В чем разница между гуманитарием и технарем?
Краткое содержание статьи:
Технические и гуманитарные специальности подобны двум противостоящим лагерям, полностью противопоставленным друг другу. С детства каждый из нас в равной мере проявляет свои наклонности в той или иной сфере.
Однако, когда человек задумывается о выборе будущей профессии, вопрос «гуманитарий-технарь» встаёт перед ним наиболее остро. В этом случае необходимо определить для себя, что же означают эти понятия.
После чего понять, в каком из этих направлений больше перспектив для реализации способностей и наклонностей.
Кто такой технарь?
Для того, чтобы понять разницу этих двух направлений, необходимо чётко определить для себя значение этого понятия. Итак, какого же человека можно назвать технарём?
- несомненно, у такого человека есть ярко выраженная приверженность к естественным наукам;
- чаще всего их отличают склонности к логическому мышлению, чёткости и лаконичности изложения мысли;
- это люди хорошо разбираются в математических и точных науках, в школе среди учеников они делают успехи в таких предметах, как физика, геометрия и алгебра;
- также можно отметить энергичность и способность идти к своей цели несмотря ни на что.
Именно по этим качествам можно определит человека с наклонностями к техническим специальностям. В выборе профессий этот тип людей ориентируется именно на эти способности. Поэтому все инженеры, физики, архитекторы, программисты, строители – это те самые технари.
Кто такой гуманитарий?
Людям со склонностями к точным наукам всегда противопоставляется другой тип, который чаще всего называют гуманитариями. Обычно мы можем столкнуться с массой стереотипов о таких людях. Однако не всегда они являются правдой.
Самое распространённое мнение заключается в том, что люди с гуманитарным складом ума чаще всего интересуются чтением книг, посещением выставок и развитием творческих способностей.
На самом же деле, несмотря на то что перечисленные увлечения также часто встречаются среди гуманитариев, область их интересов на этом не заканчивается:
- Одно из важнейших качеств людей со склонностью к гуманитарным наукам – это умение взаимодействовать с другими, проводить коммуникацию и устанавливать связи. Чаще всего они являются хорошими ораторами и могут найти подход к любому человеку;
- Гуманитарии интересуются другими людьми. Они любят наблюдать за ними, помогать им;
- Они проявляют большой интерес к различным сферам искусства и творчества, нередко самостоятельно вырабатывают навыки сразу в нескольких областях;
Самые популярные профессии для людей с подобным складом ума – это лингвист или филолог, юрист, писатель, историк.
Изучив подробные характеристики первого и второго типа, мы можем сделать вывод о том, в чём же разница между ними. Какие качества особенно хорошо развиты у одних, но при этом отсутствуют у других?
- в первую очередь, наиболее важным отличием является их способ смотреть на мир. Для гуманитарных людей это чаще всего взгляд эмоциональный. Они воспринимают мир сначала чувствами, в том время, как для людей с техническим складом ума на первом месте в этом стоят логика и факты.
- в коллективной работе технари обычно выступают в качестве исполнителей, благодаря их способность к чёткому следованию плану, а для гуманитариев уготована роль креативного центра, организаторов. Их развитое воображение позволяет выдвигать различные новые идеи;
- многие считают, что приверженцы точных наук более закрытые, чаще всего являются интровертами и нуждаются в постоянном общении с людьми, чего не скажешь о втором типе. Им присущи коммуникабельность и социальная активность;
Данные различия являются самыми основными. Однако это совсем не означает, что человек технического склада ума не может быть общительным, а тот, кто обладает гуманитарным мышлением никогда не опирается на логические умозаключения.
Каждая из этих характеристик может сочетаться в одном человеке, проявляясь в большей или меньшей степени в различных ситуациях.
В этом видео профессор Геннадий Боярышников расскажет, почему деление на эти два типа склада ума – это всего лишь миф:
Минусы и плюсы гуманитариев и технарей
Как и все люди, оба этих типа имеют свои определённые недостатки.
- гуманитарии могут быть слишком эмоциональны и воспринимать многое близко к сердцу, в то время как технари, наоборот, иногда предпочитают не показывать своих эмоций;
- для людей первого типа характерна способность бросит дело на середине пути и, возможно, уже никогда не довести его до конца. Другие же, напротив, из-за своего перфекционизма бывают слишком придирчивы к мелочам и строги к деталям;
- гуманитарное мышление не позволяет людям сосредотачиваться на однотипной рутинной работе, а для технического придумывание новых концепций и создание новых идей может показаться сущим адом.
Тем не менее все эти недостатки можно превратить в достоинства, взглянув на них с другой стороны.
- чувствительность гуманитарного типа позволяет людям, принадлежащим к нему, лучше выражать свои эмоции, направлять их в творческое русло. А техническому складу ума легче отбросить чувства в стрессовой ситуации, чтобы сосредоточиться на логике и поиске решения;
- неспособность заканчивать начатые дела даёт гуманитариям возможность делать несколько дел одновременно, а также искать что-то новое, пробовать себя в разных сферах. А перфекционизм технарей позволяет им быть на сто процентов уверенными в качестве выполненного задания;
- гуманитарное мышление способно порождать множество идей и вносить разнообразие даже в самые обыденные действия. В то же время приверженцы точных наук с радостью займутся чтением инструкций и их последовательным выполнением.
Кроме того, при коллективной работе, когда гуманитарии и технари объединяются для общего дела, результат гарантированно будет на высоте, ведь в этом случае две плюсы обеих сторон компенсируют их недостатки.
Тесты для определения склада ума
На данный момент на просторах интернета можно найти множество различных тестов, благодаря которым возможно определить, в каким типом мышления обладает человек. Чаще всего они состоят из вопросов о предпочтениях и выбора действий в предполагаемых ситуациях.
Вот на этих ресурсах вы можете проверить себя:
Однако определить склад ума можно и по-другому, не прибегая к помощи интернета. Для этого достаточно лишь понаблюдать за сбой в повседневной жизни.
К примеру, склад ума довольно часто зависит от рабочего полушария мозга, показателем которого является рабочая рука.
То есть люди, пишущие правой рукой, обладают хорошо развитым левым полушарием, которое отвечает за логику. У левшей преобладает влияние правого полушария, ответственного за творческие способности и воображение.
Именно развитие этих способностей в дальнейшем влияет на определение склада ума и выбор дальнейшей профессии.
Кроме того, существует множество профориентационных тестов, которые также помогают человеку выяснить, к какому типу он относится.
Развенчивание мифов
В наше время многие считают, что система деления людей на два типа уже устарела, и тому есть множество подтверждений. Неужели борьба технарей и гуманитариев напрасна, и они действительно практически ничем не отличаются друг от друга?
- В современном мире появилось много профессий, которые нельзя отнести ни к одному, ни к другому типу. Появляются различные науки, сочетающие в себе качества и технических, и гуманитарных, либо вообще абсолютно новые течения, не похожие ни на что остальное;
- На свете крайне мало людей, которые обладают исключительно качествами только одного типа. Чаще всего они сочетают в себе различные черты, и сферы их интересов могут одновременно касаться как творчества и искусства, так и физических задач;
- С течением времени интересы человека могут меняться, а способности проявляться по-разному, поэтому нет ничего удивительного в том, ребёнок может получать плохие оценки по литературе в школе, но дома с удовольствием зачитываться книжками.
Таким образом, нельзя однозначно сказать, что деление на технарей и гуманитариев приносит вред нашему обществу. Оно, несомненно, справедливо и имеет место быть. Однако нужно понимать, что мир гораздо шире, и не следует ограничивать людей исключительно этими категориями.
Видео: кардинальные отличия между «физиками» и «лириками»
В данном ролике Андрей Добров расскажет, чем мышление технаря отличается от мышления гуманитария:
Источник: https://znay.co/474-gumanitarij-i-tekhnar-v-chem-raznica.html
Гуманитарии и технари. Мы такие разные, но все-таки мы вместе
С самого начала времен людям было свойственно разделение на различные группы. Все началось с племен и родовых общин, а дальше пошло-поехало: масоны, мормоны, хиппи и панки, эмо и готы, металлисты, хипстеры и так далее. Причем, чем больше людей, тем больше этих самых групп.
Помимо прочего, есть мнение,что всех людей можно разделить на две большие категории. Гуманитарии и технари. Причем, частенько в интернете вспыхивают холивары на тему «технари против гуманитариев».
Сразу скажем, мы не склонны вешать шаблоны и ярлыки. Ведь для того, чтобы быть гуманитарием, не обязательно любить читать и сочинять стихи, а знание законов физики еще не делает человека технарем. Все гораздо сложнее. К тому же, мир устроен так, что нужны и те, и другие.
Например, Альберт Эйнштейн, помимо того, что создал Специальную Теорию Относительности, еще и играл на скрипке.
Или, помните, как у Солженицына, младший летейнант Наделашин восхищался тем, что заключенные (в основном все инженеры) свободно обсуждают мировые произведения искусства, вместо того, чтобы жаловаться на судьбу..
Но к чему мы это? Собственно к тому, что талантливый человек — талантлив во всем, а разделение людей на гуманитариев и технарей — достаточно условная затея. Которая, тем не менее, имеет место быть. Ведь люди мыслят по разному, и это факт.
Отличие гуманитария от технаря
Чем же отличается гуманитарий от технаря?
Гуманитарии — дипломаты и хорошие коммуникаторы, они легко идут на контакт и предпочитают выбирать профессию, связанную с общением и взаимодействием с другими людьми.
В то время как технари, в силу особенностей своего мышления, ориентированы на решение какой-то конкретной задачи, им гораздо комфортнее сидеть у себя в кабинете и писать код, нежели толпиться на пресс-конференции.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
В чистом, рафинированном виде, гуманитарный и технический типы встречаются очень редко, Как мы уже сказали, классифицировать людей по типу мышления на гуманитариев и технарей — это слишком грубо.
Тем не менее, свои склонности и тип мышления нужно знать. Предлагаем Вам пройти тест на определение своего типа мышления, если Вы его еще не знаете. Гуманитарий Вы или технарь, тест поможет Вам узнать свой тип мышления точнее. А если Вы и так знаете, проверьте, не врет ли тест. Результаты в комментариях приветствуются!
И, напоследок, напоминаем, что если вдруг Вы стопроцентный технарь, а Вам нужно написать реферат по истории, на который ну просто нет никаких сил, Вы всегда можете обратиться за помощью к нашим авторам, всегда готовым оказать Вам помощь. Технари, гуманитарии — мы же все люди, а люди должны помогать друг другу.
Источник: Kate Walker
Источник: https://Zaochnik.ru/blog/gumanitarii-i-texnari-my-takie-raznye-no-vse-taki-my-vmeste/
Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты — гуманитарий или технарь; противоположность гуманитария
Довольно большое количество школьников старших классов начинают задумываться о своем будущем, мечтают о достижении высот и планируют карьеру. Но надо признать, что еще больше этот вопрос заботит родителей, которые не знают, что посоветовать своему ребенку. Довольно часто определиться с будущей профессией помогает тип мышления, но лишь в том случае, если он хорошо выражен.
Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь. Что означают эти понятия знает почти каждый.
На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.
Человек – гуманитарий: что это значит?
Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю – это участь технарей. Гуманитарий – это человек, который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости.
У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов.
Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.
Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии – это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.
Гуманитарный тип мышления
Каждому человеку присущ определённый тип мышления, но что же это значит? Все ли понимают и осознают тонкую грань между гуманитарием и технарем? В чем заключается их разница? Довольно часто люди ошибочно себя относят к тому или иному типу. Например, человек увлекается кинематографией, музыкой, живописью, любит читать литературу, то значит, он гуманитарий.
В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?
В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации, мировоззрения, мышления, смысла и опыта.
Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения.
Главное – отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.
Главное оружие – красивая речь
Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.
Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.
Каким бывает гуманитарное образование?
На сегодняшний день выделяют две совершенно разные “гуманитаристики”:
- Одна из них не заостряет внимание на теоретизации бытия, а просто его преображает. Вследствие этого у человека начинается совершенно новая жизнь.
- Вторая, наоборот, специализируется на изучении вековых знаний. Именно этот вид гуманитаристики преподают в подавляющем большинстве вузов. Этот вид можно, в свою очередь, условно разделить на три типа: для “исследовательских” специальностей, для массовых профессий, различные курсы, которые разработаны для технарей.
Профессии для гуманитариев
К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.
Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.
Если вы относите себя к гуманитариям, то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.
Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.
Технарь и гуманитарий: отличия
Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда.
Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению.
Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.
Особенности гуманитариев:
- очень эмоциональны;
- ранимы;
- любят писать стихи, сочинения и изучать языки;
- неуверены в себе;
- развитое образное мышление и воображение.
Что касается технарей, то им присущи следующие особенности:
- самоуверенные;
- энергичные;
- целеустремленные;
- некоммуникабельные, не любят разговаривать.
Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/kto-takoj-gumanitarij-kak-opredelit-kto-ty.html
Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?
Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим: – «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»
Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?
«Откуда дровишки?»
Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». | Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства. |
Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:
Кто выглядит более наивным?
Кто выглядит умнее?
У кого лучше получается найти подход к ребенку?
Источник иллюстраций: AdMe.ru
Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!
Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:
- Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
- Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
- Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
- Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.
Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.
Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂
ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.
Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.
А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?
Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:
- В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
- Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».
- Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
- Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.
Как стереотипы влияют на наших детей
Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам).
На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро.
Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.
Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.
Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».
Успевать по школьной математике могут все
Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.
Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.
Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.
Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.
На стыке дисциплин
Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».
Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»).
Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд.
Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.
Так к чему готовить ребенка?
Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.
Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:
- Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка — дети очень внушаемые).
- Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали — «междисциплинарным»).
- Помните про нейропластичность — стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.
При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂
Источник: https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/humanities-and-techies-fable-forget-it
Гуманитарии и технари: читающие и считающие?
Я тут проходила тест, хотела узнать, гуманитарий я или технарь. Ответила на 70 вопросов, а потом кликнула не туда, и не узнала результат. |
Текст: Дарья ГнездиловаИллюстрация: Анна Классен |
Мнения «физиков» и «лириков» — о себе и людях
Людей с разным типом мышления всегда принято было делить на физиков и лириков. Мало что изменилось и сейчас.
Нам по-прежнему кажется, что первые быстро считают в уме и пытаются объяснить все вокруг с точки зрения законов науки.
А вторые могут ни с того ни с сего начать декламировать стихи и исправлять ошибки в любовных письмах. Давайте же узнаем, что думают об этих отличиях сами представители обеих сторон.
Роман Сухов, студент СПбГУАП, факультет вычислительных систем и программирования | — У технарей подход к вещам более логичный и практичный. Они представляют, как устроено большинство вещей в этом мире, и это формирует соответствующие направления мысли. То есть на любой процесс, будь то процесс продажи булок в столовой, покупки билетов или оформления загранпаспорта, они подсознательно смотрят, как на некую систему. У гуманитариев, в свою очередь, подход более творческий. И я думаю, они реже задумываются, как работают вещи. |
Тимур Мухамедов, единоличный администратор группы «Филологическая дева» ВКонтакте | — Да вроде ничем особенным гуманитарии от технарей не отличаются. Такое же строение тела и души. Тем более что хороших и плохих людей везде хватает. |
Михаил Ершов, студент МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики | — Самое броское отличие — технари любят работать с величинами и абстрактными материями. Задачи, которые ставятся перед технарями, загоняют их в гораздо более жесткие рамки, в то время как у гуманитариев рамок порой почти нет. И количество правильных решений гуманитарных задач очень велико, а порой и бесконечно. Также могу предположить, что технари более практично смотрят на вещи, хотя тут трудно судить. Всюду встречаются разные люди. |
Елизавета Лосева, студентка СПбГУ, высшей школы журналистики и массовых коммуникаций | — Возможно, технари более рациональны. Хотя, наверное, это очередной шаблон. Наверное, ничем они не отличаются на самом деле. Как говорит Плисецкая: «Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так». |
Психологический подход
Разобраться, отличаются ли все-таки чем-нибудь гуманитарии от технарей, почему есть «женские» и «мужские» факультеты и целые ВУЗы, нам помогла Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ.
Нужно ли делить школьников в старшей школе на классы с углубленным изучением тех или иных предметов? Если школьник с легкостью решает задачи по физике, это еще не значит, что он — технарь.
Если подросток рисует и пишет прекрасные сочинения, но плохо справляется с точными науками, это не значит, что он — гуманитарий. Это очень формальное разделение.
Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ (фотограф: Михаил Волков) | — Знаете же все эти шутки: «Говорят не полный дурак, а человек с гуманитарным складом ума». Это, конечно, не верно. Просто у одних есть способности и желание заниматься одним, а у других —противоположным. И даже любовь к чтению, так активно привязываемая к образу «филологической девы», — это скорее хорошая привычка, идущая от традиций семьи. А способность ясно и красиво выражать свои мысли, возможно, самое важное наследство, которое могут дать своим детям и формируется оно, когда они читают ребенку на ночь сказки, обсуждают с ним события дня, их чувства и эмоции. |
Все люди разные, в этом разнообразии, наверное, и есть радость общения.
Тяжело в учении
Кому все-таки легче учиться? Казалось бы, читать книги и учить языки проще, чем писать компьютерный код и изучать ядерную физику. Но это только на первый взгляд. Учебный процесс дается быстрее и легче тем студентам и школьникам, которых мы привыкли называть технарями.
Их преимущество состоит в том, что изучая технические науки, для понимания и запоминания материала они используют способы, основанные на обобщении материала, по которым затем систематизируют всю поступающую информацию. Даже историю технарям запоминать иногда легче.
Они смотрят на это поле знаний как бы сверху, выявляя логические связи, понимая масштаб и неотделимость происходящих событий. Технари, кстати, получив отличную базу в технических ВУЗах, совершенно спокойно потом получают второе высшее гуманитарное образование.
А вот гуманитариям стать потом инженерами гораздо сложнее.
Полезный Сартр
Очевидно, что деятели науки в этом мире сделали много больше полезных для человечества открытий. Но значит ли, что они важнее? «Кто в этом смысле полезнее, Эйнштейн или Кафка?», — Ольга Владимировна задает мне вопрос, на который нет однозначного ответа.
Нет, мне, возможно, ближе Кафка, но физики кажутся мне полезнее. Их вклад очевиден и осязаем, и оспаривать его бессмысленно. В то же время Максвелл с Поповым для большинства людей, равно как и для меня, не участвуют в противостоянии с Достоевским и Сартром.
Лирики дали человечеству не меньше, просто это менее заметно в повседневной жизни.
Все эти люди — части одного целого. И целое это — настоящее, в котором мы живем.
Кто-то между
Меж тем есть те люди, которых ни физиками, ни лириками однозначно назвать нельзя. Например, люди, которые хороши в том, что касается человеческих эмоций, обладающие способностями к эмпатии. Они не спрашивают у человека, случилось ли что-нибудь, потому что они чувствуют чужие горе или радость.
«А вот медики, например, ближе к технарям или гуманитариям?», — задаю я очередной вопрос. Оказывается, медики — это вовсе не какой-то промежуточный тип. Они по долгу службы должны быть сильны и в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных. При всем этом чувствовать людей им тоже необходимо.
В общем, они настоящие герои нашего времени! Психологи, как оказывается, тоже не совсем гуманитарии.
Студенты психологического факультета, например, долго и упорно учат математическую статистику и тоже мыслят взаимосвязанными цепочками, изучая сложные процессы мозга и организма, вроде нервных импульсов.
Бог на дне стакана
Отрицают ли технари наличие каких-нибудь высших сил, считая их нелогичными? Ольга Владимировна цитирует одного из создателей квантовой механики, физика-теоретика Вернера Карла Гейзенберга.
Ему принадлежит такая фраза: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Дело в том, что человек с техническим складом ума понимает физические законы, изучает космос, вселенную, силы Земли и понимает, что наука не всесильна и имеет свои границы.
За этими-то границами и находится то, что ученым объяснить не под силу, что-то, связанное, возможно, с религией.
Но на самом деле, психологи убеждены, что отношение к мистике или религии напрямую не связано с типом мышления человека. И среди гуманитариев, и среди технарей есть люди с «магическим» мышлением, склонные объяснять все происходящее с помощью магии, полагаясь на приметы, суеверия и волшебство.
И тут уже неважно, юрист ты, поэт, спортсмен или политик. Человек может болеть за любимую хоккейную команду, надевая грязную нестиранную футболку с номером любимого игрока только потому, что уверен: когда он в ней, команда выигрывает.
Так актеры сидят за кулисами на новом сценарии, а телевизионщики никогда не говорят «последний эфир», а то мало ли что.
Институты благородных девиц
Задаю вопрос, который меня, конечно, очень интересует. Почему все-таки журфаки и филфаки превращаются в институты благородных девиц? Почему матмехи и физтехи гораздо чаще привлекают молодых людей? Психолог рисует график нормального распределения.
Про себя отмечаю, что это же «удав, проглотивший слона» (делаем выводы). Так выясняется, что в том месте, где удав раздулся больше всего — показатели многочисленных девушек со средним уровнем интеллекта. Таких большинство.
Голова и хвост удава — малое количество гениальных женщин и женщин с низким уровнем интеллекта соответственно. У мужчин же все наоборот. Среди них мало людей со средними способностями.
Они либо плетутся в группе отстающих в школе, перебиваясь с двойки на тройку, либо оказываются в отличниках, участвуя при этом в олимпиадах и играя в шахматы. И выбирают такие молодые люди факультеты со сложными предметами, которые даются им с легкостью, поступая в лучшие технические вузы.
Девушки же поступают на гуманитарные факультеты, где учеба основывается на запоминании, трактовках и формировании собственного мнения об изученном.
По словам психолога, нельзя также забывать, что женщины — это все-таки будущие матери, которые будут учить детей говорить, думать, развивать воображение, интерпретировать действительность, а для этого нужно уметь делать это самой. Гуманитарные науки во многом этому способствуют.
Два полушария одного целого
Много говорится и пишется в последнее время о том, что есть левополушарные личности, и наоборот — правополушарные. Одни как будто хорошо считают, строят логические цепочки, формулируют грамматически сложные конструкции и вообще умны, как никто другой.
Люди же с развитым правым полушарием рисуют, поют, сочиняют стихи и большего от них требовать не приходится — творческие личности, что с них взять. На самом же деле раньше в психологии считалось, что левое полушарие отвечает за передвижение, речь, логическое мышление, сложные вычислительные операции и абстрактное мышление.
Правое же — за пространственные передвижения, например, то есть за вещи, сами собой разумеющиеся и незаметные на первый взгляд. «Фактически, людям казалось, что второе полушарие, правое, нужно человеку чуть ли не для симметрии, чтобы голова не перевешивала».
Потом ученые опытным путем поняли, и придерживаются этого до сих пор, что не бывает так называемых правополушарных и левополушарных людей. «Вот есть, к примеру, правши и левши.
Это не значит, что одна из рук у них не работает. Просто парные органы у людей обычно развиты немного по-разному, — говорит психолог, — ведущая рука, нога и даже глаз и ухо.
Ведущей рукой мы пишем, ногой — ступаем с эскалатора, глазом целимся при стрельбе, а ухом — слушаем телефонный разговор в трубке. Так и с полушариями. Кто-то чуть активнее использует левое, кто-то правое.
На самом деле при выполнении сложных процессов, оба полушария всегда работают в паре».
Вывод до банальности прост: даже если вы причисляете себя к читающим или считающим, физикам или лирикам, гуманитариям или технарям, все это в большей степени стереотип. Ведь на свете не существует даже двух людей, мыслящих одинаково!
Предлагаем нашим читателям пройти тест, чтобы определить, к каким наукам вы более склонны — гуманитарным или техническим:
1. Вас интересуют биографии ученых?
— да — 1 — нет — 2
2. Вы с удовольствием разбираетесь в любых чертежах?
— нет — 1 — да — 2
3. В поэзии вас привлекает наличие сложных метафор и изысканного языка?
— нет — 2 — да — 1
4. Вы любите головоломки и логические задачи?
— да — 2 — нет — 1
5. Вы можете быстро просчитать скидку в магазине — перевести проценты в реальные рубли?
— нет — 1 — да — 2
6. Вы всегда можете описать, чем вам нравится то или иное произведение искусства?
— да — 1 — нет — 2
7. Вы часто спорили(-те) с учителями по литературе, искусству, музыке?
— нет — 2 — да — 1
8. Нравятся ли вам преподаватели, которые отказываются высказывать свое мнение о предмете и оперируют только голыми цифрами и фактами?
— нет — 2 — да — 1
9. Многое ли вы можете сказать о человеке по его фотографии?
— нет — 2 — да — 1
10. Доставляет ли вам удовольствие разбираться в бытовой технике и принципах ее работы?
— нет — 1 — да — 2
11. Когда вы знакомитесь с человеком, вам важно знать его взгляды на искусство?
— нет — 2 — да — 1
12. В журналах и газетах вам нравятся статьи с таблицами и графиками?
— нет — 1 — да — 2
13. Всегда ли можно определить точную цену любого произведения искусства?
— нет — 1 — да — 2
14. Вы полагаете, что собеседника проще убедить конкретными цифрами, чем эмоциями?
— да — 2 — нет — 1
15. Вы согласны, что выяснить смысл жизни намного важнее, чем решить какую-нибудь математическую задачу?
— нет — 2 — да — 1
Ключ:
15-20 баллов. — скорее всего, вы гуманитарий. Вас больше интересуют литература, философия, искусство и тому подобные предметы. Однако это не значит, что вы совсем чужды точным наукам. Возможно, у вас еще все впереди в освоении математических дисциплин.
21-25 баллов — вы колеблетесь между гуманитарными и точными науками. У вас есть склонность и к тому, и к другому. Вам можно позавидовать: вы уникальный человек с универсальными задатками.
26-30 баллов — скорее всего, вы больше склонны к техническим дисциплинам. Однако вам не стоит совсем забрасывать гуманитарные науки, если к ним имеется хоть какой-то интерес.
Чем большим багажом знаний вы владеете, тем лучше.
Источник: https://ponedelnikmag.com/post/gumanitarii-i-tehnari-chitayushchie-i-schitayushchie
В чём отличие гуманитарного образования от технического?
Если в школе вас нещадно тяготила физика с её формулами, странными опытами и трудно запоминающимися законами, при этом, вы легко запоминали даты, зачитывались всевозможной литературой, знаете иностранные языки, значит вам судьба стать филологом.
С самого рождения мы чему-нибудь учимся. С пеленок родители учат нас ходить, первым словам, буквам.
В детском садике мы продолжаем учиться начальной грамоте, счету, общаться со сверстниками, совершенствуемся в лепке из пластилина и первых букетов для мам.
Школа нас встречает напором новых знаний, продленками, репетиторами, кружками и первыми дискотеками. И вот всё это безоблачное обучение заканчивается, и мы оказываемся на распутье, что делать дальше? Куда пойти учиться? Какой путь выбрать?
Замечательно, если в школе мы проявили себя в каком-либо направлении, но, а если нет? Кстати, специалисты в данной области утверждают, что каждый молодой человек к 14 – 16 летнему возрасту уже может определенно сказать, что ему ближе – гуманитарные науки или технические. Единственный нюанс, гуманитарии в чистом виде или технари встречаются редко. Хотя, стоит попробовать разобраться самостоятельно.
Итак, если в школе вас нещадно тяготила физика с её формулами, странными опытами и трудно запоминающимися законами, при этом, вы легко запоминали все исторические даты, зачитывались всевозможной литературой и неплохо знаете иностранные языки, значит вам судьба стать филологом.
Проще говоря, у вас неплохие шансы выбрать будущую профессию с гуманитарным уклоном.
Если же в школе вы были старостой кружка юных физиков, понимаете, чем отличается дифференциал от аксиомы, значит, вы являетесь поклонником технических наук, и именно в этом направлении следует двигаться дальше по жизни.
И у технического образования и у гуманитарного есть свои недостатки и свои преимущества. Именно они и учитываются при выборе дальнейшего направления в учёбе. Но есть и общие точки пересечения, из-за которых ведутся постоянные споры.
Общие точки, но такие разные подходы.
Так, гуманитарии и приверженцы технического образования не могут поделить, кому принадлежит абстрактное мышление? Инженерные специальности и математика просто невозможны без него, при этом, считается, что такой предмет как философия и формирует абстрактное мышление.
Похожие споры ведутся и по поводу логического мышления. Специалисты-гуманитарии подчитывают плюсы своего строя мышления, технари убеждают всех в преимуществах своего. При этом и первые, и вторые правы.
Просто у гуманитариев логическое заключение любой проблемы тянет за собой сложную цепочку выводов, которая основывается на нелинейной логике развития событий.
Логика мышления у гуманитариев формируется благодаря изучению философии, истории, социологии и других предметов. Умение применить такую сложную логик, дает возможность быстрее адаптироваться во взрослой жизни.
Но если посмотреть с другой стороны, то к чему такие сложности? Поклонники логического мышления технарей утверждают, что любой ситуации можно найти быстрое логическое объяснение, применяя методы, полученные при техническом образовании.
Источник: http://pochemuha.ru/v-chyom-otlichie-gumanitarnogo-obrazovaniya-ot-texnicheskogo