Кандидатская диссертация.Инструкция по корчеванию научных пней.Часть 1
Спасибо тем Хабра-пользователям, которые создали посты, являющиеся путеводителями в этом нелегком деле! Выражаю уважение тем, кто прошел через все трудности, связанные с написанием диссертации и получил-таки долгожданную корочку и самоудовлетворение. Как показывает практика, большинство людей (увы!) бросают свои диссертации, не дойдя до защиты.
Почему так происходит? Всем известно, что диссертация — процесс очень трудоемкий и отнимает огромное количество свободного времени. А также порой очень трудно себя заставлять заниматься диссертацией. Потому что кандидат наук автоматически сверхуспешным человеком не становится. Диссертацию еще необходимо реализовать.
А еще диссертацию писать трудно, потому что… Впрочем, все вышеописанное Вам хорошо известно, и об этом ни раз было написано на Хабре. В этом посте не будет инструкций о том, как выбирать тему диссертации, расставлять приоритеты.
Здесь не будет советов о том, как организовать первый, второй, третий и прочие годы обучения… А будет перечень проблем и опасностей, возникающих на пути соискателя (будем их называть пнями, чтобы было не так печально читать). К перечню прилагаются практические советы о том, как избежать этих опасностей и решить возникающие проблемы.
Хочу поделиться с Вами своим успешным опытом и опытом своих друзей. В части №1 расскажу о корчевании пней на раннем этапе написания диссертации.
Научный пень №1: мой научный руководитель способен поставить актуальную научную задачуОпасность заключается в том, что выбор научного руководителя — это акт большого доверия.
Вам приходится верить в то, что научный руководитель прекрасно понимает научные тенденции и наперед знает, какая тема научного исследования будет актуальной.
Если все это действительно так — Вам очень повезло, и удача — ваша черта характера! Однако…
Задайте себе такие вопросы: почему Вы считаете, что ваш научный руководитель знает актуальные научные тенденции? С чего вы решили, что он способен предугадать, что случится через 3 года после того, как Ваша научная задача будет решена и представлена к защите? Почему Вы вообще ему доверяете?
Дело в том, что Ваш научный руководитель — человек, поэтому может ошибаться. И ошибаться он может очень сильно. Например?
- Поставить задачу, решить которую за 3 года не представляется возможным Почему Вы решили, что он является первоклассным менеджером, и способен предугадать все на свете?.. Что в результате? Вы потратите уйму времени, и в конце концов поймете, что законченного научного труда у Вас не получается. Поле оказалось уж слишком непаханным…
- Поставить задачу, которой уже кто-то активно занимается. Научный руководитель может просто об этом не знать. Что в результате? Вы с радостью узнаете, что некто защищает диссертацию на тему, очень близкую с Вашей, и часть вашей научной новизны теряет свою ценность. То есть окажется, что Вас просто опередили. Вы — не первый, а первенство в нашем мире имеет поистине колоссальное значение.
- Поставить задачу, которая на самом деле никакой научной новизны в себе не заключает. Вы проводите обзор литературы (на что можно потратить от полугода и болье), и к большому разочарованию понимаете, что «все уже сделано до Вас».
Неудачных последствий неправильного выбора темы диссертации очень много, не стану их все перечислять.
Вот практические советы по корчеванию пня мой научный руководитель способен поставить актуальную научную задачу:
- Как можно раньше проведите обзор… научных руководителей. Вы должны иметь реальную информацию о том, что у этого научного руководителя очень много защитившихся аспирантов. Причем не так: да, я выяснил: их было очень много, однако с тех пор прошло 5 лет.. Все меняется, и очень интенсивно. Идеальный вариант: пообщаться с несколькими(!) аспирантами, успешно защитившимися под руководством рассматриваемого вами научного руководителя. Пусть даже это будет всего один защитившийся, но «очень свежий» (например, 1 год назад).
- Как можно раньше начните общаться с различными кандидатурами научных руководителей. Отмечайте их научную активность. Как часто они выступают на конференциях и публикуют статьи. Если такая публичная деятельность прямо-таки «кипит» — то это большой плюс в пользу того, что такому человеку можно довериться. Не поленитесь, и обязательно посетите несколько конференций с участием этого научного руководителя. Оцените, насколько активно он выступает, как много ему задают вопросов. Оцените также участие самого научного руководителя. Если активно слушает доклады и задает вопросы докладчикам, то это еще один огромный плюс.
- Если процедура выступления выглядит нудно-формальной, то это опасный знак и большой минус научному руководителю.
- Оцените значимость научного руководителя. На конференциях с его участием обращайте пристальное внимание на других людей. Как радушно они встречают научного руководителя? (особенно, председатель научной конференции). Дискутирует ли научный руководитель с другими участниками на перерывах между докладами и на кофе-брейках. Одним словом — «кипит» ли наука вокруг него? Если да, то вся эта научная «кипучесть» перебросится и на вас, и все будет ок.
- Как можно раньше начинайте вариться в той области, в которой вы хотите написать диссертацию. Непрерывно читайте научные журналы, посещайте как можно больше научных конференций и… не стесняйтесь задавать следующий хитрый вопрос докладчикам: «Это тема вашей диссертации?». Не перекладывайте ответственность за постановку актуальной задачи на научного руководителя! Вы тоже должны чувствовать и критично оценивать эту актуальность. И вы можете это делать!
Научный пень №2: можно повременить с обзором литературыОпасность этого действия следует из предыдущего пня: доверяете научному руководителю и «перекладываете» всю ответственность за актуальность на него. Ответственность-то переложена, но вот горевать о потраченных впустую годах придется не только ему… Нередко аспиранты пишут обзор литературы на последнем году обучения. Или же делают поверхностный обзор, не вдаваясь в детали. Многие говорят: зачем сейчас обзор? Научный руководитель уже сказал, что «это актуально». Это большой риск! Почему? Было описано в предыдущем пне.
Советы:
- Как можно скорее начните делать обзор литературы! Вполне реально меньше чем за полгода справиться с этой тягомотной и порой неинтересной задачей. Чем больше литературы Вы изучили, тем меньше Вам приходится принимать на веру от вашего научного руководителя.
- Читайте только введение и заключение. Смотрите картинки. Этого достаточно для понимания сути статьи и ее научной значимости. Если попадается что-то спорное, то можно залезть и в содержание. Но не увлекайтесь этим — можно увязнуть. Каждый день с незаконченным обзором на горбу — это день слепого доверия научному руководителю.
Научный пень №3: у меня впереди еще целых 3(!) годаВ тяготы и неприятности диссертационного исследования Вы еще самостоятельно не погрузились. Пусть Вам со всех сторон рассказывают об этих тяготах. Все равно, пока сами не влезете, не поймете всю сложность этого процесса. Поэтому и возникает иллюзия обилия свободного времени. Чувствуется радость от того, что вы стоите на пороге чего-то нового и интересного. Вы с удовольствием и со смаком ведете неторопливые научные беседы. Вы еще не перестроились на этот адский темп работа-дисер-работа-дисер-работа-дисер… Потому что такая перестройка требует времени. И вот она опасность: вы теряете время, потому что еще не погрузились с головой в процесс диссертационного исследования. И вот что обидно — этого-то времени вам может не хватить под самый конец, когда будете сломя голову носиться с документами для диссертационного совета (об этом позже). Времени у вас нет! Диссертацию нужно было уже написать вчера! И вот почему:
- Актуальность темы диссертации убывает с каждым днем. Люди вокруг бодрствуют, совершают научные исследования, полны амбиций. С каждым новым их достижением теряется актуальность темы, которую вы выбрали.
- Стареет ваш научный руководитель! Не редкость, когда научные руководители — люди почтенные и в возрасте. А такие и в больницу могут лечь в самый неподходящий для вас момент.
- Изменяется ситуация в стране! Диссертационные советы закрывают, идут изменения в ВАК, выходят новые постановления по защитам диссертаций (как правило, они значительно ужесточают процесс). Диссертационный совет могут закрыть перед самым вашим носом! Это достаточно частый случай! Пойдете в другой совет? То есть придете как человек с улицы и попроситесь со своей диссертацией? Не все так просто.
- Меняетесь Вы и ваша семья! Могут появиться дети, образоваться финансовые трудности, могут начаться проблемы со здоровьем и с родственниками. Любая из этих причин может сильно затормозить процесс написания научного труда, а результат такого торможения — потеря актуальности темы и потраченные впустую годы.
Советы:
- Один из самых важных советов, который я услышал это такой совет — диссертацию нужно писать в режиме полного погружения. Вы либо решаете ее писать в таком режиме, либо не пишите вообще. Последствия топталок на месте были изложены выше.
- Как можно быстрее переходите на режим работа-дисер-работа-дисер-работа-дисер… Вы действительно в конце концов сэкономите себе много времени, избежав, например проблем с потерей актуальности
Научный пень №4: педагогическая практикаИзвестно, что аспирант — это бесплатный преподаватель. Педагогической практикой заниматься обязан (это есть в учебном плане). Что такое педагогическая практика? Минимум раз в неделю у Вас будут лекции. У некоторых всего одна пара. Кажется, что это очень мало?
Но ведь к этой лекции еще нужно готовиться, и подготовка может занимать несколько вечеров. Не готовятся лишь преподы, которые уже десяток лет читают один и тот же курс. Под конец года и летом Вас ожидает еще один великолепный сюрприз — прием экзаменов, причем в несколько этапов (разные группы, дополнительная сессия). На это уйдет уйма того времени, которого вы бы могли потратить на диссертацию. Пока вы преподаете и принимаете экзамены, актуальность вашей темы убывает. Вернее, она убывает сама по себе с каждым днем, и каждый день педагогической практики отдаляет Вас от заветной защиты. В общем, на педагогическую практику тратится уйма времени! Того драгоценного, от начала написания дисера до его сдачи, которого у Вас и так нет! (см. пень №3). Вы можете возразить: «преподавательская деятельность позволяет мне лучше проникнуться предметом!»
В чистом виде — да. Но «чистого вида» не будет. Будет большое количество административных дел:
- составление учебных планов, их вечные правки и согласования.
- Удовлетворение просьб других преподов заменить их по причине «болезни».
- Проведение лабораторных работ на, возможно, устаревшем оборудовании.
- Возня с ведомостями, деканатом, посещение полубесполезных заседаний кафедры и прочее.
А Вы согласовали ваши отлучки по преподским делам с работодателем? Очень редко когда работодатель заинтересован в диссертационной деятельности (об этом — в отдельном пне).
Если Вы не планируете всю жизнь посвятить преподавательству, то педагогическая практика для вас — это научный пень!
Советы:
- Быстрее всех защищались те, кто не преподавал. Как этого добиться? Ваш научный руководитель — человек, зав. кафедры, декан — люди, а с ними можно договориться. Их можно(!) убедить в том, что Вам не нужно преподавать, а необходимо всецело заниматься диссертацией. Убедите их в том, что актуальность падает, конкуренция высока и проч… Я не преподавал, мне удалось убедить науч.рука. Удастся и вам! Верьте в то, что это возможно, и вы найдете способ избежать преподской кабалы.
- Чем раньше Вы начнете отказываться от преподавания, тем больше у Вас шансов не попасть в эту кабалу. Чем больше вы преподаете, тем крепче у всех вокруг Вы ассоциируетесь с дармовым преподавателем. Существует точка невозврата — после определенного стажа преподавания Вы уже не сможете отказаться от этой деятельности, и к Вам уверенно прилипнут на шею (ведь к Вам так привыкли!)
- Если преподавания избежать все-таки не удалось, то Вам крайне необходимо сделать все, чтобы Вам дали преподавать предмет, имеющий самое близкое отношение к тебе Вашей диссертации. Таким образом вышеописанные издержки удастся хоть в какой-то степени минимизировать.
Научный пень №5: тема диссертации утверждается и остается постояннойТему моей диссертации кардинально меняли в течение 1-го года обучения. Было рассмотрено 4 различные темы, пока наконец ее не утвердили окончательно. Причины в том, что после утверждения темы я и люди, которые мне помогали, занимались ее изучением и проверкой ее актуальности. И оказывалось, что актуальность не достаточно острая. А также оказывалось, что науч. рук. менял приоритеты своих научных изысканий. С этими его изменениями пришлось смиряться и мне — несколько полученных результатов пришлось выкинуть в помойку. Результат — зря потраченное драгоценное время. Этот пень пересекается с пнем о списке литературы.
Совет:
Будьте готовы к тому, что тема диссертации будет координально и внезапно изменяться, не по вашей воле. На первых этапах почаще «приставайте» к научному руководителю с разнообразными вопросами, заставляйте его думать о заданной им теме. Разговаривая, «примеряйте» тему к другим его научным исследованиям.
Форсируйте его размышления по поводу актуальности темы. И параллельно сами изучайте отрасль и ее тенденции. На ранних порах не вцепляйтесь в тему, которую Вам назначили, углубляясь в детали.Научный пень №6: работодатель заинтересован в том, чтобы вы стали к.т.н.
Как бы не так! В большинстве случаев это никого не интересует! Ценность диссертации сейчас очень спорна. Какому работодателю понравится, что Вы отсутствуете по причине «педагогической деятельности». Ему от этого какая польза? Польза то может быть, но далеко не всегда. Особенно если вы работаете в частной фирме.
В конце концов может получиться так, что Вы сначала будете целый день работать, а потом прийдя домой заниматься диссертацией, которая никакого отношения к работе не имеет. Это огромная нагрузка, в том числе и на семью.
Если Вы очник, то Вы ничего не положено — никаких поблажек по работе! Потому что формально Вы не имеете права работать, будучи очником.
Советы:
- Если твердо решили написать диссертацию, то, возможно, хорошим для Вас вариантом будет смена места работы. Пойдите работать в какой-нибудь НИИ или к работодателю, которого остро интересуют научные разработки. В результате Вы сможете не только «примерять» свои результаты к реальным потребностям, но и использовать часть Вашей работы в диссертации. Это чрезвычайно ускоряет скорость написания диссертации! Да и к преподавателями такие научноориентированные работодатели относятся намного мягче.
- Убедите работодателя в том, что ваша научная работа полезна фирме? Как? Очень сложный вопрос! Но все возможно, и это у Вас получится. Найдите в фирме научноориентированных людей или кандидатов наук. Заручитесь их поддержкой в убеждении работодателя.
- Если Вы идете в заочную аспирантуру, то у Вас появляется право на многочисленные поблажки (читайте соответствующие законы). Конечно, для работодателя требования этих поблажек не должно стать неожиданностью. Подготовьте его к ним заранее.
Научный пень №7: стабильность в семьеВгрызаясь в диссертацию, Вы рискуете подорвать семейные отношения! Мало того, что Вы будете значительно меньше внимания уделять семье. Вы еще станете более раздраженным и нервозным, постоянно спотыкаясь о многочисленные научные пни (это только часть №1 цикла постов, я рассказываю проблемах начального этапа. Все самое интересное будет впереди!). То есть Ваша супруга/супруг должны быть готовы к повышенной нагрузке! В течение очень длительного периода времени. Знаете — некоторые не выдерживают озабоченного наукой аспиранта… Это большая опасность, и о ней всегда следует помнить.
Советы:
- Всегда уделяйте время на то, чтобы обсудить со своей семьей выгодность диссертации. Все время поддерживайте и напоминайте членам семьи актуальность и необходимость этого Вашего занятия. В конце концов Вы сами глубже поймете, нужно оно Вам или нет.
- Подробно расскажите членам семьи о тяготах и сложностях процесса написания диссертации. Подготовьте их ко всем этим неприятностям.
- Держите семью в курсе дела. Пусть они понимают Ваши проблемы с диссертацией. Понять = простить.
- Возможно, кто-то захочет Вам помочь, поучаствовать в научной работе! Предложите! Это укрепит семью.
Источник: https://habr.com/post/213367/
С чего начинать работу над кандидатской диссертацией
У начинающих исследователей, приступающих или только думающих о кандидатской диссертации, всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой ее написания, правилами оформления и процедурой защиты.
Всем известно, что диссертация должна давать научную информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания и детально описывая методику и ход исследования.
Полнота научной информации должна находить свое отражение в том, чтобы приводить наиболее детализированный фактический материал, включающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и т.п.
В целом перед началом собственно самой работы над диссертацией, мы рекомендуем разработать своего рода логическую схему процесса работы. Сама эта схема состоит из следующих частей:
1) обоснование актуальности выбранной темы;2) постановка цели и конкретных задач исследования;3) определение объекта и предмета исследования;4) выбор методов (методики) проведения исследования;5) описание процесса исследования;6) обсуждение результатов исследования;
7) формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Данная логическая схема, как можно заметить, является не только описанием хода исследования, но и своего рода каркасом автореферата (который, по нашему мнению, пишется, конечно же, в конце работы). По сути отвечая на представленные 7 пунктов мы и получим готовый автореферат.
Перейдем теперь к подробному рассмотрению каждого из пунктов в отдельности.
Самый первый этап любого исследования, будь то диплом или кандидатская диссертацаия – это обоснование актуальности выбранной темы. Освещение актуальности не должно быть слишком многословным. Также не стоит заводить разговор издалека. Достаточно в пределах 1 страницы выделить главное – суть вынесенной в заглавие проблемы, из нее уже и будет видна актуальность темы.
Для тех. у кого возникают проблемы с написанием актуальности диссертационного исследования, внесем пояснения.
Любая диссертация актуальна, поскольку в ней поднимается какая-либо новая (плохо или малоизученная) проблема. Сама же проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое – еще не приняло развитой формы.
Получается, что проблема в науке –это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Вот именно на это противоречие и стоит обратить внимание, работая над написанием актуальности.
Упомянутая ситуация чаще всего возникает в свете открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Таким образом, если соискатель смог показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно и сформулировать ее суть, что и является искомой актуальностью исследования.
Известно, что соискатели часто избегают брать узкие темы. Это, на наш взгляд, неправильно. Дело в том, что работы посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными.
На подобные темы написаны тонны литературы и даже беглый просмотр ее займет уйму времени. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать-то не о чем.
Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше не подозревал.
Собственно, если мы определились с актуальностью диссертации, то логичным будет переход к формулировке цели предпринимаемого исследования.
Вместе с целью необходимо будет составить и список задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.
Это обычно делается в форме перечисления (изучить то-то и то-то, описать, установить, выяснить, вывести формулу, проанализировать, доказать и т.п.).
Формулировки задач следует очень тщательно прорабатывать, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертации (с данной логикой составления работы вы наверняка сталкивались, когда писали свой диплом). Составление задач особенно важно, потому что заголовки и подзаголовки глав диссертации рождаются именно из них.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект –это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – всегда находится в границах объекта.
Как вы помните, объект и предмет исследования как категории научного процесса всегда согласуются между собой как общее и частное.
Именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом работы является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования – основная часть диссертации, в которой освещается методика и техника исследования с использованием законов логики.
Немаловажный этап научного исследования – это обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.
Таким образом, имя всегда под рукой логическую схему, составленную вначале, работа над диссертацией, полагаем, пройдет более гладко.
Вы всегда можете обратиться за консультацией к профессионалам, которые направят ваше исследование в нужное русло, а также сможете заказать диссертацию специалистам.
Источник: http://www.easyschool.ru/publications/22/22
С чего начинать непосредственную работу над кандидатской диссертацией?
Ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой.
Аристипп
В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.
А. Эйнштейн
Мы подошли к тому моменту, когда тема кандидатской диссертации определена, четко сформулирована, согласована с научным руководителем и официально, в установленном порядке, утверждена.
Аспирантом (соискателем) проведена необходимая подготовительная работа, достаточно основательно изучена научная литература по его научной специальности, освоены общие и частнонаучные методы научного поиска, проработана законодательная база, регулирующая отношения по специальности, изучена, пусть поверхностно, практика по теме и т.д.
Наивно было бы предполагать, что теперь можно сесть за стол и написать (напечатать на компьютере) текст диссертации. (Хотя автор данной брошюры встречал таких первоначально очень в себе уверенных людей. Их хватало не более чем па две страницы на удивление слабого текста. Финал всегда был плачевный.
) Даже хорошо организованный ум — а то, что у начинающего ученого к моменту завершения выбора им темы диссертационной работы он уже хорошо сорганизован, является фактом, — не означает, что он соответствующим образом наполнен Именно теперь его следует наполнять материалом (информацией) по теме диссертации, притом системно.
Образно говоря, теперь у диссертанта задача — достичь передовых рубежей на узком участке фронта научно-правовой науки, именно на том, каким теперь является его собственное будущее диссертационное исследование.
Для этого ему нужно собрать, проработать, проанализировать, пропустить через себя (через голову и через сердце) всю максимально доступную ему информацию по теме диссертации — прямую, косвенную, опосредованную и проч., т.е.
узнать, что уже сделали его предшественники по теме его диссертации.
В его голове должна все время пульсировать мысль: скорее бы мне стать ученым! Ибо пока он не вышел на передовые рубежи науки по своей собственной, исследуемой им проблеме, он — ученик. Как только он достигнет этих рубежей и сделает пусть один шаг, но самостоятельный, дальше — он уже может считаться ученым.
Молодым, начинающим, но, тем не менее, ученым, а не учеником.
Конечно, все ученые, и самые маститые — ученики в этой жизни, но не все ученики — ученые (сколь долго можно продолжать числиться ученым после защиты кандидатской диссертации, не выдавая годами ни в какой форме научной продукции, — к сожалению, таких примеров очень много — еще один большой и больной вопрос).
Но как выйти на эти передовые рубежи? Какой дорогой идти?
Необходимо собрать, обобщить, проработать и проанализировать три (опять три!) блока информации по теме диссертации.
Во-первых, необходимо в историческом аспекте проследить, какие законодательные и иные нормативные правовые акты регулировали ту сферу общественных отношений, которая является полем (базой для предмета) данного диссертационного исследования, какова была практика применения этого законодательно-нормативного массива, какой была теория, научная мысль, на которую опирался законодатель. В советские времена считалось, что заглядывать в дореволюционный период не следует. Между тем многие материально — да и процессуально-правовые институты и категории того времени, как и научные воззрения, и сегодня могут служить если не образцом, то ориентиром для отечественного законодателя и правоприменителя. Особенно это касается гражданского и предпринимательского (хозяйственного) права. Здесь важным представляется обеспечить методологически правильный подход идти в глубь истории, обеспечивая сохранность преемственности.
На этом пути начинающего диссертанта ждут удивительные открытия. Даже если взять лишь какой-либо сравнительно узкий и, казалось бы. незыблемый институт гражданского права, например срок исковой давности, и проследить его очень поверхностно — в формулировках исключительно Гражданских кодексов РСФСР и РФ.
то столько интересного можно обнаружить в подходах законодателя на разных этапах развития общества и государства к этому институту (в частности, в 50-е годы XX в.
суды, органы государственного арбитража и ведомственные арбитражи попросту не принимали к рассмотрению исковые заявления, если из их текст и приложенных документов усматривался факт пропуска истцом срока исковой давности; в 60-е годы и позже при тех же обстоятельствах исковые заявления к рассмотрению принимали, но в иске отказывали автоматически «за пропуском срока исковой давности», хотя, признав причины пропуска истцом этого срока уважительными, имели право его восстановить; с 1990 г. срок исковой давности при его пропуске истцом стати применять, лишь если последует формальное заявление ответчика. И что будет через 10 лет?), найти столько закономерностей и перед столькими вопросами встать в недоумении (когда, например, законодательная формула радикально менялась с соответствующим резким изменением арбитражно – судебной практики, а почему — непонятно). У отдельных исследователей подчас даже возникает искушение изменить тему диссертации на историко-правовую. В рамках данного подхода также могут быть прослежены изменения понятийного и категориального аппаратов, законотворческой и научной терминологии и т.п. В идеале диссертация должна содержать параграф (исторический), где было бы показано, что исследуемая проблема появилась не на пустом месте, выбранная тема диссертации не «высосана из пальца», а имеет глубокие исторические корни и на различных этапах развития нашего государства (или развития конкретных государственных институтов) решалась определенным образом, но сегодня данная проблема старым путем решена быть не может в силу конкретных (перечисленных в диссертации) причин. Главное для диссертанта — в историческом блоке материала (информации) — определить хотя бы будущий вектор решения исследуемой им проблемы: из ряда этапов прошлого через этап сегодняшнего дня в будущее — как самое ближайшее, так и более далекое.
Где добывать необходимый материал (информацию), как его систематизировать и так или иначе обрабатывать и осмысливать дело в большей мере организационно-техническое. Каких-либо объективно существующих непреодолимых преград перед диссертантом-юристом здесь сегодня, за редчайшим исключением, не просматривается.
Кроме того, диссертант вправе (ведь он — собственник собранного и обработанного им материала, а значит, может распорядиться этим материалом по собственному усмотрению) подготовить научную статью, выступить с докладом или научным сообщением на научной конференции (с опубликованием тезисов или без такого опубликования) и т.д. Поскольку проделанная им по историческому блоку работа является начальной фазой непосредственного выполнения им собственного диссертационного исследования, любая апробация результатов этого исследования будет приветствоваться.
Источник: https://infopedia.su/7x255d.html
Как быстро написать диссертацию
www.prostosdal.ru — 16.09.2014 13:18
Начав с бодрых пары- тройки страниц в день, со временем, запал автора гаснет, тем самым, снижаются выполняемые дневные нормы, а вскоре, и деятельность и совсем сходит на нет. Так рождается длительный перерыв в работе, а автору кажется что он кропит над своим детищем словно целую вечность.
Первым ответом на вопрос: «Как быстро написать диссертацию?» является правильный распорядок дня.
Есть два варианта быстрого написания диссертации:
- Первый вариант — ложиться стоит не позднее 21:00 вечера. Подъем же должен быть в районе 4-5 часов утра. Контрастный душ для пробуждения организма и чашка черного кофе для бодрости ума сделают из вас молодого Пушкина.
- Второй способ заключается в перерывах. Спите 1-1,5 часа между вспышками активности. Длительностью 4-5 часов. Также, после каждого пробуждения душ и кофе. Распределить время сна необходимо таким образом, чтобы на 18:00-19:00 вечера пришелся «тихий час».
Любое смещение нормального режима приведет к сокращению контактов с людьми. Но позволит выиграть время и силы на работу. Весьма важным является отказ от алкоголя и телевидения — это заклятые враги автора.
Следующим вариантом ускорения написания работы является воодушевление творить в здравой памяти. Писать первый, сырой вариант диссертации стоит разом в первые два месяца. Чтобы все, что держит в себе голова, не улетучилось в самый ответственный момент. После написания чернового варианта можно позволить себе отдых.
Помехой в написании диссертации может стать последовательность в написание текста работы. Все авторы сталкивались с проблемой «пустого экрана» или « чистого листа». Важно заранее спланировать последовательность ( содержание) работы и строго следовать плану изложения материала.
Помочь разобраться в последовательности автору могут помочь несколько методик:
Синтетическая методика сближения
Автором излагаются части текста в любой последовательности, разделенным на абзацы фрагментам присваиваются заголовки в одно- два слова. Все кусочки раскладываются на полу или на большом столе. Методом осмотра заголовков, автор выделит несколько близких фрагментов и, тем самым, сгруппирует идейное ядро. Дальше необходимо образовать ядро или несколько ядер из оставшихся кусков текста.
Аналитически методика
Внутри центрального круга на листе бумаги пишется название работы. вокруг основного круга разбиваются главные заголовки работы. дальше, по принципу дробления, заголовки делятся на подзаголовки и так далее.
Если присутствует доля неуверенности в необходимости написания того или иного фрагмента- можно указать его на плане, только изменив окантовку или форму фигуры, обозначающую данный фрагмент.
В дальнейшем, при написании работы, решение « оставить или нет» придет само собой.
Следует остановить внимание на укрупнение материала – то есть обобщение текста заголовками, а также, на дробление больших тем на подразделы. Это сэкономит время и поможет лучше ориентироваться в последовательности тем.
В поисках правильного оформления автор рвет волосы на голове и мучает себя вопросом « что, за чем идет, и как правильней будет?». Так как, конечный вид диссертации сильно отличается от начального, при выборе линии старта нужно руководствоваться не последовательностью компоновки в готовую работу написанных частей, а отталкиваться от тех моментов. Которые уже имеются.
Нависшая потребность собрать воедино все источники информации толкает автора к постановке этого раздела первым в списке исполнения.
Следом за обзорами автор делится методиками изучения вопроса диссертации и результатами проделанной работы. На основе результатов. Автором формулируются выводы.
И вот, казалось бы, все готово, но тут автор понимает что выводы не подкреплены, и обзор темы узковат.
Секреты быстрого написания диссертации
Чтобы удачно, а главное быстро и качественно написать диссертацию, на начальном этапе следует двигаться по следующему плану:
- Обзор источников;
- Методы исследования;
- Результаты исследования;
- Обсуждение результатов (если оно отделено от Результатов);
- Заключение (если есть);
- Выводы;
- Практические рекомендации (если есть);
- Обзор источников ( если что- то прибавилось в конце написания);
- Введение.
За ними следуют независимые главы:
- Приложения (если есть);
- Список сокращений;
- Литература (список);
- Оглавление;
- Титульный лист.
Избавиться от творческих мук легко — организация рабочего времени и пространства придет на помощь и облегчит «невыполнимую миссию».
Источник: http://www.prostosdal.ru/text/kak-bystro-napisat-dissertatsiyu/
1 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ курс для соискателей ученой степени кандидата наук. — презентация
1 1 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ курс для соискателей ученой степени кандидата наук<\p>
2 2 Технология работы над кандидатской диссертацией Цель курса: знакомство слушателей с приемами решения проблем и задач, возникающих перед соискателем ученой степени кандидата наук при сборе материала для диссертации, её написании и защите в диссертационном совете Продолжительность курса: 8 академических часов Автор курса: Сулейманов Евгений Владимирович Имеющийся у автора опыт: Доктор химических наук Профессор кафедры химии твердого тела ХФ ННГУ Секретарь диссертационного совета Д Руководитель редакции журнала «Вестник ННГУ» Зам. декана по научной работе ХФ ННГУ (2006 – 2008 г.г.)<\p>
3 3 Рекомендуемая литература (основная) Управление диссертационным советом / Аристер Н.И, Резник С.Д., под ред. Ф.И. Шамхалова – 4-е изд., дополненное и переработанное. – М.:ИНФРА-М, с. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах / Аристер Н.И, Резник С.Д., Сазыкина О.А., под ред. Ф.И. Шамхалова. – М.:ИНФРА-М, – 256 с. Рабочая книга ученого секретаря диссертационного совета. – М.:ИНФРА-М, – 175 с. Как защитить свою диссертацию / Резник С.Д. – М.:ИНФРА-М, – 347 с. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности / Резник С.Д. 2-е изд., перераб. и дополн.– М.:ИНФРА-М, – 520с. Еженедельник аспиранта. – М.:ИНФРА-М, – 187 с.<\p>
4 4 Рекомендуемая литература (дополнительная) Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. — М.: ИНФРА-М, с. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко, с. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. — М.: Флинта: Наука, с. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М.: Ось-89, с. Марьянович А.Т. Князькин И.В. Диссертация. Инструкция по подготовке и защите. — М.: АСТ, Астрель-СПб, Харвест, с. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. — М.: Издательство «Эгвес», с. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. — М.: Гардарики, с. Батько Б.М. Соискателю ученой степени. Практические рекомендации (от диссертации до аттестационного дела). — 5-е изд., переработанное, дополненное. — СПб.: МОП АНО «НТЦ им. Л.Т. Тучкова», с. Рыжиков Ю.И. Работа над диссертацией по техническим наукам. — СПб.: БХВ-Петербург, с.<\p>
5 5 Интернет-источники<\p>
6 6 Сайт ВАК Минобрнауки РФ Наиболее важные разделы Новости Нормативные документы Справочные материалы<\p>
7 7 Нормативные документы Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (утверждено приказом Минобрнауки России от 9 января 2007 г. N 2) Единый реестр ученых степеней и ученых званий (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74) Положение о порядке присуждения ученых степеней (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74) Номенклатура специальностей научных работников (Утверждена приказом Минобрнауки России от ) Паспорта специальностей научных работников (формируется Минобрнауки РФ) Перечень ведущих периодических изданий (формируется ВАК Минобрнауки РФ) Нормативные документы организации, к которой прикреплен соискатель ученой степени<\p>
8 8 Структура курса темы ТемаОбъём, часы 1.Организационные аспекты выполнения диссертационного исследования 2 2.Методология научной работы при выполнении диссертационного исследования 2 3.Подготовка диссертации и её автореферата 2 4.Защита диссертации1 5.Практическое занятие1<\p>
9 9 Тема 1. Организационные аспекты выполнения диссертационного исследования Особенности научной работы и научно-квалификационной работы Научный руководитель Тема исследования Объекты исследования Методы исследования Выстраивание мотивации – интерес и заинтересованность План и график исследования Организация рабочего времени Привлечение помощников Совместные исследования Поиск научной информации Периодическое осмысление результатов и корректировка курса Презентация результатов (статьи в научных журналах, выступления на конференциях, патенты и др.) Обучение в аспирантуре Педагогическая практика Финансирование работы и дополнительные источники доходов<\p>
10 10 Тема 2. Методология научной работы при выполнении диссертационного исследования «Квадратно-гнездовой метод» – «Прорывные направления» «Звёзды» — «Дойные коровы» — «Проблемные дети» — «Дохлые собаки» Индукционный период исследования Особенности научного знания: системность, обоснованность, исключение субъективного и др. Наблюдение и эксперимент Этапы построения теории: идея – гипотеза – качественная модель – количественная модель – экспериментальная проверка теории Законы и приемы логики, приёмы познания Последовательность научного исследования: наблюдение – анализ – синтез Дедуктивный метод («от общего к частному») и индуктивный метод («от частного к общему») Обобщение Сравнение Аналогия Моделирование (модельные объекты) Идеализация Абстрагирование Точки вскрытия проблемы Частные приемы оптимизации исследовательского процесса<\p>
11 11 Точки вскрытия проблемы «… Было уже совсем темно, когда серые крысы подступили к стенам Глиммингенского замка. Трижды они обошли весь замок кругом, отыскивая хоть какую-нибудь щель, чтобы пробраться внутрь. Нигде ни лазейки, ни выступа, некуда лапу просунуть, не за что уцепиться. После долгих поисков крысы нашли, наконец, камень, который чуть-чуть выпирал из стены. Они навалились на него со всех сторон, но камень не поддавался. Тогда крысы стали грызть его зубами, царапать когтями, подкапывать под ним землю. С разбегу они кидались на камень и повисали на нем всей своей тяжестью. И вот камень дрогнул, качнулся и с глухим грохотом отвалился от стены… Когда все затихло, крысы одна за другой полезли в черное квадратное отверстие. Они лезли осторожно, то и дело останавливаясь. В чужом месте всегда можно наткнуться на засаду. Но нет, кажется, все спокойно — ни звука, ни шороха. Тогда крысы уже смелее начали взбираться вверх по лестнице. …» Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 1907 г.<\p>
12 12 Тема 3. Подготовка диссертации и её автореферата Нормативная база по подготовке диссертации и автореферата Номенклатура и паспорта научных специальностей Структура и характеристики кандидатской диссертации Идейная проработка будущей диссертации (подходы: синтетический, аналитический, компилятивный) Порядок написания диссертации и график работы над ней Апробация диссертации<\p>
13 13 Структура диссертации (~110 стр.) РазделКол. стр. Титульный лист1 Введение: Актуальность исследования. Цель и задачи исследования. Научная новизна полученных результатов и положения, выносимые на защиту. Практическое значение полученных результатов Апробация работы и публикации. Структура диссертации. Благодарности. 5 Обзор литературы15 Экспериментальная часть15 Результаты и их обсуждение60 Заключение и/или выводы4(2) Список литературы10 Приложение<\p>
14 14 Тема 4. Защита диссертации Нормативная база по защите диссертации Порядок представления диссертации Выбор диссертационного совета, оппонентов, ведущей организации Процедура защиты диссертации Подготовка аттестационного дела<\p>
15 15 Практическое занятие Обсуждение текущего состояния диссертационного процесса слушателей Рассмотрение возможных названий и структур диссертаций слушателей Подготовка слушателями презентации своего диссертационного исследования<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/237249/