Что должен знать человек?
Краткое содержание статьи:
Век развития современных технологий снимает с наших плеч ряд рутинных обязанностей. На помощь приходят умные машины. Что должен знать современный человек, чтобы не превратится в беспомощного лентяя? Ведь при отсутствии самостоятельных решений в тех или иных жизненных ситуациях, ставит каждого из нас в зависимость от современных механизмов.
20 вещей, которые должен знать современный человек
Умные гаджеты, компьютеры, микроволновые печи, стиральные машинки… представим, что все это исчезло. Рассмотрим, какими знаниями и умениями должен обладать современный человек:
- Принятие решений.
- Креативное мышление.
- Аналитический склад ума.
- Коммуникационные навыки.
- Быстрая адаптивность.
- Самообразование.
- Развитие памяти.
- Здоровый образ жизни.
- Организованность.
- Саморазвитие.
- Уметь развести огонь.
- Знать основы географии.
- Пользоваться картой и компасом.
- Оказать первую медицинскую помощь.
- Выбирать качественную еду.
- Уметь готовить еду.
- Пользоваться молотком и топором.
- Чинить вещи.
- Уметь шить.
- Плавать.
Как видно, список состоит из двух частей.
Первая часть – необходимые навыки для личностного развития, вторая – элементарные жизненно необходимые навыки. Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Навыки для развития личности человека
Развитие нижеперечисленных принципов, помогут отличить успешного человека от обычного индивида.
- Принятие решений. От правильности решения, которое выбирает человек в той или иной жизненной ситуации, зависит его будущее. Важный аспект – решение нужно не только принимать, но и реализовывать.
- Креативное мышление. Такие качества как изобретательность и возможность находить новые варианты для решения старых проблем, заставят человека ломать свои закоренелые стереотипы.
- Аналитический склад ума. Способность использовать логику при всестороннем анализе определенной информации. При развитии аналитического склада ума, человек способен найти оптимальный вариант решения задачи.
- Коммуникационные навыки. Искусство эффективного общения человека с другими индивидами общества. Хорошие коммуникационные навыки позволяют успешно взаимодействовать с миром и быть понятым окружающими людьми.
- Быстрая адаптивность. Адаптация человека к сформировавшимся критериям и требованиям отдельной группы (например – школа, рабочий коллектив). Благодаря быстрой адаптивности, человек легко входит в новый коллектив и адекватно ориентируется в новой группе.
- Самообразование. Самообразование позволяет получить актуальные знания, которые нужны человеку для дальнейшего личностного развития. Помогает увеличить интеллектуальные возможности и расширить круг общения.
- Развитие памяти. Хорошая память, позволяет достичь успеха в любой сфере деятельности. Особенно актуально данное качество в наше информационное время, связанное с огромными потоками информации.
- Здоровый образ жизни. Достичь успеха в жизни невозможно без крепкого здоровья. Здоровый образ жизни, это не только регулярные физические упражнения по утрам, но и правильное питание, регулярный сон и поддержка гигиены тела.
- Организованность. В этот пункт можно отнести самодисциплину, организацию дня и способность выполнить все заранее намеченное. Организованный человек может эффективно распределить свои силы и получать в итоге отличные результаты.
- Саморазвитие. Постоянное развитие – основа успешности любого человека. Совершенствуя свои навыки, человек повышает свой интеллектуальный потенциал, личностную культуру, волю и умственные возможности.
Жизненно необходимые навыки
Жизненно важные навыки помогут как в повседневной жизни, так в нестандартной ситуации:
- Умение развести огонь. Свет и тепло костра, помогут спасти свою жизнь заблудившемуся в лесу туристу.
- Знать основы географии. Люди будут считать вас невеждой, если вы не будете знать о том, что находится за пределами своей страны.
- Пользоваться картой и компасом. Попав в неизвестную местность, эти предметы помогут найти правильный путь.
- Оказать первую медицинскую помощь. Для того, чтобы обработать ссадину или наложить жгут на руку, не обязательно иметь диплом врача.
- Выбирать качественную еду. Эти навыки помогут не только при выборе грибов и ягод в лесу, но и пригодятся при посещении местного супермаркета.
- Готовить еду. Не умея готовить простые блюда, например яичницу, вы рано или поздно попадете в смешную ситуацию.
- Пользоваться молотком и топором. Для того чтобы забить гвоздь в доме, не обязательно быть плотником. Базово владеть этими простыми инструментами должен каждый мужчина.
- Чинить вещи. Стоимость работы по починке предметов – как минимум 30% стоимости самой вещи. Если вы сможете сделать что-то самостоятельно, необязательно платить денежные средства мастеру.
- Уметь шить. Позволит семье экономить на модельных ателье.
- Плавать. Поверхность нашей планеты, более чем на 70% состоит из воды. Согласитесь – это весомый аргумент для того, чтобы научится плавать.
Элементарные вещи
Эти вещи должен знать не только взрослый человек, но и ученик начальных классов школы. В жизни бывают разные ситуации, когда в компании идет речь об элементарных вещах, а вы не разбираетесь в этом вопросе. Например:
- В одном километре 0,62 мили.
- В солнечной системе 8 планет (было 9, но плутон с 2006 года принято не считать планетой).
- На земле 6 материков.
- Гепард — самое быстрое животное.
- В мире существует 251 страна.
- Сахара — самая большая пустыня.
Шуточные и интересные факты
Информация может быть интересной не только с научной точки зрения, но и содержать в себе забавные факты:
Вот некоторые из них:
- При поедании сельдерея, человек тратит калорий больше, чем получает энергии от этого продукта.
- Около полугода, обычный городской житель проводит под красным цветом светофора.
- Если бы в Колу не добавляли краситель, ее цвет был бы зеленым.
- Деньги делаются из хлопка, а не из бумаги.
- Взрослый человек смеется в среднем 15 раз в день, маленький ребенок – больше 300.
Теперь вам известно точно, что должен знать современный человек. Конечно, это далеко не весь список. Для того, чтобы стать эрудированным и интересным для окружающих человеком, нужно прочитать не одну сотню книг и научно-популярных статьей.
Видео о знаниях современного человека
Далее философские рассуждения на тему того, что должен знать человек в современном мире, как ценить и использовать время максимально эффективно:
Источник: http://1-vopros.ru/261-chto-dolzhen-znat-sovremennyj-chelovek.html
Что нужно знать абсолютно всем — это должен знать каждый образованный человек
Человек – исключительное создание. Не новость, что тело человека – это непростая и запутанная система, правда? Части тела и каждодневные функции таят в себе удивительные факты. Не до конца изучен организм человека. Рассмотрим 15 интереснейших фактов о человеке, его организме и органах.
Что знаем о нашем организме?
Головной мозг человека – сложнейшая и не до конца исследованная часть анатомии. Мозг тратит ту же энергию, что и лампочка в 10 Вт. Этот внутренний орган не отдыхает никогда и работает ночью активнее, чем днем. Мозг у человека употребляет присутствующий в крови 20% кислорода.
Со скоростью 170 миль в час нервные импульсы перемещаются от мозга и до него. 80% человеческого мозга состоит из воды, поэтому, когда вам кажется, что вы обезвожены, пейте воды для поддержания мозга в надлежащих условиях. Ученые отметили, что существует связь между мозгом и весом тела: у женщин на каждый кг тела приходится 22 г мозга, а у мужчин – 20 г.
У женщин в мозге головы белое вещество в 10 раз больше, чем у мужчин. У мужчин же серое вещество больше в 6,5 раз, чем у представителей слабого пола.
Почему биологические знания и термины, азы географии, исторические факты, даты и события, в том числе и в России, полезно знать современному грамотному человеку? — именно для развития и поддержания головного мозга в работоспособном состоянии в течение долгих лет.
Неживыми частями тела являются волосы и ногти, но люди тщательно и долго следят за ними. Ежедневно человек теряет от 60 до 100 прядей волос. Это зависит от разных факторов: времени года, беременности, возраста, болезней. Женский волос имеет толщину, равную примерно половине диаметра мужского волоса.
Это необходимо знать для общего развития: у воспетых различными байками и анекдотами блондинок больше волос, и волосы у них очень тонкие и густые. Редкие и толстые волосы — у рыжих людей, “золотой серединой” являются шатены и брюнеты. В среднем жизненный период волоса у человека находится в промежутке от 3 до 7 лет.
У шатенов борода растет медленнее, чем у мужчин со светлыми волосами.
Наиболее быстро растущий ноготь — ноготь на среднем пальце. Интересно, не правда ли? В сравнении с ногтями на пальцах руки, ногти на пальцах ноги растут четыре раза медленнее. Все замечали, что в теплое время ногти растут намного быстрее. Не истязайте себя разными диетами — они приведут к тому, что рост ногтей прекратится, и они станут ломкими и тонкими.
Самый большой орган тела — кожа. У взрослого ее площадь составляет 2 м2. По состоянию кожи судят о здоровье человека. Так, угри на подбородке говорят о сбое гормонов в организме, прыщи на лбу – о заболеваний ЖКТ и системы пищеварения. Кожа выполняет дыхательную, осязательную, теплообменную, регенерирующую и очищающую функции.
Самый тонкий кожный слой (0,5 мм) находится на барабанных перепонках и веках, а самый толстый – на ступнях ног(0, 5 см). За день кожа выделяет приблизительно 1 л пота и 20 г сала, создавая предохранительную пленку на коже.
С какой скоростью чихаем? Верно, 100 миль/ч. По этой причине при чихании невозможно держать открытыми глаза.
Но, если веки поддержать руками, то такое может быть. Это повод для прикрывания рта при чихании.
Плотно перекусив, не рекомендуется идти на музыкальный концерт. Почему? Да, по одной понятной причине. Плотная еда действует на слух, и он становится менее совершенным.
Мужчины хуже женщин чувствуют запахи.
У женщин с рождения рецепторы намного лучше, чем у мужчин. Поэтому представительницы слабого пола до конца жизни остаются самыми хорошими дегустаторами запаха. По исследованиям, женщины способны определить запах правильнее. Так, они четче определяют кофейный, цитрусовый, ванильный, коричный запахи. Новорождённые распознают материнский запах.
Люди также способны определять запах знакомых людей. Часть запаха зависит от пищи, внешней среды, различных гигиенических средств и генетики.
Человек обойдется без еды больше времени, чем без сна. До 60 дней человек проживет без еды, если существует вода. Это еще зависит от некоторых факторов, например жирового количества в организме.
Но если человек не будет спать, после бессонных ночей будут изменения в его психологии. Человек может остаться 11 дней без сна — это самое длительное время, которое на себе испытал экспериментатор.
Он по истечении этого времени не мог нормально говорить, имел галлюцинации и забывал о своих действиях.
Удивительное о беременности и новорождённых
Вы знаете…? Ниже перечислены практически все, что надо знать абсолютно все начинающим мамам — итак, обязательный список фактов о младенце в утробе и только что родившихся крохах:
Опечатки пальцев у новорожденного появляются в период беременности на третьем месяце жизни. Они запечатлеваются на всю жизнь.Ваш долгожданный ребенок может плакать, будучи в материнском утробе.
С младенцем беседуйте в период беременности. Исследования ученых Великобритании показали, что дети, с кем мамаши беседовали на взрослые темы, отличались высоким уровнем интеллекта. Беседуйте, советуйтесь с ними, и вопросы задавайте в тишине.
Для облегчения родов нужно петь. Поскольку при пении выделяется гормон счастья — эндорфин, услышав пение матери, ребенок успокаивается. Итак, пением уменьшите боли в период схваток.Для засыпания вашему малышу необходим шум? Не удивляйтесь. В материнском утробе малыш адаптируется к шумам организма.Учеными была опровергнута гипотеза, что у новорождённых вещи смешиваются в одну точку и мир воспринимается в измененном виде. По проведенным исследованиям было выяснено, что ребенок видит материнское лицо отчетливо.
До семи месяцев ребенок и дышит, и глотает. Все это совершает одновременно. Взрослые так делать не могут. Новорождённые дышат только носом.
Когда человечек рождается, в этот момент в мозгу бывает 14 миллиардов клеток, которые не увеличиваются и после 25 лет сокращаются на 100000 в день.
300 костей содержится в теле новорождённого, тогда как у взрослого бывает 206.
Необыкновенные факты о сне
Сон – необыкновенное состояние человека. Во сне люди проводят 1/3 жизни. Это время, когда мозг обрабатывает и принимает решение, что забыть, а что запомнить из извлеченной информации дня.
Перед экзаменом, как выучили билеты и до запоминания быстро ложитесь спать.
По мнению психологов, о характере человека можно судить по тому, как он спит. Люди, спящие калачиком, отгораживаются от окружающего мира. Длиннейшее сновидение было зарегистрировано у Д. Пауэлла в 1994 году — его длительность составляла 3 часа 8 минут, мужчина проходил обследование в американском городе Сиэтле.
Крайне интересна и сущность пророческих снов. Учеными давно было выяснено, что кора головного мозга при засыпании человека становится менее активной. Пока он не знает о своей болезни, в пораженных кровяных летках эта новость уже существует. Она воспроизводится в виде снов и образов.
По мнению врачей, предсказать грипп, простуду, можно за 1 или 2 дня до появления его признаков, а язву – за 2 – 3 недели. Во время исследований на сны британские профессионалы выявили, что для положительного настроя люди должны в сутки спать 7 часов.
Профессионалы считают, что это сбывается в том случае, когда настойчиво человек решает какую – либо задачу.
Психологические факты
Сосредоточенное внимание вы удержите десять минут. Так, присутствуя на каком — то собрании, выслушаете тему, которую очень хорошо и информативно рассказывает докладчик. Вы сохраняете внимание до 10 минут, после чего оно уменьшается. Для дальнейшего удержания сделайте перерыв.
Мы – неудачные предсказатели будущего. Мы переоцениваем наши ответы на действия в будущем, независимо от того они положительные или отрицательные. Профессионалы выяснили интересную вещь: людям кажется, что позитивные события, например замужество или поступление на работу, их сделают лучше, чем это случалось в действительности.
По такой же аналогии нам кажется, что отрицательные события вызовут большое уныние, упадок духа, чем это есть в действительности.
Многие считают, что могут одновременно совершать несколько дел. Ученые доказали, что невозможно. Почему? Ответ прост. Так, идя с подружкой и беседуя с ней, мозг в это время фокусируется на одной главной функции.
Это говорит, что о двух различных вещах мы не способны думать.
Представьте вас в аэропорту, где вы должны взять багаж. Вам необходимо 10 минут, чтобы добраться до этого места. При истечении срока вы добираетесь и берете чемодан.
Скажите пожалуйста, насколько невыдержанными вы себе кажетесь? Теперь представьте, что до этого места вы доходите за 3 минуты и 7 минут ждете, чтобы забрать его. В двух случаях потратили 10 минут, но нетерпеливыми и несчастными были по всей вероятности во второй раз. Таким образом, если человек считает, что ему не надо быть активным, он бездействует.
Хотя при этом сохраняется энергия, но в случае ничегонеделания мы чувствуем себя несчастнее. Так что работайте и занимайтесь делом.
Интересных и удивительных фактов о человеке необычайно много, поскольку человеческое тело и разум — необычайно сложная, воистину уникальная биологическая машина, в которой все связано между собой и при здоровом организме работает слаженно, четко, сбалансированно. Каждая минута, каждый час, каждый день открывает человеку мир, а миру человека — нам предстоит еще много узнать о самих себе.
Заключение
Заинтересовали вас интересными и удивительными факторами? Тогда положительно настройтесь на жизнь, берите от неё всё позитивное, берегите и сохраняйте здоровье.
Изучайте себя и изучайте этот безграничный мир, развивайтесь постоянно и ежедневно — составьте, например, собственный список: значения непонятных слов, умные статьи, классические и современные стихи, интересные факты из истории и элементарные вещи, которые должен знать каждый образованный человек. Выберите интересную для себя область и проработайте ее — например, сформулируйте вопросы о политике, на которые должен ответить каждый эрудированный человек, и постарайтесь дать на них развернутые обоснованные ответы. Или 100 вопросов о животных/птицах/рыбах, на которые должен ответить любой интеллигентный человек — все, что угодно, лишь бы жизнь была интересной, разнообразной, привлекательной и в 20, и в 50, и в 80 лет.
Удачи, приятного настроения и позитивного настроя!
Источник: https://sunmag.me/sovety/09-02-2014-15-interesnykh-faktov-o-kotorykh-dolzhen-znat-kazhdyj-chelovek.html
Безопасность жизнедеятельности
- Главная
- Учебные курсы
- Безопасность жизнедеятельности
В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека: остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели в различных жизненных ситуациях.
Увеличивается количество различного рода катастроф как природного, так и техногенного характера. При этом количество катастроф, связанных с деятельностью человека, превышает природные в несколько раз.
Поэтому ранее изучавшиеся в вузах и техникумах отдельно дисциплины «Гражданская оборона», «Охрана труда» и «Охрана окружающей среды» объединили в один предмет — «Безопасность жизнедеятельности».
Курс включает в зависимости от специальности подготовки лекционные занятия, практические и лабораторные работы.
Безопасность жизнедеятельности — это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.
Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.
Жизнедеятельность— сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность.
Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность: игра, учение, труд.
В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.
Окружающая среда — это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических.
Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека.
Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.
Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.
С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.
Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних — «синдром компьютерного зрения»), происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых «дыр» и т.д.
Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.
Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье — эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.
Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные, техногенные, социальные.
Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности.
Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет.
Для этого необходимы определенные условия — причины.
Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья, на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).
Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного рода бедствия и катастрофы.
Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:
1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
3. При необходимости быстро и грамотно действовать.
Главная задача возникшего научного направления «Безопасность жизнедеятельности» — анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.
Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на законах и подзаконных актах.
Общие направления деятельности в области БЖД должны соответствовать программе действий «Повестка в 21 век» (Материалы всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 года). В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее — это совместное решение проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды.
Для этого необходим комплексный подход:
- всемирная экономия ресурсов;
- разработка и внедрение безопасных и экономичных технологий;
- просвещение и подготовка кадров в области.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.
Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки — сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.
Учебники к БЖД:
Презентации к курсу:
Источник: http://www.safteh.ru/courses/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/
Вохминцева М.В. Значение «Безопасности жизнедеятельности», как научной дисциплины для общества
Библиографическая ссылка на статью:
Вохминцева М.В. Значение «Безопасности жизнедеятельности», как научной дисциплины для общества // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62520 (дата обращения: 07.02.2019).
Современный мир стремительно развивается, появляется все больше отраслей производства, наука движется вперед, изучая микромир. Все более сложные системы производства, техники требуют больших знаний, навыков. Но эти сложные, но полезные для человека системы несут огромные негативные проблемы, как для человека, так и для природы.
Рассмотрим человека: в мире не существует ни одного человека, которому бы никогда не угрожали опасности.
Все мы с рождения учимся остерегаться, обходить опасности и неприятности стороной, но все же они оказывают влияние на нашу жизнь.
Опасности, осуществившиеся в определенном месте и в определенное время, могут угрожать не только одной личности, но и обществу в целом, так же государству, а в глобальных масштабах и миру, а также непосредственно природной среде.
Существует огромное количество примеров опасностей: начиная от травм и ушибов и заканчивая атомными бомбами. По этой причине профилактика безопасного существования и защита общества от опасностей являются актуальной проблемой современного мира, изучаются и развиваются во всех странах мира.
Решение этой проблемы задача не только одной личности, но и общества, а так же всего мирового населения. Все существующие опасности, их последствия, предотвращение опасностей, меры по защите общества относятся к дисциплине под названием «Безопасность жизнедеятельности».
Рассмотрев составляющие этой науки, ее структура, задачи можно понять ее колоссальное значение для общества в целом.
Безопасность жизнедеятельности – это наука о благоприятном, удобном и безтравматичном синтезе человека с окружающей природной средой. Безопасность жизнедеятельности имеет аббревиатуру, известную как БЖД.
Безопасность жизнедеятельности служит сложной частью системы государственных, общественных, предохранительных, чрезвычайных мероприятий, производящихся с задачей защитить население и все сферы жизни страны от результатов реализованных опасностей (стихийные бедствия, крупные катастрофы, чрезвычайные ситуации, оружие противников). Безопасность жизнедеятельности изучает совместные положения существующих опасностей, которые имеют угрозу для человека, общества, нации, мирового населения и производит исследование методов, мер и средств защиты и обороны от различного рода опасностей и неблагоприятных факторов.
Создание БЖД, как научного предмета имело много причин, особенно в сложившейся ситуации в Российской Федерации. Ниже приведены причины создания этой науки:
- Возрастающая смертность населения, в особенности мужчин среднего возраста.
- Снижение показателей продолжительности жизни, в частности для мужской половины населения.
- Уменьшение количества населения с каждым годом
Человек и его безопасность в различных сферах жизни общества – это главная и основная цель науки, все ее компоненты и задачи направлены на снижение риска для человека в случаях негативного воздействия.
В БЖД следует выделить основные задачи, приводящие к этой дисциплине. Перечислим основные задачи БЖД, как научной дисциплины:
- Оценка и определение вредных негативных воздействий и веществ, влияющих на людей (технические устройства различного рода, элементы среды обитания, сооружения, здания, техносфера).
- Изучение и создание норм и средств защиты людей от различного рода опасностей.
- Создание и целесообразное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия различного рода техногенных устройств, стихийных бедствий, катастроф, аварий.
- Постоянный контроль и наблюдение за процессами, происходящими в среде обитания и природной среде.
- Прогноз и изучение ситуаций чрезвычайного характера.
- Подготовка и образование населения основным методам защиты от разного рода опасностей.
- Ликвидация последствий от различного рода существующих опасностей.
- Гарантирование безопасности населения, как на национальном, так и на международном уровне.
В современном мире существование общества невозможно без знаний и навыков БЖД, в свою очередь БЖД, как наука опирается на законы и нормы государства, на международное право по защите населения, его безопасности. БЖД и общество имеют неразрывную связь, эта связь имеет огромное значение для человека, общества, государства и всего мира.
Отличительной признаком БЖД является то, что она охватывает огромное количество наук общества. БЖД граничит с физикой, математикой, социологией и другими не менее важными дисциплинами.
Безопасность жизнедеятельности, как наука находиться вы постоянном формировании и изучении. БЖД должна опираться на научные знания, практику, навыки, охрану труда.
Наибольшее взаимодействие, синтез этих наук приводит к совершенствованию жизни человека.
Безопасность жизнедеятельности, как сложная многофункциональная система зависит от каждого человека. Человек в системе сложных процессов обязан мыслить, развиваться в сторону уменьшения риска для его же блага. Все процессы, происходящие в обществе должны быть под контролем. Человек осознанно должен уметь управлять техническими процессами, устройствами.
Дальнейшее развитие, изучение и совершенствование научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо для снижения риска опасностей, для уменьшения неблагоприятного воздействия различного рода факторов.
Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62520
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности
Здравствуйте, друзья! Сегодняшняя статья – первая в рубрике «Основы безопасности жизнедеятельности». В ней мы разберемся, что же за наука ОБЖ, что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности, какова роль ОБЖ в наше время в обществе и в жизни отдельного человека.
Думаю, большинство из нас изучали этот предмет еще в школе. Не знаю, многое ли запомнилось из школьных уроков ОБЖ. Но возвращаясь сейчас к этой теме, понимаешь насколько важен и значим этот предмет, особенно сегодня, в столь неспокойное для всех нас время.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Так же этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.
Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.
Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.
Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера.
Поэтому такой прозаичный предмет как «Основы безопасности жизнедеятельности» можно охарактеризовать философскими высказываниями великих людей: «Знание – броня от всех бед» сказал Абуль Хасан Рудаки, персидско-таджикский писатель; «Знание и могущество – одно и то же» — это высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона. И вот еще одно высказывание римского писателя Анея Люция Сенеки «Незнание – плохое средство от всех бед».
То есть понятно, что даже в древности знание считалось очень сильным оружием и защитой для людей. К тому же знание должно быть именно то, которое действительно полезно для практического применения, которое способно предотвратить беду или защитить в чрезвычайной ситуации. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны»— считал древнегреческий драматург Эсхил.
Целью уроков по основам безопасности жизнедеятельности является заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. То есть задача учителя вложить в ученика знания и умения, чтобы в последующем ученик смог применить эти знания на практике уже без помощи учителя.
Вот интересное высказывание Л.Н. Толстого: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему».
Преподаватели, анализировавшие это высказывание, склоняются к тому, что здесь говорится о воспитание ребенка и человека. Ведь если не заложены в человеке основные воспитательные моменты, высокие принципы морали, будь он сто пядей во лбу, толку от этого бывает мало, а то и вовсе только один вред.
И сама жизнь в подтверждение этого правила приводит наглядные примеры: очень часто мы сталкиваемся в быту с учеными хамами и эгоистичными образованными циниками. Думаю всем понятно, как такие люди поведут себя в случае опасности. Про таких говорят: что в разведку бы с ним не пошел. Вот потому то и уделяется большое внимание воспитанию школьников на уроках ОБЖ.
Какие задачи, должен решать курс ОБЖ? По мнению главного специалиста по основам безопасности жизнедеятельности при московском департаменте образования В.А. Синельникова главными задачами курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
— формирование высокодуховного культурного человека, с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящимся к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;
— привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;
— обучение всем навыкам и приемам по сохранению своей жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту.
Три основных блока знаний, которые включает в себя основы безопасности жизнедеятельности.
1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Основы медицины и здоровья.
3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.
Но тематические знания, не могут существовать отдельно от психологической подготовки в условиях чрезвычайных ситуаций. Так как именно психологическая подготовка влияет на успешное преодоление любых непредвиденных ситуаций. И поэтому предмет ОБЖ обязательно должен включать в себя серьезную психологическую подготовку.
Исходя из вышеизложенного понятно, что ОБЖ – это многогранный интересный предмет, который необходимо знать каждому гражданину, независимо от возраста и уровня жизни.
Только знание основ безопасности жизнедеятельности сможет по-настоящему сделать вашу жизнь безопасной, спокойной и уверенной в завтрашнем дне. На сегодня все. Продолжу тему ОБЖ в последующих статьях.
Всем благополучия и спокойствия.
Источник: http://bezopasnostplus.com/novosti/obzh-osnovyi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей.
Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.
Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.
Парацельс (1493–1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». (Идея принципа нормирования!)
Агрикола (1494–1555) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».
М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.
Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.
Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности.
С. В.
Белов отмечал, что «безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, потому что для ее изучения необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую»
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни.
Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.
За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста.
Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров.
По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.
В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.
О том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К. Д. Ушинский.
Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.
Итак, актуальность работы связана прежде всего с актуализацией одной из задач образования — воспитания безопасного поведения детей младшего школьного возраста.
Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина — основы безопасности жизнедеятельности.
Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Основные положения учебной дисциплины ОБЖ:
— С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
— Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом.
Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.
В настоящее время в Министерстве образования России разработан и утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников.
Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы ОБЖ: здоровый образ жизни; правила гигиены; режим дня; охрана и укрепление здоровья; природа как условие жизни людей; правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.
Наиболее полно и целенаправленно вопросы ОБЖ могут быть изучены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания.
Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения.
Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.
В программе «Мир вокруг нас», входящей в состав курса «Зеленый дом» А. А.
Плешакова, в I-м классе четырехлетней начальной школы дети учатся определять потенциальную опасность окружающих предметов, знакомятся с основными правилами обращения с ними, с важнейшими требованиями безопасного поведения на улицах и дорогах, осваивают элементарные правила экологической безопасности, основные гигиенические нормы и нормы экологически приемлемого поведения, обеспечивающие сохранение здоровой окружающей среды. Эти вопросы обстоятельно раскрываются или затрагиваются практически во всех темах курса. Во II классе четырехлетней начальной школы выделена специальная учебная тема «Здоровье и безопасность», которая включает вопросы дорожной безопасности, безопасности на воде, противопожарной безопасности. В рамках данного раздела рассматриваются, например, такие темы: «Строение тела человека», «Поговорим о болезнях», «Куда пойти лечиться», «Охрана здоровья в разные времена года», «Домашние опасности», «Пожар!», «Лесные опасности», «Как нужно купаться», «Очень подозрительный тип» и др. В соответствии с общей экологической направленностью программы большое внимание в курсе уделяется вопросам охраны окружающей среды.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.
Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др.
описаны компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.
Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:
На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.
Исходя из этого, особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру.
Для более подробного изучения вопросов безопасности жизнедеятельности, как составной части изучения окружающего мира, целесообразно увеличивать время на изучение курса «Окружающий мир» за счет вариативной части Базисного учебного плана, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.
ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.
Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий.
Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды.
Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым.
Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок.
Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие — создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников.
Источник: https://moluch.ru/archive/58/8172/
Задачи и функции БЖД
ГО СССР стала фундаментом для организации централизованной системы оповещения органов управления и населения, накопления фонда убежищ и укрытий, средств индивидуальной защиты, запасов технических средств и приборов для оснащения сил и т.д.
Однако эта система базировалась на конкретных социальных и экономических условиях. Поэтому, существуя в рамках жесткого централизованного государства, ГО СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Отсутствие правовой и экономической базы в данной области лишало ГО надежной опоры.
Кроме того, в конце 80-х гг. XX в. произошел ряд катастроф (чернобыльская авария в 1986 г., спитакское землетрясение в 1988 г., крушение поездов в Башкирии в 1989 г.
), которые продемонстрировали низкую степень готовности сил ГО к ликвидации ЧС мирного времени. Это и привело к реформированию ГО СССР, которая в начале 90-х гг. XX в.
стала составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Следует отметить, что в нашей стране осуществлялась подготовка граждан в области безопасности. До начала 90-х гг. XX в. дисциплины «Охрана труда», «Гражданская оборона» и «Охрана природы» преподавались как самостоятельные дисциплины. Однако, как потом выяснилось, у этих наук много общего.
Все они изучают взаимодействие человека и окружающей его среды (природной, техногенной), их взаимовлияние, а также разрабатывают меры по сохранению жизни и здоровья человека в процессе этого взаимодействия.
Более того, обнаружилось, что вредные производственные факторы действуют не только на людей, работающих в промышленности, но и на все население городов в целом.
В последние годы XX в. общепризнанным стал вывод о том, что система знаний о защищенности людей и окружающей среды от опасностей, обусловленных деятельностью человечества, должна стать самостоятельной наукой.
Поэтому была создана новая интегральная учебная дисциплина — «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В 1990 г. в учебные планы вузов был введен курс БЖД, а в 1991 г.
в школах начали преподавать курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
К концу XX в. обнаружилось, что опасности непрерывно нарастают, а средства защиты от них создаются и совершенствуются с опозданием. Остроту проблем безопасности всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов — числу жертв, материальному ущербу, исчезновению многих видов животных и растений.
Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, малоэффективными. Примером является экологический бум, начавшийся в 70-е годы XX в. с тридцатилетним опозданием, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.
Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату — грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.
Проблемы, стоящие перед человечеством в начале XXI в., слишком велики. В частности, это проблема накопления ядерного оружия. Как показали проведенные исследования, его применение просто невозможно, так как оно привело бы к «ядерной зиме» — всемирной экологической катастрофе, уничтожающей весь человеческий род.
Другой серьезной проблемой является деградация природной среды. В силу роста масштабов промышленного производства, его воздействия на окружающую среду, возможности многих экосистем по самоочистке исчерпались. Выяснилось, что даже обеспечив защиту человека, мы не гарантируем безопасность растительному и животному миру.
Кроме того, существенно возросли опасности международного терроризма, глобальной организованной преступности, криминализации целых государств и регионов, распространения наркотиков, инфекционных заболеваний и т.д.
В этих условиях подход к обеспечению безопасности человечества, основанный на принципе «реагировать и исправлять» (простое применение защитных мероприятий, констатация ущерба, оценка последствий) уже недостаточен для сохранения человеческой цивилизации. Необходимы действия по принципу «предвидеть и предупреждать». А для реализации этого принципа необходимо формирование человека безопасного типа, подготовка компетентного в вопросах безопасности гражданина.
Безопасность жизнедеятельности -это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Кроме того, БЖД можно назвать наукой о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.
Основной целью науки о безопасности является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей системе знаний.
Задачами БЖД являются:
1. Идентификация (распознавание) опасностей — их видов, пространственных и временных координат, величины, возможного ущерба, вероятности реализации и др. 2. Профилактика возможных опасностей. 3. Разработка систем и методов защиты от опасностей. 4. Формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности окружающей среды.
5. Разработка мер по ликвидации последствий действия опасностей.
Перечисленные задачи БЖД можно сформулировать в одном девизе: «Предвидь опасность, по возможности избегай ее, при необходимости -действуй!».
БЖД осуществляет экспертизу источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия с учетом климатических, географических и других особенностей региона.
Функцией науки о безопасности является также формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов — установление величин предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, предельно допустимых выбросов, сбросов, энергетических воздействий, допустимого риска и др.
БЖД организует мониторинг состояния среды обитания и инспекционный контроль источников негативных воздействий. Важными направлениями деятельности БЖД является организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов в области БЖД, разработка и использование средств экобиозащиты, а также реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС.
Как любая другая наука БЖД имеет ряд аксиом, то есть положений, не требующих доказательств.
Первая аксиома — об опасности деятельности. Любая деятельность потенциально опасна. С момента появления на Земле вида Homo sapiens человек существует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Абсолютной безопасности не существует.
Вторая аксиома — об оптимальном факторе. Оптимальные факторы среды обитания не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Для любого фактора окружающей среды может быть найдена такая оптимальная интенсивность воздействия или концентрация.
Третья аксиома — об устойчивости человеческого организма к воздействию внешних факторов. Устойчивость человеческого организма к воздействию внешних факторов не безгранична, и ее пределы отличны у разных людей.
Четвертая аксиома — о риске. Риск воздействия опасностей существует постоянно. Величина риска различна и зависит от особенностей системы «человек — окружающая среда».
Пятая аксиома — о приоритетности проблем безопасности. Опасности угрожают не только человеку, но также обществу и государству в целом. Поэтому профилактика опасностей и защита от них является важнейшей государственной задачей.
Наука о безопасности включает несколько разделов. Первый из них -общая теория безопасности — это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.
Природные аспекты безопасного взаимодействия человека с окружающей средой разрабатывает экология. На основе изучения закономерностей взаимодействия природы и человека она дает рекомендации по охране природы, природопользованию и воспроизведению природных ресурсов.
Вопросы безопасности жизнедеятельности в условиях производства рассматривает охрана труда. Она исследует производственные опасности и разрабатывает методы защиты работающих.
Отдельные разделы составляют «БЖД в условиях ЧС», обеспечивающий защиту населения при авариях, стихийных бедствиях, а также «Основы здорового образа жизни», рассматривающий пути и способы сохранения здоровья.
Целесообразность изучения БЖД как научной области и комплексной учебной дисциплины связана с непрестанным повышением негативного влияния хозяйственной деятельности на среду, которая окружает человека.
Снижение качества окружающей среды, производство новых, неизвестных ранее веществ, генетическая модификация сельскохозяйственных растений, обветшалость производственного оборудования и технологических процессов, использование в быту большого количества химических препаратов и разных механизмов требуют знания факторов, которые влияют на состояние человека, и самых необходимых методов и способов возможного уменьшения негативного влияния этих факторов. Безопасность жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, которая базируется на знаниях из многих дисциплин: основ экологии, психологии и физиологии труда, химии, физики, социологии, демографии, и требует соблюдение здорового образа жизни.
Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdobsh/bgdobsh1_04.html