Что такое кафедра в университете, в чем заключается суть её работы

Что такое военная кафедра в ВУЗе и что она даёт? — База ответов на любые вопросы

Многим молодым парням, желающим получить высшее образование, родители и старшие товарищи советуют выбирать ВУЗ, в котором есть военная кафедра.

Объясняют они это просто: учёба на военной кафедре позволяет избежать обязательного призыва в армию в качестве рядового солдата.

Поступить в такой ВУЗ непросто, конкурс в него, как правило, выше, чем в ВУЗы без военной кафедры, и большинство абитуриентов составляют парни призывного возраста.

Стоит ли преодолевать препятствия, чтобы попасть на военную кафедру ВУЗа, или в военном образовании нет никакого смысла?

Что такое военная кафедра в ВУЗе?

Традиция военного обучения в высшей школе существует в нашей стране без малого столетие. Первые военные кафедры, которые именовались курсами высшей допризывной подготовки, появились в ВУЗах и техникумах СССР в 1926 году. Они должны были решить важнейшую задачу – подготовить для армии достаточное количество военно-обученного младшего командирского состава.

Студентам предоставлялось 180 часов теоретической военной подготовки, после чего их вывозили на двухмесячные сборы в военный лагерь. По окончании ВУЗа они должны были отслужить в армии 9-месячный срок, по окончании которого сдавали экзамены и включались в младший и средний комначсостав запаса.

Практика военной подготовки студентов укрепилась по окончании Великой Отечественной войны. Число ВУЗов с военной кафедрой существенно возросло, так как опыт войны показал эффективность этой системы для подготовки образованных младших командиров.

Обратите внимание

После распада СССР, в годы, когда государство не уделяло армии должного внимания, военная кафедра была упразднена во многих учебных заведениях, и сегодня в стране она имеется лишь в 35 ВУЗах.

Еще в 33 учебных заведениях открыты учебно-военные центры (ВУЦ).

По окончании учёбы выпускники становятся младшими офицерами запаса и не подлежат обычному призыву в армию.

Даже при наличии военной кафедры в ВУЗе не все студенты могут получить воинскую специальность.

Приём на кафедру открыт только для парней не старше 30 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение на военной кафедре начинается с третьего курса.

Чтобы получить на него право, студент заранее должен пройти медицинскую проверку в военкомате, после чего подать на военную кафедру:

— ксерокопию своего приписного удостоверения;

— медицинское свидетельство военкомата;

— ксерокопии соответствующих страниц паспорта;

— свою зачётную книжку;

— справку из деканата, удостоверяющую, что он учится в этом ВУЗе.

Обучение сочетает теоретическую подготовку, которая ведётся в формате обычных лекций, с практикой – изучением строевой подготовки, оружия, огневой подготовкой и изучением военной техники.

Срок обучения, дающий право на офицерское звание, составляет 30 месяцев, на сержантское звание – 24 месяца.

Важно

Выпускник военной кафедры может выйти из ВУЗа и рядовым запаса, если прошёл соответствующий 18-месячный курс учёбы.

Финальной частью учёбы являются военные сборы, которые длятся месяц и проходят на специально предназначенной для этого территории. По их окончании студенты сдают госэкзамен и принимают присягу, после чего становятся лейтенантами запаса.

Что даёт обучение на военной кафедре?

Получив после военного обучения звание младшего офицера, выпускник ВУЗа может не беспокоиться, что его призовут в армию на срочную службу – этого не произойдёт. Спустя пять лет по окончании ВУЗа его могут призвать на курс военной переподготовки, которая длится не более двух месяцев.

Прошедшим эти сборы присваивают звание старшего лейтенанта и опять отправляют в запас.

Если же выпускник чувствует в себе тягу к военной службе, он может поступить на службу в армию по контракту, где сразу получит офицерскую должность. Это сразу же гарантирует неплохую зарплату и открывает перспективу дальнейшей военной карьеры.

В современной российской армии немало родов войск, в которых требуются образованные, технически грамотные офицеры.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-voennaya-kafedra-v-vuze-i-chto-ona-dayot/

Работа на кафедре вуза: плюсы и минусы

Многие студенты задумываются о том, где можно подработать. Особенно актуален этот вопрос летом, во время каникул.

Казалось бы, кафедра родного факультета идеально для этого подходит: во время семестра можно посещать все занятия, добираться привычно, да и лица вокруг знакомые.

Однако, как и везде, в этой работе тоже есть подводные камни. О том, где они находятся и как на них не напороться постараемся рассказать в этом материале.

В первую очередь напомним, что же такое кафедра.

Кафедра – это объединение преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной отрасли науки. То есть место, где преподаватели проводят свободное от лекций время: подготавливают учебные и научные материалы, проверяют работы студентов, занимаются научной деятельностью и пьют чай.

Работа на кафедре, в первую очередь, подходит тем, кто увлечен учебой и готов проводить в вузе все свое время. Тем же, кто предпочитает вести активную жизнь вне университета, такая работа может показаться скучной, ведь в кабинете кафедры, скорее всего, придется заниматься документами и систематизацией данных. Немного иначе дела обстоят у лаборантов, но это уже совсем другая история.

Итак, поговорим о плюсах работы на кафедре факультета.

В первую очередь, работая на кафедре, можно посещать все лекции, так как график такой работы подстраивается под расписание занятий студента. Кроме того, работа с преподавателями и другими сотрудниками кафедры позволяет наладить отношения с «начальством».

Во-вторых, многие преподаватели лояльнее относятся к прогулам таких студентов, ведь несколько пропусков легко можно списать на неотложную работу, порученную деканом. Но если злоупотреблять этой привилегией, то легко можно получить обратный эффект.

Совет

В-третьих, такая деятельность, в целом, хорошо сказывается на учебе, ведь студент начинает ходить в вуз на работу, благодаря чему посещение лекций становится вдвойне обязательным, да и сдать «хвосты» удается легче, ведь спешить домой теперь не получится, да и провести обеденный перерыв в библиотеке кажется уже не такой плохой идеей.

В-четвертых, студент получает возможность установить связи с преподавателями: пообщаться по интересующим вопросам, попросить совета, лучше зарекомендовать себя и просто вместе выпить чаю. Особенно это важно для тех, кто собирается связать с кафедрой факультета свое будущее.

В чем же заключается работа на кафедре? Как правило, студенту поручают сортировку и разнос документов, выполнение различных поручений, помощь в организации внутренних мероприятий и другие мелкие дела. Также нередко работнику кафедры поручают обязанности секретаря. В целом, такая работа не требует особой квалификации, а в случае чего студента всегда могут научить тому, что от него требуется.

Именно сейчас, когда эта работа показалась читателям идеальной со всех сторон, стоит поговорить о ее минусах.

Как писалось выше, работа на кафедре действительно хороша для тех, кто готов полностью посвятить себя учебе. Тем же, кто считает учебу нудной обязанностью, а не смыслом жизни, может показаться, что быть сотрудником кафедры совсем не выгодно.

Первым и самым существенным минусом данной работы является низкая зарплата. Отсутствие требований к квалификации и гибкий график, несомненно, являются преимуществами, но они же и влияют на уровень оплаты труда.

Работа на кафедре скорее поможет сэкономить, чем заработать. Ведь вторым минусом является то, что в родном университете придется проводить весь день, а значит, тратить много денег на развлечения не придется, да и еда в местной столовой всегда доступна. Некоторые могли бы поспорить, сказав, что ночью для студента веселье только начинается, но этот аргумент перекрывает третий минус.

Третий минус заключается в том, что студенту, который трудится на кафедре, необходимо хорошо учиться. В противном случае отношения с коллегами могут испортиться.

Обратите внимание

Часто пропускать лекции не получится, так как на кафедре обо всем узнают и пожурят, потом еще раз пожурят, а потом вызовут в кабинет для «разбора полетов» и попросят доложить о том, чем студент занимался во время пропущенных лекций.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что, несмотря на налаженные отношения с преподавателями, домашние задания все же придется выполнять. А значит, вернувшись домой, студенту придется думать не о том, что надеть на вечеринку, а о теме для эссе и рефератов, а также способах совмещения прочтения литературы XIX века со сном.

В случае выбора между учебой и развлечениями в пользу второго, налаженные отношения с преподавателями могут сойти на нет, ведь увидя вас на кафедре, они напомнят пару раз, а потом припомнят вам необязательность во время экзаменов, и тут уже никакая слава хорошего работника не спасет. В лучшем случае, можно будет рассчитывать на доброжелательное приглашение на ближайшую пересдачу.

Поэтому работа на кафедре подходит не всем.

Это не столько способ заработать себе на жизнь, сколько возможность сделать вклад в свое будущее, то есть получить больше знаний и основательно подготовиться к поступлению в аспирантуру, да и защищать диплом легче перед преподавателями, которые известны не только по лекциям, но и по личному общению в качестве коллег. Так что к такой работе нужно подходить ответственно, ведь на ней можно продемонстрировать преподавателям как свои лучшие, так и свои худшие качества.

 Илона Гусейнова

Источник: http://www.uralstudent.ru/articles/career/2083530/

Университет: как всё устроено

Когда ребята поступают на платной основе, они с родителями в момент подписания договора выбирают и факультет, и программу, и всё-всё. Тем же, кто поступает на бюджет, часто вообще никто не объясняет, как соотносятся все эти термины. За год обучения многое стало интуитивно понятно, но даже сейчас остаются вопросы. Расскажу тем, кто планирует поступать, как все устроено.

Итак, вы поступаете в университет, институт или академию. В ней есть ректор — это главный управляющий учебным заведением.

Выше него — только Министерство Образования 🙂 А еще с ним вы скорее всего не познакомитесь, он слишком занятой человек. У ректора есть заместители — проректоры. Они занимаются отдельными направлениями работы вуза.

Например, научной работой, учебно-методическими и воспитательными работами или информационной политикой.

В вузе есть разделение на факультеты (иногда они называются институтами, например, в Государственном Университете Управления). Факультет объединяет несколько смежных специальностей: понятно, что физик и маркетолог учиться вместе не могут, даже если они оба — студенты ВШЭ.

Если заведение — та же Вышка — огромное и факультеты объединяют много специальностей, под них могут выделить отдельные корпуса, часто в разных районах города.

В моем примере один будет учиться на факультете физики на Курской, а другой — на факультете бизнеса и менеджмента на Семёновской.

Важно

Глава факультета называется деканом. Его вы будете видеть на официальных мероприятиях, но лично, скорее всего, не пообщаетесь. Администрация факультета называется деканатом — туда вы будете ходить узнать про стипендию, сдать справки, получить направление на пересдачу и по всем остальным важным вопросам.

Дальше к факультету прикреплены кафедры — объединения преподавателей определенной (часто довольно узкой) отрасли науки: логистики, философии, институциональной экономики или управления в машиностроении. Одна из кафедр станет вашей выпускающей — ваш научный руководитель будет относиться к ней.

Вести занятия будут преподаватели с разных кафедр и даже факультетов. Если вы — будущий менеджер, то бухучет вам будет читать преподаватель факультета экономики, матанализ и теорию вероятности — представитель факультета математики и так далее.

Если вам нужен преподаватель, вы идете на кафедру: там всегда есть его расписание, а часто — и он сам.

Если преподаватели факультета распределяются по кафедрам, то студенты — по образовательным программам. ОП — это ваша будущая специальность. Если она называется «менеджмент промышленных организаций», то в дипломе у вас будет написано «менеджер промышленных организаций».

А еще она послужит названием вашей группы. В разных вузах обозначения могут немного различаться, но общая логика примерно одинакова. Первокурсники из примера выше будут называться МПО 1-1. Первая цифра — номер курса, вторая — номер группы, часто по одной специальности обучают сразу 2-3 группы. На следующий год эта же группа станет МПО 2-1 — поменяется номер курса в названии.

Я надеюсь, что внутреннее устройство университета стало понятнее тем, кто планирует подавать документы. Удачных экзаменов и поступления!

Источник: https://mel.fm/blog/aleksandra-nikitina1/96380-universitet-kak-vse-ustroyeno

Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра | Сайт для выпускников и поступающих. Куда пойти учиться

Абитуриентам    |    14577

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов.

На каждом факультете студентам предоставляется возможность: • Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям; • Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию; • Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр. Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах: • Научная – изучение различных дисциплин; • Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала; • Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

• Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

• Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава; • Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием; • Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры. Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации.

Читайте также:  Магистратура по другой специальности – сложно или невозможно

На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата: • Совместная работа с приемной комиссией; • Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете; • Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов; • Контроль за успеваемостью студентов; • Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе. Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор.

Совет

Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Источник: http://11klassniki.ru/post/435

Разница между кафедрой и факультетом

Бывает так, что абитуриенты, выбирая нужную специальность при поступлении в вуз, неплохо ориентируются в названиях факультетов, но не имеют понятия о том, какие кафедры входят в их состав. А между тем, специализация по всем учебным дисциплинам проводится именно кафедрами. Поэтому не лишне выяснить, что же это такое и чем отличается от хорошо известного понятия «факультет».

Содержание статьи

Факультет – это структурная единица высшего учебного заведения, его административное и учебно-научное подразделение, осуществляющее организацию учебного процесса при подготовке студентов и аспирантов по определенной специальности. В область ответственности факультета входит также руководство кафедрами, выполняющими научно-исследовательскую работу по определенным направлениям и ведущим преподавание соответствующих учебных дисциплин.

Кафедра – структурное подразделение факультета, которое несет ответственность за преподавание учебных дисциплин, организацию воспитательной работы, проведение производственных практик, подготовку и повышение квалификации кадров. Кроме того, кафедра – научно-исследовательское звено факультета и одна из его методических подструктур.

к содержанию ↑

Сравнение

Факультет объединяет несколько кафедр и координирует направления их научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. Административное управление работой кафедр возлагается на научный совет факультета во главе с деканом.

Научным советом принимаются решения о сроках проведения защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций, о выдвижении научных работ на соискание премий, об организации научных конференций и симпозиумов, об участии преподавателей и студентов в подобных мероприятиях международного уровня.

Канцелярией факультета ведется необходимая документация, включая подготовку и выдачу дипломов государственного образца и заверенных печатью факультета свидетельств о повышении квалификации.

Деканом факультета назначают обладающего административным опытом научного сотрудника, имеющего ученую степень доктора наук и звание профессора.

Кафедру возглавляет член ее профессорско-преподавательского состава с ученым званием профессора или доцента. Под его руководством решаются задачи кафедры, в которые, в частности, входит чтение лекций, организация научно-исследовательской и методической работы, проведение промежуточных аттестаций и сессий.

Обучение и подготовка специалистов на кафедре ведется по одной или нескольким смежным дисциплинам. Кафедра обычно располагает собственными лабораториями или исследовательскими центрами, оснащенными соответствующим оборудованием.

Для координации учебной и научной работы регулярно проводятся заседания кафедры, в которых принимают участие преподаватели, и консультации для студентов по подготовке курсовых и дипломных работ.

Обратите внимание

Кафедра решает и вопросы, связанные с курсовой переподготовкой, последипломным образованием и повышением квалификации кадров.

Совместная работа отдельных кафедр заключается в выполнении образовательных программ, утвержденных для данного вуза.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Факультет – административное и учебно-научное подразделение высшего учебного заведения. Кафедра как учебно-научная единица входит в состав факультета.
  2. Факультет осуществляет административное управление и общее руководство кафедрами на всех уровнях их работы. Кафедра решает задачи научно-исследовательского и учебно-образовательного плана.
  3.  На уровне факультета принимаются решения относительно сроков защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Кафедра регулирует сроки проведения  промежуточных аттестаций и сессий.
  4. Научно-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс и организацию научно-исследовательской работы. Канцелярия факультета ведет необходимую документацию, в том числе и оформление документов об окончании высшего учебного заведения.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-kafedra-otlichaetsya-ot-fakulteta/

Что такое факультет, кафедра и специальность в вузе

В некоторых случаях при выборе специальности абитуриенты довольно хорошо ориентируются в названиях разных факультетов. При этом многие не понимают, каким образом происходит само обучение. Что такое кафедра и факультет? Чем они отличаются? Об этом далее в статье.

Общая информация

Под факультетом понимают структурную единицу вуза. Это учебно-научное и административное подразделение осуществляет организацию процесса обучения при подготовке аспирантов и студентов по определенным специальностям.

Говоря о том, что такое факультет, следует сказать, что в область его ответственности входит и руководство другими структурными единицами.

Подотчетные подразделения занимаются научно-исследовательской деятельностью по конкретным направлениям и осуществляют обучение по соответствующим дисциплинам. Кафедра является структурной единицей факультета.

Это подразделение ответственно за преподавание дисциплин, проведение производственной практики и воспитательной работы, повышение квалификации и подготовку кадров. Кафедра считается научно-исследовательским звеном факультета. Она также является одной из его методических структур.

Отличительные черты

Что такое факультет и какие он имеет особенности? Он объединяет несколько подотчетных подразделений и координирует направления осуществления ими учебно-воспитательной и исследовательской деятельности. Научный совет факультета осуществляет администрирование деятельности кафедр. Главой является декан.

Научный совет устанавливает сроки проведения защиты дипломов, кандидатских диссертаций. В его компетенцию входит принятие решений о выдвижении тех или иных научных проектов на соискание премий, об участии студентов и преподавателей в конференциях и симпозиумах как государственного, так и международного уровня.

Структура

Для лучшего понимания того, что такое кафедра и факультет, следует рассмотреть элементы, из которых они состоят. В структуре подразделения присутствует канцелярия.

Здесь осуществляется ведение необходимой документации, в том числе подготовка и выдача дипломов гособразца, заверенных печатью свидетельств о повышении квалификационного уровня. Декан факультета обладает ученой степенью доктора наук, административным научным опытом, званием профессора.

Кафедра возглавляется членом ее профессорского, преподавательского состава со званием доцента или профессора. Он руководит решением задач подразделения. В них, в частности, входит организация методической и научно-исследовательской работы, чтение лекций, проведение сессий и промежуточных аттестаций.

Важно

Подготовка специалистов и преподавание осуществляется на кафедре по одной либо нескольким смежным дисциплинам. Как правило, подразделение располагает собственными исследовательскими центрами и лабораториями, которые оснащены соответствующим оборудованием.

Координация научной и учебной деятельности осуществляется на заседаниях кафедры, в которых участвуют преподаватели, и консультациях студентов по подготовке дипломных и курсовых работ. В компетенцию подразделения входит также решение вопросов, связанных с курсовой переподготовкой, повышением квалификации и последипломным образованием.

Что такое факультет и специальность?

При поступлении абитуриент выбирает определенные дисциплины и сдает вступительные экзамены. Выбирая факультет, он определяется с кафедрой и, соответственно, с предметами, которые будет изучать.

Для лучшего понимания разницы можно рассмотреть, например, поступление на филологический факультет. Что это такое? Какие дисциплины на нем изучают? Эта структурная единица вуза ориентирована на профессиональную деятельность в области филологии.

В рамках обучения студент получает знания о культуре, истории, теории литературы и языка. Абитуриент может выбрать изучение сравнительно-исторического языкознания, устного народного творчества народов России.

В структуре факультета также могут быть открыты отделения практики и теории перевода, классической, новогреческой, византийской, славянской филологии. Такой выбор есть, к примеру, в МГУ им. Ломоносова.

Что такое факультет международных отношений?

Считается, что это подразделение вуза — самое престижное и востребованное сегодня. Выпускники могут занимать должности в различных органах госвласти и управления, иметь дело с теми или иными государственными ведомствами.

Получив образование в рамках факультета международных отношений, гражданин имеет право работать младшим специалистом в отделах зарубежных и международных представительств, департаментов. Студенты после поступления изучают различные дисциплины.

Совет

Среди них культура речи и делового общения, иностранный язык, этикет, экономика, культурология и логика, история международных отношений и прочие. Выбор дисциплины зависит от направления обучения.

В частности, к ним относят внутреннюю и внешнюю политику, религиозные течения, финансовые международные рынки, кредитные отношения, контроль вооружения, вопросы национальной безопасности.

Зачем нужно высшее образование?

Сегодня обучение в вузе необходимо для любого развивающегося человека.

Благодаря систематизированности педагогического процесса при минимизации основных знаний студент получает необходимый набор фактических знаний и понятий, практических навыков.

В процессе обучения студент значительно расширяет свой кругозор, начинает мыслить шире, повышает интеллектуальный уровень и развивает творческие способности.

Сведения об образовании при устройстве на работу

Что такое факультет в резюме для выпускника? При устройстве на работу человек заполняет анкету. Среди прочих пунктов обязательным являются сведения об образовании: название учебного заведения, годы обучения, факультет и специальность.

В некоторых случаях может потребоваться диплом об окончании вуза. А что такое факультет в резюме для работодателя? Не секрет, что специалисты с высшим образованием более востребованы.

Приглашая к сотрудничеству более образованного и грамотного человека, работодатель получает не только высококвалифицированного, но и целеустремленного и ответственного сотрудника.

Заключение

Сегодня, к сожалению, достаточно много людей, которые сомневаются в полезности получения высшего образования. Распространено мнение о том, что лучше всего устраиваться на работу сразу после окончания колледжа, техникума или даже школы.

При этом нет необходимости тратить время и деньги на получение образования, которое в будущем может не пригодиться. Другие, напротив, считают, что в современном мире без квалификации нельзя.

И если в недалеком прошлом люди, закончив вуз, часто не устраивались на работу по специальности (как правило, предпочтение отдавалось специалистам, имеющим больший практический опыт), то сегодня в России существенно возросла потребность в молодых кадрах. Высшее образование сегодня становится все более и более востребованным.

Диплом об окончании вуза дает возможность устроиться на более престижную и высокооплачиваемую работу. Работодатели, в свою очередь, получают молодых и перспективных сотрудников, готовых применять полученные знания на практике.

Источник: https://autogear.ru/article/137/911/chto-takoe-fakultet-kafedra-i-spetsialnost-v-vuze/

Вшэ будет состоять из «больших» факультетов

А они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и центров и профессиональных школ. Образовательные программы будут автономны от департаментов. 

Весной 2014 года Высшей школе экономики предстоят структурные изменения. В университете создаются «большие» факультеты, которые будут отвечать за реализацию образовательных программ.

В состав факультетов войдут департаменты, их разновидности — школы, а также профильные научно-исследовательские центры и подразделения дополнительного образования.

Обратите внимание

 Новая структура университета стала частью дорожной карты повышения международной конкурентоспособности ВШЭ, утвержденной Правительством России в конце прошлого года.

О новой структуре на заседании Ученого совета ВШЭ 7 февраля рассказал ректор Ярослав Кузьминов.

Что представляют собой «большие» факультеты

Это аналоги институтов (высших школ), из которых состоят многие университеты мира, а в последнее время — и часть российских университетов.

Фактически речь идет не об укрупнении действующих факультетов и отделений (на их базе будут созданы департаменты), а об объединении их в предметные кластеры.

Термин «факультет», а не «институт», решено использовать, чтобы избежать путаницы: в НИУ ВШЭ много научно-исследовательских институтов и институтов дополнительного образования.

«Большие» факультеты, состоящие из департаментов, будут управлять образовательными программами.

При этом программы организационно не связаны с департаментами (в отличие от традиционной схемы, когда программа в значительной степени находится в ведении кафедры), а руководители программ заинтересованы в накоплении репутации и в рациональном использовании ресурсов, а не в том, чтобы «у каждого доцента была нагрузка».

Первый «большой» факультет в Вышке уже де-факто есть — факультет экономики. Создание второго «большого» факультета — коммуникаций, медиа и дизайна — было одобрено членами Ученого совета 7 февраля. Он организуется на базе факультета медиакоммуникаций, факультета дизайна и отделения интегрированных коммуникаций. Возглавит новый факультет профессор журналистики Андрей Быстрицкий.

Что представляют собой департаменты

Это подразделения, объединяющие более крупные академические сообщества, чем существующие в рамках кафедр, и предоставляющие преподавателям больше академической свободы.

Однако переход к департаментам вовсе не означает, что все кафедры должны быть упразднены — окончательные решения принимаются на местах. И если на факультете экономики в структуру департаментов кафедры все же были оставлены, то на новом факультете коммуникаций, медиа и дизайна их не будет.

Кафедры целесообразно сохранять, например, если они отвечают за преподавание крупных курсов на нескольких факультетах.

Важно

Принципиальное отличие департамента от кафедры в том, что он объединяет значительно более широкий круг ученых, а значит — стимулирует выход каждого за рамки узкой традиции.

В то же время носителям таких традиций никто не мешает объединяться — создавать исследовательские группы, советы, научные семинары.

Просто они уже не связаны административной рамкой, а значит, объединения будут существовать лишь в тех пределах, где люди интересны друг другу, где им есть чего нового сказать.

Другими словами, это преодоление формальных перегородок в науке и преподавании — когда ты являешься доцентом общей социологии, а исследовательские интересы увели тебя, скажем, в философию. Но на кафедре философии нет мест… Департаментская структура снимает такие ограничения, именно поэтому она победила практически во всем мире.

И еще один фактор. У департаментов, строго говоря, собственных образовательных программ нет. Образовательная программа имеет отдельное управление (хотя декан и может назначить ее руководителем профессора определенного департамента).

Если в прежней структуре ВШЭ каждый факультет, каждая кафедра по определению были заинтересованы в том, чтобы открывать все новые образовательные программы, увеличивая нагрузку, а значит и штат своих сотрудников, то у департаментов просто нет таких полномочий. Их дело – научное и кадровое развитие.

Читайте также:  Учебный доклад и его стандарты - это нужно знать

У департаментов будет два основных показателя деятельности: научная репутация (публикации и индексы цитирования — главные, но не единственные показатели) и востребованность членов департамента как преподавателей.

Вполне можно представить, что ведущие ученые департамента могут иметь небольшую педагогическую нагрузку (как их коллеги на Западе), а те, кто не может похвастаться хорошими публикациями, — большую. Но создавать нагрузку под себя департаменты не смогут.

Совет

По мнению Ярослава Кузьминова, университету больше не нужно «раздувать» образовательную нагрузку и увеличивать текущие образовательные обязательства. Переход к «дуальному» управлению — департаменты и образовательные программы — позволит уйти от «затратной экономики» вышкинских факультетов.

Пока мы воспроизводили, по существу, советскую модель хозяйствования, когда кафедры и факультеты получали подавляющую часть своих ресурсов с университетского уровня и не были заинтересованы в экономии ресурсов.

Руководители образовательных программ получат возможность приглашать внешних преподавателей, если они не удовлетворены качеством коллег по университету.

Впрочем, будут и исключения из правил — некоторые департаменты получат полномочия непосредственного управления своей образовательной программой. Такие департаменты будут называться школами.

Например, в структуре факультета коммуникаций, медиа и дизайна создается Школа дизайна.

Причина — в особенностях образовательной и производственной деятельности дизайнеров, предполагающих непосредственное соединение в одном коллективе проектной и образовательной компоненты, а следовательно и более высокую степень автономии.

Какие еще изменения предстоят

Все эти преобразования совпадают с переходом университета на обновленные образовательные стандарты (ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право разрабатывать оригинальные стандарты, отличные от ФГОС), предусматривающие значительное сокращение аудиторной нагрузки. Так принято в ведущих университетах мира, где минимум в полтора раза меньше контактных часов, но гораздо больше консультаций, самостоятельной работы и ответственности студентов. Чтобы реализовать обновленные стандарты, будет увеличено число учебных ассистентов, которые помогают преподавателям (консультируют студентов, проверяют письменные работы); к руководству студентами, научным практикам, проведению научно-учебных семинаров будут активнее привлекаться сотрудники научно-исследовательских структур ВШЭ.

Источник: https://www.hse.ru/news/life/112638706.html

Институт вместо факультета, директор вместо декана: новая структура Политеха

Институт вместо факультета, директор вместо декана: новая структура Политеха

С первого февраля структура Политехнического университета (НИУ СПбГПУ) изменится: вместо 20 факультетов будет организовано 12 институтов. Число образовательных направлений не изменилось — сокращения произошли за счет объединения некоторых факультетов и перераспределения кафедр.

«Бумага» узнала, в чем суть реструктуризации и почему не все преподаватели и студенты в курсе грядущих перемен.Согласно приказу об утверждении новой структуры, в Политехе появится 12 институтов и 105 кафедр вместо 20 факультетов.

Состав лишь нескольких бывших факультетов останется прежним (например, инженерно-строительный факультет), остальные же подвергнутся кардинальным перестановкам: большинство кафедр, которые ранее находились в составе одного факультета, будут перераспределены и войдут в новые институты.

В сравнении с числом факультетов количество институтов заметно уменьшится: вместо 20 их будет 12. Таким образом, институт станет укрупненной структурой, в которой обучение будет соответствовать направлениям аккредитованных образовательных программ.

«Информация о реорганизации — фактически ключевом преобразовании вуза на ближайшие десятилетия — до сих пор остается малоизвестной большому кругу лиц»

Обратите внимание

По словам ректора Политехнического университета Андрея Рудского, преобразования назрели давно, так как в 90-е годы, чтобы выжить и заработать больше дивидендов, многие факультеты открывали престижные кафедры, что в итоге привело к появлению однотипных отделений на различных факультетах.

— Не было единой политики, когда каждый должен был готовить специалистов в поле своей компетенции, — объяснил ректор в видеоинтервью, выложенном на сайте Политехнического университета. — И мы готовили на одном факультете и компьютерщиков, и электриков, и строителей.

Как такое вообще возможно? Поэтому реструктуризация — это построение стройной системы, чтобы каждый институт и каждая кафедра работали в поле своей компетенции. Нет опасности, что мы потеряем научные школы, так как подгруппы в институтах, которые отвечают за те или иные направления подготовки, остаются.

Уменьшая число структурных подразделений, руководство вуза сократит и состав административно-управленческого персонала, и количество преподавателей. Если на данный момент на одного преподавателя приходится пять студентов, то в ближайший год после преобразования соотношение станет 1:7.

Так ректор планирует повысить базовую ставку за счет сокращения «неэффективных» преподавателей. Новая структура Политехнического университета была утверждена на Ученом совете 24 сентября 2012 года. В январе о глобальных изменениях сообщили абитуриентам, которым предстоит летом выбирать направление и институт вместо привычного факультета.

— Это не косметическая операция, когда факультет стал называться институтом, — объяснил проректор по учебной работе Александр Речинский. — Мы проводим укрупнение. Если раньше абитуриент, собиравшийся заниматься информационными технологиями, делал свой выбор между четырьмя факультетами, то теперь это будет одна точка, один институт.

Мы надеемся, что таким образом абитуриентам будет проще сделать выбор. Естественно, это повлияет и на качество учебного процесса — лучшие преподаватели, лучшее оборудование будет сосредоточено в одном месте.

«Не было единой политики, когда каждый должен был готовить специалистов в поле своей компетенции. И мы готовили на одном факультете и компьютерщиков, и электриков, и строителей. Как такое вообще возможно?»

Открыто о реорганизации и грядущих системных изменениях заявили впервые на Дне открытых дверей 20 января. До публикации приказа на сайте сведения передавались в виде слухов — ни преподаватели, ни студенты официальных разъяснений от руководства не получали вплоть до настоящего момента.

— Информация о реорганизации — фактически ключевом преобразовании вуза на ближайшие десятилетия — до сих пор остается малоизвестной большому кругу лиц, — говорит молодой преподаватель, который согласился прокомментировать ситуацию на условиях анонимности.

— От руководства университета слышны только общие слова по поводу совершенствования системы образования и модернизации Политеха, оптимизации структуры управления и повышения эффективности работы.

О разделении родного физико-механического факультета на два независимых института преподаватель узнал лишь из официального приказа, опубликованного в конце сентября на сайте Политехнического. Кафедры с физическим уклоном окажутся в составе института физики, нанотехнологий и телекоммуникационных систем.

А кафедры, где изучают механику и математическое моделирование, войдут в структуру поменьше — институт прикладной математики и механики. — Мне непонятно это название — формулировку «телекоммуникационные системы» добавили, просто чтобы обозначить принадлежность к стратегическому направлению научно-исследовательской деятельности страны.

Важно

Катастрофы в этом нет. Вот только бренд физико-механического факультета, который был основан академиком Иоффе, будет утерян, — говорит преподаватель. — Наш факультет разделился, другие, наоборот, сливаются.

Например, электромеханический и энергомашиностроительный факультеты: и тот, и другой к энергетике имеют отношение, но на самом деле это, конечно, области знаний разделенные — те, кто понимают, как электрический ток передается по проводам, могут иметь только общие представления об энергетическом машиностроении. Сейчас и электротехников, и турбинистов объединяют в одну структуру, а зачем — не очень понятно.

«Это не косметическая операция, когда факультет стал называться институтом. Мы проводим укрупнение»

Источник: https://paperpaper.ru/photos/institut-facultet/

Что такое факультет в резюме? Как правильно написать резюме :

Что такое факультет в резюме? Что писать в достижениях? Как правильно оформить документ? Эти вопросы, как и многие другие, интересовали тех, кто хотя бы раз пытался составить свое резюме. Это специфический документ, который может стать неплохой рекламой для соискателя или же, наоборот, отодвинуть его в ряды последних.

Что такое резюме?

Документ, в котором кратко излагается информация о личных, учебных и трудовых данных, называется резюме. Чаще всего его составляют при поиске работы.

При оформлении резюме наименование документа не указывают, возглавляет изложенную информацию фамилия, имя и отчество соискателя.

Далее указывается возраст, семейное положение, адрес, телефон, электронная почта, описывается цель, перечисляются высшие учебные заведения и 3-5 последних организаций, в которых приходилось работать.

Не лишним будет указать дополнительные навыки, интересы или хобби, если они касаются той должности, на которую вы претендуете. Часто соискатели указывают личные качества, но лучше их подтвердить более осязаемыми фактами в графе «личные достижения».

Нужно принять к сведению, что рекрутеры обращают внимание не только на содержание текста, но и на грамотность, а также общую осведомленность.

Выпускники вузов в ходе поиска работы часто сталкиваются с непонятными нюансами при составлении резюме. Что такое факультет и специальность? Как правильно оформить графу «мои достижения»? и т. д. Если вы учились пять лет в вузе и не знаете названия своего факультета и кафедры, то это, несомненно, вызовет ряд вопросов и удивление работодателя.

Что такое факультет?

Факультет — это административное подразделение вуза, которое объединяет несколько родственных специальностей.

Отдельный факультет может иметь в своем составе несколько кафедр и иногда функционирует как внутривузовский институт.

Что такое кафедра?

Кафедра — это структурное подразделение факультета, которое ведет научную деятельность и подготовку студентов по определенной специализации.

Что такое специальность?

Специальность — это необходимое количество знаний, которые учащийся приобретает в ходе целенаправленной подготовки. Специальность подтверждается документально и прописана в дипломе. Там же должна указываться информация о квалификации.

Примеры факультетов в резюме

Что такое факультет в резюме бухгалтера? Хоть данную профессию и можно приобрести в техникумах, училищах и колледжах, а также пройдя специальные курсы, для должности главного бухгалтера все-таки нужно окончить вуз.

Чаще всего для приобретения данной профессии выбирают экономический или учетно-экономический факультет и кафедру учета и аудита. Если речь идет о финансовом университете, то в таком случае название «Учет и аудит» может иметь целый факультет.

Здесь же могут учиться и будущие продавцы-кассиры, экономисты и финансисты.

Совет

Благо сейчас практически все высшие учебные заведения имеют собственные официальные сайты, где можно уточнить данную информацию.

Менеджеры по продажам чаще всего учатся на факультете менеджмента и маркетинга, внешнеторгового менеджмента, менеджмента логистики и туризма или просто менеджмента. Некоторые экономические факультеты имеют кафедры международного или инновационного менеджмента. Престиж их достаточно высок.

Полезные советы

Для того чтобы узнать, что писать в графе «Факультет» в резюме, достаточно вспомнить, на каком факультете вы учились. Если вы забыли или в вашем институте был всего один факультет, название которого не на слуху, то лучше найти официальный сайт вашего вуза и ознакомиться с их названиями.

Факультеты и кафедры имеют свойство сливаться, переименовываться и упраздняться, поэтому обновить информацию о своем бывшем учебном заведении тоже не будет лишним.

Информацию о специальности и квалификации вы можете найти в своем дипломе.

Как правильно составить резюме?

Когда перед вами чистый лист — это провоцирует страх при создании документа. Не нужно бояться писать резюме, ведь в крайнем случае можно найти подходящий для вас шаблон или образец. Тем не менее относиться к данному документу нужно серьезно. Во-первых, нужно знать требования, а они следующие:

  • данный документ должен быть максимально информативным, но в то же время очень кратким, 2 страницы — это более, чем достаточно;
  • если вы только начинаете свою трудовую деятельность и в резюме хвастаться особо нечем, допишите пару пунктов в свои личные качества и не забудьте вспомнить о навыках; владение компьютером, знание программ пакета «Майкрософт», организаторские способности, владение языками и все остальное, что касается вашей будущей должности рекомендуется перечислить;
  • резюме — деловой документ, поэтому лучше использовать один шрифт и читаемый размер;
  • сейчас поощряется и рекомендуется добавление фото к своему резюме в деловом или сдержанном стиле;
  • вся информация должна быть структурированной, легко читаться, текст должен быть без ошибок.

Чего не следует писать в резюме?

  • В данном документе принято указывать возраст на момент составления, дату рождения писать не обязательно.
  • Указывается информация о семейном положении: женат/ не женат или замужем/не замужем. Фамилию, имя и отчество супруга или супруги расписывать не нужно, так же, как их возраст, профессию и другие данные.
  • В резюме не указывается информация о родителях, их фамилия, имя и отчество, место работы, должность и профессия.
  • Информация об образовательных учреждениях подается в обратном порядке. Если вы студент вуза, то нужно указать его полное наименование и название факультета. Название кафедры не указывается. О среднем образовании пишут только в том случае, если вы окончили школу с медалью или спецшколу.
  • Не нужно переписывать должностную инструкцию в свое резюме, это очень раздражает работодателей.
  • В графе «личные качества» очень легко переборщить, ведь слова «ответственный», «коммуникабельный», «дисциплинированный» и т. п. не воспринимаются всерьез рекрутерами. Лучше поискать им замену или изложить в виде фактов в личных достижениях.
  • Однако с последними важно не переусердствовать, иначе мнение о вас сложится не самое приятное.

Для тех, кто не учился в вузе..

Вопрос «Что такое факультет в резюме?» чаще всего задают те люди, которым не приходилось учиться в высших учебных заведениях. Поэтому в данной графе либо ставится прочерк, либо просто она не упоминается.

Факультеты бывают только в высших учебных заведениях, поэтому если вы окончили училище, то укажите его название и свою специальность. Стоит помнить, что некоторые колледжи тоже могут иметь в своей структуре факультеты.

Как написать резюме?

Правильно и эстетично оформленный документ всегда обратит на себя внимание работодателя.

Сейчас название документа не указывают, вместо него пишут фамилию, имя и отчество соискателя.

Далее описывается цель. Она должна быть конкретной, то есть это информация о том, на какую должность вы претендуете. Их может быть несколько — это увеличит ваши шансы на трудоустройство.

Так как имя уже указано выше, то остается заполнить «адрес», «телефон» и «электронную почту».

Информация об учебных заведениях и местах работы указывается в обратном хронологическом порядке. Если вы учились в вузе, то пишется его полное название и факультет.

Если вы имеете сертификат о прохождении курсов, то обязательно укажите эту информацию в резюме. Особенно ценной она является для выпускников.

Читайте также:  Что такое цель и задача: то, что нужно знать, но страшно спросить

Дополнительные навыки тоже не будут лишними. Если у вас имеются водительские права или вы владеете иностранным языком, музыкальным инструментом, компьютерной программой и т. д., и данное умение будет связано с вашей будущей работой, укажите его.

Обратите внимание

Теперь вы знаете как правильно написать резюме, как подчеркнуть свои сильные стороны и скрыть слабые. Теперь вопрос о написании данного документа никогда не вызовет трудностей.

Источник: https://www.syl.ru/article/371047/chto-takoe-fakultet-v-rezyume-kak-pravilno-napisat-rezyume

Как устроиться на работу преподавателем в вуз? Должности в университете по возрастанию. Ученая степень и звание, в чем разница?

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками.

Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны. 

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

Лингвистика: какие предметы изучают лингвисты в вузе? Много ли английского на лингвистическом факультете? Можно ли идти на лингвиста, не зная иностранного языка? Сколько языков учат лингвисты? Нужно ли для поступления на лингвистику знать два иностранных языка? Где проходит практика у лингвистов?

+ Составить резюме, снабдив его фотографией 

Важно

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами.

Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии — вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

Почему становятся преподавателями?

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бОльшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы. 

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной. 

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Совет

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже — с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах.

Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит,  другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

О том, как правильно составить резюме и грамотно вести себя на собеседовании, здесь писать не буду, это очень большая тема и целая наука, нужно касаться ее отдельно. Но продолжим по теме.

Вы можете возразить на написанное выше, что: во-первых, современный способ поиска работы — это интернет-поиск вакансий; во-вторых, в сети встречаются объявления о проведении конкурса на замещение вакантных должностей преподавателей вузов.  

Я отвечу.

По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете — это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора. 

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее — в 2015 году):

// garant.ru     

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях). 

Обратите внимание

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности.

Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат — это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Профессия лингвист: описание, плюсы и минусы. Чем отличается лингвист от переводчика? Кем работают лингвисты? Ответы на другие вопросы: где учиться на лингвиста, какие предметы нужно сдавать, тяжело ли поступить, сколько учиться, тяжело ли учиться, стоит ли учиться на лингвиста?

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета — это вкратце. 
  

Самая низкая должность преподавателя вуза — ассистент. Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные — стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры — отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию — старший преподаватель. Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций.

Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук — стаж работы также необходим.

Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Важно

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя — это потолок развития на кафедре в вузе. 
  

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

— Старший преподаватель — должность ниже доцента.

— Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

— Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор, до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.    

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

— Должность доцента ниже должности профессора.

— Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

— Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень — стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук, нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию — научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук. 

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, — можно сказать, что доцент — это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук. 

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент — это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук — ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Совет

Доктор наук и профессор — разница в том, что доктор наук — это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор — должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук. 

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.   

Профессор — является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.

Доктор наук — это ученая степень, тоже самая высокая, но среди двух возможных: кандидат наук -> ДОКТОР НАУК.

Должность профессора на кафедре университета может занимать / должен занимать доктор наук.

С должностями и учеными степенями, я думаю, теперь ясно, осталось прояснить соотношение: научные звания и должности.

Звание ученому присуждает Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК), существует ученое звание доцента и ученое звание профессора — названия одинаковые с должностями, поэтому может возникнуть путаница. Но распутывается все просто. 

Предшествует всему обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации, в случае успеха — присуждается степень кандидата наук, которая дает право претендовать на должность доцента на кафедре в университете / институте, затем можно готовить документы в ВАК для получения звания доцента. 

Обратите внимание

Если задаться вопросом: доцент — это должность или звание, то можно ответить на него — и то и другое. Понятия, конечно, разные, но слово для них используется одно. 

Что касается ученого звания профессора, то здесь этапы приближения к цели следующие: обучение в докторантуре, защита докторской диссертации — получение степени доктора наук, работа в должности профессора, получение звания профессора ВАК.

Здесь тоже, если задаться вопросом: профессор — ученое звание или должность, можно ответить: и то и другое, хотя и понятия разные, но название для них одинаковое.

Перейдем к конкретике:

Должность, ученая степень, звание — пример: доцент / профессор кафедры «Название кафедры», кандидат / доктор определенных наук, доцент / профессор. 

В реальности можно встретить следующие сочетания:  

— здесь преподаватель, видимо, не имеет ученого звания, поэтому его просто не упоминает, а не указывает отсутствие.

Бывает и такое сочетание:

— в данном случае преподаватель защитил докторскую диссертацию, получил степень доктора наук, но звание профессора — еще нет, поэтому указано лишь звание доцента, которое у него есть.

_____________

Если остались вопросы после прочтения статьи, задавайте их в комментариях.

Чтобы не пропустить следующую статью, подписывайтесь на мой блог (кнопка вверху страницы)

Подписывайтесь также на мой мини-блог в твиттере! (Там есть много всего, чего нет здесь)

Если статья была полезна, поделитесь в любой соцсети.

Источник: https://www.englishliveshere.ru/2018/03/dolzhnost-uchenaya-stepen-zvanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector