Сочинение на егэ по русскому языку: шаблон и клише для написания

Шаблон сочинения (ЕГЭ — часть С). Речевые клише

Шаблон сочинения (ЕГЭ — часть С). Речевые клише.

К-1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Нужно ли …Зачем…Что будет, если…Возможно ли…Что делать…Кому выгодно… Кто виноват в…Когда будет…Откуда …Как объяснить…Почему …Как связаны…Как влияет…?

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Эту проблему рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

К-2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К-1, и его аргументы).

Он, автор, Г.Смирнов, писатель, публицист

Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления

Автор обращает внимание на…рассуждает о…подчеркивает важность…опирается на чье-то мнение, на факты, свидетельствующие о…допускает, что…приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…вспоминает, как…доказывает…описывает что…предлагает…предполагает…имеет в виду…принимает во внимание…видит что-то…возмущается чем-то…потрясен тем, что…спорит с…удивлен…подтверждает свою мысль…создает яркий художественный образ дождя…мастерски рисует картину снегопада, пейзаж…использует изобразительно-выразительные средства языка…отмечает достоинства или недостатки…критикует…расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…оспаривает точку зрения тех, кто считает…отмечает недостатки…критикует…упоминает…анализирует

К-3 Позиция автора (ответ на вопрос из К-1)

Автор убежден, что…(не) сомневается… уверен…не знает, как решить возникшую проблему…для автора очевидно, что…он считает, что…

К-4 Собственное мнение о позиции автора (см. К-3): согласны или не согласны.

Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции

Я согласен с автором…разделяю позицию автора…придерживаюсь той же точки зрения…

автор слишком категоричен и упускает из виду, что…позволю себе предположить, что…

можно возразить автору тем, что…мнение автора противоречиво, так как…могу подтвердить его мысль примером…в чем-то автор прав, однако …нет сомнений в том, что…совершенно очевидно…

К-5 Логика (причинно-следственные связи мыслей, три абзаца: К-1, К-2, К-3)

Поэтому…следовательно…значит…в таком случае…потому что…таким образом…при этом…вместе с тем…кроме того…кстати сказать…в этом случае…как сказано выше…с другой стороны…однако…напротив…если — то…не только — но и …зато…другими словами…иначе говоря…разумеется…видимо…конечно же…очевидно…прежде всего…сначала…в то же время…затем…впоследствии…в заключение…согласно этому…

                                Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/shablon-sochineniya-ege-chast-s-rechevie-klishe.html

                                ЕГЭ. Шаблоны для написания сочинения

                                Шаблоны к сочинению на ЕГЭ по русскому языку

                                План сочинения Шаблоны
                                1. Формулировка проблемы текста Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её. Перечитываю текст русского и советского писателя…. (ФИО). Как…..? Почему….? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой… (какой?). Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора – проблема… (какая?) Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?). Вот что волнует писателя. Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?)Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?). Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?) Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).
                                2. Комментарий проблемы. Известный писатель повествует нам о том, как… Он обращает наше внимание на… (что?). Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……. (какой?) Звучит мысль о том, что … (какая мысль?)(здесь два примера по проблеме из прочитанного текста, которые помогают понять суть проблемы).
                                3. Авторская позиция по обозначенной проблеме. Авторская позиция такова:… (сформулируйте). Он утверждает, что… Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в том, что … (в чем?) Развивая свою мысль, автор приводит нас к утверждению, что… (какому утверждению?) Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас, что …. (в чем убедить?) Автор считает, что… Он полагает, что… Суть позиции автора заключена в следующем. (сформулировать её)
                                4. Собственное мнение по обозначенной проблеме (согласие). Бесспорно, автор текста прав. Я полностью с ним согласен. Мне кажется, что… (в чем согласие?). Попробую доказать свою мысль. Трудно не согласиться с автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.О) в том, что… (в чем согласие?). Докажу свою мысль примерами. Моя точка зрения на данную проблему сходна с мнением … (ФИО). Мне тоже кажется, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. Хочется выразить своё мнение по обозначенной проблеме. И я считаю, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. Придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Он прав. Действительно, … (в чем согласие?). Приведу доказательства своих мыслей. Нельзя остаться равнодушным к сказанному … (кем?) Я согласен с писателем, что…(в чем согласие?) Можно привести множество аргументов в подтверждение точки зрения автора. Остановлюсь на некоторых из них.
                                5. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы). Обратимся к произведению…. (ФИО автора) «……» (название). (здесь представление проблемы) Вспоминается книга… (чья?) «…….» (название) (здесь представление проблемы) Писатель…. (ФИО) тоже обращался к проблеме… (какой?) Например, в книге «….» (название)… главный герой…. (здесь представление проблемы) Именно об этом (о чем? о какой проблеме?) идет речь в произведении… (название) ….. (ФИО) (здесь представление проблемы) В памяти оживают страницы….. (какой и чьей книги?). Одна из проблем, которые рассматривает писатель, — … (какая?) (здесь представление проблемы) В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)
                                6. Аргумент 2 (из жизни). Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я … (не мог, не знал…) (описание проблемной ситуации) Однажды героиней передачи «Пусть говорят» стала… (описание проблемной ситуации) Вспоминается случай, рассказанный моей мамой. (описание проблемной ситуации) Из истории мы знаем… (пример с проблемной ситуацией) Помню, однажды я стала свидетелем такой ситуации (описание проблемной ситуации) В жизни нередки случаи, когда нам приходится решать проблему… (какую?) Не так давно по телевидению передавали репортаж о том, как… (описание проблемной ситуации)
                                7. Заключение. В заключение подчеркну глубокий смысл текста… (ФИО), заставившего нас поразмышлять над такой важной проблемой. Заканчивая размышление над прочитанным текстом… (ФИО), сделаю вывод: как важно… (вывод из проблемы) Итак, писатель… (ФИО), поставивший проблему… (какую?), приводит нас к мысли:… (какой?) Думаю, что мне удалось доказать, что проблема… (какая?), обозначенная… (ФИО), актуальна. Книги и случаи из жизни – тому подтверждение. Таким образом, вместе с автором текста мы приходим к выводу, что… (вывод из проблемы) Как видим, автор затрагивает важную проблему и подводит нас к мысли, что…(какой?)

                                Примерное сочинение по одному из шаблонов

                                Перечитываю текст русского писателя К.Г. Паустовского1. Внимательны ли мы к окружающему миру? Замечаем ли прелесть природы или проходим мимо? Как понять, в чем её своеобразие, необычность, очарование? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой восприятия красоты природы.

                                Известный писатель рассказывает нам о том, как автор-повествователь общался со стариком Прохором, который любит природу, видит её великолепие.

                                Главным тезисом в рассуждениях этого простого человека можно считать следующий: нужно быть очень внимательным к окружающему миру: вглядываться, учиться видеть необычное в обычном: чем и как живет птица, дышит живность, объяснять себе природные явления.

                                Обратите внимание

                                Прохор помог автору-повествователю понять, что красота осени в смешении ярких красок, это не только слякоть и мокрые крыши.

                                Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в мысли: только тогда человек поймёт, что окружающий мир красив, когда будет вглядываться в него «упорно и долго».

                                Понимание красоты придёт не вдруг, не сразу.

                                Нужно, как считает Паустовский, оторваться от обыденности, посмотреть на природу свежим взглядом, по-новому, как на нечто незнакомое, как на то, что видишь впервые.

                                Трудно не согласиться с Паустовским в том, что понять истинную красоту природы способен не каждый. Это очень сложно: увидеть прекрасное, например, в пустынной буре и сплошном дожде, грохочущем небе и разъяренных волнах. Но этому можно и важно учиться. Докажу свою мысль примерами.

                                Вспоминается роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Его героиня – Наташа Ростова – очень чуткая и внимательная девушка. Она способна воспринимать красоту окружающей природы и потому очарована восхитительной ночью в Отрадном, не может заснуть.

                                Читайте также:  Составляем план контрольной работы: советы и образец

                                Выглядывая в окно, она открыто и очень эмоционально восторгается деревенским пейзажем. Приходит на ум и героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Раневская. Для неё вишнёвый сад – это самое замечательное, что есть в губернии. Им она готова восхищаться бесконечно.

                                Поэтому Раневская никак не может понять, как можно эту красоту погубить: вырубить деревья и построить на их месте дачи.

                                Моя бабушка родилась и живет всю жизнь в городе, но любит бывать у подруги в деревне. Когда она возвращается, ее рассказам нет конца. То она вспомнит запах сена в сарае, который пьянил её.

                                То начнёт эмоционально рассказывать, как следила за прыжками белок в сосновом бору. Вдруг примется за описание бескрайнего пшеничного поля, похожего на темно-желтое море, в котором она будто «плавала».

                                Моя бабушка способна видеть прекрасное в природе.

                                Заканчивая размышление над прочитанным текстом Паустовского, сделаю вывод: как важно уметь видеть красоту окружающего мира, этому необходимо учиться каждому.

                                Варианты возможного начала. Об авторе

                                Передо мной эмоциональное высказывание писателя (Ф.И.).

                                … (кто?) известен своими эмоциональными высказываниями по актуальным проблемам современности (или?).

                                Хочется поделиться впечатлениями от прочитанного высказывания … (Ф.И.)

                                Высказывание… (чье?) с первых строк поражает нас своей эмоциональностью. Это неудивительно, ведь посвящено оно… (какой теме?)

                                Перечитываю слово (или: размышления) … (чье?чьи?) о… (о чем? Тема!).

                                Высказывание… (чье?) – образец блестящего публицистического выступления.

                                Высказывание (чье?) представляет собой глубокое размышление неравнодушного к … (к чему?) человека.

                                Высказывание… (чье?) представляет собой своеобразный диалог писателя с читателем.

                                Важно

                                Рассуждая о…. (о чем?), автор между тем касается и таких важных, на его взгляд вопросов, как …. (перечисление микротем – следить по абзацам!)

                                Критерий 1. Формулировка проблемы

                                В центре внимания автора проблема…. (какая?)

                                Рассуждая о… (тема!), автор задается вопросом:….. (каким?). Вот что волнует публициста (писателя…).

                                Размышление (чье?) посвящено одной из наиболее актуальных проблем современности.

                                Читаешь высказывание (чье?) и думаешь, что очень верно подмечена одна из актуальных проблем современности: ….. (какая?).

                                Проблематичным, по мнению автора, является наше отношение к …. (к чему?).

                                …………………….. — вот в чем видит проблему автор.

                                Критерий 2. Комментарий проблемы

                                Особое эмоциональное впечатление оставляет мысль о … (о чем?)

                                …. (тезис). Именно об этом рассуждает…..

                                Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……..

                                Поражает мысль о… (о чем?) .

                                Критерий 3. Отражение позиции автора

                                Авторская позиция четко выражена, она ясна и понятна каждому. Писатель считает, что….

                                Основная идея автора заключается в мысли, что…

                                Развивая мысль, автор приводит нас к утверждению: …………………..

                                … (кто?) убежден: ………………………..

                                Слово (чье? ) о…. (о чем?) очень эмоционально, убедительно, проникновенно.

                                Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас: …. (в чем?)

                                Примеры, которые приводит…. (кто?), убедительны.

                                Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме

                                Трудно не согласиться с автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.).

                                Бесспорно, автор прав.

                                Думаю, что автор прав, говоря о….

                                Позволю себе согласиться (не согласиться) с позицией… (чьей?).

                                По моему мнению, позиция автора правильна.

                                Я совершенно согласен с …. (кем?)

                                Хочется выразить свое мнение по высказанной проблеме.

                                Во-первых, …….. Во-вторых, ……

                                …. (кто?) прав, тому немало примеров. Позволю привести некоторые из них…….. (2 аргумента)

                                Итак, думаю, мне удалось доказать свое мнение по данному вопросу.

                                Должно быть последнее предложение как заключение

                                (можно вернуться к началу, но другими словами)

                                1 По тексту варианта 3 из пособия «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016» под редакцией Н.А. Сениной (2015 г.).
                                 

                                Источник: https://multiurok.ru/files/iege-shablony-dlia-napisaniia-sochinieniia.html

                                Шаблон для сочинения на ЕГЭ по русскому языку

                                ege_classmaster

                                Нет, все-таки вера в «волшебную таблетку» неистребима. Меня снова и снова спрашивают:

                                есть ли шаблон для эссе?

                                Несмотря на то, что в Интернете вряд ли найдется хоть один отзыв прошлых лет типа: вот я взял с такого-то сайта готовый аргумент или формулировку проблемы, вставил в свое эссе, и было мне счастье, — в существование этого магического Единорога — готового шаблона верят многие. Еще бы в это не верили ученики, если в это верят даже учителя, возмущающиеся тем, что, мол, в эссе все по шаблону и у бедных выпускников совершенно нет возможности блеснуть литературными талантами.

                                О том, чтобы выучить универсальный текст сочинения и просто заменить фамилию автора и пару цитат, можно продолжать мечтать и дальше 😉 Но кое-какими шаблонами воспользоваться можно и, наверное, даже нужно, если вы хотите сократить количество времени на мучительные размышления в процессе экзамена. Давайте посмотрим, что, в принципе, может быть «шаблонистого» в сочинении.

                                Опорные слова / фразы

                                «Данный текст посвящен проблеме…» В первые годы после введения формата ЕГЭ это еще прокатывало, но потом экспертам поднадоело читать однотипно начинающиеся эссе (в самом деле, сколько можно?), и теперь за такие вот штампы даже снижают баллы за речевое оформление.

                                Что же, вообще без штампов? Да нет, почему же. Тем, у кого туго с «красивыми словами», вполне имеет смысл подготовить и держать в голове несколько фраз-связок. Лично я — за свои, индивидуальные, авторские варианты.

                                Придумайте собственные опорные фразы для логической организации своего текста. Здесь как раз огромное поле для творчества, и никто не упрекнет вас в том, что вы воспользовались штампами — ведь они ваши собственные, личные — копирайт, так сказать.

                                Например, вместо «Данный текст посвящен проблеме» можно написать:

                                (И, кстати, не стоит брезговать небольшим вступлением — частью необязательной, но поднимающей ваше эссе на более высокую «ступень развития».)

                                Структура

                                Здесь, в принципе, нет ничего таинственного. «Секрет» раскрыт уже давно, это вполне доходчиво объясняют в школе, и вряд ли найдется в Рунете сайт, посвященный ЕГЭ, на котором не был бы размещен план эссе (ну вот, теперь и на моем тоже  😉 :

                                Вот этому плану и должно в идеале соответствовать ваше сочинение.

                                А что, и абзацев должно быть именно 8?

                                Информация из первых уст: нет, это не обязательно. По словам Ирины Петровны Цыбулько, Председателя Предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, «абзацное членение должно соответствовать логике рассуждения экзаменуемого».

                                  Это означает, что , в принципе, можно слить в один абзац вступление и формулировку проблемы, комментарий и авторскую позицию, авторскую позицию и собственный тезис, тезис и два аргумента — можно вообще все в один абзац, если у вас логика такая оригинальная (шучу :).

                                Совет

                                Лично мне больше нравится, когда количество абзацев соответствует количеству пунктов плана. Так для экспертов наша логика более понятна и структура нашего эссе более прозрачна — в общем, такой текст проще читать и проще в нем ориентироваться, что есть хорошо для уставших глаз и натянутых нервов эксперта, ИМХО.

                                В плане структуры поделюсь одной маленькой рабочей фишкой, которой можно пользоваться на экзамене.

                                Графический шаблон

                                Разделите свой черновик на восемь частей — примерно так:

                                Каждую часть озаглавьте в соответствии с планом (можно туда же вписать свои опорные фразы), а потом заполняйте эти поля текстом эссе.

                                И что нам это даст? Во-первых, это поможет вам убедиться, что вы ничего не упустили и логика вашего рассуждения соответствует требованиям к эссе. Во-вторых, в процессе полета фантазии 🙂 мысли часто рождаются сумбурно, хаотично.

                                Сначала вам может прийти в голову идея для аргумента, затем — удачная формулировка комментария и только потом — проблемы. В общем, Муза — дама капризная. Мне лично крайне редко удается написать какой-либо текст последовательно, от начала до конца.

                                Понятно, что любую идею нужно сразу же фиксировать на бумаге, иначе, как говорится, «мысль уйдет, и придется думать ее снова». Если записывать все единым текстом, то затем понадобится некоторое время и умственные усилия, чтобы расставить это в логическом порядке.

                                Намного проще и умственно-время-экономичнее сразу распределять фразы по тем частям эссе, для которых они предназначаются. И, кстати, вам визуально всегда будет понятно, на какой стадии процесса вы находитесь.

                                Читайте также:  Экономист после 9 класса: можно ли стать специалистом на базе 9 классов

                                Вот, пожалуй, и все шаблоны, которые может предложить здравый смысл… Хотя нет. Я-то «своих» учу писать по еще более жесткой схеме. По какой? Расскажу в процессе тренинга «Мастер Эссе», потому что об этом надо не только узнать, но и опробовать эти фишки на практике, иначе толку не будет. Так что вписывайтесь, пока еще не поздно.

                                Удачи!

                                Запись опубликована ЕГЭ classmaster. You can comment here or there.

                                Источник: https://ege-classmaster.livejournal.com/16671.html

                                Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение (план, шаблоны)

                                ЕГЭ ПО русскОМУ языкУ

                                Алгоритм работы

                                над сочинением (задание 25)

                                ЕГЭ ПО русскОМУ языкУ

                                В 2016 году концепция экзамена и его структура не изменились, но максимальное количество первичных баллов за ЕГЭ по русскому языку выросло на 1 балл. Отныне за часть 1 (задания 1 — 24) вы можете набрать 32 балла, а за часть 2 (задание 25) — 24 балла. Общее число: 56 первичных баллов.

                                Минимальные баллы, подтверждающие сдачу ЕГЭ: первичный балл – 16, тестовый балл – 36 баллов . 

                                К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3 допущено не более 2-х ошибок – 2 допущено 3-4 ошибки – 1 допущено более 4-х ошибок — 0

                                К 8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3 допущено 1–3 ошибки – 2 допущено 4-5 ошибок – 1 допущено более 5-и ошибок — 0

                                К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют – 1 допущены этические ошибки (1 и более) — 0

                                К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют — 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале — 0

                                Внимательно читаем задание

                                Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

                                25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

                                Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

                                Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

                                Объём сочинения – не менее 150 слов.

                                Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

                                Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                                Композиция сочинения

                                • Вступление.
                                • Проблема, над которой размышляет автор.
                                • Комментарий проблемы.
                                • Выявление позиции автора.
                                • Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
                                • Первый аргумент.
                                • Второй аргумент.
                                • Вывод (заключение).

                                1 абзац

                                Важно:

                                Не менее 6-ти абзацев.

                                Шаг №1. Пишем вступление

                                Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

                                Шаг №1. вступление

                                Как начать сочинение?

                                1) Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.

                                Шаблон:

                                • В.П.Астафьев один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе .

                                К природе, к детям, к учителю, к животным, к человеку на войне…

                                Беспроигрышный вариант – к человеку.

                                Шаг №1. вступление

                                2) Рассуждение на «вечные» темы (дружба, любовь, милосердие , верность и т.д.) можно начать с ряда однородных членов.

                                Шаблон:

                                Милосердие, сострадание – без этих нравственных категорий невозможно представить духовную жизнь мыслящего человека. Но дать им определение не так просто.

                                2 – 3 слова (что подходит вам)

                                Шаг №1. вступление

                                3) Можно написать вступление с помощью вопросов.

                                Шаблон:

                                Верность… Что это такое? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста К.Иванова .

                                Шаг №1. вступление

                                4) Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.

                                5) Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)

                                6) Рассуждение на «вечные» темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!

                                Шаг №2. Формулируем проблему (К1)

                                Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

                                Тема

                                (о чём? )

                                Идея

                                (зачем?)

                                Важно:

                                Проблему ищем, анализируя весь текст, а не отдельную его часть.

                                Проблема

                                (что волнует автора?)

                                Шаг №2. Формулируем проблему (К1)

                                Важно!

                                Проблем может быть несколько. Важно увидеть ту проблему-вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

                                Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

                                Шаг №2. Формулируем проблему (К1)

                                Вопрос, который интересует автора?

                                Авторская позиция – ответ на этот вопрос.

                                Что хотел сказать автор?

                                Проблема

                                Шаг №2. Формулируем проблему (К1)

                                Авторская позиция – ответ на этот вопрос.

                                Проблема – это вопрос , который интересует автора

                                Шаг №2. Формулируем проблему (К1)

                                Способы формулировки проблемы

                                Примеры формулировок

                                1. В виде вопроса

                                2. Сочетание слова «проблема» с существительным

                                Если проблема сформулирована…

                                Возможно ли органичное сочетание в жизни человека духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст…

                                «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»…

                                в родительном падеже

                                в форме вопроса, то авторская позиция должна звучать как ответ на вопрос

                                по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции

                                «В тексте поднимается проблема одиночества»…

                                Шаг №2. Формулируем проблему (К1)

                                Способы формулировки проблемы

                                Примеры формулировок

                                3. Сочетание слова «проблема» с существительным

                                Если проблема сформулирована…

                                в именительном падеже (БСП)

                                Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: нравственный выбор (Им. пад.).

                                по формуле «проблема + существительное в именительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции

                                Автором

                                Проблема может быть:

                                проблема может быть:

                                • поставлена
                                • изложена
                                • рассмотрена
                                • выдвинута
                                • затронута
                                • поднята
                                • сформулирована
                                • исследована
                                • проанализирована

                                сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…

                                Шаг №2. Шаблоны для формулировки проблемы (К1)

                                Шаг №3. Комментируем проблему (К2)

                                Комментарий — это индикатор того, что вы правильно поняли исходный текст.

                                р

                                Хороший комментарий содержит два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания авторской позиции + 2 цитаты.

                                п

                                В комментарии вы следите за тем, как автор раскрывает проблему, её аспекты.

                                п

                                5 – 7 предложений .

                                Шаг №3. Комментируем проблему (К2)

                                Возможные способы изложения материала

                                1 ) В небольшом, но очень содержательном тексте И.О.Ф. (можно полностью) рассуждает о … + 2 предложения по тексту + цитата. Также автор размышляет о… + цитата. Эта проблема заставляет нас, читателей , (лучше понять себя и окружающих, глубоко задуматься о …).

                                Важно: автор рассуждает , если тип текста – рассуждение;

                                автор повествует (рассказывает) , если тип текста – повествование;

                                автор описывает , если тип текста – описание.

                                Важно: чрезмерное цитирование – 0 баллов. (Небольшое предложение – цитата + цитаты — выдержки из текста).

                                Шаг №3. Комментируем проблему (К2)

                                Возможные способы изложения материала

                                2) Эта проблема в той или иной степени касается нас всех, потому что … И она актуальна (сегодня, всегда). Рассуждая (описывая, повествуя), автор даёт свою оценку происходящему, желая сделать читателя своим единомышленником.

                                Его рассказ о (…) эмоционален, его аргументы (…) убедительны, он прибегает к (художественному повествованию, монологу, красочному описанию, взволнованному диалогу героев, бесстрастному описанию и т.д.).

                                В итоге писатель (публицист, критик, рассказчик, ФИО) приходит к выводу…

                                Клише для написания комментария

                                • Автор раскрывает проблему на примере…
                                • Автор говорит об этом с горечью, изображая …
                                • Автор даёт оценку проблеме с помощью…
                                • Автор убедительно доказывает, что…
                                • По мнению автора, важное значение имеет…
                                • Приём… пронизывает весь текст, что позволяет автору подчеркнуть главное …
                                • Автор задаётся вопросом…
                                • Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает…
                                • Автор подтверждает, осмысливает, критически оценивает…
                                • Размышляя над проблемой, автор приводит аргументы …(цитирование).
                                Читайте также:  Актуальные требования для написания реферата

                                Шаг №3. Шаблоны для комментария проблемы (К2)

                                Значимость проблемы можно подчеркнуть

                                с помощью слов:

                                • общественно-значимая
                                • животрепещущая
                                • жизненная
                                • насущная
                                • первоочередная
                                • острая
                                • важная
                                • серьёзная
                                • спорная
                                • глубокая
                                • актуальная
                                • главная
                                • сложная
                                • принципиальная
                                • жгучая
                                • наболевшая
                                • основная
                                • неразрешимая
                                • назревшая

                                Шаг №3. Шаблоны для комментария проблемы (К2)

                                Проблема может заставить читателя:

                                • глубоко задуматься о…
                                • рассуждать вместе с автором о…
                                • лучше понять себя и окружающих
                                • лучше понять трагизм происходящего
                                • серьезно размышлять о…
                                • критичнее относиться к…
                                • по-иному посмотреть на…
                                • поделиться мыслями о…

                                В комментарии

                                не должно быть:

                                • пересказа исходного текста или его части;
                                • рассуждений по поводу всех проблем текста;
                                • комментариев о действиях героев текста;
                                • повторов слова «проблема»;
                                • выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

                                Шаг 4. Позиция автора (К3)

                                Проблема текста — это вопрос, …

                                Позиция автора (=идея текста) — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

                                Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

                                2 – 3 предложения.

                                Важно: выразить эмоции автора .

                                В публицистическом тексте

                                В художественном тексте

                                Обычно выражена четко и ясно, ее легко можно обнаружить.

                                Может быть прямо не заявлена.

                                Предложение, в котором отражена авторская позиция, лучше процитировать не полностью, а частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

                                Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно, на художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение)…

                                Шаг 4. Позиция автора (К3)

                                Шаг №4. Шаблоны для формулировки позиции автора

                                1) Позиция автора очевидна: … (ответ на проблемный вопрос) . Чувствуется, что автор …обеспокоен … (чем?), восхищается … (чем?), негодует по поводу … (чего?).

                                2) Позиция автора однозначна и выражена довольно чётко: … Он с нескрываемым восторгом пишет о … ( с болью в сердце, с негодованием, с трепетом, с уважением…).

                                3) Позиция автора скорее скрыта, не на виду, но отчётливо понятна: … Он любуется (сочувствует, осуждает, сожалеет и т.д.) …

                                Шаг №5. Изложение собственного мнения по проблеме (К4)

                                В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения:

                                — тезис (обозначит ваше согласие или несогласие с мнением автора);

                                — аргументы (2 убедительных примера-аргумента);

                                — вывод.

                                Помните!

                                Максимальное количество баллов по К4 (3 балла) можно получить только в том случае, если будут приведены 2 аргумента из художественной литературы (пословицы и поговорки, т.е. короткие жанры фольклора, не засчитываются в качестве аргументов из художественной литературы).

                                Шаг №5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4)

                                В качестве аргументов могут быть приведены:

                                • пример из художественной литературы (обязательно!);
                                • пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
                                • примеры из личной жизни и жизни окружающих;
                                • ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
                                • примеры из средств массовой информации;
                                • законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально и т.д.

                                Шаг №5. Шаблоны для аргументации собственного мнения по проблеме (К4)

                                • Нельзя не согласиться с автором в том, что…
                                • Автор прав в том, что…
                                • Однако его мысль о … вызывает сомнение
                                • С автором трудно (не) согласиться
                                • Позиция автора близка (понятна ) мне
                                • Я (не) разделяю точку зрения автора
                                • Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
                                • Мое мнение подтверждает и такой факт…
                                • Нельзя остаться равнодушным…
                                • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
                                • Автор убедительно доказывает, что…

                                Автор справедливо отмечает, что…

                                • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
                                • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

                                Шаг №5. Шаблоны для аргументации собственного мнения по проблеме (К4)

                                Аргументы можно ввести с помощью

                                Словосо

                                Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)

                                четаний

                                Вводных конструк

                                Достаточно привести такой пример…

                                ций

                                Союзов и придаточной части

                                Например… Допустим…Предположим…

                                Так как…

                                Это можно доказать следующим образом..

                                По свидетельству кого-либо…

                                Потому что…

                                Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

                                Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

                                Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.

                                Оттого что…

                                В этом легко убедиться, обратившись к…

                                Благодаря тому что…

                                В связи с тем что…

                                Шаг №6. Пишем заключение

                                Заключение — 3-4 предложения, точных, ёмких, соответствующих выводам из всего вышесказанного.

                                Важно подвести итог именно по той проблеме, о которой речь шла во всём сочинении.

                                Клише, которые можно использовать в последнем абзаце:

                                • Слова автора этого текста не оставили меня равнодушным (-ой)…
                                • В заключение хочется заметить, что проблема… не имеет временных рамок, потому что…
                                • Вопросы, о которых говорит автор этого текста, вечны, как сама жизнь…

                                Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/podghotovka_k_iege_po_russkomu_iazyku_pishiem_sochinieniie_plan_shablony

                                Варианты речевых клише для сочинения-рассуждения

                                • Проблем в современном мире очень много. Одна из них — проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает… .

                                • Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

                                • Автор… (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о… . Он считает, что мы должны… . Для нас важно, чтобы… .

                                • И с его мнением трудно не согласиться. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что… .

                                • А подтвердить обоснованность утверждения могу примерами из литературных произведений….

                                • Автор (фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

                                • (Задаём вопрос.) Именно этот вопрос (проблема), который не может не волновать современного человека, затрагивает… в своём тексте. Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.

                                • В представленном тексте автор размышляет на тему… .

                                Он считает, что «…».

                                • Я полностью разделяю его точку зрения. Действительно, данная проблема очень актуальна в художественной литературе. Например, в произведении… .

                                • Автор (фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

                                • «…» (яркая фраза, отражающая основную мысль текста). Мне кажется, предложенный (имя автора) текст именно об этом.

                                • Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о… . Таким образом,… поднимает важную, на мой взгляд, проблему… (и ставит перед читателем вопрос: «…?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

                                • Среди множества проблем особенно актуальной остаётся… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает… . (Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальность она не потеряла и в наши дни.)

                                • Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная). Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…. Авторская позиция, по моему мнению, связана с… / заключается в.

                                .. . Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как… . Я согласен с… в том, что… . (С мнением автора трудно не согласиться, так как… . Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых… .

                                )

                                • Общеизвестно, что… . Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… . Мне кажется / представляется… . Действительно,… .

                                • Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на мой небогатый пока жизненный опыт… . В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения… классика отечественной (зарубежной) литературы… .

                                • Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… . В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… . Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что… .

                                • Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод… .

                                

                                Источник: https://scribble.su/ege/russkiy-yazyk-algoritm-napisaniya/18.html

                                Ссылка на основную публикацию