Правила выполнения и оформления лабораторных работ
Изучение методики выполнения работы производится студентами самостоятельно и включает в себя изучение физической сути исследуемого явления и принципиальной схемы экспериментальной установки. Для этого в начале каждой работы имеется краткий теоретический материал.
Дополнительный материал можно получить, изучая учебную и научную литературу, список которой приведен в пособии. В тетради для лабораторного практикума должны быть подготовлены расчетные формулы, таблицы для записи измеренных значений, вычерчена схема экспериментальной установки.
В лаборатории студент обязан подробно ознакомиться с используемыми в работе приборами (макетами), записать их характеристики в тетрадь, произвести предварительные расчёты режимов работы, оценить величины возможных ошибок в измерениях.
Приступать к выполнению работы следует только после получения от преподавателя допуска.
Выполнение каждой лабораторной работы состоит из пяти основных этапов˸
1. Предварительная подготовка к работе.
2. Получение допуска к работе.
3. Выполнение работы в лаборатории.
4. Оформление отчета.
5. Защита лабораторной работы.
Первый этап. При предварительной подготовке к лабораторной работе необходимо изучить теорию и методику работы по руководству к лабораторной работе, рекомендуемой литературе, лекциям.
В рабочую тетрадь записать˸
· Номер и название работы, приборы, оборудование.
· Краткую теорию.
· Рисунки, схемы.
· Таблицы для записи измерений и вычислений (под таблицей оставить место для расчетных формул, погрешностей и результатов по вычислениям по ним).
· Рекомендуемую литературу.
Второй этап. Получить допуск к работе. Для этого необходимо иметь представление об исследуемом физическом явлении и знать методику измерений величины, ожидаемый характер зависимостей между измеряемыми физическими величинами.
В рабочей тетради иметь предварительные записи.
(Допуск сдается перед началом работы).
Третий этап. Собрать установку, изучить применяемые в работе приборы и выполнить измерения. Результаты измерений записать карандашом в заготовленные на первом этапе таблицы в рабочей тетради.
Четвертый этап. После выполнения лабораторной работы студент обязан представить отчёт, форма которого должна быть следующей.
1. Сведения о лабораторной работе˸
· номер лабораторной работы;
· название лабораторной работы;
· цель работы;
· приборы и принадлежности.
2. Методика эксперимента˸
· проведение эксперимента;
· рисунок или схема установки;
· расчётные формулы.
3. Результаты измерений˸
· номер таблицы;
· название таблицы;
· таблица с указанием в графах физических величин, единиц их измерения, погрешностей полученных величин.
4. Графическое представление результатов (если таковые имеются)˸
· указать физические величины, отложенные по осям координат, и единицы их измерения;
· обосновать выбор масштаба по осям координат;
· построить график (если графиков несколько, то они должны быть разного цвета).
5. Оценка погрешностей˸
· вывод расчётных формул для вычисления погрешностей;
Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/fizika/view/69838_pravila_vypolneniya_i_oformleniya_laboratornyh_rabot
Классификация лабораторных работ
Классификация лабораторных работ
Лабораторные занятия делят на два вида: фронтальные и занятия по заданиям:
1.Фронтальные:
Устанавливается логическая последовательность изучения объекта с помощью определенного алгоритма действия.
Например, при ознакомлении шестиклассников с плесневыми грибами- мукор, кроме того, что теоретическая основа работы отображена в учебнике, дополнительно формулирую этапы, прописывая на доске структуру отчета по работе, которая помогает даже слабым ученикам сориентироваться в оформлении работы. (Приложение 1)
2.Проведение лабораторных занятий по заданиям
По сравнению с фронтальными занятиями работы по заданиям имеют преимущества, заключающиеся в повышении у учащихся активности, инициативы и самостоятельности в поведении наблюдений и постановке опытов, что имеет огромное значение.
Вместе с тем на лабораторных занятиях по заданиям наблюдается и ряд трудностей: отставание одних учащихся в выполнении заданий и забегание вперед других, небрежность в работе и нарушение дисциплины отдельными школьниками.
Однако при планомерном характере данного вида занятий, тщательной подготовке их в организационном и методическом отношениях, эти недочеты устраняются.
Лабораторные занятия по заданиям требуют хорошей подготовки учащихся к самостоятельной работе. В водной беседе, предшествующей самостоятельной работе, провожу знакомство учащихся с темой занятия и ее основным содержанием, а также с заданиями и последовательностью их выполнения.
Например, при проведении лабораторных работ по определению семейств, провожу инструкцию по определению растений. Даю пошаговую характеристику растений семейства.
В определительной таблице за каждой цифрой и знаком “О” перечислены основные признаки растений. Соответственно они составляют “тезу”-положение и “антитезу” — противоположение.
Каждая теза и антитеза составляют ступень.
1. ТЕЗА 1 СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА 2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
Порядок определения.
Прочитай тезу и антитезу 1 ступени и реши, что больше соответствует признакам определения растения. В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно
перейти. На новой ступени продолжай такое же сравнение тезы и антитезы до определения названия
растения.
Затем раздаю напечатанные по числу звеньев, или учащихся. инструктивные карточки по семействам Сложноцветные, или Лилейные, Бобовые, и гербарный материал, например2 растения с названием семейства и вида и 1- без названия вида.
Ознакомление учащихся с заданиями сопровождается устными указаниями и инструктажем. Учащиеся приступают к самостоятельной работе только после того, как всем будет ясно, что и как надо делать.
По окончании инструктивных указаний дополнительно проверяю, достаточно ли они поняты учащимися, а в случае необходимости провожу дополнительные разъяснения.
Если по ходу наблюдения или эксперимента возникают затруднения, приходится на некоторое время приостановить самостоятельную работу учащихся и делать дополнительные разъяснения, демонстрируя затрудняющий школьников прием.
Выполняемая работа оформляется в виде пошагового описания.
С 6го по 8-й класс необходимые лабораторные работы представлены в учебниках, но для 9-х -11-х классов указания по проведению отсутствуют. Поэтому для этих классов необходимо иметь дополнительную методичку с указанием по проведению.(Приложение1)
- Отчет
… учащимися». [5 стр. 6] Классификация фронтальных лабораторныхработ «Лабораторныеработы можно классифицировать по разным признакам … прием» [5 стр. 58] «Классификация Усовой А. В. Классификациялабораторныхработ по следующим признакам: по содержанию …
- Лабораторная работа
… лабораторнойработе. Сдать и защитить работу. Защита отчета по лабораторнойработе Отчет по лабораторнойработе … понятия и определения 17 Классификация программного обеспечения 20 … и динамические структуры 85 Классификация структур данных 86 Простые …
- Лабораторная работа
Лабораторнаяработа №1 Исследование работы модема. Цель работы: Изучить назначение, классификацию, устройство модемов. Получить … Ознакомиться с назначением, классификацией модемов, прочитав приложение к данной лабораторнойработе. Изучить структурную …
- Лабораторная работа
Лабораторнаяработа №7 КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ ИОНЫ Цель работы: ознакомиться с основными методами качественного анализа … индивидуальных реакций. Существуют различные системы классификации ионов по систематическим группам. Наиболее …
- Решение
… , реализующими решение задачи классификации объектов. Задание к лабораторнойработе Подготовьте файл данных в … форме. Пояснения к лабораторнойработе пояснения к п. 2.1. Иерархические агломеративные методы классификации объектов реализованы в модуле …
Другие похожие документы..
Источник: http://textarchive.ru/c-1092471.html
Учебно-методическое обеспечение лабораторных и практических работ: требования, структура, алгоритм разработки
Лабораторные и практические работы составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО).
Эффективная организация вышеперечисленных форм учебной деятельности в преподавании учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ) способствует формированию требуемых ФГОС СПО результатов обучения — профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях.
Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на достижение следующих целей:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
- формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля. Освоенные на практических и лабораторных занятиях умения в совокупности с усвоенными знаниями и полученным практическим опытом при прохождении учебной и производственной практики формируют профессиональные компетенции;
- совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС СПО.
В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа по профессии или специальности «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям» [1].
Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование, организацию и проведение лабораторных работ, практических занятий в условиях действия ФГОС СПО.
Однако имеется не утратившее силу Письмо Минобразования РФ от 05.04.
1999 №16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» [2].
В соответствие с Письмом Минобразования РФ [2]:
«3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий определяется предметными (цикловыми) комиссиями».
Таким образом, требования к оформлению методических рекомендаций (указаний) и отчетов по практическим и лабораторным работам студентов для комиссии гуманитарных дисциплин и дисциплин профессионального цикла могут отличаться.
Разница в формулировке названия методического обеспечения проведения лабораторных, практических работ студентов — указания или рекомендации, состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, являются максимально конкретными и обязательными к выполнению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер.
В Письме Минобразования РФ [2] используется термин методические указания по выполнению лабораторных/практических работ.
Далее приведены основополагающие положения письма Минобрнауки [2], которые могут являться ориентиром при разработке методического обеспечения лабораторных и практических работ.
При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели:
- Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей).
- Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных компетенций (способности выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или общих компетенций (общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах).
Содержание лабораторных работ и практических занятий формируется, исходя из ведущей дидактической цели и требований к результатам обучения:
— Содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
— Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.
), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и другое.
В совокупности лабораторные работы и практические занятия по УД должны охватывать весь круг умений, перечисленных во ФГОС СПО и рабочей программе УД. Освоение отдельных умений (или всего перечня) по МДК можно организовать при прохождении учебной практики.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (п.
6): «Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта» [3].
Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях.
Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (мастерских, полигонах и т.п.).
Список лабораторий, мастерских, полигонов, которые обязательно должны использоваться при обучении на профессию или специальность, указан в седьмом разделе ФГОС СПО.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы или практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка результатов выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично — поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично — поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературы и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично — поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 — 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
Авторами данной статьи предлагается следующая структура методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение. Введение отражает: цели проведения лабораторных (практических) работ; результаты обучения, формируемые при выполнении работ (знания, умения, практический опыт, компетенции); описание общей структуры методических рекомендаций по выполнению работы; объем времени на выполнение каждой работы, согласно учебного плана и рабочей программы дисциплины или модуля.
- Общие требования для студентов по выполнению работы и оформлению отчета; критерии оценивания работ.
- Требования к технике безопасности при выполнении работ. Требования к технике безопасности могут отсутствовать для практических работ, проводимых в аудитории без использования специального оборудования (например, расчетные работы, работы с технической, справочной литературой и другие).
- Описание лабораторных (практических) работ. Для каждой работы указывается:
- номер и название работы;
- цель работы;
- используемое оборудование;
- порядок выполнения работы;
- теоретическая часть (общие теоретические сведения по работе, порядок работы с оборудованием, методика выполнения лабораторных исследований или расчетов и другое);
- требования к содержанию отчета по работе (перечисление расчетов, таблиц, схем, которые требуется привести в отчете, содержание выводов по работе);
- контрольные вопросы или задания для самопроверки качества освоенных результатов обучения и подготовки к защите работы.
- Приложения (индивидуальные задания на работу, справочный материал).
- Список используемой литературы.
Алгоритм разработки методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 — Алгоритм разработки методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ по УД/МДК
Первым шагом является анализ результатов обучения (умений, практического опыта и компетенций). Знания могут приобретаться и на лекционных, семинарских занятиях, а умения только при самостоятельном выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной работы студентов.
Основная задача охватить лабораторными и практическими работами весь перечень умений по УД и МДК (если отсутствует в составе ПМ учебная практика, также направленная на освоение умений). Освоение отдельных умений по МДК можно предусмотреть при проведении учебной практики.
При выполнении практических работ по МДК профессионального модуля возможно приобретение студентами отдельных видов практического опыта (приобретение полного перечня практического опыта является главной задачей при прохождении практики по модулю).
Например: практический опыт расчета каких либо параметров или величин, практический опыт пользования нормативной документацией и т.д.
Структура методических указаний формируется исходя из требований локальных актов ПОО.
Прохождение внешней экспертизы методических указаний по лабораторным и практическим работам у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов. Достаточно рассмотрение методических указаний на заседании цикловой методической комиссии.
В заключении можно отметить, что при разработке тем и содержания лабораторных и практических работ по УД и МДК необходимо ориентироваться на конечные цели проведения данных видов учебных занятий — формирование, контроль и оценка освоения результатов обучения образовательной программы СПО.
Список используемой литературы:
- Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности
- Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».
Источник: http://www.informio.ru/publications/id2020/Uchebno-metodicheskoe-obespechenie-laboratornyh-i-prakticheskih-rabot-trebovanija-struktura-algoritm-razrabotki
Лабораторная работа №1. Разработка технической документации
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Качество и надежность информационных систем
Методические указания к лабораторным занятиям
Составители Б.Х. Санжапов, Н.М. Рашевский
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 2015 |
Волгоград
ВолгГАСУ
УДК 004.05(076.5) ББК 32.973.1я73 К309 |
К309 | Качество и надежность информационных систем [Электронный ресурс] : методические указания к лабораторным занятиям / М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т ; сост. Б.Х. Санжапов, Н.М. Рашевский — Электронные текстовые и графические данные (856 Кбайт). — Волгоград : ВолгГАСУ, 2015. — Учебное электронное издание комбинированного распространения : 1 СD-диск. — Систем. требования: РС 486 DX-33; Microsoft Windows XP; 2-скоростной дисковод СD-ROM; Adobe Reader 6.0. — Официальный сайт Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Режим доступа: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ — Загл. с титул. экрана. Рассматриваются основные методы обеспечения качества и надежности информационных систем: разработка документации, использование систем контроля версий исходного кода, юнит-тестирование и использование метрик программного кода. Для студентов, обучающихся по профилю «Информационные системы и технологии». |
УДК 004.05(076.5)
ББК 32.973.1.я73
Лабораторная работа №1. Разработка технической документации
1 Цель работы
Освоение навыков выделения требований к программным продуктам и формирования технического задания по государственным стандартам.
2 Задание
1. Получите задание у преподавателя.
2. Для заданного варианта необходимо разработать техническое задание по одному из гостов.
При выполнении задания используйте теоретический материал приведенный ниже.
3 Теоретический материал
3.1 Общие сведения о стандартах
Техническое задание является исходным материалом для создания информационной системы или другого продукта. Поэтому техническое задание (сокращенно ТЗ) в первую очередь должно содержать основные технические требования к продукту и отвечать на вопрос, что данная система должна делать, как работать и при каких условиях.
Как правило, этапу составления технического задания предшествует проведение обследования предметной области, которое завершается созданием аналитического отчета. Именно аналитический отчет (или аналитическая записка) ложится в основу документа Техническое задание.
Если в отчете требования заказчика могут быть изложены в общем виде и проиллюстрированы UML-диаграммами, в техническом задании следует подробно описать все функциональные и пользовательские требования к системе. Чем подробнее будет составлено техническое задание, тем меньше спорных ситуаций возникнет между заказчиком и разработчиком во время приемочных испытаний.
Таким образом, техническое задание является документом, который позволяет как разработчику, так и заказчику представить конечный продукт и впоследствии выполнить проверку на соответствие предъявленным требованиям.
Источник: https://megapredmet.ru/1-70998.html
Adblockdetector