Научная статья как один из самых популярных жанров современного научного стиля

Статья как жанр научного стиля Наука как

Статья как жанр научного стиля

Наука как сфера человеческой деятельности выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности стремление к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию науку характеризует интеллектуальнопонятийный образ мышления

Научный стиль ранние научные произведения: трактаты, диалоги, рассуждения XXI в. «информационный взрыв» — поток научных публикаций увеличение издания тезисов и кратких сообщений

Научный стиль речи и его разновидности Учебно-научный Научно-деловой Научно-информативный Научно-справочный Собственно научный Научно-популярный

Обратите внимание

Учебно-научный учебники методические пособия программы лекции конспекты рефераты (учебные)

Научно-деловой техническая документация контракты сообщения об испытаниях формулы изобретений инструкции для предприятий

Научно-информативный патентные описания рефераты (информативные) аннотации

Научно-справочный словари справочники каталоги энциклопедии

Собственно научный статьи диссертации монографии доклады

Научнопопулярный очерки лекции статьи

Статья ( словарь С. И. Ожегова) Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете

Вопрос: С какой целью пишутся научные статьи?

Цель научной публикации сделать работу автора достоянием других исследователей обозначить его приоритет в избранной области исследований «закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести в науку, привлечь внимание» ( Д. С. Лихачёв)

Что может содержать статья? результаты собственных экспериментальных исследований обобщения аналитический обзор информации в рассматриваемой области

Что необходимо для написания хорошей статьи? соблюдение стандартов построения общего плана научной публикации соблюдение требований научного стиля речи

Основные черты научного стиля логичность однозначность объективность «В научном языке не должны «чувствоваться чернила» : он должен быть лёгким»

ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ СТАТЬИ аннотация введение основная часть (методы исследований, основные результаты и их обсуждение) заключение (выводы) список цитированных источников

Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи!

Важно

Название (заглавие) по названию судят обо всей работе заглавие статьи должно отражать ее содержание

Как работать над заглавием? после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, её основную идею в начале своей работы, но такое подвластно только опытным исследователям Удачное название работы – это уже полдела!

Введение актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем? ) новизна работы если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель и задачи исследования, а также следует привести известные способы решения вопроса и их недостатки

Актуальность темы степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса) Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов!

Цель «что мы хотим создать в итоге организуемого исследования? » идея, ключевая мысль, которой, посвящается само исследование Что может быть итогом? новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. д.

С чего начинать формулировку цели? как правило, с глаголов: выяснить. . . выявить. . . сформировать. . . обосновать. . . проверить. . . определить. . . создать. . . построить…

Задачи как конкретизированные или более частные цели Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач определить и обосновать оптимальную… осуществить корректировку … освоить … выявить динамику …

Основная часть включает само исследование его результаты практические рекомендации

Что требуется от исследователя? пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование

Совет

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний

Выводы (вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда Выводы не могут быть слишком многочисленными ( 3 -5 ценных для науки выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой)

Чем отличаются выводы от аннотации и тезисов? Выводы должны иметь характер тезисов, то есть быть ёмкими, краткими выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции Выводы должны показывать , что получено, а аннотация – что сделано

Способы оформления ссылок 1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал) 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данными 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы

Последовательность формирования списка литературы по алфавиту фамилий авторов или названий документов по мере появления сносок по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература) по хронологии издания документов и т. п.

Правила цитирования Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов

Изложение материала статьи представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому

Использование Интернет ресурсов важно показать авторское отношение к публикуемому материалу необходимы анализ и обобщение критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам

Что следует делать автору оригинальной работы? разъяснить читателю ее наиболее трудные места если же это является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам

«Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов) стройность изложения и отсутствие логических разрывов генеральная линия статьи — общий ход мыслей автора рубрикация текста ( микротемы) это облегчит читателю нахождение требуемого материала (рубрики не должны быть излишне мелкими!)

Язык изложения Живой, образный язык, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым многие серьезные научные труды написаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман Безжалостное истребление в тексте лишних слова: ( «в целях» вместо «для» )

Читайте также:  Организационные документы: что это такое, их структура и требования к ним

Терминология автор должен стремиться быть однозначно понятым не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки

Как писать? подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта вычеркивание всего лишнего подбор правильных выражений мысли убирать все непонятное и имеющее двойной смысл

Обратите внимание

Вопрос: Почему трех-четырех переделок текста может оказаться мало? Выскажите Ваше мнение? Какие способы написания статьи Вам известны?

Некоторые способы написания научной статьи записать все, что приходит в голову в данный момент – важна свежесть впечатления «черновик» должен отлежаться начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить «Быстро» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении

Вводные слова и фразы для логической структуры Во-первых, . . . Во-вторых, . . . В-третьих. . . Кроме того Наконец Затем Вновь Далее Более того Вместе с тем В то же время Вместе с тем Соответственно Подобным образом Следовательно

Вводные слова и фразы для логической структуры В сходной манере Отсюда следует Таким образом Между тем Тем не менее Однако С другой стороны В целом Подводя итоги В заключение Итак Поэтому

Техническая сторона оформления статьи после заголовка (подзаголовка), располагаемого посредине строки, точка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка страницы нумеруются в нарастающем порядке применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7. 12 -93 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании»

Подведём итоги: Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи

Подведём итоги: Интересные выводы подмеченные закономерности – это новый шаг к познанию мира это появление нового правильно поставленного ума, способного разрешить «неразрешимые» до его появления задачи

Так как же работать над статьей? Определить степень готовности Составить план Найти необходимую информацию Написать введение Поработать над названием Описать методику эксперимента Составить список литературы Сделать выводы Написать аннотацию Провести авторское редактирование

Важно

Отправить в редакцию Не допускать искажения статьи при редактировании! красота научного языка в чувстве меры!

◦ Спасибо за внимание

Источник: https://present5.com/statya-kak-zhanr-nauchnogo-stilya-nauka-kak/

Статьи научно-популярного стиля

К научным статьям относят изложение новой информации, обмен мнениями о ней, обучающую литературу. Аннотации, доклады, рефераты, отчёты, дипломные проекты, диссертационные труды, монографии. Научные статьи для СМИ, специализированных изданий, веб-сайтов.

Научные тексты пишутся не только для учёных и людей, интересующихся наукой. Научное общение осуществляется между людьми, вращающимися в научных и околонаучных сферах, обладающими специфическими знаниями. И между людьми, у которых подобных знаний нет, но есть интерес. Они любят читать научно-популярные статьи. Именно для них создаётся специализированный контент.

Научно-популярный текст (стиль) — это разновидность (подвид) строгого научного стиля. Слог его создания немного проще, а тексты — понятнее, чем чисто научные. Они ориентированы на людей, не имеющих глубоких познаний в науках, но желающих удовлетворить свой интерес и любопытство.

Научно популярная статья, особенности написания

В табличке ниже объясняется разница между научными текстами и материалами, написанными в научно-популярном стиле.

Научный (академический) стиль

Важная функция — предоставление информативных сведений и доказательств их истинности. Языковая выразительность направлена на информирование, познание, влияния на аудиторию.

Особенности стиля:

  • монологичность,
  • нейтральность тона,
  • предварительное обдумывание,
  • тщательный выбор языковых средств,
  • нормированная речь, принятая в узком кругу.

Языковая выразительность:

  • сложная научная терминология и фразеология, стойкие терминологические словосочетания;
  • дословное приведение важных цитат с множеством сносок, примечаний, ссылок на первоисточники;
  • отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики;
  • чёткая структура текста: разделы, главы, части, параграфы, пункты, подпункты, абзацы; строгая нумерация;
  • преобладание фраз-клише — стандартных общеизвестных выражений;
  • длинные, сложные предложения, размером с абзац; большое число причастных/деепричастных оборотов и их сочетаний;
  • моносемичность — применение слов в единственном значении, поэтому их частый повтор;
  • графическое подтверждение: формулы, пронумерованные схемы, таблицы, графики, диаграммы, карты, специальные знаки и значки.

Черты, присущие стилю:

  • высокая интеллектуальность,
  • логичность,
  • подчёркнутость повествования,
  • предельная ясность, точность, лаконичность,
  • подтверждённая объективность,
  • некая абстрактность,
  • сжатость изложения.
  • отвлечённая обобщённость.

Именно такой стиль принят в научных кругах.

Научные вопросы освещаются регулярно; достоверно оглашаются результаты наблюдений, экспериментов; приводятся доказательства верности/ложности теорий, концепций. Текстам присущи: чёткая аргументация и убедительность утверждений, пояснение связей причины и следствия, подробные выводы.

Главные адресаты

  1. научного стиля — учёные и с ними сотрудничающие специалисты;
  2. научно-учебного — студенты, аспиранты;
  3. научно-популярного — все лица, интересующиеся наукой.

 

Научно-популярный текст — это материал, которому присущи свои особенности

Близок к публицистическому стилю. Практикуется повествовательное изложение. Планнаучно-популярной статьи также содержит введение, основную часть и подытоживающее заключение.

Чтобы увлечь читателей, часто предлагаются интригующие, занимательные, недоказанные гипотезы. В тексте допустимо использовать не совсем точные цитаты, без ссылок на первоисточник.

Его цель — дать общее представление.

Задача научно-популярных статей иная: предоставить научные знания в упрощённой форме, понятной любому читателю. Тексты отличаются от научных статей сбором и отбором необходимых материалов, способами приведения доказательств, стилистикой изложения, языком повествования.

В них намного меньше терминов, отпугивающих читательскую аудиторию. Допустимы эмоциональность, авторский стиль, субъективное повествование.

Читать научно-популярные статьи проще и приятней. Язык изложения намного ближе к общелитературному. Терминология используется общеизвестная, всеми употребляемая в обиходе, а не узкоспециальная, известная только небольшому кругу специалистов. Сложные научные понятия замещаются упрощёнными дефинициями. Или понятно разъясняются, дополняются примерами и наглядными сравнениями.

План научно-популярной статьи зависит от целей и основных задач текста. Составляется после изучения материала и чёткого представления, что именно будет отражено в статье. Его задача обычна: облегчить написание, помочь глубоко раскрыть тему.

Как писать статьи научно-популярного стиля: практические советы

  • помимо подробного изложения научных сведений читателю нужно их «разжевывать» — преподнести так, чтобы не было желания прервать чтение;
  • дать всем общим положениям определённые примеры, привести уместные сравнения;
  • подчёркивать ход авторских мыслей выразительными речевыми средствами;
  • не «осыпать» читателя заумными терминами; если довелось употребить, следует сразу расшифровать значение;
  • не «грузить» читателей научными фактами и подробными исследованиями; чаще проводить сравнительные параллели, делать «вставки» ненаучного характера;
  • применять разнообразные приёмы, чтобы внимание читателя не ослабевало, а интерес не угасал;
  • стремиться к оригинальности, авторскому самовыражению, нешаблонности изложения темы.
Читайте также:  План реферата: специфика составления

Работа над научно-популярными статьями более сложна, ответственна, напряжённа. Копирайтерам приходится заниматься научно-рекламной деятельностью, описывая выгоды товаров, новые технические достижения во всех научных сферах. Их привлекают к созданию научно-справочной литературы (поступают заказы на разработку словарей, справочников, руководств, инструкций), где нужно точно и лаконично предоставить информацию для пользователей.

Другие варианты создания контента для сайтов описаны на проекте «Работа копирайтером»:

Источник: http://rabota-kopirait.com/index/stati_nauchno_populjarnogo_stilja/0-443

Собственно научный стиль речи

Функциональные стили речи

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидностьлитературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Функциональные стили, во избежание путаницы с другими значениями слова «стиль», иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме.

Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

В последнее время ряд учёных говорит о религиозном функциональном стиле, исследования которого в советское время по понятным причинам не приветствовались.

Функциональные стили речи — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основных функциях языка.

Под сферами общения принято понимать широкие области общественной деятельности человека, которым соответствуют определенные формы общественного сознания: наука, политика, право, искусство. Каждую из выделенных сфер общения обслуживает определенный функциональный стиль: научный, публицистический, официально-деловой, художественный.

Жанры научного стиля речи

Жанр — форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

Совет

В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

• собственно научный,

• научно-информативный,

• научно-справочный,

• учебно-научный,

• научно-популярный.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Собственно научный стиль речи

Совет

Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

Монография — научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья — сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа идипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля — учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, — быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

– название (заголовок),

– введение,

– основная часть,

– заключение.

Тема текста

Тема текста – предмет обсуждения в тексте, номинативно выраженное содержательное ядро целого текста, сопоставимое с авторским замыслом в целом. Сохраняет свое единство на протяжении текста, обеспечивая его целостность.

В совокупности со своим смысловым предикатом Т. т. образует тезис целого текста: выражение его основной мысли. В крупном тексте Т. т.

делится на подтемы и субподтемы, отражающие содержание относительно самостоятельных частей целого текста, так что категория

Т. образует иерархическую интеллектуальную структуру.

Т. отражает затекстовую реальность и является функц.-семантической категорией, не имеющей аналога в языке (не путать стемой как термином актуального членения предложения).

Тема семантически конкретна в каждом отдельном тексте, хотя в зависимости от повторяемости ситуаций общения и встречаемости в большом количестве текстов выделяются типичные темы. Обобщенную семантику Т. т.

можно сформулировать лишь абстрактно: «предмет речи целого текста».

Обратите внимание

Роль смыслового ядра речевого произведения для Т. т. обеспечивается семантическим повтором. Единицы с повторяющейся семой (слова разной частеречной принадлежности и номинативные словосочетания) создают тематическую сетку, или тематическое поле текста.

Для тематического поля важно именно наличие семантической общности составляющих его единиц, семантические связи между единицами внутри поля могут быть различными (референтная общность, синонимия, гипонимия, морфологическая и семантическая общность и т.д.).

Наиболее частотная сема, имеющая наибольшее количество семантических связей в тексте и выделенная в нем композиционно, будет (с помощью соответствующего слова) выразителем темы целого текста.

Наиболее важны в тематическом поле непосредственные наименования предмета речи – предметные (в отличие от признаковых и от событийных ) номинации. В тексте они связаны между собой отношениями функц.-текстового тождества и могут идентифицироваться друг через друга.

Цепочка таких наименований, проходящая через весь текст и содержащая в себе представление предмета речи, – это основная тематическая цепочка текста. Как правило, она сопровождается дополнительными, в которых номинируется нечто связанное с предметом речи (признак, часть, функция и т.д.), а имя основной Т.

используется в зависимой позиции.

Определение термина

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятиякакой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.[1]

Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы.

В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом.

В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).

Важно

Термины и нетермины (слова общенародного языка) могут переходить друг в друга. Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка, создаются путём терминологизации слов общенародного языка, заимствования или калькирования иноязычных термино-элементов.

В некоторых случаях при таком вхождении слова в терминологию различными предметных областей возникает омонимия: так, например, заимствованное из латыни слово «лигатура» (лат.

ligatura) в металлургии имеет значение «сплавы для легирования», в хирургии — «нить, используемая при перевязке кровеносных сосудов», втеории музыки — графема, в которой несколько простых «разновысотных» нотных знаков записывались слитно, как единый знак.

Читайте также:  Основные законы геометрической оптики: основные понятия и границы применимости

В современной науке существует стремление к семантической унификации систем терминов одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между терминами разных языков) и к использованию интернационализмов в терминологии.

Функциональные стили речи

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидностьлитературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Функциональные стили, во избежание путаницы с другими значениями слова «стиль», иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме.

Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

В последнее время ряд учёных говорит о религиозном функциональном стиле, исследования которого в советское время по понятным причинам не приветствовались.

Функциональные стили речи — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основных функциях языка.

Под сферами общения принято понимать широкие области общественной деятельности человека, которым соответствуют определенные формы общественного сознания: наука, политика, право, искусство. Каждую из выделенных сфер общения обслуживает определенный функциональный стиль: научный, публицистический, официально-деловой, художественный.

Жанры научного стиля речи

Жанр — форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

Совет

В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

• собственно научный,

• научно-информативный,

• научно-справочный,

• учебно-научный,

• научно-популярный.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Собственно научный стиль речи

Совет

Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

Монография — научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья — сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа идипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля — учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, — быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

– название (заголовок),

– введение,

– основная часть,

– заключение.

Источник: https://cyberpedia.su/6x8ce0.html

Научный стиль

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь.

Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются˸ научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.

), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации˸ именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями˸ статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ; собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы; передовая статья; историко-научная обзорная статья; дискуссионная (полемическая) статья; научно-публицистическая статья; рекламная статья. Каждая из разновидностей статьи отличается собственным содержанием и демонстрирует профиль журнала, где она опубликована.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.

Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.).

Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном.

Например, глагол ʼʼсчитатьʼʼ, имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение˸ ʼʼделать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагатьʼʼ.

Читайте также

  • — Научный стиль.

    Научный стиль обслуживает сферу научного знания, основ­ная его функция – сообщение информации, а также доказательст­во ее истинности. Язык науки – это язык общения специалистов в профессиональной сфере. Научный стиль реализуется как в письменной, так и в устной форме…. [читать подробнее].

  • — Научный стиль речи

    № 35.Подберите к нейтральным или разговорным словам и конструкциям левого столбика синонимы научного стиля речи из правого столбика. обдумывание кроме того, наконец изученная литература другими словами случай подытоживать, суммировать, обобщать … [читать подробнее].

  • — Научный стиль

      Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная… [читать подробнее].

  • — Научный стиль речи (основные черты).

    Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/211275_nauchnyy_stil

    Ссылка на основную публикацию