Основная часть курсовой работы: правила оформления

Правила оформления курсовой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению курсовой работы

По профессиональному модулю

ПМ.01 Ведение расчетных операций

Для студентов очного отделения

Специальности 38.02.07 Банковское дело

Г. Рязань

Рассмотрены на заседании

цикловой комиссии

Бухгалтерских дисциплин

Протокол №____от «___ »________ 2016г.

Председатель цикловой комиссии

_______________ Е.В. Савина

Составитель: Савина Е.В. преподаватель РССК «РГРТУ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ стр. 3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ стр. 3
1.1. Выбор темы стр. 3
1.2. Структура курсовой работы стр. 4
1.3. Правила оформления курсовой работы стр.6
1.4. Организация выполнения курсовой работы стр.9
2. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ стр.10
3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ стр.11
ПРИЛОЖЕНИЯ стр.13

ВВЕДЕНИЕ

Междисциплинарный курс «Организация безналичных расчетов» ПМ.01 Ведение расчетных операций призван дать целостное представление о системе организации и ведения расчетных операций в банках в соответствии с действующим законодательством.

Курсовая работа самостоятельная разработка конкретной темы, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки в результате изучения профессионального модуля «Ведение расчетных операций», умение работать с литературой, интернет-ресурсами, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Цель курсовой работы по профессиональному модулю «Ведение расчетных операций» – закрепление знаний по организации безналичных расчетов в кредитных организациях.

Написание курсовой работы по профессиональному модулю «Ведение расчетных операций» позволит сформировать у будущих специалистов банковского дела практические навыки, а также приобрести умение в решении задач по управлению деятельностью кредитной организации.

Обратите внимание

Курсовая работа требует от студента освоения элементов исследовательской работы, а также подготавливает к выполнению более сложной задачи – дипломной работы.

Настоящие методические указания содержат требования к курсовым работам по специальности 38.02.07 Банковское дело и являются обязательными для студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы

Тему курсовой работы студенты выбирают самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя из разработанного перечня тем. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

При выборе темы следует руководствоваться:

• личным интересом к ней, осознанием ее актуальности, важности;

• возможностью практического и теоретического роста студентов по определенным вопросам организации безналичных расчетов, повышения компетентности и профессионализма в ходе подготовки работы;

• пониманием возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при выполнении работы;

• возможностью применения полученных знаний на практике в настоящей и будущей деятельности.

Для понимания темы полезно сначала познакомиться с соответствующими главами учебников и учебных пособий из основного списка литературы, а затем перейти к изучению рекомендованной дополнительной литературы, а также к самостоятельному поиску источников: статей из журналов и других периодических изданий, сети Интернет.

В курсовой работе по профессиональному модулю «Ведение расчетных операций» должен быть использован практический материал на примере конкретного банка.

Тематика курсовых работ рассматривается и принимается цикловой комиссией, утверждается заместителем директора по учебной работе. Задание на курсовую работу (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) выдается не позднее одного месяца с начала семестра в соответствии с учебным планом по специальности.

Структура курсовой работы

Курсовая работа должна представлять собой студенческую работу, в которой будут четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.

Структура курсовой работы, соотношение объема работы по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта и целевой направленности исследования. Объем курсовой работы должен составлять – от 25 до 35 страниц машинописного текста.

Структура текста должна отражать логику исследования. Это предполагает разделение текста на отдельные логически соподчиненные части, каждая из которых снабжается кратким и ясным заголовком, отражающим ее содержание.

Структура курсовой работы состоит из следующих частей:

-содержание

-введение

-основная часть

-заключение

-список использованной литературы

-приложения

Содержание

Важно

Рекомендуется давать расширенное оглавление, помогающее получить полное представление о содержании работы и ее структуре.

Введение

Раскрывает практическую значимость выбранной темы работы в целом, а также ее актуальность в современных условиях хозяйствования с учетом основных законодательных и нормативных материалов.

Актуальность – обязательное требование к работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах 2–3 абзацев текста показать главные факторы актуальности темы.

Обязательным элементом введения является формулировка предмета исследования.

Предмет– это организация расчетных операций в банках.

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в работе с фактическим материалом, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Цель– это предполагаемый основной результат исследования, конкретное объяснение причин и условий возникновения рассматриваемой проблемы. Цель должна быть четко сформулирована и ясна студенту. Она может быть детализирована путем выделения частных задач.

Задачи обычно касаются четырех аспектов курсовой работы:

-Анализа теоретических положений, лежащих в основе работы.

-Определения методик и процедуры исследования.

-Анализа полученных результатов

-Формулирования выводов и (или) рекомендаций

Основная часть

В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме и практический материал, излагается аргументированный авторский подход к системе организации и ведения расчетных операций в банках в соответствии с действующим законодательством. Определяется сущность, понятия и предмет курсовой работы.

Заключение

Заключение – завершающий раздел работы и логическое продолжение предыдущих мыслей, поэтому во многом они характеризуют качество всей работы.

Заключение должно содержать краткое изложение выводов по теме работы.

Не следует повторять те положения, которые уже были отмечены ранее, формулировать их нужно кратко и предлагать мероприятия по дальнейшему совершенствованию организации ведения расчетных операций в банках.

Список использованной литературы

Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. В работе необходимо использовать нормативно-правовую литературу, особенно с последними изменениями и дополнениями, учебно-методическую литературу, периодические издания и интернет-ресурсы.

Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15–20.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

Совет

Приложения являются обязательным компонентом курсовой работы по профессиональному модулю «Ведение расчетных операций».

Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, формы документов и т. п. Обязательное условие – приложения должны содержать материалы, имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А4. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы. Количество приложений не ограничено в курсовой работе, но студенту необходимо исходить из принципа целесообразности.

Правила оформления курсовой работы

Оформление курсовой работы должно соответствовать стандартам:

— ГОСТ 7.32. – 2001 «Отчет о научно – исследовательской работе. Структура и правила оформления»,

— ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам»,

— ГОСТ 7.1. – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Материалы курсовой работы должны быть подобраны, сгруппированы и подшиты в такой последовательности:

-титульный лист

-содержание

-введение (2-3стр.)

-основная часть (18-28стр.)

-заключение (2-3стр.)

-список литературы

-приложения

Курсовая работа должна быть написана. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей речи – точности и однозначности, терминологии и стиля.

В современной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю…» можно сказать «предполагается, что…» и т. д.

Текст курсовой работы должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги стандартного формата.

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210×297). Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм, шрифт 14 пунктов Times New Roman с полуторным интервалом. На странице располагают около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т. е. 57–60 знаков в строке, 28–30 строк на странице.

Обратите внимание

Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм. Абзацный отступ составляет 5 знаков. Текст выравнивается по ширине.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту. В тексте ничего не подчеркивается, курсивом не выделяется.

Рассматриваемые вопросы должны иметь заголовки. Заголовки выравниваются по левому краю и имеют абзацный отступ, печатаются жирным (14 пт) шрифтом (Times New Roman) прописными буквами. В оглавлении и по тексту заголовки нумеруются арабскими цифрами.

Заголовки разделов «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» не нумеруются. Текст заголовков, состоящих из нескольких строк, набирается с межстрочным интервалом, равным 1. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Переносы слов в заголовках не допускаются, в конце заголовков точки не ставятся. Между заголовком и текстом имеется одна свободная строка с межстрочным полуторным интервалом.

Страницы текста нумеруются, номер страницы ставится внизу в центре. Титульный лист считается первым, но номер на нем не проставляется (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), «СОДЕРЖАНИЕ» – второй, тоже нумерация не проставляется. Нумерация начинается с «ВВЕДЕНИЕ» – третий лист.

Каждый пункт (вопрос) основной части работы начинается с новой страницы. Все таблицы, схемы, рисунки, содержащиеся в курсовой работе, должны быть органически связаны с текстом. Каждая таблица должна быть снабжена текстовым заголовком, расположенным над таблицей. По правому краю выравнивают номер таблицы.

Номер таблицы, название и все заполнения выполняются шрифтом 14 пт, при этом, в случае необходимости, внутри таблицы можно применять и более мелкий шрифт (до 10 пт), интервал между строк – минимальный.

Перед таблицей и после таблицы необходимо оставить не менее чем по одной свободной строке (межстрочный интервал – 1,5).

Если таблица имеет размеры более чем одна страница, перенос таблицы допускается.

Важно

При этом на каждой новой странице в правом верхнем углу делается надпись «Продолжение таблицы» с указанием ее номера (заглавие таблицы при переносе не повторяется).

Далее через один межстрочный интервал повторяются заголовки граф. Ссылки по тексту на таблицы следует давать в полном виде, например: «Данные приведены в таблице 4».

У рисунков подпись располагается под иллюстрацией, текст выравниваются по центру. В подрисуночном тексте применяют одинарный интервал между строк. После наименования рисунка точка не ставится.

Выше и ниже каждой иллюстрации следует оставить не менее одной свободной строки (межстрочный интервал – 1,5). Таблицы, рисунки должны быть пронумерованы.

В тексте курсовой работы должны содержаться ссылки на таблицы или рисунки.

В тексте курсовой работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится прочерк, числовые обозначения позиций при перечислении внутри текста не рекомендуются.

Исключением может быть обозначение позиций посредством числовых обозначений с круглыми скобками. Все перечисления следует записывать с абзацного отступа.

Формулы, содержащиеся в курсовой работе, располагают на отдельных строках, выравнивают по центру и нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.

Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены в тексте. В этом случае сразу после формулы (до ее номера) ставится запятая, а первая строка расшифровки (выравнивание по левому краю) начинается словом «где» без двоеточия после него.

Читайте также:  Применение информационных технологий в образовании: польза для преподавателей и учащихся

Все позиции перечисления при расшифровке делаются с абзацным отступом с межстрочным интервалом, равным 1. Выше и ниже каждой формулы, а также после расшифровки должно быть оставлено не менее одной свободной строки (с межстрочным интервалом, равным 1,5). Ссылки на источники по формулам необходимо делать только по тексту.

На строках, где расположены формулы и расшифровки, ссылки размещать не следует.

В курсовой работе разрешается цитирование. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Ссылки по тексту на источники, которыми пользовался студент при выполнении курсовой работы, обозначаются числом в квадратных скобках. Образец ссылки: [21, с. 621]. Первое число в скобках должно соответствовать номеру источника в списке использованных источников, который размещается в конце работы.

Второе число – номер страницы.

Совет

Смысловое содержание введения и заключения не предполагают наличия ссылок: эти разделы являются личным умозаключением студента. Следует избегать цитирования общеобразовательных учебных изданий.

Список использованных источников приводится в конце курсовой работы после заключения. Источники указываются в алфавитном порядке фамилий авторов. По каждому литературному источнику даются фамилии и инициалы авторов. Наименование – Место издания: Название издательства, год издания.

Если приводится статья, то указывается фамилия, инициалы автора, заглавие статьи, через две косые линейки (//) название сборника или журнала, номер и год последнего. В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы Российского государства.

Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов – по хронологии. Структура выглядит следующим образом: нормативная литература и все остальные источники в алфавитном порядке. Количество их должно быть не менее 15.

Количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно превышать четвертой части общего списка, но и не менее пяти источников.

После списка использованных источников размещаются приложения. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «ПРИЛОЖЕНИЕ». После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Если приложение состоит из нескольких взаимосвязанных листов, то на следующих листах за первым пишется «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1».

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/15658.html

Основная часть курсовой работы

Большинство курсовых работ имеют практическую направленность, а значит, они обязательно должны включать главу, где представлены новейшие техники, уникальные способы определённого авторского изыскания, и, конечно же, само опытно практическое исследование.

В целом, основная часть курсовой работы разбивается на два — четыре раздела. Каждый из них делится, в свою очередь, на параграфы — пункты, объём которых не должен быть больше объёма глав.

Например, в случае, когда основной части проекта отводится три части, объём каждой из них может колебаться в пределах от десяти до пятнадцати страниц.

Правильное написание курсовой работы подразумевает грамотное соотношение между собой пунктов и разделов по объёму размещаемого материала.

Основная тема проекта не должна дублироваться в названиях глав и пунктов, названия которых должны полностью соответствовать размещаемому в них содержанию.

В период подготовки материала (поиска, сортировки и компоновки), работы по написанию разделов, подпунктов автору следует не нарушать логическую взаимосвязь между данными структурными элементами, а заботиться о последовательности, необходимости создания лаконичных переходов между ними.

Желательно структурировать подобранный материал в пределах трёх разделов, первым из которых является теоретический. Эта глава базируется на анализе исследований как отечественных, так и зарубежных авторов.

Обратите внимание

Учащемуся вуза необходимо изложить сущность изучаемой проблемы, исследовать всевозможные подходы, ведущие к её решению, предоставить их оценку и грамотно обосновать авторскую точку зрения.

В результате проведённой студентом работы появляется уникальная разработка теоретического или концептуального подхода к обозначенной проблеме и логически выстроенное обоснование методов её разрешения. Не стоит забывать, что материал первой главы курсовой работы должен быть логически связан с последующими главами.

Из представленного выше следует, что первая глава курсовой представляет собой методический, теоретический фундамент, лежащий в основе изучения рассматриваемой проблемы, способов её решения. В ней могут быть представлены графические материалы, а также цифровые данные, изъятые из официальных источников, ссылки на другие проекты.

Вторая глава курсовой работы аналитическая. Её структура целиком зависит от темы, целей и задач определённой курсовой работы. Цель аналитической главы курсовой заключается в точном и скрупулёзном обнаружении факторов, оказывающих непосредственное влияние на анализируемые процессы.

Осуществляемый анализ должен полностью соответствовать намеченным целям и объявленным задачам проекта, то есть являться целевым, содержательным. Он должен обосновывать рекомендации, предложения, направленные на улучшение, совершенствование развития объекта исследования.

Простая констатация фактов во второй главе не уместна: в ней должны быть выявлены конкретные недостатки и причины, которые послужили их возникновению, намечены наиболее эффективные пути по их устранению.

Как говорилось ранее, в курсовом проекте должна присутствовать глава опытно экспериментального характера. Обычно к ней относят третий раздел курсового проекта, носящий название проектный.

В описываемой главе следует разработать и обосновать пути, направления по решению поставленной во введении проблемы, дать наилучшие предложения и ценные рекомендации, приводящие к совершенствованию расследованных процессов.

Курсовые проекты, носящие производственное направление, обычно содержат в третьей части сведения, касающиеся практического применения полученных результатов, оценку их экономической эффективности.

Важно

Третья часть курсовой работы не должна быть обширной, но при её создании учащийся обязательно должен освоить основные методы изучаемой им науки.

Представленное деление основной части курсовой работы является желательным, но не обязательным. Разбивка на главы зависит от специфики задач и целей определённого курсового исследования.

Зачастую научный руководитель и студент, совместно работая над проектом, самостоятельно определяют структуру работы, логику, методики практического исследования, основываясь на особенностях объекта изучения.

Источник: http://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/osnovnaia-chast-kursovoi-raboty

Основная часть курсовой работы

Она состоит, как правило, из 3-4 глав. Содержание основной части зависит от темы и учебной дисциплины. Содержание основной части нужно согласовывать с научным руководителœем до завершения всœей работы.

Требования к написанию текста работы: Вся работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: ʼʼя наблюдалʼʼ, ʼʼя считаюʼʼ, ʼʼпо моему мнениюʼʼ и т.п. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение ʼʼмыʼʼ, ᴛ.ᴇ.

фразы строятся с употреблением слов ʼʼнаблюдаемʼʼ, ʼʼустанавливаемʼʼ, ʼʼимеемʼʼ. Можно использовать выражения: ʼʼна наш взглядʼʼ, ʼʼпо нашему мнениюʼʼ.

Предпочтительнее же выражать мысли в безличной форме: ʼʼизучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…ʼʼ, ʼʼна базе выполненного анализа можно утверждать…ʼʼ ʼʼпроведённое исследование подтвердило…ʼʼ и т.п.

В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Знание степени разработанности исследуемой проблемы излагается в теоретической главе или главах.

Их содержанием может стать:

· Историко-современный аспект изучаемой проблемы;

· Сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов;

· Особенности разработки выбранной темы с точки зрения психологии ребёнка, его возрастных характеристик.

В заключение теоретической главы следует сформулировать теоретические выводы.

При ссылке в теоретической части работы на авторские высказывания (суждения) и выражение своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания:

Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задаёт вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признаёт, принимает точку зрения, привходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.

Ошибками при написании теоретической части работы могут стать:

1. Механическое соединœение не переработанных отрывков из разных источников, чаще всœего без указания авторов. При этом часто одинаковые подходы к вопросу преподносятся как различные.

Совет

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения, что свидетельствует о примитивном уровне работы.

3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовано из литературных источников, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений или собственной практики. Часто такие иллюстрации не являются доказательством научного изложения.

4. Отсутствие подтверждений научных идей конкретными примерами и собственной трактовкой.

Требования к оформлению заголовков:

Каждая выделœенная рубрика имеет заголовок – слово или словосочетание, в котором формулируется её основное содержание. Он пишется на отдельной строке (или нескольких строках) перед началом текста рубрики и располагается симметрично по центру. Вместе с тем, заголовок обычно выделяется из общего текста ещё и оформлением. Точка в конце заголовка не ставится.

В качестве заголовка введения и заключения, как правило, используются сами названия рубрик, ᴛ.ᴇ. слова ʼʼвведениеʼʼ и ʼʼзаключениеʼʼ.

Заголовки в основной части текста имеют более сложное строение, поскольку с их помощью крайне важно отразить не только содержание рубрик, но и их соотношение.

Заголовок главы состоит из двух частей. Первое содержит название рубрики и её номер, который обозначается арабской цифрой, вторая – собственно название главы, выраженное словосочетанием.

Параграфы, выделяемые внутри главы, нумеруются в её пределах. Номер параграфа состоит из двух арабских цифр: номера главы и собственного номера параграфа, которые разделяются точкой. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе параграфы одной главы имеют одинаковую первую цифру. К примеру, параграфы второй главы обозначаются следующим образом: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 и т.д.

Заголовок параграфа состоит из его номера и названия, начинающегося с заглавной буквы, напечатанных жирным шрифтом.

Обратите внимание

Параграфы могут содержать в себе несколько пунктов. Заголовок пункта состоит из его номера, в котором отражены номера главы и параграфа, в котором он находится, и названия.

Номер пункта состоит из трёх арабских цифр: номера главы, номера параграфа и собственного номера пункта͵ которые между собой разделœены точками.

К примеру, пункты второй главы второго параграфа обозначаются следующим образом: 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 и т.д.

Нужно стремиться к тому, чтобы название рубрики было сформулировано кратко, но при этом точно отражало её содержание. В названиях параграфов не должно повторяться то, что уже нашло отражение в названии главы.

Требования к оформлению цитат:

При изложении материала в научной работе нередко возникает крайне важно сть обосновать и подкрепить свои собственные мысли ссылкой на чьё-то авторитетное высказывание по этому вопросу или документально подтвердить выдвинутое положение. Для этого используются цитаты – дословные выдержки из текста какого-либо произведения.

Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь в тех случаях, когда это действительно крайне важно .

Не стоит подкреплять цитатами мысли очевидные и бесспорные, а также излишне злоупотреблять или пренебрегать ими. В случае если в тексте цитат много, то возникает впечатление, что самому автору нечего сказать.

В то же время недостаточное цитирование снижает научную ценность излагаемого в работе материала, делает его малоубедительным, легковесным.

Прямое цитирование предполагает точное, буквальное – слово в слово – воспроизведение текста источника. В этом случае цитируемый фрагмент выделяется кавычками, которые ставятся в начале и в конце цитаты. С основным текстом она должна быть связана либо как прямая речь цитируемого автора, либо как придаточное предложение.

При прямом цитировании допускается пропуск слов, предложений и даже целых абзацев, которые несут в себе дополнительную, второстепенную информацию, не имеющую особого значения для цитируемого высказывания. Все сделанные пропуски обязательно должны быть отмечены в цитате многоточием.

При непрямом цитировании мысль автора даётся в пересказе, однако при этом она должна быть выражена предельно точно.

Требования к оформлению библиографических ссылок:

При использовании чьих-то высказываний крайне важно ссылаться на того автора и то произведение, откуда они были взяты. Такое указание на источник цитирования оформляется определённым, установленным образом и принято называть библиографической ссылкой.

После каждой цитаты в тексте крайне важно в квадратных скобках указать номер цитируемого источника из списка литературы, расположенного в конце работы, а затем после точки с запятой поставить номер страницы, на которой напечатан цитируемый фрагмент.

Требования к оформлению таблиц:

Таблица – особый способ группировки и систематизированной подачи материала, цифровых данных, разного рода сведений, когда они располагаются в нескольких вертикальных колонках, снабжённых заголовками и отделёнными друг от друга линиями.

Таблицы облегчают восприятие текста͵ насыщенного однородными сведениями, позволяют избегать повторения слов и сосредоточивать внимание на цифрах. Вместе с тем, таблица позволяет легко сравнивать сведённые в неё данные.

Таблицы, в случае если их более 2-3 в тексте, нумеруются, для этого обычно используется их сквозная нумерация двумя арабскими цифрами, которые соответствуют номеру главы, в которой расположена таблица и собственному номеру таблицы, к примеру: номер второй таблицы второй главы 2.2 и т.д.

Слово ʼʼтаблицаʼʼ располагается отдельной строкой – форматирование по правой стороне страницы. Ниже по центру располагается тематический заголовок таблицы – её название.

В тексте таблица располагается после первого упоминания о ней, или на следующей странице или в приложении к работе.

Совет

В случае если таблица не помещается на одной странице, то часть её можно перенести на следующую страницу. При переносœе таблицы пронумеровываются её графы и повторяют эту нумерацию на следующей странице. Заглавие таблицы не повторяют, а пишут на первой строке новой страницы: ʼʼПродолжение таблицыʼʼ и ставят её номер.

Ссылка на таблицу должна быть сделана отдельной фразой, к примеру: Взаимосвязь показателœей наглядно представлена в таблице 2. Иногда ссылка делается по ходу изложения сразу после фразы, отсылающей к таблице, в круглых скобках, к примеру: (см. табл. 2).

Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах, а также рубрикацию по строкам, где обозначены особенности представляемого материала. При крайне важно сти под таблицей также могут делаться примечания к ним.

Примечания содержат только справочные и пояснительные данные. В случае если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова ʼʼПримечаниеʼʼ ставят точку и начинают само примечание с этой же строки.

В случае если же примечаний несколько, то после слова ʼʼПримечаниеʼʼ ставят двоеточие. Все примечания нумеруют арабскими цифрами и начинают с новой строки. Под самим словом ʼʼПримечаниеʼʼ никаких слов не пишется.

Вертикальные столбцы таблицы называются графами. Крайний левый столбец принято называть боковиком. Вверху таблицы размещаются заголовки. Эти заголовки отделяются горизонтальной линией в отдельную часть, которую называют ʼʼшапкойʼʼ таблицы.

Иногда несколько граф, каждая из которых имеет свой собственный заголовок, могут объединяться общим заголовком, который также располагается в ʼʼшапкеʼʼ над объединяемыми заголовками.

Обычно он отделяется горизонтальной линией так, что вертикальные линии, ограничивающие объединённые графы, не поднимаются выше этой линии.

Обратите внимание

В случае если повторяющийся в графе текст состоит из одного слова, то его допускается заменять кавычками.

В случае если он состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словом ʼʼто жеʼʼ, а далее – кавычками.

Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических, химических символов не допускается. В случае если данные в какой-либо строке таблицы не приводят, в ней ставят прочерк.

Требования к оформлению графиков:

Другой способ представления экспериментальных данных – графический.

В виде графиков удобнее всœего изображать динамику и зависимости показателœей.

Графики удобны тем, что на одном графике можно строить несколько прямых, кривых (ломаных), изображающих динамику нескольких разноимённых показателœей.

Требования к оформлению рисунков:

Все иллюстрации обозначаются словом ʼʼРис.ʼʼ, и, в случае если их объём более одной, нумеруются в пределах раздела (главы) арабскими цифрами.

Номер иллюстрации состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой, к примеру, первый рисунок первой главы обозначается как ʼʼРис. 1.1ʼʼ. Ссылки на иллюстрации дают по типу: ʼʼрис. 1.1ʼʼ.

Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращёнными словами ʼʼсмотриʼʼ, к примеру: ʼʼсм. рис. 1.1ʼʼ.

Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.

Важно

Иллюстрации располагаются сразу после ссылки на них в тексте, или возможно ближе к соответствующим частям текста͵ или в приложении.

Требования к оформлению формул:

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже формулы идут пустые строки. В случае если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака +, = или других математических знаков. Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.

Каждое из них может начинаться с новой строки или они перечисляются в одну строку через запятую, первая строка начинается со слова ʼʼгдеʼʼ. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах главы, где они расположены, в случае если их больше, чем одна. Номер формулы размещается в правой части последней строки формулы в скобках (1.1 – первая формула первой главы).

При ссылке на формулу ее номер указывается в скобках.

Требования к оформлению списка используемой литературы:

В конце научной работы обычно помещается список всœех источников, на базе изучения которых она была сделана или которые были в ней использованы. Этот раздел работы принято называть списком использованной литературы или литература.

Источники представлены в таком списке их библиографическими описаниями, которые расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/123414_osnovnaya_chast_kursovoy_raboty

Правила оформления курсовой работы по ГОСТу

Оформление курсовой работы

Неправильное оформление курсовой работы может привести к снижению итоговой оценки, поэтому студенту необходимо уделить ему особое внимание.

В настоящее время большинство ВУЗов выпускает методические пособия с указаниями по оформлению курсовых и дипломных работ. Если у Вас есть такие указания, то научную работу необходимо оформлять в точном соответствии с ними.

В случае, если ваш ВУЗ не выпустил методичек, то ваша курсовая работа должна соответствовать требованиям ГОСТа.

Общие требования

Курсовая работа является научно-исследовательской работой и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТов 7.32 – 2001, 7.1. – 2003, 7.12 – 93, 7.82 – 2001. По ГОСТу 9327 страницы текста курсовой работы, а также иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4.

Курсовая работа выполняется печатным способом на одной стороне листа бумаги белого цвета, имеющего формат А4, с интервалом – 1,5. Цвет шрифта – черный; размер шрифта (кегль) – 14; высота букв и других знаков – не менее 1,8 мм.

ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно это Times New Roman. На каждой странице – 30 строк, в каждой строке – примерно 64 знака, включая пробелы. Размеры полей: правое – 10 мм, левое – 35 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Качество печати должно быть хорошим. Допускается исправление опечаток, описок и неточностей, обнаруженных при подготовке курсовой работы. Ошибки исправляются путем закрашивания их белой краской и нанесения исправленного текста машинописным или рукописным способом черными чернилами на том же месте. Не допускается повреждение листов курсовой работы и присутствие в тексте помарок.

Совет

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Необходимо соблюдать сквозную нумерацию, включая титульный лист в общую нумерацию, но не проставляя на нем номера страницы.

Структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из следующих элементов: «Содержание», «Введение», «Заключение» и «Список использованных источников». Названия этих элементов следует располагать в центре строки без точки в конце, так как они служат заголовками.

Основную часть работы необходимо поделить на разделы, подразделы, пункты и, если нужно, на подпункты. В каждом пункте должна содержаться законченная информация.

Все части курсовой работы (разделы, подразделы, пункты и подпункты), кроме введения, заключения и списка литературы нужно пронумеровать. Нумерация должна начинаться с отступа абзаца и быть арабской.

Разделы имеют порядковую нумерацию (1, 2, 3, …), подразделы включают номер раздела и порядковый номер подраздела (1.1, 1.2, 1.3, …) и так далее. Пункты обозначаются – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, …, подпункты – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3, … соответственно.

В тексте не ставится точка после номеров разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Если в разделе имеется лишь один подраздел, то не следует его нумеровать. То же самое – с пунктами и подпунктами.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует прописывать с абзацного отступа после нумерации. Заголовки не нужно подчеркивать; точка в конце не ставится. Пример:

1 Орфография английского языка  

1.1 Основные сведения из истории английской орфографии  

1.2 Современная английская орфография 

1.2.1 Общие сведения о современной английской орфографии  

1.2.2 Основные правила современной английской орфографии  

Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Перечисления необходимо выделить в тексте с помощью строчной буквы со скобкой либо при помощи дефиса. Для конкретизации перечислений используют арабские цифры со скобкой. Пример:

а) _____

б) _____

1) ______

2) ______

в) ______

Каждый раздел, подраздел, пункт и подпункт нужно начинать с нового листа. Заголовки разделов и подразделов следует отделять от текста с помощью междустрочных интервалов (15 мм от вышеизложенного текста и 10 мм от последующего текста).

Иллюстрации в курсовой работе

Обратите внимание

В курсовую работу могут быть включены такие иллюстрации, как диаграммы, графики, схемы, чертежи, компьютерные распечатки, фотоснимки. Их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются, либо, если размер не позволяет, на следующей странице. Иллюстрации могут быть выполнены посредством печати на компьютере, фотоснимки обычно приклеивают на стандартные белые листы.

Иллюстрации, расположенные на отдельных листах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц.  Сами иллюстрации нумеруются арабскими цифрами (Рисунок 1), если их несколько в пределах одного раздела, то номером раздела и порядковым номером (Рисунок 1.1.). Иллюстрации в приложениях нумеруют отдельно, добавляя обозначение приложения перед цифрой (Рисунок А.1).

Таблицы в курсовой работе

Таблицы являются удобным способом сравнения показателей. В тексте курсовой работы над таблицей слева может присутствовать ее название, точно и кратко отражающее ее содержание. Отступ перед названием делать не нужно. Пример:

Таблица 1 – Название таблицы

Таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается. Если таблица не влезает целиком на страницу, то ее можно перенести на следующую. При этом перед второй частью таблицы слева следует указать слово «Продолжение». Второй раз писать название не нужно. Пример:

Читайте также:  Оформление титульного листа бизнес-плана: что нужно о нем знать

Продолжение таблицы 1

Если в разных ячейках таблицы имеется повторяющееся несколько раз слово, то можно написать его лишь один раз, а далее заменять кавычками. Цифры, знаки и символы не допускается заменять кавычками, даже если они повторяются. Если какая-либо из ячеек по какой-либо причине оказывается пустой, то в ней ставится прочерк.

Таблицы, расположенные на отдельных листах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц.  Сами таблицы нумеруются арабскими цифрами (Таблица 1), если их несколько в пределах одного раздела, то номером раздела и порядковым номером (Таблица 1.1.). Таблицы в приложениях нумеруют отдельно, добавляя обозначение приложения перед цифрой (Таблица А.1).

Подписывать заголовки граф в таблице необходимо с прописной буквы, а подзаголовки – со строчной (или с прописной, если они имеют самостоятельное значение). После названий заголовков не ставится точка.

Заголовки граф обычно расположены параллельно тексту таблицы, но, если необходимо, можно расположить их перпендикулярно. Размер шрифта таблицы может быть меньше, чем размер основного текста курсовой работы.

Важно

Таблицы, как правило, ограничены линиями со всех сторон. Линии внутри таблицы между графами не обязательны, если это не мешает правильному восприятию информации.

Также внутри таблицы не допускаются диагональные линии, разделяющие заголовки. Головка (верхняя часть таблицы) отделяется горизонтальной линией от основной части.

Все числовые величины в пределах одной графы должны иметь одинаковое количество знаков после запятой.

Формулы и уравнения в курсовой работе

Уравнения и формулы пишутся в курсовой работе с отдельной строки, при этом перед и после уравнения или формулы должна присутствовать свободная строка. Если формула не помещается в строку, то ее следует перенести. Однако нужно помнить, что переносить формулу можно лишь после математического знака (=, +, -, : и т.д.), дублируя его в начале следующей строки.

Символы в формулах и уравнениях следует пояснять ниже, при этом расшифровывать значение символов необходимо в том же порядке, в котором они расположены в формуле.

Сами формулы нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках (1), если их несколько в пределах одного раздела, то номером раздела и порядковым номером (1.1.).

Формулы в приложениях нумеруют отдельно, добавляя обозначение приложения перед цифрой (А.1). Пример:

A=b:c (1)

A – расстояние до объекта, м;

b – скорость движения, м/с;

с – время движения, с.

Формулы и уравнения могут быть написаны от руки в тексте курсовой работы. При этом допустимы только черные чернила.

Ссылки в курсовой работе

Совет

При написании курсовой работы студент должен подкреплять свои мысли ссылками. Для этого он может использовать цитаты – воспроизведение чьей-то законченной мысли. Цитаты воспроизводятся дословно, с сохранением пунктуации оригинала. Они должны быть заключены в кавычки. При этом необходимо помнить, что если вы берете только часть цитаты, то опущенные фразы нужно заменить многоточием.

После каждой цитатой при помощи порядкового номера делается сноска, а внизу страницы, на которой находится цитата, располагают описание источника. Если на странице находится несколько цитат из одного источника, то описание источника дублировать не нужно, следует написать фразу «Там же».

Знак сноски ставится перед знаками препинания (исключения – вопросительный, восклицательный знаки и троеточие).

Пример:

«Текст цитаты»1.

«Текст цитаты»2.

Далее внизу страницы:

__________________________________________

1Иванов А.В. Теоретические основы изучения.-М.:, 1999.-С.26.

2Там же. — С.26.

Ссылки в работе могут использоваться и для источников без цитирования, при пересказе информации своими словами. В этом случае в конце изложения указывается номер источника из библиографического списка в квадратных скобках ([11, с.76]).

Ссылки также даются на все иллюстрации, таблицы, уравнения и формулы с указанием порядкового номера, например: «… как изображено на рисунке 1», «… указанный в табл. 1.1.», «… как видно из формулы (1)». Если ссылки повторяются, то следует написать слово «смотри» («см. рисунок 1»).

Список использованных источников

Описание источников следует нумеровать арабскими цифрами и оформлять в виде списка в порядке, в котором в тексте курсовой работы появлялись ссылки на источники.

Примеры:

Крашенников С.А., Коптяев З.Я. Краткий химический справочник. – Л.: Химия, 1977. – 165 с.

Словари и энциклопедии:

Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Смирнова, Т. Х. Астахова. — М.: Академический Проект, 2005. — 589 с.

Статья из журнала:

Г.А. Бахарева. Компьютерные технологии для бухгалтера. – М.: Журнал «Горячая линия бухгалтера», 2000. – 418 с.

Электронные ресурсы:

Экономический рост [Электронный ресурс] // Новая Россия : [библиогр. указ.] / сост.: Б. Багров, О. Беляева, С. Иванов. Новосибирск, [2005– ]. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi (дата обращения: 22.03.2007). 

Оформление приложений в курсовой работе

Приложения оформляются после основного текста курсовой работы и нумеруются как часть всего текста. Они располагаются в той последовательности, в которой на них даны ссылки в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа. Заголовок приложения – это слово «Приложение» и его обозначение.

Приложение обозначают заглавной буквой, обозначающей его порядковый номер. Допустимо использовать буквы русского алфавита (кроме Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ) и латинского (кроме I, O). Если были использованы все возможные буквы русского и латинского алфавита, допускается использование арабских цифр.

Пример: Приложение А

Источник: http://sdal-diplom.ru/article/kursovye-raboty/pravila-oformlenia-kursovoi-raboty/

Правила оформления курсовой работы

Работа выполняется с помощью компьютера с использованием редактора Word на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (297 ´ 210 мм). Рекомендуемый размер шрифта – 14 кегель. Вид шрифта –Times New Roman.

Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: ориентация книжная, поля: справа – 10 мм, слева, сверху и снизу – 20 мм, слева – 30 мм.

Абзацный отступ равен 5 ударам (1,25 мм) или устанавливается соответственно табулятором.

Обратите внимание

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры (размера, жирности, вида). Все математические символы и формулы записываются курсивом.

Нумерация страниц сквозная. Номер страницы, начиная со второй, проставляют в центре нижней части листа арабскими цифрами без точки.

Содержание, введение, заключение, список использованной литературы, приложения и каждый новый раздел начинается с новой страницы. Заголовки структурных частей работы (Введение, Содержание, и т.д.) печатаются строчными буквами, кроме первой прописной, с абзацного отступа без переноса слов полужирным шрифтом. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки подразделов, пунктов печатают строчными буквами кроме первой прописной полужирным шрифтом.

Точки в конце заголовков не ставятся.

Заголовок работы

Как правило, для письменных работ (рефератов, курсовой и выпускной квалификационной работы) принята следующая структура:

— титульный лист,

— содержание,

— введение;

— основная часть, разбитая на разделы, подразделы, пункты;

— заключение,

— список использованной литературы,

— приложения.

Первое, что прочтет читатель, это название (заголовок) работы. Требования к формулировке заголовка:

* информативность. Заголовок должен давать полное представление о содержании работы, основной её идее;

* выразительность(выделить работу среди других по этой же теме).

* краткость и несложность.

Очень короткие заголовки работ (1-2 слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В работах, освещающих узкие темы, заголовки должны быть более конкретными, а потому более многословными.

Сравните:

Угольная промышленность Республики Коми

Механизм формирования заработной платы в угольной промышленности Республики Коми в 2000-ые гг.

Не следует допускать в заголовке работы неопределенных формулировок, например, «Анализ некоторых вопросов….», а также штампованных формулировок, таких как «К вопросу о…», «Материалы к …».

Если это необходимо, можно конкретизировать заголовок работы.

Например: Региональные особенности формирования заработной платы в сельском хозяйстве (на примере РК).

Важно

Можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новый заголовок.

Например: Рынок страхования в Республике Коми: особенности и перспективы развития.

Оформление титульного листа

Титульный лист является первой страницей работы, но номер страницы на нем не проставляется. На титульном листе должны присутствовать следующие сведения:

— министерство (ведомство), к которому относится организация, в которой выполнена письменная работа;

— название организации, в которой выполнена письменная работа;

— название структурного подразделения организации, в котором учится исполнитель;

— название вида письменной работы (реферат, курсовая или дипломная работа);

— название работы,

— при наличии — сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание);

— сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, номер группы);

— сведения о городе и годе, в которых выполнена письменная работа.

Образец титульного листа приведен в Приложении Б.

Оформление содержания

Содержание приводится второй страницей. В нем отражаются все заголовки разделов, подразделов, пунктов, которые имеются в работе, с указанием страниц, с которой они начинаются.

Заголовки в содержании точно повторяют заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, другой последовательности, чем в тексте, не допускается. Заголовки одинаковой степени рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовок каждой последующей степени смещают на каждые 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Нумерация разделов делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер как своего пункта, так и номер раздела, подраздела, которому он подчинен (1.1.1, 1.2.1 и т.д.).

Образец содержания приведен в Приложении В.

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы состоит из введения, основной части и заключения.

План – это логическая основа курсовой работы. От правильного его составления зависит структура, содержание, логическая связь частей.

Одновременно план является важным показателем того, насколько студент изучил научную литературу и ориентируется в отобранном материале.

Поэтому составленный план в определенной степени является свидетельством понимания студентов содержания рассматриваемых в курсовой работе проблем.

Совет

План работу не следует перегружать большим количеством вопросов, т.к. это приводит к поверхностному изложению материала. В план работы рекомендуется включать, кроме небольшого введения 3-5 наиболее важных вопросов темы, раскрывающих ее содержание.

Подготовка и оформление введения

Третьей страницей письменной работы помещается введение, в котором:

* обосновывается актуальность выбранной темы,

* формулируется объект и предмет исследования,

* приводятся цель и задачи исследования,

* указывается избранный метод (или методы) исследования,

* приводятся данные по источникам информационной базы исследования (по каким источникам написана работа; на каком конкретном материале она выполнена),

* структуре работы (сколько разделов, перечень структурных элементов и обоснованность последовательности их расположения),

* сообщается, в чем теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

Подготовка теоретической части

Теоретическая часть в виде краткого литературного обзора должна сообщить состояние разработки выбранной темы, которая в итоге должна привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично). Обзор литературы должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение студента

— систематизировать источники,

— критические их рассматривать,

— выделять существенное,

— определить главное в современном состоянии изучаемой темы.

Не следует:

— излагать всего, что стало известно в результате знакомства с литературой и связано только косвенно с исследуемой темой,

— не найдя в доступной литературе необходимых сведений, брать на себя смелость утверждать, что Вам принадлежит первое слово в описании изучаемого явления. Такие ответственные выводы можно делать только после тщательного изучения источников информации и консультаций с научным руководителем.

Источник: https://pdnr.ru/a20002.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector