Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании
Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech.
Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологи
«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных
технологий в образовании.»
Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech.
Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о позитивных и негативным последствиям.
Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения.
Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества.
В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.
ИКТ – что это такое?
Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ – звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?
Информационные технологии или просто IT – словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники.
К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.
На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества.
С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности.
В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, «… основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)
ИКТ в современном образовании: применение, результаты
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC.
В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ.
Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий – электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online.
При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени.
Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.
Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала.
Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний – книги .
Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.
Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet.
Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.
Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:
- в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
- значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
- активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
- воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
- обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
- для повторения и закрепления пройденного материала;
- для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
- для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
- для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
- для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.
Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося
Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:
— ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);
— ряд психолого-педагогических проблем ( неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);
— снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей .Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;
— недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.
А также, «минусами» применения ИКТ являются:
– возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
– исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
-технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
– технология самообразования для учащихся не разработана;
– невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;
– нет единой информационно–методической службы для учащихся, их родителей и учителей.
И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них.
Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.
При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, – за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).
Основные выводы
Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.
А также, средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения.
Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям.
В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя , который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; — в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/plyusy—i—minusy—primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii
Информационные технологии в работе учителя
Использование информационных технологий в работе учителя
Составил: Вахнин А. А.,
учитель математики,
информатики МКОУ
«Каменная СОШ» с. Пальяново
Актуальность
Новые информационные технологии, появившиеся относительно недавно и бурно развивающиеся на протяжении последних 20 лет, достаточно плотно вошли в нашу жизнь. Трудно представить современного человека без мобильной связи, навыков использования компьютера и интернета. Мы живем в 21 веке – веке скоростной передачи информации. Сейчас ценится:
- скорость передачи и получения новой информации,
- умение быстрого анализа
- переработка полученного материала.
Одним из основных критериев оценки профессионализма педагога является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя не только использование компьютера, но и различных средств техники и связи.
модернизация образования
основные моменты
Качество эффективность доступность
яркий
урок
Эффект
продуктивный
ный
Эмоцио
нальный
Информационная технология
— совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности
технические средства
- компьютер,
- устройства ввода-вывода,
- оргтехника,
- линии связи,
- оборудование сетей
Информационные технологии – компьютерные технологии
- Компьютерные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерные средства обучения
называются интерактивными, они обладают способностью:
- «откликаться» на действия ученика и учителя,
- «вступать» с ними в диалог.
Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции:
- учителя,
- рабочего инструмента,
- объекта обучения,
- сотрудничающего коллектива,
- досуговой (игровой) среды
Компьютерный урок – любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
Интенсивность использования компьютера :
- — 0% времени урока – обыкновенный урок,
- — частичное использование – компьютерный урок,
- — 100% времени урока – по существу, урока нет, есть компьютерное обучение.
Информационные технологии обеспечивают:
- доступ к различным информационным ресурсам
- обогащение содержания обучения
- логический и поисковый характер
- поиск путей и средств
Информационные технологии — это для учащихся
Информационные технологии
Технология компьютерной демонстрации
Технология компьютер
Технология проектного обучения
ного моделирова
ния
Типы компьютер
ных
технологий
Технология использования программированных учебных сред
Технология компьютерного тестирования
Технология компьютерной демонстрации
- демонстрация компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);
- демонстрация видеоуроков, видеофрагментов;
- демонстрация анимаций;
- демонстрация виртуальных лабораторных, практических работ
Технология компьютерного моделирования
Имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте ученика. При этом программное обеспечение скачивается на пользовательский компьютер.
Технология использования программированных учебных сред
Электронный учебник (ЭУ)
Источник: https://multiurok.ru/files/informatsionnye-tekhnologii-v-rabote-uchitelia.html
Преимущества и проблемы использования информационных технологии в процессе обучения младших школьников
Поиск Лекций
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации.
Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений.
При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения, воспитания (Сайков Б.П., Энциклопедия учителя информатики).
Развитие информационной культуры предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности.
В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:
— информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;
— информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;
— информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;
— информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.
Проблемы информатизации образования.
Перечислим основные проблемы, которые возникают в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся.
Негативные факторы компьютерного обучения:
— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» (приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод);
— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
— опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию образования, можно отнести:
— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе.
К проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс можно отнести также:
— отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;
— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;
— непонимание руководством учебных заведений, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;
— отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).
Чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:
— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
— бесплановость, случайность применения ИКТ;
— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.
Преимущества информатизации образования.
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
— во время проведения урока;
— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
— при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;
— в процессе создания и передачи общешкольной информации;
— в процессе научной деятельности;
— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
— для более глубокого восприятия учебного материала;
— в проектной деятельности;
— при созданий мультимедийных сочинений;
— в презентационной деятельности;
— в локальной и глобальной сети.
(Сайков Б. П., Энциклопедия учителя информатики)
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:
— повышение уровня профессиональной культуры;
— снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
— развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
— возможность использования чужого опыта и методических разработок; — повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
— переход от роли учителя – транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
— возможность самореализации и самоутверждения;
— возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
— повышение авторитета среди учащихся.
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
— повышать у учащихся интерес к предмету;
— облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;
— подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;
— выявлять и развивать способности;
— овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
— интеллектуально развивать учащихся.
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках также позволяет:
— подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
— использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т. д.;
— расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего – в русле совместной предметной деятельности;
— повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся. (Проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т. п.). [17,с.72-74],[32]
Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.
Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми.
При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.
Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.
Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:
— развитию интереса к изучаемому предмету;
— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, во внеклассной работе;
— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся; — обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
ИКТ в учебном заведении – это:
— обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;
— электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;
— фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;
— электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;
— материалы для информационного телевизора, который, как правило, устанавливается в фойе школы или другом общедоступном для просмотра месте;
— лазерные диски, сделанные учащимися в качестве сувениров для других школ, для управы или гостей школы;
— школьный сайт в Интернете;
— часть телевизионных передач школьного телевидения;
— интегрированные уроки преподавателей;
— оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;
— проектная деятельность учащихся;
— выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;
— создание и пополнение медиатеки школы.
Таким образом, внедрение ИКТ в учебную деятельность — это повышение интереса к изучаемым предметам и как ресурс повышения активизации учебной работы в новых условиях.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса, является включение учащихся в урок с использованием ИКТ — технологий.
Используя новые, увлекательные для нового поколения информационные технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
Учащихся младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. [15,с.182]
Можно выделить следующие особенности данной технологии
1.Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
2.С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
3.Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
4.Повышение уровня использования наглядности на уроке.
5.Повышение производительности урока.
6.Установление межпредметных связей с другими предметами.
7.Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
8.Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. [19,с.56-61]
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s41232t3.html
«Использование современных информационных технологий в работе учителя»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Парцинская средняя общеобразовательная школа»
Зубово — Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Доклад
«Использование современных информационных технологий в работе учителя»
Выполнила: Резепова А.А.
Учитель физической культуры
2017 г.
«Использование современных информационных технологий в работе учителя»
«Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь».
(Китайская пословица)
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить.
А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
В условиях современной жизни с её огромными проблемами и обилием негативной информации, современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе.
В связи с этим считаю:
- основной вид ведущей деятельности обучающихся в школе – вначале игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими обучающимися. Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности.
- Желание апробировать информационные технологии в практике работы.
Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер — это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.
Планируя урок с применением ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
— четко определяю педагогическую цель применения ИКТ в учебном процессе;
— уточняю, где и когда буду использовать ИКТ;
— учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Она даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Использование в обучении компьютера
— усиливает мотивацию обучения;
— вызывает у детей повышенный интерес к предмету;
·формирует умение работать с информацией;
— создает возможности доступа к ранее недоступной современной информации;
· развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
· активно вовлекает учащихся в учебный процесс;
·развивает коммуникативные способности;
— расширяет возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского многое изменились, но смысл этого выражения не стареет. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Однако, работая с детьми, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
В своей работе я часто применяю ИКТ. Их использование стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию компьютерного класса. В классе есть интерактивная доска — это ещё один помощник учителю.
Возьмем, например, урок русского языка.
Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использовать интерактивные плакаты. Проводя урок по теме: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударным гласным», ребята вставляли пропущенные буквы, а затем сравнивали с образцом на интерактивной доске.
На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем задачи, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.
Обучение чтению – сложный творческий процесс. Необходимо, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки.
Уроки литературного чтения стараюсь сделать интересными и разнообразными.
Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, при использовании презентаций и интерактивной доски.
Кроме презентаций, я на своих уроках в содержании уроков использую видеоролики.
Так, например, в 8 классе с использованием ИКТ, где ребята могут посмотреть поэтапно и в замедленной съемке технику выполнения опорного прыжка через козла.
Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди учащихся. Презентации, интерактивные презентации, видео как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей.
Интенсивно использую ИКТ во внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе класса — проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Таким образом, то, о чём было сказано выше, всего лишь небольшая часть из проведённых уроков и мероприятий.
Применение ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса,активизирует мыслительную деятельность, позволяет проводитьуроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение.
На сегодняшний день я уверенно применяю компьютерную поддержку на всех этапах урока: при опросе домашнего задания, при подачи нового материала, при применении знаний на практике и др.
Осуществляя творческий подход к процессу обучения, используя разнообразные методы и приемы обучения, создала условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации.
Организация учебного процесса , прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована.
Поэтому помимо компьютера, ученики при выполнении д/з пользуются различными энциклопедиями, словарями, журналами. Я считаю их более полезными, т. к. в данном случае ребёнку приходится сначала прочитать весь материал, потом продумать — что более подходит к теме и только потом выписать нужную информацию. Такие выступления не так эффектно выглядят, но труда в них вложено больше.
Работают и слабые ученики, и сильные. Некоторые ученики имеют пробелы в знаниях по отдельным темам, но они очень быстро усваивают навыки работы на компьютере.
Существует как объективный, так и субъективный показатель мастерства учителя, который выражается в удовлетворенности человека тем делом, которым он занят. Это не амбиции, а именно удовлетворенность сделанным.
Человека, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией. Учитель в селе – это образец поведения, культуры и ценностей общества.
Как человек он счастлив, если может быть кому-то полезен, если дарит минуты радости и капельки счастья другим, если понимает, что быть педагогом – его настоящее призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья.
И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.
Источник: https://intolimp.org/publication/ispol-zovaniie-sovriemiennykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-uchitieli.html
«Использование информационных технологий в образовательном процессе. Формирование информационной культуры учащихся»
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства»
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре- он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
В практике информационными технологиями обучения называют все специальные технические технологии, использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Для проведения уроков с применением ИКТ в нашей школе имеется ресурсный потенциал: 2 кабинета информатики с наличием 29 рабочих мест с ЭВМ; 10 компьютеров подключено к сети в Интернет; 43 компьютера используются в учебных целях; в школе функционируют 4 интерактивные доски, 14 принтеров, 2 сканера, 10 проекторов. 31 % учителей (14 человек) постоянно используют ИКТ в учебно-воспитательной деятельности
31 учитель (68 %) имеют дома персональный компьютер и 58% выход в Интернет.
82 % учащихся имеют дома персональный компьютер, 47% – выход в Интернет. Таким образом, имеется ресурсный потенциал для работы учителей и учащихся как в школе, так и дома.
87 % учителей прошли обучение «Основы работы на ПК», «Основы работы с презентациями», «Основы работы с операционной системой Линукс» на базе нашей школы, которые проводила учитель информатики Горбачёва Г.А.
15 % (7 учителей) прошли курсы при БИПКРО по использованию ЦОР и ИКТ . В течение 2011- 2012 у.г. запланирована курсовая переподготовка ещё 10 учителей.
Для урока с применением ИКТ свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения; — ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
-технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
-методические, т. е. умения, необходимые для грамотного обучения школьников;
-технологические, т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает :
— положительную мотивацию обучения
— активизирует познавательную деятельность обучающихся. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера, кинофрагменты.
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип доверительности
2. Принцип обратной связи
3. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе уже на первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ позволяет учителям проводить уроки уже с начальной школы:
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) — сделать урок наиболее наглядным;
-привлекает большое количество дидактического материала;
-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
— расширяет возможность самостоятельной деятельности;
— формирует навык исследовательской деятельности обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
— а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью применения ИКТ является:
-развитие мышления
-формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. ПРЕЗЕНТАЦИИ учащихся.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
— мультимедийные курсы
— презентации к урокам
— логические игры
— тестовые работы
— ресурсы Интернет
— электронные энциклопедии.
Сегодня на уроках наши учителя постараются показать ресурсы учебного назначения. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: продвигает ребенка в общем развитии помогает преодолеть трудности вносит радость в жизнь ребенка позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
При проведении анкетирования среди учащихся нашей школы выявлено следующее:
На сколько полезно использование ПК в учебном процессе:
- Получение новой информации 56%
- Поиск материала в Интернете 28%
- Расширение кругозора 16%
Учащиеся, работающие на ПК, имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Преимущества использования ИКТ
1. индивидуализация обучения; 2. интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. рост объема выполненных на уроке заданий; 4. расширение информационных потоков при использовании Internet. 5.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. 6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент. 7.
Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика 8.
Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. 9. Освоение учащимися современных информационных технологий.
На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов — компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это — возможность для учащихся проявить свои творческие способности; Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, 2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры. 3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. Отсутствие контакта с учителем информатики. 5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет. 6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. 7. Не хватает компьютерного времени на всех. 8. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 9. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу, что они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: http://www.psihdocs.ru/ispolezovanie-informacionnih-tehnologij-v-obrazovatelenom-proc.html