Как составить цель и задачи исследования в научной статье
Что такое цель исследования
Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.
Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.
Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи.
Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону.
Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:
- Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
- Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
- Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.
Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать.
Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить».
Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».
Приведем несколько примеров:
Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач
Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.
Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:
- Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
- Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
- Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
- Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.
Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.
Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами.
Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы».
Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.
Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.
В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение».
Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования.
Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.
Как определить цель исследования – 3 простых способа
Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков.
Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.
Существует три надежных способа определить цель научной статьи:
Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях.
В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование.
Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.
Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.
Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.
Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.
О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.
Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать
- Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
- Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
- Непонятна практическая ценность результата исследования.
- Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.
Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части.
Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.
Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.
Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/kak-sostavit-cel-i-zadachi-issledovaniya/
Как сформулировать цели и задачи проекта
Ты определился с темой своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий.
Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Она звучит ёмко и отражает тему проекта:
· написать..
· составить..
· сделать..
· выяснить..
· доказать..
· разработать…
· убедить..
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Подумайте, чтобы достичь этой цeли, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи.
Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели:
· изучить..
· описать..
· установить..
· выявить..
· сформулировать..
· привлечь…
· исследовать
Организация исследования
На этапе исследования вы становитесь настоящими исследователями.
И, как все исследователи, вы можете поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом.
Возможно, вам понадобится самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования. Ведь настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы.
Каждое исследование имеет объект и предмет.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта.
Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.
Логика исследования:
1 . Обоснование актуальности выбранной темы.
2 . Постановка цели и конкретных задач исследования.
3 . Определение объекта и предмета исследования.
4 . Выбор методов (методики) проведения исследования.
5 . Выдвижение гипотезы.
6 . Построение плана исследования.
7 . Проверка гипотезы в ходе исследования. Описание процесса исследования.
8 . Оформление результатов исследования.
9 . Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
10 . Определение сферы применения найденного решения.
Основные этапы процедуры исследования:
· постановка проблемы;
· сбор фактического материала;
· систематизация и анализ полученного материала;
· выдвижение гипотез;
· проверка гипотез;
· доказательство или опровержение гипотез.
Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в Интернете, опросы (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент
Как составить план работы.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод — это способ, приём познания явлений окружающего мира.
С этого надо начинать любую исследовательскую работу.
Задай себе вопросы:
— Что я знаю об этом?
— Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
— Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Если то, что ты исследуешь, описано в в книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Спросить у других людей.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
Познакомиться с фильмами по теме исследования.
Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.
Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки. Проведи свои наблюдения. Запиши всю информацию, полученную с помощью наблюдений.
Провести эксперимент.
Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Защита проекта
Как вы уже знаете каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта.
На презентационном этапе вы выбираете (предлагаете) форму презентации, готовите и проводите презентацию.
Организационные формы презентации: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей, праздничная программа и т.д.
При выборе формы презентации посоветуйтесь со своим руководителем.
Примерная схема защиты:
1. Постановка проблемы, ее актуальность.
2. Высказывание гипотезы, аргументация её положений.
3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
Помните!
Во вступлении, кроме основной задачи – постановки проблемы, уместны были бы следующие приемы: риторический вопрос, прямое обращение к слушателям, цитата, пословица, поговорка.
В заключение следует сделать краткие выводы, возможно выразить свое мнение или отношение к проблеме и её решению, ответить на такие вопросы: «Насколько успешно решена проблема?», «Насколько Я был успешен в процессе проектирования?».
При защите проекта не следует говорить слишком быстро, используйте логические ударения, паузы, изменение тона и т.п. Всё это в сочетании с подходящими к случаю внешним видом помогут вам провести успешную презентацию.
Подготовка защиты проекта
Подготовка к защите исследовательской работы.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы.
Как это сделать
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.
2. Выявит и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» — неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
3. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Классификацией называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности: какая идея самая главная, какая на втором , третьем месте и.т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.
5. Предложить сравнения и метафоры.
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы.
Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).
8. Подготовить текст.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:
Почему избрана эта тема.
Какую цель преследовало исследование.
Какие ставились задачи.
Какие гипотезы проверялись.
Какие использовались методы и средства исследования.
Каким был план исследования.
Какие результаты получены.
Какие выводы сделаны по итогам исследования.
Что можно исследовать в этом направлении дальше.
9. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.
10. Подготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы.
Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
Источник: https://studopedia.net/2_59229_kak-sformulirovat-tseli-i-zadachi-proekta.html
Как сформулировать цель, задачи и методы дипломной работы
Главная страница » Секреты дипломных, курсовых…
Написание дипломной работы подразумевает изучение определенной проблемы, что невозможно без правильно поставленных цели, задач и методов их достижения.
Эти понятия тесно взаимосвязаны и ведут до полного раскрытия выбранной тематики, если стопроцентно соответствуют ее сути.
Так как же сформулировать цель дипломной работы, ее задачи, и какие методы исследования, использованные автором, указать во введении?
Методы исследования в дипломной работе
Автор выбирает методы изучения темы согласно сферы своей деятельности и задач проекта, поскольку каждый вопрос требует особого подхода.
Наиболее распространенными методами исследования считаются следующие:
- Анализ – изучение составных частей предмета исследования.
- Аналогия – изучение сходств и различий характеристик предмета исследования и его аналога.
- Индукция – формирование выводов от общего к частному.
- Дедукция – метод, противоположный индукции, то есть выводы делаются от конкретного к общему.
- Моделирование – формирование выводов об объекте исследования на основе изучения модели-аналога предмета исследования.
- Классификация – распределение предметов исследования на группы согласно их свойствам. Этот метод часто используется в гуманитарных дисциплинах.
- Обобщение – этот метод схож с методом дедукции: на основе признаков предмета делаются выводы о нем.
- Наблюдение – это метод научного познания явлений.
- Синтез – объединение в одно целое всех качеств и признаков предмета исследования.
- Прогнозирование – формирование выводов на основе мнений о тенденции развития предмета исследования.
- Эксперимент – практическое изучение предмета и формирование выводов.
В тексте вводной части дипломной работы нужно кратко указать суть использованных методов исследования. Важно подчеркнуть тот факт, что успех исследования возрастает благодаря сочетанию различных методов, которые позволяют раскрыть все стороны явления, что изучается, а также обеспечивают проверку объективности полученных результатов.
Цели и задачи дипломной работы
Независимо от того, как была написана дипломная работа: самостоятельно или на заказ, полезно знать, как именно цели и задачи исследования связаны с его темой.
Возможно это формирование позиции, системного взгляда на какой-то вопрос, глубокое изучение определенной области, возражения или доказательства чьей-то мысли, теоремы, разработка и реализация какого-то плана и т.д. Цели помогают определить актуальность темы и задачи исследования.
Обычно, каждому разделу и этапу выполнения научной работы соответствует определенное задание, которое помогает автору сориентироваться. Задач может быть столько, сколько нужно для проверки гипотезы. И формулируются они ясно, четко, чтобы на их основе можно было разработать соответствующие методики.
Если цели работы, с лингвистической точки зрения является существительным, тогда задачи будут глаголами, например: провести, исследовать, изучить, объяснить, описать, разработать, сравнить в т.д.
Ни В коем случае нельзя путать задачи с планом работы. Бывает, что студенты формулируют суть заданий неправильно, например: сделать выводы, подобрать методики, изучить тематическую литературу т. др.
Такой ход мыслей не связанный с проблемой исследования, с ее предметом, объектом и гипотезой.
И во время защиты у членов комиссии возникает ряд вопросов, на которые автор не может ответить, и это приводит его к полному провалу.
В научной практике написания дипломных работ уже существуют шаблоны формулировки задач, например:
- Установить связь между…
- На основе проведенного исследования определить, есть ли различия между…
- На основе проведенного анализа литературных данных определить подходы к изучению…
- Провести критический анализ концепции…
- Разработать практические рекомендации…
Подобные шаблоны можно найти в пособиях по методологии написания научных работ. Кроме этого, там есть много полезной информации, которая поможет в выполнении дипломного проекта.
Определиться с целями, задачами и методами исследования всегда может помочь научный руководитель. Студент должен советоваться с ним, особенно в этом вопросе, потому что от того, какими будут эти основные понятия, зависит ход выполнения всей работы, а следовательно и ее конечный результат.
Источник: http://prizmaznaniy.ru/cel-zadachi-metody-diplomnoj-raboty.html
Формулировка целей и задач
Основные понятия: проблема, предмет исследования, объект исследования, гипотеза, методы исследования.
Научно-исследовательская работа чаще всего включает практическую часть, т.е. научное исследование. Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа. Научно-исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
4 этап – выбор методов исследования.
5 этап – сбор фактического материала.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.
Рассмотрим данные этапы и исследовательскую деятельность на каждом из них более подробно.
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.
Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действий.
В процессе определения проблемы существует соблазн охватить исследованием как можно более широкий круг явлений, получить ответы на все вопросы. Подобная ошибка распыляет усилия исследователя, снижает качество исследования, делает его поверхностным. Следует ограничивать свои интересы решением конкретной, актуальной проблемы.
Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования.
Предмет исследования – это конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования.
Объект исследования – это то, что изучается; объектами исследования могут быть люди, группы людей, организации, физические объекты, психические феномены и т.п.
Продуманные и четко сформулированные проблема, предмет и объект исследования позволяют уже на первом этапе исследования определить объем и направленность предстоящей работы, тематику литературы, с которой необходимо познакомиться, заранее позаботиться о методиках. Также это экономит время, затрачиваемое на исследование.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования.
Кроме того, исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия.
Для нейтрализации этого факта исследователь должен изучить литературу по данной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в литературе относительно интересующих его понятий и теорий.
Если однозначность в определении понятий не удалась, приходится принять одну из возможных точек зрения и обязательно оговорить это в дипломной работе.
Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана работы.
Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в основном в рекомендациях и советах по отбору источников.
При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а затем периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.
Изучение литературы начинают с поисков соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг.
Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.
Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы. На основании конспектов и выписок из прочитанной литературы осуществляют аналитическое описание предмета исследования.
Обычно его делают в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме. Обзор литературы заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу научных интересов студента.
Сделанный обзор является черновым вариантом 1-й главы работы.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.
Цель исследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детерминирующими (подробнее – см. ниже).
Гипотеза определяет главное направление поисков и исследования, является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
Формулирование гипотезы исследования – задача довольно сложная, требующая настойчивой и кропотливой работы. Отсутствие гипотезы характеризует отсутствие проблемы или крайнюю нечеткость ее формулировки.
При формулировке гипотезы следует соблюдать следующие условия:
— гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
— она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают.
Предположение, сформулированное в гипотезе, носит вероятностный характер; это означает, что сделанное предположение справедливо лишь с определенной долей вероятности.
В ходе исследования необходимо доказать достоверность вероятностного предположения.
Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы. Задач выдвигается столько, сколько необходимо для проверки гипотезы.
4 этап – выбор методов исследования.Для проверки выдвинутой гипотезы (или нескольких гипотез) подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования.
Методы исследования – это инструмент исследователя.
Они помогают четко регламентировать процедуру исследования, достаточно четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели и позволяют экономить силы и время.
Однако не следует забывать, что методики наиболее эффективны, когда ими пользуется человек, способный творчески мыслить и самостоятельно анализировать и синтезировать полученный материал.
Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.
5 этап – сбор фактического материала.Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, нужно научиться хорошо владеть выбранными методиками.
Для этого полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пилотажное, пробное исследование), что позволит учесть проблемы, как самой методики, так и работы с ней.
После этого проводятся необходимые процедуры по сбору первичной информации, учитываются этические критерии при работе с людьми, обращается внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.
Сбор фактического материала осуществляется, как правило, в процессе производственной и научно-исследовательской практики и является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество, объективность выводов во многом будут зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал.
Изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяет выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления, его логические взаимосвязи, а также экономическое и правовое значение. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.
В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и цифровыми расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы математического анализа.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц, графиков и диаграмм.
Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине. Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.
Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.
Систематизация, анализ и обработка фактического материала предлагают широкое использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.
Сбор и обработка фактического материала являются самым трудоемким этапом в подготовке курсовых работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и научного руководителя.
В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется широко использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например, Excel, SPSS, STATISTICA и др.). На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.
Вопросы для повторения
1) Какие этапы выделяются в научной деятельности? Можно ли выделить среди этапов научной деятельности наиболее важный? Объясните почему.
2) В чем заключается сущность этапа сбора фактического материала?
3) Для чего необходима формулировка цели, задач и гипотезы исследования? Возникают ли трудности при формулировке проблемы исследования? Если да то, какие.
4) Можно ли до начала основной части исследования спрогнозировать его результаты?
5) Чем отличается предмет исследования от его объекта?
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/13209.html
❶ Как определить цель исследования
Вам понадобится
- Пособия по написанию или курсовых, или дипломных работ, или даже кандидатских диссертаций (например, книга У. Эко «Как написать дипломную работу» (ссылку см. внизу).
Инструкция
Прежде всего, помните, что цель может быть теоретическая или/и практическая. Если исследование прикладное, то в нем должна быть, соответственно, и та и другая. То, к какому из двух типов исследований – теоретическому или прикладному – будет относиться ваша работа, нужно решить, ясное дело, сразу.
Начинайте определять цель на основании сформулированной темы. Цель в какой-то степени уже содержится или должна содержаться в названии вашей работы. Таким образом, в ходе определения цели вам, может быть, понадобиться уточнить (сузить, выбрать более четкие выражения) одновременно и тему.
Собственно, в раскрытии темы, а также (если работа прикладная) в описании путей применения полученных результатов исследования и состоит цель, или цели, работы.На следующем этапе продумайте и пропишите в общих чертах то, что вы хотели бы донести до тех, кто будет читать или изучать ваше исследование по взятой вами теме.
Здесь уже начнет вырисовываться примерное содержание и направление исследования. Составьте предварительный список печатных источников и прочих материалов (артефакты, видеозаписи, рисунки и т.д.), которые вы собираетесь использовать.Далее нужно определить задачи, решение которых будет служить достижению поставленной цели.
Например, если ваша тема «Политика эсеров и большевиков в октябре 1917 г.», то в задачи будет входить: (1) характеристика политики эсеров; (2) характеристика политики большевиков; (3) сравнение и оценка той и другой в отношении к событиям октября 1917 г.
Целью же данной работы будет показать, в какой степени и почему обе указанные партии участвовали в событиях октября, и дать свою обоснованную историческую оценку всему этому.
В рамках следующего этапа составьте план (введение, основная часть, заключение с выводами), где во введении пометьте себе, кроме всего прочего, — указать цель и задачи. Основную же часть постройте так, чтобы названия ее подпунктов отражали поставленные задачи.
В завершение работы над определением цели пропишите предварительные результаты, к которым вы хотите прийти. Конкретное содержание результатов в связи с проделанным исследованием, скорее всего, измениться, однако заданное направление поможет вам не терять из виду цели и, в конце концов, достигнуть ее. А результаты исследования это, собственно, и есть достигнутая цель.
Источники:
- Эко У. Как написать дипломную работу в 2019
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-42746-kak-opredelit-cel-issledovaniya
Цели и задачи исследования
В самом начале исследования важным является то, чтобы ясно наметить для себя общий итог поиска, его задачи и наметить цели, которые нужно достичь.
Как известно, целенаправленность — главнейшее свойство деятельности человека, которое отличает ее и от бессознательного поведения животных, и от беспорядочных, не направленных целью поступков человека.
Перед тем, как чего-то добиться, человек обрисовывает мысленное изображение того, что требуется ему в будущем, выстраивает его в своей сознании, осуществляет так называемое опережающее воспроизведение реальности. Все эти позиции всецело касаются педагогического процесса.
Фактическая педагогическая деятельность появляется только тогда, когда поступки человека определены целью и внутренне обоснованы.
Отсюда следует, что исследовательская цель в психолого-педагогическом анализе — это итог деятельности целеполагания, предполагающей, в свою очередь, направленную преобразующую работу субъектов образования — преподавателей и учеников. Это нечто вроде «двойного» целеполагание и «двойной» целесообразность.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Анализируемое целеполагание является тем выбором особо приемлемых с позиции допустимых возможностей действительной педагогической действительности методов, которое превращается из действующего положения в новейшее, необходимое, нужное состояние, в желанное будущее. Эта перестройка, предвещающая, хоть и в воображении, ожидаемые результаты, и есть построение целей.
Педагогическая задача не выражается иллюзиями, мечтами или только хорошими пожеланий исследователя. Она — ожидаемый результат, базирующийся на сравнении педагогического совершенства и допустимых ресурсов отображения действительных процессов и явлений педагогической направленности.
Педагогические образы исторически меняющиеся, они в определенной мере связаны с особенностями социальной обстановки, с существующим политическим и экономическим строем, тем не менее, в них все же доминируют определенные в национально-специфической форме общечеловеческие ценности.
Это касается в первую очередь идеального всесторонне (или разносторонне) развитого сильного и свободного человека творческо развитого, наделенного высокой нравственностью и гражданской ответственностью.
Уровень же достижимости такого идеала во многом определяется подготовленностью общества, его потенциалом, степенью зрелости, формирование его общественной и педагогической инфраструктуры.
Прогнозирование, соединенное со сравнением идеала и действительности и раскрытием возможности сближения с идеалом, ведет к реальному целеполаганию. Оно формируется на основании изученной реальности, прогнозирование ее направления на будущее, учитывая руководящие возможности смены условий и методов педагогического процесса.
Здесь учитывается и расклад, и разбор, и воображение, и проницательность исследователя.
Берутся в расчет педагогические, психологические, общесоциальные взаимосвязи, которые, как известно, имеют предположительный характер, выявляют направления, а не определенный, во многом изменчивый, подчиняющийся совпадениям многих положениям процесса развития.
Определение
Итак, цель — это аргументированное понимание общих конечных или промежуточных достижений поиска.
Как и шахматист, исследователь обязан, расценив возникшую ситуацию, мысленно изменить ее в другую, наиболее подходящую к тому, чтобы потом разработать план игры, а так же установить ходы, наиболее плодотворно направляющие к намеченному преобразованию.
Важнейшим и обязательным пунктом исследования идет уточнение всеобщей цели в системе исследования. Определение исследовательской цели также можно обрисовать разными способами — традиционно используемых в научных работах устойчивых фраз. Вот некоторые примеры таких фраз:
- раскрыть…;
- определить…;
- доказать…;
- уточнить…;
- отработать…
Понятие задачи исследования
Определение
Постановка задач — это отбор способов и методов для достижения результата исследования.
Их можно обрисовать как проблему, решение которой позволяет дойти до цели исследования. Выбор задач обязательно обуславливают разделением цели исследования на цели второго порядка.
В намеченных задачах исследования должны присутствовать как те, которые предоставляют приобретение новейших сведений, так и те, с чьей помощью можно добавить и в систему имеющихся психологических познаний.
Исследовательская работа будет рассматриваться как целое и завершенное, только тогда, когда исследуемое явление не будет просматриваться в описании как обособленное от других психических явлений или как не имеющее структуры.
Потому, в состав задач исследования необходимо подключать такие, с помощью которых можно установить место исследуемого явления в психике его взаимозависимости с иными явлениями.
В каждом исследовании необходимо определить уровень психики, к которому принадлежит анализируемый факт, отделить очередные ступени психики и факты изучаемого явления, находящиеся на данных ступенях, разъяснить скрытую структуру явления.
В психологии много свойств и процессов, которые являются основными в смысле их причастности ко многим ступеням психики. Например, активность, беспокойство, сосредоточенность, память и т.д. Акцентирование линии основного качества и обособленных точек на данной линии способствуют точному определению предмета исследования и очертанию круга задач исследования.
Всякий психическое явление принадлежит к одной или нескольким областям психики, взаимосвязано с теми или иными основными качествами.
Потому каждый психический феномен можно изучать не только в координатах, рамках одной из главных областей психики (эмоциональной, познавательный, поведенческой, контактной), но и в пределах других отделов психики. Обладающих определенной структурной утвержденностью.
Например, в личности как таковых можно взять: побуждающая сфера, сфера единства ориентации, картина мира, опытность, дарования и т. д.
В данном случае, невозможно определить общие и универсальные указания, так как само разделение психики может представляться независимой задачей.
Ее итог устанавливается теоретическими принципами, методологическими аспектами, обобщающей установкой исследования.
Частое заблуждение в постановке задач исследования в том, что автор заменяет описание исследовательских задач описанием плана будущей работы. В таком случае задачи создаются приблизительно следующим образом.
- разобрать литературу по теме,
- провести проверку (обследование),
- подвергнуть обработке основанные на опыте данные,
- разобрать полученные ответы на вопросы и сделать выводы.
Это изложение простых последовательных действий научного исследования. В данном описании нет ничего нового, но такую последовательность необходимо соблюдать. Несложно понять, что подобранные сведения нужно обработать, затем разъяснить, а потом уже формулировать заключение.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/celi_i_zadachi_issledovaniya/
Цель и задачи исследования дипломной работы
Дипломная работа состоит из трёх важных структурных элементов. Это введение, на которое аттестационная комиссия обращает особое внимание, основная часть, содержащая теоретические и практические выкладки, заключение, где подводятся итоги всей работы.
Во введении содержится краткая информация, характеризующая проект в целом. В нём освещается содержание работы, прописывается цель, задачи, указывается характер исследования. Особенно важно правильно обозначить цель и задачи диплома.
Аттестационную комиссию интересует, прежде всего, с какой целью создавался диплом, и какие задачи его автору пришлось решить для достижения цели. Они внимательно изучают эти ключевые моменты введения диплома, чтобы в дальнейшем сделать вывод об успешности исследований студента.
Под целью исследования принято понимать предположительный прогноз результата исследования. Цель – самый верный путь для решения намеченных задач.
При этом выбор методов и приёмов проводимого научно-практического изыскания остаётся за студентом. Цель – итог работы, её финал, результат, который достигается в конце исследований.
Цель влияет на определение актуальности темы, которая обозначается учащимся в первом абзаце введения. Формулирование цели – выбранный автором проекта способ по решению обозначенной проблемы.
Учащийся должен осознавать, что создание дипломного проекта (дипломной работы) – занятие весьма ответственное, требующее от него определённого результата, который заключается не в получении большого числа напечатанных страниц текста, а в создании новейшей разработки по теме исследования, написании эффективных рекомендаций, доказательстве труднейшей теоремы, формулировке целой системы взглядов. Студент должен понимать, что цель может быть только одна.
Примеры постановки цели и задач исследования во введении дипломной работы
Формулировка цели может начинаться со следующих вступительных слов: «Выявить закономерности», «разработать новый способ по», «проанализировать работу», «найти взаимосвязь», «выяснить», «определить», «обозначить» и другое.
Заключение дипломной работы обязательно должно содержать информацию о достижении поставленной в начале проекта цели.
Достижение цели – процесс не одномоментный. Он базируется на нескольких отдельно выделенных, последовательных этапах, представляющих собой задачи, выступающих в качестве маленьких подцелей проводимого исследования. Благодаря реализации таких задач, осуществляется достижение цели.
Во введении дипломного проекта задачи описываются с помощью краткого и грамотного перечисления действий с соблюдением строгой последовательности. Каждая поставленная задача обязательно должна начинаться с глагола в неопределённой форме.
К подобным глаголам можно отнести: «Проанализировать», «исследовать», «сформулировать», «описать», «выяснить» и другие.
Примеры целей и задач дипломных проектов:
По экологии: «Исследование гипотез о зарождении жизни».
Цель: Изучить существующие гипотезы зарождения жизни и сформулировать новое предположение.
Задачи:
- Изучить научную литературу, касающуюся темы исследования.
- Рассмотреть все существующие в науке гипотезы о зарождении жизни на Земле.
- Сформулировать новое предположение о зарождении жизни.
По информатике: «Изучение наиболее востребованных систем электронного образования».
Цель: Исследовать современные системы электронного образования и разработать способы по их усовершенствованию.
Задачи:
- Изучить литературу по информатике, в которой отражена проблема исследования.
- Исследовать современные системы электронного образования и выделить из них самые востребованные.
- Проанализировать работу наиболее востребованных систем электронного образования, выделить плюсы и минусы их использования.
- Предложить способы по улучшению работы современных систем электронного образования.
По социальной работе: «Профессиональные компетенции социального работника».
Цель: Выявить профессиональные компетенции социального работника и разработать способы по соблюдению профессиональных и нравственных норм в период профессиональной деятельности социального работника.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и социологическую литературу по теме исследования.
- Определить профессиональные компетенции социальных работников.
- Разработать наиболее эффективные способы по соблюдению профессиональных и нравственных норм социальными работниками в период их профессиональной деятельности.
По психологии: Изучение зависимости профессиональной направленности подростков от отношений в семье.
Цель: Предложить методы по улучшению взаимопонимания в семье между родителями и детьми-подростками по поводу будущей профессии подростков.
Задачи:
- Исследовать психолого-педагогическую литературу, касающуюся проблемы исследования.
- Сформулировать основные термины работы: «профессия», «профессиональная деятельность», «профессиональная направленность».
- Осуществить психолого-педагогическое тестирование подростков и их родителей.
- Выявить способы по улучшению взаимопонимания в семье между родителями и детьми-подростками по поводу будущей профессии подростков.
Источник: http://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/tcel-i-zadachi-issledovaniia-diplomnoi-raboty