Общая психология — это основы психологии как научной дисциплины

Что изучает общая психология

Общая характеристика психологии как науки всегда особое внимание уделяет структуре этой дисциплины. Не удивительно, ведь современная психология — это очень разветвленная наука.

Дифференциальная психология изучает психические различия, возрастная — особенности психики, диктуемые возрастом, социальная — психические черты представителей тех или иных общественных групп… Перечислять отрасли можно долго. А ведь еще есть прикладные направления — психология труда, спорта, военная…

Но всего этого не было бы без основы основ, фундамента, базы, корней того дерева, которое потом дает жизнь множеству веток и веточек, — общей психологии.

Предмет, структура

Общая психология — как и следует из ее названия — это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования.

Следовательно, предмет общей психологии — это психика, то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.

Обратите внимание

Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.

Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.

  • Процессы — самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
  • Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также гипноз. Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
  • Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.

Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, восприятие, речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.

Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии.

По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем — ее история, методы. А потом отдельно — разделы.

Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.

Имена, категории, методы

Если бы общую психологию нужно было охарактеризовать максимально сжато, буквально в нескольких словах, то сделать это можно было довольно просто. Достаточно назвать основные понятия общей психологии, ее методы исследования и наиболее выдающихся деятелей.

Самые важные понятия мы, собственно говоря, уже назвали, когда говорили о предмете изучения дисциплины. Кроме того, общая психология немыслима без понятий «мышление», «сознание», «личность», «деятельность», «воображение». Для каждого из них существуют десятки определений, и каждому можно посвятить не просто отдельную научную статью, но и целые тома специальной литературы.

Рекомендуем: Что такое мышление?

Современная психология как наука не состоялась бы без тех людей, которые внесли особенно большой вклад в ее развитие.

Важно

Если вспоминать специалистов, которым отечественная общая психология обязана больше всего, то первым на ум, конечно же, придет Сергей Леонидович Рубинштейн.

Его фундаментальный труд «Основы общей психологии», впервые изданный еще в 1940 году, до сих пор не потерял актуальности и по сей день используется при обучении психологов.

В одном ряду с ним стоят Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выготский, Борис Герасимович Ананьев…

Среди современных исследователей выделяется имя Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Она известна не только своей научной работой, но и активной популяризацией психологических знаний.

Какие способы используют психологи, чтобы изучить свой предмет? Или, если сформулировать вопрос более строгим, научным языком, — каковы методы общей психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но каждый, в свою очередь, дробится на множество подвидов. Главное отличие одного основного вида от другого — вмешательство или невмешательство исследователя в то, что он изучает.

Как несложно догадаться, при наблюдении действительность никак ученым не изменяется, он фиксирует ее в точности такой, какая она есть. Но это отнюдь не просто регистрация тех или иных фактов! Важно правильно объяснить их причины и следствия, распознать обусловленность средой, воспитанием или внутренними факторами — спецификой работы нервной системы.

Рекомендуем: Понятие личности в психологии

В ходе эксперимента создаются особые условия, в которых в нужном исследователю ракурсе предстает определенное свойство, состояние или процесс психики. Эксперимент может проводиться в специально оборудованной лаборатории (тогда его так и называют — лабораторный) либо в привычной для испытуемого среде (естественный эксперимент).

Кроме того, психологи пользуются и многими другими методами, помогающими «добрать» недостающие сведения о предмете исследования. Например, метод изучения продуктов деятельности — «косвенное наблюдение», как иногда говорят о нем специалисты.

Совет

Ведь, применяя этот способ, ученый взаимодействует не с самим человеком, а с тем, что он создал: рисунками, чертежами, текстами.

Да даже дом, построенный ребенком из кубиков, тоже может служить материалом для психологического анализа! Это ведь тоже продукт деятельности — игровой.

Помимо этого применяются беседа, анкетирование, опрос и, разумеется, всем известные психологические тесты. Только это не те тесты, которые мы каждый день видим в Интернете, а специально составленные профессионалами опросники со сложными процедурами оценки и интерпретации ответов.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

А если мы говорим о какой-то смежной специальности, как раз косвенно относящейся к психологии, — к примеру, о социальной работе? В этом случае, руководствуясь теми базовыми, общими знаниями, которые они получили в данном курсе, будущие соцработники смогут гораздо эффективнее выстраивать свои отношения с клиентами.

Рекомендуем: Что изучает медицинская психология?

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился.

Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, — скажет кто-нибудь из читателей. — Специалистам, понятно, нужно все это знать.

А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования.

Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Почему люди поступают так или иначе? Что на самом деле чувствует собеседник, о чем молчит близкий человек? Что именно привлекает или отталкивает в определенной личности? Согласитесь, такие или подобные вопросы мы задаем себе едва ли не каждый день. Ответы на них содержатся в книгах по психологии. Немного времени — и за всей, на первый взгляд, чрезвычайно сложной и запутанной теорией психологии постепенно проступит понимание образа мыслей и действий людей.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/obshhaya-psixologiya.html

Общая психология как отрасль психологической науки, ее предмет, задачи и методологические основы

Психология на сегодняшний день представляет собой не одну науку, а комплекс наук, которые можно подразделить на фундаментальные, или общие, прикладные и специальные.

Прикладными называют отрасли, достижения которых используются на практике, специальными – те, которые  выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений; фундаментальными – те, которые имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания объединяют термином «общая психология». Изучает общая психология индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как именно дает общие понятия, необходимые для дальнейшего изучения психологич. наук.

Предметом общей психологии являются факты, механизмы и закономерности психической жизни человека.

Обратите внимание

В рамках древнегреч. философии 3 основных направления: психика как физический феномен; как органический феномен (Аристотель); как социальный феномен (Платон). Значение открытия рефлекса Декартом (Р. – «отражение») заключается в объяснении рефлекторной природы поведения без обращения к душе как движущей телом силе.

Значение возникновения ассоцианизма в следующем: к тому времени (начало 19-го в.) изучение органов психики имело анатомическую направленность, но необходимо было осмыслить эффекты их деятельности. Эффекты же относились к области психического (сознания). И исследовались они на почве учения об ассоциациях. (Дж.

Милль: сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации). Независимое развитие психологии начинается с середины 19-го в. Основой этому стали математика и эксперимент. Математические заслуги – у Гербарта. Психофизика – Эрнст Вебер, Густав Фихнер.

«Отец» экспериментальной психологии – В. Вундт. Гельмгольц – заслуга выделения психологии в отдельный предмет.

Методологической основой отечественной психологии являются принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, отражательной природы психики, развития психики в деятельности, личностного и системного подхода к изучению психики, единства внешнего и внутреннего. Детерминизм подразумевает причинную обусловленность всех явлений.

Единство сознания и деятельности предполагает то, что сознание развивается в деятельности и, развиваясь, обусловливает изменение деятельности. Принцип отражательной природы психики подразумевает, что все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения объективной, не зависимой от него действительности.

Принцип личностного и системного подхода подразумевает, что психика человека, во-первых, рассматривается и изучается как система, а во-вторых – идет ориентация на личность как на именно социальное образование.

Принцип единства внутреннего и внешнего подразумевает, что системный подход распространяется на психическую реальность и внешнюю реальность, которые взаимообусловливают друг друга.

Читайте также:  Как писать рецензию на дипломную работу: главные правила и образец

Значение категориального аппарата заключается в том, что именно на нем основываются научные исследования, и, т.о., именно он переводит психологию из разряда житейской мудрости в категорию науки.


Источник: https://students-library.com/library/read/61891-obsaa-psihologia-kak-otrasl-psihologiceskoj-nauki-ee-predmet-zadaci-i-metodologiceskie-osnovy

Общая психология

Общая психология – это дисциплина, которая занимается сбором общих сведений о человеческой психике с помощью теоретических и экспериментальных исследований. Она выявляет наиболее общие методы психологии и психологические закономерности, а также объясняет ее основные понятия.

Общая психология – это отличная точка входа в процесс изучения психологии и хороший источник знаний для психолога-специалиста, который позволяет ему усовершенствовать свои профессиональные навыки. Любая наука, если начать в нее углубляться, начинает казаться достаточно сложной, но вместе с тем и интересной.

Но перед тем, как начать углубляться в ту или иную науку, человеку нужно по поверхностным знаниям ее оценить, чтобы понять, что она ему может дать. Я считаю, что в этом плане, общая психология – это прекрасная закуска для тех, кто хочет войти в аппетит, занявшись углубленным изучением психологии.

В этой статье я расскажу вам о наиболее значимых моментах общей психологии, о которых вам полезно знать.

Введение в общую психологию

Итак, первым делом нам нужно понять – что она изучает общая психология. Общая психология традиционно исследует такие психические процессы как: мышление, память, внимание, эмоции, мотивации, ощущения. Она также исследует такие психические состояние как: сон, бодрствование, фрустрированность, настроенность, функциональные состояния, транс.

И еще она изучает такие психические свойства как: черты характера, темперамент, направленность, интеллект, способности. В целом общая психология собирает знания о самых общих закономерностях психической жизни, таких как: психика, личность, сознание, деятельность, навыки, знания, умения, привычки, высшая нервная деятельности и многих других.

Как видите – это все очень важные для нашей жизни исследования и закономерности, о которых полезно знать, как можно больше. Стоит также сказать, что общая психология собирает данные о человеческой психике, как из разных прикладных отраслей психологии, так и из непсихологических наук.

Важно

Этими данными могут пользоваться не только психологи, но и другие заинтересованные в них ученые, а также все, кому интересна психология. Стоит заметить, что общая психология изучает не только теорию, она также занимается и экспериментальными исследованиями.

Таким образом, с помощью этой дисциплины можно подчерпнуть полезные и практичные знания о человеческой психике, благодаря которым любой человек сможет решить различные повседневные проблемы и задачи.

Для таких смежных наук как: философия, социология, педагогика, юриспруденция, физиология, языкознание, информатика, искусствоведение, общая психология имеет очень важное значение.

Она находит и объясняет основные закономерности, как в поведении человека, так и в протекании и развитии его психических процессов.

Теоретическое исследование общей психологии включает в себя изучение – истории этой науки, различных психологических исследований, проблем, направлений, а также определенных тематических разделов психологии.

А практический курс включает в себя освоение методов научно-исследовательской, практической психологической и педагогической работы. Общая психология в большей степени является психологией теоретической, а уже на ее основе строится практическая психология, — это психотерапия, прикладная психология, психология развития личности, а также психология нормальной жизнедеятельности.

Методы общей психологии

В общей психологии, как и в большинстве других наук, для получения различных фактов используют разнообразные методы. Базовыми методами являются: наблюдения, беседа и эксперименты. Также могут быть использованы модификации каждого из этих методов для получения более лучших результатов. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих методов.

Наблюдение – является самым относительно простым и наиболее древним методом познания. В самой простой форме этот метод представляет собой – житейские наблюдения. Им может пользоваться любой человек в своей повседневной жизни.

Мы все можем наблюдать за людьми и делать определенные выводы на основе своих наблюдений. В общей психологии существуют несколько видов наблюдения: кратковременное, долговременное, сплошное, выборочное и специальное.

Долговременное наблюдение может проходить в течении нескольких лет, вы наверняка слышали о том, как какой-нибудь ученый в течении нескольких лет наблюдал за каким-то явлением, после чего сделал определенные выводы.

Совет

Что касается специального наблюдения, то его еще можно назвать включенным наблюдением, когда наблюдатель сам погружается в исследуемую им группу.

Процедура наблюдения состоит из следующих этапов:

1. Необходимо поставить цель, задачу. 2. Необходимо определить ситуацию, предмет и объект наблюдения. 3. Необходимо определить способ, который будет оказывать наименьшее влияние на исследуемый объект и позволит получить необходимые данные. 4. Необходимо определить способ ведения данных.

5. В конце необходимо обработать полученные данные.

Существует внешнее наблюдение и самонаблюдение. Внешнее наблюдение, осуществляемое посторонним человеком, называется объективным. Оно бывает прямым и косвенным.

Самонаблюдение может быть непосредственным – осуществляется в текущем моменте, и отсроченным – оно основывается на воспоминаниях, мемуарах, записях из дневников, видео и аудиозаписях и так далее. В этом случае человек самостоятельно анализирует свои мысли, переживания, чувства, ощущения.

Стоит заметить, что и для двух других методов – беседа и эксперименты, наблюдение является неотъемлемой частью исследования. Оно позволяет получить необходимые данные.

Беседа. С помощью беседы можно собрать необходимые сведения об обследуемом человеке и его деятельности. Это можно сделать прямым или косвенным, устным или письменным образом. Благодаря этим сведениям можно определить характерные для этого человека психологические явления.

Для сбора сведений о человеке и его жизни используют такие виды бесед, как: беседа с самим человеком, например, с помощью интервью, при котором он отвечает на заранее подготовленные для него вопросы, беседа с знакомыми с ним людьми, когда они рассказывают все, что знают об этом человеке, а также использование опросников и разных видов анкет, когда человек письменно отвечает на задаваемые ему вопросы.

Самые лучшие результаты можно получить с помощью личной беседы исследователя с обследуемым человеком. Для этого необходимо, или во всяком случае желательно, предварительно продумать беседу, составить подробный план ее проведения, определить те проблемы, которые необходимо выявить и решить, какие вопросы для этого нужно задать обследуемому человеку. В общем, нужно подготовиться к беседе.

Не стоит также исключать и вопросы от обследуемого человека, поэтому по возможности нужно определить наиболее вероятные из них и подготовиться к ним. Обычно, двусторонняя беседа дает самый лучший результат и предоставляет намного больше информации для анализа, чем просто ответы на вопросы. Чем более открытым будет разговор, тем больше человек может поведать исследователю о себе и своей жизни.

Эксперимент. Этот метод подразумевает активное вмешательство исследователя в процесс деятельности обследуемого человека для создания определенных условий, которые помогут выявить психологический факт. Эксперимент может быть лабораторным, при котором используется специальная аппаратура и он протекает в особых условиях.

Обратите внимание

В этих условиях действия испытуемого направляются интуицией. Человек может знать о том, что над ним проводится психологический эксперимент, но при этом об истинном смысле этого эксперимента он может не догадываться, если только ему о нем не сообщат.

Некоторые эксперименты могут многократно проводиться на целой группе людей, это дает возможность установить определенные важные закономерности в развитии психических явлений.

Существует еще один метод – тесты. Человеку устраивают специальные испытания для установления у него каких-либо психических качеств.

Тесты являются – кратковременными и аналогичными для всех испытуемых заданиями, и по результатам выполнения этих заданий у испытуемых определяется наличие определенных психических качеств, а также уровень их развития.

Тесты создаются для того, чтобы делать определенные прогнозы с их помощью или ставить диагноз. Они всегда должны быть очень надежными, иметь научное обоснование и выявлять максимально точные характеристики.

Также существует еще генетический метод. Этот метод основывается на наблюдениях и на экспериментах, и строится на результатах этих наблюдений и экспериментов. А суть его заключается в изучении развития психики с целью раскрытия общих психологических закономерностей.

Следует сказать, что при использовании различных методов, всегда необходимо принимать во внимание все особенности изучаемой проблемы. Поэтому в некоторых случаях наряду с основными, описанными здесь методами, используются специальные вспомогательные и промежуточные методики.

Я рекомендую всем, кто собирается начать изучать психологию человека – почитать книги по общей психологии. Они помогут вам познакомиться с этой наукой наиболее интересным образом.

Важно

Конкретные книги рекомендовать я не буду, потому что разным людям подходят разные книги, все-таки у всех разный базовый уровень развития, и кому-то проще понять одну книгу, кому-то другую.

Поищите, посмотрите, почитайте разные книги по общей психологии – какая из них, что называется, пойдет, ту и начинайте подробно изучать. Общая психология – наука интересная, она многое объясняет в поведении человека, многое помогает понять, многому позволяет научиться.

С ее помощью вы научитесь разбираться во многих важных для нашей повседневной жизни моментах, связанных со всем тем, с чем мы часто сталкиваемся, когда взаимодействуем с другими людьми, но что нам не всегда удается понять. Так что не жалейте времени и сил на ее изучение.

Источник: https://psichel.ru/obshhaya-psihologiya/

Отрасли психологии как научной дисциплины (Psyarticles.ru)

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно представляют себе, как много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством систематизации психологических знаний.

Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

1) предмет, с которым они связаны; 2) связи с другими отраслями знания; 3) общие или частные проблемы, которые они изучают;

4) методы, которые они используют.

Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев.

В зависимости от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т. д.

Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического стресса и т. п.

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология.

Совет

Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего XX в.

Читайте также:  Эффективные советы о том, как выжить в общежитии: правила общаги

психологические знания накапливались не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом. общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

общая психология; психология личности; дифференциальная психология; психофизиология; нейропсихология; социальная психология; психология развития; психология аномального развития (или специальная психология);

сравнительная психология и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяется психология аномального развития (или специальная психология), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов.

Олигофрено-психология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей.

Обратите внимание

Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология; медицинская психология; психология искусства; психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ).

В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Наиболее важные разделы этой отрасли психологии — психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой может быть полезно психологам для работы с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.

Естественно предполагать, что перечисленные отрасли психологии, области психологических исследований и психологической практики должны быть в той или иной мере отражены в учебных планах психологического образования.

Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки и практики должны быть включены в число учебных дисциплин в рамках конкретной образовательной программы? Это зависит от следующих факторов:

Важно

1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы.

2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин.

3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины.

4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план.

5. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины. Научную дисциплину или отрасль знаний целесообразно включать в учебный план в том случае, если существуют определенные методические пособия, хотя имеется целый ряд случаев, когда включение дисциплины в учебный план стало стимулом для разработки соответствующих учебных пособий.

Традиционно в учебный план высших учебных заведений включаются те дисциплины, которые имеют определенные традиции преподавания и демонстрируют высокий уровень научности.

Этот набор дисциплин является довольно типичным, поэтому содержание основных психологических курсов во многих странах достаточно сходно.

Конкретные психологические дисциплины, изучаемые студентами в рамках разных образовательных программ в России, Европе и Америке, будут рассмотрены в следующих разделах книги.

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=271

Методологические основы психологии методология психологии 1 общая

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Методология психологии 1. «Общая психология» ( Общая теория психологии) “Кто пытается перескочить через эту проблему, перепрыгнуть через методологию, чтобы сразу строить ту или иную частную психологическую науку, тот неизбежно, желая сесть на коня, перепрыгивает через него” (Выготский, 1982, с.

418). «Общая психология», по Выготскому, совокупность принципов и «опосредующих теорий», «критики» психологии. 2. «Теоретическая психология» . Петровский В. А. , Ярошевский М. Г. Факты — Теории — Теория теорий. 3. Философская психология или философия психологии. Используется в западной психологии.

Аудиторных часов Лекции/семинарские занятия Всего часов Формы контроля 28 14/14 56 Тесты знаний Экзамен Консультации см. расписание на стенде кафедры общей психологии Преподаватель Колесников В. Н. email [email protected] karelia. ru

Совет

Из государственного образовательного стандарта специальности 020400 «Психология ОПД. Ф.

10 Методологические основы психологии Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы. 60 часов

Цитаты • «Нельзя ничего построить без умения строить, т. е. без знания метода построения» . Из статьи по методологии науки • «Не решив общих вопросов, нельзя решать частные» . Приписывается В. И. Ленину • «Философско- методологические представления – важная составляющая часть интеллектуальной культуры специалиста» . Философия и методология науки. Учебник для аспирантов

Тема: Методология науки 1. Понятие методологии. Методология науки. 2. Формы, уровни и функции методологии 3. Методология психологии 4. Методологические проблемы психологии 5. Наука и научная рациональность.

Основные «методологические» понятия “Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе” [Словарь, 1983, с. 365]. “Метод (от греч.

methodos — путь, исследование, прослеживание)- способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. [Энциклопедия, 1994, с. 266].

Методика — конкретная специальная процедура добывания эмпирических данных.

Методология науки — теория научного познания, она является той частью гносеологии, которая исследует методы и формы научного познания. В том числе методология задает некоторые общие представления о реальности, т. е.

имеет тесную связь с мировозрением, представлениями о человеке и его природе, сущностных характеристиках, окружающем мире, его познаваемости.

Обратите внимание

Методология определяет способы достижения и построения знания ( как изучать, принципы и предписания, регуляторы деятельности исследователя. )

Читайте также:  Основная часть курсовой работы: правила оформления

Определения • Учение о путях познавательной деятельности. • Рефлексия науки, ее самосознание • Наука, которая обосновывает применение методов познания и преобразования действительности Основная функция Определение общих принципов эффективной познавательной деятельности

Методология науки: составляющие Учение об исходных принципах познания. (Философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания). Учение о приемах и способах познания Общие стороны частных методов познания, составляющие общую методику исследования ( технические средства исследования)

Методологический анализ ( в науке) – особая форма рефлексии, самосознания науки включающая в себя: • анализ предпосылок и оснований научного познания (философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности, • выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, • определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.

Методологический аппарат особая система понятий, которая используется для методологического анализа. • подход, • методический прием, • парадигма, • объяснительный принцип, • индуктивный, • рациональность и др. … методология, т. е. система посредствующих, конкретных, примененных к масштабу данной науки понятий» (Выготский, 1982, c. 419).

Методологический анализ применительно к конкретной науке : ответы на вопросы • • о предмете науки, основных методах, о строении ее концептуального аппарата, анализ объяснительных принципов, анализ связи с другими науками, критическая оценка полученных результатов, общая уценка уровня и перспектив развития и ряд др. вопросов.

Уровни методологии Философский Гносеология (философская Философия науки теория познания), представления о научном познании, разрабатываемые в рамках философских школ. Общенаучный Синтез частнонаучного знания и философского знания.

Частнонаучный Синтез общенаучной методологии и системы знаний соответствующей частной науки Конкретных методов и методик Методология науки Методология психологии Дисциплины, Конкретизация методологических принципов разрабатывающие конкретные (метода науки) методы и методики

Важно

Уровни методологии Конкретно-научный (методология психологии) Общенаучный Философский

Философский уровень Основа, на которой базируется деятельность. Она определяет исходные позиции по отношению к действительности. Гуманистическая психология – человек изначально добр, или по крайней мере нейтрален по отношению к другим и действительности.

Психоанализ – человек, существо находящееся во власти разрушительных инстинктов, действие которых надо ограничивать. Общенаучный уровень • • • Универсальные принципы, средства, формы научного познания, применимые к широкому кругу наук.

Концепция системного научного анализа (Ганзен В. А. – системные описания в психологии), Кибернетические принципы описания сложных систем ( обучение – как процесс управления – Якунин В. А.

), Общие способы построения исследования, в частности, общие проблемы построения эксперимента, Методы, общие для ряда наук ( наблюдение, эксперимент).

Конкретная научная методология Разработка принципов, норм , средств и приемов научного познания в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки. Осуществляется в рамках научных школ, направлений, которые определяют свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. Ψ Ψ Ψ

Методология и предмет(объект) науки Методология психологии как науки тесно связана с тем как понимается объект изучение, что принимается в качестве основного предмета изучения во всем многообразии проявлений психики.

• Методология ассоцианизма (психология сознания) связана с методом интроспекции. • Бихевиоризм – в основе методологии – представление о человеке (психике) как о черном ящике. Предмет психологии – поведение (реакции на стимулы).

Основной метод – метод естественных наук – объективный метод (наблюдение, эксперимент) • Методология фрейдизма исходит из представлений о человеке как иррациональном существе, находящемся во власти инстинктов.

Предмет психологии – сфера бессознательного как основной источник поведения. Методы – ассоциативный, анализ сновидений, изучение продукции бессознательного- оговорки, описки.

Специфика проблем методологии психологии Определяется спецификой объекта психологии как науки, которая, в свою очередь, определяет возможности и особенности методов по изучению психики, как и специфику психологических знаний. • • • Проблема предмета психологии (центральная для психологии). Проблема закона в психологии.

Совет

Психофизиологическая проблема (классическая методологическая проблема). Проблема метода т. е. способа (способов) изучения психических явлений. Проблема объяснения в психологии. Проблема соотнесения знаний сосуществующих в рамках различных подходов. Проблема интеграции психологического знания.

• (Подробнее о методологических проблемах психологии в учебнике Мазилова ( а также у Ломова Б. Ф. «Методологические и теоретические … )

Формальная и содержательная методология Методология Предмет Решаемые проблемы Представители формальная язык и логика научного знания Анализ обоснований научного знания. Позитивизм и неопозитивизм (Конт, Милль, Карнап, Витгенштейн) содержательная зарождение нового знания и его рост Анализ историко- Постпозитивизм логических (Поппер, Кун, процессов развития Фейерабенд). научного знания.

Основные формы методологии: дескриптивная и нормативная Дескриптивная методология — история становления научного знания, поучительная прецедентами, аналогиями, стереотипами познавательных актов (то есть это поучительные историко-научные “сказки”).

Первичный и “слабый” уровень рефлексии или самосознания той или иной науки. Нормативная методология — явное учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Феномен явного самосознания науки, явная рефлексия.

Неявная методология ( “протометодология”) — индивидуальный познавательный опыт исследователя, которым он руководствуется интуитивно в процессе познавательной деятельности, но не осознает внутренние подсознательные принципы, подходы, которые “ведут” его по тому или иному познавательному пути.

Методология психологии

Место методологии психологии в структуре научного знания Философия и методология науки Методология психологии (теория психологических теорий) Конкретно-научные (предметные) знания

Методологическое знание в структуре психологического знания Три вида психологического знания: «предметное» — знание о психических процессах и индивидуальных особенностях. два уровня предметного знания : уровень феноменологии уровень теории.

«методологическое» — знание о самом процессе психологического исследования, о том, как получается, фиксируется и совершенствуется предметное знание о психике «историческое» , знание, в котором отражается закономерная последовательность развития первых двух видов знания и которое помогает понять общее состояние психологии на каждый конкретный период времени (Роговин, Залевский, 1988, c. 8).

Методологический уровень является в значительной степени определяющим по отношению и к феноменологическому, и к теоретическому.

Обратите внимание

Методология: — раскрывает, как будет пониматься и трактоваться предмет психологии (а, следовательно, реально определяет диапазон пространств психической реальности), — определяет возможности изучения того или иного явления, — определяет метод, каким будет исследоваться психическое, — утверждает приемлемые в науке в настоящий момент способы объяснения.

Функции методологии (по Вачкову И.

) Название Комментарий Пример обеспечивает четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) со стороны как содержания, так и формы вопрос, требующий решения формулируется на основе определенных принципов и методологических норм Постановка проблемы: «Какую часть души занимает божественный дух? » осуществляет мировоззренческую (научную) интерпретацию результатов науки. Позволяет объяснять новые факты и включать новое знание в систему уже известных знаний. Объяснение «чтения» мыслей (паранормальное явление) как свойство, присущее редким индивидам, с особо низким порогом восприятия, что позволяет оставаться в рамках прежней научной методологии. Можно также отрицать их существование для науки позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики ученые, стоящие на разных методологических основаниях, видят перспективы психологии различным образом. Поведенческие психологи видят в будущем психологию как экспериментальную науку(в рамках естественно научной парадигмы), Экзистенциальные психологи: психология должна становиться все более гуманитарной ( «рефилософизации» психологии). стимулирует процесс науки и практики. развития Определение методологических норм и принципов позволяет лучше понимать, что уже известно, а что нет, «раздвигает шторы» для лучшего видения возможностей» Развитие идей гуманистической психологии в России дает определенные средства для решения поставленных задач каждый методологический подход (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология) подразумевает использование его адептами особых специфических средств и методов. Психоанализ как «глобальная методология» предлагает свои средства и для изучения психики, и для воздействия на нее — интерпретацию (архетипы коллективного бессознательного и т. п) позволяет описать и оценить саму деятельность и выработать рекомендации и правила ее осуществления Анализ самой структуры деятельности (например, познавательной), включающей мотивацию, цели, задачи, действия, средства и методы, оценку результатов Анализ взаимодействия психолога с клиентом в процессе когнитивной психотерапии.

Понятие о науке и научной рациональности Наука как элемент духовной культуры характеризуется следующими взаимосвязанными признаками: 1. совокупностью объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе, 2. деятельностью, направленной на получение новых знаний, 3. совокупностью социальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие знания и познания.

Основные признаки научных знаний Объективная истинность (отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, пристрастий и прихоти познающего субъекта).

Логическая обоснованность (включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов). Системность – важнейшие формы систематизации – доказательство, классификация, аксиоматизация.

Установка на эссенциальность — познание сущности изучаемых явлений. Открытие глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира, формулирование законов науки, фиксирующих эти связи, создание научных теорий. Опережающее отражение действительности.

Знания законов позволяет осуществлять прогнозирование и планирование в практической деятельности. Наличие специфического языка науки. Использование терминологии.

Научная рациональность и ее типы • Различают истинность и научную рациональность. Истина – соответствие знаний тому, о чем оно сообщает, адекватность описания предмету, который им зафиксирован.

• Научная рациональность – тоже соответствие теоретических построений, но уже не объекту, который теорией отражен, а тем средствам познания, нормам и идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине.

• Критерии рациональности – логические законы и правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач и т. д. Каждая эпоха в развитии науки характеризуется своим типом рациональности.

Типы рациональности Классическая рациональность. Полагается, что реальность изучается такой, какова она есть, безотносительно к исследователю. Неклассическая рациональность.

Важно

Научное изучение реальности предполагает учет используемых средств (приборов, систем отсчета, способов описания и обоснования. ) Объект исследуется на основе более разнообразных связей с внешним миром, который представлен средствами изучения.

Постнеклассическая рациональность. Предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными ценностями и целями.

Этот тип рациональности свойственен для сложных, саморазвивающихся систем, в которые в качестве компонента включен сам человек (пример – философские системы). Каждый из этих уровней рефлексии коррелирует с особенностями исследуемых объектов.

Источник: https://present5.com/metodologicheskie-osnovy-psixologii-metodologiya-psixologii-1-obshhaya/

Ссылка на основную публикацию