Методические рекомендации по подготовке научных докладов
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Методические рекомендации по подготовке научных докладов.
Научный доклад – результат проведенного студентом научного исследования по определенной тематике, выносимый на публичное обсуждение. Тезисы докладов, как один из видов научных публикаций, представляют собой краткие публикации, как правило, содержащие 1-3 страницы, отражающие основные результаты исследований по определенной тематике.
Научный доклад должен содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации.
Разработка научного доклада требует соблюдения определенных правил изложения материала. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану и раскрывать основную цель доклада.
Основные моменты, которыми следует руководствоваться студентам при подготовки научных докладов можно изложить в следующих пунктах:
- актуальность темы доклады;
- развитие научной мысли по исследуемой тематике;
- осуществление обратной связи между разделами доклада;
- обращение к ранее опубликованным материалам по данной теме;
- широкое использование тематической литературы;
- четкая логическая структура компоновки отдельных разделов доклада.
Название — очень важный элемент. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие работы должно полностью отражать ее содержание.
Научный доклад должен включать в себя следующие структурные элементы:
-
вступление;
-
основные результаты исследования и их обсуждение;
-
заключение (выводы);
-
список использованных при подготовке и цитированных источников.
При подготовке любой научной или аналитической работы, связанной с проведением исследований, требуется грамотно оформить вступление. Целью вступления является доведение до слушателей основных задач, которые ставил перед собой автор.
Как правило, вступление должно в себя включать:
- раскрытие уровня актуальности данной темы;
- подробное объяснение причин, по которым была выбрана тема;
- определение целей и задач;
- необходимую вводную информацию по теме;
- четкий план изложения материала.
Далее автором в краткой форме излагаются основные результаты, полученные в ходе исследования, и на их основании делаются выводы.
Этот раздел можно насытить иллюстрациями — таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде подготовленный материал.
В случае если полученная в результате исследования информация позволяет двоякое толкование фактов, делаются альтернативные выводы.
Если тема научного исследования посвящено сугубо узкой тематике, то в научный доклад можно включить более детальную информацию по исследуемому вопросу.
Требования к оформлению:
Материалы подготавливаются в редакторе MS Word. Формат страницы: размер – А4; все поля по 2 см; страницы без колонтитулов; страницы не нумеруются; абзацный отступ 1,25 см.
Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 12 пт; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине. Количество страниц – от 2 до 7. Количество иллюстраций, таблиц – до 3-х. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.
) указывается по центру под рисунком. Название таблиц указывается по центру над таблицей.
Титульный лист оформляется по образцу (Приложение 1).
Внимание! Подготовленные материалы для выступления пересылаются преподавателю по электронной почте не менее чем за день до выступления.
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В.ПЛЕХАНОВА»
(ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»)
Научный доклад для выступления на круглом столе
«___________________»
Тема научного доклада: «______________________»
Выполнил (а):
ФИО
Студент (ка) группы №
кафедры Гостиничного и Туристического бизнеса
факультета «Высшая школа спортивной и туристской индустрии».
МОСКВА 2011 г.
- Методические рекомендации
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ 1. Общие … работы. Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки …
- Методические рекомендации
… заявленным фактам. Методические рекомендации по подготовке вариативных форм второго … квалификации и профессионализма Защита научно—методической разработки. Защита опытно … . 2. Иллюстрации к докладу (по выбору аттестуемого), отражающие проблему …
- Методические рекомендации
Методические рекомендации по подготовке презентации к ВКР Для подготовки презентации используются … работы посередине, ФИО выпускника и научного руководителя полностью 2 Слайд — … своего рода сокращённый тезисный доклад по докладу к защите диплома. Это …
- Методические рекомендации
… Департамент гражданской защиты) Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных … работы сотрудников научно-исследовательских уч … ; — подготовку тезисов доклада руководителя учения; — подготовку наглядных иллюстрационных …
- Методические рекомендации
… протокол № 56 Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских … научного исследования. 2.5. В процессе подготовки диссертационного исследования студент выступает на занятиях по научно-исследовательской работе с докладами: а) по …
Другие похожие документы..
Источник: https://gigabaza.ru/doc/81681.html
Контактная информация
Студентам и аспирантам экономического направления. Методика написания научных работ: как организовать работу и получить результат с минимальными затратами труда и времени
К числу научных сейчас относится большое количество работ, которые приходится выполнять студенту за время обучения. Научными являются магистерская и кандидатская диссертации, дипломные работы, зачастую даже курсовые должны иметь черты научного исследования.
Многие студенты и аспиранты участвуют во всевозможных конкурсах научных работ, это престижно и почетно. С опытом приходит навык, становится все легче.
Но что делать, когда Вы впервые сталкиваетесь с таким видом деятельности? Хорошо, если рядом есть руководитель, который потратит много времени и сил, чтобы не только направить в нужное русло Ваше исследование, но и научить методике проведения исследования и написания текста работы.
Но реалии нашей жизни таковы, что подобная возможность есть не всегда. Например, Вам может быть неудобно беспокоить руководителя по таким, как кажется, мелким вопросам, но которые существенно тормозят работу.
Поэтому важно познакомиться с некоторыми принципами и приемами, которые облегчают работу, способствуют скорейшему ее написанию.
Конечно, кто-то может не согласиться с некоторыми из них, поскольку научный поиск — это индивидуальная творческая деятельность, и каждый реализует ее по-своему, но большой опыт автора в руководстве научными работами разного уровня свидетельствует в пользу их универсальности и эффективности. В связи с этим данный материал может быть интересен не только студентам и аспирантам, но и их начинающим руководителям.
Сразу оговоримся: мы будем вести речь о настоящей научной работе, а не о банальной компиляции материала, найденного на просторах Интернета.
1. Выбор темы исследования
Первый этап работы, и поэтому очень важный. Как правило, стандартный совет по выбору темы заключается в том, что она должна быть актуальной. Конечно, это так, ведь исследование на неактуальную тему попросту никому не нужно.
Однако стоит открыть «секрет»: очень сложно найти по-настоящему неактуальную тему. Особенно в экономике.
Разумеется, темы могут быть более или менее актуальными, но вряд ли Ваша научная работа будет существенно хуже, если ее тема на настоящий момент будет несколько менее обсуждаема, чем другие. А обосновать актуальность можно практически для любой темы.
Поэтому актуальность темы на практике отходит на второй план. Самое важное требование, которому должна соответствовать тема — она должна быть Вам интересна.
И хотя оно скорее психологическое, чем научное, оно крайне важно для эффективности всего процесса исследования и написания научной работы.
По опыту можно сказать, что интересная тема дает возможность даже менее подготовленному человеку проделать сложнейшую работу, несколько ленивому — провести масштабное исследование и неуверенному в себе — блестяще представить результаты.
Научная работа — это работа творческая.
Для того, чтобы результат был хорошим (какими бы критериями мы ни руководствовались при оценке), нужен в первую очередь энтузиазм исследователя, «полет мысли», так называемая «научная смелость», вдохновение. А они возникают только в случае, если тема нравится, если есть идея, которая захватывает, над которой хочется работать, к которой постоянно возвращаются мысли.
Конечно, нужно заметить, что начального энтузиазма крайне редко хватает на весь период работы. Чаще всего через некоторое время рутина исследования, поиска материалов, расчетов и т.п. «охлаждает» первоначальный пыл, возникают простои в работе, трудности, «тупики» и прочее.
Но как правило, если изначально тема была интересна, этот интерес можно в любой момент вернуть правильным настроем.
Если же тема с самого начала не вызывала энтузиазма, то даже самый умный и исполнительный исследователь проделает работу хуже, чем мог бы сделать менее блистательный, но более заинтересованный ученый.
Поэтому выбирать нужно такую тему, чтобы она была Вам интересна. И чем сильнее будут «гореть глаза» и «чесаться руки», чтобы начать, тем лучше.
Конечно, часто приходится выбирать тему из некоторого предлагаемого перечня. В этом случае можно посоветовать подойти к выбору следующим образом. Нужно выбрать ту тему, при прочтении которой к Вам в голову начинают, что называется, «лезть мысли».
То есть если тема вызывает у Вас умственный и эмоциональный отклик (разумеется, позитивный), если возникают идеи о том, каким образом можно ее раскрыть, о чем написать, где Вы встречали что-то с ней связанное и т.п., то при дальнейшей работе у Вас с большой вероятностью появится и интерес к ней.
Особенно если в процессе «обмозговывания» Вы придумаете или увидите, вычислите что-то новое, пусть крошечное, но свое. Ведь основная притягательная сила научных исследований заключается в том, что можно не копировать, как делают другие, а предложить что-то новое, что будет «только Вашим».
И пусть это будет пока не открытие, а какая-то, казалось бы, мелочь (с точки зрения «большой науки»), но она будет лично Вашей, тем, что не делал никто до Вас именно так и/или именно для такого использования. И это даст Вам незабываемое ощущение — возможность почувствовать себя творцом.
А творить можно только с вдохновением, которое дает работа над интересной для Вас темой.
Откуда же взять интересную тему? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Поговорите с научным руководителем, расскажите хотя бы приблизительно о сфере Ваших интересов.
Он, как человек опытный, сможет выловить интересную идею, сформулировать актуальную задачу, решаемую с помощью современных методов исследования.
Почитайте публикации в интересующем Вас научном направлении и попытайтесь сами понять, что же Вам было бы любопытно исследовать, и проконсультируйтесь с руководителем, реально ли и стоит ли писать на такую тему.
При этом крайне желательно, чтобы выбранная Вами тема лежала в русле научных интересов Вашего руководителя. В этом случае Вам будет легче ею заинтересоваться, Вы всегда сможете получить консультацию, обсудить, провести совместную работу.
Тем не менее, можно дать и несколько практических советов относительно выбора темы научного исследования, помимо вышеизложенных. Бывает так, что самому человеку сложно определиться с тем, чем он хотел бы заниматься. Все темы (или направления работы) кажутся ему примерно одинаково интересными (или одинаково неинтересными).
В итоге даже мотивированный для научной работы человек будет говорить, что ему безразлично, над какой темой работать. Это не обязательно указывает на то, что он не хочет заниматься научной деятельностью и не стоит ожидать от него хороших результатов.
Напротив, это может быть очень одаренный и работоспособный исследователь, который по каким-то причинам пока не нашел «своей» ниши, но из-за исполнительности он будет стремиться сделать настолько качественно, насколько это возможно. Скорее всего, в будущем он определится, какое из направлений работы привлекает его настолько, чтобы заниматься им с удовольствием.
Он пока этого не произошло, он оказывается в тупике, выбраться из которого без профессиональной помощи и научного консультирования очень непросто. Тем не менее, можно дать несколько рекомендации и в данном случае.
Определитесь с целью написания научной работы. Не с точки зрения формулировки цели работы, и не защиты магистерской диссертации, например.
А с позиций того, что в дальнейшем эта работа способна принести Вам, для чего Вы ее делаете? Какие дальнейшие жизненные планы связываете с ней? Если ответом будет «никаких», то стоит задуматься, нужна ли она вообще? Конечно, если это выпускная или курсовая работа, Вам не удастся отказаться от ее выполнения, но в этом случае необходимо сделать так, чтобы потратить на ее написание минимум усилий. Не стоит тратить время и силы на то, что не сыграет никакой роли в Ваших будущих планах.
Если же Вам удалось определиться с целью, то это поможет и в выборе темы.
Так, если Вы собираетесь писать магистерскую диссертацию, и в дальнейшем планируете (или просто хотели бы, пусть даже мечтали или задумывались) работать над кандидатской, то стоит сразу выбирать тему так, чтобы магистерская стала основой, заделом для кандидатской. Тема должна быть более емкой, сразу должна прослеживаться будущая научная новизна.
Вы также можете задуматься о том, какую роль может сыграть это научное исследование в Вашей карьере, выборе или перемене места работы.
Даже если Вам не удастся сделать что-то, что можно будет напрямую применить, предложить своему настоящему или потенциальному работодателю для внедрения, или (а почему нет?) выставить на продажу как коммерческий продукт, при написании научной работы любого уровня у Вас всегда есть возможность глубоко вникнуть в тему, как следует в ней разобраться, стать в ней настоящим профессионалом. Ведь недаром говорят, что лучше Вас в Вашей научной работе не будет разбираться никто. Воспользуйтесь же этим шансом.
Подводя итог сказанному, заметим, что самый первый шаг научного исследования — выбор темы, может определить как ход ее написания, так и дальнейшую работу над ней, и даже отдаленные последствия, о которых сейчас Вы даже не можете помыслить. Поэтому желаю Вам удачи и успехов в этом важном начинании, и буду рада помочь консультацией и советом.
(Продолжение в статье «Методика написания научных работ. Составление плана работы»)
Источник: http://best-stat.ru/vybor-temy-issledovaniya.html
Как выбрать интересную тему для доклада
При выборе темы для доклада необходимо исходить из обстоятельств.
Часто учителя или преподаватели выдают готовый список тем, из которого нужно выбрать ту, которая вам больше по душе.
Если у вас на выбор есть несколько тем, которые вы могли бы взять в работу, то берите ту, работать с которой будет не только проще, но и продуктивнее.
Обращайте внимание на формулировки: не стоит хвататься за тему, если она охватывает объект и предмет исследования слишком широко, не давая возможности для тщательного изучения. Например, тема «Поведение уральских белок зимой» гораздо удачнее, чем «Природа Урала».
Разумеется, исходите из того, что вам более всего интересно. А если из предложенного списка тем вас не привлекает ни одна, то берите в работу тему с наиболее конкретной формулировкой, и такую, по которой существует множество научной литературы.
Если вы совершенно свободны в выборе темы доклада, то ее лучше выбирать и формулировать с вашим научным руководителем. Например, вы можете любить шоколад, но никакого научного интереса тема «Шоколад в моей жизни» не несет. А вот «История и перспективы производства шоколада в моем городе» — уже куда интереснее и продуктивнее.
Главное – поверить в то, что любой ваш интерес может быть рассмотрен с научной точки зрения, только нужно правильно к этому подойти.
Очень важное условие – правильная формулировка темы. Доклад подразумевает разные формы защиты: просто выступление на уроке или семинаре без вопросов от слушателей, защита с обоснованием актуальности темы и вопросами и т.д.
Например, при втором варианте вам необходимо выбрать такую тему, которая позволит вам логично выстроить сам доклад, выступление и ответы на вопросы.
И если вы возьмете тему «Влияние розового цвета на поведение хомячков», а рассказывать будете о его влиянии на разные виды грызунов, то ваша тема сыграет с вами злую шутку.
И, наконец, еще до выбора темы поймите, необходима ли вам какая-либо дальнейшая перспектива, будете ли вы заниматься исследованиями и в будущем.
Если да, то изначально выберите большой объект исследования, а затем подойдите к нему с определенной стороны, чтобы в следующий раз подойти с другой и в итоге дать целостную картину. Например, вам интересна продуктивность работы секретаря-референта при разных погодных условиях.
Сперва осветите особенности его работы в жару при отключенном кондиционере, а в следующий раз можете написать доклад о его работе зимой при выключенных батареях.
Исследовательская работа развивает творческие способности у ребенка, формирует умение логически мыслить и делать самостоятельные выводы из изученного материала.
При обучении исследовательской деятельности обязательно учитываются возрастные особенности младших школьников.
Занятия должны проводиться учителем на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование – быть интересным, полезным и посильным.
Инструкция
Для начала выберите тему исследовательской работы. Сделайте это совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Обязательно определите и поставьте перед ребенком цель. Он должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы.
Подберите вместе с учеником материал по теме. Если самостоятельный выбор источников входит в задание, необходимо проконтролировать, насколько успешно ребенок с этим справился. Затем уже самостоятельно, но под руководством учителя, ученик должен изучить собранный материал, обобщить и систематизировать.
Проследите, чтобы работа с источниками и создание собственного текста велись поэтапно. Это способствует развитию мышления ученика, целенаправленности и систематичности усилий. На первом этапе познакомьте ребенка с книгой или текстом. На втором – помогите правильно сформулировать вопросы по поводу прочитанного. Далее ученик должен выделить главное и второстепенное.
Затем отыскать подтверждающие основную мысль факты. И на основе этого сделать вывод или резюме. Самый простой и эффективный прием, обучающий этому – использование на уроках графических схем. Например, изучение «Дерева» при рассмотрении родственных слов на уроке русского языка.
Для развития креативности, а также дивергентного или творческого мышления давайте ученикам задания, выполняя которые требуется придумать рассказ. Например, сочинить сказку, пересказать своими словами текст или придумать рассказ от лица другого человека (животного, неживого предмета).
Научите детей правильному оформлению исследовательских работ.
Так ученики будут знакомиться с различными видами творческих и исследовательских работ: рефератом, сочинением, описанием опыта и так далее.
Помогите ученику подготовиться к заключительному этапу исследовательской работы – защите. Проведите ее в виде презентации, доклада, конференции.
Нестандартные, с привлечением наглядных материалов, творческие уроки-защиты помогут в дальнейшем поддержать интерес у младших школьников к исследовательской работе.
Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта.
Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.
Полезный совет
Во время проведения исследовательской работы используйте разнообразные средства обучения: наблюдения, опыты, поиск информации в книгах и интернете, консультации специалистов в той или иной области.
Источники:
- Как написать исследовательскую работу
- как написать исследовательскую работу ученику
Хороший учитель сегодня – это и профессионал, и личность. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно наращивать свой опыт: знакомиться с новыми методами, технологиями, совершенствовать свои умения, заниматься самообразование. Чтобы определить, в каком направлении двигаться дальше, нужно периодически обобщать опыт работы.
Инструкция
Выводы, мысли, возникающие в процессе анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений – это и есть обобщение педагогического опыта. Выберите такую тему для обобщения, которую считаете наиболее важной, нужной, в которой вы добились определенных успехов (главный критерий оценки работы – результаты), накопили достаточно материала. Это может быть методика преподавания определенного предмета или педагогической деятельности в общем. Затем сформулируйте название и выберите форму. Возможно, это будет доклад, или статья, или методическая разработка, рекомендация. Наиболее полной и интересной является форма целостного описания опыта.Почитайте литературу по вашей тематике, систематизируйте свои наблюдения за тем, что и как вы делаете, что умеют ваши ученики, какие у них результаты, сделайте выводы. Если вы все обдумали, составили план, можно приступать к написанию работы. Следите за тем, чтобы ваш опыт не «потерялся» в общих рассуждениях и теоретических выкладках. Учтите еще один важный момент – ваше повествование о том, что и как вы делаете, должно быть дополнено рассказом, как развиваются ваши ученики, диагностическими материалами, конкретными примерами и достижениями. Не бойтесь отражать не только успехи, но и недостатки, ошибки, трудности.Тщательно работайте над содержанием вашего обобщенного доклада. Введение не должно быть очень большим, в основной части старайтесь писать не слишком научными фразами, в противном случае вряд ли кто-то сможет дочитать вашу работу до конца. Лучше изложите материал кратко, логически выдержано, простым, ясным и понятным языком. Избегайте повторений, следите за тем, чтобы речь ваша была грамотной, без стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.Обязательно дополните теоретическую часть вашего обобщения опыта работы приложениями: ученическими работами, фрагментами уроков, диагностическими материалами, таблицами, списком литературы.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-837596-kak-vybrat-interesnuyu-temu-dlya-doklada
Интересные темы для научно исследовательской работы по истории, русскому и английскому языку
Сегодняшний выпускник школы должен обладать не только знаниями по основным предметам, но также владеть практическими навыками и умениями.
Для достижения такого результата нынешние педагоги используют инновационные средства обучения, одним из которых является изучающая деятельность.
Уже в начальных классах школьникам можно предоставить интересные темы для выполнения научно-исследовательской работы с целью выявления и развития их способностей в интересной для школьника форме.
Научная деятельность в начальной школе
Современные методы обучения за последнее время значительно изменились. Для выявления индивидуальных способностей школьников сегодня многие педагоги предлагают интересные темы для научно-изучающей деятельности уже в начальной школе.
Это позволяет сформировать мотивацию учащихся к получению знаний, а также содействует их общему и личностному развитию.
Изучающая деятельность школьников представляет собой специально организованную индивидуальную или совместную с другими детьми деятельность. Она может быть творческой, познавательной или игровой. Внедрять ее основы целесообразно уже в младших классах.
При этом появляется возможность решать следующие педагогические задачи:
- Стимулировать у учащихся развитие их творческой активности.
- Приобретение навыков изыскательного обучения как наиболее эффективного.
- Пробудить интерес к изучению наук.
- Сформировать способность к самостоятельному обучению и познанию окружающего мира.
- Развитие коммуникативных способностей и умения трудиться в коллективе.
- Привлечение родителей к обучающему процессу.
Данный метод обучения позволяет развить в ребенке самостоятельность, нестандартное мышление и способность к объективному оцениванию результатов собственного дела.
Для его успешной реализации педагог должен создать необходимые условия, основными из которых являются:
- определение мотивации;
- создание творческой атмосферы в коллективе учащихся;
- психологически комфортная обстановка для каждого участника;
- темы исследовательских работ для начальной школы должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей.
Крайне важно, особенно для младших учащихся, создание благоприятной обстановки для проведения занятий. При этом психологический фактор имеет первостепенное значение. Предлагаемые исследовательские работы для детей в 1 классе должны соответствовать их возрастным особенностям.
Это условие относится и к прочим возрастным категориям участников. Темы проектов для школьников первых двух лет обучения выбираются учителем. Начиная с третьего года обучения, учащиеся уже могут самостоятельно сделать выбор интересной для них проблемы.
Выбор проектов
При развивающем обучении процесс становления изыскательной деятельности включает в себя несколько этапов, которые представлены в таблице.
Этап | Год обучения | Задачи | Методы |
Первый | 1 | Научить ученика правильной постановке вопросов, умению наблюдать, выдвигать предположения | Коллективные обсуждения, рассматривание предметов, моделирование проблемных ситуаций – в процессе проведения уроков. Экскурсии, развивающие игры, моделирование с использованием доступных материалов – вне уроков |
Второй | 2 | Научить ученика определять направленность, сопоставлять факты, анализировать их, делать выводы и уметь их оформлять, развивать самостоятельность, поддерживать инициативность | Проведение диспутов, дискуссий, наблюдения в соответствии с разработанным планом, выступления детей и учителя с рассказами – в процессе проведения уроков. Экскурсии, ролевые игры, эксперименты, доклады, индивидуальное моделирование – во внеурочное время |
Третий | 3–4 | Накопление и использование опыта. Решение задач самостоятельно. Осознанность рассуждений и выводов | Проведение уроков исследований, анкетирование, экспериментальная деятельность и защита результатов |
Раннему школьному возрасту наиболее присущ познавательный интерес. Именно на этой психолого-физиологической особенности данной возрастной категории основана научно-изучающая деятельность детей и подбираются темы исследовательских работ начальной школы.
Начиная с пятого года обучения, у детей на первый план выходит установление социальных взаимоотношений с окружающими и стремление занять достойное место в коллективе. В этом возрасте у школьников начинает явно проявляться самостоятельность, расширяются сферы их деятельности.
Задачей педагога на этом этапе является поддерживать и направлять творческие и учебные стремления учеников. Темы исследовательских работ должны подбираться с учетом интересов школьника. Для 5 класса существует множество направлений для исследований, позволяющих подросткам проявить самостоятельность, свои мыслительные способности и расширить пространство их действий.
Источник: https://znaniya.guru/karera/samye-interesnye-temy-dlya-napisaniya-nauchno-issledovatelskoj-raboty.html
Выбор темы научных исследований
Чтобы идти к своей цели и не чувствовать себя отягощенным ненужным балластом, необходимо четко представлять себе, что нужно изучать и чего не нужно.
Г. Селье
Статья посвящена проблеме выбора темы научно-исследовательской работы. Представлена классификация этапов выполнения научных исследований.
Подчеркивается важность формулирования темы и даются советы, как это сделать. Приводятся сведения о том, какие при этом следует предпринять шаги.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, классификация выполнения НИР, выбор темы научного исследования.
Каждый, кто решил посвятить свою жизнь науке, должен четко представлять все сложности и трудности научного исследования, насыщенного творческими сомнениями, радостями открытий и напряженным трудом.
На пути научного исследования молодого ученого поджидают всевозможные перепитии, требующие большой настойчивости и упорства для их преодоления, а иногда и глубокие разочарования, несбывшиеся надежды и мечты.
Успешному проведению научных исследований во многом способствуют правильная, хорошо продуманная организация научно-исследовательской работы, плановость, этапность и последовательность. О значении последней очень образно писал И. П. Павлов в «Письме к молодежи»: «.. .
Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.».
Среди основных этапов научно-исследовательской работы исключительно большая роль принадлежит первому из них — выбору темы научного исследования, о котором в основном и пойдет разговор в настоящей статье. Еще К. Маркс подчеркивал: «Всякое начало трудно — эта истина справедлива для каждой науки».
Этапы работы над научным исследованием
Известно немало попыток определить этапы научного исследования и установить наиболее оптимальную их последовательность при работе над той или иной избранной темой.
Анализируя труды многих авторов и опираясь на свой собственный многолетний опыт исполнителя и руководителя научных исследований и диссертационных работ, считаю наиболее приемлемым и рациональным выделить следующие основные этапы проведения научно-исследовательской работы.
Выбор темы научного исследования или определение проблемы. Этот этап зиждется на определении степени изученности проблемы, избираемой в качестве объекта предстоящего исследования, оценке реальных возможностей ее решения и требует четкого уяснения цели и задач научно-исследовательской работы.
Составление рабочего плана исследования, в котором должны быть определены основные этапы научно-исследовательской работы и выбраны подлежащие освоению исследовательские методы.
Сбор, группировка и предварительная обработка собственных материалов исследования. Данный этап включает сбор и изучение литературы, проведение запланированных исследований (наблюдений) с использованием избранных методов, обработку полученных данных.
Анализ и обобщение собранных данных. К этому этапу, считающемуся наиболее ответственным в научном творчестве, обычно относят целенаправленную группировку и сопоставление данных, выявление зависимостей, критическую оценку, подведение итогов проделанной работы в виде логично вытекающих конкретных выводов из полученных материалов.
Завершение и оформление исследования, включающее обсуждение результатов научно-исследовательской работы, ознакомление с ними научной общественности, литературное оформление труда, подготовку научных отчетов, статей, книги или диссертации, а также определение направлений продолжения исследований и возможных путей практического использования полученных данных.
Разумеется, перечисленные этапы научного исследования не только тесно связаны между собой, но и дополняют, взаимопроникают друг в друга. Почти всегда в процессе работы над темой приходится вносить те или иные, нередко даже существенные, коррективы, проводить дополнительные исследования в связи с неопределенностью некоторых результатов или появлением новых идей в свете полученных данных.
Источник: http://www.zdrav.by/vybor-temy-nauchnyh-issledovaniy
Темы исследовательских работ по Литературе | Обучонок
На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект.
Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.
Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.
Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.
Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.
Темы проектов по литературе
Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ. Добро и зло в русской литературе. Изучение физики по произведениям русских классиков. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках. Искусство создания книги. Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Кот в мировой литературе. Лингвистическая стилизация и пародия. Мое имя в литературе. Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы. Образ птицы: от мифа к поэзии. Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе. Птичьи фамилии в литературе. Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии. Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия. Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы. Сны и сновидения в русской литературе. Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике. Тема семьи в пословицах и поговорках. Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.
Темы исследовательских работ по литературе
Примерные темы исследовательских работ по классической литературе: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра). Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы. Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М.
Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»). Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы). «Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева). Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя. Цветовые обозначения в лирике И.
Северянина: психологический аспект. Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой. Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»). Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского. Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой. Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.
Темы проектов по современной литературе
Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:
Бардовская песня сегодня. Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя. Жанр и язык стихотворений И. Губермана. Жизнь литературного произведения в искусстве и времени. Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык? Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование. Молодежный жаргон в речи современных школьников. Мусорный язык рекламы. Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского. Особенности языка СМС сообщений.. Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит». Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма. Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования). Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек». Рок — революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории. Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого. Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника». Своеобразие поэзии Виктора Цоя. Современные бестселлеры — подлинная литература или дань моде. СМС как современный эпистолярный жанр. Способы актуализации газетного заголовка. Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен — поэзия и антипоэзия. Топонимы вокруг нас (значение, происхождение). Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»). Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой. Фразелогизмы в рекламе. Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект. Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?
Код ссылки на страницу «Темы исследовательских работ по литературе«:
Код ссылки на форум:
Источник: http://obuchonok.ru/node/1105
Выбор темы и реализация научного исследования
Выбор темы научного исследования является одним из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасли (туристическо-гостиничной индустрии международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.
Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива высшего учебного заведения, который в течение соответствующего времени решает ту или иную проблему. Научное направление подразделяется на отдельные научные проблемы. их решают несколько научных коллективов в течение двух или более лет.
Каждая научная проблема состоит из ряда тем. Тема — это научное задание, которое охватывает определенную отрасль научного исследования. Она базируется на многочисленных научных вопросах.
Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, которые принадлежат к конкретной отрасли научного исследования.
Исследования по отдельным темам могут быть индивидуальными или проводиться группой научных работников в течение одного или ряда лет.
В каждой теме выделяются научные вопросы, которые решаются одним или несколькими исследователями. Например: главной научной проблемой в Киевском университете туризма, экономики и права являются:
— «Туризм как общественный феномен: проблемы теории (туризмология) и практики», а факультетские темы такие:
— «Глобализация мировой экономики и проблемы развития международного туризма»;
— «Повышение эффективности развития отрасли туристсько-гостиничной индустрии»;
— «Правовое обеспечение туризма в Украине».
Выбор той или иной темы для индивидуального или коллективного исследования осуществляется студентами самостоятельно по утвержденной тематикой кафедры на основании следующих критериев: актуальность темы, новизна темы, перспективность, соответствие профиля обучения студентов, осуществление разработки студентами темы в условиях университета, степень соответствия темы, выбранной студентами, тематической направленности научной работы кафедр.
Под актуальностью темы понимают ее народнохозяйственную ценность, то есть необходимость и неотложность ее решения для потребностей развития народного хозяйства.
Так, кафедрой менеджмента и маркетинга КУТЭП разработан перечень тем, которые требуют первоочередного исследования. К ним относятся:
— Экономический риск хозяйственной деятельности предприятий туризма в условиях рынка и предложения по их имущества.
— Обоснование объема предложений услуг на предприятиях сферы туризма;
— Анализ и обоснование численности и состава работников предприятий гостиничного хозяйства.
— Совершенствование системы управления персоналом в организациях туристской индустрии.
— Анализ эффективности инновационной деятельности предприятий гостиничного хозяйства и туризма и т.д.
Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать.
Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта обследования, подбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы. Для оценки перспективности тем применяют два метода: математический и экспертных оценок. Профессор А.
Дудченко предлагает использовать в прикладных темах показатель перспективности Кп, в основу которого положены экономические показатели эффективности:
Кп = Езаг./Зд (1-Гг), где:
Езаг — общий ожидаемый экономический эффект (грн.);
Г — вероятность риска; устанавливается на основе научного прогноза;
Из — общие затраты на научное исследование (грн.).
Чем выше Кп, тем более перспективная тема, которая планируется для проработки.
При применении метода экспертных оценок используют балльную шкалу оценивания темы по определенным критериям перспективности группой экспертов. Тема, которая наберет больше всего баллов, считается перспективной.
Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Но это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины.
Наоборот, при выборе темы студент может начертить проведения исследований вопросов и из смежных дисциплин.
Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего диктуется необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях и др.
При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. В первую очередь имеется в виду то время, которое студент сможет выделить на разработку той или иной темы с учетом всего учебного процесса.
Кроме этого, должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов.
Опыт свидетельствует, что большую роль при выборе темы студент играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры.
Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно он сможет получить квалифицированную помощь только тогда, когда этот преподаватель в течение некоторого времени выполнял исследования по этому направлению.
Кроме этого, при совпадении круга научных интересов кафедры, преподавателя — руководителя научного исследования и студента значительно повышается интерес к исследованию со стороны студента, ускоряется процесс поиска методов работы и внедрение результатов НСД. Следует иметь в виду и то, что выбора темы должно предшествовать тщательное ознакомление студента с соответствующими отечественными и зарубежными литературными источниками своей и смежной специальности.
На втором этапе студент, в соответствии с выбранной темой, самостоятельно подбирает соответствующие литературные источники (книги, брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обрабатывает их.
Данные о литературный источник заносятся на библиотечные карточки и перфокарты. На каждое литературное источник заполняется отдельная карточка.
Следовательно, формируется картотека литературных источников по теме исследования. Карты желательно сгруппировать в соответствующих вопросов, которые рассматриваются в научной работе.
Третий этап — уточнение проблемы (темы) и составление содержания научно-исследовательской работы. При составлении содержания работы прежде всего необходимо сделать обоснование темы, определить ее актуальность, новизну, поставить цель, разработать задания и т.п.
Цель исследования — это то, что в самом общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать методику (модель, критерии, требования, основы, и т.д.)», «обосновать…», «обнаружить…», раскрыть особенности…», выявить возможности использования…» и т.д.
Четвертый этап — формулирование гипотезы, научного предвидения, предположения, выдвинутого для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящее следствие.
Гипотеза является компасом, который определяет направление деятельности исследования. Удачно сформулирована гипотеза предполагает неопределенность результата исследования и направляет исследования на доведение реальности существования предполагаемого предположение.
Пятый этап. Сформулирована цель и гипотеза исследования логично определяют задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить; 2) выявить; 3) разработать и т.д. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи был содержание соответствующих разделов работы.
Шестым этапом является определение методологии исследования.
В научно-исследовательской работе применяются преимущественно методы наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других работников, проводится научный эксперимент, анализ результатов работы предприятий, учреждений, различные специальные исследовательские методы, а также методы математической статистики, моделирования, и т.п.
Седьмой этап — работа по систематизации накопленного материала в соответствии с планом работы, проведения анализа научных трудов, практического опыта, обобщение и т.д.
Восьмой этап. На этом этапе собранные при экспериментальном исследовании материалы обрабатывают статистически. На основе полученных материалов об отдельных явлениях, изучаемых определяют данные, которые характеризуют исследуемый комплекс в целом.
Сводки результатов исследования не следует путать с подведением итогов, то есть суммированием данных, накопленных в ходе исследования. После возведения результатов исследования может вияснитись, что полученные данные недостаточно достоверны, возникает необходимость в дополнительном сборе материалов.
Проводится дополнительная серия наблюдений и экспериментов. При этом нужно иметь в виду, что дополнительные наблюдения и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные результаты исследования подлежат изучению и анализу.
Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением ее.
Девятый этап — составление расширенного плана научно-исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала.
Десятый этап — литературное оформление результатов исследования. Все материалы исследования систематизируют и готовят к обобщению и литературного оформления, формулируются общие выводы к научно-исследовательской работы. При оформлении работы следует руководствоваться требованиями ВАК. На схеме 7 показаны этапы проведения научного исследования (по А.А. Киверялгом).
Схема 7. Этапы научного исследования (по Киверялгом А.А.).
Внедрение результатов исследования в практику — это начало применения результатов исследования в реальных практических условиях в образовании, на производстве и т. д.
Источник: https://banauka.ru/5839.html
Выбор темы научного исследования — скачать презентацию
Вы можете ознакомиться и скачать Выбор темы научного исследования. Презентация содержит 10 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Описание слайда:
Проблема может быть: Проблема может быть: отраслевой межотраслевой глобальной.
Слайд 4
Слайд 5
Описание слайда:
Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов. Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов. Научный вопрос- мелкая задача, относящаяся к определенной теме.
Слайд 6
Описание слайда:
При выборе темы рекомендуется учитывать: При выборе темы рекомендуется учитывать: Актуальность Новизну теоретическую и практическую значимость соответствие профилю работы после окончания вуза наличие или отсутствие литературы и практических материалов наработки самого студента по теме в виде курсовых работ и научных докладов интерес студента к выбранной теме, его субъективные возможности провести необходимые исследования.
Слайд 7
Описание слайда:
Выбор темы могут облегчить консультации с преподавателями и профессорами, ознакомление с литературой по избранной специальности, пересмотр уже известных юридической науке положений и выводов под новым углом зрения.
Выбор темы могут облегчить консультации с преподавателями и профессорами, ознакомление с литературой по избранной специальности, пересмотр уже известных юридической науке положений и выводов под новым углом зрения.
Слайд 8
Описание слайда:
Эта тема, а также научный руководитель утверждаются приказом ректора учебного заведения. Эта тема, а также научный руководитель утверждаются приказом ректора учебного заведения.
Слайд 9
Описание слайда:
Научный руководитель: Научный руководитель: 1) выдает студенту задание на выполнение дипломной работы; 2) помогает студенту составить план работы; 3) рекомендует основную литературу, справочные и архивные материалы; 4) консультирует относительно выбора методов исследования, сбора, обобщения и анализа материалов практики, оформления работы; 5) контролирует выполнение задания; 6) проверяет выполненную работу, составляет на нее отзыв.
Слайд 10
Описание слайда:
Конец Конец
Источник: http://mypresentation.ru/presentation/vybor_temy_nauchnogo_issledovaniya