сторонам.

6. Постоянно спрашиваем себя: важно ли то, что я сейчас делаю?

Задумайтесь, сколько времени за день вы тратите на действительно важные для вас дела?! Чаще всего, получается, что большую часть времени мы заняты чем-то не особо важным, хотя и не осознаем этого.

Если в один прекрасный момент вы спросите себя, что вы делали в течение дня, то неожиданно можете обнаружить, что могли бы найти лучшее применение своему времени вне зависимости от того, где конкретно в этот момент вы находились: дома или на работе.

Чтобы избежать такого разочарования, рекомендую вам в период любого действия задавать себе вопрос: важно ли то, что я сейчас делаю? Можно даже в качестве внешнего напоминания использовать разнообразные предметы, например, наклеить стикер или поставить заставку на рабочий стол вашего компьютера.

7. Будем собранными

Многие из нас живут по принципу главной героини Скарлетт Охара из фильма «Унесённые ветром»: я подумаю об этом завтра. Живя по такому прнципу, люди в  надежде полагают, что кто-то их работу выполнит за них или проявит инициативу, на ожидании этого мы тратим время.

Тайм-менеджмент — это не откладывание на потом, того, что можно сделать сегодня. Вместо попыток найти объяснение и оправдание своему безделью, выработайте в себе привычку выполнять все поручения сразу. Хочу привести свой собственный пример тайм-менеджмента.

Совет

Каждый день, придя на работу, я обдумываю все дела на сегодня, затем записываю их в ежедневник либо делаю это по окончанию предыдущего рабочего дня. После выполнения какого-либо пункта из списка, вычёркиваю его.

Если в конце рабочего дня я обнаруживаю, что все пункты вычеркнуты, значит, день прошёл с пользой, и я продвинулась на шаг к намеченной цели. Заметила за собой, что с помощью ежедневного составления такого плана на день, я стала более организованной.

8. Не распыляемся по мелочам

На этом этапе важно чётко определить первостепенные задачи, требующие тщательного внимания. Многие могут подумать, что управлять временем, это значит, чем больше дел выполнять одновременно, тем скорее закончишь работу. Это неправильное убеждение.

Если дело требует концентрации внимания и тщательного планирования, следует акцентироваться только на нём.

Иначе это может привести к путанице, раздражению, перенапряжению, и в результате вы потеряете гораздо больше времени, чем понадобилось бы, если бы вы решали все вопросы по очереди.

9. Учимся работать в тишине

Ваше рабочее место должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало вас от дела. Уберите подальше то, что может заставить вас отвлечься — закройте дверь, отключитесь от Интернета, выключите телефон и наведите порядок на столе. Затем выберите себе какое-то одно занятие из вашего списка первоочерёдности и доведите его до конца.

10. Занимаемся своим здоровьем

Не секрет, что от нашего самочувствия зависит и продуктивность нашей деятельности. Если, возвращаясь домой с работы или с учёбы, вы чувствуете себя обесиленым, скорее всего, по приходу домой вы поужинаете и растянетесь на диване перед телевизором. Если так будет ежедневно, продуктивность вашей работы будет снижаться.

Вы можете увеличить количество энергии, для этого просто необходимо заняться спортом и правильно питаться. Многие из вас в недоумении спросят: как после насыщенного рабочего дня, когда чувствуешь себя как «выжатый лимон» можно заниматься спортом?! Можно и нужно.

Спорт и правильное питание помогут вам не только улучшить свою физическую форму, но и увеличить способность к концентрации. А это значит, что вы будете справляться с поставленной задачей быстрее, и при этом у вас останутся силы на занятия другими делами  после окончания работы.

Попробуйте придерживаться этих 10 пунктов, и вполне возможно — неожиданно для себя заметите — что времени действительно бывает много. Я в своей жизни активно применяю тайм-менеджмент и могу утверждать, что оставаться в тонусе и при этом быть успешным в работе — это реально!

______________________________________________________________________________________
В статье использованы материалы сайта: www.positivityblog.com

Источник: http://tonus.by/sovety-i-reitingi/kak-vsyo-uspet-10-sposobov-organizacii-svoego-vremeni.html

Учебная практика студентов — Все о кадрах

Освоение профессии невозможно без получения первоначальных профессиональных навыков.

Такие навыки обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам получают во время прохождения учебных и производственных практик.

Какими нормативными документами регламентируется организация практики для студентов, какие расходы при этом несет учебное заведение, как их отражать в бухгалтерском учете — рассмотрим в этой статье.

Обратите внимание

Согласно определению, данному в Законе об образовании, практика — это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (п. 24 ст. 2).

Читайте также:  Как обосновать актуальность выбранной темы в монографии

Проведение практики предусмотрено основными профессиональными образовательными программами (п. 6 ст. 13 Закона об образовании). Организацией такой практики должно заниматься образовательное учреждение. Она может проходить как в самом учреждении, так и на основе договоров — в организациях, осуществляющих деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе.

Рассмотрим особенности организации и проведения практики в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

Практика студентов СПО

Прохождение практики студентами СПО регламентировано Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291 (далее — Положение N 291).

В учреждениях СПО организуется два вида практики по специальности (п. 2 Положения N 291):

— учебная;

— производственная.

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности (п. 6 Положения N 291).

В свою очередь, производственная практика в СПО предусматривает два этапа:

— практику по профилю специальности;

— преддипломную практику.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

Согласно п.

 9 Положения N 291 учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в других организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между образовательным учреждением и этой организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

Важно

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и организацией. В период прохождения такой практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы практики (п. 11 Положения N 291).

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики (п. 17 Положения N 291).

В силу п.

 19 Положения N 291 организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.

Как видим, в Положении N 291 не дано разъяснений по вопросам материального обеспечения организации учебной и производственной практики в СПО.

Возможно, это связано с тем, что, как правило, в учреждениях СПО не предусмотрена организация выездных практик и в связи с этим нет необходимости нести дополнительные расходы.

Преподавателям и мастерам производственного обучения плата за руководство практикой предусмотрена системой оплаты труда. В силу Указаний N 65н расходы учреждения в этом случае будут производиться за счет подстатьи 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Если все-таки прохождение учебной или производственной практики студентами СПО связано с выездом за пределы населенного пункта, где расположено учебное заведение, то необходимые расходы по проезду и проживанию обучающихся должны компенсироваться образовательной организацией. Денежные средства на эти цели должны быть предусмотрены бюджетной сметой (в казенных учреждениях СПО) или планом ФХД (в бюджетных и автономных учреждениях) по следующим статьям расходов (Указания N 65н):

— на проезд — по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

— на проживание — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;

— на выплату суточных и на питание — по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

При проведении учебной и производственной практики на базе учебного учреждения оно может нести расходы материального характера, например по приобретению расходных материалов, из которых или с помощью которых студенты во время практики будут изготавливать определенные ее программой изделия.

Практика студентов ВПО

Прохождение практики студентами ВПО организуется в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1154 (далее — Положение N 1154).

Как и в учреждениях СПО, практика в вузах делится на учебную и производственную (п. 5 Положение N 1154).

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: получение первичных профессиональных умений, ознакомление и др. Производственная практика включает в себя, как правило, практику по профилю подготовки (технологическую, исполнительскую, лаборантскую и т. п.

), научно-исследовательскую, научно-педагогическую и преддипломную практики. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Согласно п.

Совет

 7 Положения N 1154 учебная практика может проводиться в структурных подразделениях вуза или на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Для руководства практикой студентов назначаются отдельные лица от образовательного учреждения и от предприятий (учреждений, организаций) (п. 8 Положения N 1154).

Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами ВПО, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, по которым указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

Студенты вузов могут быть зачислены в штат организации на время прохождения практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию (п. 10 Положения N 1154).

Администрация вуза должна своевременно распределять студентов по местам практики и обеспечивать их билетами на проезд и денежными средствами.

Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве, производственную и преддипломную практики, как правило, проходят у своего будущего работодателя (п. 11 Положения N 1154).

Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы вуза и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком (п. 12 Положения N 1154).

Обратите внимание

Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Следует обратить внимание, что продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях должна соответствовать нормам трудового законодательства. Такая продолжительность составляет:

— для студентов в возрасте от 15 до 16 лет — не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ);

— для студентов в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);

— в возрасте от 18 лет и старше — не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

В отличие от Положения N 291, регулирующего организацию и прохождение практики студентами СПО, Положением N 1154 регулируются вопросы материального обеспечения практики студентов ВПО.

Согласно п.

 19 Положения N 1154 в период прохождения практики за студентами, получающими стипендию, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики сохраняется и стипендия.

Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими трудовых обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также согласно договорам, заключаемым высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм (п. 20 Положения N 1154).

В силу п.

 21 Положения N 1154 за период прохождения всех видов практики, связанной с выездом из места расположения высшего учебного заведения, студентам выплачиваются суточные в размере 50% нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно.

К сведению. Размер суточных установлен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 и составляет 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. Значит, для студентов суточные будут составлять 50 руб.

Важно

Проезд студентов к месту практики и обратно оплачивается в полном размере. Проезд студентов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счет средств вуза (п. 22 Положения N 1154).

Проезд студентов в места прохождения практики, не связанные железнодорожными и водными путями с местом нахождения вуза, оплачивается высшим учебным заведением на основании предъявленных документов (п. 23 Положения N 1154).

То есть в первом случае билеты приобретаются непосредственно вузом, а во втором их приобретают сами студенты и затем предъявляют их к оплате в учебное заведение.

Обратите внимание! На студентов, принятых в организациях на должности, распространяются нормы ТК РФ, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками (п. 24 Положения N 1154).

Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится (п. 25 Положения N 1154).

Суточные также не выплачиваются, если учебная практика студентов проводится в структурных подразделениях вуза, расположенных по месту его нахождения.

На основании Указаний N 65н перечисленные выше расходы вуза будут осуществляться за счет:

— подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ — оплата проезда студентов к месту прохождения практики и обратно;

— подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ — оплата услуг по организации питания и проживания студентов (найму жилых помещений) в месте проведения практики, а также расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ — выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации) студентам.

Отражение в бухгалтерском учете расходов по организации практики

Рассмотрим на примерах, как будут отражаться в учете образовательных учреждений операции по организации практики студентов. Напомним, что казенные учреждения должны при этом руководствоваться Инструкцией N 162н, бюджетные учреждения — Инструкцией N 174н, а автономные учреждения — Инструкцией N 183н.

Пример 1

В бюджетном учреждении СПО в соответствии с учебным планом студенты 3-го курса по специальности «Сварщик» еженедельно по два дня в неделю проходят производственную практику на базе учебного заведения. Руководство практикой осуществляет мастер производственного обучения.

Его заработная плата за руководство практикой — 6 000 руб. в месяц. Кроме этого, для нужд практикантов со склада выданы сварочные электроды на сумму 4 000 руб.

Совет

Все расходы учреждения произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и в соответствии с учетной политикой учреждения отнесены на себестоимость услуг по основному виду деятельности.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена заработная плата мастеру производственного обучения 4 109 60 211 4 302 11 730 6 000
Произведены начисления на оплату труда мастеру производственного обучения (6 000 руб. х 30,2%) 4 109 60 213 4 303 02 7304 303 06 7304 303 07 7304 303 10 730 1 812
Начислен НДФЛ с заработной платы мастера производственного обучения (6 000 руб. х 13%) 4 302 11 830 4 303 01 730 780
Израсходованы электроды на нужды практики 4 109 60 272 4 105 36 440 4 000

Рассмотрим пример организации практики в вузе.

Пример 2

В автономном образовательном учреждении организована выездная практика студентов 4-го курса на 14 дней. Руководство практикой будет осуществлять специально привлеченное лицо по гражданско-правовому договору. Размер оплаты данных услуг составит 20 000 руб. Доставка к месту проведения практики студентов осуществляется железнодорожным транспортом.

Билеты приобретены вузом и их стоимость составила 63 000 руб. Расходы на услуги по проживанию и питанию студентов — 240 000 руб. Расходы на выплату суточных студентам — 14 000 руб. (20 чел. х 50 руб. х 14 дн.). Все выплаты начислены за счет средств субсидии на выполнение госзадания и отнесены на себестоимость услуг по основному виду деятельности.

Читайте также:  Виды обучения в педагогике: зарождение педагогической мысли, виды и формы обучения

В бухгалтерском учете автономного учреждения начисление данных расходов будет отражаться следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена заработная плата руководителю практики 4 109 60 226 4 302 26 000 20 000
Произведены начисления на оплату труда руководителю практики (20 000 руб. х 27,1%)* 4 109 60 226 4 303 07 0004 303 10 000 5 420
Начислен НДФЛ с заработной платы руководителя практики(20 000 руб. х 13%) 4 302 26 000 4 303 01 000 2 600
Приобретены билеты вузом 4 109 60 222 4 302 22 000 63 000
Отражены расходы на услуги по проживанию и питанию студентов 4 109 60 226 4 302 26 000 240 000
Отражены расходы по выплате суточных студентам 4 109 60 290 4 302 91 000 14 000
*Страховые взносы в ФСС и страховые взносы на травматизм на выплаты по договорам гражданско-правового характера не начисляются (ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ )

* * *

Организация практики студентов — это обязательная составляющая обучения по профессиональным образовательным программам СПО и ВПО. Учреждение, организующее практику студентов, несет при этом различные расходы. Если практика организуется по основному виду деятельности учреждения, эти расходы должны быть отнесены на себестоимость оказываемой услуги.

Источник: http://info-personal.ru/obuchenye-rabotnikov/uchebnaya-praktika-studentov/

Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности

1Жиркова З.С. 11 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.

Аммосова», ЯкутскОдной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений.

Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату.

В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.профессиональная деятельность1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.

– 148 с.3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф.

Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

  • практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;
  • выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика.

Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е.

вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика — комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой [5].

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу­чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности [2].

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

Обратите внимание

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

  • способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;
  • разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;
  • формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

  • развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;
  • формирование предметной области, рефлексивной культуры;
  • овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми.

Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя.

Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива»[1].

Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» [3, С. 154].

Важно

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса — это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

  • контроль образовательного процесса;
  • его оценку по различным параметрам;
  • аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений.

Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара.

Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности [4].

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А.

Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки.

Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной [4], при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

Совет

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

Пункты анкеты

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

+

+

+

+

+

2. Уверенно владеет учебным материалом

+

+

+

+

+

3. Качественная речь

+

+

4. Ненасильственные приемы обучения

+

+

+

+

+

5. Устанавливает межпредметные связи

+

6. Использует:

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

+

+

+

+

в) динамические дидактические материалы

+

+

+

+

+

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

+

+

9. Поощряет:

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

+

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

+

+

+

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

+

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

+

12. Во время заканчивает урок, занятие

+

+

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

+

+

+

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

+

+

+

г) рефлексивного обучения

+

+

+

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

+

+

Сумма

6

8

10

11

14

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам.

Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока­зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам.

Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания.

По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е.

отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды.

На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

Обратите внимание

По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека.

На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования.

Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации.

В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

  • углубили и закрепили теоретические знания, основные профессионально-педагогические умения, навыки;
  • приобрели опыт профессионально значимых качеств преподавателя;
  • овладели рефлексивной культурой;
  • выработали основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой;
  • овладели методами мониторинга в процессе изучения и анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;
  • проявили творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней;
  • появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

Рецензенты:

  • Николаева А.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;
  • Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;
  • Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector