Общество и индивид
Какую бы социологическую парадигму мы ни взяли за основу анализа, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат деятельности конкретных людей.
Любой социальный институт, любая система ценностей и норм выполняют свою регулирующую роль, если материализуются в действиях, поступках индивидов. Столкновение интересов социальных групп, классов ведут к сдвигам в обществе, если приходят в движение реальные носители этих интересов.
Вот почему проблема функционирования общества — это также и проблема взаимоотношения, взаимосвязи общества и индивида.
Люди с их конкретными интересами, с одной стороны, составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой — представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало.
Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самоутверждении, и, следовательно, стремится к большей свободе действий.
Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования и соответственно — принятия единых правил, норм, ценностей.
Это противоречие, назовем его условно противоречием между общими и частными интересами, является первым камнем преткновения в жизни общества. Каждое конкретное общество находит собственное решение этой проблемы.
В тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному.
При этом происходит деформация самого общего интереса, так как правящая клика в силу своей замкнутости, неподконтрольности со стороны общественности, неизбежно отождествляет общее с групповым.
Демократические государства с большим или меньшим успехом пытаются уравновесить два противоположных интереса путем поиска соответствующих социально-политических ниш, в которых тот и другой интересы могли бы получить наивысшее развитие, не ущемляя и не ограничивая себя взаимно. Например, путем разграничения гражданского права, защищающего свободы личности, и государственного права, призванного создать систему институтов, представляющие единые национально-государственные интересы.
Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, — противоречие между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства.
Симпатии и антипатии людей, их устремления и чаяния складываются под воздействием различных факторов, порождая не только многообразие индивидуальных запросов и потребностей, но и их высокую подвижность.
Социальные институты, нормы общества, напротив, должны обладать значительной устойчивостью, иначе социальные структуры не смогут осуществлять воспроизводство социальной жизни, социализацию новых поколений, обеспечивать передачу опыта, знаний, навыков и умений.
Как решить противоречие между тяготеющей к стабильности структурой общества и подвижной структурой потребностей личности? Можно перекрыть клапаны, обеспечивающие поступление к человеку новой информации, или сделать эту информацию, влияющую на мировосприятие индивида, дозированной и тем самым затормозить обновление духовного мира людей. С такой практикой целенаправленного воздействия на личность мы столкнулись в нашей стране, когда, к примеру, целые пласты мировой социально-политической мысли, да и сама история русской социологической мысли дореволюционного периода, оказались закрытыми не только для широкой публики, но и для специалистов. Отечественная общественная наука варилась в собственном соку, создавала идеологические подпорки политическому режиму и, конечно, оказалась неспособной дать ответы на практические вопросы, поставленные в ходе коренной трансформации общества. Стабильность, достигаемая исключительно принуждением, неизбежно оборачивается консервацией, замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается приток в массовое сознание новых идей, новой информации, если в рамках существующих социальных институтов оказывается невозможным удовлетворить новые потребности, реализовать новые цели.
Индивид с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и интересов представляет угрозу старым социальным структурам, которые теснят его, давят на него, заставляют его мыслить и действовать по-старому. Со всей неотвратимостью в развитии каждого общества рано или поздно встает дилемма: обновление или стабильность.
Видимо, в обществе должны складываться структуры достаточно гибкие, способные выразить растущее многообразие интересов (например, многопартийная система и система различных общественно-политических организаций и движений), обеспечивать распространение разнообразной информации (плюрализм средств массовой информации); создать реальные возможности овладения через систему образования, науку, производства новыми знаниями, умениями, технологиями и т.д.
Источник: http://socialworkstud.ru/lekczii-po-kursu-lsocziologiyar/493-obshhestvo-i-individ.html
Решу егэ
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Когда я действую как брат, супруг или гражданин, (…) я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их существование, последнее остается все-таки объективным, так как не я сам создал их, а они внушены мне воспитанием.
Как часто при этом нам неизвестны детали наложенных на нас обязанностей, и для того, чтобы узнать их, мы принуждены справляться с кодексом и советоваться с его уполномоченными истолкователями!
Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, система монет, употребляемых мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д.
— все это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю. Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное может быть повторено по поводу каждого из них.
Следовательно, эти образы мыслей, действий и чувствований обладают тем замечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.
Эти типы поведения или мысли не только находятся вне индивидуума, но и обладают еще принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним независимо от своего описания.
Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не чувствуется; тем не менее оно является характерным свойством этих фактов, доказательством чего может служить то обстоятельство, что оно появляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться.
Если я промышленник, то никто не запрещает мне работать, употребляя приемы и методы прошлого столетия, но, если я сделаю это, я, наверное, разорюсь.
Даже если фактически я могу освободиться от этих правил и с успехом нарушить их, то я могу сделать это лишь после борьбы с ними; если даже в конце концов они и будут побеждены, то все же они достаточно дают чувствовать свою принудительную силу тем сопротивлением, которое оказывают. Нет такого новатора, даже счастливого, предприятия которого не сталкивались бы с оппозицией это¬го рода.
Вот, следовательно, разряд фактов, отличающихся специфическими свойствами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к
ним. Отсюда их нельзя смешать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и благодаря ему. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных.
( Э. Дюркгейм )
Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=128
Проблема интеграции индивида и общества
Дюркгейм один из первых приходит к пониманию общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями. Люди объединены в общества вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.
Общественное состояние характеризуется, с точки зрения Дюркгейма, солидарностью,определенной степенью согласия, связью, утрата которой ведет к распаду и гибели общества.
Тема солидарности — центральная тема всех работ Дюркгейма, начиная от «О разделении общественного труда» (1893) и кончая «Элементарными формами религиозной жизни» (1912).
Механизмы и типы социальной интеграции
Чем обеспечивается социальная солидарность? Каким образом совокупность индивидов с их противоречивыми и зачастую эгоистическими интересами может составить общество? Ответу на эти вопросы (а в более широком плане — проблеме взаимоотношения между индивидами и коллективом) посвящена работа «О разделении общественного труда».
Дюркгейм доказывает, что социальную солидарность обеспечивает разделение общественного труда. Именно разделение труда представляет собой в конечном счете тот фактор, который создает и воссоздает единство общества.
Дюркгейм настаивает на этом тезисе, полемизируя с представлением о том, что разделение труда — это скорее угроза социальной дезинтеграции, чем источник солидарности.
Разделению труда противопоставляется в таком случае в качестве скрепляющей общество силы, как, например, у Конта, моральное единство, основанное на усилении роли государства или на религиозной традиции. Эта точка зрения, которую отвергает Дюркгейм, преобладает в консервативных течениях социальной мысли.
Но Дюркгейм не принимает и точку зрения Герберта Спенсера, либерала, полагающего, что в промышленных обществах солидарность возникает автоматически вследствие того, что индивиды преследуют собственные интересы и свободно обмениваются результатами своей деятельности, т.е. благодаря действию рыночного механизма, тогда как государственное регулирование лишь мешает Установлению такого единства.
История социологии
Впротивоположность этим двум крайним позициям Дюркгейм полагает, что разделение труда, фактически отождествляемое им с ростом специализации и дифференциации социальной структуры, всегда предполагает определенное единство человеческого общества, которое нуждается не только в материальных, но и в моральных связях. Разделение общественного труда, обеспечивая социальную солидарность, выполняет нравственную функцию в обществе. Если же в обществе разделение труда не «производит» солидарность и его раздирают противоречия, то такую ситуацию Дюркгейм рассматривает как «анормальную».
Нельзя не видеть то, что конфликты, социальная вражда — не менее универсальные явления, чем сотрудничество, сплоченность, согласие. Однако Дюркгейм верит в то, что осуществление принципа социальной солидарности способно обеспечить в конце концов достижение солидарности как нормы социальной жизни.
Вопрос о том, как разделение труда влияет на социальную солидарность, в работе «О разделении общественного труда» решается с позиций эволюционного подхода в сочетании со структурно-функциональным.
Социальная эволюция ведет от архаических обществ с простыми социальными структурами («сегментарные» общества) к более сложным современным, «промышленным» обществам. Фактически Дюркгейм выделяет два типа обществ — традиционное и современное — и соответственно два типа солидарности — «механическую» и «органическую».
Эти понятия адекватно описывают только мысленно сконструированные типы обществ.
Что же касается того или иного реально существующего общества, то оно организовано преимущественно на базе механической или органической солидарности, так что в современных обществах механическая солидарность может существовать, занимая подчиненное положение (а в экстремальных случаях даже доминировать, как, например, в тоталитарных обществах XX в.).
*Механическая солидарность»
Механическая солидарность господствует в тех обществах, где индивиды мало отличаются друг от друга, т.е. привержены одинаковым ценностям, одинаково чувствуют и действуют, признают одно и то же священным.
Сплоченность общества, степень социальной дифференциации в котором минимальна, предполагает нивелирование индивидуальных различий: индивидуальное сознание воспроизводит коллективное, идеал заключается в том, чтобы
социология франции 93
быть таким, как все, быть частью целого, представлять собой то же самое, что и другие. Самое страшное — быть не таким, как все. Малейшее отклонение от норм коллективного поведения карается. Власть группы абсолютна, индивид не обладает самостоятельной ценностью, его интересом должны быть интересы общества: нет Я, есть только Мы.
Механическая солидарность существует на первых этапах эволюции общества, к которым Дюркгейм относит орду, племя, состоящее из кланов, и племенную конфедерацию. Орда — идеальный пример механической солидарности, поглощения индивидуального сознания коллективным. Это агрегат индивидов, не включающий более элементарных составных частей и не входящий в виде части в большую группу.
Индивидуальные отклонения воспринимаются здесь как девиантное поведение, подлежащее репрессивным санкциям. Солидарность в орде базируется на общности верований, моральных норм и на общности эмоций.
Коллективное сознание орды существует в форме религии, которая характеризуется эмоциональной интенсивностью, всеохватностью, конкретностью норм, регулирующих поведение, анимистическими верованиями.
На второй эволюционной стадии появляется племя, состоящее из кланов. Клан — группа, членов которой связывают кровно-родственные отношения и которая выполняет религиозные, политические и экономические функции. Кланы объединялись в племя мифами об общем происхождении.
Структурно-функциональная дифференциация племени характеризуется выделением самостоятельных кланов, появлением политического руководителя — вождя племени.
Племенная религия пронизывает всю социальную жизнь, потому что вся социальная жизнь здесь состоит почти исключительно из общих верований и обычаев, получающих от единодушной связи совершенно особую интенсивность.
Социальное целое таково, что его единство исключает индивидуальность частей. Сохраняя общие черты с религией орды, племенная религия характеризуется тотемизмом, появлением священного персонажа — предка племени.
Когда племена начинают выполнять дифференцированные функции (например, одно из еврейских племен — левиты присвоили себе жреческие функции), возникает союз племен.
Вместе с зачатками разделения труда появляются элементы новой, органической солидарности в виде функционально взаимозависимых социальных объединений.
С появлением четко стратифицированного общества каждый класс или каста развивают собственную мораль,
История социологии
так что былое моральное единство разрушается. По мере усложнения моральной жизни и усиления взаимозависимости разных видов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере (их по-прежнему обусловливают изменения в социальной структуре): духи перестают идентифицироваться с конкретными объектами, становятся более абстрактными.
Таковы исторически первые социальные структуры — орда, племя и союз племен, которым соответствует механическая солидарность, основанная на сходстве частей, образующих целое: общество строится как система однородных и сходных между собой сегментов.
«Органическая солидарность»
Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность, порождаемая разделением общественного труда и основывающаяся не на сходстве, а на различии индивидов. «Механическая солидарность, существующая вначале одна или почти одна, постепенно утрачивает почву; мало-помалу берет верх органическая солидарность: таков исторический закон»1.
Органическая солидарность начинает доминировать с появлением древних городов-государств; она преобладает в средневековом обществе и, наконец, в современном индустриальном обществе почти вытесняет механическую солидарность.
Прогресс рассматривался Дюркгеймом как увеличение структурно-функциональной сложности общества: появляются новые функции в обществе и соответственно появляются социальные институты для их выполнения. Структурно-функциональные трансформации приводят к изменениям в религиозной жизни, в частности к изменению форм религиозных верований.
В результате этих изменений всеохватывающее, эмоциональное и очень детализированное «коллективное сознание» примитивных обществ на каждом новом этапе развития выражается во все меньшем числе все более абстрактных верований и обрядов.
Индивид все более освобождается от коллективной доминации, и в современном обществе в религиозном символизме в конце концов торжествует индивидуализм. При этом религиозные функции, ранее выполнявшиеся обществом в целом, берут на себя возникающие подгруппы религиозных «специалистов». Позже, в современном обществе, религиозный индивидуа-
1Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С. 182.
социология франции 95
пизм порождает внецерковную религиозность, приобретающую все большее распространение. Исторически этот процесс выглядит следующим образом.
В древнем городе-государстве социальное единство возникает в результате проживания на общей территории. Кровнородственные связи перестают играть решающую роль. Подразделениями города являются территориальные общины, совокупность которых и образует данное общество. Главную роль в организации общественной жизни начинают играть централизованные административные и юридические органы.
Город становится символическим и институциональным контролирующим центром. В результате этих изменений возрастает органическая солидарность общества. «Индивиды группируются здесь уже не в соответствии со своим происхождением, но в соответствии с особой природой социальной деятельности, которой они себя посвящают.
Их естественная и необходимая среда — это уже не родимая среда, а профессиональная»1.
Изменение способов, обеспечивающих солидарность общества, приводит к изменениям религии на этом этапе общественного развития. Прежние, основанные на кровно-родственных отношениях религии теряют свой общезначимый характер, сфера их действия сводится к семье, дому. Общественные законы постепенно перестают принуждать к выполнению религиозных обрядов этих религий.
Претерпевшие приватизацию семейные культы начинают вступать в конфликт с вновь возникающей гражданской религией, религией государства. Утрачивая эмоциональную насыщенность и связь с повседневной жизнью, гражданская религия городов-государств становится более абстрактной, всеобщей, отдаленной от людей.
Постепенно государство начинает дифференцироваться от религии, хотя ищет у нее поддержки.
В средневековом обществе происходит более четкое, по сравнению с античностью, выделение социальных институтов, ответственных за управление, религию, образование и экономику. Кроме того, для средневекового общества характерна внутрирегиональная Дифференциация.
В связи с этим христианская религия становится максимально абстрактной, являя собой культ «абстрактного человека». В противоположность олимпийским и римским богам, в образах которых отразилась жизнь в полисе, христианское божество оставило этот мир. Идея человеческой «личности» заменила в морали и законе «грека» или «римлянина».
Христианство Допускает большую индивидуальную свободу в пределах социума.
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 190.
История социологии
Дюркгейм показывает, что в христианском средневековье берет начало секуляризация государства, экономики и других социальных институтов.
Современное индустриальное общество характеризуется, по мнению Дюркгейма, переходом от изолированных общностей (маленьких городов, провинций), ведущих собственную жизнь и самодостаточных, относительно мало связанных с внешней средой, т.е.
от общества сегментарного типа, к большим специализированным институтам, ведающим управлением, образованием, медициной, производством, искусством и т.д. Причину индустриальной революции Дюркгейм видит в развитии рыночной системы, сопровождаемой дифференциацией экономического сектора социальной структуры.
Индивиды объединены в институтах в соответствии с их профессиональными ролями. Религия современности — культ индивида, обеспечивающий «негативную солидарность». В силу развития специализации каждая часть такого социального целого зависит как от этого целого, так и от его составных частей.
В силу этого общества с органической солидарностью, как полагает Дюркгейм, сплоченнее обществ, основанных на общем коллективном сознании.
Источник: https://infopedia.su/8x2ea.html
Общество
Основные вопросы:
1. Системное строение общества, его элементы, основные институты общества, общественные отношения.
2. Общество как динимическая и саморазвивающаяся система.
3. Общество как функциональная система.
4. Направленность развития общества: общественный прогресс и регресс.
5. Основные пути развития общества и формы общественных изменений.
6. Многовариантность общественного развития (типы обществ) — основные подходы к изучению развития общества.
7. Современный мир: многообразие и целостность человечества.
8. Угрозы 21-го века (глобальные проблемы современности).
Системное строение общества, его элементы, основные институты общества, общественные отношения
Появление человечества на планете Земля — явление уникальное и пока неповторимое. В современной науке существует множество теорий, представляющих свое объйснение этому загадочному явлению. Процесс антропогенеза (происхождение человека) и процесс социогенеза (происхождение общества) непрерывно связаны друг с другом.
Человек и общество возникли одновременно, поэтому их не следует противопоставлять друг другу.
Формирование человека и общества включает в себя две основы: биологическую — это изменение и совершенствование природной, анатомической, физиологической организации организации индивида; и социальную — усвоение опыта предыдущих поколений, социальных норм и ценностей, трудовая деятельность людей (процесс социализации).
Что такое общество? в философии предлагаются различные определения данного термина. Все они сводятся к пониманию общества в двух смыслах — в узком и широком.
Когда мы говорим об обществе книголюбов, светском обществе, российском обществе или первобытном обществе, мы употребляем этот термин в узком смысле.
В данном случае под обществом понимается группа людей, созданная на основе определенного социально значимомго признака (например, вид деятельности, религиозные взгляды, территория проживания, историческая эпоха и т.д.).
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия. В данном понимании общество — это все человечество на планете Земля в прошлом, настоящем и будущем.
Ученые-гуманитарии рассматривают общество как сложную систему. Под системой принято понимать множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
Можно привести большое количество примеров разнообразных систем, существующих в окружающем нас мире: бескрайняя Вселенная, человеческий организм, часовой механизм, предприятие или организация, государство и т.д.
Их объединяет не только сложное строение, но и особый порядок устройства; каждый структурный элемент занимает определенное место среди прочих, влияет на них и одновременно испытывает воздействие других составных частей, выполняет определенную функцию, значимую для всей системы.
Так, например, каждый человеческий орган (сердце, легкие, печень и т.д. выполняет свое назначение, связан с остальными, растет и развивается вместе со всем организмом и в случае заболевания человека также испытывает неблагоприятные поеследствия. Все системы обладают общими признаками.
Признаки, характерные для любой системы:
- Целостность — состоит в том, что «сила» и «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила и ценность связей элементов системы с элементами внешних систем, или среды (например, родственные отношения в семье, построенные на любви, преданности, в большинстве случаев являются для человека более важными и значимыми, чем отношения с коллегами, воздействие общества в целом).
- Синергичность — у системы появляются свойства, не присущие отдельным ее элементам. Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих ее частей (например, в оркестре каждый исполнитель играет свою партию, но когда под руководством дирижера они объединяются в единое целое, получается музыка, представляющая собой нечто большее, чем просто сумма отдельных звуков).
- Иерархичность — каждый элемент системы также может рассматриваться как система, входящая в состав более сложной системы (например, система образования РФ — важнейший социальный институт — имеет сложную структуру, она разделяется на общее, профессиональное и дополнительное образование, в каждом из них выделяются ступени, формы: начальное, основное, среднее, высшее, очное, заочное, дистанционное).
Общество — это сложноорганизованная система, так как оно состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом разнопорядковых частей или элементов. В качестве основных структурных элементов общества философы выделяют четыре сферы, или подсистемы, общества: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.
Каждая сфера включает в себя:
— определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
— социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей (государство, семья, школа, партии, церковь).
Они выполняют в обществе следующие функции:
- организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
- включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
- обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
— сложиившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например, отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Важно понимать, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, это отношения одних и тех же людей в связи с различными проблемами, сторонами их жизни.
Графические сферы общественной жизни можно представить на рисунке.
Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.
1. Экономическая сфера — включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Важнейшие социальные институты: бизнес, рынки, банки, фирмы, собственность.
2. Социальная сфера — включает в себя разнообразные отношения между различными группами людей, возникающими в обществе. Они образуются по социально значимым критериям: по уровню доходов, по полу, по возрасту, по профессии, по политическим взглядам и др.
Это отношения между представителями различных национальностей, между предпринимателями, являющимися работодателями и наемными работниками, между бедными слоями населения и богатыми и т.д.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Каждый член общества, занимая определенную позицию в нем, аписан в различные общности: он может быть мужчиной, предпринимателем, отцом семейства, сельским жителем и т.д. Наглядно положение человека в обществе может быть изображено в форме анкеты.
1. Фамилия Имя Отчество | 6. Образование |
2. Пол | 7. Профессия |
3. Возраст | 8. Социальное происхождение |
4. Семейное положение | 9. Социальное положение |
5. Место жительства | 10. Национальность |
На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества.
Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и др).
Национальность определяет этническую структуру.
Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.).
Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (учителя и менеджеры, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники).
Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословную, классовую или кастовую структуру.
К социальной сфере относится деятельность по обеспечению социальных гарантий граждан: поддержка семьи, материнства и детства, обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров, забота о людях с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение равного доступа к получению образования, медицинской помощи и т.д.
Важнейшие социальные институты: образование, здравоохранение, пенсионные фонды.
3. Политическая сфера связана с отношениями по поводу осуществления государственной власти и управления обществом.
Элементы политической сферы можно представить таким образом:
— политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
— политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обыча и и традиции;
— политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
— политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Власть — это способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы.
Основным элементом политической сферы выступает государство, в ней действуют политические партии, граждане, организации.
4. Духовная сфера включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения, сохранения и передачи духовных ценностей. Основой духовной сферы общества является культура.
Культура — совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования.
В структуру духовной сферы жизни общества входят:
— религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
Источник: http://cleverpenguin.ru/obshchestvo
Функции социума и связи между функциями в процессе индивидуальной самореализации. | Философский штурм
Функции социума и связи между функциями в процессе индивидуальной самореализации.
Важнейшей функцией социума является самовоспроизведение, которое включает в себя многие вспомогательные этой основной функции. Проще говоря, социум создаёт условия для своего существования и улучшения условий этого существования. В схематичном изображении социума его функции не только перечисляются, но также отражается взаимовлияние этих функций.
Например, социум обеспечивает занятость населения, население обеспечивает спрос, спрос создаёт рабочие места (занятость), Таким образом спрос и занятость связаны между собой векторами встречного направления (занятость спрос). В схеме такой двунаправленный канал называют связью или двухсторонней связью.
Связь, как путепровод, отличается от круговорота именно невзаимопрепятствующей встречной направленностью.
Остановимся на связях функций социума Всю полноту функций, осуществляемых социумом можно сгруппировать до традиционного деления на социальные, эко-защитные, производственно-товарные и организационно-идеологические.
Организационно-идеологические функции социума обеспечивают его правовое регулирование, идеологическую направленность, морально-этическую устойчивость и направление развития культуры.
Социальные функции обуславливают здоровье и развитие социума, а также соц. гарантии.
Производственно-товарные предоставляют материальное обеспечение социальных и организационных функций.
Эко-защитные функции вытекают из деятельности производственно-товарных функций и научно-преобразовательной деятельности социума.
Совершенно очевидно, что эти группы функций находятся во взаимном влиянии, которое в схемах называют связями, а в политэкономии отношениями. Заметно также, что эти связи образуют в конце-концов единое целое, поэтому их начало так плохо определяется. Изъятие какой-либо группы функций нарушает также связи и превращает социум в нечто иное.
До сих пор всё вроде бы ясно, если не считать, что, вникая в ОЭФ, мы не совсем определились с самым весомым признаком, который в этой теме будет также основополагающей функцией.
Мы примем по анологии с ОЭФ за детерминирующую производственно-товарную функцию с упором на форму собственности в ней, но рассматривать в этой теме будем не функции, а связи между ними. На схеме нас будут интересовать «стрелки».
В качестве нашей условной базовой функции социума возьмём функцию, не совсем обычную для базовой, а именно: создание социумом возможностей для самореализации каждого члена общества.
Самореализация связана, вероятно, с инстинктом продолжения рода. Посмотрите на потомков динозавров — птиц, как самцы надуваются, прихорашиваются, токуют. Самореализация в человеческом обществе, также подразумевает признание и не в последнюю очередь у милых дам.
Поэтому мужчины приписывают себе большую часть открытий в науке, технике и искусстве. Если серьёзно, то самореализация возможна при наличии определённых условий, и первое из них — наличие общества (пользователей, слушателей, зрителей). Так и запишем: коммуникация, востребованность.
Второе (или оно всё же первое) — материальное обеспечение самореализации, третье — достаточная подготовленность претендента к признанию обществом значимости его личных достижений/актов творчества, четвёртое — готовность общества к восприятию и оценке результата индивидуального или группового творчества.
Как видим, все функции социума задействованы, и все функции связаны как с субъектом, так и между собой, взаимно-встречными стрелками.
Это можно трактовать, как «правило самореализации»: Возможность индивидуальной самореализации в обществе обеспечивается полноценным функционированием всего комплекса социума и творческой активностью индивида. Это «правило» сформулировано в первом приближении. Какие будут мнения?
Источник: http://PhilosophyStorm.org/funktsii-sotsiuma-i-svyazi-mezhdu-funktsiyami-v-protsesse-individualnoi-samorealizatsii
Социализация индивида: сущность, формы и этапы
Социализация — процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.
Формирование социальных черт у человека начинается с момента рождения и вступления его в общение с другими людьми. Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление – социальную сущность.
«Человек» — понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» — обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.
Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.
Таким образом, индивидуальность – это некая совокупность социальных и природных качеств, которые отличают конкретного человека от других людей.
Вместе с этим качеством в понятие «индивидуальность» включаются также такие свойства личности человека как целостность и значимость.
Социология изучает личность с точки зрения ее включенности в общество, в общественные отношения и формирования у человека особенных личностных качеств под влиянием социальной среды. В то же время, биологические особенности личности человека отражаются в ее поведении и социологией не отвергаются. Человек рождается биологическим существом, и под влиянием социальных и биологических факторов, а так же их комбинации, на протяжении всей его жизни происходит становление, развитие и преобразование личности.
Социализация – это процесс трансформации биологической сущности в социальную. Главным формирующим фактором этого процесса является социальный фактор, фактор включенности человека в социальные взаимодействия.
Следовательно, личность – продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни.
На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др. Затем – коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые.
Далее – трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями. Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь.
Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации– процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация – процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании — культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.
Социология не изучает все многообразие качеств личности, а рассматривает личность с позиции формирования в ней обобщенных существенных качеств, характеризующих ее с точки зрения включенности в определенные конкретные группы и общности. Эти характерные, типические качества личности отражаются в понятии «социальный тип личности».
Социальный тип личности не охватывает всего разнообразия свойств личности, а фиксирует те качества и свойства личности, которые характеризуют ее с точки зрения принадлежности к конкретной общности, где люди занимаются определенными видами социальной деятельности.
Таким образом, личность наряду с индивидуальными чертами имеет типичные, характерные черты, свойственные определенным общностям, слоям и группам.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях .
жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности.
Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация — интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека.
В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам.
Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу — при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.
На следующем — межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Источник: http://socupr.blogspot.com/2009/10/blog-post_786.html