Студенты о пользе учебной практики
Поскольку я мечтал поездить на электровозе, то мне было очень интересно и волнительно проходить первую практику, т.к. я еще не знал, как складывается рабочий процесс на такой работе.
В мои обязанности входило смотреть за механической частью электровоза, следить, чтобы в самом электровозе было относительно чисто, например, чтобы на полу не было масла от компрессора.
Приходилось продувать тормозную магистраль электровоза, чтобы подсоединить её с магистралью поезда, иногда приходилось идти в конец поезда, а это 60–70 вагонов, и продувать её с хвоста.
В пути следования я смотрел за дорогой и предупреждал машиниста о показаниях светофора, знаков и других сигнала, согласно регламенту. Ожидания не совпали только в одном, а именно: я не мог знать, сколько по времени может идти мой рабочий день (неизвестно, когда вернешься домой, поскольку у грузовых поездов нет графика).
А студент 4 курса угму, будущий доктор геннадий смирнов, у которого на счету уже 4 практики, удостоверился, что медицина – это его призвание и с каждой практикой он поднимается на ступень выше:
На практике ты понимаешь, из чего состоит твоя будущая профессия, осознаешь структуру работы. Сразу открывается вся картина твоего будущего. На первой практике ожидаешь всего и сразу. Естественно, ожидания с реальностью не сошлись, и мы выполняли самую простую работу. Я думал, что хотя бы дадут поставить уколы.
Но было интересно то, что мы узнали структуру работы больницы.
С накоплением знаний возможности увеличиваются: сейчас я самостоятельно ставлю подкожные инъекции, делаю внутривенные вливания, внутривенные капельные инфузии с подготовкой системы, оформляю рецептуры на лекарства, листы назначений, журнал процедурного кабинета и т.д.
Недавно вернувшись со своей первой практики, Анастасия Сарапулова, студентка уже 2 курса УрГПУ исторического факультета, поделилась своими впечатлениями:
Мне безумно понравилось! Это на самом деле очень интересно, и во время работы чувствуешь себя поглощенным в историю. Мы исследовали древне-греческий город Патрей, искали доказательства того, что это именно он. Ездили в Краснодарский край в ст. Гаркуша, неподалеку Тамань.
Мы жили на берегу Таманского залива, с берега был виден Крым. Вместе с нами были на практике московские подводники, а также школьники. Все находки отправятся в Москву, там будут непосредственно изучать их причастность к Патрею. На самом деле я не думала, что будет настолько интересно, мы все очень довольны, не хотели уезжать.
Скорее всего, я поеду на следующий год в это же место.
Знакомство с практикой и ее прохождение помогли ребятам удостовериться в том, что они выбрали подходящую профессию. Но бывает так, что некоторые студенты разочаровываются в своем выборе. К примеру, Кирилл Соловьев еще до практики понял, что поступил не туда:
После школы я поступил в УрФУ на направление физика. Хотя в школе у меня по физике и была 5, я понял, что 5 математик для меня — это очень сложно, особенно после гуманитарной гимназии.
Как быть, если студент понял, что обучение в ВУЗе и сама практика тяготят его? А вдруг это неверный выбор, «не моё»?
Психолог Лада Соколова утверждает, что это распространенная ситуация. После школы выбор абитуриента может основываться на разных факторах: советы родителей, веяния моды, влияние друзей, семейные традиции и т.д
Неудивительно, что, соприкоснувшись с выбранной профессией в реальности, нередко возникает чёткое ощущение «Это не моё». Самое главное, конечно же, определиться со своими целями.
Если ты учишься просто для того, чтобы получить высшее образование (не принципиально какое именно), то продолжай себе спокойно учиться, ведь содержание при таком подходе не имеет ценности.
А если тебе важно, чтобы в твоём образовании был смысл, чтобы была настоящая личная мотивация, то имеет смысл обдумать смену специальности.
Чисто технически, сделать это не трудно, особенно на первых курсах, но сложность может возникнуть в психологическом плане — бывает, что ближайшее окружение не поддерживает подобные «метания». Здесь могу лишь пожелать стойкости и верности своим мечтам и целям. Я знаю, у вас получится!
А кирилл соловьев, ныне студент ргппу, поступил следующим образом:
Он отчислился из УрФУ, поступил в РГППУ на факультет правоведения и правоохранительной деятельности и на данный момент доволен своим выбором, хотя его производственная практика пока что не была связана с его специальностью: она проходила в службе судебных приставов, где Кирилл перебирал исполнительные производства, писал описи производств, работал с архивом.
Бывает и по-другому. Практика изменила мнение Никиты Фокеева, студента 3 курса машиностроительного института РГППУ о его будущей специальности:
Я поступал в тот же институт (машиностроительный), но на другое направление. На меня не хватило бюджетного места, и мне предложили пойти на другое направление – сварочное производство, а так как у меня уже не было времени что-то менять, я согласился.
Сперва вообще не представлял, что будет и как, первый курс был общий, ничего такого не изучали, а потом была практика: мы занимались самим процессом сварки, разные способы, разные виды.
Сама суть работы мне понравилась, это достаточно интересно и меня все устраивало.
Итак, производственная практика – это очень важная репетиция будущей трудовой деятельности, поэтому к ней нужно отнестись серьезно и ответственно. Быть может, именно она поможет вам понять правильность выбора будущей профессии, а это очень важно. Слушайте свой внутренний голос и следуйте зову сердца.
Автор Олеся Юрьева
Ключевые слова: практикастуденты
Источник: http://www.uralstudent.ru/articles/learn/2165205/
Особенности организации практического обучения в колледже
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых становится целью профессионального обучения. Само профессиональное образование становится практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода (согласно нормативным документам) предполагает, что студент-выпускник должен обладать не только знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями.
А что такое компетенция? В целом понятие компетенции основывается не столько на знаниях, сколько на действиях. Это умение применять знания на практике, но не при решении каких-то абстрактных задач, а в конкретных профессиональных ситуациях.
При этом общие знания и умения должны трансформироваться в определенный порядок действий, которые приведут к успешному результату. Вообще говоря, чтобы благополучно справиться с поставленной профессиональной задачей, студент-выпускник должен выстраивать и выполнять соответствующую последовательность действий автоматически.
А такая особенность осуществления действий — это и есть характеристика профессиональной деятельности.
Конечно, подготовка образовательными учреждениями специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, — несомненный плюс реализации компетентностного подхода.
Ведь что обычно не устраивает большинство работодателей в выпускниках учреждений профессионального образования? В первую очередь, это отсутствие практического опыта в конкретной сфере деятельности, недостаточная способность адаптироваться к рабочим местам, не совсем понятная квалификация выпускников. Да и качество образования, которое ранее оценивалось полнотой освоения содержания программ, не давало работодателям возможности объективно оценить профессионализм молодого специалиста. А компетентностный подход послужил в качестве средства формулировки требований к результатам профессионального образования выпускников со стороны потенциальных работодателей.
Итак, компетенция включает в себя и знания, и умения, и практический опыт, и профессионализм. Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. И для этого требуется время.
Но в условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что профессионализмом должен обладать уже студент-выпускник. Получается, что студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения.
Поэтому приходится выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности.
Само обучение должно строиться на определении, освоении и демонстрации умений и знаний, видов поведения и отношений, которые требуются для определенной профессиональной деятельности. Обучение должно ориентироваться на результаты, которые для соответствующей профессиональной деятельности будут важными и значимыми. Таким критериям соответствует практическое обучение.
ОГБОУ СПО «Рязанский технологический колледж» является современным образовательным учреждением, выполняющим подготовку специалистов по достаточно большому количеству специальностей, в частности по специальности 230401 Информационные системы, квалификация выпускника — техник по информационным системам.
Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже по указанной специальности проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которая имеет дисциплинарно-модульную структуру.
Формирование общих компетенций выполняется и в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин.
Преподавание дисциплин математического и естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать и некоторые профессиональные компетенции. В любом случае, о какой бы дисциплине не шла речь, в процессе ее преподавания педагоги постоянно ориентируют студентов на будущую профессиональную деятельность.
Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по информационным системам. Если говорить об общепрофессиональном цикле, то содержание соответствующих дисциплин направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей.
Например, значительная часть общепрофессиональных дисциплин, изучаемых на специальности 230401, предусматривает выполнение практических заданий, содержание которых ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта.
В частности, дисциплина «Основы проектирования баз данных» позволяет приобрести знания и выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.7, ПК 1.9) при освоении профессионального модуля ПМ.01.
Эксплуатация и модификация информационных систем, поскольку разрабатываемые студентами информационные системы направлены на обработку некоторой базы данных в определенной предметной области. Дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования» позволяет выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.2, ПК 1.
3, ПК 2.2, ПК 2.3) при освоении профессиональных модулей ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем, ПМ. 02. Участие в разработке информационных систем, поскольку для разработки приложений и модификации частей информационной системы необходимо знать основные алгоритмические конструкции и уметь реализовывать разработанные алгоритмы модификации программными средствами.
Но все же именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. И основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик.
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
При обучении используются неимитационные методы активного обучения. Т. е. обучение профессиональным умениям и навыкам происходит в процессе моделирования профессиональной деятельности.
При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1].
При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой [1].
Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках соответствующих профессиональных модулей.
Учебная практика проводится в специализированных вычислительных центрах, материально-техническое оснащение которых отвечает требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 230401 к организации практического обучения.
Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике и возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно в несколько периодов.
Организация и проведение производственной практики в колледже рассматривается как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно, осуществлять принцип преемственности, достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего техника по информационным системам.
Базой практики могут выступать как предприятия-партнеры колледжа (например, Государственный Рязанский приборный завод), так и различные предприятия и организации по выбору студентов, поскольку квалификация будущего выпускника (техник по информационным системам) позволяет ему приобретать практических опыт во многих сферах человеческой деятельности.
Естественно, направление деятельности организаций, являющихся базами практики, должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.
По каждому виду практики студентом заполняется дневник-отчет. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности.
Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, развить чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. Но стоит отметить, что в практическом обучении участвуют и работодатели.
Во-первых, в зависимости от их потребностей в специалистах за счет вариативной части может корректироваться содержание обучения в рамках дисциплин и профессиональных модулей.
Во-вторых, студенты колледжа проходят практику в различных организациях города и области.
В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практических конференциях, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что одним из аспектов деятельности колледжа является помощь в трудоустройстве выпускников и адаптация молодых специалистов на рынке труда.
Во-первых, колледж сотрудничает с Центром занятости, получая информацию и вакантных местах для выпускников специальности. Во-вторых, многие студенты получают приглашение на трудоустройство в организациях, послужившими базой производственной практики.
Итогом такой деятельности колледжа является высокий процент трудоустроившихся выпускников.
Литература:
1. Колокольникова З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко, Т. И. Петрова. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.
2. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н. А. Морева. — 2-е изд. — М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/
Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов
Архипова М.Н. Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2017. -№1 (8) январь — март. — URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2017/m5-statya-2017-1/742-00272. — ISSN 2413-4066
УДК 377
Архипова Марина Николаевна
Преподавател ь
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального
становления студентов
Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
Ключевые слова: право социального обеспечения, профессиональное обучение, практическая деятельность, учебная и производственная практика, современные модели социальной работы, технологии и методы социальной работы, принципы деятельности социального работника, квалифицированный специалист.
Становление федеральной системы социального обеспечения представляет собой долгий процесс. Нормы права социального обеспечения постоянно развиваются, меняются, совершенствуются. Однако особая значимость отраслевых норм, их роль для каждого человека по-прежнему сохраняются.
Право социального обеспечения, его нормы сопровождают каждого человека с момента его рождения до самой смерти.
Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в социальной помощи и поддержке[1].
Дисциплина «Право социального обеспечения» является основополагающей в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности.
Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи[3]. В обществе возникает потребность в специалистах, работающих в сфере социального обеспечения.
Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в области социального обеспечения и социальной защиты населения. В настоящее время
требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с населением.
В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной и эффективной учебной и производственной практик.
Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях или в организациях социальной защиты населения.
Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую, воспитывающую и развивающую функции.
Все перечисленные функции знакомят обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку, усердие, ответственность за принятые решения, помогают будущим специалистам устанавливать контакт с населением, учат ориентироваться в системе социально-производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и навыки, полученные в колледже[4].
В результате прохождения учебной и производственной практик в учреждениях и организациях социального обеспечения студенты анализируют действующее законодательство в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; принимают документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала; разъясняют порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; формируют пенсионные дела; составляют проекты на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем; консультируют граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; запрашивают информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализируют полученные сведения[2].
При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ, которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок.
Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную практики или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.
В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.
В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:
1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом;
2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в себя место и сроки прохождения практики.
В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word, оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.
Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей последовательности:
1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.
2. Копия приказа с предприятия об устройстве студента на практику.
3. Задания.
4. Дневник по практике.
5. Характеристика.
6. Приложения.
Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:
Введение:
— цель, место, дата начала и продолжительность практики;
— перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.
Основную часть:
— описание организации работы в процессе практики;
— описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема, формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его выполнения);
— перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.
Заключение:
— необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;
— дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;
— сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.
Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.
Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.
По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и зачетной книжке.
При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.
Таким образом, учебная и производственная практики — это важный этап в рамках учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки.
Успешно пройдя учебную и производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами социальной работы; основными принципами деятельности социального работника; структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента.
А все это поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
Ссылки на источники:
1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2014. — 512 с.
2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник/В.П. Галаганов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2012. — 152с.
3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. оразования/ М.Н. Гуслова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256с.
4. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования /Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. — 2014. — №3. — С. 14-16.
Marina Arkhipova
Teacher
Center college of application-oriented qualifications of FSBEI HE Michurinsk SAU,
Michurinsk
Role of Educational and Industrial Practice in the Course of Professional Formation of
Students
Abstract: .postlight.com»>
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnoy-i-proizvodstvennoy-praktik-v-protsesse-professionalnogo-stanovleniya-studentov
Статья по теме: Особенности организации производственной практики в условиях реализации ФГОС
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации труда будущих специалистов.
«Компетентность» — это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.
Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Практическое обучение студентов железнодорожно-промышленного техникума по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.
Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая направлена на:
- Приобретение первоначального практического опыта,
- Формирование у студентов практических профессиональных умений,
- Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.
Производственная практика включает следующие этапы:
1. Практика по профилю специальности (технологическая) – направлена на:
- Углубление студентом первоначального профессионального опыта;
- Дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
2. Практика преддипломная направлена на:
- Дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта;
- Развитие общих и профессиональных компетенций;
- Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности;
- Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) в различных строительных учреждениях.
В нашем техникуме практическому обучению уделяется большое внимание, т.к. подавляющая часть выпускников (около 80%) после его окончания идут работать на различные линейные предприятия ст. Рузаевка.
Социальное партнерство между учебным заведением и структурным подразделение железнодорожного транспорте является необходимым и обязательным условием повышения качества практического обучения студентов, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, развитие творческого потенциала в профессиональном обучении.
Учебно-методические объединения готовят рабочие программы учебных и производственных практик по соответствующим специальностям, согласованным с организациями.
Работодатели принимают участие в различных экспертных процедурах: в процессе обучения они являются председателями экзаменационной комиссиипри прохождении студентами итоговой аттестации, входят в состав жюри различных олимпиад и конкурсов на звание «Лучший по профессии», оценивают качество подготовки выпускников при прохождении практики.
В структуре этих предприятий работают учебные центры, которые ведут подготовку повышения квалификации мастеров производственного обучения, разрабатывают методические пособия и учебные материалы, способствующие качественному обучению специалистов.
В рамках сотрудничества периодически проводится обучение преподавательского состава по внедрению в работу транспорта автоматизированных , инновационных систем и методов работы.
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/11/25/osobennosti-organizatsii-proizvodstvennoy
Зачем нужна практика?
www.prostosdal.ru — 19.09.2014 09:56
Зачем нужна практика? Подобный вопрос волнует студентов совсем не зря. К сожалению, с каждым годом увеличивается число предприятий, которые отказываются работать с практикантами или же пускают их деятельность в свободное плавание, поручая оформление плакатов к празднику, приготовление кофе для сотрудников и т.д.
Получается, что реальной пользы от прохождения практики студент не получает, тогда какой смысл тратить время на подобные действия? Отчаявшись, практикант заранее выбирает себе организацию, в которой руководитель соглашается поставить подпись и печать на отчете, реальной работы на предприятии от студента не требуется.
Однако, это не выход из ситуации. Каждый практикант должен понимать, что от его учебы в вузе зависит трудоустройство в будущем, а шанс получить бесценный опыт и приобрести профессиональные навыки может больше не представиться. Поэтому роль практики очень важна в процессе обучения, и пропускать данный этап не стоит.
Преимущества практической работы
Отметим преимущества, которые создает практическая работа:
- учебно-ознакомительная практика позволяет отработать определенный метод работы до автоматизма, сформировать необходимые знания и умения для дальнейшей трудовой деятельности;
- ознакомительная практика помогает выделить особенности профессии, понять основные обязанности и принципы работы, а также отметить характерные черты специальности;
- производственная практика позволяет провести исследование и анализ выявленной проблемы на предприятии, разработать собственную методику действий выхода из кризиса и попробовать ее на практике;
- научно-производственная практика подразумевает проведение научного исследования, эксперимента и разработку собственной гипотезы, позволяет получить опыт самостоятельного решения проблемной задачи и принятия решений в режиме реального времени.
Также любой вид практики формирует представление студента о выбранной профессии, позволяет оценить собственные силы и рефлексию. Опыт реальной деятельности на предприятии прививает навыки работы в коллективе, дисциплины, ответственности и внимательности.
Студент осознает необходимые компетенции для работы и прилагает усилия в учебе, чтобы к выпуску из вуза быть настоящим специалистом. В некоторых случаях, особенно на 1-2 курсах обучения в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики, ученик понимает, что выбранная профессия ему не интересна.
Тогда есть возможность выбрать специальность по душе и перевестись в другую группу, пока не начались серьезные предметы по профилю подготовки.
А нужна ли она, эта практика?!
Начало трудовой деятельности также помогает поверить в собственные силы и знания, многие студенты после прохождения практики ищут работу на неполный день и успешно ее находят.
В таком случае, за несколько оставшихся лет обучения ученик получает и практический опыт работы по специальности, и материальную независимость, и надежное вакантное место на предприятии после окончания вуза. В противном случае, когда студент фиктивно проходил практику, его терзают сомнения насчет собственной компетенции и профессиональных знаний.
Выпускник зачастую с отличным багажом умений и знаний даже не пытается устроиться по специальности, рассматривает вакансии низкого уровня оплаты и не требующие специальных знаний.
К сожалению, за несколько лет такого труда от былых знаний не останется и следа, и вся жизнь сложится по иному сценарию! Поэтому даже если вуз не предоставляет места для практики, если нет связей и знакомств, нужно самостоятельно искать то предприятие, которое предоставит практиканту возможность получения профессиональных навыков.
Можно обзвонить отделы кадров, отправить свое резюме, сходить на несколько собеседований и пройти все уровни отбора, в итоге всё получится! Как правило, крупные компании, заводы и холдинги с радостью принимают студентов.
Во многих подобных организациях разработаны разные программы практик, так что даже будет возможность выбрать интересный отдел работы или определенную сферу деятельности. Как правило, предприятия также заинтересованы в практикантах, ведь так появляется возможность еще на этапе обучения выявить лучших студентов и в дальнейшем оставить для них вакансии.
Ответственное отношение к прохождению этого этапа обучения поможет каждому студенту стать в будущем хорошим специалистом и настоящим профессионалом, а предприятию – познакомиться с новыми кадрами и оценить их работу на практике!
Источник: http://www.prostosdal.ru/text/zachem-nuzhna-praktika/
Особенности организации производственной практики студентов энергетических направлений
Беспалова Т.В.1, Беспалов Д.В.2
1ORCID: 0000-0002-3311-0543, Ассистент, 2ORCID: 0000-0001-8368-5735, Студент, Национальный исследовательский Томский политехнический университет
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация
Рассмотрены вопросы организации производственной практики студентов Энергетического института Томского политехнического университета. Показаны возможности студента по выбору характера и места прохождения практики на примере опыта работы с профильными предприятиями в России и за рубежом.
Даны перечни и краткие характеристики основных предприятий, с которыми налажено сотрудничество по подготовке специалистов. Указаны основные моменты, на которые студенту необходимо обратить особое внимание при выборе, прохождении, составлении отчета и защите производственной практики.
Ключевые слова: производственная практика, энергетика, высшее образование, педагогика.
Bespalova T.V.1, Bespalov D.V.2
1ORCID: 0000-0002-3311-0543, Assistant, 2ORCID: 0000-0001-8368-5735, Student, National Research Tomsk Polytechnic University
MAIN FEATURES OF PRODUCTION PRACTICE ORGANIZATION AMONG STUDENTS OF ENERGY INSTITUTES
Abstract
The article studies questions related to the organization of production practice among students of the Energy Institute of Tomsk Polytechnic University.
Students can choose the character and place for production practice – profile enterprises in Russia and abroad are used as an example. The lists and brief characteristics of the main enterprises that cooperate with students are given.
The main points a student should pay special attention to, when choosing, passing, and compiling a report on production practice, are singled out.
Keywords: production practice, energy, higher education, pedagogic.
Производственная практика для студентов 3 курса направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» Томского политехнического университета (далее – ТПУ) является неотъемлемой частью учебного процесса, которая помогает им сориентироваться и найти себя в будущей профессии [1].
Наиболее распространенная ошибка учащихся – это формальное отношение к процессу прохождения практики, как к еще одному учебному заданию.
Однако чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения.
Значительно сэкономив, таким образом, время и силы, студент не будет делать лишних движений по окончании вуза и будет точно знать, куда идти дальше.
Во время работы на производстве он имеет возможность изучить реальные ситуации и проверить полученные во время учебы знания и самостоятельно принимать решения, обосновывая верность своих выводов перед руководителем практики. Будущий специалист учится субординации, работе в коллективе, получает навыки профессионального общения.
Проходя только теоретический курс и получая практические знания в стенах вуза, студент не всегда ясно понимает, чем на самом деле ему придется заниматься на рабочем месте. О многом, что рассказывается на лекциях, он имеет весьма поверхностное и приблизительное представление. Именно в условиях производства студент приобретает те знания, которые порою бывают интересными даже для их преподавателей, читающих отчеты о практике. Практика на предприятии – прекрасный повод выбрать себе тему и подобрать хороший фактический материал для написания дипломной работы.
Практика студентов ТПУ регламентируется в «Положении о порядке проведения практики», основанном на приказе министерства образования [2].
У студента есть право выбирать, где пройти производственную практику. На выпускающей кафедре есть руководитель по практике из числа преподавателей. В его обязанности входит информирование студентов о предоставляемых местах.
Этой же цели служат регулярно проходящие в ТПУ «Дни Карьеры», на которые приглашаются представители предприятий, заинтересованные в своевременном подборе будущих работников. С большинством крупных предприятий заключены долгосрочные договора.
Ежегодно такие предприятия высылают заявки на количество студентов, которых они готовы взять на практику с указанием условий ее прохождения, проезда, проживания и оплаты труда.
Например, Энергетический институт имеет долгосрочные договора с такими базовыми предприятиями, как ОАО «Томская генерация», ПАО «Томская распределительная компания», где студент может пройти практику, не выезжая из г. Томска.
Для студентов, желающих выехать в другой город, есть предложения от профильных предприятий:
- ПАО «Ленэнерго» – обеспечивает снабжение электроэнергией потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- ОА «Интер РАО-Электрогенерация» Филиал «Гусиноозерская ГРЭС», Республика Бурятия, г. Гусиноозерск;
- АО «Группа «СВЭЛ», г. Екатеринбург – производитель электротехнического оборудования, выпускающий сухие и масляные трансформаторы и токоограничивающие реакторы;
- Великолукский «Завод электротехнического оборудования» –производитель оборудования для электроэнергетики, нефтяной, газовой, добывающей и обрабатывающей промышленности
и другие.
Готовы принять студентов в любой из своих филиалов такие крупные компании как:
- ПАО «МРСК Сибири» – межрегиональная распределительная сетевая компания на территории республик Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей;
- МЭС Западной Сибири – магистральные электрические сети, в подчинении которой находятся четыре предприятия (ПМЭС) – Ямало-Ненецкое, Центральное, Восточное и Южное;
- «Концерн Росэнергоатом» включающий атомные станции: Калининская, Кольская, Ростовская, Ленинградская, Белоярская, Билибинская.
Иногда студент самостоятельно выбирает предприятие, заключив договор между ним и работодателем. Согласно этому договору, он берет на себя обязательство, выполнять трудовые обязанности по определенной профессии с целью закрепления и совершенствования теоретических знаний, а работодатель обязуется обеспечить ему необходимые условия для прохождения производственной практики.
Имеется положительный опыт заключения разовых договоров с такими предприятиями, как:
- ООО «Хакасэнерго», г. Абакан;
- ООО «Кузбасэнерго» Беловская ГРЭС, г. Белово;
- Филиал ОАО «РусГидро» – «Саяно-Шушенская ГЭС», г. Саяногорск;
- Филиал ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири, г. Кемерово;
- ОАО «Кемеровская генерация» – «Кемеровская ГРЭС», г. Кемерово;
- Филиал «Березовская ГРЭС», г. Шарыпово;
- Филиал ОАО «Мосэнерго», г. Москва;
- ОАО «Сахаэнерго», ОАО АК «Якутскэнерго», г. Якутск;
- ЗАО «Нижневартовская ГРЭС», г. Нижневартовск;
- ОАО «Кузнецкая ТЭЦ», г. Новокузнецк;
- «Кумертауцкая ТЭЦ» – филиал ООО «БГК», г. Уфа;
- «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании ЛТД», г. Южно-Сахалинск.
Есть определенная сложность с направлением на практику иностранных студентов, граждан Вьетнама, Казахстана, Кыргызстана и т.д. Не все предприятия РФ готовы принять их на практику. Поэтому, в большинстве случаев, они проходят практику на профильных предприятиях в своих странах по индивидуальным договорам, например:
- ТОО «АзияПромЭлектро», Казахстан, г. Алматы;
- «Шардаринская ГЭС», Казахстан, г. Шардара;
- Филиал «Акмолинское МЭС», АО «KEGOS», Казахстан, г. Астана;
- АО «Жамбыльская ГРЭС им. Т.И.Батурова», Казахстан, г. Тараз;
- ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», Казахстан, г. Экибастуз;
- ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана», г. Бишкек;
- ОАО «Востокэлектро», Кыргызстан, г. Каракол;
- РЭС ОАО «Ошэлектро», Кыргызстан, пос. Араван;
- ОАО «Электрические станции», Кыргызстан, г. Бишкек;
- АО «Зарубежнефть» СП «Вьетсовпетро», Вьетнам, г. Вунгтау
и другие.
Традиционно город Томск славится движением студенческих строительных отрядов. Эта традиция нашла свое отражение и в организации производственных практик. Так, студенты-энергетики работают по своему профилю в Студенческих Строительных отрядах:
- ССО «Строитель», космодром «Плесецк», Архангельская область, г. Мирный;
- ССО «Атом», ФГУП «ПО «Маяк», Челябинская область, г. Озерск;
- ССО «Магнит», ПАО «ТРК», г. Томск;
- ССО «ПРАЙД», АО «НИАЭП», Гродненская область, Республика Беларусь г. Островец.
Работа в ССО может считаться прохождением производственной практики при условии успешной защиты отчета.
Практика для студента с ограниченными возможностями здоровья проводится на кафедре.
Продолжительность производственной практики составляет 4-5 недель. Студенту, выезжающему за пределы г. Томска, оплачивается проезд и суточные.
Заключается договор с организацией, которая обязуются предоставить место и создать студенту необходимые условия для прохождения практики, а ТПУ принимает на себя обязанность направить студента в соответствующую организацию. Затем составляется приказ ректора ТПУ о направлении студента на данное предприятие.
Условия производственной практики максимально приближены к будущей профессиональной деятельности студента. Чтобы он быстрее адаптировался к практической деятельности на предприятии или другом объекте, за ним закрепляется руководитель от производства.
А точнее сотрудник данного предприятия, который призван следить за ходом прохождения производственной практики и процессом получения студентом новых знаний и навыков.
С момента начала работы и на весь период на студента распространяются правила охраны труда, а также внутренний трудовой распорядок, действующий на предприятии.
Во время практики студент ведет дневник, куда заносит все значимые моменты работы на производстве и который подписывается руководителем.
В дневнике отражается перечень дел, работ и мероприятий, которые были выполнены в период практики.
Вся работа разбивается на дни (или часы), и по каждому промежутку времени пишется краткий, но информационно емкий отчет о проделанной работе. Объем такого дневника – от двух до четырех страниц.
По окончании студент составляет письменный отчет объемом 15-20 страниц, содержащий сведения о конкретно выполненной работе в соответствии с программой.
Выполнение индивидуального задания является важнейшим элементом работы студента, развивает его самодеятельность, расширяет его технический кругозор, как специалиста, и позволяет студенту применить на практике теоретические знания, полученные в институте. Тему индивидуального задания студенту выдает руководитель от вуза.
Основную часть отчёта составляет информация о предприятии, описание должностных обязанностей практиканта и исследование деятельности предприятия.
В заключении излагаются выводы, сделанные в результате исследования и анализа, а также свои впечатления, полученные навыки и опыт. Приложения включают в себя графические материалы, статистические данные, копии документов.
Отчет оформляется в соответствии с требованиями «Положения о практиках в ТПУ».
Отчет и дневник визируются руководителем практики по месту ее прохождения и представляются на проверку руководителю от института. Защита практики проходит в первую учебную неделю следующего семестра в виде открытого семинара с обязательной публичной презентацией студентом своей работы.
Производственная практика имеет большое значение в выборе места распределения студента по окончании ВУЗа. Это может быть как положительный, так и отрицательный опыт, помогающий студенту в выборе жизненного пути.
Список литературы / References
- Качалов Н.А. Организация и проведение учебной практики студентов технического вуза / Н.А. Качалов, А.А. Бородин, А.В. Вельш // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
- Российская Федерация. Приказ Минобрнауки №1383 от 27 ноября 2015. Об утверждении положения о практике обучающихся (Зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2015 № 40168).
Список литературы на английском языке / References in English
- Kachalov N.A. Organizatsiya i provedeniye uchebnoy praktiki studentov tekhnicheskogo vuza [Organizing and Conducting Training Practice among Students of a Technical College] / N.А. Kachalov, A.A. Borodin, A.V. Welsh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education] – 2014. – No. 6. [In Russian]
- Russian Federation. Order of the Ministry of Education and Science No. 1383 of November 27, 2015. Ob utverzhdeniyi polozheniya o praktike obuchayushchikhsia [On Approval of Regulations on Training Practice Among Students] (Registered in the Ministry of Justice of Russia on December 18, 2015 No. 40168). [In Russian]
Источник: https://research-journal.org/pedagogy/osobennosti-organizacii-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-energeticheskix-napravlenij/
Что такое практика и зачем она нужна?
Без производственной практики невозможно подготовить квалифицированных специалистов. Все, что было пройдено в теории, не может заменить опыта работы. Опыт можно получить только на практике.
Учащиеся университетов и колледжей проходят практику на различных предприятиях и в компаниях. Иногда место прохождения практики уже заранее определено учебным заведением.
Однако сегодня все чаще студент сам ищет себе организацию, в которой он будет проходить практику.
История системы подготовки
Подготовка специалистов когда-то проходила по-другому. Учащиеся получали практические навыки уже после получения образования. Однако в середине 19 века система изменилась. Новая система была разработана в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Тогда это учебное заведение называлось Московским техническим училищем.
Так появилась «русская школа практического обучения», как ее назвали. Она была хорошо принята в технических учебных заведениях развитых стран, в том числе в Европе и Соединенных Штатах.
Цели практики
У производственной практики есть ряд функций:
- во время практики студент закрепляет те знания, которые получил в теории;
- практика подвергает знания студента серьезной проверке;
- учащийся начинает приобретать одновременно профессиональные навыки, получает опыт;
- студент знакомится с рабочей средой;
- учащимся осваиваются различные технологические процессы.
Практикантов могут взять на рабочее место в качестве дублеров. Чаще всего они начинают дублировать работу одного из штатных сотрудников. Однако в некоторых случаях их принимают и на вакантные должности. В этом случае студент имеет возможность найти работу.
Виды практики
Практика может быть:
- ознакомительной (проходит на первых курсах, учащийся наблюдает за мастером);
- технологической (активное участие в процессе);
- преддипломной.
Самый важный вид практики — последний. Преддипломная практика может стать основой для подготовки дипломной работы. Кроме того, на этом этапе студент уже сам должен оценивать свои навыки в качестве специалиста.
Длится практика по-разному. В некоторых вузах студентам достаточно проработать пару недель, а в некоторых — пару месяцев. Все зависит от учебного заведения.
Производственная практика не заканчивается только работой в учреждении. После того, как она закончилась, учащемуся нужно подготовить отчет. Это работа, которая по важности стоит рядом с курсовой.
А преддипломную практику можно сравнить и с дипломной работой.
Баннер, Лозунг или краткая информация
Источник: http://edugid.ru/poleznie-statii/1081-chto-takoe-praktika-i-zachem-ona-nuzhna