Классификация научных статей: актуальные виды и их особенности

Теория и практика современной науки

  • Главная
  • Как написать научную статью?

Эта статья для тех, кто впервые решил опубликовать результаты своих научных исследований.Чтобы выглядеть достойно в глазах своих ученых коллег, необходимо следовать нескольким несложным правилам написания научных статей.

  Сегодня научные статьи пишут не только учёные, аспиранты, но и студенты и даже школьники. Гениальность нашего молодого поколения уже никого не удивляет.

Но чтобы в вашей гениальности никто не сомневался, надо как минимум научиться подавать себя грамотно.

Если вы хотите написать научную статью, которая будет опубликована, востребована и замечена исследователями и вашими коллегами, необходимо придерживаться чёткого плана, следовать рекомендациям вашего научного руководителя и нашей статьи.

Что такое научная статья?

Обратите внимание

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.


Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и промежуточных или окончательных результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой приоритет в выбранной области исследования.


Основные принципы создания статьи

  • Грамотная научная статья должна быть ориентирована  на конкретную целевую аудиторию. Если ваши данные нужны узкому кругу специалистов, обозначьте это во вступительной части.
  • Научная статья не должна выглядеть как набор выдержек из разных исследований с вашими выводами в конце работы. Статья – это полностью ваше исследование, в котором вы только опираетесь на теоретическую базу.
  • Научная статья обязательно опирается на фундаментальные исследования, базируется на уже известных достижениях, раскрывая при этом новые факты, наблюдения. Ссылайтесь на данные статистики, труды других учёных. Если же вы только излагаете собственное мнение по проблеме, свои наблюдения, пусть и ценные, но не опираетесь на теоретическую основу, статья перестанет быть научной. Обратите внимание на новые материалы. Желательно, чтобы в научной статье присутствовали ссылки на работы, опубликованные в течение последнего года.
  • Статья не должна быть слишком наукообразной, трудной для восприятия. Применяйте термины и сложные наименования по мере необходимости, поясняйте значение новых в науке слов.
  • Раскрывая проблему вашей статьи, обязательно кратко осветите развитие научной мысли по данному вопросу. Даже если поставленная вами проблема абсолютно эксклюзивна, её всё равно можно, так или иначе, связать с конкретной областью, направлением науки.
  • Не пытайтесь  «объять необъятное». Лучший вариант – когда в научной статье освещается определённый аспект проблемы, а тема достаточно суженная. Делите текст на разделы, абзацы – так он будет гораздо лучше восприниматься.
  • Статья должна иметь четкую логическую структуру. Следите за соответствием заглавия, темы и содержания, не отходите от рассматриваемого вопроса в сторону.
  • Постарайтесь логично подвести изложение материала к окончательным выводам, грамотно и ёмко изложить их. Именно выводы содержат основную научную ценность статьи, а наблюдения, аргументы и доказательства подкрепляют их.
  • Перед написанием составьте план научной статьи. Он должен быть логичным и продуманным. План включает в себя:
    • Заголовок (на родном и английском языках)
    • Аннотацию (на родном и английском языках)
    • Ключевые слова (на родном и английском языках)
    • вступительную часть:
    • основную часть – в ней желательно выделить подразделы;
    • заключительную часть, содержащую выводы;
    • ссылки и/или список использованной литературы.

Начинать лучше с основной части, потом приступайте к составлению вступления и заключения.


Заголовок статьи

Заголовок статьи должен отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Так же, как и сам текст статьи, заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает ее содержание.

Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.Основная ошибка заголовка, если он является слишком общим и не отображает основного содержания статьи.

Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение

Плохой пример: «Охрана труда», «Сбербанк России»

Хороший пример: Особенности составления отчета об изменениях капитала согласно российским и международным стандартамНе забывайте, вы пишите научную статью, а не публицистическую. Сенсационные и зазывающие заголовки здесь не годятся!

Плохой пример: «Глобальное потепление! Сколько нам осталось?»

Хороший пример: «Негативное воздействие технического прогресса на окружающую среду и методы борьбы с глобальным потеплением»

Аннотация

Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть краткой, но при этом содержательной. Не более 500 символов (4-5 предложений)

Ключевые слова

Важно

Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины. Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания статьи и для ее поиска. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Основная часть

Ваше научное исследование

Список использованных источников

Не забудьте указать все источники, из которых вы заимствовали информацию. Не забудьте! Нарушение авторских прав преследуется по закону!

Источник: https://modern-j.ru/kak_napisat_nauchnuyu_statyu_/

Научная статья: особенности ее текстовой организации

Научная статья: особенности ее текстовой организации

Служба русского языка

Н. Л. Шубина,

ответственный редактор научного журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Общение с аспирантами, желающими опубликовать свою статью в научном журнале «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», привело меня к мысли о том, что написание научной статьи для многих является весьма непростой задачей.

Речь не идет о содержании (аспиранты обращаются в редакцию тогда, когда большая часть исследования уже выполнена).

Как правило, не хватает опыта в организации статьи как текста, характеризующегося стилистической и жанровой спецификой.

Языковая и коммуникативная специфика научного стиля определяется его целевым назначением: текст должен быть максимально понят адресатом.

Автор научного текста должен создать определенные «степени защиты» своего труда от непонимания или неточного толкования.

Именно поэтому научная информация в большей степени нуждается в особом структурировании, пояснении, анализе, комментировании и соблюдении текстовых норм.

Какие же параметры следует соблюдать при написании научной статьи?

1. Главной «научной интригой» следует считать название статьи. Небольшой (с точки зрения количества страниц) текст содержит очень широкое информационное поле. Информационный объем и сжатое текстовое пространство требуют поиска адекватного названия.

Совет

Не думаю, что удачными являются такие названия статей, которые можно, наверное, использовать либо в коллективной монографии, либо в сборнике научных статей: «Компьютеры в образовании», «О некоторых вопросах методики обучения иностранному языку», «Некоторые примеры междисциплинарного взаимодействия при изучении математики в вузе», «Маркетинговые исследования в жизни общества», «Об одной задаче сетевого планирования», «Об одной концепции проектирования сложных информационных систем», «К вопросу об исследовании перспектив занятости в регионе».

Корректное название статьи должно отражать, с одной стороны, принадлежность исследования к научной области знаний, а с другой, — про-блемность. Например: «Гетерогенный катализ:

методы повышения эффективности», «Экспериментальное моделирование первичных стадий эволюции биомолекул и проблема специфики живого». Обратите внимание — в названии статьи возможно использование метаграфических средств (тире, двоеточие, скобки). В научно-популярных журналах распространенным является использование в названии статьи вопросительного знака.

Название статьи может адекватно отражать задачи исследования в целом и содержание статьи. Например, «Горе от ума»: семантика поэтической формы (Опыт практической философии стиха)».

«Муки творчества» в поисках названия известны многим исследователям.

Иногда уже написана статья, но нет адекватного наименования тому, что изложено в ней (главная информация), и тому, что предшествовало ей (фоновая информация). Исследователь, который заинтересован в том, чтобы его статью прочитали, обязательно найдет «свое» название, в котором, как я уже сказала, содержится главная «интрига научной мысли».

2. Специфика научной статьи во многом обусловлена используемой в ней терминологией.

Интегративные процессы в области научных знаний обусловили появление «заимствованной» терминологии: термин переходит из одной тер-миносистемы в другую.

Ярким примером такого использования являются «модуль», «парадигма», «пространство», «механизм» и др.

Обратите внимание

Автор статьи должен дать четкое и последовательное обоснование используемой терминологии, а также указать дефиницию тех терминов, на которые он опирается в своих исследованиях.

Авторская концепция, изложенная в статье, может включать так называемые общепринятые термины, интерпретация которых, казалось бы, не должна вызвать затруднений.

А между тем именно общеупотребительные термины могут наполняться новым содержанием в контексте нового исследования.

Если в тексте не дано авторское понимание такого рода терминов, то не исключена вероятность неверного толкования авторской исследовательской позиции в целом.

ОБРАЗОВАНИЕ И РУССКИЙ ЯЗЫК

Толкование термина (понятия) может быть представлено в самом тексте статьи, а может быть — в виде ссылки на определение термина, предложенное другим автором.

Особое внимание следует уделять вновь вводимым терминам, дефиниции которых еще не оформились: нужны дополнительные комментарии, иллюстративный материал.

На это не надо жалеть «текстового пространства» — как показывает опыт, это и составляет особую ценность многих научных статей. Понятийная точность, системное употребление терминов во многом обеспечивает адекватное понимание текста.

3. Не менее важным является «созвучность» начала и выводов, изложенных в статье.

Как правило, в начале статьи читатель обнаруживает исследовательские «посылы» автора: проблема не изучена, но очень актуальна; благодаря нашему исследованию обнаружены результаты, которые, несомненно, имеют как теоретическую, так и практическую значимость и т. п.

Важно

Когда же обращаемся к анализу того, что изложено в статье, а также в ее заключении, то в большинстве случаев нас ожидает разочарование: в выводах (если, конечно, они есть) нет отражения ни заявленной темы, ни результатов исследования.

«Обманутое ожидание» лучше предотвратить: в начале статьи нужно определить ракурс восприятия основной информации. Это может быть ссылка на научное направление или на научную школу, в рамках которой идет исследование, определение основных задач, которые ставит автор статьи, или определение методов исследования.

Начало статьи определяет научный интерес к содержанию статьи, а ее заключение — научный интерес к исследованию в целом.

4. Для научной статьи необходимым является и ранжирование информации на главную, фоновую дополнительную, метаинформационную и др. Надо помнить, что любой научный текст (как и любая научная информация) представляет собой гипертекстовое образование.

Содержательная «многослойность» должна быть корректно представлена адресату статьи. В этом смысле обязательно наличие ссылочного аппарата (в журналах приняты так называемые концевые сноски, хотя комфортнее для читателя ссылки в конце страницы).

Научная работа без ссылок содержит так называемый «дефект архитектонической схемы»1.

1 Стоянович А. Квазиэлитарный научный текст в аспекте стереотипизации // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000. С. 251.

Не менее важным является и умелое использование метаграфических средств для актуализации информации (шрифтовое выделение, абзацирова-ние, употребление скобок, кавычек и др.).

5. Характерной особенностью научного журнала является ориентация на принятые в научном сообществе текстовые нормы и образцы, которые позволяют читателю оценить результаты исследования.

Совет

Автор статьи должен корректно «упаковать» свою научную информацию, сопровождая ее соответствующими метатекстами (вводными или поясняющими), обобщающими таблицами, схемами.

Вместе с тем содержание научной статьи не должно сводиться к пересказу общеизвестной информации.

6. В соответствии с этикой научного творчества в статье необходимо правильное и точное указание источников. По характеру цитации и ссылок можно определить уровень научной зрелости автора статьи. Цитация используется автором для того, чтобы обеспечить понимание представленной концепции.

Читайте также:  Финансовый расчет бизнес-плана: составляющие и пример

Читатель, у которого возникли вопросы, научный интерес к излагаемому вопросу, может обратиться к труду цитируемого автора. Цитаты не должны быть лишь «свидетельством поддержки» отстаиваемой идеи.

Как показывает опыт, нередки случаи неверной интерпретации чужой научной мысли в статьях: нарушены смысловые связи фрагмента текста и всего контекста. Это происходит чаще всего тогда, когда «нужная цитата» уже использована другим автором (своеобразное «тиражирование» цитат).

Серьезный исследователь не допустит включение в свой текст «чужого текста» без тщательной проверки.

Известно, что стремительно возрастающая специализация научного знания привела к тому, что даже специалисты одной и той же области научного знания не всегда полностью понимают друг друга.

Чем крупнее ученый, чем значимее его научные результаты, тем более индивидуализирована его речь. Но весьма характерным является для научных трудов таких ученых и доступность изложения, которая способствует преемственности научной мысли.

Самым главным инструментом автора для презентации научной информации являются языковые средства, которые направлены на формирование как внешней, так и внутренней организации текста. Об этом мы будем говорить в следующем номере.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-statya-osobennosti-ee-tekstovoy-organizatsii

Ребенок и общество

Научная публикация (от лат. — publicato — объявляю всенародно, выявляю) – это работа, созданная в результате научных исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Это доведение информации до сообщества с помощью СМИ и размещения в научных печатных изданиях. Научная публикация предназначена для информирования учёных, исследователей и специалистов о последних достижениях в разных областях науки, а также для закрепления паритета на открытие.

На сегодняшний день научная работа не считается завершённой, пока она не опубликована.

Стандартные формы научной публикации делятся на две группы:

  • научно-исследовательские;
  • источниковедческие.

К научно-исследовательской группе научных публикаций относят:

  • монография — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем и принадлежащий одному или нескольким авторам. Этот вид публикации содержит систематическое изложение основных данных научного труда и чаще всего используется как форма публикации при написании диссертации на соискание докторской степени;
  • научный реферат (автореферат) — краткое изложение автором содержания научного исследования диссертационной работы перед представлением ее к защите;
  • информативный реферат — краткое письменное изложение содержания одной научной работы о последних достижениях в данной области;
  • методические разработки/рекомендации – вспомогательная информация, определяющая план изложения результатов научных исследований в конкретной области;
  • тезисы докладов, а также материалы научной конференции (непериодический сборник итогов конференции, докладов, рекомендаций и решений) — кратко сформулированные ключевые научные идеи по теме исследования. Тезисы доклада, в большинстве случаев, ссылаются на материалы научного исследования уже опубликованного ранее в отчетах о научно-исследовательских работах (НИР), статьях или монографиях;
  • научные статьи — это публикация, посвященная тематике диссертационного труда, или отдельного научного исследования, имеющая цельный и законченный вид, целью которой является отражение научных результатов, требующих развернутой аргументации. Статья, как правило, содержит новаторские результаты теоретического, аналитического или экспериментального исследования одного или нескольких авторов.;
  • · депонирование — публикация результатов научного исследования в глобальной информационной сети с целью предоставления к нему свободного доступа на некоммерческой основе или же передача их на хранение в специализированные хранилища. Термин обычно используется для обозначения практики рецензируемых журналов по размещению электронных копий статей и выступлений на конференциях, а также докладов, размещённых в репозиториях или в других общедоступных архивах с целью увеличения доступности, частоты использования и цитирования. Необходимо отметить, что члены диссертационных советов придают больший вес реальным публикациям, поскольку они обеспечивают более широкое освещение исследования в научных кругах;
  • · сборники научных трудов – научная публикация, излагающая результаты диссертационного труда в наиболее развернутом виде. Является наиболее трудоемким видом публикации, так как в полной мере раскрывает тему и программу соответствующей дисциплины.

К историковедческим научным публикациям принадлежат такие материалы, как: источниковедческие издания или научные документальные издания, которые содержат информацию о памятниках культуры и исторические документы, прошедшие текстологические обработки, имеют комментарии, поступления, статьи, вспомогательные указатели.

Дополнительно среди научных непериодических публикаций можно выделить:

  • книги (книжное издание объемом более 48 страниц);
  • брошюры (книжное издание объемом от 4 до 48 страниц).

Кроме того, согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», к публикациям, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени, в рецензируемых изданиях приравниваются патенты на изобретения, патенты (свидетельства) на полезную модель, патенты на промышленный образец, патенты на селекционные достижения, свидетельства  на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 г. N 335).

Выбор вида публикации результатов научного исследования зависит от специфики направления и возможностей соискателя научной степени.

С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы.

Обратите внимание

В связи с этим, одним из самых главных носителей научной публикации в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы.

С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет.

В настоящее время в научном сообществе прослеживается отчетливая тенденция к разделению научных публикаций на следующие четыре группы:

  • публикации в журналах, входящих в международные системы цитирования: Web of Science; European Reference Index for the Humanities, Scopus. Публикации в этих журналах одновременно учитываются как публикации в изданиях, рекомендованных ВАК (Высшей аттестационной комиссией) для публикации научных работ соискателей ученых степеней доктора и кандидата наук, как «перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»;
  • публикации в списке журналов ВАК;
  • публикации в журналах и сборниках, входящих в систему научного цитирования РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Данная система учитывает монографии, труды конференций, патенты, диссертации, научные отчеты, а также статьи, публикуемые в зарубежных и более 3500 российских научных журналах. Публикации РИНЦ принимаются ВАКом как научная статья, учитываются при защитах диссертаций и оформлении заявок на гранты РФФИ, РГНФ и РНФ, как научная статья;
  • · публикации в журналах и сборниках, книгах и монографиях, не входящих в вышеперечисленные системы цитирования и перечень ВАК, но выпущенные с выходными данными издательства, позволяющими оценить их объем и статус. Данные публикации имеют наименьший вес в любых системах подсчета наукометрических показателей, и практически не учитываются при защите диссертаций и в конкурсах грантов.

Отдельно остановимся на рассмотрении о классификации тезисов, докладов и статей. Зачастую можно встретитить утверждение, что в материалах конференции публикация является “тезисами”, а публикация в журнале относится к виду “статья”.

Зачастую оба утверждения ошибочны, т.к. опубликованные результаты исследования в материалах конференций, могут быть как тезисами доклада, так и текстом доклада, так и статьей.

Согласно разделу 3.2.4.3.1.3 ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», «материалы конференции (съезда, симпозиума) — непериодический сборник, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений».

Т.е.в случае когда организаторы конференции выпускают сборник с выходными данными «материалы всероссийской/международной научной/научно-практической конференции», автор публикации сам решает, к какому виду относится данная публикация – тезисы доклада, текст доклада или статья, исходя из объективных критериев каждого вида научной публикации.

Одним из критериев классификации публикации как статьи, в данном случае, будет  требование организаторов конференции оформлять высылаемые тексты как статьи, которые проходят процедуру рецензирования и редактирования.

И если в печатном издании материалов вы встретите вразу «в данном сборнике статей представлены…», тогда публикация в таком сборнике будет является статьей.

 Исходя из указанных издателями в выходных данных материалов конференции: «сборник статей», «сборник докладов» или «сборник тезисов докладов», опубликованные тексты, соответственно, являются «статьями», «текстами докладов» или «тезисами докладов».

Важно

При этом объем публикации, т.е. количество опубликованных страниц, никоеим образом не могут влиять на отнесение публикации к тому или иному виду.

Также утверждение, что публикация в научном журнале является статьей также может быть ошибочно. Ведь иногда в научных рецензируемых журналах публикуются и материалы в виде тезисов докладов и научных сообщений, которые озвучивались на конференциях и конгрессах, а также во время проведения «круглых столов», семинаров и симпозиумов.

Дополнительными признаками тезисов является как правило отсутствие ссылок на источники и литературу (впрочем, авторы в тезтсах зачастую делаю ссылки на собственные научно-исследовательские работы, монографии или статьи).

Также, большинство оргкомитетов и учредителей конференций, публикующих именно тезисы докладов, просят авторов присылать тезисы без списка литературы и графиков.

Тезисы доклада относительно небольшая по объему публикация – от 0,1 до 0,3 печатного листа или примерно от 4,000 до 12,000 печатных знаков.

Другой вид научной публикации — Текст доклада, является презентацией будущей или уже опубликованной статьи автора.

Данный вид публикации имеет смысл использовать для обсуждения в публичной дисскусии проекта планируемой статьи.

Вы можете встретить такую фразу во многих серьезных статьях  «данная статья опубликована по итогам доклада, представленного на … конференции или семинаре».

Объем текста доклада боычно больше тезисов доклада и составляет от 0,3-0,4 печатного листа и более. В сборниках материалов конференций можно найти две разновидности текстов докладов: пленарные доклады – доклады признанных и авторитетных исследователей и секционные доклады – основная масса исследователей и доклады молодых ученых.

Научная статья как разновидность публикации содержит новаторские результаты теоретического, аналитического или экспериментального исследования одного или нескольких авторов.

Совет

Научные статьи публикуются в периодических рецензируемых научных журналах, альманахах и сборниках статей. В выходных данных журнала, альманаха и сборника статей должен быть указан научный редактор или коллектив редакторов (редколлегия) с ученой степенью (как правило, доктора наук).

Объем исследовательских и обзорных научных статей может занимать от 0,35 до 0,8 печатного листа.

Следует также упомянуть и еще одну разновидность научной публикации – научное сообщение, то есть «синопсис» в европейской терминологии, которые также публикуются в научных журналах.

В научном сообщение автор излагает и обобщает факты, однако не предоставляет научному сообществу их теоретического осмысления с введением в существующие концепции.

Краткими научными сообщениями (объемом 0,1-0,2 печатного листа) называют такие публикации, в которых содержатся сведения о достижениях в различных областях науки по разнообразным научным направлениям.

Publisher: International center for the childhood and education (ICCE)

Online ISSN: 2410-2644 

Источник: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/pages/view/typeofpublications

Что такое статья: основные признаки и особенности написания

Приветствую вас, друзья!

С вами Павел Ямб и размышления на тему “Что такое статья?”

На всякий случай уточню, что мы говорим о статье, как о жанре, а именно:

Без хорошего контента невозможно продвигать свой сайта или блог. Без него еще и не получится хорошо зарабатывать, если вы рерайтер или копирайтер. Текст должен быть качественным.

Но какую статью можно считать хорошей и что она вообще из себя представляет? Какой она может быть? В чем особенности статей и их разнообразие? Когда они просто информируют читателя о чем-то, а когда продают товар или что-то рекомендуют? Как сделать так, чтобы статья стала отзывом или рецензией?

Вопросов много. И на каждый из них я постараюсь дать вам исчерпывающий ответ. Поехали!

Чего в статьях быть не должно и какими они бывают?

Статья актуальна и аргументирована, если в ней обобщены факты или проведен анализ важных явлений для конкретной группы людей.

В статьях для сайтов и блогов владельцы ресурсов публикуют свои мысли, свое видение различных аспектов жизни и деятельности.

Читайте также:  Профком - организация, защищающая интересы человека

Информация в такой статье должна быть свежей, новой, привлекающей внимание и дающей читателю максимум пользы. Легче сказать, чего не должно быть в статье:

  • Воды — слов, которые считаются лишними. Их просто определить. Прочитайте предложение без них, если смысл не потерялся, а стал более конкретным, смело их удаляйте.
  • Штампов — выражений, которые всем уже порядком надоели и “намазолили” глаза. Сюда можно отнести устойчивые выражения: “коту под хвост”, “невероятно, но факт” и подобные им.
  • Переспама — когда одно и то же слово часто повторяется.
  • Ошибок — думаю, этот пункт не стоит объяснять.
  • И, конечно, низкой уникальности. Для рерайта она должна быть от 90%. Редко кто из заказчиков соглашается на статью ниже этого показателя. Всем хочется иметь на своем сайте авторские тексты, такие, каких еще нигде нет.

В данный момент перед вашими глазами моя статья. Надеюсь, без воды, штампов, переспама и ошибок) По поводу уникальности не сомневаюсь, потому что сам ее написал.

И так, статьи могут быть:

  • информационными;
  • публицистическими;
  • аналитическими;
  • мотивирующими.

Их больше. Но достаточно разобраться в этих четырех видах, потому что другие являются производными от этих.

Информационные статьи

Не трудно догадаться, что делают эти статьи и для чего они предназначены. Их задача — информировать читателя о чем-либо, что-то описать, познакомить с интересной информацией. К таким публикациям можно отнести:

  • новости;
  • интервью;
  • описания;
  • статьи-вопросы;
  • отчеты;
  • инструкции.

Пройдемся по каждому виду отдельно.

Новость: факты и только факты

Отличительная особенность новостной статьи – строгий стиль и отсутствие эмоций. В ней излагаются только реальные факты, а не отношение автора к тому, что произошло. Стиль – деловой. В этой статье вы можете почитать, как надо писать новости для сайтов. Или взгляните на мой рерайтинг новостей в портфолио.

Структура новости не похожа на структуру простого повествования:

  1. Заголовок — предложение, вызывающее интерес и стимулирующее к прочтению.
  2. Лид — первый абзац, в котором находится вся исчерпывающая информация, но в сжатом виде.
  3. Содержание — несколько абзацев, полностью раскрывающих суть новости.
  4. Бэкграунд — справка, дополнительная информация или предыстория.

Не все новички сразу смогут взяться за написание новостных статей. Деловой стиль повествования не прост. Но научиться этому можно.

Интервью

Оно менее официально, чем новость. Перед написанием интервью автору обязательно нужно познакомиться с будущим собеседником. Важно заранее продумать вопросы, их четкую формулировку и наметить желаемый результат беседы. Не помешает изучить место, в котором будет проводиться интервью, если это имеет отношение к будущей статье.

Этот вид контента также представлен в моем портфолио «Интервью с копирайтером Петром Пандой», которое я взял в свое время специально для того, чтобы пополнить свою копилку разнообразными текстами для заказчиков.

И вам советую сделать так же. Думаю, пример интервью приводить не нужно. Многие не раз читали статьи, в которых  журналист ведет беседу с какой-нибудь знаменитостью.

Особенность интервью в его оформлении — это диалог или формат “вопрос-ответ”.

Описание: что, как и для чего

Как выяснить, что из себя представляет новая модель купленного телефона или стиральной машины? В чем достоинства новой покупки? Ответить на эти вопросы сможет только статья-описание.

В ней используются технические характеристики, полезные качества, свойства, указывается стоимость, условия приобретения. Нередко авторы включают в текст таблицы и списки для лучшего восприятия информации.

Эмоциональное описание намного лучше, чем изложение сухих фактов.

Пример такой статьи можно посмотреть в описании любой настольной игры, которая есть в вашем доме, в сюжете фильма или жизни любого животного. Не путайте описание с инструкцией, нюансы которой я опишу чуть ниже.

Статья-вопрос и ее особенность

Статьи-вопросы пишутся в разговорном стиле. В них дается развернутое решение на актуальную проблему. Вопрос обычно становится заголовком. В такой статье важно:

  • определить проблему;
  • рассмотреть ее с разных сторон;
  • отметить несколько путей решения.

Пример – моя статья «Солнечные батареи — альтернативный источник энергии или выброшенные деньги?» Посмотреть ее можно тоже в моем портфолио.

Отчет — подведи итоги

Отчетом может быть практика, описанная студентом. В ней он излагает результаты своей работы, добавляя собственное отношение к данной трудовой деятельности. Отчитаться можно по какому-либо событию. Статья отличается достоверными фактами, статистическими данными и выводами. Еще отчетом может быть испытание новой модели бытовой техники.

В такой статье происходит проверка качеств изделия, которые раскрывают его положительные и отрицательные характеристики. Заказы подобно отчетам встречаются редко, но попробовать себя в роли автора такого вида контента не помешает как опытному, так и начинающему копирайтеру.

Инструкция: как этим пользоваться

Яркий пример инструкции – мастер-классы, в которых автором подробно описывается каждый шаг. Цена такой статьи может стать дороже, если написанная теория будет подкрепляться качественными фотографиями.

Например,  “Мастер-класс вязания детских пинеток на трех спицах” или “Как отремонтировать беспроводные наушники: 10 пошаговых фото”. Обычно введения и заключения в таких статьях нет.

Важно дать информацию о том, как получить то-то и то-то.

Аналитические статьи

Аналитические статьи

В них обязательно должно быть рассуждение, анализ и итог. Основное требование – объективность и нейтральное отношение автора к излагаемым фактам. К аналитическим статьям относятся:

  • рецензии;
  • отзывы;
  • рекомендации;
  • прогнозы.

Рецензия

Рецензия поможет узнать о новых фильмах, театральных постановках, интересных книгах, светских мероприятиях. Для нее характерна всесторонняя оценка произведения — его недостатков и достоинств. Эмоциональность здесь ни к чему.

Автор может излагать собственную позицию, но объективно и беспристрастно. Она должна быть подтверждена фактами. Упор делается на важные детали, второстепенные указываются вскользь.

: Если читатель заинтересовался, а не запутался, тогда рецензия удалась.

Отзыв

Чем отзыв отличается от рецензии? Это суждение, анализ, оценка продукта, предмета или произведения. Без основных положений, показывающих авторское отношение, обойтись не получится.

Чтобы написать правильный отзыв, необходимо определить цель, для которой он пишется, и стиль, близкий читателям. Отзыв можно написать не только о произведении, но и о явлении, событии, ситуации.

Много примеров отзывов есть на сайте Отзовик. Там  даже можно зарабатывать на их написании.

Рекомендация

В рекомендациях описываются достоинства предмета или явления, его возможности. Рекомендовать нужно так, чтобы читателю захотелось попробовать то, о чем вы пишите. Желательно не пользоваться шаблонными фразами, а приводить конкретные примеры. Слово “рекомендую” тоже уже никого не цепляет.

Если вы что-то хвалите, то должны объяснить, почему это делаете. Часто на биржах копирайтинга в положительных отзывах заказчики используют фразу “рекомендую данного автора к работе”, потому что рекомендации похожы на отзывы. Отличаются они лишь тем, что пишутся в положительном ключе, а отзыв может быть и отрицательным.

Прогноз

Конкретику и знание материала оставьте для прогноза. Никакой «воды»! Прогнозирование всегда опирается на аргументы, доказывающие авторскую правоту. Язык – не деловой, без шаблонных фраз, а разговорный и понятный читателю. Прогнозом могут быть такие статьи: “Что ждет копирайтинг в новом 2019 году?” или “Сколько сможет заработать рерайтер в первые новогодние месяцы?”

На аналитических статьях тоже можно зарабатывать. На биржах много заказов по написанию отзывов, рекомендаций и прогнозов.

Публицистические статьи

Они имеют художественную направленность, потому что содержат в себе выразительные средства языка и эмоционально воздействуют на читателя. Публицистика подразделяется на:

Вид Описание
Эссе Это “вопль души”, эмоциональный отклик автора. Яркая и чувственная окраска. Новый взгляд на привычный предмет. Главный признак — субъективная оценка. Здесь необходимо высказывать свою позицию по поднятому в повествовании вопросу.
Очерк Похож на эссе, но отличается от него наличием достоверных факторов. Яркие художественные краски применяются здесь для описания реальной, но обычной жизненной ситуации.
Зарисовка Повествование происходит о чем-то необычном, интересном и даже опасном. О том, что может тронуть чувства читателя. В этом помогают яркость языка и эмоциональность автора.
Фельетон Сложная статья не только для новичка, но и для профессионального копирайтера. Это эмоциональное повествование, в котором автор выражает свое сатирическое отношение к какому-либо явлению. В таком виде хорошо удавалось писать Гоголю и Булгакову. Настоящие мастера черного юмора. Это жанр, который под силу не каждому автору.

Мотивирующие статьи

К ним относятся продающие тексты, востребованность которых сейчас просто «зашкаливает». Любая биржа копирайтинга имеет в себе десятки заказов на рекламирующие статьи. Новичку их не осилить, потому что они пишутся по определенным правилам. Здесь мало просто порекомендовать или посоветовать.

Нужно “продать” то, о чем пишешь. Человек после прочтения такого текста должен захотеть приобрести рекламируемую вещь или воспользоваться описанной услугой. Автору необходимо правильно определить целевую аудиторию и восполнить ее потребность. Только тогда продающая статья добьется той цели, для которой она печаталась.

Есть и другие типы статей. Я привел не полный список. Но замечу главное: один и тот же материал можно изложить по-разному. Первый автор напишет о новом авто описание, а второй — инструкцию. Подачу материала называют стилем. У каждого копирайтера он свой. Нет авторов, которые писали бы одинаково, в чем состоит и ваша уникальность. Пользуйтесь ею при написании разных видов статей.

Обратите внимание

С вами был Павел Ямб. Пишите комментарии, не забудьте подписаться на обновления. До встречи! Удачных вам публикаций.

Источник: https://copirayter.ru/chto-takoe-statya-i-kakie-oni-byvayut-vidy-zhanry-primery/

Научная статья: понятие и виды

Методические указания по подготовке

Научных статей и докладов

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

Уфа 2011

УДК 378

ББК 74.58

М 54

Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 6 от «9» марта 2011 г.)

Составитель: к.с.н., доцент Ураев Р. Р.

Рецензент: д.с.н., профессор Галлямов Р.Р.

Ответственный за выпуск: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Научная статья: понятие и виды…………………………….
2 СТИЛЬ НАУЧНОЙ СТАТЬИ…………………………………………….
3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОЙ СТАТЬЕ………………….
4 ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ……………………
5 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», а также по направлению «Государственное и муниципальное управление» (магистратура).

Цель данных указаний – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по подготовке и написанию научных докладов и статей в рамках научно-исследовательской работы студентов, а также для более качественного усвоения цикла изучаемых дисциплин.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы студент обязан:

· логично формулировать свои мысли, рационально обосновывать предложения и рекомендации;

· применять современные методы и модели научных исследований;

· использовать современные компьютерные технологии и активно внедрять их;

· применять передовые достижения современной науки и практики, обосновывать целесообразность их внедрения;

· выдвигать и уметь обосновывать новые положения и концепции в предметной области.

Студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» и магистранты данного направления ФГОУ ВПО БГАУ активно ведут научно-исследовательскую работу, участвуют на научных конференциях регионального, общероссийского и международного уровня, публикуют статьи в научных сборниках и журналах на русском и иностранном языках. Следовательно, в целях полноценной и успешной научно-исследовательской деятельности студентов подготовлены данные методические указания.

Научная статья: понятие и виды

Научная статья – это первичный письменный жанр научного исследования, задачей которого является постановка и решение одной научной проблемы, имеющая средний объём, систему ссылок и выходные данные.

Статья представляет собой первичный текст, содержащий преимущественно новые оригинальные идеи, научные сведения, новое осмысление известных фактов. Это развернутый, полный (раскрывающий) текст в отличие от вторичных жанров, сжатых, не раскрывающих, а лишь производных, отражающих первичное исконное содержание.

Примером первичных документов, кроме научных статей, могут служить доклад, выступление, диссертация, монография. Примеры вторичных документов – тезисы доклада, автореферата, диссертации, рецензии, аннотации, конспекта, перевода.

Читайте также:  Правильное написание курсовой работы: ключевые положения

Таким образом, подчеркивается научно-информационная функция сборников и периодических изданий, содержащих статьи, оригинальность идей, научной информации и новизна осмысления.

Важно

Статья становится научной, если в ней реализуются непосредственные цели и функции науки – производство и систематизация знаний, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный текст можно считать статьей, если он логически закончен, аргументировано раскрывает авторское содержание проблемы, отражает диалог мнений, представлен в форме размышления, рассуждения.

Выделяют несколько групп статей:

· по области научной деятельности: статьи педагогические, психологические, исторические, математические и др.

· по коммуникативным задачам,стоящим перед исследователем: проблемные, научно-популярные, научно-публицистические, обзорные, аналитические;

· по научной задаче: теоретические и прикладные.

Одним из ключевых слов в понятии статьи является проблема. Теоретические статьи характеризуются постановкой или анализом, обсуждением возможных путей или подходов к решению научной проблемы или обосновывается и излагается авторский концептуальный взгляд на нее или на ее решение.

Прикладные статьи также целесообразно подразделять по содержанию, характеру и полноте прикладного решения проблемы или ее прикладного значения. В зависимости от того, сделан ли в статье акцент на обсуждении опытно-экспериментальной работы в целом или на детальной проработке лишь инструментального обеспечения (методов, приемов, средств и т.п.

) решения проблемы и ее практического приложения, правомерно их разделение на экспериментальные и инструментальные.

Таким образом, научные статьи правомерно распределить следующим образом:

1) Научные статьи – теоретические и прикладные: постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные, экспериментальные, инструментальные.

2) Постановочные статьи. Научное исследование начинается с постановки проблемы.Ставитьпроблему в научной статье– это сформулировать, обозначить, зафиксировать, выдвинуть что-либо.

Поскольку в постановочной статье автор только ставит проблему, то он именно её «закрепляет», «регистрирует» в науке и «сосредоточивает» читателя на ней, т.е. фиксирует.

А поскольку научная статья – форма дискурса, то в ней автор не только формулирует, обозначает, сосредоточивает, но и предлагает для обсуждения, т.е. именно «выдвигает» положение для научно-образовательного сообщества.

Постановочная статья должна в дискурсивной форме, логически полно и обоснованно отразить:

· что ставится (нерешенная в науке проблема, новое понятие);

· как ставится (однозначно или вариативно, в общем или конкретно);

· зачемставится (для восполнения: в теоретическом плане определенного аспекта некоторого многоаспектного явления или его структурной оформленности; потребностей практики недостающими методами решения практических задач; недостающего теоретического объяснения имеющихся фактов и явлений; недостающего обоснования путей решения проблемы и др.).

3) Аналитические статьи имеют своей основной целью и содержанием анализ:

· различныхподходовк одному и тому же педагогическому явлению, объекту, процессу, системе;

· различных формулировок одного и того же понятия;

· исторической последовательности возникновения и развития определенной педагогической системы или явления;

· возникших (выявленных и обоснованных)противоречий:теоретических или практических.

Анализ как научный метод, в свою очередь, бывает разным:

· макро- и микроанализ (по критерию масштабности охвата объектов);

· сопоставительный и системный (по критерию процедурности метода);

· ситуационный и общий (по критерию обобщенности результатов);

· поверхностный и сущностный (по критерию глубины анализируемых процессов, явлений).

4) Обобщающие статьи. Их основное содержание – получение в ходе дискурса обобщения рассматриваемых положений научной проблемы. Обобщение, как известно, – это выделение общего и различного в некоторых явлениях одной природы.

Совет

Общее определяется на основе сравнения, которое может проводиться только для сравнимых положений (с выделением основания для сравнения).

Рассматривая методологию этого вида научной статьи, необходимо остановиться на видах обобщения: эмпирических и теоретических.

Выделяют эмпирические обобщения: закономерностей, тенденций, установленных на основе эмпирического материала (возможно социологическими, статистическими методами).

Теоретические обобщения могут быть разного уровня обобщённости (всеобщего, особенного, единичного) с непременным обращением к конкретному событию, факту, явлению. По критерию того, что обобщается, правомерно выделить такие обобщения в научных статьях:

· понятийные (обобщения понятия на основе других имеющихся понятий);

· методологические (обобщения принципов, закономерностей, методов познания какого-либо социального объекта);

· результативные (обобщения известных результатов, полученных другими учёными);

· классификационные (построение новой классификации имеющихся понятий, явлений, феноменов, фактов, принципов, – с выделением оснований классификации, обсуждением их отличий от таковых в имеющихся других классификациях);

· исторические (ретроанализ социальных проблем в их историческом становлении и развитии).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14492t1.html

Как подготовить и оформить научную статью: особенности научного стиля, требования, образец

Все области человеческой деятельности подвергаются анализу и исследуются. Наука окружает нас повсюду. В этой статье мы расскажем общие правила, в соответствии с которыми следует писать научную статью на любую тему.

Вы узнаете ответы на вопросы: «как правильно написать научную статью», «зачем писать научные статьи», «как оформлять научную статью».

Но сначала расскажем о том, что такое научная статья и какие бывают виды статей.

Научная статья — что это такое?

Научная статья должна быть написана с соблюдением ряда правил и иметь четкую структуру. В научной статье недопустимо использование ярких художественных эпитетов и наличие лишней информации, не относящейся к теме. Эмоциональной окраске в научной статье также нет места.

Ни в одной научной статье Вы не встретите фразы «как же надоели мне эти бесконечные эксперименты». Вместо этого будет написано — «сбор экспериментальных данных продолжался в течение года». Сдержанность вместе с полнотой изложения – вот что характеризует хорошую научную статью.

Какие есть виды научных статей? В зависимости от того, на основе какого материала пишется статья, разделяют первичные и вторичные научные статьи. Если автор пишет статью на основе собственного исследования, то такая статья первичная. Если же при написании статьи за основу взяты уже существующие публикации других авторов, то статья вторичная.

подготовка и публикация научной статьи

Зачем писать научные статьи? Причин множество. Кто-то пишет научную статью для того, чтобы поделиться с коллегами-учеными результатами новых открытий. Кто-то желает получить ученую степень и поэтому должен опубликовать научную статью ВАК. Еще одна причина – получение гонорара за статью.

Как бы то ни было, научные статьи – это работы, одним из главных признаков которых является новизна. Публикуя собственные научные статьи и изучая труды коллег, ученые находят новые решения проблем и совершенствуют свои знания. В итоге цивилизация развивается.

Классификация научных статей

Помимо первичных и вторичных научных статей разделяют:

  • Научно-теоретические статьи;
  • Практические, или исследовательские статьи;
  • Обзорные статьи.

Обзорная статья – это вторичная публикация, выводы в которой сделаны на основе уже имеющихся исследований. Теоретическая и практическая статьи отличаются тем, что в первом случае исследование автора носит теоретический характер, а во втором имеются экспериментальные данные, полученные эмпирическим путем.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как писать научную статью?

Как написать научную статью?

Как и в любом другом деле при написании научной статьи с самого начала нужен план. Определитесь с тем, какую именно статью Вы будете писать. После этого:

Выберите тему и грамотно ее сформулируйте. Тема Вашей статьи – это ее визитная карточка, и от правильной формулировки зависит многое.

Например, если статью будут публиковать в научном издании, формулировка темы напрямую повлияет на интерес читателей к вашей работе. После того как тема станет известной, продумайте структуру статьи.

В ней обязательно должны присутствовать аннотация, введение, постановка задачи, теоретическая часть и вариант решения проблемы.

Определитесь с объемом будущей статьи. Научная статья – это небольшой научный труд, и в том, чтобы изложить всю информацию и уложиться в рамки, есть определенная сложность.

Согласно правилам допустимый объем текста – от 10000 до 60000 символов, включая пробелы.

Обратите внимание

Другими словами, средняя научная статья занимает около 10 листов формата А4, написанных шрифтом Times New Roman, 14 кегль.

Прочитайте несколько научных статей на смежные темы. Статья – это авторская работа, и несмотря на существующие правила не существует четкого шаблона для подготовки научной статьи. Ознакомьтесь с трудами других авторов, чтобы лучше понимать, какую статью Вы хотите получить в итоге.

Очень важно, как именно Вы будете излагать материал. Если Вы хотите написать профессиональную статью, избегайте заезженных штампов и банальностей. Статья, изобилующая этими вредоносными элементами, сослужит автору дурную службу, и ваши блестящие идеи с большой вероятностью так и не будут восприняты.

Используйте девиз: «краткость – сестра таланта». Если можно сказать о чем-то просто, так и говорите. Сложноподчиненные предложения, занимающие целый абзац, никому не нужны, а научная статья – не та работа, чтобы проявлять в ней свое красноречие. С другой стороны, нужно соблюдать тонкую грань и не упрощать все до абсурдного уровня.

Краткость — сестра таланта

Напоследок: проверяйте текст несколько раз. Досадные опечатки и ошибки, даже допущенные по случайности, могут повлиять на несерьезное отношение редакторов и читателей к статье.

Особенности научного стиля

Научный стиль – стиль литературного языка, особенностями которого являются предварительное обдумывание высказывания, нормированная речь монологического характера, строгий отбор средств языка.

Цель научного стиля – наиболее точно отразить причинно-следственные связи в рамках исследуемого явления. Чтобы у Вас получилась статья в научном стиле, нужно придерживаться нехитрых установок:

  1. Писать в безличной форме и по возможности без лишних слов.

Пример. Вместо «я всегда хотел и наконец-то провел исследование влияния работы мозга на учебу» напишите: «Было проведено исследование влияния работы мозга на учебу».

  1. Соблюдать структуру и логическую цельность текста.

Это значит, что статья должна быть разбита на логически связанные между собой блоки. Не перескакивайте с одной мысли на другую – адресат, читающий статью, должен понимать ход излагаемых мыслей и их связь.

  1. Употреблять слова так, чтобы обеспечить однозначность понимания. Не употреблять жаргонных слов.

Такая мера помогает сделать статью разгруженной от лишней информацией и донесет до адресата именно то, что вы хотели сказать. Пусть это будет невесело, зато структурировано и ясно.

Подведем итог. Отличительные особенности научного стиля: логичность, однозначность, доказательность.

Научный стиль

Как оформить научную статью?

Оформление научной статьи – отдельная тема. Разные журналы предъявляют к нему свои, отличные друг от друга требования. Поэтому прежде чем приниматься за работу, нелишним будет ознакомиться с требованиями к оформлению научной статьи в том издании, где Вы собираетесь публиковаться.

Средиобщих рекомендаций можно выделить следующие:

  • Аннотация, список использованных источников, ключевые слова и тема должны быть представлены на двух языках: русском и английском;
  • Объем аннотации – 150-300 слов;
  • Количество ключевых слов – минимум 10;
  • Объем статьи – 10000-60000 знаков с пробелами;
  • Оформление ссылок в научной статье обязательно;
  • Нумерованный и составленный в алфавитном порядке библиографический список  приводится в конце статьи. Иностранные источники идут после русскоязычных;
  • Заголовки выделяются жирным шрифтом и располагаются посередине, точка в конце заголовка не ставится.

Правила оформления статьи в научный журнал отличаются в зависимости от издания

Предлагаем пример оформления научной статьи для студентов. Кстати, о стандартах оформления магистерской диссертации или про оформление диплома вы также можете почитать в нашем материале.

Научная статья – большой и серьезный труд несмотря на небольшой объем. Если Вам нужна помощь в написании и оформлении научной статьи или Вы не знаете, как написать аннотацию к научной статье, обращайтесь к нам за помощью и консультацией. Опыт наших авторов – всегда к Вашим услугам. Мы поможем написать статью в научный журнал лучше других, потому что знаем, как это делать!

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/kak-podgotovit-i-oformit-nauchnuyu-statyu-osobennosti-nauchnogo-stilya/

Ссылка на основную публикацию