Произвольное внимание
Произвольное внимание. Оно определяется задачей сознательно выполняемой деятельности. Именно сознательно поставленная человеком- задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание.
Когда мы читаем письмо и поглощены смыслом того, что сообщается в нем, особенности отдельных букв не замечаются нами. Внимание привлекается к ним только в случае какого-либо особенного своеобразия их, затрудняющего чтение.
Тогда мы обращаем внимание на отдельные буквы невольно, так как они резко отличаются от обычных.
Но если учитель просматривает тетради учащихся, в особенности тогда, когда ученики еще только учатся письму и он должен проверить, насколько они правильно пишут буквы, его внимание направлено на то, как именно написаны буквы.
И делается это не в силу какого-либо резко выраженного своеобразия их, т. е. их собственных особенностей, а под влиянием задачи, которая стоит перед учителем — проверить правильность написания букв. Именно такое внимание, направляемое задачей деятельности, и характеризуется как произвольное.
Основой произвольного внимания являются связи, которые образовались в прошлом опыте человека между той или иной задачей, или, точнее, ее словесной формулировкой (поскольку всякая задача формулируется словесно), и действиями, соответствующими определенной направленности внимания. Каждый раз как эта задача ставится затем, вновь актуализируются и связи, необходимые для выполнения действий, требующихся задачей. А это значит, что внимание подчиняется задаче деятельности.
Произвольное внимание может направляться и удерживаться как беспрепятственно, когда ничто постороннее не мешает выполняемой деятельности, так и тогда, когда такие препятствия имеются.
Ими могут быть как внешние раздражители (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), так и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства.
Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности.
Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д.
Нередко заранее устраняется все, что может мешать работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.
Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.
Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, желание обязательно осуществить ее. Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.
Велика роль интереса и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной.
Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.
Перевод текста с иностранного языка на русский сам по себе может не вызывать интереса, но овладение этим языком отвечает интересам учащегося, и, сознавая это, он внимательно выполняет задачу, которая стоит перед ним, т. е.
переводит текст. Изготовление какой-либо детали модели самолета само по себе может быть неинтересно подростку, но оно включено в интересное для него дело — моделирование самолетов, и он внимательно выполняет эту часть работы.
Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.
Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в «критические» моменты деятельности, требующие усиленного внимания.
Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания. Токарь заранее знает, что высокий уровень внимания потребуется от него тогда, когда резец будет подходить к такому-то месту обрабатываемой на станке детали.
Этот сигнал, намеченный заранее, и напоминает ему о необходимости усилить внимание в определенный момент.
Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обусловливает успех действий.
Внимательное рассматривание картины может быть достигнуто тем, что мы ставим перед собой вопросы, относящиеся к ее содержанию, к ее отдельным деталям, композиции, цветовому оформлению и т. п.
Ученик внимательно переписывает слова из книги в тетрадь, если ставит перед собой вопрос: «А сейчас что надо переписать?», или, если решая «столбики» примеров, где требуется производить различные арифметические действия, задает вопрос: «А что сейчас надо делать (какое арифметическое действие выполнить) ?»
Экспериментальные данные показывают, что учащиеся делают меньше орфографических ошибок на грамматические правила, когда выполняют упражнение, в котором имеются пропуски в словах (соответствующие определенным орфограммам), нежели в тех случаях, когда те же слова пишутся ими в диктанте (исследование Петровой). Это объясняется тем, что пропуск букв побуждает их ставить вопрос: «Что здесь надо писать?», в то время как во время диктанта такой вопрос может и не возникать перед ними. Хорошо известно, что, решая столбики из примеров на разные арифметические действия, учащиеся иногда выполняют несколько раз подряд одно и то же действие вопреки тому, что указывается знаками действий, имеющимися в примерах. Источником этого является опять-таки то, что они не ставят перед собой каждый раз вопроса: «А здесь что надо делать?»
Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано такое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т. п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие.
Осознание всего этого осуществляется в форме словесного отчета о том, что сделано или что выполняется в данный момент.
Следовательно, внимательное выполнение деятельности требует участия второй сигнальной системы, словесного обозначения того, что делается или сделано, и словесного выражения требований, которым должна удовлетворять выполняемая деятельность и ее результаты.
Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием. Ребенку, начинающему читать, легче удерживать внимание на том, что им прочитывается, если он ведет пальцем по строчке. Лучше можно проследить на карте течение реки, двигая по ней острием карандаша.
При выполнении практических действий возможность отвлечения от того, что является объектом отражения, значительно ослабляется.
Отсюда Еытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету.
Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено,— это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче, которая стоит перед нами.
Рассматривая внимательно картину, человек выполняет ряд действий, направленных на то, чтобы возможно лучше воспринять ее: подходит к ней ближе, отходит от нее, всматривается, прищуривает глаза, переводит взор с одной ее части на другую, фиксирует взгляд на чем-либо его заинтересовавшем, как бы «ощупывает глазами» картину, сравнивает ее с тем, что известно из прошлого опыта, осмысливает ее содержание, обдумывает замысел автора, оценивает ее достоинства, отмечает недостатки. Все, что он делает в этом случае, подчинено задаче, которая стоит перед ним, и направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение того, что требуется для осуществления этой задачи. Именно это и характерно для организации деятельности в состоянии внимания.
Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное, как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась. Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, определенная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.
Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное.
Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание в силу отсутствия интереса к ней требует сначала волевых усилий, а затем возникает интерес к тому, что делается, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий.
Начало чтения книги может не вызывать интереса у школьника, и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию книги возрастает, и внимание уже не требует усилий.
Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется произвольно.
В школьной практике оба случая перехода одного вида внимания в другой наблюдаются часто. Нельзя долго удерживать внимание на том, что никак не привлекает непроизвольного внимания, а все время требует волевых усилий.
Учитель должен добиваться непосредственного интереса к работе, которая первоначально нуждалась в произвольном внимании. Нельзя также, чтобы учащиеся переставали быть внимательными, если непосредственный интерес к тому, чем они заняты, прекращается.
Учащиеся должны быть внимательны и тогда, когда работа сама по себе непосредственно их уже не интересует.
Источник: http://psyznaiyka.net/view-vnimanie.html?id=proizvolnoe-vnimanie
Виды внимания
Большинство психологов классифицируют внимание по происхождению, способу реализации и типу контакта с объектом.
По критерию происхождения различают природное и социальное внимание. Природное внимание -генетически обусловленная составляющая способности человека практически с самого рождения направлять свою психическую деятельность на определенные объекты. Его взгляд останавливается на поднесенной к нему яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.
Появление социального внимания связано с теми объектами и явлениями, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни (внимание к произведениям искусства, элементам общей культуры, достижениям науки и техники, международным событиям, спорту и др.).
По способу реализации внимание подразделяется на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное (пассивное, вынужденное) включается, действует и переключается с объекта на объект без волевых усилий человека, как бы автоматически, независимо от сознания человека благодаря необычности объекта.
В этой связи человек не может им управлять. Возникновение непроизвольного внимания обычно вызвано: — характеристиками воздействующего раздражителя (резкий неожиданный звук, необычность ситуации, вспышка яркого света и др.
); — текущим состоянием индивида (в предсонном состоянии внимание привлекают даже слабые шорохи, но в состоянии энергичной деятельности они пройдут для индивида незамеченными);
— направленностью личности, ее интересами, целями, уровнем профессионализма, решаемыми в данный момент задачами и т.д. (человек, не осведомленный в вопросах невербального общения, вряд ли обратит внимание на несоответствие жестов и поз собеседника его словам, рискуя тем самым оказаться объектом манипуляции).
В свою очередь непроизвольное внимание включает: — вынужденное, включающееся при воздействии многократно повторяющихся сигналов (например, мерцание рекламных щитов) или раздражителей высокой интенсивности (тревожный звук сирены проносящейся мимо спецмашины); — невольное — ориентировано на объекты, связанные с потребностями человека (человека, завершившего свое образование, вряд ли привлечет очередной справочник для поступающих в вузы, чего нельзя сказать о газетном рекламном приложении с перечнем предложений о работе);
— привычное — обусловлено постоянной сферой интересов человека (инженера и художника, пришедших на выставку профессиональной книги, чаще всего привлекут различные отделы).
Произвольное внимание находится под контролем человека. Для этого, конечно, необходимо приложить' какие-то волевые усилия.
Особенно это характерно для ситуаций, когда заниматься делом желания нет, но текущие обстоятельства требуют его быстрого завершения.
Предполагают, что произвольное внимание формируется на основе непроизвольного в процессе труда, т.е. источник произвольного внимания заключен в социальной, а не в биологической сфере.
В произвольном внимании выделяют: — волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и тенденцией «сползания» внимания в сторону непроизвольного; — выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде в густых зарослях лесного массива, или авиадиспетчера по обнаружению отметки воздушного лайнера на экране радиолокатора);
— спонтанное, первоначально вызываемое объектом из-за интереса к нему, но впоследствии удерживаемое в поле внимания усилием воли (услышав от друзей восторженный отзыв о художественной книге, человек с интересом начал ее читать, однако, разочаровавшись в ее содержании, продолжал это занятие, чтобы поддержать свой имидж в социально значимой для него среде).
Послепроизвольное внимание включается вначале волевым усилием, но растущий интерес к объекту впоследствии снижает уровень требуемых волевых усилий. Не зря же говорят, что начало — это уже полдела: заставив себя внимательно заниматься каким-то делом, можно увлечься им по мере получения результатов и затем выполнять его без видимых волевых усилий.
По виду контакта с объектом различают: — опосредованное внимание к объекту при отсутствии непосредственного контакта с ним, порождаемое с помощью специальных приемов, средств и знаков (например, для привлечения внимания к объекту используются «узелки на память», указательные стрелки, указатели типа «Стой!» и др.);
— непосредственное внимание, порождаемое и удерживаемое самим объектом (например, человека привлек вид самого кафе, а не вывеска-указатель «Кафе», подсказывающая к нему дорогу).
Естественно, приведенная классификация видов внимания не исчерпывает все имеющиеся.
Появление у человека того или иного вида внимания обусловлено многими факторами, среди которых наиболее эффективны те, которые имеют яркую эмоциональную окраску или вызывает глубокие чувства. В этом можно убедиться, если пройтись по улице, вглядываясь в лица прохожих.
Большинство из них невозможно воспроизвести (в повседневности эти лица называют «незапоминающимися»). Но некоторые предстанут без особого труда, а именно те, которые «помечены» упомянутыми выше факторами.
Источник: https://psyera.ru/vidy-vnimaniya-1296.htm
Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания :
Человек — сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому.
Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее.
Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.
Психический процесс — внимание
Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.
Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:
- Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно — анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
- Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
- Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.
Какие виды этого психического процесса бывают?
Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.
По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:
- сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
- интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
- двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).
В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.
Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.
Внимание может отличаться по направленности:
- внутреннее — человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
- внешнее — процесс направлен на внешнее окружение, мир;
- пограничное — это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.
Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера — очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.
- Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых — даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
- Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример — выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
- Послепроизвольное, другими словами — переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам — сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.
Что такое свойства внимания в психологии?
Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.
Направленные на один объект:
- Концентрация — с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
- Устойчивость — отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
- Избирательность — проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.
Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.
- Распределение — человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
- Переключаемость — это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
- Объем — количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания — ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.
Взаимосвязь памяти и внимания
Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.
Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.
Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом.
Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.
Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?
Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно — мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления.
Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти.
Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.
Особенности внимания детей
Ребенок рождается как чистый лист — беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни.
Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку — он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания.
При этом есть маленький, но очень важный нюанс — малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания — непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология.
Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.
Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.
В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель.
Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться.
Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.
Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?
В юношеском возрасте основной вид деятельности — учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс.
В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие.
Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.
Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека.
Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться — вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы.
В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.
Психический процесс у пожилых людей
Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста.
В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов.
Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания.
Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.
Диагностика внимания
Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания.
Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи.
В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.
Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов» и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология.
Тема «Внимание» в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.
Как развивать этот процесс психики?
Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.
В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности.
Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать.
Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.
Источник: https://www.syl.ru/article/167233/new_vidyi-vnimaniya-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-vnimaniya
Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание — Психологос
Если направленность психической деятельности на определенные объекты не вызывается постановкой сознательной цели и не связана с волевыми усилиями, то такое внимание называют непроизвольным или непреднамеренным.
Внимание — система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес. А что для нас важно, что представляет для нас интерес?
Непроизвольное внимание реагирует на все значимые внешние обстоятельства. Произвольное и послепроизвольное внимание устремлено к тому, что мы выбрали сами.
Непроизвольное внимание вырабатывалось в процессе эволюции и заботится о нашем выживании.
Неожиданно, в тишине хрустнула веточка: внимание! Может быть, это хищник? А может быть, это наша добыча, которая пытается от нас спрятаться?
Непроизвольное внимание реагирует обычно на три вещи: на сильные раздражители, на все новое и на движение.
Сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук, все яркое и громкое мгновенно привлекает наше внимание. Впрочем, важна не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя, его соотношение с другими раздражителями, в том числе контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. п.); маленький предмет легче замечается среди больших, цифра — среди букв и т. д.
Внимание притягивается ко всему новому и движущемуся, уходит из внимания все неподвижное и привычное.
Разведчик, чтобы спрятаться — замирает. Сотрудники внутренних органов проходят специальную подготовку, чтобы быть способным затеряться в толпе, на выделяясь ничем: любопытно, что для этого они обычно немного сутулятся и делают ничего не выражающие, бессмысленные глаза…
С другой стороны, девушки привлекают внимание молодых людей яркими украшениями, веселым громким смехом и живыми движениями плеч и бедер, интересной пластикой и «стрельбой глазами»…
Веками наработанные технологии собираются в женском военном арсенале, девушки его осваивают и ведут себя так, чтобы приковывать к себе внимание.
Непроизвольное внимание поворачивает нас к тем вещам и событиям, которые могут быть для нас важны. Однако у этого полезного механизма есть свои ограничения: в этом случае не мы управляем ситуацией, а ситуация управляет нами.
Если ребенок сидит в классе на уроке, ему нужно решать задачу, а не отвлекаться на воробьев, весело прыгающих по подоконнику.
Подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике.
Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием — спасибо школе за это!
Внимание может быть произвольным, направленностью и характером которого может управлять сам человек. Умение управлять своим вниманием с рождения не дается никому: человеку или его формирует окружающие (шире — жизнь), либо он вырабатывает его себе сам в процессе самовоспитания.
Уже дети могут некоторое время сосредотачиваться на каком-то предмете или задаче не потому что им это интересно, а потому что нужно. Чем лучше мы умеем произвольно управлять концентрацией и направленностью нашего внимания, тем легче нам справляться с различными жизненными задачами.
Это тем более привлекательно, что с течением времени привычная направленность внимания перестает нас напрягать, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное, не требующего никаких дополнительных усилий.
Умение управлять собственным вниманием формируется, как любой другой навык, но используется только тогда, когда человек к этому привык, считает должным либо имеет к этому интерес.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/neproizvolnoezpt-proizvolnoe-i-posleproizvolnoe-vnimanie
Классификация основных видов внимания
Какие же бывают виды внимания? Его классифицируют по нескольким основаниям: по характеру целей деятельности, направленности, форме организации, степени социализации, степени регуляции и ориентации на конкретные психические процессы.
В зависимости от характера целей деятельности разделяют на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Что такое внимание в психологии?
Самые популярные определения:
Характеристики внимания:
- Устойчивость — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
- Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
- Под распределением понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
- Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.
Непроизвольное внимание
Внимание непроизвольное (первичное, пассивное) — это такой вид, когда человек не прикладывает усилия воли, чтобы быть сосредоточенным, а также не ставит перед собой цели быть таковым.
Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения. В его основе — ориентировочная деятельность человека.
Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:
- интенсивность раздражителя: достаточно сильный любой раздражитель, например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и т.д. невольно привлекает человека;
- контрастность раздражителей: объект больше (или меньше) по величине по сравнению с окружающими, прекращение или начало действия раздражителя невольно привлекает;
- новизна раздражителя: пока не исчерпан элемент новизны, сосредоточенность можно поддерживать достаточно долго;
- прерывистость раздражителя: раздражитель, который то появляется, то исчезает, то усиливается, то ослабляется;
- подвижность раздражителя: раздражитель, который движется, больше привлекает нас, чем неподвижный;
- структурированность раздражителя: к объединенным в целостную структуру раздражителям взгляд привлекается быстрее и легче;
- соответствие раздражителя нашем внутреннему состоянию: мы замечаем то или иное явление, когда оно становится созвучным нашим чувствам, потребностям, намерениям и т.п.;
- интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше непроизвольная сосредоточенность;
- субъективная значимость раздражителя: чем больше субъективная значимость влияния, тем сильнее непроизвольная концентрация;
- установка: чем больше готовность к деятельности, тем выше эффект;
- потребности: то, что совпадает с потребностями личности, быстрее привлекает нас;
- эмоциональная окрашенность раздражителя или деятельности: раздражитель, который несет либо положительную, либо отрицательную эмоциональную окрашенность, невольно привлекает;
- влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, на котором мы должны сосредоточиться, тем легче поддерживается непроизвольная фокусировка.
Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
- новизна раздражителя
- неожиданность раздражителя
- интерес человека
- усталость человека
Произвольное внимание
Внимание произвольное (вторичное, активное) — это такой вид , когда человек прикладывает усилия воли, чтобы быть внимательным, а также ставит перед собой цель быть внимательным.
Это более высший вид цонцентрации по сравнению с непроизвольным, он формируется в течение жизни человека и является результатом сознательной активности субъекта.
Произвольность связана с волевой регуляцией противоречивых мотивов, побуждений и интересов. Волевые усилия следует прикладывать периодически, иначе произвольное внимание угасает.
Волевые усилия на предметах и явлениях помогают поддерживать следующие внешние и внутренние факторы:
- практические действия: если в процесс деятельности включены практические действия, сосредоточенность поддерживать легче. Например, лекцию легче внимательно слушать, если одновременно ее конспектировать;
- понимание задачи: если задача выполняется, человек понимает, на нем легче сконцентрироваться;
- формулировки вопросов: если формулируется вопрос по объекту деятельности;
- интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше сосредоточенность;
- успех в деятельности: не успешно выполненное задание продолжает привлекать;
- завершенность деятельности: незаконченная деятельность способствует поддержанию произвольной фокусировки;
- интеллект человека: легче сосредоточиться тому человеку, который имеет более высокое интеллектуальное развитие;
- словесная регуляция: произвольное внимание поддерживает словесное напоминание самому себе о цели деятельности;
- эмоциональная возбужденность: если объект вызывает умеренное эмоциональное возбуждение, на нем легче сосредоточиться. Если эмоциональное возбуждение не связано с выполняемой работой, например, человека беспокоят его личные проблемы, это ослабляет фокусировку;
- привычка человека: если человек привык работать сосредоточенно в различных условиях, ему будет легче концентрироваться;
- влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, тем легче поддерживать произвольную концентрацию;
- состояние психики человека: в конце рабочего дня, а также в конце недели наши возможности ослабляются.
Послепроизвольное внимание
Кроме непроизвольного и произвольного внимания в жизнедеятельности человека встречается еще один вид — послепроизвольное. Это такой вид, для которого характерно снижение волевых усилий при сохранении цели быть внимательным.
На первых этапах деятельности задействовано произвольное внимание, т.е. нужны усилия воли для достижения поставленной цели, а в дальнейшем в результате привлечения факторов для поддержания непроизвольной концентрации волевые усилия ослабляются. На этом этапе произвольная концентрация перерастает в послепроизвольную.
Факторы послепроизвольного внимания являются теми же, что и для непроизвольного и произвольного. Основным из них является интерес к деятельности. Иногда на этом факторе делают чрезмерный акцент.
В результате послепроизвольное сосредоточение сводят к заинтересованности, которая вызвана особенностями объекта или явления. Это суженный взгляд на природу этого внимания, потому что послепроизвольное внимание — это такое проявление личностной направленности, когда сама деятельность переживается как потребность, а ее результат является личностно значимым для человека.
В возникновении послепроизвольного внимания играет также роль привычка человека трудиться. В практической деятельности человека рассмотренные три вида внимания являются взаимосвязанными, и их считают тремя степенями развития внимания.
Зависимость от направления приложения
В зависимости от направленности (особенностей объекта внимания, характера действия) выделяют внутреннее и внешнее приложение.
Внешнее (сенсорное, перцептивное) сосредоточено на объектах и явлениях внешнего мира, например, на определенных предметах, работе и т.п. Этот вид внимания является необходимым для успешного восприятия человеком окружающего мира.
Оно усиливает чувствительность органов чувств, ускоряет процесс восприятия, способствуя ясности и четкости отображения. Особенно выразительной внешняя концентрация является в условиях, когда человек не только смотрит, но и присматривается, не только слушает, но и прислушивается.
Это сопровождается соответствующей позой организма, движениями головы, глаз и т.д.
В отличие от внешнего, внутреннее сосредоточение сосредоточено не на самих объектах или явлениях внешнего мира, а на их образах. Оно направлено на внутренний мир человека, например, на его мышление, потребности, интересы, переживания и т.д. Оно связано с самосознанием и рефлексией. Интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие человека невозможно без внутреннего внимания.
Нередко его сопровождают неосознанные движения губ, жестикуляция, непреднамеренное рисования и т.п. В деятельности человека внутреннее и внешнее чередуются, тормозя друг друга. Это связано с тем, что человеку трудно сосредоточится на своих внутренних проблемах и одновременно внимательно выполнять какую-то сложную деятельность.
По происхождению внутреннее внимание возникает позже внешнего.
Форма организации
В зависимости от формы организации внимание разделяют на индивидуальное, групповое и коллективное.
Индивидуальное — это сосредоточенная и направленная деятельность отдельного конкретного лица, например, сосредоточенность студента во время контрольной работы.
Групповое внимание проявляется в сосредоточении внимания нескольких лиц данной группы на совместном задании, например, работа в подгруппах на тренинге. Организация такого внимания дается нелегко, потому что группы могут отвлекать друг друга.
Коллективная концентрация — это сосредоточение всех лиц группы на одном общем задании, например, концентрация студентов во время лекции на преподавателе.
По степени социализации выделяют естественное и социальное внимание. Естественное проявляется как выборочное реагирование на раздражители в виде ориентировочного рефлекса. Оно дано человеку от рождения. Социальное формируется при жизни и связано с приобретением социального опыта и включением свободной регуляции в процессы внимания.
По степени регуляции выделяют опосредованное и непосредственное внимание. Непосредственное регулируется только объектом, который отвечает потребностям и интересам человека и на которого направлена фокусировка человека. Например, нас привлекает яркий свет или громкий звук.
Внимание опосредованное регулируется содержанием и пониманием воспринятого. Она поддерживается с помощью специальных средств: слов, жестов, интонации и т.п. Например, нас может привлечь содержание шепота. Этот вид тесно связан с апперцепцией.
У человека сначала появляется непосредственное внимание, а уже позже — опосредованное.
В зависимости от ориентации на конкретные психические процессы выделяют чувственное и интеллектуальное сосредоточение. Чувственное связано или с избирательной работой органов чувств, и тогда в центре фокусировки является звук, запах и т.д.
, или с избирательной работой нашей эмоциональной сферы, и тогда в центре находятся эмоции и чувства человека. Внимание интеллектуальное связано с направленностью и сосредоточенностью мыслительных процессов. Итак, оно ориентировано на мышление.
Чувственное по происхождению первичное, интеллектуальное — вторичное.
Источник: https://9psy.ru/vidy-vnimaniya-klassifikaciya
Три вида внимания в скорочтении и вне его
Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
• Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным.
Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен.
Например, непроизвольное внимание вызывают громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов.
Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траекторию прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
• Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно – результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом.
Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности.
Сама деятельность может не занимать нас, но так как се выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.
• Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удастся удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно.
Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения, и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения.
При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное – от самого читателя.
Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя – его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время.
Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов.
Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув.
Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание падает.
Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.
Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.
Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения – чрезвычайная подвижность его границ.
Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста.
Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.
Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания.
Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе.
Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.
Отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Внимание – своего рода катализатор процесса чтения.
Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием.
Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.
Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.
• ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ.
Многие часто жалуются на рассеянность: «Не обратил внимания», «Отключился и не слышал». Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения.
Но в работе вам бывает известна высокая «цена» такой рассеянности. «Пробежал глазами» – и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснение учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь.
Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом.
Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.
Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг.
Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае.
Если подлинная рассеянность – это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.
Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.
Иногда бывает трудно определить, за счет какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельные свойства, а целостную характеристику его личности.
Если вы хотите узнать больше о внимании, в том числе при скорочтении, то можно почитать книгу О.А. Андреева, Л.Н. Хромова «Учитесь быстро читать» или (что более эффективно) изучить материалы раздела «Охотники за поведением».
Следите за нашими новостями и специальными предложениями в нашем Телеграм-канале.
Источник: http://anna-kulik.ru/5490