Как защищать курсовую работу? Защита курсовой работы: речь (образец)
Определенное количество семинарских занятий в конце года или семестра отводится для защиты курсовых работ. Чтобы это мероприятие прошло гладко, необходимо заранее подготовиться к нему. В данной статье мы поговорим о том, как защищать курсовую работу на семинарском занятии.
Первый шаг к диплому
Подобные выступления перед преподавателями и зрителями готовят вас к тому, что неизбежно произойдет в конце обучения. Речь идет о защите диплома. Если вы, конечно, сумеете дойти до этого этапа. С первого курса вы тренируетесь писать и презентовать свои опусы. Сначала на относительно простом материале, потом переходите ко все более сложным вопросам.
Обычно в сентябре руководитель семинара предлагает студентам определенное количество тем, по которым к концу года, семестра или к особо оговоренной дате придется написать курсовую работу на тему, выбранную вами.
К конкретному сроку необходимо представить руководителю семинара выполненное задание и вручить оппонентам из числа студентов группы по экземпляру. Если вы не успеваете, преподаватель должен об этом знать.
В противном случае занятие может оказаться сорванным, в чем будете виноваты только вы.
Оппонент – это тот, кто, невзирая на личности и особые пристрастия, должен четко указать на сильные и слабые стороны рассматриваемого им документа.
Защита курсовой работы: речь (образец)
Прежде всего вам надлежит подготовить краткий текст для выступления, в котором необходимо:
- Коротко изложить суть поднятого вопроса, ценность и новизну его для науки.
- Сжато осветить историю изучения данной темы, при этом следует упомянуть ваших маститых предшественников, не приписывая славу первооткрывателя только себе.
- Показать, как видите проблему вы лично и на какие более мелкие части вы ее поделили (не забудьте обосновать причины этого).
- Кратко и лаконично изложить содержание каждой из основных (то есть посвященных именно решению поставленной проблемы) частей вашего труда.
- Более подробно остановиться на выводах, которые вы сделали в ходе изучения вопроса.
Если вы защищаете курсовую работу по экономике или по другой похожей дисциплине, полезно будет использовать в своей речи конкретные цифры, факты, данные.
Образец речи должен выглядеть следующим образом:
- Вежливое приветствие. «Здравствуйте, уважаемые преподаватели, оппоненты и председатели комиссии! Позвольте представить вам курсовую работу, посвященную теме…»
- Актуальность. «Прежде всего хотелось бы рассказать о том, какой интерес сейчас представляет проблема, рассматриваемая в данной работе».
- Задачи. «При написании курсовой я ставил перед собой следующие цели…»
- Основные тезисы, аргументы. «Первый вопрос, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание…», «Анализируя проблему, я пришел к выводу…», «В связи с приведенными аргументами и данными, можно предположить…»
- Практическая часть. «Проводя следующие исследования, мне удалось выяснить…», «Эксперимент заключался в том…»
- Выводы. «В заключение нам осталось подтвердить первоначальную гипотезу…», «Удалось выполнить следующие задачи…», «В результате работы выяснилось, что…»
- Прощание. «Благодарю за внимание всех участников данного слушания: преподавателей, оппонентов и председателя комиссии!»
Выступление оппонентов
После того, как вы сделали доклад, приходит время выразить свое мнение вашим критикам из числа студентов группы. Не пытайтесь приукрасить свою работу на защите: зрители и преподаватель все равно заметят допущенные огрехи и промахи.
В зависимости от своих предпочтений, оппонент может начать речь с разбора сильных или слабых сторон. Не столь важно, о чем он скажет в первую очередь.
Его выступление обычно состоит из двух частей:
- Изложение сильных сторон доклада.
- Разбор слабых моментов и комментарии, советы и рекомендации по каждому случаю.
В конце своей речи оппонент дает краткую, но четкую оценку работе в целом. Она должна быть максимально объективна и исходить только из качества текста.
Как защищать курсовую работу в случае получения неодобрительных замечаний? Помните, что ваша реакция на любые негативные комментарии должна быть адекватной. Не стоит вступать в полемику с преподавателями, выкрикивать что-либо с места. Все свои возражения и объяснения можно будет высказать в последнем выступлении.
Заключительное слово
После одного-двух оппонентов, других студентов, пожелавших сделать свои замечания, и подводящего общий итог преподавателя опять наступает ваш черед произносить речь.
В заключительном слове вы должны:
- ответить на все заданные вопросы;
- разъяснить те моменты вашего труда, по поводу содержания которых в ходе слушания возникли трения или недопонимание;
- поблагодарить всех тех, кто участвовал в разборе и обсуждении.
Многие студенты недоумевают: как защищать курсовую работу, если на все дается не более получаса? Не стоит переживать – этого вполне достаточно.
Обычно на семинарском занятии заслушивают более одной работы, так что и выступление по основной части, и возможное оппонирование, и заключительное слово не должны быть слишком растянуты по времени. Ошибочно думать, что оценка зависит от продолжительности процесса защиты.
С основным выступлением нужно уложиться в четверть часа, минут по пять дается на выступление оппонентов. Столько же – для ответов на заданные вопросы. И еще пять минут на заключительное слово.
Критерии оценки вашего выступления и всей работы в целом
Все, что зависело от вас, вы сделали. Но процесс защиты курсовой включает в себя также получение оценки всей работы в целом. Приняты следующие критерии определения качества текста:
- Если в нем сильных сторон заметно больше, чем слабых, то он удался на отлично.
- Положительных и отрицательных частей поровну? Плохо освещенные или вообще непроработанные моменты не слишком портят общую картину и поддаются несложной корректировке? В таком случае ставится хорошая оценка.
- Если сильные и слабые стороны уравновешиваются, то можно говорить о необходимости доработки при удовлетворительной в общем курсовой.
- Отрицательные моменты заметно портят картину? В этом случае работа неудачна, но может быть исправлена с учетом сделанных замечаний и рекомендаций.
- Если на фоне откровенно слабой курсовой изредка мелькает дельная мысль, то текст плохой и требует не корректировки, а тотальной переделки.
Обычно старательно написанная, правильная курсовая работа заслуживает «отлично» или «хорошо».
Важно учесть, что даже слабенький текст благодаря тщательно продуманной защите может быть оценен значительно выше.
В то же время идеально написанный научный труд может получить «неудовлетворительно», если его автор в процессе защиты не произвел должного впечатления на своих критиков и преподавателей.
Важность тренировки
Не стоит бояться и избегать почетной обязанности быть оппонентом. В любом случае минимум одну работу согруппников вам покритиковать придется. Воспользуйтесь этой замечательной возможностью потренироваться перед собственным выступлением.
Выполняя функцию критика, вы проходите дополнительный тренинг: отыскивая чужие огрехи и способы их исправить, вы можете вдруг сообразить, что же именно надо улучшить в своем собственном тексте, не дожидаясь, пока вам укажут на то же самое ваши слушатели.
Защита курсовой работы, образец речи которой вы можете взять из данной статьи – заключительный и результирующий этап всего вашего труда над конкретной темой, поэтому без тщательной подготовки обойтись не удастся.
Важно также очень хорошо знать выбранную область науки.
Подумайте сами: как защищать курсовую работу по теме, в которой не разбираешься? Это практически невозможно, поэтому прежде всего стоит хорошо изучить область своего научного интереса.
Как защищать курсовую работу? Защита курсовой работы: речь (образец) — все интересные факты и достижения науки и образования на News4Smart.ru
Источник: https://news4smart.ru/kak-zashishat-kyrsovyu-raboty-zashita-kyrsovoi-raboty-rech-obrazec/
Пример речи для защиты курсовой
Как написать курсовую? →Защита курсовой
Сроки сдачи курсовой работы
Курсовую работу в черновом варианте следует показать преподавателю за месяц или ещё раньше до установленной даты защиты, так как это позволяет студенту внести изменения в некоторые разделы либо увеличить объём работы, дополнив её новым материалом.
Обучающийся, который не предоставил вовремя свою работу научному руководителю, лишается возможности исправить все ошибки в полной мере и довести свою курсовую до совершенства, тем самым заранее снижая себе будущую оценку.
Итоговую работу, то есть уже изменённую и дополненную, нужно сдать преподавателю за одну неделю до её защиты. В таком случае у него есть время для тщательного изучения и справедливого оценивания проделанной работы.
Многие студенты приходят к своему научному руководителю с законченной версией курсовой за сутки до дня защиты, что в корне неверно. Преподаватель может отнестись негативно к таким студентам, приняв их за легкомысленных и безответственных учащихся, и даже не допустить до защиты в назначенное время.
Научный руководитель оказывается в неприятном положении, когда его подопечные тянут до последнего момента со сдачей работы на проверку, а потом вдруг все вместе приносят кипу работ и начинают выдвигать какие-то требования. Чтобы избежать конфликтов и спорных ситуаций, студентам следует сдавать курсовые в установленные сроки.
В качестве примера или шаблона речи, сопровождающей защиту курсовой работы, можно привести следующий текст:
«Уважаемые председатель и другие члены комиссии, сегодня я хочу представить вам свою курсовую работу на тему «NNN».
Данная тема была выбрана мной в связи с её актуальностью в наши дни.
Во-первых, она …
Во-вторых, …
В моей работе объект исследования: …
Цель данной курсовой работы: …
Чтобы решить поставленные задачи и достичь цели работы, курсовая была разделена на … соответствующие части. Были выбраны методы исследования …
Первая часть была посвящена основам … В ней были даны базовые определения и понятия, необходимые для дальнейшего понимания … Здесь же были приведены признаки и характеристики …
Во второй части был проведён анализ … В этой части были даны другие характеристики …
В третьей части был изучен вопрос … В данной части удалось осуществить развёрнутый анализ … Также, особо тщательно … Появилась возможность выявить закономерность …, связать всё вместе …
В заключение … Выводы: … »
Примерно так в общем виде выглядит речь для защиты любой курсовой. Её написание не составит особого труда, если в руках есть уже выполненная и проверенная работа. Грамотный и структурированный текст к вашей курсовой позволит претендовать на высший балл при выступлении на защите.
Защита курсовой работы – трудное дело, для которого нужна серьёзная подготовка. Даже при условии, что сама работа идеальна, без качественной устной защиты за неё нельзя получить высокий балл. По этой причине не стоит жалеть времени на то, чтобы тщательно её отрепетировать.
Примерный план работы.
В первую очередь необходимо подумать над приветствием. Оно обязано быть официальным. Как вариант, можно сказать: «Добрый день, уважаемые председатели комиссии!… » После приветствия необходимо обозначать тему работы: «Сегодня Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему…
» После того, как будет озвучена тема, необходимо сказать об актуальности проблемы, гипотезе (если таковая имеется), объекте и предмете исследования, целях и задачах. Озвучивать их лучше именно в таком порядке.
После того, как все указанные моменты озвучены, можно переходить к основной части, где рассматриваются главные пункты работы и выводы, сделанные на их основе. Для плавного перехода к ней можно сказать: «Анализируя данный вопрос…», «При освещении вопроса…», «В связи с данными….» и так далее.
При наличии практической части необходимо рассказать о том, какие опыты проводились, кто участвовал в опытах, к каким результатам и выводам они привели. Для большей убедительности рекомендуется приводить числовые значения, подтверждающие результаты проведённого исследования.
В заключении надо повторить гипотезу и сказать, удалось ли её подтвердить, указать, какие из поставленных задач были выполнены, что нового удалось выяснить при выполнении этой работы. Также нельзя забывать в конце выступления благодарить за внимание.
Что нужно учитывать при подготовке речи?
Каждый ВУЗ сам решает, сколько времени выделять на защиту курсовой работы. Как правило, оно колеблется от 10 до 15 минут. Обязательно необходимо уложиться в этот промежуток времени. Не стоит делать речь слишком короткой, потому что можно не успеть полностью раскрыть тему работы. Однако и растягивать выступление слишком сильно так же не стоит.
Когда выступающий не укладывается в заданное время, экспертам комиссии сразу становится понятно, что этот человек не умеет выделять важное. Аттестационная комиссия не приветствует такое. Перед защитой лучше пару раз прогнать речь дома, желательно, чтобы кто-то при этом слушал.
Будет лучше, если поставить перед собой будильник или таймер, чтобы отмерять, сколько времени уходить на саму речь. Нужно подкреплять визуальными примерами каждое важное утверждение, высказываемое в ходе защиты. Лучше сделать презентацию, где наглядно будут показаны основные идеи, высказываемые в работе.
Нужно учитывать также, что все графики должны точно попадать в тот момент, когда о них говорят. Следовательно, слайды в презентации стоит делать в таком же порядке, в котором будет говориться информация, подкрепляемая ими.
Для самой защиту лучше всего будет приготовить листочек, куда можно подглядывать в случае, если какая-то часть информации внезапно вылетела из головы, и тем самым не терять время на то, чтобы вспомнить. Для того, чтобы лучше понимать собственный текст. лучше, чтобы на листочке не было никаких стрелочек, перечёркиваний и так далее.
Говорить нужно так, чтобы информация легко усваивалась на слух. Если говорить чересчур быстро, то комиссия, скорее всего, не поймёт большую часть информации и в конце выступления обязательно задаст выступающему очень много вопросов. Когда комиссия начнёт задавать вопросы, за каждый из них необходимо благодарить и давать на них развёрнутый ответ. Это нужно, чтобы членам комиссии стало понятно, насколько хорошо студент понял тему своей работы.
Для удобства написания речи к курсовой работе можно создать чёткий план:
- Название выполненной работы.
- Тема работы.
- Актуальность данной темы.
- Предмет и объект исследования.
- Цель работы и задачи.
- Используемые методы.
- Части или главы работы и их краткое содержание.
- Заключение и выводы выполненной курсовой работы.
Помимо этого, в заключение можно затронуть и проблемы, трудности, с которыми вам пришлось столкнуться при использовании конкретных методов на практике и написании вашей работы.
Некоторые создают для слушателей презентации в компьютерных программах или на специальных сайтах, предоставляющих такие возможности. Это дополнительно укажет комиссии на ваш ответственный подход к курсовой и привлечёт внимание к вашей работе.
Источник: http://xn--b1agnqjgm2e.xn--p1ai/162-primer-rechi-dlya-zashity-kursovoj.html
Рекомендации по защите курсовой работы
Поиск Лекций
Как показывает практика обучения в колледже, саму курсовую работу внимательно изучают и знают только два человека: это сам обучающийся и его научный руководитель. Для того чтобы у членов комиссии сложилось общее представление о работе, автору курсовой работы необходимо подготовить качественный доклад при защите работы.
Речь при защите курсовой работы представляет собой сжатое изложение сути проделанной работы. Как правило, в речи в сокращенном виде приводится введение и заключение работы.
Начать речь необходимо с обращения к членам комиссии. Например: «Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается курсовая работа на тему…».
В речи к курсовой работе обязательно должны быть указаны актуальность работы, ее объект, предмет, цель и задачи, можно указать фамилии авторов, на исследования которых вы опирались. Важнейшее место в речи при защите курсовой работы должны занимать выводы о проделанной работе, при этом они должны быть как по теоретической, так и по практической частям.
Актуальность темы работы должна быть понятно разъяснена комиссии при использовании 3-4 предложений, выражающих самую ее суть. Актуальность темы должна быть выражена конкретно. Расплывчатое объяснение значимости работы снижает качество всего выступления в целом.
Важно донести до членов комиссии цели и задачи работы. Если не определить цели и задачи работы, то члены комиссии могут начать задавать вопросы по смежным отраслям знаний, о которых обучающийся не имеет представления. В этом случае всегда можно указать, что рассмотрение дополнительных или смежных отраслей знания не входили в задачи автора работы.
Время выступления на защите курсовой работы ограничивается, как правило, 5-7 минутами, после чего члены комиссии задают вопросы по работе. Объем речи к работе должен составлять 3-4 страницы.
Если объем речи к защите будет больше, то в процессе доклада вас могут прервать и тогда выступление получится скомканным, легко растеряться и потерять «нить рассуждений».
Если объем речи будет недостаточен, то у членов комиссии могут возникнуть дополнительные вопросы по ее содержанию.
Лучше доклад не читать с листа, а заучить его и рассказать о курсовой работе, что станет дополнительным плюсом в глазах преподавателей. Но на всякий случай необходимо иметь и письменный вариант защитной речи. Рекомендуется порепетировать доклад перед комиссией в домашних условиях или перед близкими людьми, это придаст уверенности на предстоящей защите.
Важно говорить уверенным тоном, смотреть в глаза слушателям.
Следует показать преподавателям, что курсовую работу защищает настоящий специалист в своем деле, пока еще молодой, но способный в своей будущей профессиональной деятельности реализовать свои знания на практике.
Не следует говорить о своем волнении или показывать его аудитории, все преподаватели прекрасно знают, каково это стоять за трибуной и защищать свое научное творение.
В конце речи необходимо поблагодарить аудиторию за внимание. Например: «Благодарю за внимание» или «Доклад окончен. Спасибо за внимание!».
Таким образом, речь к защите курсовой работе должна быть грамотной, структурированной и достаточно краткой, но раскрывающей содержание работы. Только в этом случае обучающемуся будет гарантирована положительная оценка.
6.4. Рекомендации при ответе на вопросы членов комиссии
Защита курсовой работы, как правило, выстраивается по общей схеме в любом образовательной организации. После представления обучающегося, его приглашают для зачитывания доклада по теме работы. Затем члены комиссии могут задавать вопросы по изложенному материалу.
После ответов обучающегося на вопросы слово предоставляется руководителю курсовой работы. Если руководитель не присутствует на защите, зачитывается его отзыв одним из членов комиссии. После этого рецензент оценивает результаты работы.
Если рецензент отсутствует, рецензия зачитывается одним из членов комиссии. Затем слово предоставляется обучающемуся для ответа на замечания рецензента. Заканчивая защиту, присутствующие члены комиссии могут задать иные вопросы по теме работы.
По окончании защиты обучающегося приглашают занять свое место.
Ответы на вопросы — это та часть защиты курсовой работы, которая страшит обучающегося больше всего. Это так, потому что неизвестно, что спросят преподаватели.
Знание текста и понимание проблемы исследования — ключевой фактор хорошей оценки работы. Как правило, в процессе защиты преподаватели не стремятся «поймать» обучающегося на незнании материала, их задача — выяснить, насколько хорошо он понимает тему работы и свободен в рассуждениях о ней. Часто вопросы задаются для того, чтобы «вытянуть» обучающегося на более высокую оценку.
Самое важное правило: на вопрос необходимо ответить любыми способами. Молчать категорически запрещено. Когда вам задают вопрос на защите работы, необходимо поблагодарить члена комиссии за вопрос: помимо соблюдения научной этики произнесение благодарности даст несколько секунд для того, чтобы внутренне собраться с мыслями и наиболее точно выстроить ответ.
Нельзя отвечать на вопросы односложно «да» или «нет». Ответ на вопрос комиссии должен быть полным и развернутым. Также ошибкой будет ответ вопросом на вопрос. Не следует говорить: «Мы этого не проходили», «Я этого не знаю» и др. Важно показать комиссии общий кругозор, уровень знаний.
Можно предложить следующий универсальный ответ обучающегося на вопросы членов комиссии, если более достойного и аргументированного ответа не находится: «Я полностью согласен с Вами, данный вопрос играет очень важную роль, но, к сожалению, объем курсовой работы не дал мне возможности рассмотреть его более глубоко, я уделил главное внимание основной теме курсовой работы».
В ряде крайних случаев возможен и иной прием. Иногда в результате стресса обучающемуся вообще не понятно о чем его спрашивают. В этом случае лучше свести ответ на вопрос к той проблематике, с которой он больше знаком.
Как ни странно, такой прием помогает. Главное, чтобы ответ на вопрос был достаточно уверенным.
Это связано с тем, что большинство членов комиссии внимательно следят за формой дискуссии, реже обращая внимание на ее содержание.
Если в вопросе на защите или в результате озвучивания рецензии прозвучало замечание, то лучше с ним согласиться, поскольку аргументировано поспорить с преподавателями можно только досконально зная тему своей работы, что на уровне курсовой работы случается крайне редко. Свое согласие лучше выразить следующим образом. Например: «Спасибо за замечание, я его учту, когда продолжу изучать тему работы в дальнейшем».
Но в том случае, если обучающийся чётко и верно обосновал свое несогласие, оно в глазах членов комиссии будет более ценным, чем согласие. Важно отметить, что ответы должны быть краткими, так как обучающемуся уже предоставлялась возможность для развернутого доклада.
Важно понимать, что между сдачей курсовой работы в готовом виде и её защитой проходит некоторый период времени, за который могут измениться некоторые правовые акты или даже появиться новая авторитетная литература.
В связи с этим до защиты курсовой работы обучающемуся важно держать «руку на пульсе» своей темы, просматривать новостные сообщения, изменения нормативно-правовых актов, периодические статьи, новинки книгоиздания, теле- и радиопередачи.
Преподаватели на защите часто просят ответить обучающегося на вопрос, каким образом последние события повлияют на развитие темы его работы, или попросить выразить свое мнение по той или иной современной проблеме, смежной с анализируемым вопросом.
Таким образом, при ответах на вопросы важно показать себя компетентным специалистом в своей теме, нужно говорить уверенно и четко, демонстрируя себя специалистом в своей профессиональной области.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s18360t6.html
Как подготовить выступление для защиты курсовой работы — Организация учебного процесса — Сидоров Сергей Владимирович
При защите курсовой работы на выступление обычно даётся всего 5-7 минут, иногда – до 10 минут. Проблема очевидна: как за такой короткий отрезок времени успеть сделать полноценное сообщение?
Если курсовая по технической дисциплине или точным наукам, то уложиться в это время не так уж сложно: объём текста сравнительно невелик, а чертежи и вычисления не требуют многословных пояснений (см., например, план курсового проекта по подъемно-транспортным машинам).
Объём работ по социальным и гуманитарным науками, как правило, значительно больше. Курсовая по педагогике или методике преподавания – это, как минимум, 20-30 страниц А4.
Если читать всё подряд, то получится, что бо́льшая часть времени ушла на чтение Введения, а это значит, что раскрывать основное содержание работы вам придётся, отвечая на многочисленные вопросы комиссии. Конечно, так будет намного трудней, чем всё рассказать самому по заранее заготовленному тексту.
Что должно быть в вашем выступлении? Давайте выстроим всё по порядку.Сначала обратитесь к присутствующим и сразу сообщите тему курсовой работы. Например: «Уважаемые члены комиссии и присутствующие однокурсники! Разрешите представить основные результаты курсовой работы на тему…» и далее точная формулировка темы.
Потом поясните, почему данная тема актуальна: «Актуальность нашей работы определяется тем, что…» (очень коротко, если можно – одной фразой, которую вы возьмёте из введения курсовой работы или сформулируете специально для защиты).
Сформулируйте цель работы (она, конечно, есть в тексте вашей курсовой): «Целью работы являлось…»
Дальше переходите к изложению основного содержания. Здесь возможны варианты.
1-й вариант построения – по задачам. Вариант, оптимальный для защиты работ, в которых каждая поставленная задача осмыслена, ход её решения подробно описан в отдельном параграфе, а результат решения отражён в выводах Заключения. Если у вас именно такая работа, радуйтесь, ибо подготовка к защите отнимет у вас немного усилий!
В общем, суть изложения материала такова:
формулировка задачи -> способы и результаты её решения.
«Для достижения поставленной цели был разработан комплекс задач, требующих решения. В дальнейшем выступлении разрешите остановиться на том, как решалась каждая из этих задач.
1-я задача состояла в том, чтобы…» (формулировка задачи).
«Для её решения мы…» (что делали).
«Нам удалось установить, что…».Далее – так же поступаем с остальными задачами.
Когда решение последней задачи раскрыто, делаем вывод: «Таким образом, все поставленные нами задачи были успешно решены. Цель курсовой работы достигнута.
Спасибо за внимание».
2-й вариант – по порядку расположения материалов. Именно его чаще всего советуют преподаватели, потому что этот вариант подойдёт, даже если ваша работа «не блещет» строгой логичностью структуры, если некоторые из поставленных задач вам не вполне понятны или фактически не решены, основное содержание спешно «сбрасывалось» из разных источников, а выводы многословны и сумбурны.
Суть второго варианта – не акцентировать внимание на задачах (их вообще можно не озвучивать, а просто сказать, что они есть на такой-то странице вашей курсовой). И сразу переходить к краткому изложению результатов, вытекающих из содержания параграфов.
Например: в 1-м параграфе мы сравнили существующие определения, данные такими-то учёными (перечислить) такому-то термину и пришли к выводу, что под ним следует понимать то-то и то-то (сказать определение); выявили особенности этого явления (перечислить особенности). И т.д.
Выводы в этом случае берутся из Заключения, но формулируются очень кратко. Разумеется, в самом конце также заявляете, что цель достигнута, и благодарите присутствующих за внимание.
Источник: http://si-sv.com/publ/1/kak_podgotovit_vystuplenie_na_zashhite_kursovoj_raboty/14-1-0-381
Как правильно защитить курсовую работу
Содержание:
На многих направлениях в высших учебных заведениях предусмотрены различные научные работы, а это значит, что большинству студентов в один прекрасный момент предстоит защита курсовой работы. Разумеется, это будет после написания проекта.
Несмотря на то, что многие считают самым сложным этапом процесс создания проекта, вопрос «как правильно защищать курсовую работу» также стоит не на последнем месте – зачастую именно от выступления студента зависит итоговая оценка, и даже не самый качественный проект можно защитить на «отлично».
Что нужно для правильной защиты курсовой работы
Каков же «рецепт» идеальной презентации? Давайте же рассмотрим подробнее основные аспекты данного вопроса.
Речь
Грамотная и по существу, речь оказывает большое влияние на восприятие слушателями излагаемого материала.
Важно четко и уверенно рассказать о сути проделанной работы – для этого воспользуйтесь введением и заключением курсовой, по правилам, в них должны содержаться цели, задачи, актуальность и выводы, к которым пришел студент во время своих исследований.
Обратите внимание, что для выступлений существуют ограничения – обычно 7-10 минут, и вам необходимо уложиться в это время, рассказав при этом всю важную информацию по проекту.
Презентация
Как защитить курсовую на 5 баллов? Красочная и интересная презентация поможет вам в этом непростом деле, ведь ни для кого не секрет, что человек лучше воспринимает вербальную информацию совместно с визуальной.
К примеру, статистические данные в виде графиков куда более информативны, чем скупое перечисление параметров.
Презентация оставляет студенту много простора для творчества, но и ее формат регламентируется правилами:
- Рекомендуемое число слайдов: 10-15;
- Слайды должны иметь единый стиль и оформление;
- На экране обязательно должны присутствовать диаграммы, таблицы и графики.
В конце вашего выступления, как правило, слушатели могут задать вопросы по вашей работе. Постарайтесь заранее предположить, какие вопросы могут задать из зала, подготовьте исчерпывающие ответы на них.
Если в аудитории присутствуют ваши одногруппники, то вы можете пойти на хитрость. Раздайте парочке из них написанные вами вопросы, чтобы они озвучили их в конце презентации – это повысит ваши шансы на успех.
Перед тем, как отвечать, убедитесь, что правильно поняли спрашивающего – в случае сомнений лучше переспросить или попросить разъяснений.
Если у вас возникают трудности с подготовкой речи или презентации к работе, то вы можете заказать их со скидкой 10% на сайте.
Спокойствие
Волнение или смущение могут изрядно испортить впечатление от работы, поэтому перед выступлением постарайтесь успокоиться – какими бы суровыми не казались преподаватели, вас никто не съест, а вот сказанные в спешке нелогичные тезисы или искаженный смысл могут повлечь за собой дополнительные вопросы.
Чтобы чувствовать себя увереннее, вы можете посмотреть различную информацию по теме: как защитить курсовую работу на отлично, видео, кстати, тоже будет полезным.
План защиты курсовой работы
Для того чтобы легче было написать свою речь на защиту и скоординировать свои действия, можно составить план выступления. Приведем стандартный алгоритм:
- Вначале следует поприветствовать слушателей, представьтесь;
- Назовите тему своей работы, далее начните рассказывать ее суть. Не торопитесь, говорите уверенно и спокойно. Большим плюсом будет, если вы сможете выучить свою речь, а не читать ее с листочка.
- Поблагодарите слушателей за внимание и спросите, хотят ли они задать вам вопросы по поводу проекта.
Пример (образец) защиты курсовой работы
Многим студентам в первый раз сложно составить грамотное выступление, и им требуется помощь в вопросе: как защищать курсовую работу, пример правильной презентации. Ниже мы расскажем об основных тонкостях успешного выступления.
Любое выступление должно начинаться с озвучивания темы работы, а также оценки ее актуальности: насколько востребовано решение проблемы, какие исследования проводились до вас и пр. После этого следует назвать цель и задачи проекта, а также основные тезисы.
Для выступления выберите ключевые моменты работы, а также наиболее интересные результаты исследований. Представьте их в наглядном виде в презентации, кроме того, можете заранее распечатать материалы из курсовой и раздать их слушателям перед вашей защитой.
После выступления вам, скорее всего, зададут вопросы по тематике работы. Постарайтесь отвечать уверенно и четко, сохраняйте спокойствие. Желательно накануне повторить основную теорию, применяемую в проекте, так как часто именно из-за пробелов в академических знаниях снижается итоговая оценка.
Если у вас появились вопросы, то вы можете задать их в комментариях, и мы обязательно постараемся вам помочь. Также вы можете обратиться в студенческий сервис.
Скачать пример речи для защиты курсовой
Источник: https://sciterm.ru/articles-customers/kak-pravilno-zashitit-kursovuyu-rabotu/
Защита курсовой работы
Допущен ли студент к защите или нет – решение только научного руководителя проекта.
Черновой вариант курсовой в идеале представляется ему не позднее месяца до рекомендуемой защиты. Это предоставляет возможность учащемуся изменить какие-то части работы или дополнить её. Если студент не сдаёт работу вовремя, то у него остаётся мало шансов подкорректировать её, убрав все недостатки. Естественно это существенно влияет на итоговую оценку.
Изменённый и дополненный текст – итоговая работа – представляется научному руководителю за неделю до выступления на защите. Это позволяет внимательно прочитать и по достоинству оценить её.
Ошибка большинства учащихся в том, что они сдают готовую курсовую работу практически за день до организации докладов. Это ставит научного руководителя в неприятное положение, что позволяет ему не допустить обучаемого до защиты.
Трудно себе представить, как тяжело бывает педагогу, который руководит сразу несколькими проектами студентов, безответственно относящихся к их созданию и приносящих свои сочинения в последние часы. Поэтому не стоит подводить своего наставника и провоцировать неприятности, а сдать работу на кафедру в установленное время.
Пример (образец) защиты курсовой работы
На защите присутствуют не только педагоги, контролирующие написание курсовых работ студентов. В лице комиссии и студенты-однокурсники. Докладчики обязаны за 5-7 минут кратко изложить полученные результаты.
Выступление должно содержать актуальность темы, степень изученности её. Студент обязан аргументировать интерес к ней, озвучить и ознакомить с целью и задачами работы, изложить выводы. В основу выступления можно положить введение и заключение курсовой, потому что все основные моменты доклада курсовой работы скрываются именно в них.
Не стоит заниматься пересказом содержания всей написанной работы. Лучше изложить самые важные и интересные положения, представляя их в выгодном свете. Плюсом на защите станет использование заранее приготовленных иллюстративных материалов (раздаточный материал курсовой работы).
Электронная презентация, составленная специально для защиты курсового проекта, позволит комиссии больше узнать о нём.
Для гладкости выступления целесообразно заготовить его полный текст или конспект. Перед защитой курсовой работы стоит потренироваться, а на докладе постараться не читать заготовленный материал.
Выступив перед преподавателями и студентами, нужно быть готовым к дополнительным вопросам со стороны аудитории. На них необходимо отвечать точно и уверенно, без агрессии в сторону спрашивающих. Часто оценка за курсовую работу бывает снижена из-за незнания основного теоретического материала работы. Поэтому следует перед защитой освежить знания по проблеме курсовой.
Очень полезная статья по теме: «Доклад (речь) на защите курсовой работе«.
Источник: http://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/zashchita-kursovoi-raboty
Речь на защиту курсовой работы: образец, пример защитного слова к курсовой
Неопытные студенты считают, что если хорошо написал курсовую работу, то на защите можно расслабиться и ничего не делать. Однако это в корне неверное мышление. Больше половины оценки зависит именно от того, как вы смогли защитить свою работу.
Из чего складывается оценка за курсовую
Немаловажную роль в оценке играет сам текст курсовой. Насколько высокая будет ваша оценка, на 50% зависит от работы.
Текст защиты – это еще 50% оценки.
Пример 1
Нужно грамотно презентовать свою курсовую, чтобы преподаватель подумал: «Возможно, работа лучше, чем я сам предполагал. Нужно поставить оценку повыше». Может получиться и наоборот, если хорошую работу представлять неуверенно, путаться в фактах, мучительно подыскивать ответы на простые вопросы. Все зависит от вас.
Следует учитывать, что полностью курсовую работу читает только руководитель. Другие члены комиссии (если работа защищается перед комиссией) в лучшем случае просмотрят ее по диагонали, уделив основное внимание защитной речи курсовой работы.
Важные моменты для подготовки идеальной речи для защиты курсовой работы
Каждое учебное заведение по-своему регламентирует время для защиты курсовой работы. Речь не должна затягиваться. Образец требований: «Защитное слово к курсовой работе должно составлять 5-7 минут».
Плохо, если выступление займет всего 2 минуты, поскольку за это время невозможно изложить и серьезно обосновать полученные в работе выводы. С другой стороны, слишком затянутая речь тоже вызовет негативную оценку: она покажет ваше неумение выделить главное.
Не следует забывать и про человеческий фактор: комиссии нужно выслушать речи всей группы или даже нескольких групп, что может быть достаточно долго и не слишком интересно.
Защитную речь нужно отрепетировать дома. Лучше всего, если удастся найти слушателя, но подойдет и декламирование (именно вслух, чтобы засечь время) перед зеркалом.
Все ключевые моменты Вашей работы должны быть подкреплены иллюстративным материалом. Для визуализации самого главного нужно подготовить презентацию или раздаточный материал с таблицами и графиками. Важный момент – каждый график должен попадать на тот момент, когда Вы рассказываете о нем.
Рисунок 1. Пример слайда к речи для защиты курсовой работы
На самой защите у Вас перед глазами может и должен лежать листочек-подсказка с кратким содержанием текста для защиты курсовой. На нем нужно перечислить по порядку все то, о чем Вы будете говорить, чтобы не запутаться.
Желательно, чтобы он был чистовиком (без перечеркиваний и стрелочек что и за чем идет). Речь должна быть в среднем, понятном для слуха, темпе.
Если Вы будете говорить быстро, надеясь на то, что комиссия пропустит большую часть информации мимо ушей, то это грозит Вам большим количеством вопросов к Вам, после того, как Вы закончите повествование.
После каждого вопроса от членов комиссии, их стоит поблагодарить за вопрос и ответить на него в развернутой форме, для того, чтобы преподаватели понимали, насколько хорошо Вы владеете материалом.
Образец начала речи для защиты курсовой работы
На защите важно первое впечатление. В самом начале нужно придумать приветствие. Здесь все должно быть официально.
Пример 2
Один из вариантов начать так: «Добрый день, уважаемый председатель комиссии и уважаемые члены комиссии!».
Далее в речи для защиты курсовой работы нужно обозначить тему.
Пример 3
Пример вступительной конструкции: «Сегодня Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему… «, после чего нужно процитировать тему в точности так, как она указана на титульном листе.
Следующими пунктами стоит обозначить: актуальность проблемы, гипотезу (если она есть), что является объектом и предметом исследования, цели и задачи курсовой работы. Озвучивать вышеперечисленные параметры стоит в том же порядке, в которым они указаны во введении.
Основная и заключительная часть речи на защиту курсовой работы
После вступления можно начинать озвучивать основное содержание работы по главам. В этой части полезными для связи частей текста будут следующие словосочетания:
- «При освещении вопроса…».
- «В ходе исследования было установлено…».
- «Анализируя данный вопрос…».
- «В связи с данными….» и т.д.
Если работа включает практическую часть, то обязательно нужно рассказать, какие проводились исследования, какие методы и инструменты применялись, какие были сделаны выводы (в этой части речи уместны конкретные цифровые данные, сопровождающиеся демонстрацией графиков или таблиц).
В конце защитной речи нужно повторить гипотезу с результатом (была ли она опровергнута или подтверждена). Также нужно сказать, какие задачи из поставленных были выполнены (для невыполненных – пояснить причину невыполнения), обозначить перспективы будущих исследований по данной проблеме.
Текст защиты курсовой работы завершается благодарностью комиссии.
Пример 4
Пример фразы для выражения благодарности: «Доклад окончен, спасибо за внимание. Буду рад ответить на вопросы».
Источник: https://spravochnick.ru/articles/kursovye_raboty/rech_na_zaschitu_kursovoj/
Рекомендации для подготовки выступления на защиту курсовой работы
Структура речи на защиту курсовой работы
Речь на защиту работы состоит из трёх частей:
— вступление;
— основная часть;
— заключение.
Вступление включает в себя актуальность темы, цель и задачи работы. Кроме того, в начале доклада на защите следует обязательно обратиться к тем кто присутствует на защите.
Основная часть содержит основные тезисы работы. Доклад не следует перегружать подробным рассмотрением теоретических аспектов. В выступлении даётся краткая характеристика объекта исследования и приводятся основные результаты. Основная часть занимает примерно 70% всего времени выступления на защите дипломной работы.
Заключение содержит основные выводы и рекомендации.
Время выступления – не более 10 мин. (устанавливает преподаватель)
Образец текста выступления
Необходимо вместо многоточий проставить данные из своей работы.
Вступление
Здравствуйте, уважаемый(ая) И.О. руководителя, уважаемые коллеги.
Тема моей курсовой работы «…..»
Актуальность выбранной темы в том, что «….»
На основании этого была определена цель курсовой работы: «…..»
Объектом исследования является: «…..»
Предмет исследования – это «……»
Основная часть
Теоретические тезисы в отношении работы приводятся кратко в виде нескольких предложений. Оптимальное количество тезисов -3-4.
Далее следует переходить к практической части: кратко охарактеризовать объект исследования, методы исследования, полученные результаты.
Заключение
Выводы: кратко перечислить выводы, сделанные по результатам работы.
Рекомендации: нельзя ограничиться простым перечислением рекомендаций в речи на защиту курсовой работы. Необходимо давать краткое пояснение и планируемые результаты.
В конце выступления поблагодарить всех присутствующих за внимание.
После выступления докладчику задаются вопросы.
Правила выступления на защите курсовой работы
- Обязательно поддерживайте визуальный контакт со всей аудиторией.
- Не торопитесь. Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и усиливает волнение.
- Избегайте слишком высокого тона. Чем ниже голос, тем убедительнее он звучит.
- Не говорите слишком тихо. Перед выступлением в незнакомом помещении проверьте, как вас слышно в задних рядах.
- Варьируйте своим голосом: меняйте темп, тональность и громкость речи, избегайте монотонности.
- Замедляйте и понижайте голос, сигнализируя о том, что собираетесь сказать нечто важное или интересное.
- В Вашей речи должны присутствовать волнение и энтузиазм. Чтобы убедить других, нужно продемонстрировать собственную убеждённость.
- Никогда не зачитывайте тексты – только если нет иного выхода. Ваше внимание должно быть приковано к аудитории, а не к лежащему перед вами тексту.
- Не переворачивайте страницы. Аккуратно сдвигайте их в сторону.
Пример отзыва на курсовую работу
Отзыв на курсовую работу
по теме…………………..
Студента(ки)____________________________________________ группа______________
Ф.И.О.
Специальность___________________________________________
ПМ ____________________________________________________
МДК ___________________________________________________
Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем – руководителем работы, который дает письменное заключение по работе — рецензию
Отзыв руководителя курсовой работы составляется в произвольной форме с обязательным освещением следующих основных вопросов:
· краткое содержание работы, ее основные положения;
· раскрытие актуальности работы;
· полнота и глубина анализа теоретических исследований (литературного обзора);
· соответствие работы заявленной теме, поставленным задачам (их решение) и цели (ее достижение);
· оценка деятельности студента при выполнении курсовой работы: его самостоятельность, инициативность, умение делать выводы, способность использовать знания и умения, получаемые при изучении дисциплин и других МДК и ПМ, др.;
· оригинальность выводов и рекомендаций;
· уровень грамотности (общий и специальный);
· недостатки, недочеты работы;
· возможности использования результатов курсовой работы или ее отдельных частей в практической области или образовательном процессе;
· оценка курсовой работы.
Фамилия И.О., должность ________
подпись
________
дата
Рецензия заканчивается выводом, может ли работа допущена к защите. Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления.
Если же она подлежит переработке, то после исправления работа представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.
Курсовая работа защищается перед преподавателем, который определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям, и перед студентами.
Окончательная оценка курсовой работы выставляется по итогам защиты и качеству выполненной работы.
Источник: https://studopedia.net/6_102991_rekomendatsii-dlya-podgotovki-vistupleniya-na-zashchitu-kursovoy-raboti.html
Подготовка к защите курсовой работы « Курсачи.BY
Окончательная оценка за курсовую работу складывается на основе трех критериев: качества ее содержания, по мнению научного руководителя, оформления и результатов защиты. Очень часто неумение отстоять свою точку зрения и неубедительность выступления на защите перечеркивают все прочие достоинства работы. Поэтому к защите необходимо тщательно подготовиться.
Вопрос о допуске курсовой работы к защите решает научный руководитель. В идеале черновой вариант работы должен быть представлен руководителю не менее, чем за месяц до защиты, чтобы у студента было время внести необходимые изменения и дополнения.
Если этого не происходит, улучшать работу некогда, и это может повлиять на итоговую оценку. Считается, что готовый текст (с учетом изменений и дополнений) должен быть представлен руководителю не позднее, чем за неделю до защиты, чтобы он смог спокойно и внимательно прочитать и оценить работу.
Очень часто курсовые работы приносят чуть ли не за день до защиты, что ставит научного руководителя в трудное положение, и поэтому он вправе не допустить их авторов до защиты.
С учетом того, что обычно преподаватель руководит не одной, а несколькими курсовыми работами, можете себе представить, что бывает, когда все его студенты приносят свои «произведения» в последний день.
Защита курсовых работ происходит в присутствии комиссии, состоящей из 2-3 преподавателей, и студентов-однокурсников, включенных в данную группу (обычно 6-10 человек). Каждому выступающему дается 5-7 минут для краткого изложения полученных результатов.
В выступлении должны быть показаны актуальность темы и степень ее изученности, аргументирован ваш интерес к данной теме, сформулированы цели и задачи вашей работы, а также кратко изложены ваши основные выводы.
По сути дела, все это говорится во введении и в заключении, которые и нужно положить в основу вашего выступления (см. также с 5). Ни в коем случае не стремитесь пересказать все содержание работы.
Наоборот, сосредоточьтесь на самых интересных и важных положениях, которые попытайтесь представить в наиболее выигрышном свете. Вы можете использовать заранее заготовленные плакаты, а также изобразить важные с вашей точки зрения график или схему на доске.
Чтобы ваше выступление прошло гладко, целесообразно подготовить его конспект или полный текст. Поскольку долго говорить вам не позволят, имеет смысл проговорить заготовленный текст дома, чтобы в случае необходимости сократить его до нужного размера. Если у вас нет опыта публичных выступлений или вы от природы стеснительный человек, стоит потренироваться еще более серьезно.
Но главным в защите курсовой работы является не ваше заранее подготовленное выступление, а умение быстро и точно отвечать на вопросы членов комиссии. Если вы писали работу сами и хорошо знаете ее содержание, вам нечего бояться. Отвечайте с максимальной уверенностью, но не ведите себя агрессивно. Если вы не знаете правильного ответа на вопрос, лучше сразу в этом признаться.
К сожалению, часто очень хорошие по содержанию работы получают относительно низкую оценку, потому что их авторы оказались не в состоянии ответить на элементарные и даже «детские» вопросы.
Например, если тема вашей работы «Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь», а вы не смогли дать определение акции и облигации, то претендовать на высокую оценку вам уже нельзя.
Источник: http://www.kursachi.by/sovet/sovet4/
Некоторые советы по выступлению на защите курсовой и диплома
Данные рекомендации являются ПРИМЕРНЫМИ и не исчерпывают всей сложности подготовки выступления и всех нюансов самой защиты.
Речь и презентация на защите курсовой и диплома могут существенно повлиять на финальную оценку Вашей работы, поэтому подходите к их созданию очень ответственно, отведя на подготовку минимум два полных дня.
Смысл выступления – именно защита того вывода, результата (выводов, результатов), которые Вы лично получили в процессе исследования.
Не следует тратить время слушателей на рассказ о тех аспектах проблемы, которые всем известны и записаны в учебниках, а также об исследованиях других учёных или содержании чужих научных статей.
Не рассказывайте о проблемах России (региона, мира) в рамках своей темы, потому что защита – это не выпуск теленовостей! Рассказывайте О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ и её результате, подтверждая его ссылками на проведённые сравнения, расчёты или иной использованный научный метод. Обсудите содержание своей речи с научным руководителем. Подробнее о содержании речи см. Таблицу»Примерное соответствие содержания выступления и слайдов презентации».
Речь следует начинать с приветствия членов аттестационной комиссии («Уважаемый Председатель аттестационной комиссии! Уважаемые члены комиссии! Уважаемые коллеги!»). Далее Вы представляетесь (если вас невнятно представил ведущий секретарь защиты): «Разрешите представить вашему вниманию результаты квалификационной работы такого-то на тему такую-то».
Таблица. Примерное соответствие содержания выступления и слайдов презентации.
ЭТАП ВЫСТУПЛЕНИЯ | № слайда | СОДЕРЖАНИЕ СЛАЙДА |
Приветствие, представление | Тема работы, выполнена студентом таким-то, научный руководитель такой-то (со званием и должностью) | |
Актуальность темы (не обязательно!) Но если сможете, кратко объясните, как вы сформулировали главную проблему Вашего исследования | (2) | Вывод из обзора источников, фамилии и тематика работ специалистов (в сравнительной таблице), проблемный график, диаграмма, таблица, схема |
Цель исследования и поставленные промежуточные задачи (задачи можно не зачитывать, если они перечислены на слайде БОЛЬШИМИ БУКВАМИ) | Цель исследования | |
Задачи исследования | ||
Логика исследования (не обязательно!) | (5) | Типа содержания работы, но не словами, а стрелочками с анимацией! |
Методы исследования (если они у Вас чёткие и грамотные, математические и статистические, расчётные, а не просто «анализ», «сравнение» и другой детский сад) | Название метода, название коэффициента или другого показателя, формула расчёта с обозначением переменных | |
Источники статистической и иной необходимой для исследования информации | Источники статистических данных, нормативных документов, записанные по ГОСТу | |
Выводы 1 (по первым двум-трём задачам) | график, диаграмма, таблица, рисунок, словесная формулировка | |
Выводы 2 (по остальным задачам) | график, диаграмма, таблица, рисунок, словесная формулировка | |
Результаты исследования (1-ый слайд) | итоговые график, диаграмма, таблица | |
Результаты исследования (2-ой слайд) | формулировка результата | |
Результаты исследования (3-ий слайд) – но это уже много! | … | … |
Благодарность за внимание | «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» |
Самое главное – уложиться в предложенный регламент выступления (обычно 5-7 мин.).
Чтобы уложиться в регламент, считайте, что за минуту человек в состоянии не торопясь произнести 60-80 слов. Имея в среднем длину предложения 7-10 слов, получаем: 5 мин. х 80 слов : 10 слов = 40 предложений.
Ещё делаем скидку на повороты головы, покашливание, питьё воды (или того, что нальют) из стакана – итого 30-35 предложений. Это и есть оптимальная величина текста Вашего выступления (включая приветствие).
Речь, напечатанную КРУПНЫМ ШРИФТОМ, нужно положить в аккуратную папку и держать перед собой (или положить на стол/кафедру).
НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЧИТАТЬ, А РАССКАЗЫВАТЬ, ГЛЯДЯ ЧУТЬ ПОВЕРХ ГОЛОВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ (а при достаточной уверенности и наглости прямо в глаза Председателю! Но тогда и никаких папок с распечатанной речью).
Ни в коем случае не бегайте глазами по аудитории – это прямой признак того, что Ваша работа несамостоятельна и, более того, бессмысленна.
Вам придётся поворачивать взгляд на экран или посматривать на монитор компьютера, чтобы отслеживать презентацию, поэтому перед началом выступления займите удобную позицию вполоборота, но всё равно при рассказе смотрите в зал.
В РАСПЕЧАТКЕ РЕЧИ ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЖИТЕ МОМЕНТЫ, КОГДА СЛЕДУЕТ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СЛАЙД, желательно ярким маркером и фразой «Слайд 1», «Слайд 2», и не забудьте вставить фразы типа: «Обратите внимание на таблицу, представленную на данном слайде» или «Основные задачи работы перечислены на слайде», чтобы обращать внимание аудитории.
Кстати будет, например, обычная или лазерная указка (при их отсутствии показывайте нужные места на слайдах курсором). Но лучше сделать презентацию так, чтобы на слайде ничего не надо было специально показывать указкой.
Надо назубок отрепетировать и несколько раз проговорить свою речь в домашних условиях, включая секундомер и имитируя повороты к экрану (монитору). Один раз желательно отрепетировать выступление перед зеркалом и в той одежде, в которой Вы будете выступать на защите, чтобы убедиться, что Вы смотритесь адекватно.
Проговаривая речь, обратите внимание на сложно выговариваемые слова и фразы и замените их (или отрепетируйте скороговоркой). Также исключите из выступления любые предложения длиннее 10 слов, а то споткнётесь, или не хватит дыхания. Проверьте правильные ударения спорных слов по справочнику.
Проговаривая выступление, отрепетируйте правильные акценты и ИНТОНИРОВАНИЕ предложений. Тем более, что ваше выступление украсят вопросительные и восклицательные предложения (например: «Я хотел (а) ответить на следующий проблемный вопрос …» или «Расчёты подтвердили мои предположения!»).
Презентация сопровождает Ваше выступление (а не наоборот!). Слайды должны легко читаться с последних рядов аудитории и подтверждать те или иные Ваши сентенции. НЕ ПИШИТЕ СВОЮ РЕЧЬ НА СЛАЙДЫ, это глупо.
На слайды выносятся формулы расчётов, сравнительные таблицы, схемы, графики, диаграммы и рисунки, ЖЕЛАТЕЛЬНО СОЗДАННЫЕ ВАМИ ЛИЧНО, А НЕ ИЗ КАКИХ-ТО ИСТОЧНИКОВ. Приветствуется ненавязчивая анимация и красочные иллюстрации (только без рожиц, смайликов и розовых пантер!).
Словами пишутся цель, задачи, методы исследования, может быть, пара важных определений, самые важные источники (названия законов, статистических баз данных) и выводы.
Презентацию надо записать на традиционный носитель в формате, который читают все компьютеры в российских вузах (никаких Microsoft Vista).
До начала защиты вместе с другими защищающимися Вы должны переписать презентацию на Рабочий стол того компьютера, к которому подключён проектор.
Назовите файл так, чтобы Вы могли быстро найти его на Рабочем столе и открыть перед началом своего выступления (потренируйтесь дома).
Заранее обдумайте, как Вы будете переключать слайды – сами или с помощью ассистента. В последнем случае приготовьте распечатку речи выступления для ассистента с ЧЁТКИМ УКАЗАНИЕМ ТЕХ МОМЕНТОВ, КОГДА СЛЕДУЕТ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СЛАЙД.
Рассчитайте так, чтобы у комиссии было время просмотреть слайд, при этом слушая Ваши объяснения.
Но в тех случаях, когда Вы лишь обращаете внимание комиссии на слайд, а сами уже переходите к другой части выступления, всё равно дайте людям 15-20 секунд досмотреть слайд, а сами спокойно рассказывайте дальше, подгоняя рассказ к следующему слайду.
Для удобства комиссии можно распечатать свою речь и слайды презентации в 2-4 экземплярах и раздать их членам комиссии.
По окончании речи Вам могут быть заданы вопросы. Сначала прозвучат замечания и вопросы из рецензий на Вашу работу, ответы на них вы готовите заранее вместе с научным руководителем.
Затем начнутся вопросы из зала. Не отвечайте на вопрос сразу, дождитесь, когда все вопросы будут заданы, ЗАПИСЫВАЯ ИХ СЕБЕ НА ЛИСТОЧЕК (который следует приготовить заранее вместе с ручкой!) ВМЕСТЕ С ИМЕНАМИ СПРАШИВАЮЩИХ.
Затем начинайте отвечать по очереди, обращаясь к каждому задавшему вопрос.
Например: «Уважаемый Иван Петрович, на ваш вопрос о … (следует формулировка вопроса) могу ответить, что…» После ответа на каждый вопрос, чтобы убедиться, что Ваш ответ устроил спрашивавшего, спросите его, например: Я достаточно полно ответил на ваш вопрос? – и пусть спрашивавший кивнёт Вам в ответ либо скажет, мол, да, спасибо (или попросит уточнения, задаст ещё один вопрос, а это уже хорошо – ДИСКУССИЯ!). Тогда переходите к ответу на следующий из поступивших вопросов. На вопросы отвечайте коротко, так как время не резиновое, все устали и хотят домой.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s17952t10.html