Учимся писать сочинение — Сайт учителя
1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ.
А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».
2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с критической литературы, скачивают с Интернета, а еще проще — друг у друга на перемене. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано с критики.
Критика — это только направление движения мысли, поскольку критика — это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая критику, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка.
Поэтому любая, даже самая замечательная критика будет заметна учителю, а оценка результата может пострадать именно из-за критики.
3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
Если сочинение-описание имеет только три основные части, которые обязательно должны быть в сочинении (вступление, основная часть и вывод), при этом структура каждой части не оговаривается отдельно, то в сочинении-рассуждении каждая из частей работы должна иметь специфические, свойственные только этой творческой работе особенности. Чтобы написать сочинение правильно, нужно знать все эти моменты. Об этом в нашей статье, но немного позже.
4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть.
Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины.
Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть (о ней рассказано выше) и выводы. Что написать в выводах сочинения?Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью.
Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части.
Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.
Сочинение-миниатюра может быть любого характера: от тем «Как я провел лето?» и до «Поступки человека». Однако любое сочинение-миниатюра должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении) и ответ на него.
Например, в теме «Как я провел лето?» тезис будет коротким: «Лето я провел хорошо/здорово/замечательно/великолепно». Можно наоборот: «…так себе, скучно, неинтересно, проспал», — что бывает значительно реже. Все остальное в данной творческой работе — это ПОЯСНЕНИЕ ТЕЗИСА.
Объем сочинения-миниатюры колеблется от 0,5 стр. (5-6 класс) до 1,5 стр. (7-11(12) класс) школьной рабочей тетради.
Этот вид работы еще называют изложением с творческим заданием. Данная работа состоит из двух частей: первая часть — сжатое или развернутое изложение какого-либо текста, вторая часть — мысли учащегося по поводу данной темы.
Особенностью сочинения-изложения является то, что между изложением и второй частью (точка зрения ученика на проблему) должен быть плавный переход в виде одного предложения. Это предложение должно продолжать мысль текста и переходить к точке зрения учащегося.
Любое сочинение-изложение для завершенности должно иметь вывод, начинающийся словами: «таким образом», «итак» и подобными.
Как правильно писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение состоит из трех частей: вступления (тезиса и аргументов), основной части (примеров, доказательств) и выводов (точка зрения самого учащегося на проблему).
Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением мысли автора сочинения.
В основной части можно приводить примеры литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из жизни автора (учащегося). Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.
Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения.
Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации — это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа.
Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными «за руку». Пользоваться критикой нужно уметь!
Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.
Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых не возможно получение отличного бала за сочинение.
PS: И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Успехов вам в учебе!
Источник: https://www.sites.google.com/site/sitepautkina/ucimsa-pisat-socinenie
Актуальные методики обучения написанию итогового сочинения по литературе
Чеснокова А. В.
заместитель директора по УМР
МАОУ лицея №11 им.В.В. Рассохина, г. Армавир
Актуальные методики
обучения написанию
ИТОГОВОГО сочинения ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В этом учебном году учащиеся 11 классов пишут обязательное сочинение-рассуждение на литературную тему, получение «зачёта» по которому является допуском к ЕГЭ.
Любое сочинение всегда считалось одним из самых сложных видов творческой работы, требующим высокого уровня развития образного мышления, связной речи, способности выражать свои мысли максимально логично и ярко.
Особенностью выпускного сочинения оказывается то, что оно должно строиться на литературном материале, что в условиях невысокой читательской культуры большинства школьников существенно осложняет задачу.
Доказал свою эффективность алгоритм на основе методик Л. Ю. Озерова и В.П. Рябцева [2]:
- Внимательно прочти тему сочинения. Определи, к какому типу тем относится формулировка:
— тема-суждение: в ней уже сформулирован тезис рассуждения, назван предмет рассуждения и то, что утверждается или отрицается о нём («Татьяна Ларина – идеальный женский образ в русской литературе»);
— тема-вопрос: вопросительное предложение, ответом на который окажется тезис («Почему выбор жертвы пал на старуху-процентщицу?»);
— тема-понятие: слово или словосочетание; о предмете рассуждения ничего не утверждается и не отрицается. Такую формулировку переводим в тему-вопрос, а тему-вопрос – в тему-суждение («Обломовщина» ® «Что такое обломовщина?» ® «Обломовщина – это отображенное И. Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России…»);
а) при необходимости произведи понятийный анализ темы. По толковому словарю определяется значение каждого слова в формулировке темы, затем «расшифрованные» значения «связываются» воедино:
Например, тема: «Нравственный максимализм Базарова». Нравственный – относящийся к нормам поведения в обществе. Максимализм – доведение каких-либо требований до крайности. Нравственный максимализм Базарова = Доведение Базаровым до крайности требований, относящихся к нормам поведения в обществе.
Тема «Трагичность судьбы Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)» «расшифровывается» так: трагичность – выражение тяжёлого душевного состояния, страдания; судьба – участь, доля, жизненный путь. = Выражение тяжёлого душевного состояния, страдания на жизненном пути Григория Мелехова.
б) если в формулировке темы два предмета рассуждения, то следует установить отношения между ними или сравнить их: «Онегин и Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В подобных случаях у нас два пути написания сочинения: характеризуем их отношения или даём сравнительную характеристику.
- Определи объём темы. Выдели из текста произведения только те эпизоды, в которых раскрывается тема.
- Задай вопрос, заключённый в теме, дай прямой, полный ответ на этот вопрос.
- Из эпизодов, включённых в объём темы (шаг 3), выдели аргументы для доказательства тезиса (то, что утверждается или отрицается о предмете рассуждения).
- Выбери способ доказательства: а) индуктивный – от частного к общему (сначала идут аргументы, потом делается вывод); б) дедуктивный – от общего к частному (сначала тезис, затем доказательства).
- Напиши план сочинения, придерживаясь избранной стратегии.
Серьёзное внимание в работе над сочинением следует уделить различным вариантам вступительной и заключительной части.
Введение может быть представлено одним из способов: 1. Историческое (об эпохе, когда было написано произведение, или об изображённом в нём времени); 2. Аналитическое (объясняется какое-либо понятие, слово, входящее в формулировку темы); 3.
Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к его проблеме); 4. Сравнительное (проведение литературных параллелей); 5.
Опора на вводящую идею текста цитату из рассматриваемого произведения, или на фрагмент, содержащий ключевые слова текста, или на цитату из другого источника, точно отражающую позицию автора исходного текста; 6.
Лирическое введение (от «я»), увязывающее тему сочинения с личными впечатлениями пишущего (какое влияние оказал на вас писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься).
В заключении уместны такие подходы, как: 1. Обобщение основных мыслей автора; 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, возвращающее читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность; 3.
Концовки, перекликающиеся с зачинами (слова почти те же, а мысль новая); 4. Взгляд вперёд: раздумья о том, что будет, если… (в контексте темы); 5. Обращение к читателю.
Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить работу можно таким же обращением (призвать к какому-то поступку, задать риторический вопрос).
Последнее время всё большее внимание в школах уделяется жанру эссе. Эссе – это литературный жанр со свободной структурой, организующую роль в которой играют ассоциативные связи.
Эссе может быть художественным и публицистическим, критическим и научным, включать элементы повествования, описания и рассуждения, а также объединять элементы различных жанров и типов речи.
По другому определению, эссе – это текст, фиксирующий эмоционально окрашенную мысль или интеллектуально окрашенную эмоцию.
По мнению Казаковой Е.А. и Гринёвой Е.И. (СПбГУ), для успешного написания эссе необходимо [1]:
— сравнительно свободное владение различными стилями речи (художественным, публицистическим, научным);
— сознательное владение литературными тропами. Школьный курс ориентирован не на создание учащимися речевых образцов с использованием средств выразительности, а на анализ «готового продукта». Необходимо стимулировать творческую работу детей в этом направлении. Эффективно включение игровых заданий по созданию различных тропов и фигур речи с их дальнейшим определением;
— общая эрудиция, определённое поле культурных ориентаций пишущего, что обеспечивает возможность личностно и социально значимых ассоциаций;
— наличие необходимых специальных знаний по теме работы, так как именно содержание эссе образует его форму.
Эссе может быть признано состоявшимся только тогда, когда в нем в той или иной степени присутствует такой элемент, как разрыв/ инсайт.
В художественном или публицистическом эссе им бывает удачно найденный образ; в критическом – глубокое понимание или оригинальная интерпретация, в научном – открытие, имеющее учебную ценность;
— наличие творческого потенциала пишущего, нешаблонное мышление.
Однако для перехода на творческий уровень важно освоить «базовый». Как показывает анализ, типичными ошибками в экзаменационных сочинениях по литературе (ЕГЭ) являются следующие:
- Неверное раскрытие темы сочинения, вызванное несформированностью навыка выделения тезиса, ложным или неточным пониманием составляющих тему лексических единиц или «пропуском» одного из ключевых слов. Например, при написании сочинения на тему «Базаров как рефлектирующий нигилист» понятие «рефлектирующий» большинством пишущих даже не упоминалось. Помочь в решении этой проблемы может понятийный анализ, о котором говорилось выше, и создание специальных словариков, включающих абстрактные понятия, часто встречающиеся в формулировках тем школьных сочинений (нравственный, аксиологический, этический, гражданственность, патриотизм…), в том числе литературоведческие термины.
- Отсутствие логики в изложении материала. Необходимо знать основы индуктивного и дедуктивного способа доказательства, соблюдать последовательность в изложении и не забывать о роли абзаца.
- Фактические ошибки, связанные с именами собственными, датами, коллизиями и пр.
- Неточное употребление литературоведческих терминов, в первую очередь — понятий «автор», «лирический герой», «герой», «образ», «персонаж», «характер», «литературный тип».
К основным задачам системной подготовки к написанию сочинения на литературную тему можно отнести следующие:
— развивать умение сопоставлять художественные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей. Регулярно проводить сравнительный анализ художественных произведений, близких по тематике, проблематике, идее, особенностям жанра, художественной речи и пр.;
— научить пониманию роли выразительных средств художественной речи в выявлении идеи произведения и авторской позиции;
— прививать вкус к художественной речи и мотивировать детей на использование средств выразительности в собственной устной и письменной речи;
— обучать различным методикам написания сочинений различных жанров, уделяя особое внимание сочинению-рассуждению и эссе;
— систематизировать информацию о прочитанных произведениях с обязательным лаконичным выделением темы, проблемы и идеи произведения, периодически проводить повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т.д. Объединить изученные программные произведения по группам в зависимости от темы и проблемы;
— обучать умению анализировать и редактировать готовые сочинения и выявлять их сильные и слабые стороны (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вариантов вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т.п.);
— регулярно включать в процесс обучения письменные задания небольшого объёма, требующие ответа на проблемный вопрос.
Используемая литература:
- Рабочая программа курса «Актуальные методики обучения русскому языку» / Авторы-составители: проф. Казакова Е.И., Гринёва М.И. СПбГУ, 2012.
- Рябцев В.П. Рассуждение на литературную тему в старших классах/ Учебно-методическое пособие. – Армавир: АИУУ, 1994.
Просмотреть презентацию
Источник: http://maoulyceum11.ru/aktualnye-metodiki-obucheniya-napisaniyu-itogovogo-sochineniya-po-literature/
Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе
Как научиться писать сочинение по литературе? Ответу на данный вопрос посвящена наша статья. Написание сочинения представляет собой одну из самых сложных и важных задач в обучении.
Прежде всего, посмотрим на само это слово. Сочинение… В состав его входит корень «чин». Значение его — «иерархия», «порядок».
Другими словами, сочинение представляет собой упорядочение мыслей, которое продиктовано материалом анализа и выбранной темой.
Вопросом о том, как научиться писать сочинение по литературе, часто задаются не одни только школьники, которым это задание никак не дается, но и родители, которые не могут помочь своим детям, а также учителя, ищущие новые методы и способы научить ребят писать этот вид работы. Для многих школьников это настоящая мука, и они не понимают одноклассников, у которых при задании написать сочинение загораются глаза.
Почему так происходит? Все мы — люди очень разные. Кто-то любит фантазировать, выступать, спорить, рассуждать. Таким, как правило, нравится писать сочинения. Часто они даже пренебрегают советами и выполняют работу по наитию.
Вопрос о том, как научиться писать сочинение по литературе, перед этими счастливчиками обычно не стоит. А вот другие теряются. Варианты решения этой проблемы — критическая литература, интернет, а также дружба с товарищами-любителями излагать свои мысли в письменной форме.
В этой статье мы дадим свой ответ на вопрос о том, как наиболее грамотно написать сочинение.
Различные виды работ
В школе мы знакомимся с различными видами этой работы: эссе, сочинение-описание, рассуждение, миниатюра, сочинение по литературному произведению и т. д. Каждый из них обладает своей структурой и имеет собственные требования к написанию, о чем не стоит забывать. Например, сочинение-эссе приближает к литературному творчеству.
Стоит обращать особое внимание при работе над ним не только на содержание текста, но и на красоту, образность, легкость изложения.
А в сочинении-рассуждении присутствуют обязательно три части: это вступление (в которое включаются тезисы), основная часть (примеры и доказательства) и выводы (выражение собственной точки зрения по поводу темы сочинения). Характеризуя миниатюру, отметим, что она состоит из тезиса, а также его пояснения.
На данном виде сочинений часто тренируют одаренных ребят для участия в олимпиадах и предметных конкурсах, ведь написать емко и кратко зачастую намного труднее, чем создать стандартную работу, по объему занимающую несколько листов.
Проблемные темы
Темы сочинения бывают различными. Проблемные — это те, в которых ставятся вопросы эстетического, научного или этического характера. В их формулировку зачастую включается сам этот термин («проблема»), который подскажет вам, как писать сочинение. Примеры: «Проблема прошлого в поэме «Мертвые души» Н. Гоголя», «Устроит ли счастье героев Толстого героев Достоевского?»
Сопоставительные темы
Сопоставительные предполагают сравнение двух либо более объектов по определенным формулировкой признакам. Обычно включаются в формулировку подобных тем несколько объектов, которые соединены союзом «и». Пример: «Сын и отец Кирсановы в романе «Отцы и дети» И. Тургенева».
Обзорные темы
Обзорные темы предполагают широкий охват материала, зачастую его репродуктивное изложение (то есть пересказ) и описание. Содержание их иногда составляет рассмотрение трансформации объекта со временем.
В тему в некоторых случаях включаются сопоставительные элементы, то есть изменение чего-либо во времени. Подобные формулировки подскажут вам, как писать сочинение. Примеры: «Изображение войны в романе «Война и мир» Л. Н.
Толстого», «Москва и москвичи в творчестве Булгакова» и др.
Другие виды тем
Раскрывающие особенности мастерства создателя произведения темы требуют хорошего знания понятий литературоведения.
Нужно уметь характеризовать героев, видеть особенности повествования, анализировать описания (интерьер, портрет, пейзаж), разбираться в композиции текста.
Главное — видеть идейную и эстетическую ценность данных элементов. Пример: «Мастерство Льва Николаевича Толстого в изображении отечественной истории».
Сочинения по цитате предполагают выявление темы данного высказывания, формулирование проблемного вопроса.
Большая часть тем — это смешанные, которые включают элементы вышеописанных видов. Существуют также свободные, которые опираются часто на житейский опыт автора.
Школьников часто интересует то, как научиться писать сочинение-рассуждение. Цель его — убедить в чем-либо читателя, закрепить или изменить его мнение по заданному вопросу.
Основой данного вида работы, стержнем его является понятная, четко сформулированная и обоснованная с различных позиций главная мысль, которая должна быть единственной.
Отвечая на вопрос о том, как научиться писать сочинение-рассуждение, а также другие виды работ, стоит сказать о некоторых правилах.
Правила, которые помогут вам при создании сочинения
Возможно, кому-то они покажутся не такими важными, но проблема в этом случае вряд ли сдвинется с места. Основные неудачи кроются как раз в невнимании к главным правилам.
Сочинение — это жанр, который отрицает переписывание. Выбирая «сочные» фразы и предложения из готовых сочинений по критической литературе, мы этим совсем не обогащаем его, а лишь занимаемся типичным плагиатом.
Делая это, мы так и не узнаем, как писать сочинение по теме произведения.
Безусловно, ученики должны обращаться к критике, но только для того, чтобы в нужное русло направить собственные мысли, убедиться, что основная мысль понята верно, схвачена суть проблемы.
Философия произведения, раскрытая другими авторами, может оказать помощь для глубокого понимания темы, для внутренней работы. Однако утверждения, выводы, впечатления и мысли должны принадлежать только одному человеку — непосредственно создателю сочинения. «И все-таки, как научиться писать сочинение по литературе в таком случае?» — спросите вы.
Если вам нужно написать работу по конкретному произведению литературы (что является для школьников самым распространенным вариантом), следует в первую очередь прочитать произведение. Не подойдет для этого лишь краткое содержание.
Подлинный интерес к литературе можно пробудить, лишь прочитав оригинал. Краткие содержания отражают лишь поверхностный слой, на основе которого глубокая работа с текстом невозможна.
Для того чтобы создать хорошее сочинение, следует самостоятельно увидеть в рассказе, поэме или романе необычный сюжет, глубокий смысл, актуальность и талантливое слово.
Очень полезно читать хорошие работы, созданные другими авторами. Образцы их сейчас можно найти во множестве источников. Они будут полезны, когда мы пишем сочинение по литературе. Примеры того, где их можно найти, — специальные пособия, сборники, журналы. Прочитав несколько таких образцов, вы оцените особенности стиля, языка автора, структуру.
И, наконец, последнее правило: никогда не садитесь за чистый лист. У вас в голове обязательно должен быть уже некий план, образ будущего текста.
Сложно представлять, что и как следует написать, сидя за письменным столом. А вот, например, когда вы выгуливаете собаку, идете в магазин, моете посуду, можете придумать будущее сочинение.
Этот метод стоит попробовать — результат приятно удивит вас.
План
Для того чтобы написать хорошую работу, нужно иметь под рукой план сочинения по литературе. Что же это такое? План сочинения по литературе неизменно включает в себя следующие три части: это вступление, основная часть и заключение.
Вступление
Цель вступления — предвосхитить то, о чем будет говориться в основной части. Начало сочинения — это место, где вы можете выразить свои чувства и мысли. Вступление «рекламирует» дальнейший текст, увлекает читателей. Здесь будет уместно употребить интересные высказывания, эпиграфы, а также обозначить общее настроение вашей работы.
Как известно, самое трудное — начать. Для того чтобы данная часть получилась у вас удачной, необходимо сформулировать в ней ключевые проблемные вопросы — те, на которые можно получить ответ в рамках предложенной вам темы, а затем, выбрав один-два из них, которые вы будете раскрывать в вашем сочинении, обосновать этот выбор.
Рекомендуем также привести термины, которые вы будете использовать в ответе, определить их, что покажет их понимание автором. Не нужно бояться вопросительных знаков. Формулируйте смело вопросительные предложения.
Начало сочинения (вступительная часть) иногда кратко характеризует либо само произведение, либо эпоху его создания, если предложенная автору тема предполагает анализ отдельного аспекта.
Основная часть
Основная часть — это раскрытие темы сочинения. Например, если это образ героя, следует рассматривать его целостно, при этом не оставляя немаловажные детали «за бортом» — ведь их для чего-то все-таки отметил создатель произведения.
Не следует писать, если тема сочинения вами не до конца понята, если где-то потеряна линия сюжета. Возможно, требуется в этом случае перечитать произведение. Не бойтесь задавать вопросы учителю — он лишь одобрит вашу пытливость и интерес.
Основная часть должна представлять собой доказательный и развернутый ответ на вопросы, сформулированные вами во вступлении. В ней вы должны убедить читателя в том, что верно поставили их и правильно решаете. Это самая большая по объему часть.
На нее следует обратить особое внимание, размышляя о том, как писать сочинение.
Образец мысли, представленный каким-либо критиком, можно развить, если его идея уж очень сильно вам понравилась: представить собственные наблюдения, объяснить ее своими словами. Оцените потом, связана ли она как-то с основной темой вашей работы, с общим текстом. Но все же предпочтительнее прибегать к цитатам, что подчеркнет вашу подготовленность и осведомленность, будет выглядеть этично.
Заключение
И, наконец, заключение. Главная задача данной части — это подвести итоги по вашему рассуждению, представленному во второй части, а также по проблемным вопросам, которые были сформулированы вами во вступлении.
Следует обобщить выводы, при этом используя термины и ключевые слова, которые входят в формулировку заданной темы: часто в ней присутствуют такие слова, как «пейзаж», «образ», «композиция», «проблема» и другие. В заключительных выводах повторите их.
Помните о том, что вступление и заключение по содержанию во многом повторяют друг друга. Только форма меняется от вопросительной к утвердительной.
Следует отметить, что не во всех случаях нужно применять предложенный нами шаблон. Как писать сочинение, решайте индивидуально. Выбор пунктов зависит от читательской зоркости, степени подготовки, умения определять главное.
Однако рекомендуется придерживаться плана, который мы составили, тогда не возникнет сложностей с пониманием того, как научится писать сочинения.
ЕГЭ, например, оценивает наличие трех элементов — вступления, основной части и заключения.
Источник: https://autogear.ru/article/174555/kak-nauchitsya-pisat-sochinenie-po-literature-plan-sochineniya-po-literature/
Как писать сочинение по литературе: образец, примеры :
Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.
Соответствие нормам
Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом.
Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы.
Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.
Сочинение-описание
Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки.
Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.
Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:
- Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
- Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
- Описать собственное отношение к описанному.
Пример сочинения-описания
Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе.
Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ.
Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.
«На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.
Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой.
Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел.
Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм».
Где пригодится умение писать сочинения-описания?
Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина».
Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте.
Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.
Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение
Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
- Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
- Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
- Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
- Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
- Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, — ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги — это свобода. А свобода — жизнь».
- Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.
Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов
Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов.
Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения.
Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:
- Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
- Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
- Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.
Аргументы за и против
Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против.
Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность.
Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.
Пример аргумента
Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана.
Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому.
Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»
Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.
Сочинение-повествование
Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил».
Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло.
Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.
Пример сочинения в жанре повествования
Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.
«Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление.
Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора.
Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.
Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась.
Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше.
Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске».
Заключение
С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд.
Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда.
Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.
Источник: https://www.syl.ru/article/373320/kak-pisat-sochinenie-po-literature-obrazets-primeryi
Методика написания сочинение
Сначала небольшое вступление. В школу я пошла в первый класс в 1945 году. Тогда детей принимали в школу с 8 лет. Помню: была разруха после войны, карточная система, голодное детство. Школьной формы тогда не было. Девочкам шили платья из мешковины. Мальчики и девочки учились в разных школах. Первую мою учительницу звали Нина Ивановна, вторую – Елена Степановна Обрубова.
которая пришла к нам в третий класс. Жила она в рабочей казарме и сама еще училась в пединституте. Эта была девушка высокого роста с двумя косами, старше нас лет на десять. Она нас обучала по-своему: с третьего класса приучала нас писать сочинения. Попросила нас завести альбомы, куда мы должны были писать свои отзывы о прочитанных книгах.
Уходя из школы, она вернула мне мои детские сочинения.
Елена Степановна Обрубова дала нам первые знания по написанию сочинений, привила нам любовь к русскому языку и русской литературе.
Каждое сочинение должно состоять из нескольких элементов: эпиграфа, вступления, основной части и заключения. Эпиграф не обязателен. Но все же, все же… В нем должна быть сконцентрирована идеясочинения.
Для эпиграфа можно взять строчки из текста, по которому пишется сочинение, пословицы и поговорки, высказывания писателей, общественных и политических деятелей. Для примера вы можете заглянуть на мой сайт www. lvmir. narod.
ru в книгу “История Древней Святой Руси…”.
Итак, основными частями сочинения являются вступление, основная часть и заключение, которые обозначаются римскими цифрами и должны быть озаглавлены. Сочинение нужно писать сначала на черновике, оставив место для дополнений, которые могут возникнуть во время написания сочинения.
Во вступлении может идти речь об эпохе написания книги, истории создания книги, о прообразах героев и т. п.
Основная часть плана должна состоять из нескольких пунктов, которые изображаются арабскими цифрами, а подпункты – буквами из алфавита.
Например, тема: “Образ героя…” должна включать пункты:
1) Происхождение, социальное положение.
3) Черты характера.
4) Отношение героя с другими действующими лицами.
5) Отношение других действующих лиц к данному герою.
6) Их участие в общественной жизни страны.
8) И т. п. Все это подтверждается цитатами из текста.
В заключении можно подвести итоги, сделать выводы по данной теме, рассказать о вашем отношении к данному герою и т. д.
При сравнительной характеристике двух героев, можно использовать эти же пункты плана, только в сопоставлении, в сравнении. Это сложнее. Приведу два примера составления плана.
Тема: “Мой любимый герой – Наташа Ростова” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”).
1) Наташа Ростова – моя любимая героиня.
2) Мое первое знакомство с героями романа.
II Основная часть.
1) Что привлекает меня в Наташе Ростовой:
А) естественность, простота, отсутствие фарса и лжи;
Б) поэтичность, музыкальность;
В) близость к народной жизни;
Г) Женственность и обаятельность;
Д) патриотизм, проявленный Отечественной войне 1812 года;
Е) чуткость, отзывчивость;
Ж) Наташа Ростова – мать и жена.
Воплощение в Наташе Ростовой высоких нравственных духовных качеств.
Тема: “Патриотизм русских людей в Отечественной войне 1812 года”.
1) Угроза, нависшая над Россией в 1812 году.
2) Справедливый характер Отечественной войны 1812 года.
II Основная часть.
Патриотизм русских людей против нашествия Наполеона.
1) Сознание невозможности подчиняться захватчикам.
А) поведение жителей Смоленска (т. 3, ч. 2, гл. 4);
Б) оставление жителями Москвы;
В) настроение армии, крестьянской массы, лучшей части дворянства, трудового населения города (т. 4, ч. 1, гл. 4).
2) Выдвижение народного полководца (т. 4, ч. 2, гл. 25).
3) Отказ крестьян поставлять снабжение французам.
4) Партизанское движение (т. 4, ч. 3, гл. 4-11).
5) Героизм войск в Бородинской битве (т. 4, ч. 2, гл. 33, 19, 20).
6) Платон Каратаев и Тихон Щербатый (т. 3, ч. 2, гл. 20, 25).
Любовь к Родине – прекрасная черта народного характера.
Итак, чтобы написать хорошее сочинение, нужно знать те кст пр оизведения, пропустить его через призму своей души, соблюсти 4 элемента плана: эпиграф, вступление, основная часть, заключение.
Уметь правильно цитировать, в конце сочинения указать источник цитирования. В школах сочинения проводятся для проверки у учащихся знания текстов, умения логично излагать мысли, проверки знания грамматики русского языка.
Все это приходит с опытом и практикой.
Типичными ошибками учащихся в плане сочинений следует считать:
1) Неумение понять специфику темы.
2) Неправильный подход к теме вступления.
3) Отсутствие ряда вопросов в основной части.
4) Несоответствие заключения содержанию сочинения. Например, в тексте говорилось о любимом герое, а в заключении – о значении творчества Л. Н. Толстого.
5) Отсутствие выводов и обобщений.
6) Наличие стилистических, грамматических, синтаксических ошибок.
7) Неправильное графическое оформление плана, беспорядочная нумерация пунктов. В плане следуют сначала римские цифры, затем арабские, далее – буквенная нумерация.
Учащийся должен обратить внимание на эпиграф. Хотя он и не обязателен в сочинении, но удачный эпиграф – свидетельство того, что учащийся правильно разобрался в материале. Эпиграф должен соответствовать теме, быть выразительным, кратким. При эпиграфе должна быть ссылка на источник. И должно быть правильное его графическое расположение.
К сочинению нужно готовиться заранее, желательно прочитать дополнительную литературу.
При изложении избегать тех же ошибок, что и в плане: использование материала, не относящегося к теме, неполнота охвата материала, отсутствие последовательности в изложении, несоразмерность частей, несоответствие сочинения плану, повторение одних и тех же мыслей, неумение использовать цитаты (отсутствие или чрезмерное их употребление, когда сочинение превращается в набор цитат), искажение исторических, литературных, биографических фактов, искусственная связь с современностью, отсутствие логических переходов (“мостиков”) от одной части сочинения к другой, списывание из различных источников.
В конце работы нужно указать использованные литературные источники. Здесь также могут быть ошибки. Сначала нужно указать имя автора, затем название источника, страницы (том, часть, глава, страницы), год издания, название издательства. После окончания работы на черновике, надо его внимательно проверить, убедившись, что все в порядке, переписать его на чистовик.
Источник: https://schoolessay.ru/metodika-napisaniya-sochinenie/
План сочинения-рассуждения
Сегодня многих школьников волнует вопрос о том, как правильно писать сочинение-рассуждение. Существует множество вариантов, однако данная статья представляет наиболее обобщенный план сочинения-рассуждения. По сути, неважно, пишите ли вы сочинение-рассуждение на тему о войне или о литературном произведении – структура будет одна и та же, и она будет работать во всех случаях.
Итак, как начать сочинение-рассуждение?
Она предполагает выявление основной темы. Сделать это можно при помощи ключевых слов, часто встречающихся в тексте. Далее следует указать степень актуальности заданной темы: является ли она злободневной для современности? Или, быть может, она стояла на повестке дня в прошлом веке?
Вот примеры вступительной части:
Этот текст посвящен актуальной сегодня теме…
Автор текста обращает наше внимание на…
Текст поднимает извечную тему…
Начать сочинение можно с какой-либо цитаты или пословицы, относящейся к данной теме:
Как известно, что написано пером, того не вырубишь топором…
«Охранять природу – значит охранять Родину», – писал М.М. Пришвин…
В.О. Ключевский утверждал: «Слово – великое оружие жизни»…
Либо с собственного высказывания, например: «Я считаю, что…» или «По моему мнению…».
В конце концов, сочинение ведь и предполагает рассуждение! Так что можно смело соглашаться с автором или, наоборот, опровергать его слова.
Главное, помнить, что в обоих случаях вам понадобится целый ряд аргументов и доказательств. Кстати, если вы знаете что-нибудь о самом авторе, во вступлении можно написать о нем пару предложений.
Здесь главное понять, чем проблема отличается от темы. Проблема –это конкретный вопрос, поднимающийся в тексте. То есть, к примеру, текст может быть написан на тему природы и освещать проблему загрязнения окружающей среды.
Как правило, проблема обозначается либо в начале, либо в конце – это зависит от мышления автора. Найти ее можно опять-таки при помощи ключевой лексики.
Автор предлагает свою точку зрения на изложенную им проблему, а ваша задача – согласиться с ней или оспорить.
В этой части сочинения-рассуждения необходимо поразмышлять над некоторыми вопросами. Для какой аудитории предназначен текст? Кого могла заинтересовать поднятая в нем проблема? Является ли она социальной, нравственной, философской, политической, экологической или психологической? Затрагивалась ли эта проблема в литературе? И т.д.
При этом в комментарии не следует пересказывать исходный текст или рассуждать о всех проблемах сразу. Лучше выявить одну, наиболее важную, и изучить ее как можно глубже.
Суть данного этапа сочинения-рассуждения в том, чтобы вы продемонстрировали, как поняли сформулированную автором проблему.
Как автор смотрит на проблему? Какие пути решения предлагает? К каким выводам приходит? Ответ на эти вопросы можно уместить в два-три предложения, используя конструкции типа: «Автор полагает, что…», «Согласно авторской позиции…» и т.д.
Здесь необходимо привести различные аргументы, доказывающие вашу позицию. Это могут быть примеры из жизненного и/или литературного опыта. Вспомните, что происходило с вами, вашими родственниками, друзьями, соседями или известными вам литературными персонажами. Наверняка найдется пара примеров, подтверждающих вашу позицию.
Важно, чтобы мнение было высказано максимально объективно и корректно. При этом не стоит повторять мысли автора исходного текста. Поскольку сочинение-рассуждение предполагает наличие нескольких аргументов, перечислять их можно при помощи таких грамматических структур, как: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.
, а также используя различные вводные слова: с одной стороны, с другой стороны. Высказать мнение помогут и следующие конструкции: «Я полностью согласен с автором, потому что…» или «Я не разделяю позицию автора, поскольку…» и т.д. Сочинение-рассуждение должно содержать как минимум два аргумента, подтверждающих вашу точку зрения.
Каждый аргумент рекомендуется начинать с нового абзаца.
Если у вас возникает проблема с тем, как ввести аргумент в текст, можете воспользоваться такими словосочетаниями:
Достаточно привести следующий пример…
Это легко доказать таким образом…
В этом можно убедиться, если обратиться к (фактам, научным данным и т.д.) …
Существует множество примеров, подтверждающих мою позицию…
В ходу также различные вводные слова и конструкции типа: «Допустим…», «Предположим…», «Согласно…», «В связи с тем, что…» и т.д.
В этой части сочинения-рассуждения следует обобщить выводы. Можно указать, какое впечатление произвел на вас текст. Главное, как можно лаконичнее излагать свои мысли: объем заключения должен уместиться в 2-3 предложения. По сути, последняя часть сочинения должна свидетельствовать о завершенности вашей работы.
Итак, обобщенный план сочинения-рассуждения выглядит так:
- Вступительная часть.
- Выявление проблемы в тексте.
- Ваш комментарий к данной проблеме.
- Установление позиции автора.
- Ваше собственное мнение, подкрепленное как минимум двумя доказательствами.
- Заключительная часть.
Говоря о том, как написать сочинение-рассуждение, стоит упомянуть еще несколько советов:
- Продумывайте логику построения своего сочинения.
- Старайтесь не только избегать ошибок, но и разбавлять свою работу различными грамматическими конструкциями и обширной лексикой.
- Соблюдайте этику на письме. Не стоит нецензурно выражаться или оскорблять кого-то в своем сочинении.
- Внимательно перечитывайте черновик.
В сети Интернет сегодня можно найти множество шаблонов сочинения-рассуждения на самые разные темы. Они вкупе с приведенным выше планом помогут вам понять, как писать сочинение-рассуждение.
Действуйте согласно установленному алгоритму, и вы обязательно преуспеете!
Как написать сочинение-рассуждение ЕГЭ по русскому языку? Подробный план и разбор сочинения
Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8485-plan-sochineniya-rassuzhdeniya.html