Как написать дипломную работу с использованием научного стиля изложения
В изложении дипломной работы необходимо учитывать языковые и внеязыковые свойства. Языковые свойства рассматриваются на уровнях морфологии, синтаксиса, лексики.
Применяется специальная лексика, употребляются глагольно-именные обороты, много абстрактных существительных, но нет слов, обладающих разговорной, эмоциональной окраской.
В научных изысканиях используется специальная лексика, включающая общенаучную лексику, общеотраслевую терминологию и отраслевую терминологию.
Общенаучная лексика представляет набор специальных слов, употребляющихся в научных проектах. Примеры таких слов: явление, квалификация, фактор, зависимость, состав, система.
Общеотраслевая терминология базируется на словах, служащих для описания междисциплинарных связей, или располагающихся в текстах предметов, которые являются смежными. Таким дисциплинами могут быть математика и физика, а словами, их связывающими, считаются: уравнение, производная, дифференциал.
Отраслевая терминология включает термины из определённой научной области. Например, в область физики входят: статическое электричество, магнетизм, поляризация.
Термин – это средство, служащее передачей специального знания. Научный текст посвящён его изложению. Важным критерием оценивания дипломной работы членами комиссии считается определение уровня владения автором проекта аппаратом понятийно-терминологическим. Преподаватели на защите уделяют особое внимание правильности использования терминов в изучаемой области знания.
Термин – важный элемент научного текста. Содержание термина – его научная формулировка. Научное определение термина раскрывает и устанавливает его значение, обеспечивает минимальный объём сведений для понимания, дальнейшего разграничения разных понятий.
При написании первой главы дипломной работы и курсовой автором приводятся определения основных терминов, в которых устанавливаются существенные признаки понятия, связи, определяется место среди других понятий.
Автор проекта может дать несколько определений одному термину. В каждой студенческой работе описание теоретических проблем обозначается введением основных понятий, на них исполнитель ссылается в ходе всей работы. Желательно, чтобы новый термин, внедряемый в проект, сопровождался его определением.
Глагольно-именные обороты, употребление которых характерно для научных работ, представляют собой следующие выражения: иметь место, дать подтверждение, подвести итоги, оказывать влияние, иметь значение.
Часто авторы курсовых, дипломных работ допускают роковую ошибку, используя слова с разговорно-стилистической окраской. Пример: работнички, начальство, детки, ребята. Не нужно употреблять и оценочные слова типа: отлично, великолепно, классно, удивительно. Научный стиль отличается точностью и абстрактностью. Не стоит нарушать эти требования.
Иногда студенты смешивают похожие, но разные по имеющемуся значению слова (паронимы): поэтичный – поэтический, экономия – экономика. Желательно проверить правильность употребления подобных слов по словарю.
Под морфологическими особенностями научной работы понимают свойства существительных, глаголов, местоимений, прилагательных.
Существительные, употребляемые в ед. числе, можно применять во множественном в написании научных текстов. Например, длины, величины, частоты. Но отмеченное вовсе не искореняет употребление существительных ед. числа в студенческих проектах. Они могут обозначать целый ряд предметов, приобретая обобщённый характер.
При написании научной работы нужно правильно оформлять и разные формы числительных. Личные местоимения первого, второго лица здесь не употребляются. Но есть авторское мы, которое станет уместным в тексте проекта. Например, мы рассматриваем или мы видим.
Не нужно использовать личное местоимение — я. Это типичная ошибка студенческих работ. Необходимо заменить подобные конструкции пассивным оборотом или конструкциями, содержащими местоимение мы.
Характерными для научных работ являются такие местоимения, как: определённый, данный, соответствующий, известный.
В научном проектировании употребляются глаголы настоящей формы времени. Например: организуется, проводится, содержит, адаптируется. Преобладают глаголы в форме третьего лица. Например, действует, понимают, считается.
Также используются глаголы первого лица в числе множественном. Например: рассмотрим, докажем, получим.
В работе лучше использовать следующие союзные слова: поскольку, отсюда, откуда, потому, поскольку, поэтому; если, то, в связи с тем, что, для того, чтобы, не только, но и, производные предлоги: в результате, в течение, по причине, в связи с, в отличие от.
В проектах союзных предложений существенно больше, чем бессоюзных, широко используются страдательные (пассивные) конструкции. Например: Нами показано, нами исследовано. Здесь действие опережает автора.
Встречаются и такие конструкции: Нам казалось, нам представляется. Часто используются модальные глаголы можно, надо, нужно, нельзя и фразы принято считать, можно предположить.
Всё это придаёт изложению больше логичности.
Внедрение вводных слов затрагивает и научные работы. Порядок следования одной части за другой можно обозначить следующими фразами: наконец, во-первых, таким образом, итак, следовательно.
Отношение к информации отражается во фразах: вероятно, безусловно, по-видимому, возможно. Указать на источник можно, используя следующие речевые обороты: согласно теории, как отметил, по мнению, как утверждает.
Роль вводного слова может играть слово далее, указывающее на логику мышления.
Раскрытые нами особенности, свойственные научному стилю, помогут студенту написать курсовую и дипломную работу грамотно и лаконично. Желательно использовать материал данной статьи в качестве конспекта.
Источник: http://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/kak-napisat-diplomnuiu-rabotu-s-ispolzovaniem-nauchnogo-stilia-izlozheniia
Блог компании Предметика
Дипломная работа Оформление работ
Научный стиль – стиль литературного повествования, который отличается наличием профессиональной терминологии, логичностью, определенным тяготением в формальной, нормированной речи.
Научность является одной из основных черт написания дипломного проекта, наряду с достоверностью, логичностью изложения, полнотой освещения проблематики.
Научный стиль демонстрирует серьезность овладения проблемой и уровень знаний автора работы.
Научный стиль представлен подтипами:
- Собственно-научный;
- Учебно-научный;
- Научно-популярный.
При написании дипломного проекта интересует именно первый вариант. Особенности стиля могут разниться в зависимости от дисциплины – отличается манера подачи материала и терминология, но общие черты неизменны:
- Последовательность изложения – без противоречий, лирических отступлений, бессмысленных фраз и предложений. Ясное, доступное, достоверное изложение по пунктам.
- Логичность – каждый довод, каждая фраза логично вытекает из предыдущей. Все блоки текста логично связаны друг с другом.
- Ясность – речь понятная, доступная, читабельная.
Отличительными особенностями обладает лексика научного стиля речи. Основная единица – понятие. Изложение в научном стиле выстраивается вокруг понятий и терминов. Термины формулируют однозначно, понятно, доступно, достоверно. Речь лишена экспрессии, эмоциональности, субъективного восприятия автора.
Все мысли и мнение автора работы должны иметь научное подтверждение, основанное на источниках. Все понятия должны быть изложены сухо, подкреплены фактами. Характерная особенность – использование терминологии иностранного происхождения. Основная масса терминов имеет латинское или греческое происхождение.
Помимо научных терминов в тексте могут быть представлены: наименования в рамках номенклатуры, профессионализмы, профессиональный жаргон. В среднем количество терминологической лексики составляет в тексте около 15 %.
Термин – это основа научной речи, главная единица изложения материала. Общенаучными терминами являются: фактор, квалификация, классификация, сфера, система, эволюция.
Специальными: в физике – магнетизм, электричество, сила тока, в археологии – стратиграфия, материальная культура, в политологии – нация, конфедерация, федерация, олигархия, демократия.
Научное изложение актуально не только для текста самой работы, но и для выступления студента во время защиты диплома. Качественное выступление, правильно и грамотно составленное, может стать прочной основой для высокой оценки на защите.
Чтобы не услышать замечание, относительно научного изложения, стоит выполнять простые рекомендации:
- Необходимо правильно выстраивать речь (устную и письменную), исходя из правил пунктуации, стилистики, грамматики.
- Стоит отказаться от эмоциональности в речи, от разговорных оборотов.
- Используйте терминологию: общенаучную, профессиональную, отраслевую.
- Автор работы может представлять несколько вариаций пояснения термина.
- Нельзя употреблять уменьшительные формы: детки, задачки, работнички.
- Не употребляются слэнговые слова: классно, обалденно.
- Стоит отказаться от слов оценочного характера: великолепно, феноменально, отлично, удивительно.
- Все слова должны быть употреблены в их прямом смысле, чтобы избежать смысловой путаницы.
- Свойственно употребление глаголов в настоящем времени.
- Для соединения частей предложения применяются союзы: для того, чтобы, поэтому, поскольку.
Главные признаки научного стиля – абстрактность и точность, а не эмоциональность или экспрессия.
Источник: https://uznaikak.su/1672
Язык и стиль Курсовых и дипломных работ
Общая характеристика
à Одной из важных характеристик курсовой и дипломной работы является то, как их автор владеет стилем научного изложения, научным стилем речи. Поэтому прежде чем приступить к непосредственному написанию текста работы, повторите основные особенности научного стиля: о них говорится в этом разделе пособия.
Обращайтесь к этим материалам в процессе работы, и они помогут вам правильно выбрать нужные языковые средства и грамотно построить описание рассматриваемых объектов, понятий, проблем, фактов.
Отбор слов, выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций, порядок слов в предложении и предложений в тексте – все должно соответствовать научному стилю. Каковы же его основные характеристики?
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме. Его типичные жанры – научные монографии, научные статьи, диссертации, тезисы, рефераты, различные виды учебной и учебно-научной литературы, а также дипломные и курсовые работы. В устной форме научный стиль используется в научных докладах, выступлениях на научных конференциях, лекциях.
à Прочитайте отрывки из нескольких монографий, научных статей, учебников. Внимательно послушайте лекции ваших преподавателей. Обратите внимание на стиль изложения и используемые языковые средства. Что объединяет все эти тексты, и чем они различаются?
Своеобразие научного стиля (как и других функциональных стилей русского литературного языка) создают две группы свойств: языковые (лингвистические) и внеязыковые (экстралингвистические). При написании дипломной работы необходимо учитывать эти свойства.
Языковые свойства научного стиля
Языковые свойства научного стиля можно рассмотреть на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.
Лексика
Основные особенности лексики научных текстов состоят в следующем: 1) использование специальной лексики, 2) использование глагольно-именных оборотов, синонимичных отдельным словам, 3) большое количество абстрактных существительных, 4) отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной стилистической окраской, 5) отсутствие эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики.
Специальная лексика в научных текстах
Важнейшей особенностью лексического состава научных текстов является использование большого количества специальной лексики. В рамках специальной лексики можно выделить три основных группы:
общенаучная лексика, т. е. специальные слова, которые могут использоваться в любом научном тексте (процесс, явление, система, фактор, состав, структура, зависимость, свойство, классификация, признак и т. п.);
общеотраслевая терминология, т. е.
специальные слова, которые могут употребляться в текстах смежных научных дисциплин, например, физики и математики, физики и астрономии, географии и биологии, истории и географии, языкознания и литературоведения и др. (формула, уравнение, закон, скорость; климатический пояс, природная зона, раса; метафора, сюжет, мотив, композиция и т.п.);
отраслевая терминология, т. е. термины конкретной научной области, которые используются только в ней (подлежащее, спряжение, фонема – языкознание; биссектриса, кривая, трапеция, множество – математика; хромосомы, малокровие, геном, мимикрия – естествознание и т. п.).
Термины
Именно термины являются главным средством передачи того специального знания, изложению которого посвящен любой научный текст. Каждая естественная наука, как заметил еще А. Лавуазье, складывается из ряда фактов, составляющих ее содержание; из представлений, высказываемых учеными; из терминов, которыми эти представления выражаются.
Следовательно, нельзя отделить ни науку от терминологии, ни терминологию от науки. Поэтому один из важных критериев оценки дипломной работы состоит в определении уровня владения ее автором понятийно-терминологическим аппаратом, т. е. того, насколько правильно и уместно употребляются в работе термины данной области знания.
Чтобы работа была терминологически корректной, необходимо иметь представление об основных свойствах термина.
Термин является важнейшим структурным элементом научного текста.
Термин – это особая языковая единица, которая, с одной стороны, как и любое слово, является частью языковой системы, а с другой – относится к системе научных понятий определенной научной сферы, является «минимальным носителем научного знания» [Никитина С.Е.
Семантический анализ языка науки: На материале лингвистики. М., 1987. С. 7]. Поэтому, чтобы правильно использовать термин, нужно знать его языковые особенности и четко представлять то научное содержание, которое в нем заключено.
Источник: https://cyberpedia.su/12x1cc3.html
Язык и стиль дипломной работы
Курсовая и дипломная работы носят исследовательский характер, их язык и стиль характеризуется как научный, которому присущ ряд особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер, формальнологический способ изложения материала, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, однозначности, ежа! ости выражения при сохранении насыщенности содержания.
Структура курсовых и дипломных работ отличается наличием взаимосвязанных тезисов и их обоснований и доказательств.
Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых, во-вторых; значит, итак и др.
), противоречивые отношения (однако, между тем; в то время как; тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; кроме того; к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к ..
., обратимся к …; рассмотрим, остановимся на …; рассмотрев, перейдем к …; необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать…
) (другие примеры см. в Прил. 16).
На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком являются целенаправленность и прагматическая установка. Отсюда делается понятным, почему эмоциональные языковые элементы в научных работах не играют особой роли.
Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты.
Это обусловливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальной терминологии.
Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей терминологическую систему.
В то же время необходимо осторожно относиться к употреблению профессионализмов –условных наименований, используемых в среде узких специалистов и понятных только им (авизовка, суточные, платежка, проводка). Это своего рода их жаргон, в основе которого лежит бытовое представление о научном понятии.
Научный стиль имеет свою фразеологию, куда можно отнести составные термины (государственное право, рыночная экономика, в режиме реального времени), различного рода клише (на основании полученных данных..
., заключается в…, резюмируя сказанное…). При написании работ следует обратить внимание на то, что в научных текстах существует ограниченная сочетаемость многих слов, особенно абстрактной лексики (см. Прил. 17).
У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения -основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину.
Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения.
Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (вместо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).
Стиль письменной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого лица местоимений единственного числа.
Авторское «я» как бы отступает на второй план. Сейчас стало неписаным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.
Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому авторы научных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения.
Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения («В начале производят отбор образцов для анализа, а затем устанавливают их соответствие…»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например, «Автор полагает…»).
Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность, краткость.
Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации.
Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность. Плохая привычка – пересыпать свою речь канцелярскими словами, «щеголять» мудреной книжной лексикой.
Это мешает писать просто и понятно. Особенно страдает точность высказывания от злоупотребления иностранными словами. Часто этому сопутствует элементарное незнание смысла слова.
Определения и терминология должны быть едиными и соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии – общепринятыми в специальной литературе.
Другое необходимое качество научной речи – ее ясность. Чаще всего это возникает там, где авторы вместо точных количественных и качественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением («Надлежащее исполнение инструкций…
», «Соответствующая обработка свариваемых поверхностей…»). Иногда студенты пишут «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление или вводят в текст фразу «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы.
Обороты «известным образом» или «специальным устройством» нередко указывают, что авторе первом случае не знает, каким образом, а во втором – какое именно устройство.
Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в фразе.
Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст работы читается легко, то есть когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность.
Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Это – умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.
Каждое слово и выражение служит здесь цели: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.
Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется:
— в употреблении лишних слов («Было установлено, что существующие расценки в торговых точках нашего города значительно завышены» – несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены);
— в употреблении плеоназмов, то есть слов, не нужных по смыслу (интервал перерыва; внутренний интерьер; габаритные размеры);
— в употреблении без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова (ничего экстраординарного вместо ничего особенного;
— индифферентно вместо равнодушно; лимитировать вместо ограничивать; функционировать вместо действовать; диверсификация вместо разнообразие);
— в тавтологии, то есть повторении того же самого другими словами (в августе месяце; схематический план; пять человек шахтеров);
— в неуместном использовании так называемых отымённых предлогов (в деле; по линии; за счет; в части).
Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенденцию к сложным построениям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними: например, понятия родовые и видовые, причина и следствие, доказательства и выводы и т.д.
Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом: более широкое родовое понятие раскрывается при помощи более узких, видовых понятий. В сложных предложениях часто встречаются составные подчинительные союзы (благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, несмотря на то что и др.).
Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь: поэтому, при этом, сначала, затем, в заключение, итак, следовательно и др.
, а также вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны, – устанавливающие последовательность изложения.
Приложения
Приложение 1
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s147171t5.html
Научный стиль
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей.
Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего общества на совещаниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; доклады о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется разговорно-бытовой стиль.
Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.
Научный стиль характерен для научной литературы: статей, монографий, учебников, рецензий, рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, тезисов (письменная форма), лекций, научных докладов, сообщений (устная форма). Научный стиль требует точности, логичности, объективности изложения. Этим обусловлена его специфика.
Для лексики научного стиля характерно:
— наличие терминов: инвариант, визуальный, вербальный, дискурс, презумпция невиновности, ингредиенты, культурология и др.;
— использование слов с абстрактным значением: антинаучность, биологизация, взрывоопасность, глубинность, идеологизация, процесс и др.;
— отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.
В области морфологии для научного стиля характерно:
— использование единственного числа в значении множественного: русский глагол претерпел значительное историческое изменение;
— преобладание глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени: ученые исследуют, рассматривают; наука подтверждает, решает;
— частое употребление причастий и деепричастий: анализируя факты, сопоставляя различные точки зрения; происходящие события, рассматриваемые теории;
— использование сложных предлогов и союзов: в заключение, в продолжение, благодаря тому что; ввиду того что, несмотря ни на что.
Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений. Вот почему для их синтаксиса характерно:
— наличие прямого порядка слов;
— преобладание сложных предложений;
— широкое использование вводных слов и выражений: безусловно, бесспорно, в сущности, во-первых, во-вторых, если можно так выразиться, точнее сказать, с одной стороны с другой стороны, само собой разумеется.
Текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога. Чтобы нагляднее представить особенности научного стиля, проанализируем отрывок из статьи А.Н.Гвоздева (1892-1959) «Отношение орфографии к графике».
Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие – ошибочными.
Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanysможет быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос – зонос – заноз – зоноз.
В самом деле, в первом предударном слоге на месте «а» и «о» одинаково произносится «а», на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому «с» и «з» произносится как «с»; из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:
1) «занос» со значением «наметенный ветром сугроб»;
2) «заноз» со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов.
Для данного текста характерна терминология: орфография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук), родительный падеж, множественное число.
Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер. Количество существительных больше количества глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, переходит, являются, встречаются.
Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).
Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста – монолог.
Разновидностью научного стиля считается научно-популярный стиль. Литература, написанная таким стилем, называется научно-популярной. Она популяризирует науку, её открытия и достижения.
В увлекательной, занимательной форме авторы научно-популярных книг рассказывают о небесных планетах, о морях и океанах, о тайнах пещер и подземных лабиринтов, о жизни животных, птиц, рыб, о растительном мире, обо всем, что может заинтересовать любознательного читателя.
Научно-популярный стиль сохраняет особенности научного стиля. В нем также встречаются термины, отвлеченные существительные, глаголов меньше, чем существительных. У глаголов преобладают формы настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Нередки причастия и деепричастия.
Отличительные признаки научно-популярного стиля:
— употребление разговорной, эмоционально-экспрессивной лексики;
— использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, различного вида повторов и др.);
— предпочитаются простые предложения;
— для оживления повествования иногда монолог приобретает черты диалога.
Авторы научно-популярных книг стараются активизировать читателя, вовлечь его в разговор, заострить его внимание на каких-то важных фактах, действиях. Поэтому задают читателю вопросы и тем самым заставляют думать, размышлять, анализировать, находить собственное решение.
Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=17694
Стиль изложения диплома МГУ. На что обратить внимание
Когда студент начинает подготовку к дипломному проекту, то в первую очередь он должен выбрать тот стиль письма, который используется для данного типа работ. Следует сразу сказать, что все письменные работы МГУ выполняются в научном стиле. Когда студент узнает об этом. то у него возникают определенные трудности.
Имеется в виду, что когда его просят, чтобы он максимально просто, лаконично и информативно рассмотрел тему и сделал к ней определенные выводы, то ему сразу напрашивается разговорный или свободный стиль письма. Но его нельзя допускать в работе над дипломом. Так какие же требования предписываются к стилю письма в дипломном проекте МГУ?
- Во-первых, это не телеграфный стиль. Имеется ввиду, что не должно быть даже намека на нарушение речи, бессвязные подзаголовки, разбитые фразы с полным отсутствием предлогов или взаимосвязанных частей речи.
- Во-вторых, не должно быть никаких орфографических, стилистических, пунктуационных ошибок. Это может в разы понизить оценку за работу.
- В-третьих, речь должна быть ясная и одновременно четкая.
- В-четвертых, структура работа должна себя оправдывать. То есть, если мы говорим о введении, то в нем должна быть описана вступительная часть работы, которая подготовит слушателя к общей теме работы.
- В-пятых, вся терминология в проекте должна быть обоснованной, то есть не нужно нагружать проект различными непонятными умозаключениями и спать научной терминологией. Все определения научного характера должны быть аргументированы и вписаны к месту. Все приведенные примеры должны быть пронумерованы в работе, чтобы было проще ориентироваться в тексте. То же самое касается и условных обозначений.
Это общие правила, которые вы, в принципе, могли знать еще с первых курсов учебы. Но если мы говорим о более широких понятиях, о здесь не обойдется без более детального рассмотрения.
Итак, мы определились, что в дипломном проекте используется преимущественно научный стиль. Не исключено и вмешательство и других стилей, но основой все равно станет научное изложение.
Специфика научного стиля письма
Основными показателями научного стиля является прямая логичность мыслей автора, доказательность предъявленных теорий, однозначность и точность определений, отвлеченность или обобщенность. Теперь поговорим о каждой черте в отдельности.
Логичность должна указать, что автор является правым в своей теории. Когда вы соглашаетесь с чьим-то мнением, то наверняка киваете головой и говорите: «Да, логично». То же самое можно сказать и о дипломном проекте.
Доказательства тесно взаимодействуют с логикой, поскольку выполняют практически аналогичную цель. Многие утверждают, что научный стиль полностью исключает какие-либо эмоции. Действительно это так.
Если речь идет о доказательствах и логике, то никакой речь не может идти об эмоциях. Все доказывается читателю посредством четких фактов. Например, вы же не будете на защите дипломного проекта упрашивать комиссию, чтобы они выслушали ваш доклад.
По факту, если привести им пару доводов, что они обязаны это сделать, то так и произойдет. То же самое нужно сделать и в тексте самой работы.
Средства научного стиля
Научный стиль передается при помощи лексических средств. Они обозначаются терминами, которые должны иметь лексическую однозначность. Имеется в виду, что любое определение или слово должно иметь одно единственное значение. Также нужно минимизировать всевозможные определения, которые создают эмоциональную окраску тексту.
Больше всего в научном стиле приветствуется использование глаголов несовершенного вида настоящего времени. Все термины создаются искусственно. Существительных в работе присутствует намного больше. Больше всего предпочтение отдается среднему роду.
Чтобы текст не стал однообразным и скучным, и не пестрел однотипными предложениями, важно применять местоимения.
Важно помнить, что в работе не рекомендуется применения местоимения «Я». Вместо него используется «Мы». Например, вместо предложения: «Сегодня я расскажу вам о…», следует употребить: «Сегодня мы расскажем о том, как …».
Предложения в научном стиле, как правило, сложные и повествовательные. Они достаточны широки по объемам. Не рекомендуется применять восклицательных предложений или вопросов.
Например, если автор хочет узнать мнение слушателей, то сначала надо сделать утверждение, а только потом его обосновать, а не задавать вопрос, а потом отвечать на него. Можно использовать небольшие, но информативные цитаты.
Они являются одной из форм доказательств, которые свойственны научному стилю.
Структура абзаца в научном стиле ярко выражена. Чтобы было проще строить абзацы, можно применить схему: «Тезис – доказательство».
Сам по себе научный стиль можно без труда поделить на части, типа: «начало, развитие мысли – вывод». По такому принципу следует строить главы работы.
В работе можно использовать и какие-то стандартные фразы, например, Нетрудно заметить…, из всего вышесказанного…, в итоге следует отметить … .
В принципе, соблюсти такой стиль письма довольно нетрудно. Достаточно просто вникнуть в основные особенности его передачи.
Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/762-stil-izlozheniya-diploma-mgu-na-chto-obratit-vnimanie.html