Правильно пишем комментарии к проблеме и с использованием клише

Как писать комментарий к проблеме в ЕГЭ по Русскому примеры 2019

Многих выпускников пугает вторая часть ЕГЭ по русскому языку, потому как здесь нужно написать непростое сочинение, которое еще называют эссе. Такая работа предполагает несколько дополнительных заданий, которые необходимо выполнять последовательно. Поэтому часто возникает вопрос, как же писать комментарий к разным проблемам в ЕГЭ по русскому языку, и интересны примеры 2019.

Примеры ЕГЭ 2019. Как писать комментарии к проблеме

Подготовка к написанию комментария к проблеме

Для того, чтобы понять, как писать и что писать при создании комментария к проблеме в ЕГЭ 2019, необходимо эту задачу разбить на несколько блоков последовательностей, которые необходимо выполнить.

  1. Описание самой проблемы.
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Позиция автора текста по отношению к проблеме.
  4. Ваше мнение.
  5. Аргументация собственного мнения.
  6. Вывод.

Важно знать еще и требования к такому комментарию, чтобы не сделать ошибок:

  • необходимо написать несколько примеров, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать цитирование с пояснениями позиции автора и что он хочет этим сказать;
  • важно выделить противительную, причинно-следственную или другую связь этих примеров, в этом случае все зависит от самих примеров в определенном тексте;
  • пояснения к иллюстрирующим примерам, необходимо интерпретировать сюжетную линию текста и мнение автора — это и будет пояснение в ЕГЭ. Другими словами, нужно подать слова автора в более понятной форме, отобразить наглядно их смысл, пояснить действия героев. Мало просто указать два примера, нужно в понятной форме их проанализировать, а также добавить собственную точку зрения происходящего;
  • нет необходимости вставлять объемные цитаты в комментарии, используйте только главную часть цитаты;
  • следите за фактической точностью, если в комментарии будет допущена даже одна неточность, вы получите 0 баллов.

Комментарий к проблеме в ЕГЭ по Русскому — это ваше понимание того, почему автор указал на определенные факты в тексте, использовал такие речевые обороты. Это также попытка доказать, что подобная проблема действительно существует.

Порядок написания комментария к проблеме

Пример комментария к проблеме

Рассмотрим пример 2019 к написанию комментария к проблеме в ЕГЭ по русскому языку.

Автор иллюстрирует проблему, повествуя читателю историю о людях, имеющих предрассудки, они легко сочли одного из персонажа вором и «пугалом», не имея на то причин.

Из этой истории мы видим, как легко все члены семьи клеймят человека, обвиняя его в воровстве. И как изменяются выражения их лиц, когда они удостоверяются в его невиновности.

Когда исчезают все сомнения по этому поводу, автор предоставляет нам Селивана добрым человеком, с приятными чертами лица, совсем непохожим на разбойника.

Обратите внимание

После этих событий автор задумывается: почему Селиван «был долгое время пугалом» в своих глазах и в глазах остальных героев. Совесть автора не успокаивалась, и, чтобы понять истинную причину такого отношения к Селивану, он обратился к наставнику.

Только когда произошел диалог с отцом Ефимом, автор осознал, что «пустословие» и «подозрительность», а также озлобленность людей не дают возможности увидеть человека таким, каким он является на самом деле.

Рассказчик узнает и формирует новую мудрость — бояться нужно не того, про кого ходят сплетни, а того, кто их всячески поддерживает, то есть самого себя.

За идеально выполненную работу вы сможете получить 24 балла. При этом оцениваются пояснения, примеры и наличие смысловой связи, каждые из которых соответствуют своему количеству баллов. Например, наличие 2 полноценных и правильно отображенных примеров стоит 10 баллов (т.е. 5 баллов стоит 1 верный пример). И так далее.

Стоимость примеров, пояснений и смысловой связи в баллах

Частые ошибки комментариев

Какие же ошибки можно допустить при в ЕГЭ по русскому языку при написании комментария к проблеме? Рассмотрим частые случаи ошибок.

  1. Комментарий не полностью основывается на тексте: автор говорит об актуальных проблемах сегодняшней жизни. К великому огорчению, среди писателей и художников много тех, которые при первой возможности убегают за границу, потому что не любят свою родину. Таких нельзя назвать настоящими творцами. Писатель должен любить страну, в которой родился.
  2. Плохой пример комментария: обозначая сюжетную проблему, рассказчик говорит о художнике по имени Дэню. Писатель не случайно говорит, что художник не смог создавать пейзажи. Автор говорит, что настоящие чувства к родине проснулись «и сделали его жизнь неописуемо уютной и теплой, воодушевленной и более привлекательней, чем до этого момента».
  3. Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом: автор говорит о полковнике Комарове, который пошел на войну по неизвестным причинам. Но после долгого расставания с семьей и родным краем внезапно ощущает прилив любви к родине. После чего полковник отличается боевыми заслугами и возвращается домой героем.

Вооружившись этими примерами 2019 и порядком написания комментария к проблеме в ЕГЭ по русскому языку, вы сможете легко сдать экзамен.

Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/kak-pisat-kommentarij-k-probleme-v-ege.html

Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ 2019

  • Блог
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ

При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Для формулировки проблемы

  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…

Для комментариев

  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Для отражения авторской позиции

  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…

Для выражения собственного мнения

  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…

Для аргументов

  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт:  эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Для вывода

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав  произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст. 

Решай задание 27 по русскому языку.

Смотри также:

Источник: https://bingoschool.ru/news/rechevyie-klishe-dlya-idealnogo-sochineniya-ege/

Комментарий ЕГЭ 2019: как писать новый комментарий к проблеме в сочинении ЕГЭ по русскому языку 2019?

За комментарий в сочинении ЕГЭ 2019 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения.»…Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними…»

↑ Что такое комментарий?

Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.

В сочинении ЕГЭ-2019 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:  

примеры, которые приводят авторы в своих текстах; размышления автора, связанные с проблемой;цитаты; описания; истории; точки зрения, которые приводит авторсредства выразительности,тропы

слова, выражения, важные для понимания проблемы.

 

↑ Структура комментария

1)Пример-иллюстрация из текста 2)Пояснение примера 3)Смысловая связь между примерами. 4)Пример-иллюстрация из текста

5)Пояснение 

1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст. 2) Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения. 3) В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.
Требования к комментарию: 1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. 2) Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 3) Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. 4) Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний. 3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.  4) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

Читайте также:  Виды обучения в педагогике: зарождение педагогической мысли, виды и формы обучения

Таким образом, написание комментария — это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. 

0 баллов можно получить-если комментарий не написан вообще-если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст-если в комментарии присутствуют фактические ошибки (1 и более)Слова, необходимые для того, чтобы начать комментарий и привести примеры иллюстрации.(клише для комментария) Автор раскрывает проблему на примереАвтор раскрывает проблему, описывая….Автор цитирует (кого?)Автор рассказывает (о чём?)Автор утверждает (что?)Автор делает акцент на том, чтоАвтор размышляет (о чём?)Автор рассматривает проблему на примереАвтор подчеркивает (что?)Автор отмечает важность (чего?)Автор изображает (что?)Автор обращает внимание на (что?)Проблема раскрывается автором на примере (чего?)Автор анализирует (что?)Автор считает (что?)

Автор сопоставляет (что?)

Примеры комментария по тексту 2019Предыдущая публикация Следующая публикация

Источник: https://rustutors.ru/egeteoriya/1206-kommentariy-ege-2019.html

Как писать комментарий к проблеме в ЕГЭ по русскому примеры

Комментарий к проблеме представляет собою ее объяснение и рассуждение о ней с опорой на изложенный материал. Именно по комментарию можно увидеть, как глубоко понимается основная идея произведения, и насколько комментатор увидел ее аспекты и уловил направление развития мыслей автора.

Комментирование считается не простой задачей потому, что для него не стоит пересказывать и цитировать автора. Следует тремя-четырьмя развернутыми фразами изложить свои размышления над вопросами, поднятыми в тексте.

Как написать хороший комментарий

При написании, важно понимать, как автор пришел к тому или иному выводу. Чтобы работа получилась удачной, не стоит употреблять много сложных слов и цитат. Достаточно поднять всего несколько вопросов.

  • Первый – это необходимость определить, какая целевая аудитория у текста, и чем он интересен именно этому кругу.
  • Затем нужно определиться какое впечатление производит изложенный материал, и на каких деталях автор выставил акценты.
  • Так же стоит понять, каким образом автор предлагает решить поднятую проблему.
  • После нужно определить настроение, найти фразы, которые его передают.
  • А в завершении рекомендуют установить, к каким выводам писатель ведет аудиторию.

Основные правила комментирования

Требования к комментариям выгладят таким образом:

  1. Материал следует излагать с опорой на перечитанный текст.
  2. В тексте должно быть отражено движение мысли автора.
  3. Материал должен быть связан с авторской позицией.
  4. В своем рассуждении следует выставить несколько примеров из исходника.

При изложении мыслей не стоит анализировать поднятую тему без опоры на авторский текст. Также нельзя просто пересказывать прочитанное. И многие забывают придерживаться такой простой рекомендации, как использовать только небольшие цитаты.

Примеры клише для написания комментария

Выстраивать любое рассуждение следует по конкретной схеме:

  • зачин;
  • развитие;
  • концовка или вывод.

На каком материале лучше поднимать проблему текстов

Авторам рекомендуют использовать для работы собственные наблюдения и опыт. Неплохо опереться на исторические факты или статистические данные. Так же для работы рекомендуют пользоваться литературными источниками, афоризмами, поговорками и пословицами.

Если рассмотреть это на конкретных примерах (клише), то цепочка приблизительных вопросов будет выглядеть так:

  1. Какие примеры автор применяет для раскрытия проблемы? (Изучая вопрос дружбы, писателем освещаются отношения людей в современном обществе).
  2. При помощи каких фактов или событий освещается проблема? (Автор концентрирует внимание на том факте, что в современном мире настоящую дружбу часто заменяют короткие, не несущие духовности отношения).
  3. Какие мысли писателя стоят того, чтобы на них обратили особое внимание? (Он с горькой иронией описывает так званую дружбу игроков в преферанс, дружбу «сплетников», дружбу собутыльников. При этом он сравнивает людей с деревянными шарами, которые после столкновения опять остаются в одиночестве).

Виды комментариев

  1. Текстуальный. Под этим понятием подразумевают анализ проблемы в пределах самого текста.
  2. Концептуальный. В этом случае проблему рассматривают в глобальном смысле.

    То есть, проблема рассматривается в рамках традиций современности, восприятия читателем и т.п. Понятно, что такой комментарий писать сложнее.

    Если в первом случае все вопросы выстраиваются относительно текста, то во втором ответы придется искать в глобальных рамках. Пример: насколько поднятая тема актуальна для общества?

Как правильно выявлять проблему?

Прочитанный текст нужно не просто прокомментировать. Перед этим следует правильно выявить и понять проблему. Это будет сделать проще, если запомнить несколько простых рекомендаций:

  • сначала делают анализ отношений между героями, и их действия;
  • далее выясняют, какие качества героев проявляются в той или иной ситуации;
  • в какую категорию можно зачислить установленные качества (долг, честь, малодушие и т.д.).

Ошибки комментирования

Как правило, при написании комментария допускают такие ошибки:

  1. Он написан без опоры на текст.
  2. Вместо комментария написан пересказ или просто использованы цитаты.
  3. Он не относиться к рассматриваемой проблеме.

Следует запомнить, что комментарий должен быть связан с контекстом, и все формулировки нужно опирать на авторскую позицию.

Так же в комментариях употребляют небольшие цитаты. Но, они должны вписываться в текст органично, а не только применяться для увеличения объема написанного.

Эти неуклюжие манипуляции становятся заметными сразу. Так как из-за них нарушается логичность. Правильно подобрать цитату – это еще не все. Ее следует верно оформить.

Иначе при неправильном оформлении цитата станет орфографической ошибкой.

Как правильно поступать

  • Можно выписать в черновик основные моменты: фразы, клише или слова, которые передают суть проблемы.
  • Так же можно выписать выбранные абзацы и тезисы. При этом не стоит экономить время на проверке правильности написанного. Значительно упростит работу нумерация предложений, на которые ссылаются далее.
  • Следует следить за содержанием, чтобы не потерять ход мысли. И записывать все в чистовик можно только после окончательной тщательной проверки.

Вывод

Если подвести краткий итог, то умение писать комментарий к проблеме, не является очень сложной задачей. Нужно не забывать, что используемые цитаты должны органично вплетаться в текст комментария. Цитирование ради увеличения объема сочинения может только нарушить ход развития мысли.

Важно не только отыскать хорошие цитаты, но и уметь правильно их оформить. Неумение ввести тему исходного материала в комментарий становиться причиной появления многих ошибок. Эти знания помогут не только писать отзывы и комментарии, но и сочинения по литературе ЕГЭ по русскому.

По комментированию делают вывод, как глубоко проработано произведение, и насколько ясна авторская мысль. Хороший комментарий не должен быть длинной дискуссией, он излагается в 3-х или 4-х фразах, в том числе клише. Комментирование проблемы не станет проблемной задачей, если вы внимательно прочитали и запомнили все рекомендации.

Поделитесь с друзьями:

1 Комментарий

Источник: http://komputerwzhik.ru/poleznye-sovety/kak-pisat-kommentarij-k-probleme/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Клише в сочинении — типовые фразы и словесные конструкции, которые могут существенно упросить написание сочинения на ЕГЭ.

Приводим перечень возможных клише для сочинения на ЕГЭ.

Проблема текста

– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)

– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.

– В центре внимания автора проблема дружбы.

– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Комментарий

Примеры-иллюстрации

– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….

– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

– Автор разделяет мнение (кого)…

– Публицист спорит (с кем)….

– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

– Особого внимания заслуживает мнение автора о…

– В центре внимания автора случай…

– Писатель изображает (кого/что)…

– Герой говорит: «Цитата»

– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

– Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

– Писатель хочет сказать, что…

– Этот пример показывает, что…

– Смысл этого высказывания в том, что…

– Эти слова убедительно доказывают, что…

– Я думаю, этим примером автор хотел показать…

– Приведенные слова содержат грубокий смысл…

– Автор не случайно обращает наше внимание на…

– Поступок героя показывает, что…

– Слова (мысли) героя позволяют понять…

– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

– Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.

– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Позиция автора

– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…

– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»

– Автор считает, что….

Собственное отношение к позиции автора

– Я согласен с автором и тоже считаю, что…

– Невозможно не согласиться с автором, потому что…

– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…

В качестве клише для сочинения еще можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы

Другие материалы по сочинению ЕГЭ:

  • Примеры сочинений
  • Шаблоны сочинений
  • План сочинения

  • Критерии

Источник: https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2019/sochinenie/klishe

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Сформулируйте проблему

Типы проблем:

1. Философские. Самые общие вопросы развития общества, природы, человека.

1) смысл жизни

2) познание и самопознание

3) свобода и ответственность

4) человек и история

5) человек и культура

2. Социальные. Устройство и жизнь общества.

1) социальная справедливость/ несправедливость

2) создание правового государства

3) соблюдение прав человека

4) прогресс и общество

5) наук и общество

3. Политические. Деятельность государственной власти.

1) политика в жизни общества

2) гражданское общество

3) демократия

4) международные конфликты

5) разоружение

6) терроризм

7) национализм

8) шовинизм

4. Нравственные. Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей.

1) эгоизм и гуманизм

2) доброта и жестокость

3) духовность и бездуховность

4) честь и бесчестье

5) интеллигентность и хамство

6) дружба и предательство

7) любовь и ревность

8) конфликт поколений (отцы и дети)

5. Экологические. Взаимодействие человека и окружающей среды.

1) взаимосвязь человека и природы

2) глобальная экологическая катастрофа

3) потребительское отношение к природе

4) экология культуры

5) экология языка

6. Эстетические. Восприятие человеком прекрасного.

1) восприятие искусства

2) воспитание эстетического вкуса

3) духовность в искусстве

4) чтение, роль книги в жизни человека

5) массовая культура. Телевидение. Интернет.

Как сформулировать проблему?

Способы формулирования проблемы.

Проблему можно:

1. Сформулировать самостоятельно (своими словами)

А) В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, — подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

1) Автор поднимает проблему совести.

2) Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».

3) В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Б) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

1) Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

2) Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

Процитировать

А) В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.

Укузать номера предложений из текста.

А) Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Внимание!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смыслапубличного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донестисмысл публичного выступление до слушателей?

Типовые конструкции(клише)

Для формулирования проблемы.

Проблема (какая?)

Сложная, важная, серьёзная, глубокая , актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема(чего?)

Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека и т.д.

Типовые конструкции.

1) Автор размышляет над проблемой…

2) Автор текста затрагивает проблему…

3)В центре внимания автора проблема…

4)В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…

5) Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.)посвящён проблеме…

6)Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

7) (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

8)Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

9)Что такое долг(честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую рольэто понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомните!

1) Проблема (чего?)смысла жизни.

2) Вопрос (о чём?)о смысле жизни.

Внимание!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»

Не забудьте!

1)Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, что бы избежать фактических ошибок.

Важно

Например: Некрасов Виктор Павлович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведения правдиво отразил фронтовые будни.

2) Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.

2. Комментарий к проблеме.

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу.

Автор текста передает вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача – понять их, расшифровывать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть ее аспекты, намеченные автором. Составители ЕГЭ различают два типа комментария.

Комментарий

1. Текстуальный«от текста к действительности»

Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Забирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.

1) На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

2) Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

3) На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

2. Концептуальный «от действительности к тексту»

Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.

1) К какому типу проблем принадлежит эта проблема?

2) Актуальна ли эта проблема в наши дни?

3) Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

4) Почему эта проблема привлекла внимание автора?

5) Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

Внимание!

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

1. Текстовый комментарий (художественный текст)

1) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).

2) Не случайно писатель изображает (кого, что)…

3) Поступок героя свидетельствует о том, что…

4) Слова (мысли) героя показывают, что…

5) Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…

6) Автор сочувствует своему герою (своим героям)…

7) Симпатии автора на стороне (кого)…

2. Текстовый комментарий (публицистический текст)

1) Проблема раскрывается автором на примере…

2) В качестве примера автор рассматривает…

3) Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…

4) Автор текста обращает внимание на…

5) В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

6) Автор доказывает, что…

7) Автор убежден в том, что…

8) Автор разделяет мнение (кого)…

9) Автор искренне восхищен, огорчен (чем)…

10) Автор приводит нас к выводу о том, что

3. Концептуальный комментарий (публицистический текст)

1) Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

2) Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю.

3) Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

4) Как и большинство из нас, автор считает, что…

5) Вопреки мнению большинства автор считает, что…

6) Автор полемизирует (с кем)…

7) Автор подробно рассматривает…

8) Автор обращает наше внимание на…

9) Таким образом, автор убеждает нас в том, что…

Автор(что делает?)

— отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу

Авторская позиция.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32259t3.html

Методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме: Русский язык. ЕГЭ.Часть С. Речевые клише

Часть С. Речевые клише

1)Формулировка проблемы

Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы Примеры
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения). Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О.
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?). Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей.Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме роли книги в жизни человека.В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества.

Речевые клише:

— В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

— Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

— Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

2) Комментарий проблемы

Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

 Можно выделить два типа комментария:

1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

— как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

— как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?

— какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?

— какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

— как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

— к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)

— насколько актуальна в наши дни эта проблема?

— почему эта проблема относится к разряду вечных?

— кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

— традиционна эта проблема или нова?

— если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?

— если нова, то что стало причиной ее появления?

Речевые клише для введения текстуального комментария:

— Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).

— Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно),  по мнению автора, что…

Речевые клише для введения концепционного  комментария:

— Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…

— Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …

— Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном… .

3) Позиция автора

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того  чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:

1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

Совет

2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Речевые клише:

— Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

— Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

— Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … .

4) Формулирование собственного мнения

Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….

2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О. . Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…

4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…

5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…

6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…

К сожалению, в наше время часто..

Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

1)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

Обратите внимание

2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…

3)Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что…

5) Доказательство собственной точки зрения

Типы аргументов:

— примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

— поучительные события из жизни выдающихся личностей;

— примеры из читательского опыта;

— ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа;

— выводы науки и статистические данные;

— события из жизни страны;

— обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:

— тезис,

— аргументация,

— вывод.

Речевые клише:

Первый аргумент:

— В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.

В этом произведении…

— Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.

Второй аргумент:

— Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…

— Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…

— Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что..

— У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …

!!!Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

6)Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

Цели заключения Примеры
1)Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.
3)Сделать прогноз, высказать предположение Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
4)Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и , часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою  исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/05/russkiy-yazyk-egechast-s-rechevye-klishe

Комментарий проблемы

Комментарий проблемы

Комментарий проблемы – один из самых сложных этапов работы. Под ним подразумевают «толкование» одной из проблем текста, пояснительные замечания, рассуждения по ее поводу. Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Текстуальный комментарий предполагает рассмотрение проблемы в ее многочисленных связях с другими компонентами текста (композицией, системой персонажей, образными средствами и т.д.), без отрыва от него.

Концептуальный же комментарий подразумевает вычленение проблемы и рассмотрение ее в иных, более широких контекстах: авторской биографии, запросов сегодняшнего времени, традиции, читательского восприятия.

Дать текстуальный комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов:

  • В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)?

  • На какие аспекты проблемы он обращает внимание (на чем делает акцент)?

  • На каком материале автор раскрывает проблему (какие имена, факты, события упоминает)?

  • Как аргументирует свои рассуждения (если аргументация присутствует)?

  • Каково отношение автора к изображаемому, какие средства для передачи своего отношения использует в тексте?

Важно помнить: текстуальный комментарий – это не пересказ. Пересказывая, мы передаем все содержание текста. В текстуальном же комментарии мы акцентируем внимание только на проблеме текста, следимза ходом мысли автора, раскрывающего проблему.

Пример текстуального комментария к тексту  К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский рассказывает о драматичной судьбе пожилой женщины – Катерины Ивановны – одинокой, брошенной своей выросшей дочерью.

Мечтая о встрече с нею, старушка просит помощи у постороннего человека, чье сочувствие звучит неподдельно, искренне.

Не случайно именно он заслуживает ее обращения «родной мой», не случайно и его признание: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Проблема одинокой старости пронизывает весь текст. Повествователь, от лица которого ведется рассказ, передает нам то ощущение тоски, которое наполняет душу человека перед смертью, душу одинокую и любящую.

Это щемящее чувство усиливается пейзажными зарисовками: образ облетевшего сада, с которым связана молодость Катерины Ивановны, одинокая звезда в небе – напоминают ей о необратимости времени. Чувства повествователя, несомненно, близки автору.

Они передаются и читателю…»

При использовании концептуального комментария нужно найти ответы на следующие вопросы:

  • К какому типу принадлежит эта проблема (социальная, экономическая, социально-экономическая, политическая, социально-политическая, экологическая, вечная, философская, религиозно-философская, нравственная, психологическая, нравственно-психологическая и т.п.)?

  • Почему эта проблема привлекла внимание автора, как это связано с его биографией и творчеством?

  • Кто, где и когда еще обращался к данной проблеме, существует ли традиция, связанная с ней в литературе, публицистике (отвечать на этот вопрос следует в общих словах)?

  • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Нова ли она для Вас?

  • Как воспринимает читатель рассуждения автора по указанной проблеме (передается ли ему волнение автора, оставляет ли проблема его равнодушным)?

Пример концептуального комментария к тексту  К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский известен как продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Будучи мастером тонких, психологических рассказов, замечательным пейзажистом, он обращается к проблеме одиночества, старости, прощания с миром и жизнью исподволь – через ряд художественных образов.

Проблема эта не нова для русской литературы, она может быть отнесена к категории вечных философско-психологических проблем и актуальна во все времена. И сегодня она звучит еще острее, учитывая усиливающийся бег времени и отчуждение между людьми. Именно поэтому рассказ К.Г.Паустовского не может оставить равнодушным современного читателя».

Возможно совмещение текстуального и концептуального комментария.

Пример совмещенного комментария к тексту К.Г.Паустовского:

Текст К.Г.Паустовского относится к художественному стилю, а художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Поэтому проблема одиночества пожилого человека раскрывается на примере судьбы героини рассказа – Катерины Ивановны – страдающего и близкого нам человека, чьи переживания не могут не тронуть душу.

Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить ее отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась героиня. Образ пустеющего осеннего сада только усиливает переживания героев и читателя.

Разрывается незримая связь между родными людьми, самая кровная, самая крепкая. «Что происходит?» – как будто бы задается вопросом автор, и не находит ответа, предлагая сделать это читателю.

Проблема вечная, имеющая долгую традицию в человеческой культуре, звучит остро именно потому, что дается не в умозрительных рассуждениях, а через конкретную жизненную ситуацию.

Эта проблема очень актуальна сегодня: гонка за удовольствиями и успехом приводит к отчуждению между людьми, к одиночеству слабеющих стариков».

Шаблонизированная схема совмещенного комментария проблемы:

Важно

Вопрос о… (обозначь проблему) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (дай объяснение).

Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение к (сошлись на героя, ситуацию, проблему) ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры, можно цитатные), в стремлении сделать читателя своим единомышленником.

Рассуждая над (повтори проблему), NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, случаи из жизни, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы, статистические данные и т. п.).

Речевые клише, которые помогают оформить комментарий проблемы

Для оформления комментария есть специальные конструкции, речевые клише. Это «маркеры», указывающие на то, что мы комментируем исходный текст.

  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…

  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…

  • Свои рассуждения автор начинает с …

  • Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…

  • В тексте содержится большое количество примеров, подтверждающих позицию автора.

  • Аргументация автора не вызывает сомнений.

  • Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, экологическую и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность

  • Автор подтверждает, сравнивает, сопоставляет, критически осмысляет

  • Автор останавливается на….

  • Причину этого автор видит в том, что….

  • Автор приводит пример того, как

  • Важно отметить, что…

  • Автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов

  • Автор решает вопрос интересно, оригинально…

  • Композиция текста помогает понять, что…

  • Автор всем ходом повествования доказывает

  • Обосновывая свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.

Приложение.

Текст К.Г.Паустовского (по рассказу «Телеграмма»):

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.

(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.

(4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

Источник: http://ruslitbalandina.ru/?page_id=285

Ссылка на основную публикацию