Степень изученности темы диссертации

Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования

Что такое степень научной разработанности темы?Очень часто степень научной разработанности темы выясняют после завершения диссертационного исследования и делают это лишь потому, что так требуется инструкциями ВАК, согласно которым «степень» является обязательным компонентом введения к диссертации. При этом в «степени» ограничиваются, как правило, только упоминанием о том, какие вопросы и кем уже рассматривались в научной литературе. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большая часть вопросов, приведенных в такой «степени-поминальнике», по содержанию выходит далеко за рамки темы диссертационного исследования и имеет к ней весьма косвенное отношение. Это свидетельствует о не понимании соискателем того, почему степень научной разработанности темы следует выяснять на предварительной стадии научно-исследовательской деятельности и какие функции выполняет «степень» в диссертационном исследовании.

Степень научной разработанности темы – это показатель ее изученности в современных научно-исследовательских практиках.

Установить степень научной разработанности темы позволяет критический анализ системы научного знания об объекте диссертационного исследования, который предусматривает следующие познавательные процедуры:1) определение предметного поля научных исследований по теме диссертации; 2) выявление результатов этих исследований; 3)проверка аутентичности результатов научных исследований.

Чтобы определить предметное поле научных исследований по теме диссертации, надо выяснить, какие вопросы, связанные с изучением объекта научного исследования, уже рассматривались в научной литературе.

Обратите внимание

Выявление результатов научных исследований по теме диссертации сопровождается установлением тех вопросов, связанных с изучением объекта исследования, которые в научной литературе рассматриваются, во-первых, однозначно, во-вторых, неоднозначно, и описанием представлений ученых по каждому из этих вопросов.

Проверка аутентичности результатов научных представлений по теме диссертации предполагает установление достоверности и полноты презентации объекта исследования в уже существующей системе научного знания.

Установление достоверности презентации объекта исследования в системе научного знания происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в существующей системе научного знания по теме диссертационного исследования.

Второй путь – это соотнесение системы научного знания об объекте диссертационного исследования с научными представлениями самого соискателя, в ходе которого уже существующие научные знания об объекте исследования делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям соискателя; 2) знания, вызывающие у соискателя сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в знаниевый континуум субъекта диссертационного исследования. Установление полноты презентации объекта исследования в системе научного знания, направленное на выявление в ней когнитивных лакун, происходит путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта диссертационного исследования, возникающей в научном сознании соискателя в ходе интериоризации этих знаний в рамках замысла-гипотезы.

Установление противоречий внутри существующей системы научных знаний по теме диссертационного исследования, а также противоречий между этой системой и представлениями самого соискателя; появление когнитивных сомнений по поводу существующей системы научных знаний, выявление в ней когнитивных лакун – все это создает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле предстоящего научного исследования. В рамках этого поля субъект диссертационного исследования формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который он предполагает получить принципиально новое научное знание по теме своего когнитивного интереса и тем самым расширить или изменить научные представления об изучаемой социальной реальности.

В связи с этим можно выделить следующие правила написания «степени научной разработанности темы исследования»: 1) критический анализ научной литературы должен проводиться строго по теме диссертационного исследования; 2) критический анализ научной литературы не должен сводиться к библиографическому «поминальнику».

При описании «степени научной разработанности темы исследования» следует придерживаться такого плана: 1) определение предметного поля научных исследований (выделение вопросов, рассматриваемых в научной литературе); 2) анализ результатов научных исследований (с выделением однозначных и неоднозначных ответов на эти вопросы, существующих в научной литературе); 3) аутентичность представлений ученых об объекте исследования (с выделением «когнитивных лакун»).

Вывод: установление степени научной разработанности темы исследования выполняет важные функции, поскольку это дает возможность соискателю на предварительной стадии сформулировать проблему диссертационного исследования, а на заключительной стадии – отрефлексировать новизну его научных результатов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/6768.html

Методологический аппарат научного исследования

Аннотация: В процессе обучения студент должен освоить научную терминологию, понятийный и методологический аппарат в области научно-исследовательских работ. В данной лекции понятийный и методологический аппарат рассмотрен в аспекте направления подготовки «Бизнес-информатика».

Актуальность1 темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Важно

Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.

Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:

  • важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;
  • новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;
  • потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;
  • потребность в разработке рекомендаций по реализации ИТ-инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;
  • потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых ИТ-практик в российских условиях;
  • необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;
  • потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.

Так, происходящий в настоящее время переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу определяет актуальность тематики многих исследований.

Компания Gartner определила 10 главных технологических трендов на 2013 год2:

  1. Повсеместное проникновение мобильных устройств.
  2. Мобильные приложения и HTML5.
  3. Частные облака.
  4. Корпоративные магазины приложений.
  5. «Интернет вещей».
  6. Гибридные и облачные технологии.
  7. Большие данные.
  8. Актуальная аналитика.
  9. Вычисления в оперативной памяти.
  10. Интегрированные экосистемы.

В каждом из этих направлений существуют нерешенные задачи, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обуславливает необходимость развития теоретических основ и методологической базы, а также разработки научно-обоснованных рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса и деятельности госструктур.

При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.

На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования.

Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.

На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие3 — выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.

Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений вендоров может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами.

Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов.

Совет

На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике.

В научном смысле, проблема4- это «возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес»5. При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме.

Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.

Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функционал ьными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия?

Читайте также:  Недостатки защиты курсовой работы – что важно не упустить?

На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.

Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.

Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области.

В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы.

Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий.

Обратите внимание

Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определ яется место собственного исследования в конкретной области знаний.

Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности

При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1

Таблица 2.1. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её степени изученности и научной разработанности

ГруппаПримеры
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования
  • Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) … препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения)…..
  • Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов… выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения)…..
  • Многочисленные исследования… показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо….
  • Необходимость создания (подготовки, разработки)…. обусловлена отсутствием….
  • При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому …
  • Выявленная проблема … ещё не решена.
  • Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. … 2. … 3. …
  • Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена….
  • Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при описании степени изученности и научной разработанности темы
  • Основополагающие научные разработки в области … представлены трудами авторов …
  • Вопросы… подробно освещены в работах авторов…
  • В работах …. отмечается (обосновывается), что…
  • В работах … вопросы… рассматриваются без учета…
  • В работах … указывается, что… , таким образом, можно сделать вывод…
  • При решении проблемы … авторы … приходят к общим выводам ….
  • По вопросам … есть различные мнения. Автор …..считает, что… В то же время автор…. отмечает, что…
  • В работах авторов… рассматриваются подходы к решению проблемы… Вопросам… уделяется незначительное внимание.
  • Рассматривая проблему… , авторы не затрагивают вопросы…
  • В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы (проблемы)… , поэтому существует потребность в подготовке (разработке, создании)…
  • В настоящее время вопросы…. мало освещены в теоретических исследованиях и/или практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в области…

Пример обоснования актуальности темы «Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии» и описания степени её изученности и научной разработанности

В настоящее время ИТ-аутсорсинг является важнейшим сегментом рынка ИТ-услуг и занимает стабильную долю в его общем объеме, которая по данным отчётов IDC в течение ряда последних лет составляет от 11 до 14%.

В 2011 году объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил от $ 0,84 млрд (данные IDC) до $1,3 млрд (данные «АСТРА»). Для сравнения: мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году составил более 250 млрд. долларов, что составляет более чем 15% глобального ИТ-рынка (данные ForresterResearch).

Для России ИТ-аутсорсинг — сравнительно новый бизнес-инструмент, но доля организаций, использующих различные виды аутсорсинговых услуг, постепенно возрастает.

Типичными причинами перехода предприятий к ИТ-аутсорсингу являются необходимость внедрения передовых технологий, низкая квалификация собственного ИТ-персонала, отсутствие или недостаток ресурсов для выполнения работ, более низкая стоимость / высокое качество оказания услуг на основе внешних ресурсов, обеспечение большей гибкости, совершенствование структуры организации.

Вместе с тем, развитие рынка ИТ-аутсорсинга нельзя назвать быстрым. Существует ряд причин, препятствующих его полномасштабному распространению. К факторами, тормозящим развитие ИТ-аутсорсинга, относятся:

  • практически полное отсутствие в России законодательных актов и иных правовых норм, регулирующих предоставление услуг аутсорсинга;
  • низкая степень проработанности методологической базы, в том числе отсутствие индустриальных стандартов;
  • сложность оценки эффективности аутсорсинга;
  • внутренняя незрелость бизнес-процессов заказчиков. На многих предприятиях бизнес-процессы не формализованы, нет четкого представления об их границах, ответственных. Такая ситуация затрудняет передачу их внешней компании;
  • информационная закрытость организаций;
  • отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-аутсорсеров.

Несоответствие между стремлением предприятий сократить ИТ-расходы за счет использования аутсорсинговой модели и отсутствием общепринятых деловых практик, стандартов и методологий для планирования и организации перехода к ИТ-аутсорсингу обуславливает следующую проблему: каким образом следует выделять функции / задачи/ сервисы для передачи внешнему провайдеру услуг и как обосновать целесообразность такого решения.

Для решения поставленной проблемы необходима разработка научно-обоснованной методики организации перехода к ИТ-аутсорсингу, что определяет актуальность темы исследования.

Концептуальные основы ИТ-аутсорсинга и отдельные аспекты его применения в практике бизнеса рассмотрены в работах российских и зарубежных авторов. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: Р. Аалдерс, Ж-Л Бравар, П.Готтштальк, Э. Йордан, С. Клементс, Н. Карр, Д.Хейвуда, Х.

Важно

Солли-Сетер, Э. Спарроу, Е. Г.Аксенов, Б. А.Аникин, И.Г. Альтшулер, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, И. Л. Рудая.

Комитетом по стандартам и методологиям аутсорсинга Некоммерческого партнерства «АСТРА» разработан глоссарий ИТ-аутсорсинга, ведутся работы по созданию унифицированного каталога услуг ИТ-аутсорсинга.

В теоретических и научно-практических исследованиях в области ИТ-аутсорсинга широко освещаются общие вопросы концепции аутсоринга: различные аспекты понятия ИТ-аутсорсинга, его формы и виды, преимущества и недостатки, основные этапы перехода к ИТ-аутсорсингу, особенности аутсорсингового контракта, приводятся отдельные примеры внедрения ИТ-аутсорсинга.

Однако инструменты, позволяющие обосновать и провести передачу выделенных функций/ задач/ сервисов внешнему провайдеру, рассмотрены на уровне общих подходов.

Конкретные методики для предприятий по организации перехода к ИТ-аутсорсингу не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их подготовке и целесообразность проведении исследования в рассматриваемой предметной области.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/17445/1160/lecture/18284

Рекомендации по составлению раздела «введение» к магистерской, кандидатской или докторской диссертации

рекомендации по составлению раздела «введение» к магистерской,

кандидатской или докторской диссертации

СЛЕСАРЕВ М.Ю,

доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ

в области образования

диссертация, как и любой научный труд, состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку.

Во введении к диссертации приводят все основные характеристики исследования (они должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям Высшей аттестационной комиссии к диссертациям).

В основной части излагают весь ход исследования — от анализа состояния изучаемого вопроса до практического применения идей автора. Заключение содержит результаты, полученные лично автором, и рекомендации по их применению.

Совет

Во введении должны быть затронуты такие моменты, как: актуальность исследования; степень разработанности проблемы; цель и задачи; предмет и объект исследования; хронологический период исследования; гипотеза исследования; новизна и достоверность методов исследования; положения, выносимые на обсуждение и на защиту; практическая и научная значимость осуществленного исследования; апробация исследования.

Существуют устоявшиеся правила и традиции составления введения к диссертации, сформировавшейся в каждой конкретной отрасли наук, в том числе и в технических науках.

Читайте также:  Нейминг: это важно или зачем платить деньги копирайтеру

Введение к диссертации составляет примерно 10 % общего объема текста работы, например, в кандидатской диссертации это около 15 страниц (если объем диссертации составляет около 150 страниц, или 250 тысяч печатных знаков с пробелами, исключая список литературы и приложения).

К сожалению, большинство аспирантов пишут введение уже после написания черновика глав или разделов диссертации или сначала составляют проект введения, потом пишут главы диссертации и только после этого редактируют введение, т.е. фактически подгоняют теоретические и методологические положения введения под готовую работу.

Однако такой порядок написания научного труда может существенно затруднить окончательное оформление диссертации из-за невозможности представить в едином замысле всю работу.

Автору приходится убирать некоторые части выполненной работы из-за несоответствия предметов исследования выбранному научному направлению по паспорту научной специальности.

чтобы не отказываться от части материалов уже выполненной исследовательской работы, придется готовить комплексную диссертацию по нескольким научным направлениям с соответствующим специальным формированием состава диссертационного совета для рассмотрения такой работы.

Если же сначала написать введение, обозначив в нем все научно-методические характеристики буду-•Л щей научной работы, то можно качественно и без лишних трудозатрат выполнить все необходимые работы ^ и избежать проблем с целостностью тематики на завершающем этапе написания работы. ^ Рассмотрим, какие именно ключевые разделы содержатся во введении к диссертации.

(8

Л

Обратите внимание

Ю 1. Актуальность исследования. В данном разделе обосновывается актуальность (общественная и на-

РО учная значимость) темы исследования для науки и практики. Актуальность темы является одним из основных требований ВАК к исследованию. Как правило, актуальность темы исследования обусловливается необходимостью ее научного (академического) и практического (прикладного) изучения. Если решаемая

2 О

Н в исследовании задача восполняет недостающие знания в исследовании данной области и востребована

О

наукой или народным хозяйством в данный момент и в данной ситуации, то исследование считается актуальным.

2 Актуальность исследования, являясь, с одной стороны, характеристикой современного состояния ис-¥ следуемого вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой — характеризует автора как ученого, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практи-

I-

ческую значимость для отраслей экономики нашей страны.

Ф Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач ®® исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе обоснования актуальности идут по

660

© М.Ю. Слесарев

пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации, т.е. сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задача.

В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется, по мнению автора работы, наиболее значимая; характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы; рассматриваются причины возникновения проблемы; после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.

Важно

таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяются объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна его теме.

для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме. Исследователи группируются по рассматриваемым вопросам, которые автор работы считает недостаточно проработанными в их трудах. далее формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.

Актуальность исследования аргументируется потребностью, социальным запросом в изучении конкретной научной проблемы. Если ранее данная тема никем не рассматривалась или рассматривалась лишь частично, следует упомянуть об этом, но это недостаточный аргумент. Обосновывают своевременность, необходимость и насущность исследования той или иной темы.

также рекомендуется аргументировано сказать о том, что исследование является актуальным, востребованным, так как ориентировано на достижение новейших научных результатов, а внедрение его в научный оборот или общественную практику будет способствовать решению теоретической проблемы или практической задачи.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-sostavleniyu-razdela-vvedenie-k-magisterskoy-kandidatskoy-ili-doktorskoy-dissertatsii

Степень научной разработанности проблемы?

Поиск Лекций

По Истории и методологии юридической науки

Тема: Особенности юридического познания

1. Понятие юридической науки

2. Тенденции развития юридической науки

3. Методология юридической науки

Что такое актуальность исследования?

Диссертация – это научное исследование, а поэтому, выбирая тему диссертации, необходимо точно знать, что данное исследование необходимо в данный период времени и может принести пользу в той или иной отрасли. Одним словом – важна актуальность диссертации.

Что странно, многие начинают работу совсем не актуальных диссертаций просто потому, что у них есть статистика по той или иной области. Потом, опираясь на имеющуюсу статистику пытаются сформулировать гипотезу и провести её доказательство.

Это в корне не верный подход к созданию диссертаций, да и любых других экономических исследований в частности.

Актуальность – это значимость чего-либо в данный момент времени. Можно сказать, что это проверка гипотезы исследования на её востребованность.

Достаточно часто оказывается, что гипотеза может уже устареть, а экономическая ситуация поменяться.

Например, в 21 веке бесполезно изучать системы управления гужевым транспортом — просто из-за фактического отсутствия такого транспорта (если, конечно, это диссертация по экономике, а не по истории менеджмента).

Таким образом, актуальность темы диссертации защищаема, если:

— целью проводимых исследований является получение данных для решения проблемы, как теоретической, так и практической, существующей в данное время;

— ее тема переплетается с научными исследованиями, проводящимися во время ее написания в научных организациях или высших учебных заведениях;

— выбранная тема входит в список тем, исследуемых в международной, государственной, региональной или фундаментальной науке или технике;

— рассматривается историческая тема, изучив и проанализировав которую, мы можем сделать выводы, приносящие пользу в современности.

Стоит помнить, что политическая ситуация в стране не должна влиять на оценку актуальности темы диссертации, наука и политика – это не переплетающиеся понятия.

Совет

Актуальность диссертации должна звучать уже при прочтении ее темы, где мы излагаем цели своего исследования, только в очень краткой форме. Требования к раскрытию актуальности:

— кратко описать причины, по которым ведется данное исследование в данное время;

— объяснить выбор темы с точки зрения применения полученных в результате ее раскрытия знаний в современной науке или технике.

Только правильно определенная и доказанная актуальность диссертации приведет к написанию качественной и полезной работы.

Степень научной разработанности проблемы?

Среди обязательных элементов введения в диссертационную работу – степень научной проработанности темы.

Данный раздел диссертации отвечает за описание научного базиса автора, а так же за рассмотрение информации о группе научных деятелей, которые занимались научными исследованиями по выбранной теме. Сюда относится небольшая описательная характеристика работ вышеупомянутых научных сотрудников, с рассмотрением вопросов касательно интересующей научной проблемы.

Степень научной разработанности выполняет определяющую роль в положении диссертационной работы в конкретной научной области. Степень научной проработанности представляет собой перечисление ранее возникших пробелов во время исследований и определяет потребность в их разрешении.

Степень научной проработанности темы представлена следующим перечнем:

— упоминания об авторах, которые предшествовали соискателю в его научно-исследовательской деятельности;

— небольшое описание изучаемых ранее вопросов;

— вопросы, которые необходимо исследовать (самостоятельный выбор соискателя).

Перечисляя в своей работе авторов научных работ необходимо указывать их фамилии строго в алфавитном порядке. Для следующего перечня деятелей выбираются наиболее выдающиеся ученые. При условии, что все фамилии не помещаются в перечень, можно ограничиться их количеством, просто указав после уже существующего перечня «и другие».

В ситуации, когда проблема еще никем не поднималась ранее, и список литературных источников просто отсутствует, необходимо обязательное указание об этом.

Если тема диссертации затрагивает несколько направлений научно-исследовательской деятельности, то исходя из этого, и необходимо сформировать условные группы научных деятелей, дополняя информацию о группах сведениями, об изучаемых ими вопросах и существующих недоработках.

Степень научной проблематики условно делят на несколько подпунктов, в котором указываются научные деятели и временные периоды их деятельности. Где отчётливо разделяют пункт с информацией о современных деятелях, и отдельный пункт с упоминанием более ранних работ и их авторов.

Читайте также:  Студенческий билет: что это такое и какие льготы дает студентам

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s11337t8.html

диссертации (стр. 1 из 12)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. Т.ЖУРГЕНОВА

Факультет «Живописи и скульптуры»

Кафедра «Живопись»

ТЫНЫБЕКОВА ЖАННА ТУГАНБАЕВНА

«Витражное искусство Казахстана конца ХХ – начала ХХІ века: композиционные, декоративные и технологические аспекты»

6М041300 — Живопись

Реферат диссертации

соискание академической степени

магистра искусств

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения

доцент Батурина О.В.

Рецензент: Султанова М.Э. кандидат искусствоведения

Алматы, 2011

Введение

Стекло, являясь природным материалом, обладает не только уникальными физическими и декоративными свойствами, но и эмоциональными характеристиками. Возможно, поэтому к искусству изготовления стекла издавна проявлялся особый интерес. Этот факт обусловлен тем, что, будучи невероятно хрупким, данный материал обладает почти безграничным потенциалом художественной выразительности.

Актуальность темы исследования. Художественная культура рубежа ХХ-ХХІ столетий насыщена событиями и черезвычайно разнообразна.

В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов.

С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и провляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца ХХ века.

Обратите внимание

Искусство витража обретает особую ценность в контексте эпохи высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию.

Витраж вошел в современную художественную практику через богатый диапазон форм и эстетических характеристик – от небольшого светельника до монументального панно, от декоративного штриха до архитектурно-декоративной доминанты, от станкового произведения до конструкций артдизайна, от орнаментальных форм до сюжетных решений.

Исключительная способность к синтезу света и декора получила выражение в функциональной и художественной гибкости витража.

Эта уникальная особенность определила его судьбу в разных культурах, а также его востребованность современностью, которая все острее актуализирует неободимость изучения творческой практики витража, его осмысление через культурно-исторический контекст.[1]

Витраж в Казахстане, как вид искусства, был незаслуженно забыт, и начал возрождаться только в последнее десятилетие. В то время, как этот вид искусства имеет уникальную историю развития и играет важную роль в современном дизайне интерьера.

Актуальность и востребованность витража в современных авторских дизайнерских решениях предполагает важность изучения этого художественного материала, его систематизацию.

Изучению витражного искусства, как отдельного самостоятельного ремесла, определению его роли и значения в системе разных видов изобразительного искусства Казахстана, посвящена представленная магистерская диссертация.

Для витража первостепенное значение имеет цвет. В связи с этим необходимо привести основные теории цвета. Цвет прозрачных тел, а следовательно, и стекла зависит от пропущенного светового потока, а непрозрачных – от отраженного. Излучение с различной длиной волны, т.е.

Важно

разного цвета, отражаются и поглощаются по-разному в зависимости от свойств поверхности, от которой они отражаются, или свойств прозрачной среды, через которую они проходят.

Изучение традиций производства стекла позволит проявить особенности художественно-композиционных и технологических приёмов.[2]

В искусстве витража большое значение имеет технологическая сторона, которая обуславливает освоение практических навыков, изучение свойств материала, воплощение творческих замыслов на основе классической технологии художественного стекла, и развитие новейших современных техник.

Развитие витражного искусства в Республике Казахстана связано с нарастающим интересом к нему современных дизайнеров.

Если в прошлом витражи были распространены в странах с относительно малым количеством солнечных дней и скупым солнцем, то на территории Казахстана — солнечной, цветущей, южной страны, витражи занимают особое место в дизайне интерьера, так как обогащаются ярким светом. В Казахстане насчитывается более 2400 «солнечных» часов в году.

Сегодня витражное искусства Казахстана стремительно развивается. Есть производственные витражные мастерские, в которых используется современные новейшие технологии витражного искусства, будь то декоративное остекление окон, мебель или небольшие сувениры.

Искусство витража в Казахстане имеет свою историю, хотя и не такую древнюю, как в странах Европы и России, но самобытную и интересную. Традиции этого искусства в нашей стране мало изучены. Большинство из витражей — советской поры.

[3] Популярная литература о витражах в Казахстане практически отсутствует, а научные труды не затрагивают проблемы становления и развития казахстанского витражного искусства.

Достижения нашего времени и прошедших столетий в области витража, как самостоятельного вида изобразительного искусства, тенденции и перспективы его развития — все это стало темой и предметом исследования представленной магистерской диссертации.

Совет

Малая степень изученности этой темы, влечет за собой отсутствие информации даже среди электронных ресурсов РК. В России создан сайт, объединяющий всех увлеченных витражами: художников, историков, витражистов и искусствоведов, просто любителей и ценителей этого изысканного искусства.

В фотогалерее размещены фотографии витражей в исторической ретроспективе и работы современных художников.

На сайте представлены научные статьи о витражах, об истории этого вида искусства, о роли декоративного остекления в дизайне общественных и частных интерьеров, списки литературы на русском языке.

На доске объявлений сайта посетители могут купить, продать или обсудить авторские витражи. Желающим освоить волшебный мир стекла, сделать витраж своими руками, получить информацию о центрах обучения витражному мастерству.

Хочется сделать витражное искусство Казахстана ярким, особенным, и что самое важное – востребованным и в нашей стране и за рубежом.

Объект исследования. Витражное искусство Казахстана конца ХХ -начала ХI веков.

Предмет исследования. Композиционно-технологические особенности и основные тенденции развития витража в казахстанском дизайне интерьера и экстерьера.

Цель исследования. Определение роли значения витражного искусства в общей картине развития изобразительного искусства Казахстана рубежа ХХ-ХХІ веков.

Данная цель реализуется через решение следующих задач :

· Изучение библиографических источников по истории и технологии витража.

· Выявление основных принципов и подходов к использованию витража в контексте традиций и национальной культуры в современном дизайне Казахстана.

· Определить основные черты комплекса выразительных средств витражного искусства Казахстана.

Научная новизна состоит в том, что автор впервые обращает к проблеме изучения произведений витражного искусства Республики Казахстан.

Каждый из этапов развития витражного искусства Казахстана характеризуется уникальными архитектурно-художественными особенностями, в зависимости от социально-экономических условий, достижений строительной техники, материальной и духовной культуры.

Степень изученности темы. Значительное место в магистерской диссертации отведено вопросам исторического развития, современной практике использования витража в архитектуре, технологическим процессам витражного производства, композиционным и декоративным возможностям витража, которые изучены еще недостаточно.

Это объясняется, не наш взгляд, прежде всего отсутствием единой аналитической системы. Разрозненный характер накопленной информации о декоративных и композиционных особенностях монументального витража затрудняет комплексное понимание процесса его синтеза с архитектурным пространством.

Большинство источников имеют историко-хронологическую направленность, витражи исследуются в контексте принадлежности того или другого стиля в искусстве.

Специалистами, работающим в области архитектуры и живописи, в таких исследованиях не хватает теоретических разработок, системных аналитических выводов. Решение этой проблемы определяет актуальность развития витражного дела, как самостоятельного вида современного искусства.

Обратите внимание

Андри де Моран в книге «История декоративно-прикладного искусства»[4] от древнейших времен до наших дней максимально учитывает новые открытия археологов, обогатившие наши сведения о древних цивилизациях, используя труд специалистов, а также библиографию по витражному искусству.

На примерах витражей советского периода, а также репродукциях каталогов автор раскрывает художественные особенности этого вида искусства, а также на примере каталогов различных современных витражных цехов автор показывает направление и развитие современного витража.

В значительно большей степени витраж изучен в зарубежной научной литературе. Такие страны, как Германия и Франция до сих пор спорят по поводу первенства в его изобретении. В диссертации использован материал ряда зарубежных публикаций и изданий.

Источник: http://MirZnanii.com/a/287270/dissertatsii

Ссылка на основную публикацию