Как написать монографию: алгоритм, требования, советы и рекомендации

Как составить методические рекомендации

Вам понадобится

  • Навыки работы с методическими текстами (умение их сокращать, реферировать и проч.)
  • Пособия по написанию курсовых и дипломных работ
  • Пособия по написанию специализированных отчетов, докладов

Инструкция

Прежде всего, необходимо каждый этап методического пособия расписать подробно, объясняя цели того, зачем тот или иной этап написания работы нужен. Ведь, как известно, понимание того, что делаешь, обычно вдохновляет на большее творчество.

В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что начинающий писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей.

Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.

Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обчычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение.

Обратите внимание

План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.

Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете.

Здесь важно отобрать только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.

Далее стоит поставить этап «Проработка материала», в ходе которого необходимо также уточнить тему, чему поможет и сам материал, относящийся к теме. Здесь же можно прописать и окончательный план.

В рамках следующего этапа предпишите правильное размещение проработанного и проанализированного материала в тексте письменной работы. Во введение, как минимум, автор работы должен объяснить мотивы, почему он взялся за тему, сказать об актуальности работы, целях, задачах, методах достижения поставленных задач.

В основной части помещается сам проработанный и проанализированный материал. В заключении излагаются результаты и в выводы, к которым пришел автор.Далее напомните потенциальному автору о необходимости оформить свою работу в соответствии с требованиями той организации, куда он собирается представить свой труд.

Вместе с тем не лишне дать краткий свод общепринятых правил оформления (см., например, пособие У. Эко. Как написать дипломную работу).

Для заключительного этапа можно прописать основные принципы подготовки к выступлению по защите курсовой, диплома или просто для оглашения доклада или отчета (здесь можно воспользоваться рекомендациями любого дельного учебника риторики, например: Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями).

Источники:

  • Эко У. Как написать дипломную работу скачать

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-68103-kak-sostavit-metodicheskie-rekomendacii

Что такое методические рекомендации и как их писать

Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей, школ или проведенного исследования.

Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе – мероприятию).

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим работникам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Важно

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Выделяют методические рекомендации по изучению курса, выполнению контрольных работ и др. Методические рекомендации по изучению курса – разновидность учебно-методического издания, содержащего материалы по методике самостоятельного изучения учащимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ – разновидность учебно-методического издания, включающего тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы.

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы: 1. Выбор актуальной темы. 2. Изучение литературных источников по избранной теме. 3. Составление плана. 4. Накопление фактического материала. 5.Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций. 6. Распределение содержания работы по разделам. 7. Составление методических рекомендаций в соответствии с требованиями.

Примерная структура методических рекомендаций.

В методических рекомендациях, как правило, выделяется 3 части.

Введение или пояснительная записка – до 15% текста, где обосновывается актуальность разработки данных методических рекомендаций: краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, достоинства и недостатки рассматриваемого вопроса, значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы, разъяснение, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации. Прописывается цель составления методических рекомендаций (например; оказание методической помощи педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми; составление алгоритма подготовки и проведения олимпиад разного уровня – школьных, городских, региональных – с использованием современных информационных технологий и т.п.). Дается краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла, способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.). Идёт обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области. Основная часть – до 75% текста. Основная часть не называется, здесь детально раскрываются предполагаемые методики, пути и средства достижения наибольше значимых результатов того или иного вида деятельности. Основная часть методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, её можно структурировать в следующей логике: -описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов – например: автоматизированное тестирование, наблюдение); -дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению описываемого вида деятельности; -вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта), предостеречь от типичных ошибок. Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций, представляются результаты.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе¬мого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть планы про¬ведения конкретных мероприятий, тестовые задания, методики создания практи¬ческих заданий, примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам, методики определения результативности работы, схемы, диаграммы, карты, фотографии, примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий, рефератов и др. Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17). Методические рекомендации должны содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа. На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится. Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи. На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится. Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения: -указывается, чему посвящены данные рекомендации; -предназначение данных методических рекомендаций, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – учителям, заместителям директоров ОУ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования и т.д.; -источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации); возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где могут быть использованы настоящие рекомендации). Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.

Читайте также:  Статья как основной и базовый жанр журналистики

Технические требования к оформлению методических рекомендаций

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт – Times New Roman, кегль 14.

Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются.

Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов – разделов – следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев – отступов в строке при начале новой смысловой части.

Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста. Поля постоянные: Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см. Левое поле – 3 см.

Правое поле – 1 см.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Источник: http://kasper-sudak.ru/2016/06/24/chto-takoe-metodicheskie-rekomendacii-i-kak-ix-pisat/

Алгоритм написания курсовой работы от опытного автора

Главная страница » Секреты дипломных, курсовых…

Для того чтобы успешно написать и без проблем защитить курсовую работу, нужно правильно организовать работу по сбору материала для нее и непосредственно сам процесс написания, придерживаясь всех требований.

Курсовая пишется по определенному алгоритму, предусматривающему разделение работы на несколько этапов.

Результат каждого из них приближает к итогу — готовому курсовику, правильно оформленному, полностью раскрывающему тему, с высоким процентом оригинальности. К этим этапам относятся следующие.

Этапы алгоритма написания курсовой работы

Выбор темы

В начале учебного семестра каждый студент обязан с помощью преподавателя или самостоятельно выбрать из рекомендованного кафедрой списка тему будущего курсовика.

Обсуждение списка литературы и логической структуры работы

Каждый студент в идеале работает над курсовой под чутким направляющим руководством своего преподавателя. Если повезло и это так, то во время первой консультации такой научный руководитель пояснит задачи написания работы, расскажет, что ему хотелось бы видеть в ее содержании, посоветует, где и какую литературу взять.

Однако на практике чаще всего студент получает методичку, в последнее время — скачивает ее с сайта вуза. И ориентируясь изложенные в ней требования к содержанию основных разделов самостоятельно подбирает источники литературы, изучает их и составляет план.

Надо отметить, что это один из сложнейших этапов написания курсовой. Приходится решать дилемму: или взять рекомендованные план и литературу и на их основе писать, или сначала собрать всю доступную информацию по теме, а уже потом составить план курсовой работы.

В первом случае писать довольно сложно:

  • далеко не всегда можно найти именно рекомендованные преподавателем или методичкой источники литературы;
  • эта литература, как правило, уже устарела, «засвечена» в системах проверки на наличие плагиата, так как по ней уже писали свои работы сотни студентов.

Составление предварительного списка литературы

Основным источником информационного материала следует рассматривать современные научные сборники, учебники, пособия последних годов издания, также документы практической деятельности предприятий, органов власти, статистические данные ФГС Статистики, различные энциклопедические издания, словари, монографии и диссертации, особенно руководителей и преподавателей вуза, в котором обучается студент.

Кладезь информации — журнальные и газетные статьи, научные статьи в сборниках, выходящих по итогам научных конференций. Хороши и статьи, размещенные в интернете, однако их придется серьезно перерабатывать.

Основная задача студента на этом этапе — выбрать из основной массы литературы те книги, газеты или журналы, которые максимально полно раскрывают вопросы его курсовой. В некоторых вузах помочь с этим может преподаватель-консультант.

Работа с литературой

При изучении каждого литературного источника, полезно будет вести конспект, где можно фиксировать важные данные.

Работая с монографиями, нужно обратить внимание на библиографический список каждой из них, чтобы в будущем использовать его во время выбора литературы.

А изучение статей лучше начать с журналов, которые были изданы в последние время и закончить самыми ранними изданиями, так как в курсовой следует отражать связь с современностью.

После исследования доступной ему информации студент составляет ее список. В нем — материалы, которые будут использованы в работе над текстом. Список надо согласовать с преподавателем.

Составление плана

План курсовой – основа всей работы. Он обеспечит последовательное изложение ее содержания, поможет сориентироваться в собранном материале и скомпоновать его так, чтобы полностью раскрыть темы исследования.

В большинстве вузов требуют, чтобы план включал вступление, основную часть, разделенную пару — тройку глав по 2-3 подраздела в каждой, обязательно — заключение с главными выводами и результатами и список использованной литературы, а вот наличие или отсутствие приложений будет определяться индивидуально в зависимости от тематики исследования. Если они есть, то, как правило, в них выносят вспомогательный, статистический материал, первичные документы и т.п.

Совет

Каждая из этих частей курсовика должна соответствовать его содержанию, быть одновременно и краткой, и полно отражать суть названия параграфов. Текст должен быть четким, последовательным, выдержанным в научном стиле.

Готовый план на очных отделениях обычно согласовывается с преподавателем, на заочных — студент зачастую принимает решение самостоятельно.

Написание вступления

Это одна их достаточно сложных частей курсовой, вызывающая сложность в написании, особенно у первокурсников.

Здесь следует обосновать актуальность и степень проработки темы (обычно перечисляют ученых, работавших над данной проблематикой и их достижения).

Также иногда требуется раскрыть научную и практическую значимость выполненной курсовой, что достаточно легко сделать в курсовых с практической частью.

Обязательно указать объект и предмет исследования, цель курсовой, обычно созвучную теме, и задачи, сформулированные для достижения цели. Иногда еще в заключение введения кратко описывают содержание курсовой.

Читайте также:  Художник по костюмам: особенности профессии, частота появления вакансии

Написание основной части

Основное правило написания этой части курсовой: один параграф — одна задача, сформулированная во введении. То есть каждый пункт (параграф) показывает ход достижения той или иной задачи.

В конце пунктов курсовой обязательно делают выводы, четко разбивая их на абзацы или нумеруя.

Работая над параграфами не стоит дословно переписывать тексты источников, собранных на предыдущих этапах.

Цитирование допускается, однако цитаты надо брать в кавычки (только так при проверке в системе «Аантиплагиат» они будут правильно учтены) и их допустимый процент обычно нормируется вузом.

Лучше всего текст курсовой скомпоновать из имеющихся источников, а затем переформулировать его своими словами. Если навык пересказа уже отработан то, переформулировать можно сразу, что называется «на лету».

Обратите внимание

В идеале в курсовой должен содержаться сравнительный анализ мнений разных ученых, обобщение материала, сравнение различных подходов к решению тех или иных проблем.

Помните, сравнение разных точек зрения ученых, работавших над темой курсовой, — это беспроигрышный вариант написания ее текста.

В таком случае можно показать точки соприкосновения взглядов, их различия и на этой основе сделать итоговые выводы.

Избегая откровенного плагиата, все теоретические выкладки, графику и статистику обязательно следует сопровождать ссылками на их источники.

Написание выводов и списка литературы

Выводы по итогам курсовой — раскрывают поставленные во введении цель и задачи, а также должны формулироваться по возможности кратко.

В список использованных материалов и литературы включают как минимум 20-25 наименований информативных источников, которые были проработаны и использованы для курсовой.

Оформление

Курсовая работа оформляется согласно всем требованиям и стандартам, которые обычно можно найти в соответствующей методичке вуза. Она должна быть опрятной, без ошибок, ее нужно сдать в установленные сроки.

Как видно, алгоритм написания курсовой относительно прост, однако реализовать на практике его бывает ой как не просто. Все будет зависеть от сложности темы и опыта в сборе и обработке литературного материала.

Источник: http://prizmaznaniy.ru/algoritm-napisaniya-kursovoj-raboty.html

Как написать рекомендацию?

Как написать рекомендацию?

Рекомендательное письмо представляет собой разновидность отзыва о сотруднике от его бывшего начальства или коллеги. Далеко не во всех учреждениях это обязательный документ при приеме на работу, однако такое письмо может стать весомым плюсом на собеседовании и при принятии работодателем окончательного решения. Рассмотрим основные принципы составления рекомендации.

Как написать рекомендацию: смысловое наполнение

Данный документ должен содержать краткую информацию о профессиональных качествах, достижениях и преимуществах соискателя. Именно благодаря рекомендации потенциальный наниматель может составить представление о деловой активности кандидата, а также узнать мнение его бывших коллег о его подходе к работе.

При составлении письма рекомендуется избегать общих избитых фраз вроде “надежный, исполнительный сотрудник”.

Рекомендательное письмо должно заинтересовать потенциального нанимателя, а изобилие “дежурных” определений не сможет произвести должного впечатления и вряд ли привлечет внимание.

В документе лучше перечислить факты участия сотрудника в проектах, достижения им конкретных целей и показателей, проведения успешных переговоров.

В процессе написания рекомендации следует учитывать универсальные качества, которые любой соискатель ищет в потенциальном сотруднике. Именно на них стоит сделать акцент при написании рекомендации.

Любой работодатель хотел бы видеть в работнике такие качества, как надежность, честность, ответственность, активность, а также желание развиваться.

Хорошее рекомендательное письмо содержит краткую информацию, подтверждающую наличие у сотрудника этих характеристик.

Правила оформления рекомендации

Чтобы правильно написать рекомендацию, следует знать основные принципы ее оформления. Весь текст, по возможности, должен уместиться на одном листе. Любое рекомендательное письмо начинается с заголовка. Обращение после заголовка указывается в том случае, если письмо составляется для конкретного работодателя.

Далее обычно идут сведения о том, как долго работал рекомендуемый в предыдущей компании и в какой должности. Например: “Иванов И.И. в должности бухгалтера-экономиста работал в компании ООО “СтройМир” под моим руководством с 10 июня 2010 г. по 10 июля 2014 г.

” Далее идет информация об обязанностях бывшего сотрудника, краткая характеристика, описание сильных сторон соискателя и его достижений за время работы, если таковые имеются. В документе также можно указать причину ухода сотрудника из предыдущего места работы.

Лучше, чтобы рекомендательное письмо было на бланке компании с подписью составителя документа. Желательно также, чтобы письмо было заверено печатью. Это не только будет плюсом для соискателя, но и придаст солидности компании, предоставившей рекомендацию.

Важно

При написании рекомендации следует указать контактную информацию того, кто подписывает документ: его имя, фамилию и отчество, а также телефон для связи. По возможности письмо заверяется подписью руководителя компании или кадровым отделом.

Различные образцы написания рекомендаций можно скачать здесь:

Источник: https://elhow.ru/rabota/dokumentacija/sostavlenie-i-oformlenie-dokumentacii/kak-napisat-rekomendaciju

Что такое монография и как её писать? — База ответов на любые вопросы

Одна из главных задач ученых – получать и собирать необходимые знания.

Как и всякие навыки, знания в той или иной области накапливаются достаточно медленно, однако со временем их становится так много, что специалистам приходится решать другую задачу – как не растеряться в огромном количестве собранной информации.

В таком случае ученые размещают свои знания в объемных научных трудах, которые носят название «монография». Что это за работы? Для чего они нужны и как пишутся?

Что такое монография?

Термин «монография» состоит из двух греческих слов – μόνος (единый, единственный) и γράφειν (писать). В современном значении это научный труд, который включает в себя детальное изучение одной тематики или нескольких тем, тесно связанных между собой.

Если сравнить монографию с художественным произведением, то можно сказать, что она представляет собой научный роман, в котором присутствует четкая и логическая структура.

При написании от автора монографии требуется обладать собственным взглядом на изучаемые объекты. Индивидуальное видение должно проходить тонкой нитью от начала до конца всей работы. Монография не является учебником, поэтому в ней автор дает личностную оценку исследованию, с которой читатель не всегда может согласиться.

По мере работы над книгой автор строит свою картину предмета, которая вырисовывается на основании его навыков и знаний, полученных от коллег из разных стран мира.

Независимо от тематики, будь то гуманитарные науки, физика, математика или естествознание, в любом случае автор работы должен уметь мыслить логически и давать собственную, обоснованную оценку предмету монографии.

Из чего состоит монография?

Любая монография имеет определенную структуру, которая складывается из следующих пунктов:

Емкое оглавление, раскрывающее суть работы.

Предисловие, в котором автор кратко описывает особенности произведения или историю его создания. Часто в этом разделе размещается краткое содержание каждой последующей главы или пояснение, с какими целями писался научный труд.

Основная часть, или раздел, который состоит из глав и параграфов. Считается, что в первой главе необходимо сделать обзор, где будут рассматриваться позиции по теме других ученых, их подход к исследованию, и точка зрения самого автора.

Заключение, в котором подводятся итоги работы.

Список используемой литературы.

Если монография состоит из 20 и более листов, дополнительно в конце книги размещается именной и предметный указатели. Работу можно дополнить различными приложениями, в которые помещаются вспомогательные материалы по исследуемой тематике.

Читайте также:  Распорядок дня для студента или как оптимально использовать свое время

Чем монография отличается от диссертации?

И диссертация, и монография – это научные работы, подразумевающие углубленное изучение темы. Чем же они различаются между собой?

Диссертация обычно пишется в том случае, если какие-либо старые теории не способны объяснить новые факты. Она считается собственным исследованием автора, его личным вкладом в науку – таким, какой до него еще никто не делал.

В монографии допустимо оперировать информацией других ученых, то есть использовать не только свои наработки, но и чужие. Автор диссертации уделяет больше внимания новым фактам и их точному донесению до научной общественности, тогда как автор монографии больше ориентируется на аргументацию собственных взглядов, в результате чего монографический стиль становится похожим на публицистику.

Как написать монографию?

Чтобы написать монографию, следует тщательно ознакомиться с темой, провести необходимые исследования и изучить уже существующую литературу по данному предмету.

Желательно систематизировать имеющийся материал и разделить его на фрагменты, удобные для прочтения.

Написание работы осуществляется согласно требуемой структуре с соблюдением правил научных сочинений.

При этом монография должна быть составлена доступным языком, так как ее будут читать не только ученые, но и широкая публика.

Совет

Для издания книги необходимо иметь двух рецензентов, являющихся экспертами в конкретной научной специальности (например, докторов наук).

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-monografiya-i-kak-eyo-pisat/

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение :

Преподавательство — это не только обучение детей, но и регулярная подача отчетов о проделанной работе. Письменное планирование уроков и мероприятий.

Начинающему педагогу не просто разобраться со всей бумажной работой. Постоянно возникают вопросы по поводу правильного оформления документации. Затруднение вызывает и составление методических рекомендаций.

Как сделать документ правильно? Как его оформить? С чего начать работу над методическими рекомендациями? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Что такое методические рекомендации?

Методические рекомендации — руководство к действию для педагога. Основываясь на собственном опыте и трудах именитых ученых-методистов, преподаватель выбирает наиболее эффективные способы проведения занятий или мероприятий, которые использует в течение года.

Методическое пособие состоит из конкретных указаний, идей и советов, помогающих сориентироваться по ходу работы. В него включают планы уроков. Темы, которые надо разобрать в рамках занятий. Контрольные работы. Упражнения для самостоятельного изучения вопроса.

Методические рекомендации по проведению контрольных занятий и изучению теоретического курса описывают наиболее эффективные способы подачи материала и проверки знаний, заимствованные из научных трудов ведущих методистов. Но как правильно их составить? Какому плану следовать?

Составляющие методических рекомендаций

Составление рекомендаций — не такое сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Достаточно ознакомиться со структурой документов такого типа и рассмотреть несколько примеров, чтобы успешно справиться с заданием.

Классическое методическое пособие состоит из 7 частей:

  1. Титульного листа.
  2. Аннотации.
  3. Информации о личности автора или авторского коллектива.
  4. Пояснительной записки.
  5. Содержания.
  6. Списка книг, статей, сайтов, которые рекомендуются для ознакомления.
  7. Приложения с дополнительными материалами, если в нем есть необходимость.

Мы узнали, что такое методические рекомендации, и выяснили, из каких частей они состоят. Теперь перейдем к разбору основных пунктов.

Оформление титульного листа

На титульном листе должна отображаться следующая информация:

  • название учреждения, в котором вы работаете;
  • полное имя, фамилия и отчество составителя;
  • название работы, которое должно отражать, что это методическое пособие;
  • город, где выпущена брошюра;
  • год издания.

Если пособие создается для личного пользования, титульный лист оформлять необязательно.

Как составить аннотацию?

Аннотация должна в краткой форме отражать перечисленные ниже сведения:

  • описание содержания работы;
  • пометку о том, кому предназначено методическое пособие;
  • источники, на основе которых был составлен материал;
  • советы по использованию пособия для обучения или проведения мероприятий (в каких ситуациях можно применить издание);
  • подробные сведения о составителе (должность, место работы, уровень квалификации, наличие ученых степеней, телефон).

Подробно описывать, о чем работа, в аннотации не стоит, достаточно отразить суть.

Что входит в пояснительную записку?

Пояснительная записка должна давать подробные ответы на следующие вопросы:

  • Почему выбранная тема актуальна? Раскрывая этот пункт, стоит рассказать, почему вы решили посвятить работу конкретному вопросу. Привести статистические или научные факты, которые подтвердят актуальность темы.
  • Для какой цели создано пособие? Справиться с этим вопросом легко. Достаточно написать, кому и в каких ситуациях может пригодиться предоставленная информация.
  • Какого результата стоит ждать, если используешь данное пособие? Следует рассказать, какую пользу принесет работа с методическими рекомендациями.
  • Чем отличается пособие от остальных? Описать сильные стороны издания. Рассказать, чем оно лучше аналогов.

Что должно входить в содержание?

Содержание пособия не подчиняется определенным правилам, поэтому его состав преподаватель определяет самостоятельно.

Нам удалось выяснить, что такое методические рекомендации, и понять, как оформлять вводную часть работы. Теперь попробуем разобраться, какая информация может войти в содержание.

Основная часть работы должна занимать 70–75% от объема всего пособия, она может быть посвящена:

  • разработке классного часа или праздничного мероприятия;
  • одной или нескольким темам учебного курса;
  • решению вопросов о преподавании и воспитании;
  • плану проведения научно-исследовательской работы.

Обычно методические пособия имеют четкую структуру, которая помогает лучше воспринимать предоставленный материал. Составить работу можно по следующему плану:

  • Составьте пошаговую инструкцию, которая подскажет, какие действия стоит предпринять по заданной теме. Опирайтесь на личный опыт и специализированную литературу.
  • Дайте советы, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей, например, доступно объяснить материал по теме.
  • Обратите внимание на трудности, которые могут появиться в процессе работы. Расскажите, как справиться с ними или избежать.
  • Выделите в отдельную главу ошибки, которые совершают педагоги при подготовке темы или организации мероприятия.

Этот план — лишь рекомендация. Методические рекомендации по организации учебных занятий и мероприятий можно составлять в любой форме и менять содержание на свое усмотрение.

Что можно включить в блок «приложение»?

В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:

  • вспомогательные таблицы, иллюстрирующие теоретический материал;
  • пошаговые планы проведения праздников, классных часов, занятий;
  • тестовые задания по темам, описанным в основном содержании;
  • любой фотоматериал, если он поможет в раскрытии главной темы пособия;
  • советы по анализу результатов тестов, контрольных работ, классных часов.

Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.

Разработка методических рекомендаций: как подготовиться?

Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:

  • выбор актуальной и интересной для составителя пособия темы;
  • знакомство с литературными источниками, научными статьями и специализированными сайтами, посвященными выбранному вопросу;
  • составление рабочего плана;
  • отбор наиболее подходящего для пособия материала;
  • поиск интересных фактов, рекомендаций, фотографий, таблиц, которые помогут раскрыть тему;
  • составление содержания работы.

Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия — основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.

Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.

Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.

Следуя рекомендация по проведению подготовительного этапа и основного блока работы, вы с легкостью создадите методическое пособие, которое будет превосходить свои аналоги.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-chto-takoe-metodicheskie-rekomendacii-razrabotka-vidy-naznachenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector