Итоговое сочинение 2016-2017 по теме Опыт и Ошибки
С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена.
Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения.
Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.
Дата итогового сочинения 2016-2017 – 7 декабря.
Как правило, рекомендуется придерживаться следующей структуры, представляющей шаблон итогового сочинения:
- Вступление
- Основная часть – тезис и аргументы
- Заключение – вывод
Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.
Время, отводимое для экзаменационной работы, – 3 часа 55 минут.
Темы итогового сочинения
Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:
Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.
Одна из таких тем – «Опыт и ошибки».
Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе – этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».
Рекомендованная литература
- Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
- Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»
- «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль.
Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает.
Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.
- «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского
Центральным вопросом для героя произведения Ф.М.
Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали – «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка.
Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.
- «Отцы и дети» И.С.Тургенева
В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь».
Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну.
Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.
Пример сочинения
На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации.
В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом.
Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.
Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям.
Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя.
Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает.
Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.
Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.
В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь».
Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну.
Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.
Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.
Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента
Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/itogovoe-sochinenie-2016-2017-po-teme-opyt-i-oshibki
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (10, 11 класс) на тему: Материалы для итогового сочинения в 11 классе. Опыт и ошибки
ОПЫТ И ОШИБКИ
Предмет речи | Возможные формулировки темы | Возможные формулировки главной мысли. Выводы | Цитаты | Литературный пример |
Неразрывная связь опыта и ошибок. Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок | Почему Пушкин назвал опыт «сыном ошибок трудных»?Возможен ли опыт без ошибок? Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта?Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает? | Ошибка по незнанию простительна любому человеку.Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.Отрицательный результат — тоже результат. Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. —> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы. | О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.(А.Пушкин)Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций) Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи)Ошибка — не обман.Ошибся, что ушибся — вперед наука.Обжёгшись на молоке, на воду дует. И на старуху бывает проруха. На ошибках учатся. (Русские пословицы) Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс)Неудачи и отказы — важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон) | Л.Н. Толстой «Война и мир»В. Распутин «Живи и помни»А.Солженицын «В круге первом»И.С. Тургенев «Отцы и дети»А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Опыт и ошибки на жизненном пути человека | Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать? Какие ошибки я могу простить друзьям? Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?Почему мы боимся неудач и ошибок?Почему не нужно бояться ошибок?Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки?Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок?Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека? Учиться на ошибках или избегать их?«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр). См. пример сочинения. | Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно. Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок.Пословица «на ошибках учатся» для неудачников.В жизни нужно всё попробовать.Всякий опыт ведёт к развитию.Не всякий опыт нужен человеку.Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. —> Мнение толпы не даёт нам развиваться. Иногда это мнение нужно игнорировать. Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. — > Нужно поступать так, как считаешь нужным. На чужих ошибках нельзя научиться жить. | Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать — ошибка. (Теодор Рузвельт).Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна)Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне) Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд) Загляни в глаза себе. Стало стыдно — значит, что-то здесь не так! Нет удач без неудач, Нет легких побед, Так чего ж ты опечалился, чудак? (В. Ланцберг)Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. (Э. Хаббард)Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев) Тот настоящий друг среди толпы знакомых, Кто, правды не боясь, укажет вам на промах. (Н. Депрео) То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон) | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Л.Н. Толстой «Война и мир»М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»В. Астафьев «Людочка»О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» |
Ошибки и ответственность. Наказание.Раскаяние. Стыд. | Почему люди стыдятся своих ошибок?Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках. Почему люди стараются скрыть свои ошибки? Что для меня значат слова «непростительная ошибка»?В каких случаях надо наказывать за ошибки?Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках.Как природа мстит за ошибки человека? | Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта. Есть ошибки, которые нельзя прощать.Любую ошибку можно простить.Непростительны ошибки, которые привели к потерям других.Если человек навредил только сам себе, он уже наказан.Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас). Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть.Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал. | Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все. (М. Кундера) Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго). Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю) | М Булгаков «Мастер и Маргарита»В. Распутин «Живи и помни»К. Паустовкий «Телеграмма»О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» |
Поиск смысла жизни и ошибки | Согласен ли я с тем, что честному человеку «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать…»?Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни?Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок? | Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным.Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок. Лёгкая жизнь нас ничему не учит.Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение.Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится. Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла.Опыт некоторых людей опасен для остальных. | Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой) Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов).Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное — то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах).Делай что должен, и будь что будет (пословица). | Лев Толстой «Война и мир»И.С. Тургенев «Отцы и дети»И.А. Гончаров «Обломов»М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»В.Аксёнов «Московская сага»В.Гроссман «Жизнь и судьба»В.Каверин «Два капитана» |
Возможные темы сочинений:
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Ошибаться — свойство человека, прощать — свойство Бога.
Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.
Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
Опыт — самый лучший наставник.
Наши истинные учителя — опыт и чувство.
В жизни нет ничего лучше собственного опыта.
Единственным критерием истины является опыт.
Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
Пример сочинения
«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр)
Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее.
Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах стоит иметь в виду, что наше существование на Земле конечно, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением.
И если вся наша жизнь — это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?
Поражение — это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско.
Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» — тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый.
Это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек.
Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, жизненные предпочтения , однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А.
Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой богатый американец отправляется со своей семьей на пароходе «Атлантида» в Старый Свет, чтобы вознаградить себя за долгие годы «труда» ( а на самом деле жестокой эксплуатации китайских рабочих).
Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался накопительством, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых — время безделья и чревоугодия. Однако все повернулось совсем по-другому.
Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в трюме парохода.
Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему право повелевать жизнью и всеми, кто находится возле него, но буквально мгновение — внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет даже не в гробу, а в деревянном ящике из-под содовой воды в недрах корабля, рядом с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение.
Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, господин из Сан-Франциско шел всю свою жизнь. После него в сердцах людских не осталось ничего, даже имени. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.
Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь собственным смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою разрушительную теорию, был естествоиспытателем, врачом-практиком, он помогал людям, однако презирал авторитеты.
Создав своё строгое «здание» нигилизма, «столпом» которого являлось отрицание любви, искусства, а, впрочем, «ВСЕГО» (и в первую очередь государства, власти, религии), он не заметил, как его «постройка» постепенно рушится при столкновении с жизнью, с чувством любви к Одинцовой, к родителям.
Именно любовь выявила слабость и безжизненность его вульгарной материалистической теории. Это прекрасное чувство заставило Базарова разочароваться и в самом себе. Пытаясь задушить в себе любовь, он словно лишается почвы под ногами. Отсюда и его полные горечи размышления перед смертью: «Нужен ли я России?… Нет, видно не нужен».
Смерть настигла Базарова в самом расцвете сил, оттого она вдвойне нелепа. Но у нас остаются добрые воспоминания о герое: он молод, умён, образован, а его нигилизм – всего лишь позёрство (очень хотелось быть не таким, как все, этаким «ниспровергателем» устоев).
Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, приехавшей попрощаться с ним, обнажают его душу: «Живите и пользуйтесь, пока время!…Дуньте на угасающую свечу…Успокойте мать». Смерть для Базарова была в какой-то мере поражением, но она же является началом добрых, элегических воспоминаний о нём, да и сама его жизнь прожита не зря. Он, в отличие от героя Бунинского рассказа, оставил по себе память в душах тех, кто его знал и любил.
Высказывание Жана Поля Сартра утверждавшего, что «история любой человеческой жизни есть история поражения», на мой взгляд, не вполне справедливо. Поражение – это фиаско, крах, а это ведёт к хаосу в сознании.
Нельзя жить постоянно с мыслью о неизбежном поражении.
Мысли об этом должны пробуждать в человеке азарт, соперничество, должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать трудности, учиться жизни и учить — другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/03/22/materialy-dlya-itogovogo-sochineniya-v-11-klasse-opyt-i-oshibki
«Итоговое сочинение. Опыт и ошибки»
Тематическое направление
« ОПЫТ И ОШИБКИ »
Универсальное вступление
По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.
И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь.
И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.
Возможное вступление
- Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности : кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
или
- Жизнь — это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и , преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.
Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении
«На ошибках учатся»,
«Все, что ни делается, к лучшему»,
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,
«Знать бы, где упасть, обязательно соломки
бы подстелил»
Возможные тезисы
- Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.
(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)
Аргументы
Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…
Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?…
А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.
Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка )
Рассказ Р. Брэдбери «Вельд»
Возможные тезисы
2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.
(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)
Аргументы
- Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
- Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.
Возможные аргументы
3. Опыт, предотвращающий ошибки.
( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)
Аргументы
В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…
Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.
Аргументы
В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…
Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.
Аргументы
Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …
Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.
Возможные тезисы
4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.
(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)
Аргументы
Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…
Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.
Аргументы
- В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение «А зори здесь тихие», и тем, что ее герои — девушки, вынужденные участвовать в войне.
Аргументы
- Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
- Б.Васильев «В списках не значился»
Возможные тезисы
5. Опыт человечества. Отношение к природе.
(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)
Аргументы
Н. Н. Носов «Кукла»;
В.П.Астафьев «Царь-рыба»;
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;
Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»
Домашнее задание ( к понедельнику) – на выбор
- Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
- Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
- Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
- Возможна ли жизнь без ошибок?
- Родители и дети: дружба или вражда.
Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области
Федорова Тамара Ивановна
Использованы материалы сайта
http://sochitog.ru/obshee/obshee.html
Источник: https://multiurok.ru/files/itoghovoie-sochinieniie-opyt-i-oshibki.html
Пример итогового сочинения «Путь к опыту — ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает»
Проверенное итоговое сочиненние.
Введение (вступление):
На протяжении всей жизни человек проходит большой путь. Этот путь (повтор слова в соседнем предложении — ошибка) не всегда бывает «гладким» и «ровным». Кто-то совершает ошибки, а кто-то старается их избежать.
Эта проблема интересовала многих мыслителей, одним из которых является Теодор Рузвельт: «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает». Я согласна с мнением Рузвельта, потому что в настоящее время тема «Путь к опыту-ошибки» очень актуальна.
Человеческий (пропущено слово) помогает нам обдумывать наши поступки и действия. Именно тогда нам будет сопутствовать успех. Для достижения своих целей мы проходим через многие преграды, преодолевая их, он (кто?) достигает желаемого результата.
Каждое наше действие мы должны обдумывать и анализировать, только так мы можем оказаться на верном пути. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок или это невозможно?
Комментарий: проверяя сочинение, избаляйся от повторов, заменяй их синонимами или местоимениями. Есть еще пара ошибок, но, мне кажется, что виной всему невниматильность))
Объем введения более ста слов — это слишком много. Соблюдай пропорции!
Тема сочинения не рааскрыта. Ты поставила воппрос — а где ответ?
Пока что у тебя незачет по первому критерию «Соответствие теме».
Как исправить? Вдумайся в тему сочинения. Твоя задача РАСКРЫТЬ тему, объяснить ее смысл. Как ты понимаешь эту фразу? И если она верна, то почему так происходит? Запиши свои ответы и на их основе построй введение. Не забудь выделить тезис с помощью вводных слов))
Аргумент 1:
Чтобы понять это обратимся к произведению художественной литературы, в частности к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В романе «Евгений Онегин» главный герой Онегин отверг влюблённую в него Татьяну. Он жалеет об этом, но уже слишком поздно. Жизнь с Онегиным сыграла в злую шутку. Татьяна вышла замуж за другого человека.
Вот тогда он понимает, что вернуть Татьяну он уже не в силах. Онегин был слишком самоуверенным в себе (такое сочетание сло неприемлимо. Либо «самоуверенный» либо «уверенный в себе»), поэтому остался один. Из этого произведения можно взять многое-и для ума, и для души.
В первую очередь мы понимаем то, что человек не должен быть высокомерным с теми, которые их любят и ими дорожат.
Комментарий: вывод сделала хороший, но теме он не соответствует. «В первую очередь мы понимаем то, что человек не должен быть высокомерным с теми, которые их любят и ими дорожат» — это не имеет отношения к тому, что человек не может прожить жизнь без ошибок. Но направление верное, просто ты съехала.
Еще одна ошибка — ты используешь и прошедшее и настоящее время, от этого рушится вся логика повествования. Что бы не путаться исправь все глаголы на прошедшее время)
Комментарий 2:
Эта же проблема рассматривается в новелле Ивана Алексеевича Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич, встретив свою бывшую любовь-Надежду понимает своё прошлое. В диалоге с Надеждой, Николай очень взволнован.
По словам Татьяны мы понимаем то, что её чувства не угасли.Для Николая она была только мимолётным увлечением, а для Надежды её любовь-от Бога. Он понимает цену своей ошибки, когда слышит о том, что Надежда его до сих пор не простила. Николай осознаёт то, что нельзя уже ничего исправить.
Николай, отказавшись от Татьяны, отказался от счастья.
Комментарий: содержание передано доступно, но сложно оценить его убидетельность, потому что не совсем понятно, какую точку зрения он доказывает. Снова скачешь с прошедшего времени на настоящее.
Заключение:
Ошибки дают нам ценный опыт, направляют на путь истинный. Раскрывают глаза на многие вещи с другого ракурса. Нужно учиться на ошибках других, чтобы более не совершить подобное. Только жизнь покажет нам правильность наших действий.
Комментарий: в отличии от введения, заключение получилось слишком маленьким, вновь нарушены пропорции. Можно попробовать перенести некоторые мысли из вступления в заключительную часть.
Итог: немного не дотягиает до зачета, тема не раскрыта. Но это очень легко исправить, следуя рекомендациям. Поробуй еще раз))
Жду исправленное сочинение на проерку)
Источник: http://supersoch.ru/itogovoe-sochinenie/gotovye-itogovye-sochineniya/opyt-i-oshibki1/put-k-opytu-oshibki.-ne-oshibaetsya-tot-kto-nichego-ne-delaet.html
Вступления и заключения к теме опыт и ошибки
Перед вами небольшая коллекция тезисов, которые могут быть использованы в качестве вступлений или заключений к сочинениям по тематическому направлению Опыт и ошибки. Не списывайте эти слова бездумно. Вступление и заключение должны быть связаны с темой сочинения и с главной мыслью.
1) Часто приходится слышать «не ошибается тот, кто ничего не делает». Но значит ли это, что все ошибки, которые совершает человек в своей жизни, были неизбежны? Конечно нет! Нередко ошибок можно избежать, нужно лишь прислушиваться к советам людей, чьему опыту и уму ты доверяешь.
2) Военные говорят: каждая строчка в уставе написана кровью тех, кто пытался поступить как-то иначе и заплатил за это жизнью. Но то же самое можно сказать и о многом другом. Например, правила поведения возникли из-за множества конфликтов и глупых поступков людей, живших до нас.
3) Даже если говорят, что целый народ совершил какие-то тяжелые преступления и ошибки, здравый смысл подсказывает нам, что это преувеличение. Сразу весь народ ошибаться не может.
Всегда найдутся те, кто шёл не в ногу с ошибающимся и преступным большинством.
И если позже народ бывает осужден за преступления или сам раскается в своих прошлых грехах, то поступки этих шедших не в ногу могут спасти честь этого народа.
4) Хотя людям свойственно ошибаться, считается, что это не так уж и плохо. Ошибки дают нам ценный опыт, «мы учимся на своих и чужих ошибках», «отрицательный результат – тоже результат», «не ошибается тот, кто ничего не делает».
Однако эта житейская мудрость работает не всегда. Порой люди совершают ошибки, из которых извлечь никакого опыта невозможно, ибо извлекать его уже некому.
Или же совершенные ошибки так сильно травмируют души, что люди просто сходят с ума и опыт перестаёт иметь значение.
5) Считается, что наука невозможна без постоянного поиска, в котором к правильным решениям почти всегда приходят после множества ошибок. Случается и так, что прошлый опыт и казавшиеся правильными решения начинают мешать. И ради дальнейшего продвижения вперед их необходимо отбросить.
6) Житейская мудрость подсказывает нам, что следует учиться на ошибках и опыте других людей. И все же мы нередко пренебрегаем ею. Почему? Мы часто ощущаем, что чужой опыт касается других людей и пригоден только для них или для людей, на них похожих.
Если нам кажется, что мы «не такие как все», то и чужой опыт не представляется нам ценным. Мы считаем, что нам вполне может удастся то, чего не удавалось другим, потому что мы — не они. И только жизнь может показать нам – переоценили мы себя или нет.
Источник: https://mogu-pisat.ru/courses/el/course343/lesson4815/?LESSON_PATH=4801.4815
Итоговое сочинение по литературе на тему «Опыт и ошибки» (вар.№1). 2016-17 уч. год
Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.
Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:
Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:
Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку.
Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая.
Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии.
«Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», — сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…
А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» — и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку.
Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом.
А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.
От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…
Источник: http://litera.su/learner/final-work/examples-of-works/experience-and-errors-first-option
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)? При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично.
Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
Область для оценки работы.
- Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
- Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
- Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается.
В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений».
Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества? В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала.
Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции».
О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества. Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные и фольклорные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Источник: http://www.fipi.ru/content/itogovoe-sochinenie-voprosy-i-otvety
Основные правила — Итоговое сочинение 2017 — 2018, готовые аргументы и тезисы
Категория: Как писать итоговое сочинение
«Для чего нужно итоговое сочинение». Это эссе в первую очередь нацелено на проверку кругозора учащихся. Как много они читают, умеют ли формулировать мысли, подтверждать их рассуждением. В данном, 2016 году, всего есть 5 направлений.
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
ГЛАВНОЕ! Пишите сами. Не пытайтесь заучить текста из интернета, в том числе и предлагаемые демонстративные варианты итогового сочинения на «ДекСоче».
При проверке итогового сочинения проверяется два требования: N1 «Объем итогового сочинения» и N2 «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Если хотя бы одно из требований не выполняется (например: вы написали самое прекрасное сочинение из всех, что видел свет, но там всего 215 слов), то за всю работу ставится «незачет».
Помимо основных требований есть еще 5 критериев:
Критерии K1 и K2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям K1 и K2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
- К2: «Аргументация. Привлечение литературного материала».
- К3: «Композиция и логика рассуждения».
- К4: «Качество письменной речи».
Цитаты приведены из приложения №4 письма Рособрнадзора от 17.10.2016 № 10-764.
Чтобы написать ПРАВИЛЬНОЕ сочинение, в первую очередь, необходимо ознакомиться с основными параметрами. Они пригодятся для написания не только итогового, но и любого другого сочинения (даже в университете).
Все мы знаем, что сочинение состоит из трех частей: введение, основная часть и заключение.
Часть и абзац — разные понятия, не путать! Каждая часть может дробиться на абзацы, в основном так разделяют основную часть, но нету строгих правил.
Правило № 1. Введение и заключение должны быть в три раза меньше основной части. Таким образом, введение и заключение составляют 1/5 текста, основная часть – 3/5 (плюс-минус 5 слов).
Напомню, что оптимальный объем итогового сочинения 350 слов (минимум 250, максимального ограничения по словам нет).
Правило № 2. В двух соседних предложениях не должно быть одинаковых или однокоренных слов.
Повтор – одна из самых распространенных речевых ошибок.
Правило №3. Части сочинения должны быть ТЕСНО связаны между собой.
Как проверить? Попробуйте прочесть начало основной части (заключения) отдельно. Если все понятно и звучит как отдельный целостный текст – это плохо.
Пример: В произведении Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается вопрос чести. Отец главного героя с детства учил его не терять достоинства…
В хорошем сочинении, не прочитав введения, нельзя понять, о чем идет речь в основной части или заключении (на помощь могут прийти вводные слова и местоимения).
Пример: Примером подобного отношения к природе может послужить роман Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»…
Подтверждение моим словам можно найти на страницах повести Пушкина «Капитанская дочка»…
Как видите, без тезиса не совсем понятно, о каком отношении к природе идет речь и какие слова я хочу подтвердить. Это и есть связь.
Правило №4. Не старайтесь писать без ошибок.
Да-да. Даже не думайте. Именно поэтому многим требуется куча времени на написание сочинения. Мы не способны концентрироваться на двух вещах одновременно. Если вы будете думать о том, как не допустить ошибку, то перестанете формулировать мысль. Вы будете скакать с одного вида деятельности на другой. Ничего хорошего из этого не выйдет.
Попробуйте правой рукой рисовать круг по часовой стрелке, а правой ногой — против. Получилось описать ровные круги и сделать это ритмично? То же самое происходит с нашим мозгом, когда мы пишем сочинение. Поэтому пишите так, как вам пишется. Не думайте о количестве слов, об отсутствии повторов и связях между частями.
Главное написать что-нибудь, а потом можно РЕДАКТИРОВАТЬ. Зачеркнуть всю ересь лишнее, добавить там, где не хватает, заменить повторы местоимениями и т.д. (не забывайте про орфографию и пунктуацию). Опять же, проверяя сочинение, ищите каждую ошибку отдельно, иначе снова произойдет как с рукой и ногой.
Перечитать сочинение желательно минимум три раза.
Правило №5. Сначала скелет – потом сочинение.
Пояснение вновь будет связано с устройством нашего мозга. Есть такие понятия, как ассоциативное мышление и цепная реакция. Они часто включаются во время диалога.
Например, Лена что-то рассказывает Ирине, а ей вспоминается анекдот на эту тему про кошку. Лена рассказывает анекдот про кошку, а Ира вспоминает какого красивого котенка видела около магазина.В свою очередь, Лена говорит о том, что была в этом магазине вчера и видела очень крутое платье.Теперь Ирина уже задается вопросом «Что надеть на выпускной?».
И так далее… Возможно, Ирина так и не расскажет Лене свою историю до конца.
Когда мы пишем сочинение, у нас происходит внутренний диалог, и мы точно так же можем отойти от темы. Возможно, текст будет логичным и цельным, но наше заключение не будет соответствовать введению (главная мысль заключения и тезис будут нести в себе разный смысл), а это «незачет». Чтобы этого не произошло, необходимо составить и НАПИСАТЬ на листе «скелет» сочинения:
- Тезис
- Главная мысль аргумента
- Главная мысль заключения
Так вы разложите свои мысли по полочкам, сэкономите время и не уйдете в дебри.
Подробнее о том, как составить скелет сочинения вы можете прочитать в данной статье.
Правило №6. Не волнуйтесь.
Итоговое сочинение — ваш первый шажок к успешной сдаче ЕГЭ. Вы впервые почувствуете на себе давление стен в кабинете экзамена. Это тоже своеобразный опыт. Не нужно бояться, ведь этот «зачет» вы получите в стенах родной школы. Опирайтесь только на свой ум и не ждите помощи, не надейтесь на уловки и случай.
Вот и все. Следуя этим простым правилам, вы легко преодолеете половину пути к успешному написанию итогового сочинения. Оставшаяся часть пути это количество часов практики и прочитанных вами книг. Поэтому читайте, читайте и еще раз читайте! Это пригодится вам также при написании сочинения в ЕГЭ по русскому языку и сочинений в ЕГЭ по литературе.
Источник: http://decsoch.ru/primer/standartnye-parametry.html