Специальная педагогика
Определение 1
Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.
Зарождение специальной педагогики в России происходило на базе науки дефектологии, а в начале девяностых годов прошлого века появилось понятие «коррекционная педагогика».
Таким образом, наука о дефектах превратилась в науку об исправлении дефектов.
Следует отметить, что с позиции гуманности данный термин не корректен, так как каждый человек имеет свои особенности, а общество должно предложить свою помощь таким людям. В мире этот термин заменен на понятие «специальная педагогика».
Терминология
Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.
Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.
Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.
Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.
Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.
Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.
Объект, предмет, субъект специальной педагогики
Замечание 1
Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.
Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.
Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.
Цели, задачи специальной педагогики
Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:
- компенсация и коррекция нарушений развития с помощью особых педагогических методов и приемов;
- личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных детей.
Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.
Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:
- изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками развития;
- определение коррекционных, компенсационных способностей с учетом сложности нарушения конкретного человека;
- создание педагогической единой классификации людей с ограничениями жизнедеятельности;
- анализ педагогических методологий, систем, программ, технологий;
- разработка новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
- разработка программ, которые направлены на социальную и трудовую адаптацию людей, которые имеют нарушения развития, помощь в профессиональной подготовке;
- исследование и реализация программ, которые способны предупредить появление нарушений развития;
- оказание помощи родителям детей с нарушениями развития.
Предметные области специальной педагогики
Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:
- сурдопедагогика, которая занимается работой с плохослышащими, позднооглохшими и глухими детьми;
- тифлопедагогика, работающая с детьми слабовидящими и слепыми;
- тифлосурдопедагогика, занимающаяся слепо-глухими детьми;
- логопедия, рассматривающая нарушения речи;
- олигофренопедагогика, занимающаяся нарушениями интеллекта и образовательными затруднениями;
- специальная педагогика для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- специальная педагогика для людей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/specialnaya_pedagogika/
Специальная педагогика: терминология и предметная область
Определение 1
Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.
То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.
Специальная педагогика зарождается, основываясь на дефектологии, а в начале 90-х годов прошлого века уже появилось понятие «коррекционная педагогика». То есть наука о дефектах становится наукой об их исправлении.
Если рассматривать со стороны гуманности, то термин нельзя считать корректным, так как каждый человек индивидуален, а общество должно помогать «особенным» людям.
Данный термин заменили на понятие «специальной педагогики».
Терминология
Определение 2
Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.
Определение 3
Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.
Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.
Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.
Определение 4
Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.
Определение 5
Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.
Определение 6
Тяжелые недостатки – это «несовершенства», при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.
Объект, предмет, субъект специальной педагогики
Определение 7
Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.
Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.
Определение 8
Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.
Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.
Цели и задачи специальной педагогики
Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:
- компенсация и коррекция нарушений развития, используя особые педагогические методы и приемы;
- личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных.
Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.
Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:
- изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками;
- определение коррекционных, компенсаторных способностей, учитывая сложности нарушения определенного человека;
- создание педагогической классификации людей с ограниченными возможностями;
- анализирование педагогических методологий, систем, программ, технологий;
- разрабатывание новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
- разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию тех, кто имеют нарушения в развитии, помощь в профессиональной подготовке;
- исследование и внедрение программ, способных предупредить появление таких нарушений;
- первая помощь родителям, имеющих детей с нарушениями развития.
Предметные области социальной педагогики
Рассматривают такие предметные области педагогики, как:
- сурдопедагогика, занимающаяся с плохо слышащими, позднооглохшими и глухими;
- тифлопедагогика, рассматриваемая в качестве работы со слабовидящими и слепыми;
- тифлосурдопедагогика, работающая со слепоглухими;
- логопедия рассматривает детей с речевыми нарушениями;
- олигофренопедагогика, занимающаяся с детьми, у которых имеются нарушения интеллекта и образовательные затруднения;
- специальная педагогика для людей, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате и в эмоционально-волевой сфере.
Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.
При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/spetsialnaja-pedagogika/
Предметные области современной специальной педагогики
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
На страницах американских педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов).
Отмечалась изолированность одной системы от другой, нежелание учителя массовой системы образования осваивать специальные педагогические технологии для оказания педагогической помощи детям с трудностями в обучении.
В частности говорилось, что преподаватель, готовящий обычных учителей, знает, что в другой части университетского здания другие преподаватели готовят других студентов к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии и в обучении.
Поэтому у факультета, готовящего обычных учителей, нет желания и необходимости сосредоточить внимание студентов на альтернативных педагогических подходах, иных стратегиях управления обучением, помогающих в работе с проблемными детьми.
Система специального образования для детей с отклонениями в развитии обеспечивает обычному учителю спасение его репутации и дает ему «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения ребенка-инвалида. Сегодня ни в США, ни в Западной Европе нет ни одной школы, детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Как знакома нам и как похожа на нашу проблема, обсуждавшаяся полтора десятка лет назад американскими коллегами!
Международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому право выбора места, способа и языка обучения.
Российская общеобразовательная школа, обычные детские сады уже приняли в свои стены первых детей с различными отклонениями в развитии, имеющих особые образовательные потребности.
Готов ли сегодня педагог обычной общеобразовательной школы к педагогической работе с этой категорией обучающихся, воспитанников? Знает ли он их особенности и образовательные возможности? Владеет ли специальными приемами и способами обучения при возникновении затруднений? Знает ли о том, где получить необходимые знания, консультации по специальной педагогике, по конкретным вопросам обучения и воспитания? Может ли он отнестись к этим детям с любовью, терпением и верой в их возможности?
Эта книга — первое учебное пособие по специальной педагогике, предназначенное для студентов педагогических вузов, колледжей и училищ, для педагогов и воспитателей массовой системы образования.
Это коллективный труд педагогов-дефектологов, преподавателей педагогических вузов, дающий возможность познакомиться с основами теории и истории специальной педагогики, основами ее специальной дидактики, ее предметными отраслями увидеть ее мощный гуманистический потенциал и прекрасную технологическую оснащенность, которые позволяют решать такие проблемы, которые не под силу медицине или общей педагогике. Каждый член авторского коллектива — специалист в той области, о которой он рассказал в своем Разделе. Авторы используют опубликованные материалы ведущих отечественных и зарубежных ученых, собственные исследования, широко привлекают данные отечественного и зарубежного опыта. Создавая эту книгу, авторы надеялись вызвать профессиональный интерес у педагога массовой системы образования к проблеме обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, раскрыть перед ним образовательные возможности различных предметных отраслей специальной педагогики и потенциальные возможно развития детей с особыми образовательными потребностями. Авторы надеются на распространение оптимистических взглядов на возможности развития и включения в жизнь общества тех, кто «не такой, как все», верят в то, что благодаря образованию отклонение в развитии человека перестанет быть удручающим Обстоятельством и для него самого, и для его семьи, и для общества. Союзником в достижении этой цели мы видим педагога массовой системы образования. Специальная педагогика — это обширная и многоаспектная отрасль педагогического знания. Естественно, что познакомившись только с этой книгой, невозможно сразу научиться профессионально работать с различными категориями лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Эта книга — только компас для тех, кто захочет серьезно изучить ту или иную предметную область специальной педагогики, научиться профессионально решать самые сложные проблемы образования детей и взрослых. Как автор проекта этого учебного пособия выражаю признательность коллективу авторов, принявших непосредственное участие в его осуществлении, издательскому центру «Академия» за поддержку и реализацию проекта, а также благодарю за ценные советы, предоставленные материалы и личное участие в работе доцента Т. Г. Богданову (МИГУ), члена-корреспондента РАО, профессора М. И. Никитину (РГПУ им. А. И. Герцена), профессора Д.М. Маллаева‚ дагестанский госпедуниверситет), профессора И. П.Андриади (МГПУ), Н.С.Гроэную (МГПУ).
Н, М. Назарова
…Человечество победит раньше или позже и слепоту и глухоту, и слабоумие. но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.
Л. С. Выготский
Раздел 1
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Основные понятия, термины специальной педагогики
Специальная педагогика(называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид).
Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование»: в английском языке — Sресiаl еducation, во французском — еducation, в испанском —pedagogia, еducation especial, в немецком — Sonderpadagogik.
Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, так как сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка.
Английский корень названия — sресiаl (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогии, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.
В отличие от европейских стран в США понятие sресiаl еducation охватывает проблемы образования всех детей, отличающихся от общепринято нормы, в том числе и одаренных.
Однако большинство специалистов (в том числе специалисты Западной Европы) понимает пол’ специальной педагогикой, специальным образованием только сферу образования лиц, отягощенных тем или иным нарушением, недостатком психофизического развития.
действительно, педагогика одаренных детей — это достаточно узкая сфера педагогики, рассчитанная на педагогическую помощь определенной категории детей лишь в ограниченный период. В дальнейшем проблема одаренного ребенка перерастает в проблему формирования личности профессионала, мастера, ученого и т. п.
Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного человека. Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины. Круг понятий и соответственно терминов специальной педагогики широк. Существует группа понятий, обозначающих тех, кому адресована специальная педагогика; разработан понятийный аппарат ее целей и задач, принципов, методов, средств и организации процесса специального образования, системы специальных образовательных технологий.
Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки.
Первоначально, при отсутствии собственной педагогической терминологии, использовалась общепринятая медицинская, обозначающая патологические анатомофизиологические отличия лиц с отклонениями в развитии от остальных людей.
Соответственно отправной точкой в построении понятийного аппарата специальной педагогики и педагогических подходов к детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности стали этиология и симптоматика.
Постепенно накопленные знания закреплялись в специфических языковых формах отражения — научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», , где готовили педагогические кадры по двум специальностям: «Педология» и «дефектология».
К середине ХХ в. зарубежная педагогика благополучно «переболела» педологией, от которой у нее остался системный подход к обучающемуся (психология, физиология, социокультурный контекст). В СССР, напротив, с 1936 г.
, после известного постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология и все, связанное с ней, были уничтожены (педологическая специальность, учебники и научные работы), репрессированы выдающиеся ученые. Труды Л. С. Выготского, например, были запрещены почти на 30 лет.
Дефектология была отделена от педологии, но в отличие от нее проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым репрессиями.
На протяжении более полувека в структуре дефектологии, практически закрытой по идеологическим причинам отрасли педагогического знания, продолжали свое развитие те самостоятельные сферы психологического знания (специальная психология, психодиагностика), социальная педагогика профориентация и др., развитие которых было приостановлено в соответствующих научных отраслях.
Дефектология, как своеобразный зонтик, защитила и сохранила, как сопутствующие ей, эти и другие направления, начавшие развиваться в педагогике и психологии в 20—ЗО-е гг. Большую роль в сохранении, защите и развитии этих направлений в разные годы сыграли руководители Научно- исследовательского института дефектологии АПН СССР такие, как И. И. Данюшевский, А. И.дьячков, Т. А.
Власова. На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями в социально-политической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектология» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология превратилась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию.
Отпала необходимость защиты, сохранения и развития указанных выше научных направлений в одной структуре. Возникла необходимость четкого определения места дефектологии в системе наук, а именно в структуре педагогики. Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х гг.
со всей очевидностью показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология», абсолютную неприемлемость и негативное к нему отношение за рубежом. Поэтому переход от «дефектологии» к «педагогике» был для России закономерным явлением.
«дефектология» ушла вместе с эпохой советского периода, выполнив свою функцию сохранения и развития репрессированных научных областей. Поспешный перенос в начале 90-х гг.
используемого в медицине и психологии термина «коррекция» на всю сферу специальной педагогики в качестве альтернативы понятию «дефектология», появление термина «коррекционная педагогика привели к тому, что вся глубина и многообразие педагогической деятельности в сфере специального образования, ее сущностный смысл (личностное развитие, удовлетворение особых образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, их абилитация или реабилитация средствами образования, коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии, социокультурное адаптирование, педагогическая помощь семье и многое другое) были сведены к коррекции (исправлению). В период введения термина в широкое профессионально-терминологическое поле не был проведен необходимый анализ существующих не только за рубежом, но и в СССР наиболее употребительных, корректных, нейтральных терминов. Между тем педагогическая наука никогда не отказывалась от термина «специальная педагогика». Более того, в «Педагогике» (издание 1996 г. под ред. П И. Пидкасистого) в общепризнанном перечне педагогических наук называются специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия и т.д. Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвестным и широко употребительным среди зарубежных специалистов. Так же как и «дефектология», термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему действие (коррекция).
Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую педагогическую терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Психология и медицина, кстати, предпочитают использовать в социальном контексте выражения «медицинская помощь», «психологическая помощь» в широком смысле вместо «психологическая коррекция», «медицинская коррекция». Применительно к человеку, личности в целом речь может или только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями.
С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» параллельно используется общей педагогикой в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. Здесь понятие
Источник: https://stydopedia.ru/3×970.html
ОП.07 Основы специальной педагогики и психологии (вариативная часть)
Предметные области современной специальной педагогики
Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений дня детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в.
эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания.
К их числу относятся следующие: тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие); сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); логопедия (лица с нарушениями речевого развития); олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями); отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.
Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т. е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики.
Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.
Объединяющим теоретико-методологическим началом всех этих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении ХХ в. Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями.
Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения.
К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.
Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специальной педагогики благодаря усилению педагогического внимания к детям с комбинированными отклонениями в развитии.
Источник: http://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=5890
Предмет, задачи, методы специальной педагогики
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.
Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития, психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы, личности.
Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование».
Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка.
Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики.
Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
К теоретическим задачам относятся: • Разработка теоретико методологических основ специального обучения и воспитания. • Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. • Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся: • Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
• Разработка специальных педагогических технологий. • Разработка образовательных и коррекционно развивающих программ.
• Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
• Обобщение передового педагогического опыта.
Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает ее специфику.
В современных российских нормативно правовых документах в области образования, например в «Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования.
Специальное образование –дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья –лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого медико педагогической комиссией в отношении ребенка и медико экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток –совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжелый недостаток –физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение –образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные условия –условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Компенсация психических функций –это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, коррекционно развивающее обучение).
В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.
В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация –это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций.
Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т. к.
по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему либо, а о первоначальном ее формировании.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Специальная педагогическая помощь –деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе.
Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями.
Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе.
В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания.
В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями): лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями речи, лица с нарушениями функций опорно двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), лица с нарушениями эмоционально волевой сферы, лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением), лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).
Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55 %), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8 13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.
К 2000 г. около 15 млн населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний – 50 %, физиологической незрелости – 60 %, более 20 % детей имеет дефицит массы тела.
В 2002 г. в России насчитывалось 620342 ребенка инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2 %, врожденных аномалий 18 %, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны.
В 2002–2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений.
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся: – сурдопедагогика –отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха, – тифлопедагогика –наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения, – логопедия –наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения, – олигофренопедагогика –отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно двигательного аппарата, – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально волевой сферы,
– коррекционная педагогика –отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным.
Менее исследованы вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии.
Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
Почти не уделялось внимания проблемам специального образования и социально психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.
Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.
Педагогический эксперимент включает несколько этапов: – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач; – разработка методики исследования, методов обработки результатов; – проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий; – количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента; – формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента; – проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;
– трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.
Источник: https://psyera.ru/4269/predmet-zadachi-metody-specialnoy-pedagogiki
Охарактеризуйте объект, предмет и задачи специальной педагогики (СП). Назовите предметные области современной СП
Охарактеризуйте объект, предмет и задачи специальной педагогики (СП). Назовите предметные области современной СП.
Объект СП — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). СП охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Субъект СП — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет СП — теория и практика специального образования.
Общие цели СП: коррекция недостатка; его компенсация педагогическими средствами; абилитация и реабилитация. Цепи специфические: воспитание чувства собственного достоинства; преодоление чувства малоценности, маргинальное; формирование адекватных форм социального поведения и др.
Основная цель СП — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.
Задачи СП: изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта; определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий; изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями; разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания; изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования; исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.
СП объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания.
тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика — глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия — нарушения развития речи; олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта; специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы; педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики. СП тесно связана с другими науками, к которым относятся: философия; история; педагогика; психология; физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.
Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.
2. Охарактеризуйте основные этапы истории СП и специального образования (СО)
В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения государтсва к детям с отклонениями в развитии.
Первый период — от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии.
Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах — открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г.
Обратите вниманиеВ России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 — 1715 гг. и связаны с реформами Петра.
Второй период — от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784).
В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих — 1806 и для слепых — 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
Третий период — от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.
Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века — время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе — Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей.
Это время создания параллельной образовательной системы — системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период — 1927 — 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.
Четвертый период — от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг.
Важнои характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецшкол). Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг.
специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 — 90-е гг.
Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.
Пятый период эволюции — от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми.
Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 — 90-е гг.
организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.
Охарактеризуйте принципы СО
Принципы специального образования — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требовании, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой).
Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой): принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С.
Выготского о «зоне ближайшего развития»; ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности; принцип социально-адаптирующей направленности образования -подчиненность специального воспитания социальному развитию; принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потреби ости в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения; принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе' учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка; принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.
Охарактеризуйте объект, предмет и задачи специальной педагогики (СП). Назовите предметные области современной СП.
Объект СП — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). СП охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Субъект СП — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет СП — теория и практика специального образования.
Общие цели СП: коррекция недостатка; его компенсация педагогическими средствами; абилитация и реабилитация. Цепи специфические: воспитание чувства собственного достоинства; преодоление чувства малоценности, маргинальное; формирование адекватных форм социального поведения и др.
Основная цель СП — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.
Задачи СП: изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта; определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий; изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями; разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания; изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования; исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.
СП объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания.
тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика — глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия — нарушения развития речи; олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта; специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы; педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики. СП тесно связана с другими науками, к которым относятся: философия; история; педагогика; психология; физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.
Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.
2. Охарактеризуйте основные этапы истории СП и специального образования (СО)
В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения государтсва к детям с отклонениями в развитии.
Первый период — от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии.
Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах — открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г.
Обратите вниманиеВ России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 — 1715 гг. и связаны с реформами Петра.
Второй период — от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784).
В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих — 1806 и для слепых — 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
Третий период — от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.
Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века — время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе — Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей.
Это время создания параллельной образовательной системы — системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период — 1927 — 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.
Четвертый период — от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг.
Важнои характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецшкол). Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг.
специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 — 90-е гг.
Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.
Пятый период эволюции — от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми.
Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 — 90-е гг.
организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/7x6a14.html