Гуманизм в педагогике — что это такое: основные идеи

» Гуманистическая педагогика

Гуманистическая педагогика это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей.

Само понятие гуманизм произошло от латинского слова humanus, означавшего человеческий, человечный. Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире.

Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

Обратите внимание

Гуманизм утверждает универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как совокупность ценностных установок гуманизм является общественным идеалом.

Однако, при всей очевидности положительных факторов, гуманистическая педагогика не становится массовой и фундаментальной наукой для построения всех педагогических систем.

Тоталитарные правительства, которые, что бы там не говорили, составляют подавляющее большинство на планете, совсем не заинтересованы в продвижении гуманистических идей в процесс обучения.

Они повсеместно внедряют авторитарную педагогику, поскольку именно она позволяет им наиболее комфортно управлять государством, не допуская изъявления воли и подавляя любые возмущения. Россия провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма.

Полностью преобразовать сложившуюся десятилетиями систему авторитарного образования, нацеленную на воспитание законопослушных и безропотных граждан, пока не получается. Отечественная педагогика постепенно, правда пока очень медленно, поворачивается в сторону гуманистических идей, внедряя эти идеи в педагогическую практику.

Конечная цель гуманистической педагогики это воспитание полноценного и полноправного субъекта деятельности, познания и общения. Наиболее значимой и определяющей мерой воспитательного процесса гуманистической педагогики является создание предпосылок для самореализации личности, раскрытие того творческого потенциала, который заложен в каждом человеке изначально, проявление способностей личности.

Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: смещение приоритетов педагогики на психические, интеллектуальные, нравственные и физические сферы развития личности, вместо овладения ею определенным объемом информации; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного принять самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях; обеспечение благоприятных условий для создания нового учебно-воспитательного процесса. Переход учебно-воспитательного процесса на новый, гуманистический уровень следует понимать как отказ от авторитарной педагогики, оказывающей давление на личность и отрицающей саму возможность возникновения между педагогом и учащимися нормальных равноправных человеческих отношений, как переход к личностно-ориентированной форме обучения, придающей абсолютное значение личной свободе и самостоятельности учащихся.

Важно

На практике гуманистическая педагогика реализуется конкретными формами и методами инновационной деятельности.

К этим формам и методам относятся: дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов обучения и воспитания; создание условий для развития способностей и наклонностей каждого воспитанника; формирование гомогенных классов и параллелей; комфортность учебно-воспитательной деятельности; психологическая защищенность учащихся; вера в силы и возможности каждого учащегося. И еще: принятие учащегося таким, какой он есть; обеспечение успешности воспитания и обучения; изменение целевой установки школы; обоснованность уровня развития каждого ученика; исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся; переориентация внутренних личностных установок учителя; усиление гуманитарного образования.

Выводы

Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения.

Принять гуманистическую педагогику в школах как основополагающую пока невозможно. Однако внедрять отдельные формы и методы, способствующие формированию новой, открытой личности, безусловно, нужно.

Процесс изменения школьного образования и воспитания это процесс достаточно длительный, но необходимый.

Источник: https://paidagogos.com/gumanisticheskaya-pedagogika.html

Идея и принципы гуманизма в современной отечественной педагогике

Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс.

Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, педагогика, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. В каждую историческую эпоху педагогика, воспитание как социальная практика требует своевременного (соответствующего времени) прочтения.

Здесь можно отметить ряд положительных тенденций, которые в последнее время получают широкое распространение. Хочу остановиться всего лишь на двух из них:

1.Возрождение идей гуманизма. Развитие антропологической философии, психологии и педагогики (психологии и педагогики человеческого в человеке).

2.Рост осознанного родительства. Вместе с увеличением деторождаемости у нас в стране растет «профессионализм» родителей.

Гуманистическая идея связана с пониманием глубинной сути человека, его предназначения и смысла жизни. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в жизнь гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Так создавалась модель гуманистического образования – «педагогического ваяния человека» по образу гуманистического представления о нем.

Положения, сформулированные первыми теоретиками гуманистического воспитания, не потеряли своей актуальности до наших дней. Вот некоторые из них:

Совет

1. Семья – это место, где начинается формирование человека. Забота родителей о нравственности ребенка – их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка.

2. «Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочны ростки добродетели и учености он оставит в детях своим преподаванием», — утверждает Веджо Маффео, итальянский гуманист, поэт, юрист.

3. Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла.

4. Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.

5. Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах страх и лицемерие.

6. Доступность образования для всех, независимо от общественно и имущественного положения – есть залог развития гуманистического общества.

Анализ развития гуманистических идей в педагогике показывает, что педагоги-гуманисты создавали и создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реальную практику гуманистических отношений.

Эти отношения по качеству и механизмам выстраивания опережали и опережают социальную действительность. Но именно образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по сравнению с его прошлым будущее.

Исторический опыт свидетельствует, что образование способно не только выживать в определенных обстоятельствах, но и преобразовывать их, демонстрируя устойчивую способность к развитию. Прежде всего это относится к феномену появления ярких прецедентов в образовании, альтернативных философии выживания и ориентированной на нее «массовой школе».

Обратите внимание

Они остаются в истории педагогики как доказательство того, что школа в качестве образовательного института способна в своих стенах строить жизнь, отличную по качеству и яркости от жизни за пределами ее стен. Только такая школа становится подлинной школой жизни для ребенка, именно здесь он адекватен своему, прошлому, настоящему и будущему.

Хорошим здесь примером выступают школы продуктивного типа.

Школа обязана опережать действительность. Образование должно не только улавливать нарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества. Никакие реалистические технологии, ориентированные только на «сегодня», не способны стать образовательными.

Образование – это источник нового, желаемого образа жизни, который является альтернативой существующему, поскольку оно способно отказываться от нежелательного, осуществляя свободный выбор вектора развития.

Образование «по принципу устройства» сродни сознанию человечества, способного совершать свободный выбор и создавать условия для свершений.

По существу, образование представляет собой социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.

Педагогическая деятельность, которая является «двигателем» гуманистической практики образования, а именно педагогика поддержки (О.С.

Газман и последователи) имеет субъект – конкретного человека (педагога, стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества людей, личностно и профессионально объединившихся в целях реализации гуманистических идей в образовании), конкретных детей, которым предоставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъектами освоения месте со взрослыми жизни по правилам гуманных отношений между людьми. Так строится детско-взрослая общность.

Культура гуманистического воспитания задает определенные мировоззрение и систему отношений с ребенком, которые меняются в зависимости от педагогических задач и условий развития детско-взрослой общности, то есть речь идет об адекватной педагогической позиции воспитателя, реализацией которой обеспечивается в первую очередь психологическое здоровье ребенка. Представляются интересными и важными для понимания вышеизложенного результаты исследований сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства В.И. Слободчикова и А.В. Шувалова о педагогических позициях, которые могут занимать учителя и родители – и те и другие педагоги, равно заинтересованные в развитии ребенка.

В настоящее время все более набирает силу тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношении между учителем и учеником с объекто-субъектных на диалоговые субъектно-субъектные отношения.

Важно

Это связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия.

В повестку дня ставится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их самореализации в процессе активного освоения культуры, в ходе общения с другими людьми. Педагог как бы «ведет» воспитанника, способствует появлению у него определенных качеств.

Он достигает этого, помогая ребенку войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно самоопределиться и самореализоваться, проявить свою активность. Все это педагог делает неавторитарно, ненавязчиво, максимально учитывая уровень развития ребенка, его индивидуальность. Свои цели педагог выводит не из абстрактных идеалов и социальной целесообразности, а с их учетом, исходя из самого ребенка.

Гуманистической педагогике присуще стремление приблизить, приспособить образование к ребенку. Однако существует ряд императивов (общечеловеческие ценности, стремление стимулировать развитие творчески преобразующей личности, наличие значимых культурных образцов, острые проблемы современности и т.п.), ориентируясь на которые педагог организует развитие ребенка.

Поскольку педагогический процесс представляет собой целесообразную организацию жизни человека, он по необходимости приносит в нее ценности и идеалы. При этом педагогическая организация жизни ребенка воспринимается им как естественная (своя) только тогда, когда он имеет возможность свободно самореализовываться, т.е. жить в соответствии со своими внутренними законами.

Педагог с помощью специально отобранных и явно или неявно предъявляемых ребенку средств образования обеспечивает корреспонденцию «внутреннего» и «внешнего». Образовательные средства отбираются, исходя из целей, возможностей и способностей ребенка, и соотносятся с теми императивами на которые ориентируется педагог.

Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь.

Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим, пусть не авторитарным, но руководством (управлением) этим процессом; и на необходимости приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к ребенку с ориентацией на определенные гуманистические императивы; и на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, т.е. с требованием вполне определенных норм поведения.

Несмотря на широкое распространение в ХХ столетии гуманистических педагогических идеалов, следует признать, что массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы, против которых направили острие своей полемики педагоги-педоцентристы в начале века. В значительной степени они присущи и отечественному педагогическому сознанию, семь десятилетий развивавшемуся в условиях тоталитарного режима, враждебного свободной личности.

Совет

Сегодня, когда российское образование интенсивно ищет новые пути развития, особенно важно обеспечить его ориентацию на гуманистическое мировоззрение, освоение им традиций, интенсивно разрабатываемых мировой педагогикой с рубежа ХIХ – ХХ столетий.

Читайте также:  Правильно составляем и оформляем приложения магистерской диссертации

В этой связи исключительно остро встает вопрос об использовании зарубежного опыта в целях более эффективной организации воспитания и обучения подрастающих поколений.

Эта проблема тем более актуальна для российского образования, что на протяжении последних лет в нашей стране осуществляется становление вариативной школы.

Причем этот процесс разворачивается на фоне резкой критики единой трудовой политехнической школы, сформировавшейся в первой половине 30-х годов и объявленной идеологами тоталитарно-коммунистического режима высшим воплощением достижений прогрессивной педагогики.

Развернувшееся в нашей стране во второй половине 80-х годов общественно-педагогическое движение сделало попытку противопоставить в качестве альтернативы официальной советской школе и педагогике достижения учителей-новаторов.

Однако, как показала сама жизнь, их наработки не смогли удовлетворить всего многообразия реальных запросов российского образования, также, впрочем, как не смогли удовлетворить этих запросов и разработанные на отечественной почве системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и т.п.

Это обстоятельство стимулировало обращение к зарубежному опыту, который ранее в большинстве случаев а priori объявлялся классово и идеологически чуждым и в принципе неприемлемым для решения проблем самого передового в мире советского социалистического образования.

Следует подчеркнуть, что обращение к зарубежному педагогическому опыту, стремление использовать его для решения различных проблем российского образования, явление для нашей страны весьма традиционное. Триста лет назад именно этот ход использовал, реформируя, а точнее, создавая, отечественную школу, Петр I.

Обратите внимание

В XVIII веке педагогическая мысль развивалась в Российской империи под влиянием идей, заимствованных с Запада. В конце столетия уставы отечественных школ были созданы по образцу австрийских уставов. В XIX веке педагогической Меккой для России стала Пруссия, давшая образец гимназического образования.

Последняя, так и не реализованная дореволюционная реформа школы, подготовленная в 1915 году под руководством П.Н. Игнатьева, пыталась при решении проблем образования опереться на опыт Англии и Франции. В 20-е годы кумиром советских педагогов был Д.Дьюи.

И лишь с 30-х годов на долгие полвека в отечественной педагогике утвердилось негативное отношение к зарубежному опыту.

Наиболее яркими свидетельствами этой эпохи в указанном отношении являются публикации типа «Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции» и «Монтессори на службе американо-английского империализма», а также существование при Академии педагогических наук СССР группы критиков буржуазной педагогики.

Источник: https://infourok.ru/ideya-i-principi-gumanizma-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogike-2428122.html

Идеи гуманизма как основа современной педагогики

Понятия ʼʼгуманизмʼʼ и ʼʼгуманностьʼʼ. Ключевое понятие гу­манистической философии образования — ʼʼгуманизмʼʼ.

Попытка определить ᴇᴦο смысл показывает, что у этого понятия сущест­вует несколько значений.

Их изучение позволяет осознать раз­личные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затрудне­ния, связанные с определением конкретного содержания самого понятия ʼʼгуманизмʼʼ.

Так, понятие ʼʼгуманизмʼʼ употребляется по крайней мере в де­сяти смысловых значениях˸

— название эпохи Возрождения и различных культурных движе­ний, идейных течений, направлений общественной мысли;

-название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

— характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

— обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброты, уважения;

— определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

— выражение особого отношения к человеку как высшей ценно­сти жизни;

— название практической деятельности, направленной на дос­тижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия ʼʼгуманностьʼʼ, которое часто отождествляется с понятием ʼʼгуманизмʼʼ.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому ᴇᴦο исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое поня­тие, в котором отражается одна из важнейших черт направленно­сти личности.

Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека.

Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помо­гать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соуча­стие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Важно

ʼʼГуманностьʼʼ, по-видимому, является первичным понятием по от­ношению к ʼʼгуманизмуʼʼ, хотя последнее представляется гораздо шире первого (Латинско-русский словарь / Сост. И. X. Дворецкий. -М., 1972.-С. 482).

Такое понимание гуманности согласуется с ᴇᴦο толкованием в словаре В.Даля и философским определением гуманизма. ʼʼГуманный… — человеческий, человечный, людской; свойствен­ный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, ми­лостивый, милосердныйʼʼ (Даль В. Толковый словарь живого ве­ликорусского языка. — М., 1956. — С.408). ʼʼГуманизм…

— истори­чески сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, ᴇᴦο право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьмиʼʼ (Философский энциклопе­дический словарь. — М.

, 1983. — С.130).

Гуманизм как система философских взглядов, как направле­ние общественной мысли оформился в эпоху Возрождения.

Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеоло­гии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой при­роды, а аскетизм и презрение к ʼʼбренным благамʼʼ и ʼʼплотским удовольствиямʼʼ объявляла в качестве высших добродетелей че­ловека.

Гуманистические идеи, связанные с пониманием челове­ка как части природы и самоценности ᴇᴦο личности, требовани­ем полного удовлетворения ᴇᴦο ʼʼземныхʼʼ потребностей, в т.ч. и потребности в реализации присущих индивиду способ­ностей и возможностей, составили основу ведущей мировоз­зренческой ориентации прогрессивных общественных движений.

Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в се­бя все высшие ценности, выработанные человечеством на дол­гом и противоречивом пути своего развития и получивших на­звание общечеловеческих˸ человеколюбие, свобода и справедли­вость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равен­ство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pedagogika/view/30787_idei_gumanizma_kak_osnova_sovremennoy_pedagogiki

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,737

1Бороева О.П. 11 ГОУ СПО Читинский медицинский колледжПредставленная статья раскрывает роль гуманистических идей педагогики второй половины XIX-первой половины XX вв. в процессе подготовки медицинских сестёр. Отражены основные нормативно — образовательные и этические документы для организации подготовки медицинских работников среднего звена.

На основе идей отечественной педагогики, в частности Н.И. Пирогова, обоснована важность нравственного воспитания личности в процессе образования, раскрыты ценности гуманистической аксиосферы, предлагаемые К.Д. Ушинским, проанализированы взгляды М. Монтессори на значение развития сенсорных способностей личности в нравственном воспитании, охарактеризована гуманистическая педагогика В.А.

Сухомлинского, идеи которой могут быть использованы в процессе подготовки медицинских сестёр.идеи гуманистической педагогикиантропологическая концепция воспитаниядуховно-нравственное воспитаниемеханизмы освоения духовно-нравственных ценностейсубъект-субъектные отношенияподготовка медицинских сестер.1. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.2.

Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. М.: АСТ, 2006. 351 с.3. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Вопросы жизни. М.: Изд.-во. Академии пед. наук РСФСР, 1953. 752 с.4. Сорокина Т.С. Медицинские профессии: учебн. пос. для профильной и професс. ориентации и професс. обучения школьников. М.: Изд. Центр Академия, 2009. 368 с.5. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.

: Политиздат, 1988. 270 с.6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. — М.: Педагогика, 1990.7. Шойфет М.С. 100 великих врачей. М.: Вече, 2004. 528 с.Современное общество характеризуется динамично изменяющимися процессами в политико-экономической, социокультурной сферах.

Совет

Особое внимание уделяется проблеме полноценной жизни человека и его здоровья, в связи  с чем  на государственном уровне принят ряд документов, отражающих улучшение состояния здоровья нации и функционирования системы здравоохранения.

Национальный проект «Здоровье» включил в число приоритетных проблем ориентацию на принятие мер, направленных на повышение качества образовательных и медицинских услуг.  Необходимость совершенствования процесса подготовки будущих медицинских сестёр обусловлена обострением проблемы пациент — медицинский работник в последние десятилетия.

Обществом особо предъявляются повышенные требования к моральным качествам медика среднего звена. В 1997 году Ассоциацией медсестер России был разработан Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии.

Этический кодекс составлен на основе Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), Этического кодекса Международного  совета медицинских сестер (1973). В соответствии с этими документами медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного всестороннего ухода за пациентами.

Принципиально новые условия и содержание сестринского образования нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации, в Программе развития сестринского дела до 2020 года.

Одним из  основных отличий данных документов является перенос акцента с предметно-дисциплинарного подхода на компетентностный, где стержнем профессиональной компетентности выступают личностные качества медицинского работника, такие как  ответственность,  сострадание, толерантность, инициатива, сотрудничество, коммуникативные способности, умение учиться, способность работать в команде и т.д. Правомерно, что содержание образования специалиста необходимо выстраивать не только как накопление специально-предметных знаний, но и как воспитание его личностных качеств. В данной области, в частности, в медицинском образовании накоплен значительный опыт, базирующийся на идеях гуманистической педагогики, провозглашающей жизнь человека в качестве высшей духовной ценности и признающей уникальность каждого индивида.

Гуманистические идеи получили фундаментальную разработку в трудах выдающихся представителей педагогической мысли второй половины XIX — первой половины XX в.:  Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева,           М. Монтессори, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и других.

Несмотря на разность эпох, стран и методологических оснований, в русле которых учёными обосновывались гуманистические идеи, их позиции объединяет убеждение в первоочерёдности и приоритетности становления нравственного мира личности в процессе её образования.

Сформированность гуманистического мышления, выступающего в качестве практически ориентированной философии человека, значительно расширяет горизонты его внутренней жизни и профессиональной деятельности в том числе.

Обратите внимание

Одним из первых в отечественной педагогике в таком контексте была поставлена проблема воспитания  «внутреннего человека» Н.И. Пироговым (1810-1881) — учёным, врачом-хирургом, общественным деятелем, педагогом. Жизнь и деятельность               Н.И. Пирогова проходила в непростое историческое время.

В России вследствие мощного общественно-педагогического движения произошла отмена крепостного права (1861г.), которую П.Ф. Каптерев назвал «гуманитарной реформой», поскольку в центр её был поставлен человек.

  В 1854 году он принимал участие в обороне Севастополя,  проявив себя не только как хирург-клиницист, но прежде всего как организатор оказания медицинской помощи раненым, как талантливый учёный, определивший принципиально новые подходы к медицинской практике.

В это время  им впервые в полевых условиях была использована помощь сестер милосердия, труд которых он  высоко ценил и считал, что «нужно иметь крепкое здоровье, самоотвержение и постоянство нрава, чтобы совершать это дело милосердия, не громкое, не лестное для суеты, но существенно полезное для бедствующих больных»[4, с.43].

Свои взгляды на проблему становления «человека в человеке» он выразил в статье «Вопросы жизни», в которой акцентировал внимание российского общества на важность реализации  двух идей в процессе становления личности: 1) признания за каждым человеком своего человеческого достоинства; 2)  необходимость всем заняться воспитанием в себе «человека», т.е.  самовоспитанием. Он настаивал на развитии способности  познания самого себя, самоанализе, которые позволят  созреть и окрепнуть внутреннему человеку. Педагог утверждал: «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми… Развивайте индивидуальные способности каждого, но не забывайте и общечеловеческих свойств; уважайте врожденные силы ребенка, а не уничтожайте их и ведите дитя так, чтобы оно проникалось нравственностью божественного и человеческого мира, а не противопоставляло ему своё «я»»[3, с. 312-314].

Оценивая значение Н.И. Пирогова,  П.Ф. Каптерев писал о том, что,  когда Пирогов развивал свои идеи об общем образовании, его проповедь была особо важна, так как повсюду  господствовало профессиональное направление в образовании [1, с.370]. Как блестящий клиницист Н.И.

Читайте также:  Экономист после 9 класса: можно ли стать специалистом на базе 9 классов

Пирогов реорганизовал преподавание хирургии в целях обеспечения  каждому студенту возможности практического изучения предмета. По проекту Н.И.

Пирогова и Медико-хирургической академии был создан первый в России анатомический институт, что позволило студентам и врачам заниматься прикладной анатомией, упражняться в производстве операций, а также вести экспериментальные наблюдения [7,с.221].

Важно

Вместе с тем, не умоляя достоинств естественнонаучного и специального направления в подготовке кадров, Н.И. Пирогов, тем не менее, подчёркивал первоочередность общего, а затем специального образования. Одной из главных тем специальной подготовки, по его мнению, должно  являться  нравственное воспитание личности [3,с.356].

Процесс морально-этического развития человека, по мнению Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1879) —   основоположника научной педагогики в России, не может быть связан только с интеллектуальной сферой.

Обосновав в отечественной педагогике антропологическую концепцию целостной личности, он утверждал, что наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство и психические особенности, поэтому  необходимо узнать человека во всех отношениях (физических, психических, душевных) с целью его целостного воспитания, также  педагогу необходимо учитывать возрастные, природные, индивидуальные особенности личности. Гуманистическая аксиосфера, по мнению педагога, должна включать такие ценности,  как любовь к ближнему, уважение достоинства личности, стремление делать добро, ответственность, радость от служения людям, творчество, индивидуальность, свобода, трудолюбие, национальная идентичность и другие. В качестве механизмов присвоения гуманистических ценностей К.Д. Ушинским обосновывались самопознание, самовоспитание, стремление реализовать себя. Сам великий педагог с юношеских лет приучал себя к постоянной работе, в том числе и к работе над собой.  Его мысли — правила, записанные в дневнике, выражают стремления молодого человека к духовно-нравственному совершенствованию: «сохранение совершенного спокойствия во всех ситуациях; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; решительность и т.п.» [6, с.24].

Гуманистические идеи как культурологический феномен были в центре внимания итальянского врача-педагога М. Монтессори.

 Мария Монтессори (1870-1952)   — одна из ярких представительниц  психолого-педагогической науки, считала, что врач, владея достаточными медицинскими знаниями, может ошибиться в правильности диагноза, если он не сумеет вслушаться в сердце пациента или  почувствовать незаметное биение пульса.

 Особо отмечалась ею любовь, ведущая к совершенству и чувствительности, которые проявляются в страдании при виде зла и в радости при виде чужого блага.  Педагог утверждала, что сутью морального воспитания является активная поддержка внутренней восприимчивости, ее совершенствования с помощью сенсорных упражнений для умственного воспитания, позволяющих разграничивать добро и зло.

  По  М. Монтессори,  моральное чувство, как и ум, способно совершенствоваться и развиваться.  В качестве педагогического кредо у М. Монтессори выступает свободное воспитание личности, поскольку реализация гуманистических идей возможна только тогда, когда личности предоставляется свобода действий и инициативы.

  Она настаивала на создании условия для проявления самостоятельности личности.  М. Монтессори считала, что воспитание должно идти вслед за внутренними потребностями индивида. Следовательно, нравственное воспитание она связывала с развитием самостоятельности и внутренней независимости.

Совет

Педагог  искала пути развития индивида,  резко критиковала черствость, заформализованность, невнимание к внутреннему миру личности, подавление педагогом её  естественных душевных запросов.   Задача воспитателя  заключалась в  организации помощи в  реализации природных способностей, проявлении свободной активности и поиску собственного уникального пути индивида. Дисциплину М.

Монтессори трактовала как активность, которую контролирует и регулирует сам  воспитанник.  Смысл метода, разработанного М. Монтессори, заключался в стимулировании самовоспитания, самообучения, самореализации личности, а также уважении  к миру  его мыслей и желаний [2]. Высказанные М. Монтессори гуманистические идеи важны и продуктивны не только в воспитании подрастающего ребёнка: психолого-педагогический уровень обоснования идей даёт право расширить спектр их действенности и до условий профессиональной подготовки медицинских сестёр.

Гуманистическим пафосом проникнута педагогика крупнейшего учёного Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Он одним из первых в советской педагогике продолжил разработку гуманистических традиций отечественной и мировой педагогической мысли.

Василий Александрович — педагог и мыслитель,  написавший более 30 книг и 5000 статей, известных  не только на Родине, но и во многих странах мира.

 Его гуманистические идеи могут стать основой для духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, следует иметь в виду, что он часто сравнивал профессию учителя с профессией врача, указывая на важность развития высокой степени эмпатийных качеств, необходимых для профессионалов этих специальностей.

Так, большое значение он уделял развитию нравственной чуткости личности, которая должна перестрадать  страданиями человеческими и только при этом условии она будет реагировать на мир другого человека.  Это качество он сравнивал с отношением медика к пациенту, не дающего почувствовать больному плохое, а иногда и его безнадёжное состояние.

Эта азбучная истина перекликается с медицинской этикой, базирующейся на этике и общей культуре личности. Большинство конфликтов, по мнению педагога,  происходят из-за неумения человека использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать личности нравственные ориентиры.

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Поэтому их отношения должны строиться на внимании, доброжелательности и заинтересованности. В.А. Сухомлинский учил педагога чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, познавать его сложный духовный мир, но при этом — беречь, щадить  неприкосновенность и уязвимость.  Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, действий, порождающих тревогу и беспокойство,  настаивал на уважении личности воспитанника.  

Обратите внимание

 В педагогике В.А. Сухомлинского важным аспектом выступает проблема гуманистических ценностей.

 Человек, по его мнению, является  высшей ценностью, а в  структуре общечеловеческих ценностей он выделяет несколько уровней: первый — это жизнь, вселенная, земля, природа, вода; второй — это человек, семья, коллектив, народ, человечество; третий — это человечность и благородство, чуткость и сердечность, любовь и доброта, совесть и стыд, честность и порядочность, честь и достоинство, чистосердечность, щедрость души  и многие другие [5].  Эти присвоенные индивидуумом ценности становятся ценностно-смысловым ядром личности, регулятором его поведения.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что в гуманистической педагогике «человек» является наивысшей ценностью.

Идеалосообразность образовательного процесса, в том числе в процессе подготовки медицинских сестёр,  предполагает ориентацию на такие духовно-нравственные ценности, как любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение его достоинства, свобода, творчество и интересы личности и т.д.

Одной из ведущих идей педагогов-гуманистов выступает мысль о единстве обучения и воспитания, которая позволит создать условия для становления «внутреннего человека», а затем  человека-гражданина и высококвалифицированного профессионала. Особую роль в воспитании, с точки зрения гуманистической педагогики, играет личность самого педагога.

 Благодаря развитости его ценностных ориентаций, нравственной чувствительности, он становится способным к созданию субъект-субъектных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, условий для самопознания и самовоспитания, а в конечном итоге формирования  гуманистического мышления личности, являющегося основой для гуманистически ориентированной профессиональной деятельности.

Рецензенты:

  • Рогова А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета  им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Ольховская Е.Ю., д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.

Библиографическая ссылка

Бороева О.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ. В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5485 (дата обращения: 19.03.2019).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5485

Идеи гуманизма как основа современной педагогики

Понятия «гуманизм» и «гуманность». Ключевое понятие гуманистической философии образования — «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изучение позволяет осознать раз личные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так, понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в десяти смысловых значениях:

  • название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;
  • название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
  • характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;
  • обозначение нравственных качеств личности- человечности, доброты, уважения;
  • определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
  • выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
  • название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм». Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук.

Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека.

Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

«Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого (Латинско-русский словарь / Сост. И. X. Дворецкий. -М., 1972.-С.482).

Важно

Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В.Даля и философским определением гуманизма. «Гуманный… — человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1956. — С.408). «Гуманизм…

— исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» (Философский энциклопедический словарь.-М., 1983.-С.130).

Гуманизм как система философских взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой при.

роды, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека.

Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений.

Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в се бя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших на звание общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равен ство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Читайте также:  Криминология и криминалистика: в чем разница между ними

Самостоятельность гуманизма как философской системы. Гуманизм — отдельная и глобальная философская система. Его самостоятельность определяется такими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и любым социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических. религиозных, расовых или идеологических различий.

Совет

Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.

При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, которое предполагает переход ко множественности и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма — не второстепенные элементы определенной надстройки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей.

Нельзя поступаться гуманистическими принципами по соображениям стратегической необходимости.

Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благородными целями это ни обосновывалось.

Гуманность как качество личности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра — человека.

Если гуманизм -это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности.

Обратите внимание

Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, т.е., по сути, ко всему миру в целом. Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности.

Черта — это всего лишь отдельное свойство или отличительная особенность. Представляется правомерным рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество — это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический словарь.

— М., 1988. — С. 561). В этой связи гуманность следует понимать как сверххарактеристику личности, которая включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку.

Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными.

В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер.

то формирование позитивных потребностей и свойств затрудненно. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики наркоманы или судимые.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» (Психология: словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., 1990.-С.21).

Следовательно, гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях к историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций (Г.Оллпорт, А.

Важно

Маслоу), вера в себя и возможность достижения «Я- идеального» (К.Роджерс). Следует также отметить особый кон текст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, со действию, соучастию.

Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.

В нашем понимании личность — это человек, сознательно открывающий или создающий что-то новое в себе, природе, социальной сфере, общий ориентир деятельности которого имеет позитивную направленность. Позитивной направленностью обладают процессы, имеющие своей целью развитие человека, окружающих его людей, среды обитания и, следовательно, всего человечества в целом.

Понятие «личность» отражает не только фактическое состояние социальных свойств человека, но и выражает его идеал, являясь понятием ценностным. Идеал культурного человека, как отмечал А.

Швейцер, — «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Такой идеал достижим и недостижим одновременно, но главное в нем — определение траектории развития и саморазвития человека.

А это уже есть аксиологическая функция личности.

Источник: http://ifreestore.net/4256/8/

Идея гуманизма как основа современной педагогики педагогика

Идея гуманизма как основа современной педагогики педагогика

Понятия «гуманизм» и «гуманность»

ГУМАНИЗМ: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личностичеловечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора всестороннего развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

ГУМАНИЗМ: «Гуманизм. . . — исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» (Философский энциклопедический словарь

Гуманность психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. «Гуманный. . . человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный» (В. Даль)

Совет

Гуманность В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования. . . реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи»

Самостоятельность гуманизма как философской системы

Гуманизм — отдельная и глобальная философская система. Его самостоятельность определяется такими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.

Признаки гуманизма

Признаки гуманизма: 1. Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок.

Уровень развития гуманистического мировоззрения зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Признаки гуманизма: 2 Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и любым социальным системам.

В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических. религиозных, расовых или идеологических различий.

Совет

Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.

Признаки гуманизма: 3. Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что ценности гуманизма — не второстепенные элементы, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Обратите внимание

Признаки гуманизма: 4. Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благородными целями это ни обосновывалось.

Гуманность как качество личности

Гуманность — комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными.

В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер. то формирование позитивных потребностей и свойств затрудненно.

К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики наркоманы или судимые.

Следовательно, гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность нравственнопсихологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Основной характеристикой гуманизма является способность к сопереживанию, содействию, соучастию.

Роль гуманизации в развитии системы образования

Гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования. Основным смыслом образования становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом.

Если раньше он должен был передавать ребенку знания, то сейчас должен способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «педагог -ребенок» установления связей сотрудничества.

Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога.

Закономерности гуманизации образования

Важно

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» . Развитие личности будет происходить в гармонии с общечеловеческой культурой если будут учитываться культурноисторические традиции народа. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой культурой.

Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда ребенок выступает субъектом образовательного процесса. Позиция педагога и позиция ребенка должны быть личностноравноправные, позицией сотрудничающих людей. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса.

Готовность педагогов принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни самих педагогов.

Сравнительный анализ личностноориентированной и учебнодисциплинарной моделей общения

Критерии ЛОМО УДМО цель Содействовать становлению ребенка как личности Вооружить детей ЗУНами, привить послушание лозунг «Не рядом, не над, а вместе с ребенком!» «Делай, как я» Задача педагога Развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности Равноправный партнер Реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства ребенок взрослый Равноправный партнер способы общения Умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции тактика общения сотрудничество Материал для воспитания и преобразования наставник Наставления, разъяснения, угрозы, нотации, окрик Диктат и опека

Критерии ЛОМО основа 3 П (понимание, признание, взаимоотноше- поддержка) доверие ребёнка ний к взрослому. Педагог обращается к ребенку в виде просьбы. Формы работы нетрадиционные режим работы диалог обучение Развивающее, на основе сотрудничества, в «зоне ближайшего развития» . Оценка На основе положительных сообщений- ребёнок оценивается по отношению сегодняшнего к вчерашнему.

результат Расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка, его способностей, прав, перспектив. Адекватная самооценка(уверенный), инициативность. УДМО Повелительное наклонение традиционные монолог Усвоение ЗУНов (знаний , умений и навыков). Оценивается от условий усвоения ЗУНов. Взаимное отчуждение взрослых и детей, дети теряют инициативу.

Знающий, исполнительный, заниженная самооценка.

Источник: https://present5.com/ideya-gumanizma-kak-osnova-sovremennoj-pedagogiki-pedagogika/

Ссылка на основную публикацию