Система нирс: что это такое, как заняться научной деятельностью

Научно-исследовательская работа студентов

В настоящее время Гуманитарный институт (г. Москва) – это серьезный, сложившийся вуз с большим образовательным потенциалом и богатыми традициями.

Руководство института и весь профессорско-преподавательский состав стремятся к тому, чтобы реализуемые в нашем институте образовательные программы отвечали самым современным требованиям и стандартам.

Этому способствует не только профессионально организованный учебный процесс вуза, но и отлаженная научно-исследовательская работа студентов Гуманитарного института (г.Москва) (далее – НИРС).

Обратите внимание

В Гуманитарном институте (г.Москва) научно-исследовательская работа студентов организационно начала формироваться с самых первых дней его создания, то есть с 1993 года. Именно с этого времени НИРС Гуманитарного института (г.

Москва) приобретает статус самостоятельной органичной части учебного процесса и получает выражение в форме подготовки курсовых и дипломных работ студентами на старших курсах. Постепенно в Гуманитарном институте (г.

Москва) начинают организовываться студенческие научные кружки и научные семинары при кафедрах. В конце 90-х-годов в институте начинают проводиться конкурсы на лучшую научную работу студентов Гуманитарного института (г.Москва) , которые в настоящее время стали ежегодными.

Появились новые формы НИРС, получившие свое выражение в создании Студенческого научного общества и сектора НИРС в Студенческом совете.

Многие студенты младших курсов и абитуриенты, поступающие в институт часто задают вопрос: «А что же такое научно-исследовательская работа студентов? Что она дает? Как ею заниматься и для чего она необходима?» В этой связи, прежде всего, хотелось бы отметить, что наука как сфера человеческой деятельности расширяет кругозор человека, углубляет его познания, так как занятие научной деятельностью предполагает получение новых знаний. При этом у студентов появляется много вопросов, но поиск ответов на них со временем становится все легче. Становится интереснее учиться в вузе, возникает больше стимулов к учебе и, конечно же, появляется больше возможностей в жизни. Занятие научно-исследовательской работой не только помогает студенту выделиться среди других и реализовать свой творческий потенциал, но и в дальнейшем способствует, например, при поступлении в аспирантуру, или при приеме на работу.

Занимаясь наукой в Гуманитарном институте (г.

Москва), студенты имеют прекрасную возможность участвовать во внутривузовских, межвузовских, региональных, общероссийских и международных научных конференциях, олимпиадах, конкурсах, «круглых столах» и выставках, тем самым, приобретая новые знания, незабываемые впечатления и новых друзей. В конечном итоге это способствует «органичному» и всестороннему развитию личности человека — будущего специалиста.

Исходя из этого, можно сформулировать определение научно-исследовательской работы студентов, под которой понимается иерархически организационная система работы со студентами в вузе, через их участие в научном процессе от стадии обретения навыков и умений до стадии исследования и получения научного результата.

НИРС в Гуманитарном институте (г.Москва) – это, прежде всего система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов:

  • обучение студентов элементам творчества и привития им навыков исследовательского труда;
  • собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
  • воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.

Студенты должны знать, что научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего специалиста в институте.

Целью НИРС является обучение студентов методам самостоятельного ведения научных исследований, организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.

Важно

Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя. Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели нашего института. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель.

Чаще всего — это научное направление, которое уже ведется на факультете института. Иногда студент приходит со своей идеей, если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование.

Как правило, научная работа, осуществляемая студентами перерастает в дипломную работу или кандидатскую диссертацию.

Обычно, на младших курсах обучения в институте руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших — помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.

В конечном итоге научная работа студентов — это вклад не только в науку, но и в свое будущее.

Кроме знаний, научная работа дает студентам и возможность «продвижения» — со своими научными работами можно участвовать в различных конкурсных мероприятиях, получать именные стипендии и гранты.

Научная работа приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение — иногда чисто символическое, а иногда позволяющее кардинально изменить свою жизнь.

Наука отличается от учебы, так как она не является обязательной формой деятельности. Наукой занимаются не ради оценки, а чаще всего из интереса. Это другая точка зрения на любой материал, в том числе и на учебный. У человека, прежде всего, возникает желание понять что-то для себя, а не для экзамена. Всем желающим советую обязательно ЭТО попробовать!

Совет

В этой связи многие студенты считают, что научно-исследовательская работа – это только для отличников. Это заблуждение. НИРС – это только для желающих. Здесь нет ограничений по успеваемости или по зарплате родителей. Заниматься наукой – так же, как и дышать – приходится самому.

Поэтому всех заинтересовавшихся ограничивает только желание и интерес. В конечном счете — это дает свои девиденты. Одним – зачет или экзамен «автоматом». Другим – получение навыка публичного выступления перед аудиторией.

Третьим – возможность общения со студентами других вузов и приобретение новых друзей на научных конференциях и «круглых столах». Четвертым — способность легко выражать мысли на бумаге. Пятым – будущую профессию ученого и преподавателя.

Так что, каждый сам должен решить, что ему нужно получить от научно-исследовательской работы и действовать.

Главное, чтобы было интересно заниматься наукой. Так же хотелось бы пожелать всем желающим заняться НИРС терпения, усердия и настойчивости. На начальном этапе всегда сложно, иногда хочется всем бросить. Но все это, в конечном счете, обернется в вашу же пользу.

С чего же следует начать научно-исследовательскую работу?

Во-первых, выбрать на факультете института наиболее интересную для Вас тему и соответственно Купить диплом или аттестат в Москве можно на сайте Дипломы без предоплаты научного руководителя.

Во-вторых, следует обратиться в Центр научно-исследовательской работы студентов (каб. № 107), где с Вами обсудят реальную возможность заниматься научно-исследовательской работой и выбранной темой исследования и дадут ценные рекомендации.

В-третьих, вступить в Студенческое научное общество Гуманитарного института (г.Москва) , где старшие товарищи всегда помогут и подскажут как лучше строить свою работу.

Обратите внимание

В Гуманитарном институте (г.Москва) при участии Вольного экономического общества России и Института товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) сформирована и развивается на стыке нескольких специальностей новая Научная Школа «Логистика ресурсосбережения».

С мая 2008 г. в структуре Гуманитарного института (г.Москва) действует Научно-практический центр инновационных решений и системных исследований многоуровневых социально-экономических проблем (НПЦ). Его основными задачами являются:

  • Развитие направлений и условий внутриинститутского сотрудничества в области НИР, а также внешнего взаимодействия Гуманитарного института (г.Москва) с учебными и научными организациями, бизнес — структурами, диссертационными советами и специализированными изданиями (базовыми партнерами НПЦ являются РЭА им. Г.В. Плеханова, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков — ИТКОР, АНХ при Правительстве РФ);
  • Руководство и содействие НИР студентов и аспирантов Гуманитарного института (г.Москва), включая системные консультации по вопросам подготовки статей, монографий, дипломных работ, диссертаций и авторефератов (с рекомендациями по структурно-содержательной части, оформлению и проведению работ с внедрением результатов НИР и содействием в представлении к защите диссертаций на специализированных советах);
  • Организация и проведения конференций, семинаров, круглых столов и других аналогичных мероприятий с привлечением к участию в них ППС, аспирантов и студентов Гуманитарного института (г.Москва). В рамках данного направления в декабре 2008 г. НПЦ выступил одним из основных организаторов международной конференции «Инновационные решения как фактор устойчивого развития современного общества». Была подготовлена серия докладов на пленарном заседании и секционных выступлений. К участию к конференции силами НПЦ был привлечен ряд отечественных и зарубежных научных и практических работников – докторов и кандидатов

Основной задачей НПЦ является поиск новых возможностей повышения эффективности использования ресурсного потенциала во взаимосвязи с проблемами экологии и бизнес-устойчивости.

При участии высококвалифицированных ученых – докторов и кандидатов наук, а также молодых исследователей – аспирантов и студентов, нарабатываются перспективные научно- методические заделы, уточняется состав и рациональная этапность проведения дальнейших исследований.

В этих условиях студентам Гуманитарного института (г.Москва) предоставляется возможность не только овладеть базой ранее сложившихся знаний, но и принять участие в развитии этих знаний, в формировании новых, что представляет собой реальный творческий процесс, результатом которого могут быть оригинальные и значимые курсовые и дипломные работы, а в дальнейшем и диссертации.

Аспиранты Гуманитарного института (г.Москва) успешно защищают кандидатские диссертации. Так, в 2010г. диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме: «Развитие системы банковских услуг как инструмента логистической поддержки бизнеса» (Специальность 08.00.05) успешно защитил аспирант Гуманитарного института (г.Москва) Смольников Вячеслав Александрович.

Студенты и аспиранты Гуманитарного института (г.Москва) принимают активное участие в различных конференциях и научно-практических семинарах, например в 2010 г.

было принято участие в Пятом Международном Логистическом Форуме «Тенденции развития логистики в 21 веке». C докладами выступили доктор экономических наук Семенов Н.Н., аспирант Гуманитарного института (г. Москва) Быков А.В.

По результатам форума Гуманитарный институт (г.Москва) вошел коллективным членом секции логистики Вольного экономического общества России

Важно

В ноябре 2011 года было принято участие в конференции «Экономические проблемы внедрения и использования нанопродуктов и нанотехнологий» организованной РЭУ им. Г.В Плеханова. С докладом на тему «Инновационный фактор развития бизнес-сферы» выступил д.э.н. Семенов Н.Н., аспирант Гуманитарного института (г.Москва) Золкин Д.А.

На базе проводимых научно-исследовательских работ в Гуманитарном институте (г.Москва) создана новая научная школа эколого-экономической направленности «Логистика ресурсосбережения».

Продолжая свою деятельность по указанным направлениям, НПЦ планирует ее диверсификацию с учетом изменяющихся социально-экономических условий.

Источник: http://xn—-7sbak0acafxlcd8athibacq3n.xn--p1ai/gi-mn-sc-nirs.html

Что даёт научная работа? — Научно-исследовательская работа студентов | БГТУ

Для начала надо сказать, что наука расширяет кругозор. Твои знания углубляются, так как во время научной деятельности (НД) ты обязательно сталкиваешься с новыми областями знаний. Появляется много вопросов, но поиск ответов на них со временем становится все легче.

Становится интереснее учиться, больше стимулов к этому и, конечно, больше возможностей в жизни. Про возможности в жизни сказано неспроста. Занятие НД не только выделит тебя среди других, но и поможет, например, при поступлении в аспирантуру, на работу.

Занимаясь наукой в университете, ты можешь участвовать во внутривузовских, республиканских, региональных, общероссийских, международных конференциях, олимпиадах, конкурсах и выставках, тем самым приобретая новые знания, незабываемые впечатления и новых друзей.

Таким образом:

Научная работа — это вклад не только в науку, но и в своё будущее.

Кроме знаний, научная работа даёт и возможность «продвижения» — со своими работами можно участвовать в различных мероприятиях, получать именные стипендии, гранты.

Научная работа приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение — иногда чисто символическое, а иногда позволяющее круто изменить твою жизнь.

Немного о том, что такое НИРС:

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса. НИРС включена в процесс подготовки специалиста.

Совет

Она имеет целью обучение выпускников методам ведения научных исследований; организации научно-исследовательской работы, а также выработки у них навыков самостоятельного оформления результатов исследований в виде отчета, статьи, заявки на предполагаемое изобретение и др., публичных выступлений.

К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.

Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе руководителя.

Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели ВУЗа, а также сотрудники научно-исследовательских организаций и аспиранты.

Тему работы обычно предлагает руководитель. Чаще всего это научное направление, которое уже ведётся на кафедре. Иногда студент приходит со своей идеей; если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование. Нередко научная работа перерастает в магистерскую или кандидатскую диссертацию.

Обычно, на младших курсах обучения в ВУЗе руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших — помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.

Формы НИРС на кафедре условно разделены на две категории:

Формы НИРС, включенной в учебный процесс (в курсовых и дипломных проектах; при выполнении лабораторных работ; на практиках; при подготовке рефератов на заданную тему);

Формы НИРС, выполняемой во внеучебное время (участие в выполнении договоров о творческом содружестве с организациями и предприятиями, индивидуальная работа на кафедре).

Материал заимствован с сайта http://www.junior.ru/

Источник: https://pkm.belstu.by/nirs/chto-daet-nauchnaya-rabota.html

Начало научной карьеры (часть 1)

Всем доброго времени суток!

Замечаю, что темы, связанные с образованием и наукой на Хабре достаточно популярны. Я тоже решил внести свой небольшой вклад в развитие этого направления. На сей раз речь пойдёт о том, как в принципе выглядит университетская карьера, какие в ней имеются особенности, сложности и подводные камни.

Разумеется, я могу рассуждать лишь о своём опыте. Он вкратце таков: законченная аспирантура в России (прикладная математика), законченная аспирантура в Европе (computer science). Основное поле деятельности — computer science. Если ничего не сломается, со следующего семестра займу позицию assistant professor'а, пока не знаю где (есть предложения, но я ещё точно не уверен, куда поеду).

Где начинать?

Итак, приступим. Основная тема сегодняшней заметки, к сожалению, грустная: научную карьеру придётся начинать за рубежом. Наверно, лучше всего в Европе или в Штатах. Почему не у нас? Об этом ниже. Разумеется, у нас есть гениальные учёные и успешные профессора, чьей карьере в науке можно только позавидовать.

Проводятся мероприятия, ведутся исследования. Но для начинающего специалиста ничего привлекательного вам, увы, не предложат. Штука в том, что научная деятельность наукой не ограничивается. Люди идут в университеты чтобы «have fun» 🙂 Везде в мире в промышленности зарплаты повыше и работа более стабильная, определённая.

Обратите внимание

В университетах же создаётся своя, тонкая, интересная атмосфера, возможность ездить по миру, общаться с людьми, заниматься в спокойной обстановке любимым делом. У нас же эта «научная жизнь» отсутствует напрочь (по крайней мере, в области computer science). Мы, к сожалению, варимся в собственном соку, и ничего хорошего в этом нет и быть не может.

Такое впечатление, что весь остальной мир находится где-то далеко, и мы к нему имеем весьма опосредованное отношение. Чтобы не быть голословным, несколько примеров.

1) Взглянём на место проведения популярной конференции String Processing and Information Retrieval (SPIRE): 2003 — Canada, 2004 — Italy, 2005 — Argentina, 2006 — UK, 2007 — Chile, 2008 — Australia. Россию не ищите; вряд ли есть хоть одна серьёзная «перемещающаяся» конференция, хотя бы иногда проводящаяся в России.

2) На Западе весьма приветствуются обмены опытом, поездки студентов на год-два в другой университет, «visiting lecturers». У нас каждый университет — это здание за каменной оградой. Студент не может прослушать курс даже на соседнем факультете, а потом «засчитать» его вместо какого-либо курса на своём факультете.

В дальнейшем эта замкнутость сохраняется. Люди варятся в собственном соку, и реальные контакты с внешним миром (не считая конференций) минимальны. 3) Одно интересное сотрудничество у меня не состоялось, поскольку предполагаемый соавтор хотел публиковать статьи ТОЛЬКО на русском языке и ТОЛЬКО в российских журналах.

Причина — пресловутый список ВАК «рекомендованных» журналов. То есть бюрократическая контора сверху указывает, где публиковать «правильно», а где «неправильно». Вопрос хорошести журнала не стоит, в самом списке ВАК явно куча изданий внесена по политическим причинам (например, там есть «вестники» СЛИШКОМ многих наших университетов второго эшелона).

4) Бюрократия у нас просто ужасающая. Взгляните, например, на список документов, требующихся для защиты кандидатской диссертации. И подумайте, что за каждым элементом списка стоит нетривиальный процесс его получения. Кстати, за бугром почти всю бумажную работу делают секретари, это их обязанность. У нас же вы ещё спасибо скажете, если просто не нахамят.

5) После аспирантуры бюрократия не кончится. Любой грант, любая поездка на конференцию (при далеко не всегда работающем условии наличия денег) оборачивается безумной бумажной волокитой. Далеко не каждый такое выдержит. «У них» любой профессор имеет некое заранее оговоренное количество годовых денег на поездки и прочие расходы, связанные с исследованиями. Т.е. деньги есть СРАЗУ, нужно лишь их потратить и отчитаться. 6) При этом, конечно, и зарплаты у нас, мягко говоря, неконкурентны. Ну да низкую зарплату, наверно, можно пережить, если есть какие другие бонусы, а у нас «бонусы» начинаются с вахтёра на проходной… Разумеется, можно сказать, что смысл науки не в высокой зарплате и не в развлечениях в виде поездок по заграницам и обменов опытом, а в продвижении высоких идей. Но, честно говоря, я не готов жертвовать прелестями жизни ради даже высокой цели. Тех, кто готов — искренне уважаю. Хотя и считаю, что такая богатая страна, как Россия, может себе позволить платить учёным достаточно, а не рассчитывать на их приверженность идеалам (особенно когда обилие денег в иных городах очевидно). Не стоит также думать, что «у нас» все как раз делом заняты, а «у них» развлекаются. За границей тоже есть свои критерии приёмки качества, и обычно они повыше наших. Наверно, к этому моменту времени складывается впечатление, что я только и делаю, что кидаю камни в огород нашего государства. Так вот, это не совсем так. Есть, скажем, совершенно замечательная во всех отношениях страна Финляндия. Но там не делают своих автомобилей. Таким образом, если вам хочется делать машины, Финляндия будет просто неверным выбором. Так и наша страна, быть может, хороша и даже очень, но в силу тех или иных причин наука у нас практически стоит. Вероятно, правительство не считает это направление приоритетным (их право, в конце концов). В России можно заниматься чем-нибудь другим.

Что ж, на сегодня достаточно. В следующий раз я расскажу о гораздо более интересных и приятных вещах — как «влиться» в общемировой научный процесс и чем там можно заниматься 🙂 Смысл же этого поста — объяснить, что дальше речь пойдёт именно о «мировой» научной деятельности и сразу, к сожалению, отсечь её от «нашей», внутренней.

Источник: https://habr.com/post/50543/

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,686

1Чупрова Л.В. 11 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»В статье представлены основные направления организации научно-исследовательской работы студентов в техническом университете. Даётся характеристика её основных форм и видов.

Показаны различные функции научной работы: образовательная, организационно-ориентационная, аналитико-корректирующая, мотивационная, развивающая и воспитывающая, а также необходимость её интеграции с реальным учебно-воспитательным процессом, что будет способствовать формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, востребованного на рынке труда.научно-исследовательская работа студентовучебно-воспитательный процесс1. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С.63 – 672. Чупрова Л.В. Системное становление творческой личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. – 2012. – № 3. – С.82 – 85.3. Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 8. – С.228 – 231.4. Шереги, Ф. Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования // Альма матер. – 2010. – № 1. – С. 21–28.

В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориентаций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, возникла потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. В этих условиях общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности [2, 3].

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Все эти качества необходимо формировать в вузе.

Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Важно

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что на протяжении нескольких десятилетий НИРС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования была организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, но в последние два – три года ситуация резко изменилась. Сегодня одной из приоритетных задач любого вуза является активное вовлечение студенческой молодёжи в науку, оказание финансовой поддержки для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, оснащение лабораторий современным оборудованием.

Читайте также:  Научная статья как один из самых популярных жанров современного научного стиля

Анализ исследований и публикаций. Рассматриваемая проблема не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и организаторов НИРС: С.И. Архангельского, Г.И. Жильцова, Е.П. Елютина, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А.Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.

Различные стороны познавательной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности освещены в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Кузнецова, C.B. Новикова. В исследованиях ряда учёных (Н.Г. Ищенко, A.A. Лазаревич, Л.М. Опыхтина, H.A.

Сорока, В.П. Квашко, В.П. Таловов и др.) серьезное внимание уделено различным формам пропаганды и популяризации НИРС. Вопросы совершенствования методов НИРС рассматриваются учёными: Б.П. Гнеденко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Г.А.

Николаев и др.

Во многих работах анализируются понятия НИРС и УИРС, при этом научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов.

Совет

На наш взгляд, научно-техническое творчество – понятие более емкое, чем НИРС; мы полагаем, что конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного.

Данное понятие широко используется в работах Л.Г. Квиткиной, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского и др.

Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса [1].

«Студенческая наука – сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе.

Но все эти результаты возможны в том случае, если научная работа студентов носит неформальный характер» [4, с. 22].

Целью статьи является рассмотрение форм и видов научно-исследовательской работы студентов, организованной на кафедре химии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и проводимой в направлении развития творческого потенциала личности.

Изложение основного материала.

Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, реальных курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках и т.п.

, что является не совсем правильным. Анализ работ учёных показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно- технического прогресса.

В нашем исследовании понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя следующие элементы:

  • обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
  • выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

  • развитие творческого мышления, расширение научного кругозора;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • формирование умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций:

  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики.

В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих развитию творческой активности:

  • использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
  • вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно – исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
  • использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых – постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины [3].

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Обратите внимание

Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках.

Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части.

Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений.

На этом этапе мы предлагаем студентам домашние учебно-исследовательские задания, которые по своему характеру, построению и методике близки к научному исследованию.

Такие учебно-исследовательские задания помогают студенту мыслить творчески, самостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становятся темами курсовых, а затем и выпускных квалифицированных работ, составляя их основу. Использование таких заданий в системе обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала и способствует развитию творческого потенциала студента. Приобретенные навыки студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрой химии по госбюджетной и хоздоговорной тематике.

Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем.

Важно

Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Очень популярной формой НИРС является участие студентов в ежегодной научно-технической конференции, проводимой в университете, результатом которой является написание статей в сборники научных трудов.

Студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Вывод. Таким образом, внедрение системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе и интеграция её с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Библиографическая ссылка

Чупрова Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5-2. – С. 167-170;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362 (дата обращения: 19.03.2019).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5362

Анализ научно-исследовательской деятельности студентов (статья)

Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вуза.

Проведение научной работы в вузе обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий [20].

Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности специалиста, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки специалиста качественно иного типа: самокритика, автора, творца, исследователя, способного осуществлять профессиональное и человеческое предназначение.

Изучение работ А.Г. Алейникова, А.Г. Асмолова, А.П. Валицкой, Ю.В. Громыко, Ю.С. Давыдова, Г.А. Ягодина, В.А. Якунина и др.

позволило не только установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке такого специалиста в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих специалистов от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие — научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества студентов, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая школа при изначально имеющемся потенциале не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания специалиста инновационного типа. Для решения данной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих специалистов и педагогические условия, обеспечивающие воплощения данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической проработки [24, 38, 46, 59, 66, 175, 176].

Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее в полном объеме условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности студентов), способствующих развитию интереса к науке у будущих специалистов. Одной из причин является отсутствие соответствующей целостной педагогической теории и эффективной модели ее реализации в практике образования [49].

Читайте также:  Виды и свойства информации: какую роль играет информация в информатике

Проблема активизации научно-исследовательской деятельности упирается не в отсутствии желания студентов и преподавателей заниматься научным творчеством, а в отсутствии, с одной стороны, системы управления научно-исследовательской работой (НИР), а с другой — в отсутствии педагогических условий развития НИР в вузе.

Совет

Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования.

Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление [65].

Научно-исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку их на основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшее ее развитие.

Сюда же можно присовокупит моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения.

В дальнейшем все это, будучи проверенно на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

Государственный стандарт регламентирует:

1) степень развития научного потенциала вуза: преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;

2) научную активность преподавательских кадров и степень их вовлеченности в НИР: реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью [61].

Обратите внимание

Вузам свойственны и установлены законом академические свободы корпорации научно-педагогических работников и студентов, а также коллегиальная структура управления.

Применительно к качеству реализации научно-исследовательской работы в вузе используется система частных критериев [59]: полнота (системность) научного исследования; сформированность системно-деятельностного мышления; глубина исследования проблемы; степень академичности; степень практического использования; степень инвестиционной привлекательности.

Научно-исследовательский проект — это способ организовать деятельность людей, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства достижения цели. Содержание проектирования — это не только технологический шаг, но и акт взаимодействия участников проекта.

Проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Типологические признаки научно-исследовательских проектов, на наш взгляд, целесообразно подразделять: по характеру доминирующей в проекте деятельности; предметно-содержательной области; характеру координации проекта; характеру контактов; количеству участников; продолжительности проекта.

Ю.В. Громыко и В.В. Давыдов отмечают, что в настоящее время формируется новый тип научности — проектно-программный. Его ядро составляют деятельность по проектированию и программированию, в результате которой разрабатываются, формируются и создаются новые, еще не существующие системы практики образования [59, 65].

Изменения в научной деятельности высшей школы концентрированно проявляется в ее основном, первичном звене — высшем учебном заведении.

Развитие вуза представляет новые, повышенные требования к управлению подсистемами «Обучение» и «НИР».

Важно

Научная деятельность органически сочетается с процессами обучения, взаимоувязанное развитие этих процессов обусловливает необходимость системного исследования вуза [80].

Специфика высшего учебного заведения как объекта управления определяется, в первую очередь, качественным своеобразием целей в процессе планирования. Основную цель вуза можно определить как наиболее полное удовлетворение растущих потребностей современного общества.

Соединение в рамках вуза элементов разной природы (учебных, научных, производственных, хозяйственных, экономических) и сложности (одноцелевых или многоцелевых, осуществляющих деятельность в рамках одной или нескольких подсистем), а также связанное с этим разнообразие форм их взаимосвязи и взаимодействия, принципов и способов интеграции — существенная особенность современного высшего учебного заведения.

Состав структурных элементов подсистемы «НИР» зависит от формы финансирования и вида работ. Проведение госбюджетных научно-исследовательских работ — обязательная часть деятельности всех кафедр вуза. Вместе с тем организуются и специальные научные подразделения: НИИ, проблемные лаборатории, научно-прикладные центры и др.

Специфика вуза как объекта управления проявляется в характере потоков, связывающих его с внешней средой.

Внешняя среда воздействует на вуз через: потоки специалистов, стажеров, аспирантов и соискателей, руководителей и специалистов производства, проходящих переподготовку и повышающих квалификацию; потоки трудовых ресурсов (кадры работников — профессорско-преподавательский, научный, учебно-научно-вспомогательный, административно-хозяйственный персонал, рабочие); потоки материальных ресурсов (учебное и научное оборудование, литература, объекты недвижимости и др.); информацию о новых достижениях и открытиях; заказы предприятий; спонсорское финансирование [42].

Финансирование должно быть, в свою очередь, согласовано с такими видами работ, как распределение фонда заработной платы по подразделениям, заключение договоров с организациями, оформление на работу в научно-исследовательский сектор, утверждение его штатного расписания, заключение индивидуального договора с исполнителем, оформление командировки по теме, подписание отчета о командировке, оформление зарплаты на выполненный объем работ, подписание отчета о выполненной работе, составление проекта сметы, написание годового отчета о научно-исследовательской работе в вузе [17].

В свою очередь, вуз воздействует на внешнюю среду, как правило, путем выпуска квалифицированных специалистов; подготовки научно-педагогических кадров; переподготовки и повышения квалификации руководителей производства; выполнения научно-исследовательских работ (как через их внедрение в производство, общественную практику, так и путем информационного воздействия).

Совет

Активное взаимодействие характерно и для высших учебных заведений, обменивающихся между собой потоками студентов (в порядке перевода) и специалистов (аспиранты, стажеры, докторанты), информацией о достижениях и открытиях.

Все это следует учитывать при проектировании научно-исследовательского сектора работы вуза. Для этого необходима корректировка взаимодействия всех подразделений системы.

Сложность управления и проектирования по отношению к научно-исследовательской деятельности обусловлена присущим науке характером технологического процесса и спецификой применяемых средств.

Основными особенностями научного коллектива как объекта управления являются неполная предсказуемость (иногда даже непредсказуемость) результатов деятельности; неповторяемость работ; особая роль научной информации в комплексе потребляемых ресурсов; отсутствие в большинстве случаев точных количественных критериев для измерения результатов труда [92].

Процесс научного труда — это учет информации, имеющейся в накопленных человечеством знаниях, ее творческое развитие и преобразование.

Результат исследовательского труда проявляется сначала в фундаментальном исследовании, затем проходит по цепочке цикла через прикладное исследование и разработку, опытный образец, прежде чем воплотиться в готовом продукте.

При этом в конце цикла может быть получена информация, о которой исследователи даже не предполагали, начиная работу.

Характерным для научной деятельности является также высокий удельный вес «незавершенного производства» в виде поисковых, теоретических и других работ, по которым нельзя учесть экономический эффект, и более продолжительный цикл, чем в любой отрасли индустрии. В связи с этим получение эффекта от использования законченных работ не всегда совпадает во времени и потому не всегда может служить основой для оценки деятельности научного коллектива в течение некоторого периода (года, квартала и т. д.).

Обратите внимание

В высшей школе специфика научного труда заключается и в том, что он неразрывно связан с учебным процессом, нуждами (а значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов [95].

Качественная неоднородность характеризует также внутреннюю структуру научной деятельности, которая включает разнообразные элементы: от подготовки кадров до опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Масштабы развития НИР нередко не согласуются с устаревшими организационными формами.

Так, на некоторых факультетах крупных вузов объемы НИР достигают миллиона рублей и более, но выполняются разрозненными небольшими исследовательскими группами; компетенция проблемных и отраслевых лабораторий нередко не согласуется с объемами их деятельности и сложностью их внутренней структуры.

Но — и это главное — НИР редко влияет на повышение качества образовательного процесса, являясь, как правило, просто дополнительным источником финансовых средств. В связи с этим конкретизация функций научно-исследовательской работы является актуальной задачей высшего профессионального образования.

Продуктивным методом анализа и оценки основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований вузов является структуризация ее целей и задач.

Структуризация целей обеспечивает системное рассмотрение комплекса стоящих перед высшей школой проблем в их взаимосвязи и соподчинении, а распределение задач повышения эффективности НИР по соответствующим уровням позволяет сосредоточить на их решении усилия как органов управления высшим образованием, так и вузов.

Вариант такой системы («дерева») представлен на рис. 2. Он разработан путем декомпозиции генеральной цели и содержит проблемы, которые необходимо решать на уровне вуза для повышения эффективности научных исследований.

Повышение эффективности научных исследований в вузе включает в себя следующие уровни:

1. Совершенствование организации и управления научными исследованиями:

– развитие организационных структур;

– совершенствование планирования и стимулирования научных исследований;

– улучшение координации и укрепление связи с производством и учебным процессом;

– совершенствование информационного обеспечения управления НИР.

2 Улучшение ресурсного обеспечения научных исследований:

– улучшение материально-технического обеспечения;

– улучшение использования кадрового потенциала;

– совершенствование финансирования.

3. Совершенствования процесса планирования НИР:

–  совершенствование исследовательских процессов;

– улучшение обслуживания исследовательских процессов.

Важно

В английских социологических словарях исследование определяется как критическая и исчерпывающая проверка, ставящая целью пересмотр принятых ранее выводов в свете новых фактов и открытий [135].

Объективная необходимость разработки моделей, характеризующих научно-исследовательскую педагогическую деятельность с системных позиций и являющихся единицами ее анализа и проектирования, в значительной мере стала проявляться в связи с введением в педагогический обиход понятия «педагогическая технология».

Современная трактовка понятия «технология» дана в широко известной работе М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [108].

В своей работе они отмечают, что большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями, машинами, например, полупроводниками и компьютерами, однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на общество, описывает ее как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги.

По нашему мнению педагогическую технологию можно определить как внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функциональной модели научно-исследовательской педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого положительного результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ в условиях адекватных целям образования.

Таким образом, налицо противоречие, в котором, с одной стороны, педагог-исследователь не должен ограничивать себя рамками «технологического пространства» педагогической деятельности, то есть эмпирическими объектами, а с другой — разработка «субъектного пространства» научно-исследовательской деятельности на уровне преобразования абстрактных объектов (при первой же попытке со стороны педагога-исследователя) выявляет серьезные ограничения, которые он не в состоянии преодолеть без посторонней помощи, то есть без помощи менеджера, координирующего исследовательскую работу, связь с социумом и его потребностями.

Поскольку мы определили вуз как особого рода корпорацию, то корпоративный менеджмент — это деятельность профессионалов в ходе проведения деловых операций, то есть менеджмент сосредоточен на механизмах внедрения вузовской корпорации в бизнес-систему общества [109].

Цель корпоративного вузовского менеджмента заключается в повышении качества образования, что обеспечит вузу, как инвестиционную привлекательность, так и свое место в социально-экономическом пространстве.

Совет

Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1042

Ссылка на основную публикацию