План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2019 года
Планируете сдавать в 2019 году ЕГЭ по русскому языку – узнайте, какие нововведения планирует ФИПИ, как изменится структура экзамена, а также, как составить план сочинения и подобрать удачный пример из произведений для раскрытия проблемы.
Не секрет, что именно сочинение большинство выпускников считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому, а значит именно этой теме стоит уделить особое внимание при подготовке к экзаменам 2018-2019 учебного года.
Формулировка задания №27
Последнее (теперь 27-е) задание ЕГЭ по русскому языку – это, как и ранее, сочинение, но в 2019 году ФИПИ внесло некоторые корректировки в саму формулировку поставленной задачи.
Одной из проблем, часто встречающихся в работах выпускников, стало чрезмерное цитирование.
Эксперты отмечают, что в сочинениях часто можно встретить большой объем чужих мыслей, но крайне редко отображена позиция самого экзаменуемого.
Именно поэтому в 2019 году на ЕГЭ по русскому языку структура сочинения была несколько изменена, а таблица оценивания получила новые критерии. Согласно новым правилам в сочинении должны присутствовать:
- пояснения к каждому приведенному примеру;
- смысловая связь между приведенными в сочинении примерами;
- отношение экзаменуемого к позиции автора;
- обоснование своей позиции.
Критерии оценивания
Составляя план сочинения по русскому языку необходимо в первую очередь ориентироваться на критерии оценивания, обновленные для данного предмета ЕГЭ в 2019 году.
Особого внимания в этом году заслуживают критерии:
- К2 (комментарий к проблеме);
- К4 (отношение экзаменуемого к позиции автора).
Полный список критериев, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке 27-го задания с развернутым ответом, приведены в демонстрационном варианте 2019 года.
Структура сочинения по новым стандартам
С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:
- Проблема.
- Комментарий к проблеме.
- Описание позиции автора.
- Отношение экзаменуемого к позиции автора.
- Обоснование своей позиции.
- Вывод.
Текст сочинения должен нести в себе три основных типа информации: фактуальную (реальные факты), концептуальную (субъективное мнение) и подтекстовую (подразумеваемую).
План сочинения
С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.
№ | План | Пояснения |
1 | Вступление | Подводка к проблеме 2-3 предложения |
2 | Формулировка проблемы | 2-4 предложения |
3 | Связка | 1-2 предложения |
4 | Комментарий, 1-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
6 | Связка | 1-2 предложения |
7 | Комментарий, 2-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
9 | Связка | 1-2 предложения |
10 | Позиция автора | 1-2 предложения |
11 | Собственное отношение к позиции автора | 1-2 предложения |
12 | Аргументация собственной позиции | 2-4 предложения |
13 | Вывод (заключение) | 2-3 предложения |
Именно примеры, комментарии и пояснения к ним являются основными блоками сочинения, а соответственно и требуют особого внимания. В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений. Но, при этом важно помнить, что комментарий должен иметь такую структуру:
- пример;
- пояснения к примеру;
- связующий текст;
- пример-иллюстрация;
- пояснение к иллюстрации.
Круг проблем
Основной задачей, стоящей перед экзаменуемым, будет формулировка проблемы. Далеко не всегда с первого прочтения можно правильно понять поднимаемую в тексте проблему и позицию автора.
Круг проблем, которые могут поднимать тексты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, достаточно широк, что не дает возможности составить примерное сочинение для экзамена заблаговременно. Но, проработав каждую из предложенных тематик, вы без труда сможете выполнить работу, приведя необходимые аргументы и пояснения.
Клише для сочинения
Взяв за основу любой пример сочинения по русскому языку, составленный с учетом новых требований ЕГЭ 2019 года, можно выделить основные клише – фразы, характерные для того или иного блока. Используя такие «фразы-помощники», вы легко составите свой текст, нанизывая слова на основу, как жемчужные бусинки на прочную нить основы.
Предлагаем вашему вниманию такие клише для сочинений 2018-2019 учебного года.
Запрещенные слова
Если есть рекомендованные фразы, то должны быть и слова, которые нежелательно использовать при написании экзаменационного сочинения. Конечно, официально такого анти-словарика не существует, но опытные педагоги составили свой список слов и фраз, которые могут быть истолкованы неоднозначно, являются некорректными с точки зрения русского языка или искажают действительность.
Стремитесь избегать таких оборотов и фраз в своих сочинениях и вы обязательно добьетесь желаемого результата. Также стоит вычитать на предмет присутствия нежелательных слов каждый пример сочинения по русскому, если вы используете таковые при подготовке к ЕГЭ в 2018-2019 учебном году.
Готовые сочинения
Конечно, многие 11-тиклассники в преддверии 2019 года будут искать готовые сочинения по русскому языку, чтобы облегчить для себя подготовку к ЕГЭ. Сразу стоит предостеречь многих от такого на первый взгляд простого, но изначально неправильного пути. Важно понимать такие истины:
- Тема сочинения 2019 года никому неизвестна.
- Невозможно заготовить или заучить 3-5 сочинений и рассчитывать на успех.
- Без глубокого понимания проблемы получить максимально возможные 24 балла за 27 заданий практически невозможно.
Существует ли альтернатива? Вместо готовых сочинений стоит искать модульные части, из которых можно будет быстро составить необходимый текст во время экзамена. Очень помогут в этом списки произведений, раскрывающие ту или иную проблему, а также готовые клише для формулировки собственного отношения к мнению автора.
Также смотрите видео-уроки по составлению плана сочинения с учетом новых требований 2019 года.
Источник: https://2019-god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2019-goda
План сочинения ЕГЭ — написание по русскому языку
1. Введение:
Объем – 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме
Пример:
— Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
2. Постановка проблемы
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
Пример:
— Многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет.
Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В.
Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.
3. Комментарий к проблеме
Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
Объем: 4-7 предложений
Пример: Затронутая В.
Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время в свете того, что люди, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.
4. Позиция автора
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
5. Ваша позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
Пример: Действительно, трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.
https://uchim.org/russkij-yazyk/plan-sochineniya-ege — uchim.org
6. 1-й аргумент+литературный пример.
Итак, аргументами могут быть:
1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)
То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые.
Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными..[Это был аргумент, который мы придумываем на месте]
Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”.
Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру.
[Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].
7. 2-й аргумент+литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
Лучше и здесь привести пример из литры, чтоб уже наверняка, однако если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:
Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..
Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям.
Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана.
Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.
8. Заключение
В заключение обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
2-3 предложения.
Учитывайте следующий момент: согласно новым критериям, нужна опора на текст.
Всё для учебы » Русский язык » План сочинения ЕГЭ — написание по русскому языку
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/plan-sochineniya-ege
Речевые клише (сочинение-ЕГЭ)
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Для вступления:
1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2) О необходимости. знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье ….
4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что ….
Другие подчёркивают …. Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. ….
Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» — так начинается статья …. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10) Приём «Цитата». «…,» — писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …
11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12) Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что …. Кто-то ….
15) «…,» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:
1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему.
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема.
3) Данный текст посвящён теме (проблеме).
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему.
5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах.)
6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова.
7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.
8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой.
9) Волнующую всех нас проблему. поднимает {указываем автора}.
10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, — это.
11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
12) Что такое.? (В чем заключается.? Какую роль в жизни человека играет.?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Для комментирования проблемы:
1) Позиция автора заключается в том, что.
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
4) Позиция автора такова:.
5) Автор считает, что.
) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что.
7) Автор убеждает нас в том, что.
8) В тексте доказывается мысль о том, что.
9) Основная мысль текста заключается в том, что.
10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что.
Для выражения своего мнения:
1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что.
5) Мне близка позиция автора тем, что …
Для аргументации собственной позиции:
— с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с.
2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как.?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как.
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас).
— из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях.
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
— из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах).
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи.
Для заключения:
1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3) Автор хочет, чтобы …. И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4) (Использование цитаты) «…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….
5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда …, важно помнить о том, что ….
6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…».
Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана.
Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
Источник: https://multiurok.ru/blog/riechievyie-klishie-sochinieniie-iege.html
ЕГЭ, план сочинения: особенности написания, требования и рекомендации :
Русский язык – в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.
Суть задания
Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250–300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.
В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.
В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.
- Формулировка проблемы.
- Её комментарий.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Первый аргумент (пример из литературы).
- Второй аргумент (пример из опыта).
- Заключение.
С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?
Введение
Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.
Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.
План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы:
- Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
- Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ…»
- Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».
Комментарий
Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление – 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:
- По структуре авторского текста.
- Через анализ актуальности поднятой темы.
В первом случае предстоит ответить на вопросы:
- С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
- На каком материале её раскрывает?
- Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
- Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?
Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:
- Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
- Насколько она сегодня актуальна?
- Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
- Если проблема нова, то что способствовало её появлению?
План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни…».
Авторская и собственная позиция
Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:
- «Писатель считает, что…»
- «По мнению автора…»
- «Свою позицию писатель выразил в словах…»
Фамилию и инициалы автора следует указывать полностью, так как проверяющими оценивается фактологическая точность.
Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:
- «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
- «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
- «Я согласен с автором, что…»
При иной точке зрения, допустимы обороты:
- «Мнение автора интересно, но…»
- «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
- «Нельзя не согласиться с писателем, что , однако…»
Аргументация позиции
Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором – эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:
- «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя »
- «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
- «Об этом говорил в своей поэме…»
- «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
- «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
- «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»
Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.
Заключение
План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:
- Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
- Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
- Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
- Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»
Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?
План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.
Источник: https://www.syl.ru/article/295877/ege-plan-sochineniya-osobennosti-napisaniya-trebovaniya-i-rekomendatsii