Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования
Что такое степень научной разработанности темы?Очень часто степень научной разработанности темы выясняют после завершения диссертационного исследования и делают это лишь потому, что так требуется инструкциями ВАК, согласно которым «степень» является обязательным компонентом введения к диссертации. При этом в «степени» ограничиваются, как правило, только упоминанием о том, какие вопросы и кем уже рассматривались в научной литературе. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большая часть вопросов, приведенных в такой «степени-поминальнике», по содержанию выходит далеко за рамки темы диссертационного исследования и имеет к ней весьма косвенное отношение. Это свидетельствует о не понимании соискателем того, почему степень научной разработанности темы следует выяснять на предварительной стадии научно-исследовательской деятельности и какие функции выполняет «степень» в диссертационном исследовании.
Степень научной разработанности темы – это показатель ее изученности в современных научно-исследовательских практиках.
Установить степень научной разработанности темы позволяет критический анализ системы научного знания об объекте диссертационного исследования, который предусматривает следующие познавательные процедуры:1) определение предметного поля научных исследований по теме диссертации; 2) выявление результатов этих исследований; 3)проверка аутентичности результатов научных исследований.
Чтобы определить предметное поле научных исследований по теме диссертации, надо выяснить, какие вопросы, связанные с изучением объекта научного исследования, уже рассматривались в научной литературе.
Выявление результатов научных исследований по теме диссертации сопровождается установлением тех вопросов, связанных с изучением объекта исследования, которые в научной литературе рассматриваются, во-первых, однозначно, во-вторых, неоднозначно, и описанием представлений ученых по каждому из этих вопросов.
Проверка аутентичности результатов научных представлений по теме диссертации предполагает установление достоверности и полноты презентации объекта исследования в уже существующей системе научного знания.
Установление достоверности презентации объекта исследования в системе научного знания происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в существующей системе научного знания по теме диссертационного исследования.
Второй путь – это соотнесение системы научного знания об объекте диссертационного исследования с научными представлениями самого соискателя, в ходе которого уже существующие научные знания об объекте исследования делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям соискателя; 2) знания, вызывающие у соискателя сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в знаниевый континуум субъекта диссертационного исследования. Установление полноты презентации объекта исследования в системе научного знания, направленное на выявление в ней когнитивных лакун, происходит путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта диссертационного исследования, возникающей в научном сознании соискателя в ходе интериоризации этих знаний в рамках замысла-гипотезы.
Установление противоречий внутри существующей системы научных знаний по теме диссертационного исследования, а также противоречий между этой системой и представлениями самого соискателя; появление когнитивных сомнений по поводу существующей системы научных знаний, выявление в ней когнитивных лакун – все это создает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле предстоящего научного исследования. В рамках этого поля субъект диссертационного исследования формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который он предполагает получить принципиально новое научное знание по теме своего когнитивного интереса и тем самым расширить или изменить научные представления об изучаемой социальной реальности.
В связи с этим можно выделить следующие правила написания «степени научной разработанности темы исследования»: 1) критический анализ научной литературы должен проводиться строго по теме диссертационного исследования; 2) критический анализ научной литературы не должен сводиться к библиографическому «поминальнику».
При описании «степени научной разработанности темы исследования» следует придерживаться такого плана: 1) определение предметного поля научных исследований (выделение вопросов, рассматриваемых в научной литературе); 2) анализ результатов научных исследований (с выделением однозначных и неоднозначных ответов на эти вопросы, существующих в научной литературе); 3) аутентичность представлений ученых об объекте исследования (с выделением «когнитивных лакун»).
Вывод: установление степени научной разработанности темы исследования выполняет важные функции, поскольку это дает возможность соискателю на предварительной стадии сформулировать проблему диссертационного исследования, а на заключительной стадии – отрефлексировать новизну его научных результатов.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/6768.html
Методологический аппарат научного исследования
Аннотация: В процессе обучения студент должен освоить научную терминологию, понятийный и методологический аппарат в области научно-исследовательских работ. В данной лекции понятийный и методологический аппарат рассмотрен в аспекте направления подготовки «Бизнес-информатика».
Актуальность1 темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.
Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:
- важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;
- новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;
- потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;
- потребность в разработке рекомендаций по реализации ИТ-инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;
- потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых ИТ-практик в российских условиях;
- необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;
- потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.
Так, происходящий в настоящее время переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу определяет актуальность тематики многих исследований.
Компания Gartner определила 10 главных технологических трендов на 2013 год2:
- Повсеместное проникновение мобильных устройств.
- Мобильные приложения и HTML5.
- Частные облака.
- Корпоративные магазины приложений.
- «Интернет вещей».
- Гибридные и облачные технологии.
- Большие данные.
- Актуальная аналитика.
- Вычисления в оперативной памяти.
- Интегрированные экосистемы.
В каждом из этих направлений существуют нерешенные задачи, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обуславливает необходимость развития теоретических основ и методологической базы, а также разработки научно-обоснованных рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса и деятельности госструктур.
При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.
На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования.
Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие3 — выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.
Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений вендоров может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами.
Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов.
На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике.
В научном смысле, проблема4- это «возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес»5. При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме.
Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.
Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функционал ьными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия?
На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.
Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.
Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области.
В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы.
Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий.
Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определ яется место собственного исследования в конкретной области знаний.
Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности
При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования |
|
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при описании степени изученности и научной разработанности темы |
|
Пример обоснования актуальности темы «Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии» и описания степени её изученности и научной разработанности
В настоящее время ИТ-аутсорсинг является важнейшим сегментом рынка ИТ-услуг и занимает стабильную долю в его общем объеме, которая по данным отчётов IDC в течение ряда последних лет составляет от 11 до 14%.
В 2011 году объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил от $ 0,84 млрд (данные IDC) до $1,3 млрд (данные «АСТРА»). Для сравнения: мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году составил более 250 млрд. долларов, что составляет более чем 15% глобального ИТ-рынка (данные ForresterResearch).
Для России ИТ-аутсорсинг — сравнительно новый бизнес-инструмент, но доля организаций, использующих различные виды аутсорсинговых услуг, постепенно возрастает.
Типичными причинами перехода предприятий к ИТ-аутсорсингу являются необходимость внедрения передовых технологий, низкая квалификация собственного ИТ-персонала, отсутствие или недостаток ресурсов для выполнения работ, более низкая стоимость / высокое качество оказания услуг на основе внешних ресурсов, обеспечение большей гибкости, совершенствование структуры организации.
Вместе с тем, развитие рынка ИТ-аутсорсинга нельзя назвать быстрым. Существует ряд причин, препятствующих его полномасштабному распространению. К факторами, тормозящим развитие ИТ-аутсорсинга, относятся:
- практически полное отсутствие в России законодательных актов и иных правовых норм, регулирующих предоставление услуг аутсорсинга;
- низкая степень проработанности методологической базы, в том числе отсутствие индустриальных стандартов;
- сложность оценки эффективности аутсорсинга;
- внутренняя незрелость бизнес-процессов заказчиков. На многих предприятиях бизнес-процессы не формализованы, нет четкого представления об их границах, ответственных. Такая ситуация затрудняет передачу их внешней компании;
- информационная закрытость организаций;
- отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-аутсорсеров.
Несоответствие между стремлением предприятий сократить ИТ-расходы за счет использования аутсорсинговой модели и отсутствием общепринятых деловых практик, стандартов и методологий для планирования и организации перехода к ИТ-аутсорсингу обуславливает следующую проблему: каким образом следует выделять функции / задачи/ сервисы для передачи внешнему провайдеру услуг и как обосновать целесообразность такого решения.
Для решения поставленной проблемы необходима разработка научно-обоснованной методики организации перехода к ИТ-аутсорсингу, что определяет актуальность темы исследования.
Концептуальные основы ИТ-аутсорсинга и отдельные аспекты его применения в практике бизнеса рассмотрены в работах российских и зарубежных авторов. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: Р. Аалдерс, Ж-Л Бравар, П.Готтштальк, Э. Йордан, С. Клементс, Н. Карр, Д.Хейвуда, Х.
Солли-Сетер, Э. Спарроу, Е. Г.Аксенов, Б. А.Аникин, И.Г. Альтшулер, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, И. Л. Рудая.
Комитетом по стандартам и методологиям аутсорсинга Некоммерческого партнерства «АСТРА» разработан глоссарий ИТ-аутсорсинга, ведутся работы по созданию унифицированного каталога услуг ИТ-аутсорсинга.
В теоретических и научно-практических исследованиях в области ИТ-аутсорсинга широко освещаются общие вопросы концепции аутсоринга: различные аспекты понятия ИТ-аутсорсинга, его формы и виды, преимущества и недостатки, основные этапы перехода к ИТ-аутсорсингу, особенности аутсорсингового контракта, приводятся отдельные примеры внедрения ИТ-аутсорсинга.
Однако инструменты, позволяющие обосновать и провести передачу выделенных функций/ задач/ сервисов внешнему провайдеру, рассмотрены на уровне общих подходов.
Конкретные методики для предприятий по организации перехода к ИТ-аутсорсингу не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их подготовке и целесообразность проведении исследования в рассматриваемой предметной области.
Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/17445/1160/lecture/18284
Рекомендации по составлению раздела «введение» к магистерской, кандидатской или докторской диссертации
рекомендации по составлению раздела «введение» к магистерской,
кандидатской или докторской диссертации
СЛЕСАРЕВ М.Ю,
доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ
в области образования
диссертация, как и любой научный труд, состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку.
Во введении к диссертации приводят все основные характеристики исследования (они должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям Высшей аттестационной комиссии к диссертациям).
В основной части излагают весь ход исследования — от анализа состояния изучаемого вопроса до практического применения идей автора. Заключение содержит результаты, полученные лично автором, и рекомендации по их применению.
Во введении должны быть затронуты такие моменты, как: актуальность исследования; степень разработанности проблемы; цель и задачи; предмет и объект исследования; хронологический период исследования; гипотеза исследования; новизна и достоверность методов исследования; положения, выносимые на обсуждение и на защиту; практическая и научная значимость осуществленного исследования; апробация исследования.
Существуют устоявшиеся правила и традиции составления введения к диссертации, сформировавшейся в каждой конкретной отрасли наук, в том числе и в технических науках.
Введение к диссертации составляет примерно 10 % общего объема текста работы, например, в кандидатской диссертации это около 15 страниц (если объем диссертации составляет около 150 страниц, или 250 тысяч печатных знаков с пробелами, исключая список литературы и приложения).
К сожалению, большинство аспирантов пишут введение уже после написания черновика глав или разделов диссертации или сначала составляют проект введения, потом пишут главы диссертации и только после этого редактируют введение, т.е. фактически подгоняют теоретические и методологические положения введения под готовую работу.
Однако такой порядок написания научного труда может существенно затруднить окончательное оформление диссертации из-за невозможности представить в едином замысле всю работу.
Автору приходится убирать некоторые части выполненной работы из-за несоответствия предметов исследования выбранному научному направлению по паспорту научной специальности.
чтобы не отказываться от части материалов уже выполненной исследовательской работы, придется готовить комплексную диссертацию по нескольким научным направлениям с соответствующим специальным формированием состава диссертационного совета для рассмотрения такой работы.
Если же сначала написать введение, обозначив в нем все научно-методические характеристики буду-•Л щей научной работы, то можно качественно и без лишних трудозатрат выполнить все необходимые работы ^ и избежать проблем с целостностью тематики на завершающем этапе написания работы. ^ Рассмотрим, какие именно ключевые разделы содержатся во введении к диссертации.
(8
Л
Ю 1. Актуальность исследования. В данном разделе обосновывается актуальность (общественная и на-
РО учная значимость) темы исследования для науки и практики. Актуальность темы является одним из основных требований ВАК к исследованию. Как правило, актуальность темы исследования обусловливается необходимостью ее научного (академического) и практического (прикладного) изучения. Если решаемая
2 О
Н в исследовании задача восполняет недостающие знания в исследовании данной области и востребована
О
наукой или народным хозяйством в данный момент и в данной ситуации, то исследование считается актуальным.
2 Актуальность исследования, являясь, с одной стороны, характеристикой современного состояния ис-¥ следуемого вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой — характеризует автора как ученого, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практи-
I-
ческую значимость для отраслей экономики нашей страны.
Ф Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач ®® исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе обоснования актуальности идут по
660
© М.Ю. Слесарев
пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации, т.е. сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задача.
В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется, по мнению автора работы, наиболее значимая; характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы; рассматриваются причины возникновения проблемы; после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяются объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна его теме.
для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме. Исследователи группируются по рассматриваемым вопросам, которые автор работы считает недостаточно проработанными в их трудах. далее формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.
Актуальность исследования аргументируется потребностью, социальным запросом в изучении конкретной научной проблемы. Если ранее данная тема никем не рассматривалась или рассматривалась лишь частично, следует упомянуть об этом, но это недостаточный аргумент. Обосновывают своевременность, необходимость и насущность исследования той или иной темы.
также рекомендуется аргументировано сказать о том, что исследование является актуальным, востребованным, так как ориентировано на достижение новейших научных результатов, а внедрение его в научный оборот или общественную практику будет способствовать решению теоретической проблемы или практической задачи.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-sostavleniyu-razdela-vvedenie-k-magisterskoy-kandidatskoy-ili-doktorskoy-dissertatsii
Степень научной разработанности проблемы?
Поиск Лекций
По Истории и методологии юридической науки
Тема: Особенности юридического познания
1. Понятие юридической науки
2. Тенденции развития юридической науки
3. Методология юридической науки
Что такое актуальность исследования?
Диссертация – это научное исследование, а поэтому, выбирая тему диссертации, необходимо точно знать, что данное исследование необходимо в данный период времени и может принести пользу в той или иной отрасли. Одним словом – важна актуальность диссертации.
Что странно, многие начинают работу совсем не актуальных диссертаций просто потому, что у них есть статистика по той или иной области. Потом, опираясь на имеющуюсу статистику пытаются сформулировать гипотезу и провести её доказательство.
Это в корне не верный подход к созданию диссертаций, да и любых других экономических исследований в частности.
Актуальность – это значимость чего-либо в данный момент времени. Можно сказать, что это проверка гипотезы исследования на её востребованность.
Достаточно часто оказывается, что гипотеза может уже устареть, а экономическая ситуация поменяться.
Например, в 21 веке бесполезно изучать системы управления гужевым транспортом — просто из-за фактического отсутствия такого транспорта (если, конечно, это диссертация по экономике, а не по истории менеджмента).
Таким образом, актуальность темы диссертации защищаема, если:
— целью проводимых исследований является получение данных для решения проблемы, как теоретической, так и практической, существующей в данное время;
— ее тема переплетается с научными исследованиями, проводящимися во время ее написания в научных организациях или высших учебных заведениях;
— выбранная тема входит в список тем, исследуемых в международной, государственной, региональной или фундаментальной науке или технике;
— рассматривается историческая тема, изучив и проанализировав которую, мы можем сделать выводы, приносящие пользу в современности.
Стоит помнить, что политическая ситуация в стране не должна влиять на оценку актуальности темы диссертации, наука и политика – это не переплетающиеся понятия.
Актуальность диссертации должна звучать уже при прочтении ее темы, где мы излагаем цели своего исследования, только в очень краткой форме. Требования к раскрытию актуальности:
— кратко описать причины, по которым ведется данное исследование в данное время;
— объяснить выбор темы с точки зрения применения полученных в результате ее раскрытия знаний в современной науке или технике.
Только правильно определенная и доказанная актуальность диссертации приведет к написанию качественной и полезной работы.
Степень научной разработанности проблемы?
Среди обязательных элементов введения в диссертационную работу – степень научной проработанности темы.
Данный раздел диссертации отвечает за описание научного базиса автора, а так же за рассмотрение информации о группе научных деятелей, которые занимались научными исследованиями по выбранной теме. Сюда относится небольшая описательная характеристика работ вышеупомянутых научных сотрудников, с рассмотрением вопросов касательно интересующей научной проблемы.
Степень научной разработанности выполняет определяющую роль в положении диссертационной работы в конкретной научной области. Степень научной проработанности представляет собой перечисление ранее возникших пробелов во время исследований и определяет потребность в их разрешении.
Степень научной проработанности темы представлена следующим перечнем:
— упоминания об авторах, которые предшествовали соискателю в его научно-исследовательской деятельности;
— небольшое описание изучаемых ранее вопросов;
— вопросы, которые необходимо исследовать (самостоятельный выбор соискателя).
Перечисляя в своей работе авторов научных работ необходимо указывать их фамилии строго в алфавитном порядке. Для следующего перечня деятелей выбираются наиболее выдающиеся ученые. При условии, что все фамилии не помещаются в перечень, можно ограничиться их количеством, просто указав после уже существующего перечня «и другие».
В ситуации, когда проблема еще никем не поднималась ранее, и список литературных источников просто отсутствует, необходимо обязательное указание об этом.
Если тема диссертации затрагивает несколько направлений научно-исследовательской деятельности, то исходя из этого, и необходимо сформировать условные группы научных деятелей, дополняя информацию о группах сведениями, об изучаемых ими вопросах и существующих недоработках.
Степень научной проблематики условно делят на несколько подпунктов, в котором указываются научные деятели и временные периоды их деятельности. Где отчётливо разделяют пункт с информацией о современных деятелях, и отдельный пункт с упоминанием более ранних работ и их авторов.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s11337t8.html
диссертации (стр. 1 из 12)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. Т.ЖУРГЕНОВА
Факультет «Живописи и скульптуры»
Кафедра «Живопись»
ТЫНЫБЕКОВА ЖАННА ТУГАНБАЕВНА
«Витражное искусство Казахстана конца ХХ – начала ХХІ века: композиционные, декоративные и технологические аспекты»
6М041300 — Живопись
Реферат диссертации
соискание академической степени
магистра искусств
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения
доцент Батурина О.В.
Рецензент: Султанова М.Э. кандидат искусствоведения
Алматы, 2011
Введение
Стекло, являясь природным материалом, обладает не только уникальными физическими и декоративными свойствами, но и эмоциональными характеристиками. Возможно, поэтому к искусству изготовления стекла издавна проявлялся особый интерес. Этот факт обусловлен тем, что, будучи невероятно хрупким, данный материал обладает почти безграничным потенциалом художественной выразительности.
Актуальность темы исследования. Художественная культура рубежа ХХ-ХХІ столетий насыщена событиями и черезвычайно разнообразна.
В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов.
С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и провляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца ХХ века.
Искусство витража обретает особую ценность в контексте эпохи высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию.
Витраж вошел в современную художественную практику через богатый диапазон форм и эстетических характеристик – от небольшого светельника до монументального панно, от декоративного штриха до архитектурно-декоративной доминанты, от станкового произведения до конструкций артдизайна, от орнаментальных форм до сюжетных решений.
Исключительная способность к синтезу света и декора получила выражение в функциональной и художественной гибкости витража.
Эта уникальная особенность определила его судьбу в разных культурах, а также его востребованность современностью, которая все острее актуализирует неободимость изучения творческой практики витража, его осмысление через культурно-исторический контекст.[1]
Витраж в Казахстане, как вид искусства, был незаслуженно забыт, и начал возрождаться только в последнее десятилетие. В то время, как этот вид искусства имеет уникальную историю развития и играет важную роль в современном дизайне интерьера.
Актуальность и востребованность витража в современных авторских дизайнерских решениях предполагает важность изучения этого художественного материала, его систематизацию.
Изучению витражного искусства, как отдельного самостоятельного ремесла, определению его роли и значения в системе разных видов изобразительного искусства Казахстана, посвящена представленная магистерская диссертация.
Для витража первостепенное значение имеет цвет. В связи с этим необходимо привести основные теории цвета. Цвет прозрачных тел, а следовательно, и стекла зависит от пропущенного светового потока, а непрозрачных – от отраженного. Излучение с различной длиной волны, т.е.
разного цвета, отражаются и поглощаются по-разному в зависимости от свойств поверхности, от которой они отражаются, или свойств прозрачной среды, через которую они проходят.
Изучение традиций производства стекла позволит проявить особенности художественно-композиционных и технологических приёмов.[2]
В искусстве витража большое значение имеет технологическая сторона, которая обуславливает освоение практических навыков, изучение свойств материала, воплощение творческих замыслов на основе классической технологии художественного стекла, и развитие новейших современных техник.
Развитие витражного искусства в Республике Казахстана связано с нарастающим интересом к нему современных дизайнеров.
Если в прошлом витражи были распространены в странах с относительно малым количеством солнечных дней и скупым солнцем, то на территории Казахстана — солнечной, цветущей, южной страны, витражи занимают особое место в дизайне интерьера, так как обогащаются ярким светом. В Казахстане насчитывается более 2400 «солнечных» часов в году.
Сегодня витражное искусства Казахстана стремительно развивается. Есть производственные витражные мастерские, в которых используется современные новейшие технологии витражного искусства, будь то декоративное остекление окон, мебель или небольшие сувениры.
Искусство витража в Казахстане имеет свою историю, хотя и не такую древнюю, как в странах Европы и России, но самобытную и интересную. Традиции этого искусства в нашей стране мало изучены. Большинство из витражей — советской поры.
[3] Популярная литература о витражах в Казахстане практически отсутствует, а научные труды не затрагивают проблемы становления и развития казахстанского витражного искусства.Достижения нашего времени и прошедших столетий в области витража, как самостоятельного вида изобразительного искусства, тенденции и перспективы его развития — все это стало темой и предметом исследования представленной магистерской диссертации.
Малая степень изученности этой темы, влечет за собой отсутствие информации даже среди электронных ресурсов РК. В России создан сайт, объединяющий всех увлеченных витражами: художников, историков, витражистов и искусствоведов, просто любителей и ценителей этого изысканного искусства.
В фотогалерее размещены фотографии витражей в исторической ретроспективе и работы современных художников.
На сайте представлены научные статьи о витражах, об истории этого вида искусства, о роли декоративного остекления в дизайне общественных и частных интерьеров, списки литературы на русском языке.
На доске объявлений сайта посетители могут купить, продать или обсудить авторские витражи. Желающим освоить волшебный мир стекла, сделать витраж своими руками, получить информацию о центрах обучения витражному мастерству.
Хочется сделать витражное искусство Казахстана ярким, особенным, и что самое важное – востребованным и в нашей стране и за рубежом.
Объект исследования. Витражное искусство Казахстана конца ХХ -начала ХI веков.
Предмет исследования. Композиционно-технологические особенности и основные тенденции развития витража в казахстанском дизайне интерьера и экстерьера.
Цель исследования. Определение роли значения витражного искусства в общей картине развития изобразительного искусства Казахстана рубежа ХХ-ХХІ веков.
Данная цель реализуется через решение следующих задач :
· Изучение библиографических источников по истории и технологии витража.
· Выявление основных принципов и подходов к использованию витража в контексте традиций и национальной культуры в современном дизайне Казахстана.
· Определить основные черты комплекса выразительных средств витражного искусства Казахстана.
Научная новизна состоит в том, что автор впервые обращает к проблеме изучения произведений витражного искусства Республики Казахстан.
Каждый из этапов развития витражного искусства Казахстана характеризуется уникальными архитектурно-художественными особенностями, в зависимости от социально-экономических условий, достижений строительной техники, материальной и духовной культуры.
Степень изученности темы. Значительное место в магистерской диссертации отведено вопросам исторического развития, современной практике использования витража в архитектуре, технологическим процессам витражного производства, композиционным и декоративным возможностям витража, которые изучены еще недостаточно.
Это объясняется, не наш взгляд, прежде всего отсутствием единой аналитической системы. Разрозненный характер накопленной информации о декоративных и композиционных особенностях монументального витража затрудняет комплексное понимание процесса его синтеза с архитектурным пространством.
Большинство источников имеют историко-хронологическую направленность, витражи исследуются в контексте принадлежности того или другого стиля в искусстве.
Специалистами, работающим в области архитектуры и живописи, в таких исследованиях не хватает теоретических разработок, системных аналитических выводов. Решение этой проблемы определяет актуальность развития витражного дела, как самостоятельного вида современного искусства.
Андри де Моран в книге «История декоративно-прикладного искусства»[4] от древнейших времен до наших дней максимально учитывает новые открытия археологов, обогатившие наши сведения о древних цивилизациях, используя труд специалистов, а также библиографию по витражному искусству.
На примерах витражей советского периода, а также репродукциях каталогов автор раскрывает художественные особенности этого вида искусства, а также на примере каталогов различных современных витражных цехов автор показывает направление и развитие современного витража.
В значительно большей степени витраж изучен в зарубежной научной литературе. Такие страны, как Германия и Франция до сих пор спорят по поводу первенства в его изобретении. В диссертации использован материал ряда зарубежных публикаций и изданий.
Источник: http://MirZnanii.com/a/287270/dissertatsii