Перцепция — это окружающая действительность в образах

Восприятие действительности

Наше тело содержит нервные рецепторы, которые позволяют нам видеть, слышать, осязать и ощущать вкус. Это и есть пять чувств. Нервные окончания передают мозгу информацию об окружающем мире, где она обрабатывается конкретными участками. Только после этого мы можем ее осознать.

Зрение

Мы видим благодаря глазам, а точнее – благодаря сетчатке, которая превращает свет и цвет в нервные импульсы. Закодированная информация проходит через зрительный нерв и достигает зрительных зон мозга, находящихся в затылочных долях. При этом левая часть изображения обрабатывается в правой части мозга, а правая – в левой.

В течение этого процесса зрительная зона расшифровывает информацию и пересылает ее в другие зоны — в височные, которые распознают образы, и теменную, которая отвечает за ориентацию и координацию в пространстве.

Слух

Звук – это вибрация, которая волнообразно распространяется в пространстве. Когда эта вибрация достигает уха, она заставляет колебаться мембрану, называемую барабанной перепонкой. После этого колебания передаются трем небольшим костям – молоточку, наковальне и стремечку.

Последнее в свою очередь передает вибрацию жидкости, обволакивающей внутреннее ухо, где расположены рецепторы, воспринимающие звук. В результате раздражения этих окончаний возникают электрические импульсы, передающиеся через слуховой нерв в слуховую зону височных долей мозга.

Только после этого звук осознается и при содействии других зон мозга распознается.

Вкус

Язык способен распознавать вкусы благодаря расположенным на нем вкусовым бугоркам. Эти маленькие пупырышки расположены по всей поверхности языка. В них находятся рецепторы, чувствительные к разным вкусам.

Когда пища пережевывается во рту, молекулы, имеющие вкус, растворяются в слюне и попадают на эти окончания, которые, в свою очередь, производят специфические электрические импульсы. Эти импульсы передаются по трем нервам во вкусовую зону мозга, расположенную в теменной зоне.

После того, как их раскодируют нейроны, мы начинаем ощущать вкус.

Нейроны, специализирующиеся на распознавании лиц

В зрительной зоне мозга существуют нейроны, специализирующиеся на распознавании лиц. Они анализируют черты лица, в первую очередь – форму глаз, и относят их к категории «человеческие лица». После этого они сравнивают эти образы с образами, хранящимися в памяти.

В результате, мы можем быстро распознавать лица наших родственников и знакомых.

При поражении этой зоны мозга возникает невозможность распознавать лица, даже самые знакомые, при том, что и зрение и распознавание других объектов может оставаться на нормальном уровне!

Мозг способен распознавать сотни различных запахов.

Осязание

Каждый раз, когда наша кожа испытывает давление, натяжение или покалывание, она реагирует благодаря нервным окончаниям, которые называют механическими рецепторами. Они способны реагировать на силу и длительность воздействия на них. Некоторые лучше воспринимают растягивание кожи, некоторые – давление на нее.

За счет этого мы отличаем ласку от оплеухи, укус пчелы от удара. Механическая деформация этих рецепторов порождает электрические сигналы, соответствующие типу воздействия. Сигналы передаются по нервам к осязательной зоне нашего мозга, расположенной в теменной его доле.

В ней нейроны расшифровывают эту информацию, и мы ее осознаем.

Обоняние

Виды запахов соответствуют видам молекул, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе. Существуют тысячи различных запахов. Когда молекулы попадают в нос, они фиксируются на рецепторах.

Это влечет за собой целую цепь специфических реакций, которые завершаются возникновением электрического сигнала, уникального для каждого типа пахучих веществ. Эти сигналы поступают в обонятельную луковицу, расположенную непосредственно над полостью носа. Обонятельная луковица – это продолжение мозга.

В ней сводятся воедино импульсы от миллионов обонятельных рецепторов, и создается нечто вроде «обонятельного изображения». Затем оно обрабатывается другими участками мозга, в частности в обонятельной зоне, расположенной в его лобной доле.

Обратите внимание

Но в этом анализе участвует также и лимбическая система, вовлекая в процесс воспоминания и эмоции. Этим и объясняется то почему часто те или иные запахи вызывают воспоминания.

Тело человека, представленное в пропорции, в которой оно воздействует на осязательные участки коры головного мозга.

Образ тела в мозге

Некоторые участки тела гораздо богаче нервными окончаниями, чем другие. Именно поэтому мы значительно лучше осязаем предметы при помощи пальцев, чем при помощи предплечий.

И соответственно, мозг получает больше информации из того участка, где больше рецепторов.

На основании этого была создана занятная схема, названная «гомункулус ощущений», в которой пропорции тела представлены в зависимости от плотности и числа нервных окончаний.

Боль возникает за счет стимуляции специализированных рецепторов.

Источник: https://www.what-this.ru/people/brain_departments/validity_perception.php

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Окружающая действительность, практика являются, с одной стороны, источником знаний, с другой — критерием их истинности. В этом отношении очень важно знакомить учащихся с историей химической науки, с ее поступательным движением, в процессе которого накопление новых фактов вступает в противоречие с имеющимися теориями и требует создания новых, более адекватных теорий.  [1]

Чтоокружающая действительность остается для человека непонятной. Маклюзи, отмечая этот факт, говорит о парадоксальной ситуации, к которой приводит человека информация.  [2]

Разочарование вокружающей действительности, в учениях о разумном устройстве мира приводило к тому, что в религии и философии все явственней проступала идея о двойственной природе мира, о непрерывной борьбе добра и зла.

Эту идею мы встречали еще у кумран-ских сектантов, но теперь она становится ведущей в социальной психологии самых разнообразных слоев населения.

Зло представляется такой же силой, как и добро, злые божества и демоны ведут постоянную борьбу с добрыми божествами; этим и объясняется наличие зла и несправедливости в мире ( ведь даже благочестивые и мудрые императоры, — такие, как Марк Аврелий, не смогли исправить это зло.  [3]

Сознательно восприниматьокружающую действительность он начинает лишь часог с десяти утра, хотя внутренний автопилот ( своего рода особый отдел спинного мозга) позволяет Дедалу создавать видимость деятельности и в более ранние часы.

Зависть Дедала к жаворонкам, способным заниматься полезной деятельностью уже в первой половине дня, может сравниться только с тем чувством жалости, которое Дедал испытывает ко всем, кто вынужден приноравливаться к жесткому режиму службы от звонка до звонка.

Дедала интересует, какой механизм обеспечивает связь внутреннего ритма организма с официально принятым гражданским временем.

Важно

Он подозревает, что его собственный жизненный ритм синхронизирован по радиопередачам последних известий, и пытается проверить это, соединив будильник с магнитофоном, так чтобы эта система записывала передачи новостей и зачем воспроизводила их во внеурочные часы. Однако смена дня и ночи или передачи Би-Би — Си не единственные факторы, которые могут управлять чередованием бодрствования и сна.  [4]

Восприятие и пониманиеокружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее.  [5]

Общественный человек осваиваетокружающую действительность тремя возможными способами.  [6]

По мнению А.Н. Леонтьева, окружающая действительность в сознании человека представлена как смысловое поле, система значений единиц языка разного уровня. Возникает пространство значений, т.е. совокупность закрепленных в языке знаний о мире: общечеловеческих, национально-культурных, индивидуальных.  [7]

Первобытный человек знал обокружающей действительности ничтожно мало, восполняя незнание верой, не требующей доказательств. В систематической форме такая вера входит в любую религию. Главным объектом фантастических представлений как раз и были источники сил — боги, невидимые и вездесущие, которые считались столь же реальными, как теперь энергия бензина или урана.  [8]

Отдающий себе отчет вокружающей действительности и в том, как надлежит действовать, обладающий сознательностью ( см. сознательность во 2 знач. Сознательная деятельность общественного человека находится в тесной зависимости от его идей. Намеренный, обдуманный, совершенный в состоянии сознания ( ем.  [9]

Способность к научению изокружающей действительности — выражение, в котором находит отражение физиологическая теория научения применительно к высшим видам животных.

Она не учитывает качественно новую форму научения, которая становится возможной с развитием языка как социально формирующегося инструмента мышления.

Последняя зависит от первой, обусловлена ею, но вносит качественно новые черты в процесс научения.  [10]

Совет

Основой мониторингового подхода к исследованиямокружающей действительности является предположение о том, что если попытаться выделить определенные, желательно выражаемые количественно, параметры объекта, явления, процесса ( имеющих устойчивый и ( или) повторяющийся характер), то для саморегулирующихся систем можно путем экстраполяции сделать прогнозы по возможному будущему состоянию объекта, характеристикам явления, тенденциям развития процесса и принять возможные в существующих условиях меры для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий для человеческого сообщества, получить новые знания об объекте мониторинга, в том числе и по его взаимосвязям и взаимозависимостям с другими объектами.  [11]

Поскольку психика есть отражение мозгомокружающей действительности, основу ее составляют первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств, а восприятие — отражение общих свойств предмета или явления в целом, в совокупности всех свойств.  [12]

Когда человек стал сознательно подходить кокружающей действительности, вещество в его понимании стало превращаться в материал.  [13]

Вырабатывание в себе такого подхода кокружающей действительности не только позволяет доискиваться до первооснов того или иного явления или конструкции, но и способствует накоплению полезной информации. Работая над созданием роботов, я внимательно присматривался ко всему, что мне приходилось делать руками, и пытался представить-как мог бы сделать то же самое робот с электронным мозгом.  [14]

Каждый человек имеет свой собственный образокружающей действительности и общества, в котором он существует.

Этот образ включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и других атрибутах жизни.

В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id661467p1.html

Искажённое восприятие действительности. Статья. Самопознание. Самопознание.ру

В процессе работы с клиентами легко заметить, что важное значение для душевного состояния человека имеет то, как он воспринимает происходящее.

Восприятие есть начало и конец того, как человек чувствует, какие поступки совершает, какие особенности характера приобретает, как живёт, какую судьбу пожинает. Работая с любым запросом, я вынужденно и неизменно прихожу к началу, источнику, с которого всё началось.

Это то, как человек воспринял ситуацию. Когда клиент много и подробно рассказывает о своих затруднениях, неудачах, несправедливости, болезни, унижении, страхе, отвержении и т.д.

, то я понимаю, что суть его переживаний находится в оценке произошедшего события как негативного, последствия которого не преодолимы. Это первое, с чем можно работать, остальное то, о чём переживает клиент, может рассыпаться в процессе работы само по себе.

Нас учат оценивать, т.е. интерпретировать события, с самого раннего детства. Младенцу уже говорят: «Это не хорошо. Так нельзя, будет ва-ва». Школьнику ставят оценки, указывая на ошибки, не задерживая внимания на том, что хорошо. Так мы обучаемся негативному мышлению.

Обратите внимание

Первое, что мы делаем, когда сталкиваемся с событиями жизни, мы инстинктивно оцениваем происходящее: опасно — не опасно, правильно — не правильно, хорошо — плохо. Так мы обучаемся чёрно-белому мышлению. Клиенты, описывая свою проблему, рассказывают о событиях в терминах оценки и интерпретации.

Очень трудно добиться изложения просто фактов, чтобы составить независимое представление. Клиент сразу предлагает собственную интерпретацию событий с точки зрения своего опыта и воспитания. Нет беспристрастного изложения фактов и анализа как такового. А есть сразу оценка, интерпретация, которая принимается за истину.

Конечно, это истина для данного человека.

Но если учесть, что у каждого человека свой уникальный опыт и воспитание, то приходится признать, что у каждого свой взгляд, каждый смотрит на одно и то же событие через собственный фильтр, который одни факты учитывает, другие отбрасывает как не важные или не замечает их, как не существующие.

Сознание работает выборочно и ассоциативно. Это особенность психики. Это защищает психику от перегрузки. Сознание как бы сканирует события и высвечивает то, что согласуется с уже имеющимися убеждениями. Такое восприятие бессознательно и типично для любого человека.

Таким образом, все искажения начинаются с восприятия, и это в дальнейшем приводит к деструкциям.

Правомерно ли утверждать, что если изменить стиль восприятия, то можно избежать нежелательных последствий в виде болезней, неудач, нервных расстройств?

Возможно ли в принципе реалистическое восприятие?

Во всяком случае можно поставить задачу: приблизить имеющееся восприятие к реальности, и тогда клиент сам станет свидетелем того, как его жизненные затруднения рассыпаются один за другим. Трудность заключается в том, что клиент живёт в плену своих образов и идеалов и не связывает свои проблемы с ошибками восприятия.

Он цепко держится за свои убеждения, которые были созданы при определённых обстоятельствах и в других контекстах не имеют силу. Эти убеждения являются опорой в жизни, ориентирами, которые направляют жизненный путь. Человек трудно переносит неопределённость. Неизвестность пугает его.

Ему страшно доверять не идеям, а самой жизни, которая разворачивается прямо сейчас в своей непостижимой реальности прямо перед ним. И он уводит своё внимание в голову, в рассуждения, в сравнения с идеалами, в оценки и критику.

Важно

Страх перед непознаваемым заставляет определять, объяснять, давать интерпретации всему происходящему: это потому-то, он думает так-то, они хотят того-то,.. — объяснялки, оправдания, додумывания за других.

Страшно отбросить идеи, и посмотреть правде в глаза, и принять жизнь такой, какая она есть, без объяснений и оправданий. Страшно отказаться от чёрно-белого мышления, сказать себе: бывает так, а бывает и иначе, у всех по-разному, многое зависит от контекста.

Создан шаблон восприятия, и нужно мужество, чтобы его преодолеть.

Когда человек застревает в эмоциональной оценке происходящего, он не действует. Снова и снова он переживает событие как не справедливость, не правильность.

Надо очнутся от гипноза созданных идеальных образов и спросить себя: если это так, как я могу действовать для пользы себе и другим? Возможно ли что-то улучшить? Как сделать из этого что-то хорошее?

Искажений восприятия нет, когда человек воспринимает только то, что есть, ничего не добавляя, ничего не убавляя. Мы часто не осознаём, как много находимся в отрыве от реальности, наделяем объекты не существующими качествами, предполагаем и догадываемся, не имея для этого реальных фактов.

Чем больше мысли оторваны от реальности, тем более не понятным и деструктивным для окружающих представляется поведение индивида. Кажется, чего проще видеть только то, что есть, не позволяя уму разыграться в своих фантазиях? На деле это оказывается сложным.

Беспокойный ум без остановки воспроизводит новые мысли, независимо от воли человека. Иногда ум полностью затягивает человека в свои сладостные фантазии счастья или страдания. Удивительно, что переживания от фантазий такие же реальные, как и от реальных событий.

То есть в фантазиях события не реальны, а переживания реальны. Эта ловушка затягивает своей простотой и доступностью. Можно просто, без всяких усилий, получить самые разнообразные переживания, не подвергая, как кажется, себя риску. Вырваться трудно из такого инфантильного эмоционального переживания.

Побочный эффект — реальная жизнь трещит по швам. Человек становится не адаптивным и приобретает всё больше неадекватности в поведении, отрываясь от реальности.

Совет

Мыслительная деятельность естественна и необходима для человека. Она полезна для занятий наукой и творчеством, которые имеют конкретные цели и достижения.

Творческая мыслительная энергия может быть направлена на анализ фактов, планирование событий своей жизни, поиск путей достижения поставленных целей. Но человек с искажённым восприятием застревает в оценках и эмоциях, бездействует.

Он ведёт бесконечные монологи, рассуждая и доказывая, сопротивляясь тому, что есть.

Мне представляется, что одна из самых важных задач любого человека развить в себе способность к реалистическому восприятию действительности. Такую работу можно проводить самостоятельно с помощью тренировки концентрации внимания. Доступные каждому методы: молитвы, медитации, упражнения на концентрацию.

Способность видеть ясно и чётко, без замутнения привносит в жизнь спокойное отношение к происходящим событиям и позволяет более эффективно решать жизненные задачи. Принятие всего, что есть, позволяет согласиться с жизнью в целом, с тем, что жизнь больше отдельного человека, и наивно маленькой части бороться против целого.

Благоговение перед тем, что больше нас даёт возможность соизмерять силы и не тратить их на то, что невозможно не бороться с ветряными мельницами.

Беспристрастное восприятие того, что есть расширяет кругозор видения, позволят выйти из рамок узкого мышления, столкнуться с чем-то новым и приобрести новый опыт. Широкое видение позволяет увидеть варианты решения проблем, ранее скрытые от глаз.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/iskazhjonnoe_vospriyatie_deystvitelnosti/

Общие особенности восприятия

Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.

Предметность. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.

е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека.

Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир.

Обратите внимание

Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения.

Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные.

Обычно определяют предметы не по внешнему виду, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самых перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.

Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает о удельном весе каждого из них, цвете, структуре, запахе и т.д. Все эти данные об отдельных химических свойствах синтезируются в общие знания и обуславливают целостное восприятие химического элемента в совокупности его свойств.

Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Так, воспринимая новый учебный материал, ученик следит за содержанием объяснений учителя.

Для осмысленного целостного восприятия ему важно понять связь между словами, фразами. Целостное восприятие ответа ученика тоже возникает после того, как он выразил свои знания в языке.

Как объяснения учителя, так и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, не присущее отдельным звукам и словам, из которых состоит их язык.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенную структуру, сформированность .

Важно

Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не объективной целостностью предметов и явлений, а внутренними качествами «духа», его первобытной целостной структурой.

Они утверждают, что в акте восприятия совершенствуется своеобразное формообразование, предоставляется целостность и структурность предметам, которые отображаются. Они считают целостность лишь субъективным качеством, которое возникает в рефлекторной деятельности.

С точки зрения гештальтпсихологии, в восприятии, хаотичность мира превращается в определенные структуры, укладывается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целостные.

«Восприятие — это реконструкция мира», утверждают гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.

Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Если предмет воспринимается на некотором расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается как по длине, так и по горизонтали, т.е.

уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предмету, величину.

Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, однако его форма воспринимается нами как более-менее постоянная.

Константность имеет место в зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры.

Классная доска воспринимается черной, потолок — белым, обложка тетради — синей и при ярком освещении, и при тусклом, и при электрическом, и при дневном свете. Механизм константности не врожденный.

Совет

Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ему кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К.

Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, что его ремонтировал, закричала: «Мама, дай мне вон ту куклу».

Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.

Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему.

Апперцепция — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний.

Апперцепция — одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком.

В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению.

Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова.

Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

Интересными являются исследования американского психолога А. Реймса с «перекошенной комнатой». Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы создает такое же изображение на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната.

Обратите внимание

Если в «перекошенной комнате» размещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженно в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок).

Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что при восприятии искажаются быстрее объекты, помещенные в «перекошенную комнату», нежели сама комната.

Интересно, что женщины не воспринимают своих мужей, с какими либо изменениями в этой комнате, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор.

Результат выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы «перекошенная комната» не искажает.

Знакомство с комнатой путем облапывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным является восприятие этого объекта.

И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ Ольги влюблен Ленский , увидел «деву красоты», а для равнодушного к ней Онегина, Ольга «круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».

Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

Осмысленность. Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение.

Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Важно

Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний.

Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово — орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков.

Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия— это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию.

Поэтому и говорят о профессиональном восприятим у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник — особенности строения растений и т.п.

Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: «Все зависит от того, чему это служит . Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе — когда его ем, и еще иначе — когда его рисую.

Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия.

Совет

Предмет и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения по коре головного мозга.

Особенности психологической закономерности выделения предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях.

Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего, это контраст объекта с фоном.

Это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения, пешеходного перехода, транспортных знаков.

Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега.

Контрастные цвета способствуют выделению предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнутая в тетради учащегося красным карандашом, привлекают к себе внимание.

Выделение объекта зависит от расстояния, на котором мы его воспринимаем, от условий освещения и т.д.

На большом расстоянии при недостаточном освещении контуры объектов сглаживаются, что затрудняет выделение их среди других объектов.

Обратите внимание

Стимулирующую роль в выделении предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом.

Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, необходимо заранее ознакомить их с различными приемами композиции.

Чтобы студент мог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно предварительно ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами его тренировки.

Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия.

Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не «бросаются в глаза», определить те или иные их особенности.

Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других, является необходимым условием их успешного выполнения.

Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемым лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемому меньшая коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичным стереотипом, который до этого был выработан у обследуемого.

В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелее, а меньшая — как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки — меньшее. Через это небольшая коробка воспринимается как тяжелее.

Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, , кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.

Важно

Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную — продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства.

Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц.

Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить.

Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=obschie-osobennosti-vospriyatiya

Восприятие предметов в психологии

Восприятие предметов в психологии занимает особое место. Жизнь человека, так или иначе, связана с предметами.

Личность познает окружающую действительность через взаимодействие с явлениями природы, другими объектами, расширяет свои знания и представления о мире.

Предметы в нашей жизни играют существенную роль, приобретают колоссальное значение, так как ни одна личность не обходится без вспомогательных средств на пути познания и самосовершенствования.

Восприятие — это психический познавательный процесс, направленный на отражение предметов и явлений окружающего мира в совокупности их свойств, состояний.

Психология восприятия — направление, изучающее процесс формирования индивидуального образа предмета, который оказывает влияние на анализаторы человека (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и т.д.)

Восприятие как целостное отражение предметов

Восприятие  предметов не может происходить изолированно от других процессов. Для полноты восприятия от индивида требуется и внимание, и усидчивость, и воображение, и память, чтобы запомнить все приобретенные впечатления.

  Полученная информация способна пригодиться через какое – то время, а не сразу. Поэтому даже спустя месяц, год, пять лет ею все еще можно будет пользоваться в своих целях.

Всему этому человек обязан целостному восприятию, которое отражает предметы и явления на всех уровнях.

Восприятие формы предметов

В работе восприятия большое значение имеют зрительный, двигательный, осязательный анализаторы. С помощью зрения личность впервые знакомится с особенностями того или иного предмета, выявляет его свойства и характеристики. Первые впечатления о предмете также формируются за счет зрительных образов.

В дальнейшем человек начинает осознавать, привлекает ли его внимание данный объект или он совсем не представляет никакого интереса. Орган осязания тоже имеет большое  значение. С его помощью становится возможным восприятие предмета без необходимости смотреть на него.

Совет

Так, в темноте или пространстве с ограниченным светом, где плохо видно, руки человека выполняют первичную функцию распознавания предметов. Даже с закрытыми глазами пальцы способны правильно определить форму и величину объекта. Восприятие формы предметов как процесс обнаруживает тесную связь с осязательными ощущениями человека.

  Зрительный анализатор так же важен, но без его участия отчасти можно обойтись, если нет физической возможности  применения.

Восприятие  цвета

Нельзя не отметить тот факт, что восприятие цветовой гаммы сильно связано с эмоциональной сферой человека. Каждой личности присуще выбирать для себя определенный цвет в одежде, интерьере, мебели, других предметах.

Предпочтение того или иного цвета формируется в результате личностных особенностей, ранее полученного опыта, эстетического вкуса и т.д. Кроме того, восприятие цвета играет далеко не последнюю роль в развитии памяти, мышления, воображения и речи.

  Запоминая цвета, ребенок учится соотносить свои представления о мире с теми требованиями, которые выдвигает общество. Известно, что люди, страдающие дальтонизмом, не могут воспринимать жизнь во всей ее полноте именно из – за своего ограниченного сознания.

То есть их анализаторы не распознают красоту многообразия красок и именно поэтому они испытывают состояние некоторой внутренней депривации. Как правило, эти люди несколько ограничены в эмоциональной сфере: слишком сдержанны и часто не умеют проявлять чувства.

Восприятие величины предмета

Величина является важной характеристикой любого объекта. Субъект деятельности всегда обращает внимание, какого размера тот или иной предмет. При этом важную роль играют зрительные ощущения, осязательные впечатления, возникающие от того, что индивид держит предмет в руках, и его предыдущий опыт.

Когда есть с чем сравнивать, человек, не задумываясь, причислит объект к классу похожих предметов. Если перед ним совершенно новый объект, значит, потребуется время на изучение и освоение его индивидуальных свойств.

Восприятие величины предмета – сложный процесс, требующий от личности умения анализировать и синтезировать материал.

Восприятие звука

Звук распространяется в пространстве с невероятной скоростью. Человеческое ухо не обладает способностью отследить все движущиеся колебания, но может улавливать частоты, доступные для его восприятия. Музыканты обладают повышенной чувствительностью к звуковым колебаниям и потому могут выстраивать у себя в голове целые мелодии с их участием.

Восприятие движения предметов

Человек воспринимает движущийся объект по – разному, в зависимости от того, близко или далеко он находится. Даже один и тот же предмет будет привлекать к себе неодинаковое количество внимания в различные моменты восприятия. Направление, угол зрения, под которым мы смотрим на объект, зависит от его места расположения, положения нашего тела в пространстве и личной заинтересованности.

Восприятие времени

Ориентация во времени является важной составляющей все жизни человека. Каждый из нас живет в собственном измерении и одновременно является частью великого целого. Восприятие времени зависит от многих факторов: от степени внутренней открытости личности к миру и ее обращенности к другим людям, их поступкам.

Участие в общественной деятельности, занятие философией иногда формируют линейное восприятие времени, когда все события, сменяющие друг друга, воспринимаются как закономерная последовательность. В каких – то ситуациях личность мысленно заглядывает вперед и старается предугадать, что будет в дальнейшем.

В этом процессе задействуются все анализаторы.

Восприятие пространства

Положение в пространстве помогает человеку правильно  ориентироваться на местности: запоминать расположения предметов, соизмерять собственные усилия с выбранным направлением движения, видеть опознавательные знаки, которые могут оказаться полезным ориентиром в сложной ситуации. Восприятие пространства представляет собой комплексный процесс отражения предметов и явлений. Он включает в себя зрительные, слуховые, двигательные, осязательные ощущения, которые и помогают выстраивать адекватную картину воспринимаемого объекта.

Константность восприятия предмета

Под константностью восприятия понимается категория относительного постоянства свойств, характеристик предмета при внешних меняющихся условиях. Так, один и тот же предмет, находясь на различном расстоянии от субъекта деятельности, воспринимается им одинаково. Цвет, форма, величина воспринимаемого объекта при этом не изменяют свои характеристики, а остаются прежними.

Константность восприятия формы объекта

Константность восприятия формы проявляется в сохранении видимости ощущения постоянства предмета при изменении положении тела в пространстве.

Скажем, если перевернуть хрустальную вазу, то она от этого не перестанет восприниматься как ваза и не сделается, к примеру, мячом или тарелкой. Незаметно для самих себя мы, глядя на предмет, фиксируем взглядом его контуры и запоминаем, как он выглядит.

Впоследствии, если нам просто произвести слово, обозначающее тот или иной объект, наше подсознание безошибочно «выдаст» тот образ, который там отложился.

Константность восприятия цвета объекта

Цвет, также как и форма, побуждает  способность личности к запоминанию. Часто сам цвет уже связан с каким – либо предметом, а потому вспомнить его название не составит особого труда.

Под константностью восприятия цвета принято понимать постоянство цветовой окраски предметов в условиях изменения освещения. Так, когда солнце уходит за горизонт, трава, деревья и река воспринимаются человеческим глазом в тех же цветах.

Эти предметы не приобретают очертания темноты, хотя мы и видим их не так отчетливо. Напротив, все объекты сохраняют свой естественный цвет, и человек безошибочно может различить их.

Индивидуальные различия в восприятии человеком предметов

Каждая личность уникальна и воспринимает мир с позиции собственной индивидуальности.

На формирование и становление человека оказывают влияния различные факторы: внешняя среда, отношение окружающих людей, возможность оказания помощи и поддержки со стороны близких и другие не менее важные составляющие.

Между тем, находясь даже в приблизительно одинаковых условиях, всякий индивид действует по – разному, мыслит и чувствует так же сугубо индивидуально. Данный феномен объясняется тем, что в каждом из нас проявляет себя внутренняя личность, обладающая рядом характерных особенностей.

Синтетический тип

Людей данного склада отличает умение выделять главное из всего, что их окружает. Они с такой уникальной способностью отделяют основное от частного, что остается только позавидовать.

Человек, имеющий подобные способности, с легкостью умеет расставить приоритеты между важными и не важными делами, распланировать свою деятельность согласно внутреннему распорядку. Умение видеть главное часто выручает индивида в написании творческих и исследовательских работ, когда требуется отбросить лишнее и вплотную подойти к изучаемой проблеме.

В то же время, явное невнимание к «мелочам» способствует тому, что из виду упускаются детали, которые тоже могли бы стать полезными в деловой практике или обыденной жизни.

Аналитический тип

Для людей данного типа характерно повышенное внимание к частностям, деталям, фрагментам. Кому – то, может быть, они могут показаться несущественными и неважными.

Однако, именно способность концентрироваться на мельчайших деталях формирует способность видеть структурные компоненты каждого дела, поскольку ничего не упускается из виду.

Такая личность, например, может легко проанализировать стихотворения великих мастеров, выйти на понимание глубины посредством детального разбора понятий и образов.

Эмоциональная сфера

Любая деятельность, которую мы выполняем, так или иначе, связана с эмоциями и чувствами. Сознательно или нет, но на восприятие человека влияют его настроение, желания, амбиции.

К примеру, если личность не хочет ничему учиться, то будет подсознательно отталкивать от себя любую возможность к  самообразованию. Восприятие работает таким образом, чтобы отрегулировать и оставить в голове только нужную информацию.

Все, что выходит за рамки личностного выбора и притязаний, немилосердно отталкивается. Сам человек может даже не подозревать о том, что упускает хорошие шансы устроиться на престижную работу или узнать для себя что – то полезное.

Обратите внимание

Восприятие предметов обязательно проходит через сферу эмоций, и только когда чувства позволяют мозгу усваивать информацию в полной мере, личность имеет возможность полноценно развиваться.

Таким образом, восприятие предметов в психологической науке базируется на нескольких важных компонентах, имеющих неоспоримое значение для становления личности в целом. Важность эмоций, особенностей восприятия человеком цвета, формы, величины, движения подчеркивает глубину и актуальность вышеизложенной темы.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-predmetov-v-psihologii.html

Понятие о восприятии, свойства и виды восприятия

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая степень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером познания человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные свойства восприятия.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать именно те предметы, которые вызывают у него наибольший интерес. Она зависит от потребностей, интересов и установок личности.

Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных её предметов, относящихся к определённому классу явлений. Предметность обозначает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определённый жизненный смысл. Они могут быть вредными ли полезными, желанными или нежеланными и т.д., благодаря осмысливанию сущности и назначение предметов.

Важно

Константность восприятия – это постоянство восприятия, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса освещённости.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Виды восприятия.

В зависимости от цели восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.

В зависимости от степени организации:

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм существования материи:

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направленности, в котором они находятся.

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет.

Совет

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Понятие о внимание. Виды и свойства внимания.

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствует его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.

Внимание – психический познавательный процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

По своему происхождению и способам осуществления выделяются следующие виды внимании: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное — внимание, возникающее независимо от сознания человека и вызываемое внешними причинами – интенсивностью, новизной, необычностью, динамичностью объекта.

Непроизвольное внимание наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей.

Деятельность захватывает человека в таких случаях сама по себе, в силу своей увлекательностью или неожиданности.

Произвольное – внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека и характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Обратите внимание

Произвольное внимание управляется сознательной целью Оно тесно связано с волей человека и вырабатывалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным.

Послепроизвольное – внимание, которое характеризуется непроизвольным сосредоточением на предмете, который раньше был объектом произвольного внимания и представлял большой интерес для субъекта. Оно характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

Устойчивость – свойство внимания, показывающее длительность сосредоточения на объекте.

Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Переключение внимания – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – свойство внимания, отражающее степень сосредоточения на объекте.

Источник: https://www.i-po.ru/shpory/psyhologia5/psyhologia59.html

Ссылка на основную публикацию