Контроль в педагогике — это анализ и корректировка процесса обучения

Оценивание процесса и результата обучения. Коррекция процесса обучения

Оценивание процесса и результата обучения.

Коррекция процесса обучения

Обучать взрослых, которые являются сформировавшимися личностями, стремятся к самостоятельности, самореализации и самоуправлению, не так просто. Согласно принципам андрагогики, ученик в андрагогике играет ведующую роль, преподаватель является лишь наставником, отходя на второй план. 

Обучение взрослых должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука —андрагогика (от гр.

 aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

Обратите внимание

Андрагогика исходит именно из такого представления о взрослом обучающемся: взрослые обучающиеся, уже только потому, что они взрослые люди, относятся к своему обучению более ответственно, серьезно и заинтересованно.

Здесь возникает главный вопрос — как же организовать процесс обучения взрослого человека, чтобы добиться наибольшей его эффективности? Исходя из основных характеристик взрослого обучающегося) и условий и факторов его обучения, ясно, что этот процесс должен быть организован особым образом, отличным от организации обучения невзрослых обучаемых.

Основываясь на основных положениях и принципах педагогики этапы процесса обучения в андрагогике (С.И.Змеев «Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых») выглядят в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1.

Этапы обучения в соответствии с андрагогической моделью. Задачи этапа.
1. Определение реальной проблемы, для решения которой необходимо обучение Выбор ведущей образовательной потребности, которые можно сгруппировать по семи основным блокам: общее образование, профессиональные навыки, здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, досуг, развитие личности
2. Диагностика обучающегося Определение образовательных потребностей обучающегося исходя из объема и характера жизненного опыта, физиологических и психологических особенностей, когнитивного и учебного стиля
3. Планирование процесса обучения Цели, задачи, содержание обучения. Оптимальное структурирование содержания. Формы и методы обучения.Критерии, формы, методы и процедуры оценивания достижений.Заключение учебного контракта
4. Создание условий реализации процесса обучения Комфортные физические условия, оптимальная психологическая атмосфера, необходимые учебно-методические материалы
5. Реализация процесса обучения Предпочтение созданию проблемных ситуаций, использованию эвристических, исследовательских, проектных методов обучения, и других методов, обеспечивающих высокую включенностьобучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта
6. Оценивание процесса и результатов обучения. Коррекция процесса обучения. Выявление у обучающихся реального уровня овладения учебным материалом, определение не усвоенных разделов учебного материала. Определение дальнейших обучающих потребностей обучаемых. Оценка качества программы и эффективности всего процесса обучения.Внесение корректив в организацию процесса обучения

Оценивание процесса и результатов обучения. В отличие от педагогической модели технология обучения взрослых предусматривает активное участие обучающихся в процессе оценивания результатов и самого процесса обучения.

При помощи запланированных критериев, форм, методов и процедур оценивания обучающиеся совместно с обучающим выявляют свой реальный уровень овладения учебным материалом, определяют неусвоенные части (разделы) материала, представляющие собой образовательные потребности обучающихся, которые им необходимо удовлетворить для достижения поставленных целей обучения. Затем определяются дальнейшие образовательные потребности обучающихся (реальные или потенциальные) и стратегии их дальнейшего обучения для достижения поставленных и постановки новых целей обучения, а также для развития потребности в постоянном самосовершенствовании. На основе сравнения достигнутых результатов в обучении и реальных изменений в состоянии той жизненно важной проблемы, которую обучающийся стремился решить при помощи обучения, оцениваются содержание, источники, средства, формы, методы обучения, качество программ обучения, эффективность процесса обучения и деятельности обучающего и самого обучающегося. Проводится отслеживание и диагностика изменений личностных качеств и мотивационно-ценностных установок обучающихся. При реализации данного этапа действия и обучающегося, и обучающего представляют собой использование различных критериев, форм, методов, процедур оценивания достижений в обучении и самого процесса обучения, а также действий активных участников данного процесса. Функции субъектов процесса обучения здесь практически совпадают с их функциями на этапе реализации процесса обучения.

Коррекция процесса обучения. Этот этап практически неизбежен при обучении взрослых. И в отличие от обучения невзрослых, в его реализации участвуют не только обучающие, но и обучающиеся.

Операции сводятся к внесению изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивания его результатов, а при необходимости и в цели обучения, в сами образовательные потребности в зависимости от результатов оценивания процесса обучения и достижений обучающихся в обучении.

Обучающиеся на данном этапе вырабатывают рекомендации по коррекции процесса обучения, участвуют по мере возможности в процессе внесения изменений в программы обучения и выступают в роли активных участников совместной с обучающим учебной деятельности.

Обучающие вносят необходимые изменения в те компоненты процесса обучения, которые оказались недостаточно эффективными, выполняя при этом роли экспертов по технологии обучения взрослых, организаторов совместной с обучающимися деятельности обучения, а также источников знаний, умений, навыков и качеств.

Рассмотренная выше технология обучения предоставляет широкие возможности для успешной учебной деятельности и развития личности как обучающихся, так и обучающих.

В отношении обучающихся это возможности их вовлечения в активную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; организации реальной совместной деятельности как обучающегося с обучающим, так и самих обучающихся между собой; развития самостоятельного, творческого и ответственного подхода обучающихся к своему обучению; повышения у них мотивации обучения и стимулирования стремления к постоянному самосовершенствованию. Обучающие при использовании технологии обучения взрослых могут более эффективно организовать процесс обучения; достигать более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающихся; постоянно развивать свои собственные профессиональные и человеческие качества. Все это способствует лучшей организации и, соответственно, повышению эффективности обучения. Применение технологии обучения взрослых имеет также и положительные социально-нравственные аспекты. Вовлеченность обучающихся в реальную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, главенство их самостоятельной деятельности, учет их конкретных жизненных обстоятельств, проблем и целей, определенная свобода выбора ими всех параметров обучения, совместная с обучающим и другими обучающимися деятельность по своему обучению способствуют: самоутверждению обучающегося как самостоятельной, самоуправляемой, самореализующейся личности; развитию его творческих начал; его социализации, развитию навыков коллективной работы, умения сочетать личную ответственность и общественные интересы; расширению образовательных, духовных потребностей; укреплению гуманистических ценностных ориентаций. Обучающий, в процессе совместной с обучающимися деятельности по организации и реализации обучения эффективно реализуя свои умения, знания навыки и качества, достигая более весомых результатов в своей профессиональной деятельности, способствуя развитию обучающихся, приобретает более значительный социальный статус, самоутверждает себя как личность и как профессионал, постоянно совершенствует свои профессиональные навыки и знания, развивает в себе лучшие человеческие качества, получает стимул для постоянного развития своих познавательных, общественных, профессиональных интересов.

Оценка программ взрослого обучения очень важна. Хотя многие могут считать оценку окончательной стадией программы обучения, фактически часто это начало новой улучшенной программы для будущей учебной работы.

Оценка может быть определена многими способами, но конечным результатом любой хорошей оценки является использование результатов оценки для улучшения будущих учебных программ.

Важно

Что можно оценивать? Компоненты курса, работу преподавателя, ожидания студента, оборудование и другие аспекты всего учебного процесса.

Результаты хорошей оценки могут использоваться для улучшения преподавания, для улучшения планирования, для отчёта начальству и администрации, для решения о финансировании, для информации общественности о программе, для утверждения расширения программ, для продолжения или прекращения программ, для определения того, работает ли новый метод или техника и для улучшения вашего собственного мастерства.

Беседы о технологии обучения взрослых. Что такое технология обучения? Новые знания. — М., 1998. — № 1;

Беседы о технологии обучения взрослых. Кого мы обучаем? Новые знания. — М., 1998. — № 2;

Читайте также:  Структура научной статьи – разумные рамки для хорошего текста

Беседы о технологии обучения взрослых. Как спланировать процесс обучения взрослых? Новые знания. — М., 1998. — № 3;

Беседы о технологии обучения взрослых. Какие условия необходимы для обучения взрослых? Новые знания. — М., 1999. — № 1. 

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/05/otsenivanie-protsessa-i-rezultata-obucheniya

Контроль в педагогике

Контроль представляет собой неотъемлемый компонент любой деятельности, включая педагогическую.

Определенная система проверки эффективности образовательно-воспитательного процесса выступает необходимым условием управления педагогической деятельностью, инструментом получения сведений о промежуточных результатах усвоения системы знаний, умений и навыков определенной учебной дисциплины.

Своевременное систематическое регулярное проведение контроля позволяет вносить коррективы в педагогический процесс, пересматривать содержание обучения, основные принципы, методы и формы взаимодействия между педагогом и обучающимся.

Выступая относительно самостоятельным этапом образовательно-воспитательного процесса, контроль успешно выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, что повышает актуальность использования данной формы работы в педагогической практике.

Определение контроля

Определение 1

В наиболее общем виде под контролем в педагогике понимают соотношение достигнутых обучающимися результатов с запланированными целями.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Требования к проведению контроля

На сегодняшний день проведение систематических проверок требует соблюдения ряда условий, включая следующие:

  • реализация индивидуального подхода, осуществление контроля за работой каждого отдельного ученика, что позволит выявить уровень усвоения знаний каждым обучающимся;
  • реализация дифференцированного подхода, позволяющего учитывать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, специфику учебной дисциплины;
  • регулярность, систематичность проведения контроля на всех этапах организации образовательно-воспитательного процесса; синтез данной формы работы с другими видами учебной деятельности;
  • применение разнообразных форм контрольных процедур, что способствует оптимизации реализации воспитательной функции, повышению интереса обучающихся у содержанию обучения, конкретной учебной дисциплине;
  • всесторонний характер контроля, охват всех разделов учебной программы, что позволяет провести комплексную проверку усвоения знаний, умений и навыков, уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся;
  • объективность, позволяющая исключить любые субъективные, преднамеренные суждения, способные привести к формированию ошибочных оценочных выводов.

Формы контроля

Замечание 1

Следует отметить, что контроль в процессе практической реализации образовательно-воспитательной деятельности выступает одной из наиболее разработанных процедур в теоретико-методологическом плане.

В современной педагогической науке представлены различные формы и методы контроля, направленные на выявление того или иного аспекта реализации педагогического взаимодействия.

Одним из наиболее распространённых способов реализации контролирующей функции выступает систематическое, целенаправленное наблюдение за деятельностью обучающихся. Результаты наблюдения целесообразно заносить в специальные дневники, отражая как общие, так и конкретные факторы.

Совет

В свою очередь, на различных этапах обучения могут использоваться формы предварительного, текущего, тематического или итогового контроля.

Предварительный контроль направлен на выявление уровня сформированности знаний по учебной дисциплине, которая будет изучаться. Результаты предварительного контроля позволяют оптимизировать процессы целеполагания, подбора содержания учебной дисциплины, дидактических материалов.

Текущий контроль осуществляется постоянно, планомерно, систематически в процессе изучения учебной дисциплины, позволяя педагогу корректировать содержание образовательно-воспитательного процесса.

Тематический контроль проводится периодически, направлен на выявление усвоения знаний, умений и навыков при изучении отдельной темы.

Итоговый контроль носит комплексный характер, направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков, сформированности основных компетенций в процессе изучения отдельной дисциплины.

Замечание 2

Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей.

Таким образом, контроль представляет собой неотъемлемую составляющую образовательно-воспитательного процесса, направленную на гармонизацию педагогического взаимодействия, позволяющую оптимизировать процессы формулировки целей и задач обучения, отбора содержания обучения, дидактических материалов.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/kontrol_v_pedagogike/

Контроль в учебном процессе

Механизм контроля в учебном процессе разработан в психолого-педагогической литературе значительно хуже, чем проблема обучения. Между тем он играет значительную роль в познавательной деятельности студентов.

Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога.

По цели различают следующие формы контроля в учебном процессе: ♦ диагноз (что может студент), ♦ констатация (что знает и умеет студент),

♦ прогноз (чего можно добиться).

По своему назначению все эти три вида контроля в учебном процессе очень близки, однако каждый специфичен в зависимости от цели. Готовясь к проведению контроля, все преподаватели задумываются над тем, что и как контролировать.

В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (.усвоение материа ла, правила, закона и т.п.).

В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным (поаспектным), во втором — комплексным.

Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б. Блюмом.

Обратите внимание

Данная таксономия (от гр. taxis — «расположение в порядке» + nomos — «закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания.

Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач.

Все остальные уровни предполагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач /224, с. 20/.

Они могут быть реализованы в комплексном контроле на монодисциплинарном или полидисциплинарном экзамене, например, на итоговом междисциплинарном экзамене по профилю специальности, на защите дипломной работы, проекта или на промежуточном экзамене.

Н. Ф. Талызина различает три вида контроля в учебном процессе: «предварительный, текущий, итоговый» /224, с. 3/. Предварительный (поэтапный ) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины.

Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов /224, с. 4/. Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений, итоговый — для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.

Общим для педагогики вопросом является, как контролировать? По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с точки зрения: 1) способов: традиционный или нетрадиционный (программированный контроль, тест); 2) характера: субъективный, объективный; 3) использования ТСО: безмашинный, машинный; 4) формы: устный, письменный; 5) времени: предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, пообъектный; 6) массовости (по охвату студентов): индивидуальный, фронтальный, индивидуально-групповой; 7) контролирующего лица: преподаватель, студент-напарник (взаимоконтроль), студент сам (самоконтроль);

8) дидактического материала:

♦ контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут-общение и т.п.); ♦ с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы и т. п.); ♦ на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

♦ на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Система проверки знаний и умений студентов — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции.

Важно

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: студент — преподаватель и внутренней: студент — студент), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико-предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности студента, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности, трудолюбия и т.д. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности и т.д.

Контроль в учебном процессе может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.

Читайте также:  Магистерская диссертация: определяем, что это такое?

Основными принципами контроля являются: профессиональная направленность, валидность, надежность, системность и систематичность.

Профессиональная направленность контроля обусловливается целевой подготовкой специалиста, поэтому повышается мотивация познавательной деятельности студента, что, несомненно, положительно сказывается на подготовке высококвалифицированного специалиста.

Валидность контроля (от лат. слова validus — «крепкий, здоровый») обеспечивается, с одной стороны, его адекватностью целям обучения, с другой стороны, по возможности большим количеством контрольных заданий. Под адекватностью контроля понимается его содержательная сторона, т. е.

контролировать следует то, чему обучали студентов, и то, что намечено проконтролировать. К сожалению, бывает нарушение этого принципа.

Например, преподаватель обучал студентов узнаванию и распознанию какой-либо формулы, а в контрольной работе дает задание на применение этой формулы для расчета чего-либо.

Совет

Валидность контроля всегда должна быть связана как с предметными знаниями, так и с теми видами познавательной деятельности, в системе которой эти знания должны функционировать, т. е. если изучается орфографическое правило, то изучается и его применение, тогда правомерен и контроль его применения.

Кроме того, валидность контроля зависит от количества контролируемых заданий. «Известно, что в экзаменационные билеты включаются всего два-три вопроса, которые, естественно, на могут охватить всего содержания предмета.

В силу этого экзамен нередко не отражает истинных достижений учащихся» /224, с. 21/. Именно поэтому на Западе используются письменные тесты, включающие десятки заданий и позволяющие сделать контроль достаточно валидным.

«Используя увеличение числа заданий как путь повышения валидности контроля, нельзя забывать, что цель будет достигнута только тогда, когда эти задания будут полней охватывать не только содержание предметных знаний, но и систему предусмотренных видов познавательной деятельности» /224, с. 24/. С этой целью можно использовать междисциплинарный итоговый экзамен. Он обеспечивает синтезированный контроль, который «позволяет судить об усвоении всей системы знаний и соответствующих им видов деятельности, предусмотренные целями обучения» /224, с. 27/.

Надежность контроля — это устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

Валидность и надежность контроля — очень близкие друг к другу принципы. Если контроль имеет достаточную валидность, то он будет и надежным. Однако не всякий надежный контроль может быть валидным. Если контроль не охватывает всего объема знаний, он не может быть валидным.

И, наконец, последний принцип контроля, который по своей значимости занимает ведущее место, — это его системность и систематичность. Все еще велика роль каждого преподавателя в планировании, организации и проведении контроля.

Главное — продумать всю систему контроля от начала до конца с учетом его цели, содержания, средств педагогической коммуникации, роли студента и своей роли, функций и принципов, видов контроля. Никогда нельзя применять контроль наспех или, чтобы «подловить, подхлестнуть, поймать» студентов. Такой контроль малоэффективен и неэтичен.

Студенты должны знать содержание (что будут контролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля. При разработке системы контроля вам может помочь табл. 8.

Опыт проведения контроля в учебном процессе показывает: ♦ нельзя подвергать контролю то, что усвоено на 1-м уровне, т. е.

Обратите внимание

на уровне ознакомления, первичного представления; ♦ не стоит прибегать к контролю, если преподаватель уверен, что все студенты выполнят задание на 100%, но рекомендуется предусмотреть примерно полное его выполнение, чтобы создать у студентов веру в себя («уроки радости»); ♦ хорошо организованный поэтапный (пообъектный) контроль снимает необходимость в итоговом; ♦ необходимо варьировать средства контроля, делать поэтапный контроль обучающим;

♦ создание спокойного психологического климата в процессе контроля (релаксация) способствует лучшей работе студентов и положительно сказывается на результатах контроля.

Встает вопрос, как часто надо использовать контроль в учебном процессе? На этот вопрос может ответить только сам преподаватель, исходя из специфики предмета (вероятно, по математике будет значительно чаще необходим обучающий контроль, чем, скажем, по истории), контингента студентов, их исходного уровня знаний и умений и т.д.

Однако примерные данные распределения учебного времени приводятся доктором педагогических наук И. И. Тихоновым: сообщение информации — 40 %, освоение информации — 40, контроль освоения — 10—15, коррекция рассогласования — 5—10, т. е. на контроль и коррекцию отводится 20 % учебного времени, но это только ориентировочная цифра.

К сожалению, в методической литературе нет научно обоснованного расчета затрат учебного времени на систему контроля в учебном процессе.

В кибернетике является общепризнанным, что чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления познавательным процессом студентов и лучше результаты усвоения учебного материала. «Попытки механически перенести это положение в учебный процесс не увенчались успехом».

Практика показывает, что отсутствие поэтапного (пооперационного, пообъектного) контроля «сильно ухудшает качество протекания усвоения, не позволяет своевременно корректировать его ход» /224, с. 10/.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что контроль может проводить не только преподаватель, но и студент может контролировать студента (парная работа) или студент может проверять себя сам (например, выполняя компьютерную обучающую программу) по ключам.

Весьма продуктивен обучающий самоконтроль, если студент сразу же после выполнения задания может сверить свой ответ с эталоном. Не менее продуктивен и взаимоконтроль.

Важно

Замечено, что в парной работе студенты лучше усваивают материал, если что-то объясняют своему напарнику или контролируют его по ключам (эталонам). Н. Ф.

Талызина подчеркивает: «Следует также отметить, что положительное отношение в группах, где учащиеся работали парами, поочередно контролируя друг друга, было более устойчивым, чем в группах самоконтроля» /224, с. 10/. Это еще одно положительное качество взаимоконтроля.

Если идет итоговый контроль или текущий, но с контролирующей, а не обучающей функцией, то лучше осуществлять проверку самому преподавателю, ибо тогда реализуется обратная (внешняя: студент — преподаватель) связь, возможен учет результатов для продолжения или корректировки учебного процесса.

При определении качества знаний существенными и важными являются такие показатели, как полнота и глубина, обобщенность и конкретность, систематичность и системность, оперативность и гибкость, сознательность и прочность, действенность и практическая приложимость приобретенных знаний и формируемых умений.

Контроль в учебном процессе способствует развитию личности, ее интеллекта, внимания. Так, ленинградскими учеными под руководством Б. Г. Ананьева доказано, что в студенческом возрасте повышается роль фактора внимания.

В 18—21 год он занимает четвертое место по числу и мощности корреляционных связей, а в 20—25 лет — уже второе. В 19, 24 года мнемонические функции опережают логические, а 20, 23, 25 лет — обратная картина.

В 18—19 лет человек характеризуется относительной стабильностью мыслительных функций.

Многолетняя практика преподавания в вузе и организации системы контроля подтверждает, что контроль становится тем эффективнее, чем полнее учтены психофизиологические особенности контролируемых.

Совет

Высшее педагогическое требование — соблюдение закона целесообразности, формирование доверия к преподавателю и веры студентов в себя (им этого не хватает), прежде всего основано на уважении контролируемого. Важную роль при этом играет словесное общение (в меру «ругать» и подбадривать) и спокойная обстановка.

Всем преподавателям следует помнить, что контроль — это всегда стресс, и наша задача сделать его не разрушающим, а созидающим, стимулирующим усвоение учебного материала и формирование умений.

Умелое использование преподавателем современных средств, будь то программированный или машинный контроль (например, ЭВМ), повышает эффективность контроля более чем в 2 раза (по результатам группового эксперимента, проведенного преподавателями кафедры немецкого языка Южно-Российского государственного технического университета). Перспективы контроля с помощью ЭВМ самые радужные.

Чрезвычайно важным вопросом при разработке системы контроля является вопрос о критериях знаний. Что понимать под «знает — не знает»? Эти понятия не самоочевидные, они требуют определения, уточнения и оценки. Только в этом случае контроль может быть надежным и объективным. С критериями знаний и соответственно оценок студентов надо знакомить заранее.

Именно такой подход осуществляется в рейтинговом контроле знаний при модульном обучении.

Слово «рейтинг» происходит от английского — rating и имеет 5 значений: 1. Мощность, производительность; 2. Параметр, расчетная величина; 3. Нормирование, хронометраж; 4. Оценка, тарификация; 5. Цифровые данные.

Читайте также:  Требования к монографии, структуре, содержанию материалов, информации

В термине «рейтинговый контроль» нашли отражение все эти значения, т. е.

рейтинговый контроль — это мощный, оценочный, хронометражный контроль, выраженный в цифровых данных (баллах), хронометражная оценка успеваемости студентов (их «производительности») с оценкой качества их работы.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов), т. е. основной принцип рейтингового контроля — это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

Обратите внимание

Естественно, разработать критерии знаний и умений, а также их оценки — дело очень трудоемкое. Видимо, поэтому в вузах России рейтинговый контроль не нашел широкого распространения.

А на Западе он широко используется на основе тестовой методики проверки знаний. Поскольку там он себя оправдал, можно надеяться, что и у нас тесты займут подобающее им место в рейтинговом контроле.

Рассмотрим далее, что такое тесты, историю их становления и суть.

Источник: https://psyera.ru/5161/kontrol-v-uchebnom-processe

Контроль в учебном процессе. Функции контроля в учебном процессе

Статья в которой раскрыты методы контроля в учебном процессе, а так же функции контроля в учебном процессе.

Контроль и проверка результатов обучения — обязательный компонент процесса обучения.

Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает на стадии завершения изучения темы (раздела) и окончания ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения сводится к выявлению уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту. Однако понятия контроля в современной педагогике значительно шире.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется как педагогическая диагностика, при которой проверяется уровень усвоенности знаний, обученности учащихся, а также отдельных сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке учебного процесса и о продвижении учащихся на следующую ступень обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего учебного заведения.

Кроме того, в отечественной педагогике контроль понимается как административная проверка, работы учителя и школы и как функция управления, результаты которой служат для принятия управленческих решений.

Контроль как часть процесса обучения имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Важно

В дидактике применяются следующие виды, контроля: текущий, периодический, итоговый.

Методы и формы контроля. Методы контроля — это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного, письменного и практического контроля, дидактические тесты, наблюдение, методы графического, лабораторного и программированного контроля, пользование книгой, проблемные ситуации.

Методы устного контроля — это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте и др.

Основу устного контроля составляет монологический ответ и вопросно-ответная форма — беседа. Кроме того, применяется ответ по карточкам, игры, технические средства.

В.Ф. Шаталов использовал магнитофонную запись. Устный контроль по прежнему широко используется на экзаменах и зачетах.

Письменный контроль — контрольные работы, изложение, сочинение, диктант.

Практические работы — проведение лабораторных опытов, изготовление несложных изделий, монтаж и демонтаж, выполнение отдельных операций и др.

Дидактические тесты — это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, наглядность, объективность.

Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста.

В школьной практике чаще всего используются задания, в которых требуется ответ на вопрос. При этом ответ можно представить в одних случаях заполнением промежутка в тексте, в других случаях нужен выбор одного из предложенных альтернативных ответов (обычно 3-5). В современных тестах преобладают последние задания.

Оценка знаний учащихся в отечественной школьной практике осуществляется по 4-х бальной системе.

«5» — владеет в полной мере,
«4» — владеет достаточно (хорошо),
«3» — владеет недостаточно (удовлетворительно),
«2» — не владеет (неудовлетворительно).

Совет

Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике понимается процесс сравнивания достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в образовательных стандартах.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/kontrol-v-uchebnom-processe-funkcii-kontrolya-v-uchebnom-processe/

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия

Страница 61 из 90

61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.

Виды контроля:

– текущий – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Главная функция текущей проверки – обучающая.

Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по средствам, методам и формам, которые зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия;

– периодический – осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главная функция – систематизация и обобщение;

– итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

Обратите внимание

Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие: речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov/61-suschnost-kontrolya-obucheniya-kak-didakticheskogo-ponyatiya

Ссылка на основную публикацию