Что такое проект в школе: работа над ученическим проектом от а до я

Технология работы над ученическим проектом ГОУ СОШ 1384 с углубленным изучением математики имени А.А.Леманского. — презентация

1 Технология работы над ученическим проектом ГОУ СОШ 1384 с углубленным изучением математики имени А.А.Леманского<\p>

2 Цель : формирование познавательной активности учащихся; формирование познавательной активности учащихся; повышение интереса учащихся к обучению; повышение интереса учащихся к обучению; направленность учебно- воспитательного процесса на саморазвитие личности; направленность учебно- воспитательного процесса на саморазвитие личности; повышение качества знаний учащихся. повышение качества знаний учащихся.<\p>

3 Задачи : содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебной деятельности; развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебной деятельности; формирование исследовательских умений и навыков, знакомство с методами научного поиска; формирование исследовательских умений и навыков, знакомство с методами научного поиска;<\p>

Обратите внимание

4 учить работать с научной литературой; учить работать с научной литературой; отбирать, анализировать и систематизировать материал по выбранной проблеме; отбирать, анализировать и систематизировать материал по выбранной проблеме; учить ораторскому искусству, умению вести дискуссии, научному спору; учить ораторскому искусству, умению вести дискуссии, научному спору; способствовать профессиональному самоопределению и саморазвитию учащихся. способствовать профессиональному самоопределению и саморазвитию учащихся.<\p>

5 Этапы проектной деятельности : вводный;вводный; поисково- исполнительский;поисково- исполнительский; заключительный;заключительный; итогово-обобщающий.итогово-обобщающий.<\p>

6 Предлагаемая методика работы над проектом включает с себя 4 этапа: 1.Планирование работы над проектом. 2.Аналитический этап. 3.Этап обобщения. 4.Этап презентации полученных результатов работы над проектом.<\p>

7 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1. Этап планирования работы над проектом: Коллективное обсуждение Коллективное обсуждение Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы 2. Аналитический этап: Проводится поиск и сбор информации; Проводится поиск и сбор информации; Уточняется и формулируется собственная задача; Уточняется и формулируется собственная задача; Анализ полученных данных. Анализ полученных данных. 3. Этап обобщения информации: Систематизация полученных данных. Систематизация полученных данных. Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. Обобщение информации полученной каждой группой. Обобщение информации полученной каждой группой. 4. Этап презентации полученных результатов: Осмысление полученных данных и способов достижения результата. Осмысление полученных данных и способов достижения результата. Организация и обсуждение совместной презентации результатов. Организация и обсуждение совместной презентации результатов. Выводы по проблеме проекта. Представление «конечного продукта» Выводы по проблеме проекта. Представление «конечного продукта»<\p>

8 1. Этап планирования работы над проектом Этап выдвижения первичных идей на основе имеющихся знаний. Этап выдвижения первичных идей на основе имеющихся знаний. Согласование интересов, разрешение спорных вопросов. Согласование интересов, разрешение спорных вопросов. Цель первичного обмена мнениями: А) Стимулирование потока идей. Б) Выявление противоречий, связанных с особенностями восприятия и уровнем знаний учащихся. В) Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.<\p>

9 А) Стимулирование потока идей. (Оптимален метод мозговой атаки) Для наиболее успешной организации обсуждения учителю предлагается : Для наиболее успешной организации обсуждения учителю предлагается : продумать возможные способы мотивирования учащихся на исследовательскую деятельность: продумать возможные способы мотивирования учащихся на исследовательскую деятельность: продумать, каким образом будет осуществляться наглядность во время выдвижения идей (школьная доска, плакаты, компьютер и т.д.); продумать, каким образом будет осуществляться наглядность во время выдвижения идей (школьная доска, плакаты, компьютер и т.д.); продумать ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии и принятию учащимися направлений исследований; продумать ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии и принятию учащимися направлений исследований; продумать вопросы, проблемы для учащихся, стимулирующие их на выдвижение наиболее интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов. продумать вопросы, проблемы для учащихся, стимулирующие их на выдвижение наиболее интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов.<\p>

10 Б) Выявление противоречий, связанных с особенностями восприятия и уровнем знаний учащихся. На этом этапе учителю предлагается: акцентирование внимание учащихся на общей теме проекта, на подтемах групп, на их взаимосвязи, на общем ходе и сроках последующих этапов проекта. акцентирование внимание учащихся на общей теме проекта, на подтемах групп, на их взаимосвязи, на общем ходе и сроках последующих этапов проекта. в процессе обучения подвести учащихся к проблеме или «втянуть» в ситуацию, стимулирующую стремление к самостоятельному исследованию; в процессе обучения подвести учащихся к проблеме или «втянуть» в ситуацию, стимулирующую стремление к самостоятельному исследованию; выявить, круг склонностей, интересов, возможностей учащихся; выявить, круг склонностей, интересов, возможностей учащихся; во время обсуждения уважать и учитывать любые высказанные идеи, воздерживаясь по возможности при этом от собственных комментариев; во время обсуждения уважать и учитывать любые высказанные идеи, воздерживаясь по возможности при этом от собственных комментариев; сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные идеи в наиболее наглядной и понятой для них форме. сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные идеи в наиболее наглядной и понятой для них форме.<\p>

11 В)Получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы На этом этапе учителю предлагается: сформулировать на этой основе тему (проблему) интересную и приемлемую для всех участников; а также реальную для выполнения; сформулировать на этой основе тему (проблему) интересную и приемлемую для всех участников; а также реальную для выполнения; изложить учащимся условия, необходимые для реализации проекта; изложить учащимся условия, необходимые для реализации проекта; помочь подобрать материал; помочь подобрать материал; дать четкие сроки каждого этапа; дать четкие сроки каждого этапа; завести журнал проекта и написать ход первого этапа (мероприятия, сроки, возникшие трудности, примечания и т. д.); завести журнал проекта и написать ход первого этапа (мероприятия, сроки, возникшие трудности, примечания и т. д.); на протяжении всего этапа максимально предоставлять инициативу учащимся, выполняя роль консультанта и помощника, но не диктатора условий. на протяжении всего этапа максимально предоставлять инициативу учащимся, выполняя роль консультанта и помощника, но не диктатора условий.<\p>

Важно

12 2. Аналитический этап Аналитический этап — это этап самостоятельного проведения исследования, самостоятельного получения и анализа информации, во время которого каждый ученик: уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; проводит поиск и сбор информации исходя из : проводит поиск и сбор информации исходя из : — собственного опыта — обмена информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); — изучения спецлитературы, общения со средствами массовой информации, через сеть «Интернет» и т. д. анализирует и интерпретирует полученные данные. анализирует и интерпретирует полученные данные.<\p>

13 Последовательность работы на аналитическом этапе. Уточнение и формулировка задачи Уточнение и формулировка задачи Поиск и сбор информации Поиск и сбор информации Обработка полученной информации Обработка полученной информации ( понимание, сравнение, отбор наиболее значимой информации, самостоятельная интерпретация некоторых фактов, составление выводов, формирование собственных суждений)<\p>

14 Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается : составить список всех способов сбора и обработки информации, которые будут использоваться в группax, исходя из темы и особенностей проекта; составить список всех способов сбора и обработки информации, которые будут использоваться в группax, исходя из темы и особенностей проекта; при необходимости дать учащимся алгоритмы спецспособов работы с информацией (напр. интервью, проведении анкетирования, социологического опроса, эксперимента, поиска литературы в библиотеке, поиска информации в сети «Интернет» и т.д.) при необходимости дать учащимся алгоритмы спецспособов работы с информацией (напр. интервью, проведении анкетирования, социологического опроса, эксперимента, поиска литературы в библиотеке, поиска информации в сети «Интернет» и т.д.) составить список всех возможных источников информации исходя из предоставленного учащимся времени, допустимых материальных расходов и особенностей проекта; составить список всех возможных источников информации исходя из предоставленного учащимся времени, допустимых материальных расходов и особенностей проекта; предложить учащимся план работы с информацией; предложить учащимся план работы с информацией;<\p>

15 предусмотретъ совместное подведение итогов аналитического этапа, сконцентрировать внимание учащихся на задачах каждой группы с тем, чтобы при сборе данных, они могли осознанно обмениваться ими друг с другом; предусмотретъ совместное подведение итогов аналитического этапа, сконцентрировать внимание учащихся на задачах каждой группы с тем, чтобы при сборе данных, они могли осознанно обмениваться ими друг с другом; помочь учащимся оценить необходимость и достоверность найденной информации; помочь учащимся оценить необходимость и достоверность найденной информации; постоянно напоминать учащимся о целях сбора и анализа информации постоянно напоминать учащимся о целях сбора и анализа информации проводить по мере необходимости общее обсуждение полученных результатов проводить по мере необходимости общее обсуждение полученных результатов Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается :<\p>

16 3. Этап обобщения информации Систематизация полученных данных Систематизация полученных данных Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в «Интернет» и т.д.) Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в «Интернет» и т.д.) Основная цель этого этапа для учащихся заключается в установлении связей, объединения в единое целое и обобщения информации, полученной каждой группой. Цель учителя в том, чтобы учащиеся обменялись знаниями и умениями, полученными при разных формах работы с информацией (проведение и обработка данных анкетирования, социологического опроса, эксперимента и т. д.).<\p>

17 Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается: Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается: заранее продумать, проявление способностей какого рода ( интеллектуальных, коммуникативных, технического оформления и т.д.) будет наиболее успешным при презентации итогов проекта для каждого участника; заранее продумать, проявление способностей какого рода ( интеллектуальных, коммуникативных, технического оформления и т.д.) будет наиболее успешным при презентации итогов проекта для каждого участника; заранее продумать все возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися заранее продумать все возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися предусмотреть совместное подведение итогов этапа с четкой формулировкой общих выводов (в соответствии с целями и задачами проекта) и оставшихся нерешенными проблем, предусмотреть совместное подведение итогов этапа с четкой формулировкой общих выводов (в соответствии с целями и задачами проекта) и оставшихся нерешенными проблем, составить путем совместного обсуждения список, всех форм обобщения итогов проекта (конференция, школьная газета, монтаж фильма, презентация в сети «Интернет» и т. д.) составить путем совместного обсуждения список, всех форм обобщения итогов проекта (конференция, школьная газета, монтаж фильма, презентация в сети «Интернет» и т. д.) концентрировать внимание участников на тех или иных способностях каждого ученика и добиваться, чтобы каждый осознал необходимость своего участия; концентрировать внимание участников на тех или иных способностях каждого ученика и добиваться, чтобы каждый осознал необходимость своего участия; помочь группам в формулировке общих выводов относительно полученной информации, а также тех новых знаний и умений, которые они приобрели; помочь группам в формулировке общих выводов относительно полученной информации, а также тех новых знаний и умений, которые они приобрели; составить совместно с учащимися план презентации (форма, участники, сроки, ответственный). составить совместно с учащимися план презентации (форма, участники, сроки, ответственный).<\p>

18 4. Презентация полученных результатов — Осмысление полученных данных и способов достижении результата — Осмысление полученных данных и способов достижении результата — Обсуждение и организация совместной презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.) — Обсуждение и организация совместной презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.) Презентация – это представление итогов проектной работы, — это представления полученных результатов и выводов по проблеме проекта, — это представления полученных результатов и выводов по проблеме проекта, — это представление «пройденного пути». — это представление «пройденного пути».<\p>

19 Для наиболее успешной организации презентации итогов проекта учителю предлагается : Спланировать время для подготовки и проведения презентации на различных ее формах; Спланировать время для подготовки и проведения презентации на различных ее формах; Определить длительность, планируемых мероприятий в зависимости от объема информации и количества участников; Определить длительность, планируемых мероприятий в зависимости от объема информации и количества участников; Определить подготовительные мероприятия дня написания сценариев презентаций; Определить подготовительные мероприятия дня написания сценариев презентаций; Оказать помощь учащимся в выборе форм презентации итогов проекта; Оказать помощь учащимся в выборе форм презентации итогов проекта; Помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились; Помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились; Помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы; Помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы; Выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над этим проектом; Выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над этим проектом; Выработать совместно с учащимися возможные пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки; Выработать совместно с учащимися возможные пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки; Предусмотреть финальное мероприятие (чаепитие, круглый стол и т.д.), на котором происходит обмен мнениями и впечатлениями по работе над проектом. Предусмотреть финальное мероприятие (чаепитие, круглый стол и т.д.), на котором происходит обмен мнениями и впечатлениями по работе над проектом.<\p>

20 Желаем успеха в создании проектов и их презентации!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/149833/

Организация работы над проектом в школе: как подготовить ученика, чтобы он стал победителем конференции?

Правильная организация работы — важная составляющая метода. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям. Таким образом, речь пойдёт об исследовательских конструктивных проектах. Особенностью такой работы является получение на выходе конечного продукта в виде презентации, экскурсии, сценария и т. д.

Как подготовить учеников к выступлению к участию в научной конференции? Советы по организации проектной работы

Всё начинается с выбора темы. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности. Если объявлена общая тема «Спорт», бессмысленно писать об олимпийских или паралимпийских играх, о футболе или плавании. Процент участников, выбравших те же темы, очень высок, поэтому конкурировать будет сложно. Да и исследовать в этих направлениях практически нечего.

Значит, вы рискуете превратить вашу работу в реферат, а это крайне нежелательно. Таким образом, наиболее предпочтительны темы узкой направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Неплохо разработать проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна. Обратите внимание на темы-спутники.

Так, например, в связи со спортом можно рассматривать и здоровый образ жизни.

Если с темой определились, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

Совет

На что следует обратить внимание? Нужно учитывать, что мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку. Последнее зачастую становится главным, т.к вашу работу прочтёт скорее всего один эксперт, который лишь напишет на неё рецензию, а за презентацией проекта будет наблюдать вся комиссия и зрительный зал, полный конкурентов.

Не следует сужать круг потенциальных участников работы отличниками. При отборе я обращаю внимание на тех учащихся, которые способны с головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.

Теперь поговорим о планировании работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

Координировать такую работу несомненно придётся учителю, как руководителю проекта. От него требуется самое важное — следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании.

Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту.

Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования. Недели вполне достаточно.

Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное.Этот этап работы занимает ещё неделю.

Обратите внимание

Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка. Предположим, таким конечным продуктом будет сценарий, в поддержку которого нужно сделать презентацию.

Это наиболее живой компонент проекта, изменения в который будут вноситься ежедневно, пока он не обретёт идеальную для вас композицию. Определяемся с основой: Кто? Где? Когда? Зачем? Распределяем роли и вместе пишем сценарий.

Мне нравится, когда ребята пишут свои роли сами, каждый за своего героя. Они таким образом «проживают» маленькую жизнь в своём образе, придумывают характер, берут ответственность за слова.

Кроме текста мы сразу же пишем и комментарии: «сказал весело», «повернулся к публике», «остановился в недоумении» и т. д.

Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми я занимаюсь с учащимися, является их выполнение на иностранном языке, особое внимание мы уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш козырь.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть.

В лучшем положении оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры… Нужно включить зал в свою работу: «Обратите внимание…», «Вам понравилось…?», «Не правда ли…

» Уверяю вас, это отлично работает.

Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан, «выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё. К презентации работы нужно отнестись как к рекламе. Ваша цель — заинтересовать, воодушевить, ничего более.

Важно

Надеюсь, мои рекомендации по подготовке детей к выступлениям на научных конференциях будут полезными для учителей как иностранных языков, так и других предметов.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4594

«Школа нашей мечты». Из опыта работы над проектом

Вся наша жизнь – большой проект. Мы ставим цели, пошагово планируем свою деятельность, самостоятельно добываем информацию, принимаем нестандартные решения. Наши далеко идущие планы – это жизненный проект. Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку.

Проект от латинского – «нечто брошенное, пущенное вперёд», это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, действия. В результате проектной деятельности рождается проект. Нас преследовала мысль разработать проект о «школе нашей мечты». Мы решили поделиться своей находкой и надеемся, единомышленникам будет интересно.

Проект «школа нашей мечты», на наш взгляд, позволит заглянуть в будущее, представить своих сверстников в будущем.

Проект представляет собой проблемную задачу, процесс решения которой поэтапен и продолжителен по времени. Приступая к созданию проекта, мы учитывали ряд условий:

  1. Выбор темы проекта.

  2. Определение цели деятельности.

  3. Предложение и обсуждение идеи.

  4. Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).

  5. Результат (статья, реферат, доклад).

  6. Контроль и самооценка работы.

Как правило, работа над проектом начинается с формулировки проблемы, обоснования её практической значимости, а также выдвижения гипотез её решения.

Цель проекта: разработать основные направления работы и реализации программ в «школе нашей мечты».

Главные вопросы, которые у нас возникли в ходе обсуждения проекта:

  1. Как будет выглядеть школа нашей мечты?

  2. Каким будет здание школы?

  3. Какими будут педагоги, ученики, их взаимоотношения?

  4. Изменится ли уровень образования в «школе нашей мечты»?

На наш взгляд, прежде чем открывать школу, нужно создавать основные направления работы, а потом и под идею, под территорию и район разрабатывать проект школы.

Мы живём в посёлке Духовницкое Саратовской области. Места у нас равнинные и удобные, с точки зрения геологии, для строительства многоэтажных зданий.

У «школы нашей мечты», мы надеемся, множество будет достоинств. Например, удобное месторасположение, высококвалифицированный и доброжелательный персонал, эффективная методика обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Хотелось, чтобы и в классах численность детей составляла в среднем 15-20 человек, а уровень безопасности в школе был высоким.

Заболевший ученик не выключался из учебного процесса, а получал знания дистанционно. Желательно возродить добрые спортивные традиции, изменить отношение к спорту и у детей и у педагогов. Совместные проводить командные соревнования из учеников, их родителей и педагогов.

И очень важно, чтобы взрослые своим поведением, взаимоотношениями, высказываниями подавали пример.

Основные направления «школы нашей мечты» мы видим в повышении качества образования, повышение результативности участия в региональных, всероссийских предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, создании условий для самореализации личности учащихся, для развития ученического самоуправления, а также в совершенствование работы по укреплению здоровья учащихся и педагогов. Мы мечтаем, что в школьных библиотеках появится много разнообразных электронных книг. Дети в школе будут находиться в течение всего дня. Кружки, секции, семинары, времени свободного минимум, только на питание и кратковременный отдых.

Мы считаем, что в «школе нашей мечты», необходимо выполнять современные требования к образовательному учреждению – это, прежде всего, наличие как аудиторной, так и внеаудиторной занятости учащихся, то есть так называемая школа – полного дня, где дети будут находиться с утра до вечера.

Совет

Для перехода на такой режим работы необходимо применять практически всё – от существующего учебного процесса и до материальной базы. Предполагается, что в школе будут созданы игровые комнаты, комнаты релаксации. В такой школе будут более полные по сравнению с типовой школой условия для самореализации каждого ученика.

По нашему проекту, в данной школе будут работать в едином режиме клубы, кружки, спецкурсы, спортивные секции и детские учреждения дополнительного образования: хореографическая студия, студия изобразительного искусства, спортивная студия гимнастов.

Использоваться различные новые формы внеурочной работы: дискуссионный клуб, интеллектуальные игры, марафоны. А реализация программы осуществляться будет согласно следующим принципам:

Каждому ребёнку надо поверить в себя для того, чтобы проявились его способности, таланты.

Каждый ребёнок – исследователь, способный быстро адаптироваться к изменяющейся действительности и самостоятельно находить нужную информацию.

Согласитесь, что учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствует развитию учителя в профессии, а учеников в учёбе.

Поэтому, в «школе нашей мечты», участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагогов в профессиональной деятельности, так и учеников в школьной жизни.

Высокая степень развития творческой активности педагогов будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.

«Школа нашей мечты» будет состоять из нескольких зданий. Мы считаем, что у каждого возраста своё восприятие окружающего мира, свои способы его познания. Например, корпус для младших классов должен быть симметричным – например, в форме кубиков.

Обратите внимание

Дети в младшей школе только начинают знакомство с миром, и оно должно быть дружелюбным и гармоничным. Здорово, если будет специальный спортивный зал – первый «кубик-кабинет». Второй «кубик-кабинет» — игровая комната. Третий «кубик — кабинет» — живой уголок.

Ребёнок просто должен расти рядом с живыми существами, ухаживать за ними. Четвёртый, самый широкий «кубик — кабинет» – спортивный зал.

У подростков, на наш взгляд, должен быть другой корпус. С множеством лестниц, коридоров, лабиринтов. Подростки, обычно любят пошуметь. Поэтому, мы предлагаем в этом корпусе сделать комнату для шума, но со звукоизоляцией.

Подростки могут прийти в данную комнату и кричать столько, сколько душе угодно. Криком, они вполне смогут и стресс снять.

У подростков тоже должны быть свой спортивный зал, игровая площадка и живой уголок и оборудованные интернетом учебные кабинеты, танцевальный зал.

Для старшеклассников, корпус должен быть асимметричным, с множеством ниш для философских размышлений. Желательно, чтобы были залы для лекций и разнообразные лаборатории. Чтобы в лаборатории все ходили в специальной одежде, словно в белых халатах.

Например, посещая элективный курс по биологии «Удивительные невидимки», можно было проводить опыты и научные эксперименты с простейшими микроорганизмами, узнавать новое об их жизненных циклах. Проведение видеоконференций тоже приветствуются в учебных кабинетах.

Конечно, для укрепления здоровья нужен свой спортивный зал с инвентарём и стадион для соревнований.

Важно

Жизнь школы, как жизнь человека пронизана духом творческой непредсказуемости. Человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Мы думаем, что каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.

Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружиться мощный потенциал творческой активности. Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе.

Итак, мы пришли к выводу, что школа без современного учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без новой школы. Школа нашей мечты – это школа сотрудничества родителей, педагога и учеников.

Главное, нужно жить всем нам дружно. Всё делать так, чтобы людям рядом с нами было хорошо. И придёт время, когда молодая, уверенная и сильная рука уже взрослого ребёнка будет опорой и родителям и государства.

В процессе проектной деятельности вырабатывается ценностное отношение к окружающему миру, приобретается самостоятельность, развивается познавательная активность, творческое мышление, умение самостоятельно контролировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М.: Педагогика, 1980. – 288 с.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.

  3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: ИПЛ, 1982. – 254 с.

  4. Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с.

  5. Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: Учитель, 1998. – 84 с.

  6. Честных Ю.Н. Открыть человека. — М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, проект, мечта, спортивный зал, ученик, окружающий мир, основное направление работы, кубик — кабинет, проектная деятельность, живой уголок.

Источник: https://moluch.ru/archive/35/3942/

Проектная деятельность в школе

В современной школе проектная деятельность занимает лидирующее место среди разнообразия направлений новейших педагогических технологий.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

Совет

Задача педагога — координировать работу школьников для решения указанной воспитательной или учебной проблемы.

Задача проектной деятельности — создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

Историческая справка

Большинство исследователей полагают, что основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи. Он выдвинул идею, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни.

Последователем взглядов Д.Дьюи был В.Х. Килпатрик, который, по сути, и ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся.

Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века. Их выдвинул С.Т. Шацкий в 1905 году.

После революции метод проектов внедрялся в школьную программу под личным наблюдением Н.К. Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания.

В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как  обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.

Виды проектов в школе

Существует несколько классификаций проектной деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С. Полат.

Проекты по методу или типу деятельности

1. Исследовательский проект

Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».

2. Творческий проект

Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

3. Ролево-игровой проект

Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3 — 4 школьников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик и т.д.).

4. Информационный проект

Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности. Например, на тему «Солнечное затмение».

5. Предметно-ориентированный проект

Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик».

Предметно-содержательная область проектов

Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

1. Монопроект

Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

2. Межпредметный проект

Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.

3. Надпредметный проект

Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой — является полноправным членом команды.

По продолжительности выделяют:

  • краткосрочные проекты;
  • среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
  • долгосрочные проекты (около 1 года).

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7998-proektnaya-deyatelnost-v-shkole.html

Технология организации проектной деятельности

Хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект является тем видом деятельности, который нравится и захватывает воображение как учителя, так и учащегося.

Проекты могут начинаться с просмотра видеофильма, обсуждения потребностей людей, живущих в конкретной местности, бесед с приглашенными гостями, экскурсии или рассказа учителя. Секрет успеха заключается в том, чтобы связать проект с жизнью.

Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с настоящими проблемами, уровень их мотивации к выполнению проектов резко повышается.

Обратите внимание

В проектах младших школьников рекомендуется широко использовать национально-региональную специфику (традиции, обычаи, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, детские игры и забавы и пр.), позволяющую повысить их познавательный интерес к национальной культуре. Примерами таких проектов могут быть:

•    «Национальная кухня»;

•    «Народный костюм»;

•    «Художественная обработка кожи (позы, дерева, кости)» и др.

Предварительная подготовка учителя к организации проектной деятельности учащихся заключается в определении дидактических целей проектирования и включает поиск ответов на следующие вопросы:

— Какая проблема вызовет интерес у учащихся?

—  Сколько свободы дать школьникам при принятии решений?

—  Какие результаты можно ожидать?

—  Сколько времени потребуется для выполнения проекта?

— Какие материалы потребуются для реализации проекта?

— Какие знания нужны учащимся для выполнения проекта» какими умениями они должны овладеть?

—  На каких этапах проекта будет сделан основной акцент?

1.  Выбор темы и задачи проекта.

2.  Выдвижение первоначальных идей.

3.  Выбор лучшей идеи.

4.  Планирование проектного задания.

5. Непосредственное выполнение проекта.

6.  Оценка и защита проекта.

Очень важно обеспечить самостоятельность школьников как на этапе выбора темы или идеи проекта, так и его выполнения и презентации.

Этап 1

Выбор темы и задачи проекта. Тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной темы из нескольких предложенных.

Проект обычно учитывает потребности людей и предлагает пути удовлетворения этих потребностей. Следовательно, задачей учителя на этапе выбора детьми темы проекта будет помощь в выявлении потребностей конкретных людей или отдельных групп.

Для этого можно использовать прием интервьюирования: школьники составляют перечень вопросов, которые они будут задавать во время интервью.

Например: какой подарок вы хотели бы получить ко Дню Победы? Как бы вы хотели украсить рабочее место? Определяют объект интервьюирования, например: пожилых людей, детей в возрасте до пяти лет, учащихся, учителей, родителей учащихся, профессионалов определенной группы.

Целью первого этапа является формулирование школьниками проектного задания. Оно включает:

•    название проекта;

•    предполагаемого пользователя;

•    задачу проекта (что надо сделать). Например, задача проекта «Сувенир ко

Важно

Дню учителя» — разработать и изготовить подставку для канцелярских принадлежностей.

На первом этапе необходимо также договориться о характере взаимодействия участников. Проект можно выполнять индивидуально, в малых группах или коллективно.

Этап 2

Выдвижение первоначальных идей — важнейшая составляющая процесса проектирования. Надо стараться не навязывать учащимся свою идею. Идея включает в себя понимание цели и пути ее достижения. Чем больше выдвигается идей, тем больше появляется возможностей найти самый верный путь удовлетворения потребностей одного человека или общества.

Второй этап можно успешно организовать на основе процедуры «Мозговой штурм». «Мозговой штурм» — свободное выражение мыслей участников, приводящее к появлению множества идей. Правила «мозгового штурма» формулируются следующим образом:

•    можно высказывать самые необычные идеи, какими бы странными или непривлекательными они ни казались на первый взгляд;

•    необходимо высказывать идеи быстро, не задумываясь и не оценивая их;

•    нужно избегать длинных предложений, содержащих анализ;

•    не следует обсуждать идеи.

Учитель во время «мозгового штурма» ведет запись идей на доске, располагая записи произвольно по всему полю доски, чтобы не выделять отдельные идеи. Быстрое записывание идей помогает «освободить дорогу» каждой новой идее.

На втором этапе важно сгенерировать как можно больше идей. Оценка высказанных идей будет проводиться позже, и тогда появится возможность выбрать наиболее интересную из них.

Этап 3

В ходе третьего этапа учащиеся должны выбрать одну наиболее удачную идею из всего множества предложенных, которая и будет реализована в конечном продукте проекта. Задача учителя на третьем этапе — помочь школьникам в процедуре отбора и оценки выдвинутых идей.

Оценить идею и качество предполагаемого результата можно на основе требований, которые предъявляются к этому результату, — критериев.

Совет

Следовательно, первой задачей учителя на третьем этапе проектной деятельности будет помощь учащимся в выборе системы критериев для оценки проекта.

Лучше, если после небольшого разъяснения учителя без его участия школьники общими усилиями создадут свою систему критериев.

Например, для оценки подарка-изделия, изготовленного в процессе практико-ориентированного проекта, может служить следующая система критериев: функциональность; эстетичность; простота изготовления; доступность материалов; безопасность при использовании; запоминаемость и пр. Для оценки исследовательского проекта можно применить такую систему критериев: реализуемость; конкретность, ясность; оригинальность.

Договорившись о системе критериев, школьники приступают к отбору лучшей идеи из всех наработанных. Задача учителя — помочь школьникам выбрать процедуру оценки идей с помощью системы критериев. Для этого существует несколько приемов:

1)  качественная оценка идей. Учащийся пишет «плюс» либо «минус» рядом с каждой идеей. Лучшей считается та идея, которая набрала больше всего плюсов;

2) синтезирование новой идеи посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. Это проще сделать, если все идеи записаны на листе и их можно охватить одним взглядом;

3) прием «матрица принятия решений». Учащийся присваивает определенное количество баллов каждой идее по отношению к критериям и заносит их в таблицу-матрицу (табл. 2). Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. Подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей по всем критериям. Затем выбирается идея, набравшая наибольшее число баллов.

Этап 4

Планирование проектного задания, или проектный этап.

Чаще всего итогом четвертого этапа является технологическая карта проекта — лист бумаги, закрепленный на стенде, где зафиксированы следующие параметры изготовления конечного продукта: 

• необходимые ресурсы — временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные;

•    способы выполнения отдельных операций;

•    план-график выполнения отдельных работ по изготовлению продукта. 

Обратите внимание

Так, например, материальные ресурсы — это те материалы и оборудование, которые потребуются для изготовления изделия. Информационные ресурсы — та информация, которая потребуется для выполнения проекта. Лучше всего эти сведения занести в таблицы (табл. 3, 4).

Задача учителя на этом этапе — помочь учащимся как можно более детально разработать технологическую карту проекта, распределить обязанности, определить недостающие ресурсы.

Этап 5

Непосредственное изготовление проекта. Школьники приступают к индивидуальному, коллективному или групповому выполнению задуманного проекта. На пятом этапе важно координировать их деятельность, поддерживать мотивацию, развивать рабочие контакты участников.

Скорее всего потребуется организация одного или нескольких промежуточных отчетов участников, проведение для них индивидуальных или групповых консультаций.

На пятом этапе важно обращать внимание школьников на технологическую карту проекта и не допускать отклонений от задуманного.

Этап 6

Оценка и защита проекта. Это последний — экспертный — этап проектной деятельности. Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно развивать оценочную деятельность школьников: как они сами оценивают работу, что получилось, а что нет, чему научились в ходе проекта, что не удалось сделать, перспективы улучшения своего проекта.

Основные задачи учителя на данном этапе:

•    формирование групп рецензентов, оппонентов и внешних экспертов;

•    подготовка проектов к публичной защите;

•    проведение координационного совещания лиц, ответственных за мероприятие;

•   репетиция презентации;

•    организация публичной защиты проектов. Мы придаем особое значение данному этапу проектной деятельности школьников. Именно на шестом этапе происходит осмысление детьми сделанного, формируется их отношение к самостоятельной деятельности.
Сформулируем несколько практических советов учителю по организации проектной деятельности:

Первое. Помогите учащимся провести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы, обращаясь:

1)  к определенной потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект? На удовлетворение какой потребности он направлен?

2)  критериям: соответствует ли этой потребности выбранная вами идея?

Важно

3)  оценке: каковы комментарии людей, чьи потребности должен был обеспечить ваш проект?

4)  полученным результатам: как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?

Второе. Помогите школьникам оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы (вопросы могут упрощаться в зависимости от ситуации):

1.  Правильно ли вы сформулировали задачу проекта?

2.  Соответствовала ли ваша деятельность поставленным задачам?

3.  Разнообразны ли были идеи?

4.  Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них?

5.  Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?

6.  Соответствовал ли результат проработки идеи тому замыслу, который вы собирались воплощать?

7.  Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

8.  Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

Третье. Помогите учащимся подготовить проект к презентации. Презентация, или защита, проекта — завершающий этап его выполнения, когда учащиеся отчитываются о проделанной ими работе.

Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся. Выставка сопровождается выступлениями школьников с их рассказами о своих изделиях.

План выступления школьника может быть, например, таким:

1.  Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого предназначен твой проект?

2.  Было ли проведено предварительно маркетинговое исследование, интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?

Совет

3.  Какова основная идея твоего проекта? Какие еще идеи были у тебя? Почему ты их отверг?

4.  Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?

5.  Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

6.  Каковы были этапы выполнения проекта? В чем они заключались?

7.  Как комментировали изготовленное тобой изделие пользователи или посторонние люди?

8.  Как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования? Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особо высоких результатов при выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками.

При этом поощрен должен быть каждый, осуществлявший проектную деятельность. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-либо номинации.

Например, могут быть следующие номинации дли проектов: познавательный, нужный, памятный, красочный, веселый, оригинальный, дружный, индивидуальный.

Помимо личных призов можно предложить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выставку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местного хозяйства и достопримечательностей родного края и т.п.

Результаты проектной деятельности младших школьников могут быть представлены в виде:

  • Альбом. 
  • Газета. Гербарий. 
  • Журнал. 
  • Книжка-раскладушка. Коллекция.Коллаж. Костюм. 
  • Модель. Макет. Музыкальная подборка. 
  • Наглядные пособия. Настольная игра. 
  • Плакат. План чего-либо. 
  • Реферат. 
  • Сказка. Серия иллюстраций. Справочник. Стенгазета. Сувенир-поделка. Сценарий праздника, утренника, спектакля. 
  • Учебное пособие. 
  • Фотоальбом. 
  • Чертеж. 
  • Экскурсия.

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

—  Задачник по математике.

—  Знаменитые люди нашего района.

—  История Великой Отечественной войны в историях наших семей.

— История создания памятников в нашем районе.

—  Кто такой Петрушка?

—  Личные коллекции учителей нашей школы.

—  Москва деревянная.

—  Мусор в нашем городе.

—  Наш дом.

—  Наш школьный двор.

—  Наша безопасность.

—  Наши выпускники.

—  Наши имена.

—  Необычная обычная деревня (на английском языке).

— Озвучивание мультфильма The Snowman.

—  Организация помощи одинокой пожилой женщине.

—  Откуда пришли комнатные растения?

—  Откуда пришли названия улиц?

—  План классного уголка.

—  Планирование детского парка.

— Праздники в США (Англии, Франции).

— Проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках.

—  Путешествие в семьи народов нашей страны.

—  Стенгазета.

—  Сувенир в подарок.

—  Сценарий новогоднего праздника.

—  Учебное пособие «Страны Западной Европы».

—  Школа будущего.

—  Школьные традиции.

—  Школьный словарь.

Источник: http://referatwork.ru/pedagogika-course/proekti_v_shkole.html

Ссылка на основную публикацию