Литературный обзор — это один из фрагментов научного исследования

Написание обзора литературы

ПРИСТУПАЯ К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

65

НАПИСАНИЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ1

МАЙКЛ ДЖ. БЕЙКЕР,

почетный профессор маркетинга Университета Стратклайда

Перевод Анны Оганесян Научный редактор перевода — Леонид Шафиров

Обзор существующей литературы по теме исследования — первый важный шаг при осуществлении исследовательского проекта, формирующий его основу. В данной статье рассматриваются цели проведения литературного обзора и его масштабы; принципы отбора источников; правила цитирования и оформления ссылок на источники; процесс ведения записей, систематизации материала и написания обзора литературы.

Ключевые слова: обзор литературы; оформление ссылок и цитирования; исследование.

WRITING A LITERATURE REVIEW

MICHAEL J. BAKER, °

Emeritus Professor of Marketing, Strathclyde University Translated by Anna Oganesyan Scientific editing by Leonid Shafirov

The reviewing of existing literature relating to a topic is an essential first step and ^

foundation when undertaking a research project. In this paper we examine the purposes and O

Обратите внимание

scope of a literature review; the selection of sources; citation and referencing; taking notes, q

organizing material and writing up. O

Keywords: literature review; citations and references; research.

i—

JEL classifications: A20.

Введение

В предыдущей статье, опубликованной в журнале «The Marketing Review» в октябре 2000 года2, мы обсудили некоторые вопросы, связанные с выбором подходящей темы для исследовательского проекта (research project), разработкой и надлежащим оформлением предложения о проведении исследования (research proposal). В настоящей статье мы рассматриваем задачу, являющуюся связующим звеном между выбором темы и первым шагом при реализации исследовательского проекта, — проведение литературного обзора по теме исследования.

Эволюция и создание нового знания происходит, главным образом, посредством процесса аккумулирования/накопления. Так, представляя свою новую теорию, Исаак Ньютон сказал: «Если я и могу видеть дальше, это — потому, что стою на плечах гигантов». Другими словами, его прозрения

1 Оригинал статьи: Baker M.J. (2000). Writing a Literature Review // The Marketing Review, vol. 1, no. 2, pp. 219-247.

2 Речь идет о статье Baker M.J. (2000). Writing a Research Proposal // The Marketing Review, vol. 1, no. 1, pp. 61-78. -Прим. переводчика.

© Westburn Publishers Ltd, 2014

© А.А. Оганесян, перевод, 2014 © Л.А. Шафиров, научный редактор перевода, 2014

и новаторские предложения стали возможны лишь в результате использования открытий предшественников в качестве фундамента.

Однако аккумулирование знаний имеет и отрицательные стороны. Часто процесс этот не избирателен: библиотеки полны пылящихся томов; некоторые из них могут содержать золотые самородки, но большинство — окалины.

Дилемма, с которой сталкивается человек, впервые оказавшись лицом к лицу с новой проблемой, такова: «Имела ли место данная проблема ранее, и если да, то было ли найдено удовлетворительное решение?» Теоретически ответ на этот вопрос следует искать в концепции ожидаемой ценности совершенной информации (expected value of perfect information, EVPI).

Важно

В то время как концепция EVPI хорошо известна в теории, может показаться, что на практике она используется редко, либо — по крайней мере, формально.

В сущности, данная концепция предполагает необходимость инвестирования в обретение новой информации, релевантной для решения проблемы, до точки, в которой предельные издержки дополнительного «бита» информации станут равны предельной ценности приращиваемого знания и улучшенного понимания.

Опыт свидетельствует о том, что большинство из нас, даже будучи не осведомлены о формальных расчетах EVPI, так и поступают, правда, не осуществляя расчеты, а производя качественные неформальные оценки. Исследование существующей литературы, посвященной рассматриваемой теме, является R существенным элементом процесса решения проблемы.

Дилемма заключается в том, сколько вре-m мени и усилий (издержек) необходимо инвестировать в решение данной задачи по сравнению со q временем и усилиями, которые можно было бы инвестировать в первичное или оригинальное ис-Q следование, направленное на решение рассматриваемой проблемы.

I Это очень важный вопрос, который может привести к серьезным разногласиям между тео-

U ретиками и практиками. Для теоретика повторное открытие чего-то, что уже известно, является пустой тратой времени и свидетельствует об изъянах в методах исследования. Для практика во-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/napisanie-obzora-literatury

11 простых правил написания научных обзоров

Написание научных обзоров — отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.

«Биомолекула» периодически публикует статьи не на научные темы, а что-то типа сборника советов для начинающих ученых. Речь уже шла о том, как писать научные статьи («Советы начинающим, как опубликовать научную статью») и делать устные доклады («Как сделать хороший научный доклад»); была также сделана попытка мотивировать читателей посвятить себя научной карьере («9 поводов, чтобы стать ученым» и «10 простых правил для бедных, но честных ученых»). Сейчас мы продолжаем с советами на более специализированную тему — как написать обзор научной литературы.

В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований.

Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора.

Совет

И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.

Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.

Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию

Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:

  1. Тема должна быть интересна лично вам. В идеале, вы должны сразу вспомнить десяток последних публикаций, которые было бы уместно критически разобрать.
  2. Тема должна быть актуальной, лучше всего — «горячей». Это заведомо обеспечит вас большим количеством материала, а ваш обзор получит внимание широкого круга читателей.
  3. Обзор должен рассматривать четко обозначенные проблемы. Нет смысла разбирать ту или иную область «вообще» — на это не хватит ни бумаги, ни сил.
  4. Определите свою целевую аудиторию. Специалисты какой области читают тот журнал, куда вы собираетесь написать обзор? Будет ли тема интересна не только биологам, но и химикам, математикам, преподавателям? Зная уровень вашего читателя, вам легко будет определить уровень подробности рассмотрения того или иного вопроса.

Правило № 2: Поиск литературы

Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:

Источник: https://biomolecula.ru/articles/11-prostykh-pravil-napisaniia-nauchnykh-obzorov

Как писать литературный обзор

Вам понадобится

  • — литературный источники по теме вашей научной работы;
  • — интернет;
  • — компьютер;

Инструкция

Изучите максимальное количество литературы по теме, о которой собираетесь писать научную работу. Для этого посещайте библиотеку. Лучше всего пользоваться оригинальными изданиями.
Постарайтесь воздержаться от использования только электронных книг. Они могут сканироваться без обязательных иллюстраций, схем и графиков.

После изучения каждого источника составляйте небольшой конспект, в котором будете излагать основное содержание прочитанной книги. Можете завести специальную тетрадь, в которую будете по ходу изучения литературы, выписывать цитаты и необходимые для вашей работы тезисы.

Читайте также:  Что такое сессия в университете: так ли страшен зверь?

Начинайте работу над литературным обзором заранее. Она может идти в несколько этапов. Сначала составьте порядок, в котором должны представляться литературные источники в вашей научной работе. Это зависит от логики, в которой развиваются ваши собственные рассуждения по выбранной теме.

Возьмите за основу хронологический принцип и стройте ознакомление с историей вопроса в хронологическом порядке. Описывайте, какие взгляды на проблему, изучаемую вами, существовали, как они эволюционировали. Назовите основных представителей научной мысли, которые работали над этим вопросом, чего они добились в своих исследованиях, рассуждениях.

Анализируйте работы предшественников критически. Укажите слабые места в их трудах, напишите, какие из вопросов остались не рассмотренными.

Обязательно укажите причины, по которым авторы не рассмотрели ту или иную сторону вопроса. Возможно, причина была в отсутствии необходимой техники (к моменту исследований ее могло еще просто не существовать).

Таким образом вы сможете определить место своих изысканий внутри этого вопроса.

Кратко опишите научные задачи, которые ставили перед собой исследователи. Насколько им удалось или не удалось достигнуть желаемых результатов.

Не торопитесь выкладывать свое видение на вопрос в литературном обзоре. Сформулируйте причины, по которым вы решили продолжить исследования данной темы.

Формулировать свои задачи и описывать способы их достижения будете в следующих частях своего научного труда.

Обратите внимание

Пишите литературный обзор на протяжении всей работы над дипломом (диссертацией). Так вам будет легче корректировать его, дополнять и вносить изменения на финальном этапе.

Обратите внимание

Соблюдайте корректный тон, не позволяйте себе высказываться неуважительно о ком-то из предшественников. Все-таки они являются вашими предшественниками, а, значит, и учителями.

Полезный совет

Не делайте литературный обзор слишком объемным. Ориентируйтесь на общий объем будущей научной работы. Литературный обзор не должен превышать 50-100 страниц (для диссертации). Советуйтесь с преподавателем.

Источники:

Сегодня курсовую по любому предмету можно приобрести через интернет. Но вы не будете уверены в качестве и уникальности работы, а также не будете хорошо знать то, о чем в ней написано.

Поэтому написанием курсовых работ нужно заниматься самостоятельно, чтобы потом суметь хорошо ее защитить, а главное разбираться в теме.

Метод создания курсовой работы по истории не отличается от написания курсовой по любому другому гуманитарному предмету.

Инструкция

Первый и самый главный шаг, который предопределит всю дальнейшую работу – выбор научного руководителя и темы вашей работы.

Старайтесь выбирать то, о чем вам будет действительно интересно писать, ведь без вдохновения процесс будет идти тяжело и долго.

После этого необходимо наметить приблизительный план работы.

Важно

В нем обязательно должно быть введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, и заключение.

При подготовке ознакомьтесь с каждой статьей по вашей теме, копируйте наиболее подходящие из них, не забывайте сохранять важные для вас данные, такие как название статьи, имя автора, год выпуска, издательство, город, в котором выпущена книга, страницы, где расположен текст.

Для описания в работе использованных интернет – источников необходимо сохранять ссылки и имя автора статьи (если оно указано).Для более удобной работы со справочной литературой сделайте небольшие карточки, на каждой из которых напишите все данные об отдельных источниках и некоторые важные для вас положения, изложенные в этих книгах.

Так вы сможете всегда разложить их перед своими глазами, и организовать текст вашей курсовой будет гораздо удобнее, поскольку вам не придется постоянно искать, когда были изданы книги и что в них написано.

Во введении обычно приводится обзор литературы по теме, делается вывод о степени ее изученности и актуальности, определяется предмет и объект исследования, его цели и задачи. Для написания этой части вам придется провести немало времени в различных библиотеках, читальных залах и интернете.

Материал во введении обычно приводится в хронологическом порядке. Начните с рассмотрения и оценки самых ранних работ. Слишком старые источники приводить не стоит, достаточно начать с семидесятых годов. Обязательно напишите и новейшие статьи, вышедшие после 2009 года.

После того, как вы укажете автора источника и кратко изложите его содержание, дайте оценку работе. Для этого выразите свое согласия или несогласие, подумайте, насколько она полезна именно для вашего исследования, сравните с другими.

В конце введения напишите о том, насколько изучена и как актуальна выбранная ваша тема, объясните почему.

Выделите предмет и объект вашего исследования. Предметом изучения является общая проблема, поднимаемая в теме курсовой, а объектом – конкретное событие или персона. Напишите о цели вашей работы. Помните, что цель всегда вытекает из названия. Выделите некоторые задачи, которые вам придется решить для достижения поставленной вами цели.

В основной части работы вы должны привести свое собственное исследование. Для этого постепенно рассматривайте поставленные вами во введении задачи, ссылаясь на известные вам источники, но при этом приводя свое собственное мнения и описывая свои мысли.

При необходимости корректируйте уже указанные вами в первой части задачи так, чтобы вам было удобнее писать работу.

В заключении сделайте вывод, опираясь на проведенное вами исследование и ваши рассуждения в основной части работы.

Вспомните о том, какую цель вы ставили перед собой, и напишите, достигнута она или нет.

Курсовая работа – это итог деятельности студента за целый учебный год. Чтобы написать отличную курсовую, необходимо разбить свою исследовательскую работу на четкие этапы. Как же правильно организовать ход исследования?

Вам понадобится

  • Литература по выбранной теме.

Инструкция

Определите научного руководителя и тему работы. Важно правильно выбрать тему вашего исследования, так как менять ее в процессе работы сложно, ведь придется начинать исследование с нуля. Если вы не уверены в выборе предмета изучения, то лучше посоветоваться с научным руководителем и разрабатывать тему, предложенную им.

Найдите необходимые источники по разрабатываемой теме. Чтобы не терять много времени на поиск нужной информации, воспользуйтесь услугами библиотек. В любой научной библиотеке есть услуга составления библиографии на заданную тему.

Услуга платная, но это поможет вам убить двух зайцев сразу: получить необходимую информацию и готовый список использованной литературы на будущее.Изучите источники по теме. Количество использованных при работе источников является важным критерием оценки курсовой работы.

Для работы по истории это количество варьируется в пределах от 5 до 15 ссылок, но конкретные требования в каждом вузе свои.Напишите основную часть исследования. Основная часть курсовой работы состоит из двух глав — реферативной и исследовательской. В первой главе вы подытоживаете научные изыскания по вашей теме, т.е.

кто, что и когда писал о предмете вашей работы. Во второй, исследовательской, части вы должны представить свое видение анализа выбранной темы. Для наиболее успешного написания исследовательской главы выделите в изучаемом явлении один аспект и всесторонне его проанализируйте.Обобщите выводы по теме в заключении.

Совет

Объем заключения курсовой работы по истории не должен превышать 3-х страниц. В заключении вы должны четко изложить выводы своей работы и ответить на вопросы, поставленные во введении (если таковые имелись).

Составьте список использованной литературы. Уделите большое внимание правильному оформлению библиографии, так как это один из критериев допуска курсовой работы к проверке и защите.

Обратите внимание

Существует единый образец оформления курсовой работы: шрифт Times New Roman 14, через 1,5 интервала. Стандартный размер полей для печати: левое — не менее 30 мм, правое не менее 15 мм, верхнее — не менее 20 мм, нижнее — не менее 20 мм. Страницы нумеруются арабскими цифрами с титульного листа, но на самом титульном листе номер страницы не ставится.

Читайте также:  Как проводится оценка риска бизнес-плана

Полезный совет

Если по ходу работы вам необходимо приводить различные копии исторических документов, пользоваться объемными таблицами и рисовать графики, то будет удобнее вынести этот материал в приложения после курсовой, давая в тексте ссылки на нужную информацию. Приложения не входят в объем работы, но значительно облегчают ее восприятие.

Источники:

  • структура научной работы в 2019

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-52716-kak-pisat-literaturnyy-obzor

Обзор исследований по проблеме

Рецензия на мою статью

Параметр анализа Качественный анализ моей статьи
Наличие аннотации: Корректность и понятность аннотации Краткость аннотации
Наличие ключевых слов
Тема статьи:
Какова степень привлекательности темы для пользователя (интересна многим представителям образовательного сообщества региона, страны или затрагивает интересы узкого числа специалистов)
Объем темы (количество слов в теме не мешает пониманию сути статьи
Соответствие темы выбранному виду статьи
Отсутствие непонятных терминов, мешающих восприятию материала
Параметр анализа Качественный анализ моей статьи
Социальная аргументация педагогической проблемы
1. Какие новые социальные условия, обуславливают актуальность изучаемого педагогического явления сейчас. 2. Освещение данной проблемы в официальных документах

  1. Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы
Научная аргументация проблемы
4. Освещение вопроса в современной теории, степень научной разработки проблемы 5. Какие потребности науки могут быть удовлетворены решением данной проблемы 6. С решением каких научных проблем связана проблема исследования 7. Обоснование проблемы с позиций развития (достижений) других наук
Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем
8. Когда и как данная проблема трактовалась раньше 9. Почему в настоящее время проблема вновь актуальна 10. В чем новизна проблемы сегодня
Важность данного вопроса в развитии личности студента
11. Какие потребности ребенка могут быть удовлетворены решением данной проблемы 12. Что может дать решение вопроса развитию ребенка
Практика современной образовательной деятельности в колледже
13. Почему данная проблема привлекает внимание практических работников 14. Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы 15. Какие имеются достижения, что надо обобщить, что нужно проанализировать

Обзор исследований по проблеме

1. Общий обзор изученности проблемы,
2. Рассмотрение сходных взглядов авторов на одну проблему
3. Рассмотрение различий в подходах разных авторов к одной проблеме
4. Определение своей позиции к подходам решения проблемы,
Определение проблемы исследования: постановка вопроса
Основная часть – описание результатов эксперимента
Цель исследования
Определение основных понятий статьи (объект, предмет исследования)    
Гипотеза, которая проверяется в ходе данного эксперимента    
Задачи экспериментальной работы    
Описание диагностики (материалов, процедур, способов обработки результатов, выборка испытуемых)  
Представление полученных результатов  
Благодарности соавторам, помощникам исследования, техническому сопровождению работы, спонсорам… (в случае необходимости)
Качество составление библиографии: Ее наличие Учет всех источников и авторов, на которые есть ссылка в тексте статьи Учет правил оформления библиографических источников Количество представленных источников

Какие дальнейшие шаги мне необходимо предпринять. Чтобы моя научная статья стала стильной:

1.

2.

3.

4.

5.

Задайте себе вопросы, для того, чтобы было легче приступить к доработке научной статьи:

В какой степени заглавие раскрывает тему работы?

Дано ли обстоятельное описание исследования во введении к работе?

В чем состоит основной тезис работы?

Есть ли в работе критический аргумент и содержатся ли в ней

критические оценки собственной позиции?

5 Все ли включенные в текст материалы непосредственно относятся к

заявленной теме?

6 Хорошо ли связаны между собой основные части текста, построены ли

переходы и связки между этими частями?

7 Не является ли заключение простым повторением кусков из основного

текста?

8 Соблюдены ли требования к объему итогового текста?

9 Сумели ли мы вычистить наш текст от клише и прочих «лишних» слов?

10 Четко ли определен жанр подготовленного текста, кому он адресован?

11 Сколько раз мы редактировали весь текст от начала до конца?

12 Прошел ли данный текст через профессиональное редактирование и все

ли замечания нами учтены?


Мои подсказки!

1. При описании общего обзора изученности проблемы в статье можно использовать следующие клише:

Много исследований было посвящено вопросу … (Ф.И.О. исследователей).

Этой проблеме посвящены работы… (кого).

В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу данной проблемы (Ф.И.О.).

Об этом свидетельствуют труды … (кого).

На необходимость специального изучения данной проблемы указывается в исследованиях … (кого).

Об этом писали многие отечественные и зарубежные педагоги (Ф.И.О.).

Эта проблема рассматривалась такими авторами, как (Ф.И.О.).

Решать эту проблему призывали … (Ф.И.О.).

Изучением данной проблемы занимались психологи (Ф.И.О.), педагоги (Ф.И.О.), методисты (Ф.И.О.).

Изучением … занимались ученые разных специальностей: социологи (Ф.И.О.), психологи (Ф.И.О.), искусствоведы (Ф.И.О.).

2. При рассмотрении в статье сходных взглядов авторов на одну проблему можно использовать следующие клише:

Анализ работ … (Ф.И.О., кого ) позволил выявить сходство в решении данной проблемы.

В разработке проблемы мы опираемся на работы … (Ф.И.О., кого). В них определены принципы (подходы, задачи, методы, содержание и др.).

В работах … (кого) проводится мысль о том, что …

Излагается точка зрения, а в скобках перечисляются авторы, ее разделяющие. Например, «Исследования психологов и педагогов рассматривают оценку одним из важнейших компонентов учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Захарова и др.)».

3. Если в статье Вы описываете различия в подходах разных авторов к одной проблеме можно использовать следующие клише:

На сегодняшний день в науке существует ряд противоречащих друг другу подходов к пониманию проблемы. Диапазон представлений по проблеме простирается от …(чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (фамилии).

Некоторые авторы акцентируют внимание на … (чем?) (Ф.И.О.), другие на … (чем?) (Ф.И.О.).

В психолого-педагогической литературе существуют различные, подчас противоречивые, взгляды по проблеме. Так (Ф.И.О.) считали, что … , а другие (Ф.И.О.) доказывали, что …

Существуют противоречивые мнения о том, что важнее. Одни считают, что … (Ф.И.О.), другие доказывают, что … (Ф.И.О.).

Проблема решалась в нескольких направлениях. Первое направление — … (его суть) (Ф.И.О.). Второе — … (Ф.И.О.).

Вопрос о … остается проблематичным. Одни специалисты предлагают … (Ф.И.О.), другие … (Ф.И.О.).

Анализ современных исследований показывает, что в психолого-педагогической литературе нет пока единого подхода к трактовке … (чего). Ряд исследователей (Ф.И.О.) рассматривают … В работах (Ф.И.О.) …

4. Определяя свою позицию к подходам решения проблемы можно воспользоваться следующими клише:

Мы разделяем точку зрения авторов (Ф.И.О.), которые доказывают …

Для нас наиболее важны подходы к этой проблеме … (кого).

Думается, этот подход наиболее эффективен, т.к. …

В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование … (кого).

Последняя точка зрения, на наш взгляд, наиболее правильная, т.к. …

Такое определение … (чего) кажется нам неполным (спорным, не учитывающим) …

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях … (кого). Они считают, что …

Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы … (кого).

Для нас существенное значение имеют исследования … (кого), раскрывающие …

Следующие подсказки дадут Вам возможность сформулировать основные мысли:

Анализ современных исследований… показывает, что … убеждает в том, что … дает основание рассмотреть…
Анализ психолого-педагогической (философской,) литературы… дает возможность полагать …
• Анализ информационного пространства … свидетельствует о том, что … доказывает, что … приводит к выводу … дает представление позволяет выделить (обнаружить, утверждать, выдвинуть задачу, сделать вывод) …
• Существующие в педагогике подходы… Позволяют сформулировать проблемы для дальнейшего изучения
Читайте также:  Процесс написания дипломной работы: как все обстоит на самом деле?

5. Если Вы хотите в тексте сформулировать проблему в форме вопроса:

Каковы организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской деятельности детей?

Проблема исследования состоит в изучении педагогических условий, обеспечивающих развитие исследовательской деятельности детей

6. Как в тексте оформить выводы эмпирических обобщений:

позитивного педагогического опыта (организационной, воспитательной, образовательной деятельности, создания и характеристики новых типов школ и т.п.);

негативных педагогических явлений в социуме и образовательной практике;

нового педагогического феномена, наблюдаемого в практике (нового педагогического способа сотрудничества, новых форм контроля знаний,

7. Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:

В данной статье рассматривается проблема…

Статья посвящена феномену…

Особое внимание уделено…

В статье анализируется…

Автор приходит к выводу, что…

Основное внимание в работе автор акцентирует на…

Выделяются и описываются характерные особенности…

В статье выяснены особенности…

На основе изучения… установлено…

Статья посвящена пристальному анализу…

В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот…

Автором предложены…

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке…

Основное содержание исследования составляет анализ…

Значительное внимание уделяется…

В заключение раскрывается…

В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить…

В статье раскрываются процессы…

Статья подводит некоторые итоги изучения…

Автор дает обобщенную характеристику…

Обосновывается мысль о том, что…

В статье проанализированы концепции…

В статье приведен анализ взглядов исследователей…

В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины…

8. Синтаксические особенности научного стиля речи (примеры использования в статье)

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты, например, по опыту;

б) использование слова далее в функции вводного слова: Далее. Это явление хорошо заметно… ;

в) использование слов данный, известный, соответствующий в качестве средства связи;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятнои т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо).

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s10978t1.html

Изучение литературы и отбор фактического материала

Источники информации Дипломная работа Курсовая работа Реферат

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, и только потом вести поиск нового материала.

Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

  • общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
  • беглый просмотр всего содержания;
  • чтение в порядке последовательности расположения материала;
  • выборочное чтение какой-либо части произведения;
  • выписка представляющих интерес материалов;
  • критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной; очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка.

Нужно собирать только научные факты. Научные факты — это элементы, отражающие объективные свойства вещей и процессов.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе.

Обратите внимание

Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение.

В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю.

Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации.

Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по их видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гуманитарным.

В числе источников большое место занимают научные статьи. Они могут быть классифицированы по-разному. С позиций достоверности целесообразно делить научные статьи на те, которые относятся к техническим наукам (научно-технические статьи), и те, которые относятся к наукам гуманитарным, в частности, общественным.

В области техники, математики, естествознания часто приходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований.

Наряду со сведениями, относящимися к ходу исследований, в таких статьях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономической или производственной эффективности и др.

Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, об ее теоретической и практической значимости.

Важно

Следует выделить научно-технические статьи, в которых могут содержаться результаты незаконченных научных исследований. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст диссертации. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника.

Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает соискатель. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т. е.

определяться потребностями разработки темы диссертации.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Способов регистрации отбора фактического материала несколько:

  • записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений;
  • выписки из анализируемых документов, литературных источников. При этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно найти.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы.

Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.

Источник: https://uznaikak.su/1131

Ссылка на основную публикацию