Как выставляются оценки за сочинения по русскому языку: критерии оценивания

Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе

Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Оценка содержания и речевого оформления. Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста.

Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки. Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли.

В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).

Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).

Обратите внимание

Оценка за грамотность. «5» — допускается несколько исправлений; «4» — допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная; «3» — допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.

Исправление ошибок. Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом: • неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает; • речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.

Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками: I – орфографическая; V – пунктуационная; С – ошибка в содержании; Р – речевая ошибка.

Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании. Композиционные ошибки: • несоответствие изложения, сочинения плану; • неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки: • пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета; • нарушение логической последовательности и обоснованности; • употребление в одном ряду понятий разных уровней;

• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.

Лексико-стилистические (словарные) ошибки: • необоснованное повторение одних и тех же слов; • употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков; • нарушение общепринятой сочетаемости слов; • употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски; • употребление диалектных слов и просторечий. Морфолого-стилистические ошибки: • ошибки в словообразовании (детское словотворчество); • употребление диалектных или просторечных форм; • пропуск морфем (суффиксов, постфиксов); • образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе. Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях): • нарушение управления; • нарушение согласования; • неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла; • нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют; • двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением); • употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида; • неумение находить границы предложений.

Полный текст материала Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Источник: http://pedsovet.su/load/138-1-0-4448

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ 2019

23.04.2017

Ниже приведена актуальная таблица критериев оценки сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку на 2017 год. Данный документ является официальным и предоставлен от ФИПИ — актуален на 2019 год!

Самыми важными критериями (за которые дают больше всего баллов) являются:

  • Комментарий к проблеме исходного текста — К2 — могут дать ДО 5 БАЛЛОВ!
  • Аргументация собственного мнения по проблеме — УБРАЛИ в 2019 году!
  • Грамотность: орфография (К7) и пунктуация (К8) — могут дать до 3 БАЛЛОВ!

А теперь сами критерии в формате таблицы:

Критерии оценивания ответа на задание 27 ЕГЭ 2019 Баллы
I Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. 1
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 5
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 4
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,
или
выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 3
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций
из прочитанного текста, важных для понимания проблемы,
но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,
или
экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного
текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение 2
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение 1
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены,
или
проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста,
или
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
К3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. 1
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текстаПодробнее всё об К4 — читайте здесь
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его 1
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста,
или
размышления экзаменуемого не соответствуют
сформулированной проблеме,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например,
«Я согласен / не согласен с автором»)
II Речевое оформление сочинения
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: 2
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но 1
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
К6 Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 2
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, 1
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
III Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3
Допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено более четырёх ошибок
К8 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3
Допущено одна–три ошибки 2
Допущено четыре-пять ошибок 1
Допущено более пяти ошибок
К9 Соблюдение языковых норм
Грамматических ошибок нет 2
Допущено одна-две ошибки 1
Допущено более двух ошибок
К10 Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено более трёх ошибок
К11 Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе отсутствуют 1
Допущены этические ошибки (одна и более)
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале
Максимальное (К1–К12) количество баллов за всю письменную работу 24

Дополнительно

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
  • К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – допущено не более двух ошибок;
  • К8 – допущено одна–три ошибки;
  • К9 – грамматических ошибок нет;
  • К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Читайте также:  Эффективные советы о том, как выжить в общежитии: правила общаги

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сохранить ссылку:

Источник: https://www.ctEGE.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/kriterii-otsenivaniya-sochineniya-na-ege.html

Система выставления оценок по русскому языку

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Важно

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Совет

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями.

В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

Обратите внимание

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании ы и и после приставок;

В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Важно

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках.

Совет

Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Обратите внимание

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

Читайте также:  Как писать рецензию на дипломную работу: главные правила и образец

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

Важно

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе.

В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Совет

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/sistema-vystavleniia-otsenok-po-russkomu-iazyku.html

Оценка сочинения

Сочинение по литературе в старших классах проводится, как правило, аудиторно: задача ученика — научиться самостоятельно писать сочинение без обращения к источникам информации в строго отведённое время. Сочинение пишут в тетради для творческих работ, которая хранится в учебном кабинете. 

Темы сочинений становятся известны учащимся перед началом работы. Ученик выбирает одну из предложенных тем и раскрывает её на основе анализа художественного(-ых) произведения(-й) Образец комплекта тем сочинений (на примере комплекта по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» прилагается — файл внизу страницы). 

Оценивается сочинение двумя отметками: в числителе — отметка за содержание, включающее в себя следование требованиям к объёму, соответствие теме, полноту её раскрытия, композиционную стройность, логичность, речевую грамотность; в знаменателе — отметка за грамотность с учётом количества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. 

В основу оценки сочинений по литературе положены следующие критерии в пределах программы данного класса:

— правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия,

— верная передача фактов, объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-эстетического содержания произведения,

— доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы,

— умение делать выводы и обобщения,

— точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

— соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

— точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка;

— самостоятельность суждений и выводов.

Минимальный объём сочинения в расчёте на один академический час:

  • в 5-6 классах – 110 слов,
  • в 7-8 классах – 150 слов,
  • в 9-11 классах – 200 слов. 

При написании сочинения в течение двух академических часов рекомендуемый минимальный объём удваивается. 

В соответствии с рекомендациями Федерального института педагогических измерений при подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю.

Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности, цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово). Не учитываются при подсчёте слов цитаты из текстов, если ученик имеет право в процессе написания сочинения этими текстами пользоваться.

Если цитаты воспроизводятся по памяти, то учитываются при подсчёте слов наравне с остальным содержанием сочинения. 

Отметка «5» ставится за сочинение

— глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

— стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

— написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

— допускаются одна-две неточности в содержании.

Отметка «4» ставится за сочинение

— достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неё; обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения, умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

— логичное и последовательное в изложении содержания;

— написанное правильным литературным языком; стилистически соответствующее содержанию;

— допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором

— в основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос, сформулированный в теме, допущены отклонения от неё, или допущены отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

— материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

— обнаруживается удовлетворительное владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочётов (ошибок).

Отметка «2» ставится за сочинение, которое

— не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

— характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

— отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок;

— по объёму менее рекомендованного минимума (в старших классах минимальный рекомендуемый объём составляет 200 слов при условии, что сочинение пишется в течение одного академического часа).

Отметка «1» ставится за сочинение

— написанное не на данную тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и о неумении излагать свои мысли;

— содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки «2»;

— списанное из внешнего источника.

Буквой Ф обозначается фактическая ошибка.

Буквой Р — речевая ошибка.

Буквой Л — логическая ошибка.

При проверке сочинений выставляется также вторая отметка — за грамотность.

Отметка «5» ставится при отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок ИЛИ при наличии одной негрубой ошибки.

Отметка «4» ставится, если ученик допустил в сумме не более 4 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если ученик допустил в сумме не более 7 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится при наличии не более 14 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, если их плотность не превышает 5 на 100 слов.

Отметка «1» ставится при наличии 15 и более ошибок, либо если их плотность превышает 5 на 100 слов.

Отметка выше неудовлетворительной ставится только при условии, если в сочинении выдержан минимальный объём.

Знаком I обозначается орфографическая ошибка.

Знаком V обозначается пунктуационная ошибка.

Сокращение Гр. указывает на грамматическую ошибку. 

Источник: http://mosliter.ru/normy_ocenok_po_literature/ocenka_sochineniya/

За что ставят ту или иную оценку

Существуют определённые нормы, которы­ми руководствуется учитель при выставлении той или иной оценки. Эти нормы очень строгие, и учитель не имеет права их нарушать или иг­норировать. Давайте познакомимся с нормами оценок сочинений, чтобы знать, за что же учи­тель ставит вам «2», «3», «4» и «5»?

Итак, вы получили своё сочинение после проверки, и в конце вы видите такую, напри­мер, запись:

2 — 1 «4»

1 — 3 — 2 «4»

Что же означают эти цифры?

Первая строчка содержит сведения о ко­личестве допущенных вами недочётов: фак­тических и логических (это первая цифра, в данном примере — их 2) и речевых (вторая цифра, в примере — 1), затем ставится (обыч­но в кавычках) оценка за содержание и рече­вое оформление вашей работы.

Обратите внимание

Вторая строчка показывает вам, сколько вы допустили орфографических (первая цифра, в нашем примере — 1 орфографическая ошиб­ка или 2-3 ошибки на одно и то же правило,

об    этом рассказывается ниже), пунктуацион­ных (вторая цифра, в нашем примере — 3 раз­ные пунктуационные ошибки или 4-9 пункту­ационных ошибок на 3 разные пунктограммы) и грамматических ошибок (третья цифра, у нас — 2 разные грамматические ошибки). В конце строчки — оценка за грамотность.

Если сочинение по русскому языку, то обе оценки через дробь выставляются в журнал на странице русского языка (например: 4/4). Если же сочинение по литературе, то первая оценка ставится по литературе, а вторая — на то же или ближайшее число, но уже на стра­нице, отведённой урокам русского языка.

Читайте также:  Специалитет: что это за ступень в системе высшего образования

Теперь рассмотрим критерии оценок за со­чинение.

Оценки за содержание и речевое оформление

«5» — эту оценку можно полупить, если:

—            содержание работы полностью соответству­ет теме;

—            фактические ошибки отсутствуют;

—            содержание излагается последовательно;

—            работа отличается богатством словаря, раз­нообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

—            достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

«4» — эта оценка ставится, если:

—            содержание работы в основном соответст­вует теме (имеются незначительные откло­нения от темы);

—            содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточ­ности;

—            имеются незначительные нарушения по­следовательности в изложении мыслей;

—            лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

—            стиль работы отличается единством и до­статочной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 ре­чевых недочётов.

«3» — эту оценку учитель может поставить,

если:

—            в работе допущены существенные отклоне­ния от темы;

—            работа достоверна в главном, но в ней име­ются отдельные фактические неточности;

—            допущены отдельные нарушения последо­вательности изложения;

—            беден словарь и однообразны употребля­емые синтаксические конструкции, встре­чается неправильное словоупотребление;

—            стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочё­тов.

«2» — эту оценку вам поставят, если:

—            работа не соответствует теме;

—            допущено много фактических неточностей;

—            нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответству­ет плану;

—            крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотреб­ления;

—            нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

«1» — если учитель поставил вам эту оценку (хотя в последнее время её уже почти не ста­вят), то это означает, что в работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 ре­чевых недочётов.

Оценка за грамотность

«5» — для этой оценки допускается: 1 ор­фографическая, или 1 пунктуационная, или

1       грамматическая ошибка (обратите внимание, что не и, а или!).

«4» — допускаются ошибки: 2 орфогра­фические и 2 пунктуационные, или 1 орфо­графическая и 3 пунктуационные, или 4 пун­ктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические.

«3» — для этой оценки допускаются ошибки: 4 орфографические и 4 пунктуацион­ные, или 3 орфографические и 5 пунктуаци­онных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе допуска­ются: 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические.

«2» — допускаются ошибки: 7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных или 6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных, 5 орфографиче­ских и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматиче­ских.

«1» — имеется более 7 орфографических,

7       пунктуационных и 7 грамматических оши­бок.

Чтобы было понятнее всё вышесказанное, мы предлагаем вам таблицы, по которым всег­да можно определить, какой оценки заслужи­вает та или иная работа в зависимости от ко­личества допущенных ошибок.

Вначале о первой оценке.

Перваяоценка Количество недочётов в содержании Количестворечевыхнедочётов
«5» 0 или 1 0 или 1
«4» или «5» 0 или 1 2
«4» 0 или 1 3
«4» 2 от 0 до 3
«3 » или

Источник: http://vsesochineniya.ru/za-chto-stavyat-tu-ili-inuyu-ocenku

Критерии оценивания итогового сочинения 2017-2018

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Источник: http://xn—-etbbfc2ae1a2l.xn--p1ai/index.php/itogovoe-sochinenie-po-literature/kriterii-otsenivaniya

Ликбез. Русский язык. ОГЭ. ЕГЭ

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» .

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Важно

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным,то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3 – № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.

) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
 

Источник: http://4ege.ru/sochinenie/51618-kriterii-ocenki-itogovogo-sochineniya.html

Источник: http://lik-bez.com/publ/itogovoe_sochinenie/kriterii_ocenivanija/kriterii_ocenki_itogovogo_sochinenija_2015_2016/96-1-0-536

Ссылка на основную публикацию