Сочинение на егэ: как писать авторскую позицию к проблеме

Сочинение ЕГЭ по русскому языку.Авторская позиция

4. Авторская позиция.

Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Позиция автора — это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» 

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д. 

Обратите внимание

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни. 

 Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведется от 1-го лица:

 • Автор считает, что… 

 • Позиция автора такова:…

 • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

 • Автор убеждает нас в том, что…

 • Основная мысль текста заключается в том, что…

 • Автор доказывает, что…

 • Позиция автора заключается в том, что…

 • По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

 • В тексте доказывается мысль о том, что…

 • Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»

 • Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

 Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица:

 • Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что… 

 • Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что…

 • Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…

 • Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы.

И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

 Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:

Источник: http://ansabansab.blogspot.com/2012/07/blog-post_2021.html

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ-2019

За сочинение можно получить максимум 24 балла. Формат предполагает свободную форму изложения мыслей, но всё-таки нужно действовать по определенному алгоритму, чтобы получить высокий балл.

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. вступление + формулировка проблемы;
  2. комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;
  3. комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;
  4. позиция автора;
  5. ваше отношение к позиции автора и его обоснование;
  6. заключение.

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения). Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики.

Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации.

Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

Что нужно уметь

  • Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
  • Анализировать чужой текст*Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста. Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.
  • Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.
  • Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
  • Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем: А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна; Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире; В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;

Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Комментируем проблему

В 2019 году требования к комментарию стали более высокими и серьёзными. Теперь комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.

Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:

На каком материале раскрыта проблема?

Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы можете выделить в тексте две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример.

Какие типы речи использует автор?

Важно

Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте несколько типов речи, значит, вы можете взять примеры-иллюстрации из повествования автора и из его рассуждений.

Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации.

Какие два фрагмента в тексте наиболее важны для раскрытия проблемы?

Укажите на эти фрагменты (но не надо пересказывать их подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.

Какие образы или аргументы из текста показался вам наиболее убедительным?

Выделите в тексте самые яркие элементы — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этих элементов текста, расскажите, почему они, по вашему мнению, так важны.

Важно обратить внимание на то, что вы должны не только привести два примера-иллюстрации из исходного текста, но и объяснить, какова их роль в раскрытии проблемы, а также установить смысловую связь между этими примерами. Это новые элементы в задании.

Чтобы определить значение найденного вами примера-иллюстрации, задайте себе вопрос: как этот эпизод (образ, пример, цитата, антитеза и т.п.) помогает автору раскрыть суть проблемы? Для чего автор ввел этот эпизод/этот пример в свой текст?

Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Выражаем собственное мнение

Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.

Обосновываем свою позицию

В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

Совет

Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Читайте также:  Как правильно оформить сноски: правила и рекомендации

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • разговорной лексики, слэнга;
  • большого количества англицизмов и неологизмов;
  • грубых и нецензурных слов;
  • научных терминов и оборотов;
  • канцеляризмов;
  • излишней высокопарности;
  • устаревших слов и выражений.

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Источник: https://media.foxford.ru/ege-rus-composition/

Комментарий к проблеме. Отражение позиции автора (критерии 2, 3)

Комментарий к проблеме — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Но вы должны помнить, что в этом абзаце необходимо рассказать о том, какие автор текста приводит факты, случаи, цитаты, примеры из жизни известных личностей для того, чтобы доказать свою точку зрения по проблеме, о которой идёт речь в тексте.

Подумайте, как автор доказывает свою позицию, что является его аргументами. Причём вам необходимо привести два таких примера из предложенного текста, которые убедили вас в авторской позиции.

Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно вы поняли эту проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором, сумели проследить за ходом авторской мысли. Комментирование проблемы должно показать, насколько правильно вы поняли текст и точку зрения автора.

Таким образом, комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Но это не ваши рассуждения по проблеме текста, а авторские. Какие он приводит доказательства своей точки зрения? На какие примеры опирается, чьё мнение считает важным для рассуждения по проблеме? Чьи цитаты приводит?

Нужно ещё обязательно привести два примера из предложенного текста, которые автор приводит для доказательства своей точки зрения.

Не вашей, а авторской! Свою точку зрения вы будете высказывать через один абзац, после конкретно сформулированной авторской позиции.

И именно потом вы будете приводить аргументы из других произведений для доказательства вашей позиции по проблеме текста. А сейчас речь идёт об авторском взгляде на проблему.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чём автор заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?

Обратите внимание

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что вы легко ориентируетесь в тексте и подтверждаете свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Для того чтобы правильно построить комментарий, можно воспользоваться следующими типовыми конструкциями:

• Проблема раскрывается автором на примере…

• Автор заставляет читателя задуматься… (над чем?)

• Писатель обращает внимание на…

• В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

• Особого внимания заслуживает мысль о том, что…

• Автор разделяет мнение… (кого?)

• Не случайно автор приводит слова… (кого? с какой целью?)

• Автор доказывает, что…

• Автор убеждён в том, что…

• Автор искренне восхищён, огорчён… (чем?)

• В первую очередь автор обращает внимание на… .

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход:

• Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

• Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Комментарий нельзя подменять своими размышлениями над проблемой!

Давайте перечислим типичные ошибки при комментировании проблемы:

• комментарий не опирается на текст;

• комментарий подменяется пересказом или излишним цитированием исходного текста;

• выделена одна проблема, а комментируется другая;

• при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». (Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке.)

Ниже приводятся вопросы, которые помогут вам в написании сочинения. Задаёте вопрос, и у вас сразу же готов определённый абзац сочинения.

• Над какими вопросами размышляет автор? Какой вопрос, какая проблема вам кажется наиболее интересной в тексте автора? Какой проблеме он уделяет больше всего внимания? (Проблема текста.)

• К какой категории можно отнести эту проблему (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и др.)? (Проблема текста.)

• Какова степень актуальности того вопроса, проблемы, которые интересуют автора (актуальная, второстепенная, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т.д.)? Что даёт основание считать её такой? (Напомним, что текстов с неактуальными проблемами на экзамене не дают!) (Проблема текста.)

• Как именно автор обращает внимание на этот вопрос в тексте? (Комментарий.)

• О каких ситуациях, случаях рассказывает нам автор, на чём заостряет своё внимание, какие эмоции испытывает? Какой материал подбирает автор, чтобы заявить свою позицию? (Комментарий.)

• Как автор отвечает на вопрос, который звучит в тексте? (Позиция автора.)

• Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика.)

• Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика.)

• Что в итоге можно сказать в качестве обобщённого ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения? (Вывод.)

Ответив на приведённые выше вопросы, вы точно сможете написать комментарий!

Примеры комментариев

Исходный текст 1

(1)Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. (2)Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес.

(З)Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. (4)И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. (5)«Дубовый листок оторвался от ветки родимой..

.», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».

(6)У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. (7)И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.

(8)У Блока — травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. (9)Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную. (Ю)Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником.

(11)Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) — появляются на дне долины белые пряди. (12)Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. (13)Река тумана превращается в озеро тумана.

(14)Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт… (15)Великолепные шахматовские туманы!

(16)Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами — это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. (17)Этим главным было ощущение родины.

(18)Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. (20)В детстве посеяны семена. (21)Не все прорастут, не все расцветут…

(22)Биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

(23)Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней.

(В.А. Солоухин)

Фрагмент сочинения

Действительно ли детство — это «фундамент будущей жизни»? Именно над этим вопросом предлагает задуматься нам русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин.

Размышляя над проблемой влияния детства на человека, автор приводит в пример рассказ о том, как те места, где росли в детстве такие великие поэты, как М.Ю. Лермонтов, С. Есенин, А.А. Блок, определяли течение и стиль их поэзии.

Солоухин обращает наше внимание, например, на то, что недалеко от того места, где жил М.Ю. Лермонтов, находился дубовый лес. Именно поэтому у русского поэта М.Ю. Лермонтова очень часто в стихотворениях упоминается именно дуб.

Важно

Он даже себя отождествляет в стихах с дубовым листком, «оторвавшимся от ветки родимой». (1-й пример) Далее автор сравнивает период детства с «посеянными семенами», которые будут давать в дальнейшем побеги. Конечно, акцентирует наше внимание В.

Солоухин, «не все из этих семян произрастут и расцветут». (2-й пример) Писатель, вероятно, считает, что не каждому дано усвоить все нравственные законы жизни, которые стараются нам привить в детстве.

Автор приходит к выводу, что биография человеческой души — это постепенное произрастание семян, посеянных в детстве: «Некоторые становятся яркими и чистыми цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом».

При написании комментария необходимо не просто воспроизводить информацию исходного текста, а говорить о её значимости в тексте, объяснять ход мысли автора.

Текст 2

Ночь исцеления

Среди ночи Гриша проснулся от крика:

— Помогите, люди добрые!

Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.

— Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял?

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:

— Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя…

Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

— Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. Гриша

не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.

— Бабаня! — позвал он. — Проснись…

Она проснулась, заворочалась:

— Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

— Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

— На сердце, на сердце… — послушно согласилась баба Дуня.

— Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

— Лягу, лягу…

Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лёг в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. Давно, в войну и после, на них давали хлеб. А Петяня, о котором горевала бабушка, — это отец.

Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.

— Не будила тебя? Ну и слава Богу…

Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

— Спать тебе баба Дуня даёт? Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!». Она перестаёт, мы пробовали.

Совет

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец, но для него они прошли. А для бабушки — нет. И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова. Но как помочь?

Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть». За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Пришла ночь, потушили свет.

Читайте также:  Военная кафедра: привилегии и обязательства или это просто возможность откосить от армии

Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа, и, когда наконец из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

— Потеряла… Нету карточек… — бормотала баба Дуня ещё негромко. — Карточки… Где…

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял — топнуть. Чтобы уж наверняка.

— Хлебные… карточки… — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

— Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Это ваши, вы обронили, а я поднял. Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он.

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова, но пришли:

— Мои, мои… Платочек мой, синий. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

Гриша поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе…

Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял — ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление.

(По Б. Екимову)

Проблема. Прежде всего стоит обратить внимание на поступок Гриши, который проявляет внимание, заботу по отношению к бабушке. Изображённая автором ситуация связана с проблемой заботы о близких людях.

(Всегда ли мы внимательны к нашим близким?) Кроме того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения.

Фрагмент сочинения

Обратите внимание

Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, особенно тем, кто нуждается в нашей заботе и поддержке? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, поднимая проблему добра и милосердия.

Автор раскрывает вопрос проявления заботы о близких нам людях на примере взаимоотношений бабушки и внука. Тревожные сны бабы Дуни — это отголосок страшной войны, тревоги за детей, которые могут умереть от голода. Автор в первую очередь обращает внимание на то, как на наших глазах в душе внука просыпаются добрые чувства: сострадание, стремление помочь близкому человеку.

Гриша понимает, что истерзанную душу бабы Дуни не исцелить грозным окриком «Молчать!», и вопреки совету матери успокаивает бабушку, говорит с нею ласково. (1-й пример) Далее писатель обращает наше внимание на финальную фразу: «И придёт исцеление», перекликающуюся с названием рассказа. (2-й пример) Хочется верить, что добрые дела внука действительно принесут бабушке исцеление.

Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: нельзя быть равнодушным, если рядом с тобой есть люди, нуждающиеся в твоей помощи и заботе.

Главное отличие комментария от простого пересказа заключается в том, что в пересказе мы говорим о том, что делают герои, а в комментарии — что делает автор!

Прокомментировать проблему — значит проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к соответствующему выводу (авторской позиции).

Комментарий — это ступеньки, по которым автор поднялся от вопроса к ответу на него.

!!! Подведём итог. Как должны выглядеть второй и третий абзацы?

2-й абзац. Примерно 8-10 предложений.

Необходимо кратко рассказать, как автор описывает проблему, какие примеры (2 примера из предложенного текста) для выражения своей точки зрения приводит, что интересного вы находите в авторском видении проблемы (указать авторскую позицию на проблему, поднятую в тексте). Например: Размышляя над проблемой (чего? какой?), поставленным вопросом), автор рассматривает (повествует, приводит в пример, рассуждает…) и т.д.

Важно

Помните, что во 2-м абзаце сочинения вы должны не пересказывать текст, а выявлять то, как автор доказывает свою точку зрения на проблему в данном тексте!

Можно это сделать в 4-5 предложениях.

Важно описывать не то, что делают герои текста, а то, как к этому относится автор! Не забудьте чередовать слово «автор» с другими синонимами — «писатель», ФИО автора и т.д.

Если сочтёте необходимым, выделяйте приведённые в комментарии примеры вводными словами и словами, указывающими на порядок мыслей: в первую очередь, сначала, затем, далее и т.д.

Примеры предложений:

• Проблема раскрывается автором на примере…

• Автор заставляет читателя задуматься… (над чем?)

• Автор обращает внимание на…

• В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

• Особого внимания заслуживает мысль о том, что…

• Писатель разделяет мнение… (кого?)

• Не случайно автор приводит слова… (кого? с какой целью?)

• Автор доказывает, что…

• Автор убеждён в том, что…

• Автор искренне восхищён, огорчён… (чем?), отмечает, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, ставит задачу, останавливается на, отмечает важность…

• В первую очередь…

• Далее автор акцентирует внимание на…

3-й абзац. Чётко выделить авторскую позицию и, возможно, процитировать из текста.

• Автор считает…

• Автор приходит к выводу…

• Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

• Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу…



Источник: https://scribble.su/ege/russkiy-yazyk-algoritm-napisaniya/8.html

Сочинение ЕГЭ: позиция автора

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё.

  1. Проблема идеализации детства. Мы видели, как автор через противопоставление двух героев поставил эту проблему. Как понять, на чьей он сам стороне?

Если вам трудно ответить на этот вопрос, снова обратитесь к тексту!

Развернуть »

— (1) Йээх, вся четвёрка в сборе. (2) Я так рад, так рад… — Кир с наслаждением поглядел вокруг. (3) Лицо Дагира, до сих пор смущённое, скрывающее под маской серьёзности ребёнка-шалуна. (4) Лицо Мамса, простодушное и доброе.

(5) Лицо Казиона, с ироничной ухмылкой, от которой самому хочется смеяться. (6) Лица тараканов, такие удивлённые… (7) Нет, какие ещё тараканы?! (8) Кир стал поворачивать голову в обратном направлении.

(9) Лицо Казиона… — и снова в помутневшую от вина голову нахлынули воспоминания.

— (10) Мы не зря собрались в нашем тайном месте, — продолжил Кир.

— (11) Давно бы так, — согласился Мамс.

— (12) Могли бы и у меня дома собраться, — проворчал Дагир. (13) Он с явной неохотой переступал порог лесной лачуги и с беспокойством смотрел на полусгнившие стены и постанывающий время от времени потолок.

— (14) Нет-нет, именно здесь, — Кир помахал кружкой в знак протеста. — (15) Я хочу, чтобы мы вспомнили детство. (16) Вот здесь, в этой хижине, столько раз мы побеждали зло!

— (17) Точно! — поддержал Мамс. — (18) Зло трепетало. (19) Эту «крепость» мы брали штурмом, этот «корабль» защищали от пиратов, это «драконье логово» мы…

— (20) Да-да, пещера Тёмного Властелина, поиски Короля варваров, спуск в Адское ущелье! — Кир остался доволен тем, что зажёг Мамса. — (21) Сколько оружия делали сами: мечи, палицы, луки, копья, кишкотрясы…

— (22) Я всегда был магом, — вмешался в разговор Казиона, который обычно говорил редко и только тогда, когда тема была по душе.

— (23) Теперь вот стал настоящим магом…

— (24) Ещё учусь. (25) Знаю лишь пару заклинаний да заговоров, — заскромничал Казион.

— (26) А что ты помнишь, Дагир? — Киру оставалось лишь привлечь последнего друга.

— (27) День, когда я упал с обрыва в болото. (28) Пришёл домой как бродяга. (29) Матушка не узнала меня. (30) Выпорол отец.

— (31) Зато впечатлений… — с неуклонным оптимизмом продолжал Кир. — (32) Лёжа в кровати, я вспоминал каждую минуту ушедшего дня. (33) И понимал, что завтра будет ещё интереснее.

— (34) Как, например, путешествие с флягой живой воды в Долину Мёртвых. (35) Помнишь, Дагир? — теперь уже Мамс пытался зажечь друга.

— (36) Помню-помню. (37) Мёртвые же меня и вытаскивали из колодца.

— (38) Но вытащили ведь!

(39) Раздался общий хохот. (40) Даже Дагир не удержался, вспомнив себя неуклюжим промокшим мальчишкой.

— (41) Я просто поскользнулся.

(42) Хохот прекратился. (43) Как и поток воспоминаний. (44) Все знали Кира. (45) Сейчас, когда почва готова, всё и начнётся. (46) Он предложит им поиграть — они вяло откажутся. (47) Взрослые ж люди. (48) Или он предложит создать в хижине музей. (49) Или он попросит денег…

— (50) Я был счастлив тогда, — Кир заговорил серьёзным тоном, и все приготовились. — (51) А сейчас… (52) Вчера похоже на завтра, и с самого утра ждёшь, когда наступит ночь…

— (53) Детство прошло, Кир, — Дагир мрачно перебил заготовленную речь. — (54) Глупо сидеть и вспоминать прошлое. (55) Нет времени…

— (56) Вот именно, — парировал ответным перебиванием Кир. — (57) Раньше мы не думали о времени. (58) Мы не думали вообще ни о чём. (59) В играх мы вечно спасали мир от зла.

(60) Посмотрите вокруг: всюду разбойники, ведьмы, чудища и прочая нечисть. (61) Мы взрослые люди, так давайте и играть по-взрослому. (62) Плюнем с колокольни на спокойную скучную жизнь, с головой окунёмся в приключения.

(63) О нас будут шептаться девицы, подвиги воспоют барды в трактирах. (64) Что скажете?

(65) Конечно, такого никто не ожидал услышать даже от Кира. (66) Тягостное молчание вновь повисло в затхлом воздухе одинокой лесной хижины.

— (67) Чушь! — Дагир хлопнул в ладоши. — (68) С меня хватит! (69) Так и думал, ни к чему хорошему не приведёт встреча с прошлым. (70) Оно обязательно чего-то потребует.

(71) Казион как всегда молчал, Мамс же головой качал.

(Отрывок из юмористического романа А.Тихонова «Злоборцы»)

Перечитайте описание места действия.

Нейтральный тон автора  — «одинокая лесная хижина» соседствует с негативной оценкой чисто её внешнего вида Дагиром и преображённого воспоминаниями — для друзей (Мамса и Казиона).

У них это не просто ветхая лачуга, а «цитатель, корабль, логово дракона». Так, мы видим Дагира как человека, лишённого воображения, что в художественном мире автора расценивается негативно.

Значит, автор полностью поддерживает Кира. Вчитывание в оценочную лексику всегда помогает понять мысли создателя текста.

«Авторская позиция совпадает с позицией главного героя, для которого детство — прекрасное время, противопоставленное скучному взрослому миру. (Это мы видим через отношение писателя к персонажам.

Так, описывая состояние Дагира, автор называет лесную хижину, место сбора друзей, «лесной лачугой» с «полусгнившими стенами» и «постанывающим потолком». А для Мамса и Кира это «тайное место», и «крепость», и «корабль», и «драконье логово».

С помощью этой художественной детали автор показывает ограниченность сознания Дагира, способного видеть только внешние признаки)».

То, что я взял в скобки, писать необязательно. Это лишь на случай увеличения количества слов не «водой».

Можно написать покороче:

«Автор считает, что идеализация детства помогает человеку всегда оставаться романтиком в душе и стремиться к простому, «первобытному» счастью». 

Примерно так. Впрочем, не претендую на универсальность. У вас может получиться гораздо лучше. Главное, чтобы вы поняли: позиция автор — это ответ на вопрос, заявленный проблемой. Мы узнали, для чего автору идеализация детства. А значит, мы получили ответ и можем двигаться дальше.

Читайте также:  Сколько нужно времени для оформления и написания реферата?

Или перейти к позиции по второй проблеме.

2. Проблема «лишнего человека».

Совет

Как к этому самому лишнему человеку относится автор — это и есть выражение авторской позиции.

Тон повествования у автора нейтральный, «Кирюшкой», «Кирюнчиком» или «Киром-молодцем» автор героя не называет, эпитеты тоже нам особо ни о чём не говорят… Остаётся сам сюжет.

И, конечно, те самые разные названия хижины, что мы использовали, говоря о первой проблеме. Думаю, у вас получилось бы примерно такое:

«Автор относится к своему герою по-доброму. Это видно через красочные описания воспоминаний о детстве, воображаемой борьбе со злом: хижина, где они сидят, превращалась и в крепость, и в корабль, и в драконье логово… Дагир же не любит этих воспоминаний, живёт скучной взрослой жизнью, о которой известно из его реплик следующее: всегда «нет времени» и «глупо сидеть и вспоминать прошлое».

Впрочем, всё это тоже «вода». В итоге нам надо выразить конкретно авторскую позицию, снова упомянув проблему. То есть, надо сказать «автор считает» и сказать слово «лишний человек».

Что же думает автор по поводу существования такого типа людей, если мы видим, что они ему симпатичны? Для ответа на этот вопрос посмотрим на роль Кира в эпизоде.

Что он делает и куда зовёт? (Обратим внимание на слова «зажёг», «продолжал с оптимизмом».)

«Автор считает, что «лишний человек», хотя и  недоволен жизнью, но стремится к идеалу, пускай и недостижимому. Такой человек, воодушевляясь сам, «зажигает» других».

Вот что получилось у нас на скорую руку по второй проблеме. Видим авторское видение «лишнего человека» и его предназначения? Какое-никакое, а видим… Значит, это ответ на вопрос. Переходим к третьей.

3. Проблема истинных ценностей.

Чтобы узнать, какие ценности для автора истинны, надо вспомнить, как он относится к герою. Потому далее мы просто копируем текст из предыдущей проблемы:

«Автор согласен с героем, что следует из его доброго отношения к своему персонажу.

Обратите внимание

Это видно через красочные описания воспоминаний о детстве, воображаемой борьбе со злом: хижина, где они сидят, превращалась и в крепость, и в корабль, и в драконье логово… Дагир же не любит этих воспоминаний, живёт скучной взрослой жизнью, о которой известно из его реплик следующее: всегда «нет времени» и «глупо сидеть и вспоминать прошлое».

И теперь скажем, что же считает автор истинными жизненными ценностями. Просто вспомним, куда зовёт друзей Кир.

«Автор считает истинной ценностью в жизни человека желание наполнить каждую минуту существования не погоней за деньгами, а интересными событиями, маленькими безумствами».

Есть ответ на вопрос, что автор считает ценностями? Да. Есть. Значит, мы написали позицию автора именно по поставленной проблеме. И мы ничего не перепутали, логических ошибок не допустили.

Вот и готовы позиции автора сразу к трём сочинениям. Другое дело, что сам автор (скажу по секрету) почти ничего подобного не считал и считать не думал.

Наверное, теперь будет правильным перейти к выражению вашей позиции. Читаем следующую статью!

Главная → Сочинение ЕГЭ → Позиция автора

Источник: http://alfring.ru/sochinenie-ege/sochinenie-ege-poziciya-avtora

Как определить авторскую позицию

Вам понадобится

  • Текст, в котором требуется определить авторскую позицию.

Инструкция

Порядок определения авторской позиции напрямую зависит от типа полученного задания и от текста, который вам предложен. В разных ситуациях и действовать придется по-разному.

Если вы работаете с текстом части С ЕГЭ по русскому языку, то задание «определите авторскую позицию» там сформулировано не будет. Ее и так нужно будет определить в своем сочинении, это один из обязательных его компонентов, отсутствие или неправильная формулировка которого карается баллами.

Чтобы в таком тексте определить авторскую позицию, его нужно прочесть не менее двух раз и понять, о чем вообще говорит автор – выделить ту самую проблему, в которой автор и выражает свое мнение. Формулировать проблему текста нужно очень внимательно – неправильная проблема повлечет за собой и неправильное определение позиции.

Важно

Однако, даже если проблема выделена правильно, школьники все равно часто определяют авторскую позицию диаметрально противоположно, потому что могут, например, не почувствовать сарказма, который вкладывает автор в свои слова.

Тем не менее, если вы уверены, что правильно поняли проблему и понимаете, что именно о ней думает автор, смело пишите об этом в сочинении отдельным абзацем. Сначала определяется тема и проблема, затем комментарий к проблеме, затем позиция автора, а затем ваша собственная.

Легкость работы с текстами части С в том, что они, как правило, носят больше публицистический характер. А вот с сугубо художественными текстами сложнее. Есть авторы, которые свое отношение к героям и проблемам, поднятым в произведении, напрямую не выражают вообще – они как бы отстраняются от того, что создали, отдавая это на суд читателя.

Однако следы авторской позиции можно найти и в таких текстах. В них она спрятана повсюду – в художественных деталях, в репликах, характерах и внешности героев, в пейзаже, лирических отступлениях и даже в эпиграфах к главам.

Работа по поиску этих следов непроста и порой требует наблюдательности, изучения текстов критиков и литературоведов, а возможно, и консультации учителя.

Попробуйте найти героя-резонера. Так называют героя произведения, который в тексте является носителем авторской идеи, средством выражения авторской позиции. Такой герой не участвует в основных событиях, однако дает им какие-то критические оценки. Хотя иногда резонером может стать и главный герой, как, например, Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова.

Источники:

Позицию автора литературного произведения можно определить, исходя из того, как писатель аргументирует свое отношение к проблеме, обозначенной в тексте. Также авторская позиция зависит от цели написания литературного труда.

Инструкция

Изучите текст. Внимательно прочитайте и перечитайте произведение. Вам необходимо определить проблему, которая ставится в тексте. После того как вы выделите основную тему, сформулированную в виде вопроса, определите, как автор отвечает на этот вопрос.

Проще всего увидеть отношение писателя к теме его творения, если оно написано в публицистическом жанре. В таких текстах обычно все прозрачно, ясно и понятно. В художественных литературных работах авторы могут говорить о своих убеждениях косвенным образом.

В этом случае вам следует постараться, чтобы выявить их.

Обратите внимание на степень выразительности, с которой обращается писатель к проблеме. Проследите, насколько сильно прозаик или поэт стремится воздействовать на читателя в эмоциональном смысле.

Совет

Оценить авторский взгляд вам поможет наблюдение за тем, призывает ли писатель вас стать своим союзником, стремится ли усилить ваше отрицательное или положительное отношение к персонажу произведения или событию, описываемому в тексте.

Прямо высказывающий свою позицию писатель может указывать на злободневность поднимаемой проблемы и подчеркивать ее остроту.

Проследите, ищет ли автор причины возникновения проблемы и пути ее решения.

Обратите внимание, насколько глубоко он видит суть вопроса, присоединяется ли он к мнению большинства или ищет истину в другом месте.

Если писатель заставил вас увидеть тему произведения в другом, непривычном для вас свете, поспособствовал переоценке некоторых ваших ценностей, обязательно укажите это в определении авторской позиции.

Обратите внимание на литературные средства, которые использует автор для освещения темы. Оцените, насколько интересно и увлекательно он пишет о давно известных вещах, отзывается ли о проблеме с тревогой или использует ироничный стиль повествования.

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-127350-kak-opredelit-avtorskuyu-poziciyu

Как писать сочинение на ЕГЭ

Сочинение для ЕГЭ по праву можно назвать одним из самых сложных типов сочинений. Задача состоит в том, чтобы выразить свои мысли касательно приведенного небольшого отрывка текста из произведения школьной программы. Чтобы набрать максимальное количество баллов в данном задании необходимо тщательно продумать структуру будущего сочинения.Каким должен быть план сочинения для ЕГЭ

Как и любое сочинение текст разбивается на три основные части: введение, основная часть и заключение. Однако сочинение для ЕГЭ требует большей детализации плана работы. Он должен включать:

  • Вступительную часть;
  • проблему, которая отражена в представленном отрывке текста;
  • комментарий;
  • позицию самого автора произведения касательно поднятой проблемы;
  • позицию ученика относительно данного вопроса;
  • аргументную часть, в которой подтверждается или опровергается позиция автора произведения;
  • заключительную часть.

Вступление

Вступление должно быть кратким, но информативным. Лучше всего начать с короткой биографии автора (достаточно указать особо важные моменты в жизни, которые повлияли на его творчество) или же общей характеристики его творческой деятельности.

Важно чтобы эта информация имела непосредственную связь с темой самого сочинения.Если же о самом авторе имеется недостаточно сведений, можно начать с риторических вопросов, которые касаются проблемы, поднятой в предоставленном отрывке текста.

Еще один вариант начала сочинения это высказывание собственных впечатлений от прочтенного текста. Однако стоит заметить, что от излишней лести в пользу автора и произведения стоит воздержаться, так же как и от высказывания крайне негативного мнения.

Проблема

Проблему необходимо обозначать более масштабно чем она отражена в приведенном тексте. Например, проблема отношений в семье, милосердия, социального равенства, сложности принятия решений, целей и смысла жизни.

При этом стоит заметить, что само слово «проблема» должно обязательно присутствовать в тексте. Также нельзя не отметить часто повторяющуюся ошибку при употреблении данного понятия.

Использование такой формулировки, как: «У автора есть проблема» недопустимо, поскольку анализируется не биография автора, а его произведение.

Комментарий

Обратите внимание

В этом разделе необходимо прокомментировать проблему, которая отражена в тексте. Также следует обратить внимание на то, кому адресован текст, оценить актуальность рассматриваемого вопроса, как автор подходит к решению данного вопроса и к каким выводам подводит читателя.

Позиция автора

Авторскую позицию бывает нелегко выделить из предоставленного отрывка текста. В таком случае может помочь знание сюжета всего произведения и его название. Однако этот вариант также не всегда действенен, иногда чтобы понять мнение автора относительно поднятой проблемы необходимо знать еще и его биографию.

Вместе с тем в публицистических текстах позиция автора чаще всего выражена прямо, так что обнаружить ее не составит труда. Художественный текст же требует более глубокого анализа.

Главное при этом не отождествлять автора с героем, представленным в произведении, поскольку действия персонажа не всегда совпадают с авторским отношением к поднятой проблеме.

Собственное мнение

В этом разделе недостаточно просто выразить согласие или несогласие с автором, необходимо отразить свое видение представленной проблемы.

Аргументация

Эта часть сочинения неразрывно связана с предыдущей. Необходимо выразить не просто свое отношение к проблеме, но и еще аргументировать почему оно сформировано именно таким образом. Приведенных аргументов должно быть не мнение двух и каждый из них должен базироваться на собственном жизненном или литературном опыте либо же на исторических фактах.

Заключение

В этой части сочинения подводится итог всему анализу произведения и собственным выраженным мыслям. Вывод должен быть коротким, без лишней воды и в то же время емким, чтобы отразить общую концепцию сочинения.

Сочинение оценивают по трем основным критериям:

  1. Содержание сочинения. Оценивается правильность постановки проблемы, комментарий, собственное мнение и аргументация. В целом на данном этапе проходит проверка сочинения на соответствие плану.
  2. Речевое оформление. Определяется смысловая целостность всего сочинения, логичность и последовательность утверждений, точность и выразительность речи.
  3. Грамотность. Текст проверяется на наличие грамматических, орфографических, стилистических и пунктуационных ошибок. Также учитывается соблюдение этических норм и фактологической точности.

Источник: https://sochrulit.ru/page/kak-pisat-sochinenie-na-ege

Ссылка на основную публикацию