Какие ученые степени и звания в России бывают и как присуждаются
Для получения ученой степени в России необходимо обучение в аспирантуре или докторантуре с последующей защитой диссертации.
Ученая степень — это профессиональный «ранг», уровень квалификации в определенной области научных знаний, утвержденный Высшей аттестационной комиссией.
Наличие степени кандидата и доктора наук позволяет получить ученое звание доцента или профессора, занять определенную должность в соответствии со специальностью.
Какая система степеней и званий в России?
Система образования, действующая в РФ, также позволяет получить высшую квалификацию магистра по окончании магистратуры, но юридически ученой степенью она не является.
Это первый шаг для выпускника высшего учебного заведения, желающего посвятить себя науке.
В Европейских странах действует другая система научной иерархии, поэтому студентам, обучающимся за рубежом, важно знать, какая ученая степень не используется в России. В данный перечень входит бакалавр и магистр, а также доктор философии.
Ученые степени и звания в России и европейских странах
После окончания вуза выпускник может продолжить обучение в магистратуре, защитить магистерскую диссертацию и поступить в аспирантуру. Ее успешное окончание и защита позволяют стать кандидатом наук.
При этом обязательно наличие диплома о высшем профессиональном образовании. Следующая, последняя ступень карьеры — защита докторской диссертации.
Таким образом, перечень ученых степеней в России включает:
- Кандидат наук.
- Доктор наук.
Степень почетного доктора наук присваивается без защиты диссертационной работы за особые заслуги и высочайший уровень профессиональных знаний.
Степени и звания, в чем отличия?
Ученые степени и звания в России различаются между собой. В присуждении звания участвует ВАК и Министерство образования, градация в порядке возрастания — доцент и профессор.
Аналогичное наименование носят должности, занимаемые специалистами. Различия между понятиями состоит в том, что должность доцента имеет право занять профессионал, не получивший аналогичного звания.
Кроме того, занимаемая должность не является пожизненной в отличие от присужденного звания.
Образовательная система в разных странах вносит существенные коррективы в присвоение ученых степеней. Например, а США и Канаде высшей ступенькой является доктор философских наук, что соответствует кандидату наук в РФ. Высшая ученая степень в России, Франции, Великобритании, Италии аналогичны — доктор соответствующей специальности.
В настоящий момент ведутся дискуссии, касающиеся унификации в системе высшего образования во всех странах Европы. Это связано с иной градацией, применяемой зарубежными вузами. Ученые степени по возрастанию в странах, присоединившихся к Болонскому процессу, включают:
- бакалавра (4 года обучения);
- магистра (6 лет обучения в вузе).
Эти степени в РФ получить нельзя.
Что касается высшей квалификации доктора медицины (DM) и права (DL), в некоторых европейских странах и США они приравниванию к ученому званию в России и не требуют окончания докторантуры и защиты диссертации.
Как получить ученую степень в России?
Стать кандидатом или доктором наук в РФ можно при соблюдении ряда важных условий:
- Наличии диплома о высшем образовании.
- Получении степени магистра.
- Успешном окончании аспирантуры (докторантуры).
- Самостоятельном написании и защите кандидатской или докторской диссертации.
Защита кандидатской предполагает научные изыскания, проведение опытов и экспериментов, публикацию 3 статей и монографии в ВАКовских научных изданиях. Присвоение ученой степени осуществляется как в вузе, где проходит обучение аспирант, так и в сторонних учебных учреждениях.
Получить степень доктора наук может соискатель, уже защитивший кандидатскую диссертацию. Необходимым условиями продвижения в ученой карьере являются: публикация 2 монографий и 15 статей в журналах ВАК, проведение сложных научных изысканиях с получением результатов, прошедших апробацию, успешная защита диссертационной работы.
Как присваиваются ученые степени?
В настоящий момент в России реализован проект, согласно которому ряд вузов может самостоятельно присуждать ученые степени. В список вошло более 60 учреждений, в числе которых национальные исследовательские и федеральные университеты, престижные вузы, являющиеся участником проекта 5-100. Такие учебные заведения имеют собственный диссертационный совет.
Весь список ученых степеней России (кандидат и доктор наук разных специальностей) могут получить соискатели, окончившие аспирантуру (докторантуру) и успешно выступившие перед диссертационным советом, утвержденным ВАК.
В него входит не менее 19 человек, половина из числа которых являются сотрудниками кафедры данного вуза, остальные — приглашенными из других организаций оппонентами. Все члены комиссии должны иметь квалификацию, связанную с темой диссертации.
На заседании должен присутствовать научный руководитель соискателя.
Процедура получения степени кандидата наук включает:
- Защиту перед диссертационным советом с вынесением им положительного решения.
- Представление результатов Высшей аттестационной комиссии.
- Проверка ВАК научной работы и публикаций.
- Вынесение решения о присуждении указанной степени.
Обязательной является сдача кандидатского минимума — экзамена по специальности, иностранному языку и философии.
Обучение в аспирантуре можно сочетать с преподавательской деятельностью с присвоением одной из младших научных должностей.
Соискателям, желающим стать доктором наук, не обязательно поступать в докторантуру. Выполнению подлежат следующие условия:
- Звание кандидата наук.
- Написание 15 научных статей.
- Публикация 2 монографий по теме диссертации.
- Выполнение диссертационной работы, направленной на решение важной научной проблемы или связанной с серьезным открытием.
- Защита докторской.
- Присуждение степени президиумом ВАК.
Упомянув о том, какие ученые степени в России могут получить соискатели, необходимо уточнить: защитить кандидатскую в первого раза удается лишь части аспирантов и только 1 ученый из 10 становится доктором наук. Достижение поставленной цели позволяет занять руководящие должности, повысить кадровую ценность и построить успешную карьеру.
Источник: https://Dissertacija.com/poleznoe/glossariy/uchenie-zvania-v-rossii/
Какие бывают ученые степени и их отличие от ученых званий
В вузах создана квалификационная система, согласно которой ученые степени расположены в порядке возрастания. А вот какие бывают ученые степени ответить несложно — это кандидаты и доктора наук. Для того, чтобы получить ученую степень, соискателям нужно публично защитить диссертацию.
На подготовку такого объемного научного материала уходит довольно много времени и сил. Можно, конечно, обойтись научным докладом, содержащим конечные результаты разработок и исследований. Но этот путь доступен только уже достаточно известным людям, имеющим множество публикаций научных работ.
В связи с переходом на болонскую систему образования появились еще несколько степеней:
- Бакалавр — самая низшая степень, из всех возможных. Ее получает выпускник вуза проучившись 4 года и защитивший диплом. Раньше это называлось «незаконченное высшее образование»;
- Специалист — присваивается после пяти лет обучения в вузе;
- Магистр — срок обучения 6 лет. Эту степень выпускник получает после дополнительных двух лет обучения и защитив вторую дипломную работу.
Часто на вопрос какие бывают ученые степени, отвечают — доцент или профессор. В этом случае подменяются понятия — это не ученые степени, а ученые звания. Причем ученое звание, подкрепленное документально официальным аттестатом. Занимать должность доцента или профессора могут и не аттестованные работники. Звание дается пожизненно, а должность может быть временной.
Ученые звания различаются по кафедре и по специальности, бывают научными и педагогическими, поэтому немудрено запутаться во всех этих перипетиях. Некоторые люди, занимающие должность профессора гордо именуют себя «профессорами», хотя не имеют никакого отношения к ученому званию.
В этом вопросе военные более скромны — имея полковничьи погоны никто и никогда не назовет себя генералом на генеральской должности. Некоторые негосударственные учебные заведения самостоятельно, не привлекая Высшую аттестационную комиссию, присуждают ученые степени кандидата или доктора наук и выдают так называемые корочки.
Как правило юридическую сторону таких документов еще стоит доказать.
Разобраться какие бывают ученые степени и чем они отличаются от ученых званий не так просто, как кажется, но основные моменты заключаются в следующем:
- После защиты диссертации, соискателю присуждается ученая степень, а по результатам научно-педагогической деятельности присваивается ученое звание.
- Диплом кандидат или доктора наук подтверждает ученую степень, а аттестат доцента или профессора — ученое звание.
- Получить ученую степень сложнее, чем звание, поэтому все силы следует направлять именно на защиту диссертации.
К людям, которые имеют высокие звания или ученые степени, относятся более уважительно, поэтому стремление к высшей форме самореализации и самовыражения крепко до сих пор. Но добиться высокого положения в обществе нелегко, но возможно.
Источник: https://life-students.ru/kakie-byvayut-uchenye-stepeni-i-ix-otlichie-ot-uchenyx-zvanij/
Учёные степени и звания
Учёные сте́пени и зва́ния — квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников. В Российской Федерации присуждаются учёные степени кандидата и доктора наук.
Кроме того, существуют учёные звания: старший научный сотрудник, доцент, профессор, член-корреспондент, академик.
Учёные степени
Для получения степени кандидата или доктора наук учёные пишут диссертации и защищают их на заседании диссертационного совета, созданного при ВУЗе, НИИ или другом научном учреждении. Результат защиты диссертации утверждается Высшей аттестационной комиссией (ВАК).
В исключительных случаях звание кандидата или доктора наук может быть присвоено по совокупности работ без защиты диссертации.
Для защиты диссертации на степень доктора надо, как правило, иметь степень кандидата по соответствующей специальности (в крайне редких случаях кандидатская диссертация может быть зачтена в качестве докторской). Более подробно см. .
Ученые степени появились в СССР в 1931. Наибольшее число кандидатов и докторов наук в технических, медицинских, физико-математических науках.
Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии (Ph.D.
, произносится «пи-эйч-ди»; не путать с доктором философских наук) и многочисленные (но более редко присуждаемые) приравненные к ней степени.
Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — габилитированный доктор.
Учёные звания
Учёные звания профессора и доцента разделяются на звания профессора (доцента) по специальности и профессора (доцента) по кафедре. Первые присваиваются ВАКом, вторые — Министерством образования РФ (более подробно см. ).
Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присуждается, оно приравнено к званию доцента по специальности.
Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присуждалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.
Учёные звания члена-корреспондента и академика признаются официально, только если их обладатели являются членами 6 государственных академий:
Положение степеней бакалавра и магистра в России
Степени бакалавр и магистр причисляются к учёным званиям ошибочно, в Российской Федерации они относятся к квалификациям выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. Обладатели степеней бакалавра и магистра не имеют правовых преимуществ перед выпускниками вузов с другими квалификациями.
Номенклатура учёных степеней
Ниже приведена номенклатура докторов наук, номенклатура кандидатов наук её полностью повторяет.
- Доктор архитектуры
- Доктор биологических наук
- Доктор биохимических наук
- Доктор ветеринарных наук
- Доктор военных наук
- Доктор географических наук
- Доктор геолого-минералогических наук
- Доктор искусствоведения
- Доктор исторических наук
- Доктор культурологии
- Доктор медицинских наук
- Доктор педагогических наук
- Доктор политических наук
- Доктор психологических наук
- Доктор сельскохозяйственных наук
- Доктор социологических наук
- Доктор технических наук
- Доктор фармацевтических наук
- Доктор физико-математических наук
- Доктор филологических наук
- Доктор философских наук
- Доктор химических наук
- Доктор экономических наук
- Доктор юридических наук
Негосударственные организации
Религиозные организации могут присваивать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), звания профессора и доцента и т. д.
Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика (см. Негосударственные академии).
Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации.
Источник: http://mediaknowledge.ru/180b63b28d7a7964.html
Должности, степени и звания в вузе
Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно…
Давайте разберёмся в этом.
Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:
1. Академическая должность.
2. Административная должность.
3. Учёная степень.
4. Учёное звание.
Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.
Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность — тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.
Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием «диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук» или «диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук». Кроме того, эту диссертацию ещё требуется «защитить» в специально отведённом месте — Диссертационном совете.
Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить.
Написание и защита диссертации — это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.
Бакалавр — по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с «незаконченным высшим», но защитивший свою дипломную работу, за что и получает «степень» бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.
Магистр — в недавнем прошлом — это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР («выпускная квалификационная работа») и перестала давать уровень магистра.
Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться «магистром».
И будет эта работа называться «магистерская диссертация», подобно кандидатской или докторской.
Магистерская степень — это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.
«Доктор философии» или «пи-эйч-ди» (PhD) — популярная зарубежом степень, по научному весу — это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией.
Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня — нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией.
Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил…
Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.
), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е.
защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)
Есть ещё система учёных степеней за «профессиональную», а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д.
во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой.
Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета.
Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества — исследовательской.
Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.
), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине.
Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.
Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.
.<\p>
Негосударственные степени и звания
Источник: http://kineziolog.su/content/dolzhnosti-stepeni-i-zvaniya-v-vuze
Разница между ученой степенью и ученым званием
Научные сотрудники и преподаватели вузов имеют, как правило, ученую степень и ученое звание. В чем специфика данных регалий?
Содержание статьи
Под ученой степенью принято понимать уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам. В России сейчас учреждено две ученых степени — кандидата наук и доктора наук.
Первая присваивается человеку, успешно отучившемуся в аспирантуре и защитившему кандидатскую диссертацию. Степень доктора наук присваивается ученому, который проходит обучение в докторантуре, защищает докторскую диссертацию, а также получает одобрение совета Высшей аттестационной комиссии.
Получать ученую степень доктора могут только кандидаты наук. При этом специализация, по которой человек прошел обучение в аспирантуре, зачастую не совпадает с той, по которой он намеревается учиться в докторантуре. Например, кандидат экономических наук вполне может стать доктором наук в области физики.
к содержанию ↑
Что такое ученое звание?
Под ученым званием принято понимать уровень должности представителя научной сферы, присвоенный ему в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении. В России есть два ученых звания — доцент и профессор.
Важный нюанс — доцентом или профессором человек может быть не потому, что имеет соответствующее ученое звание, а в силу занимаемой должности. В свою очередь, человек, имеющий документально подтвержденное звание доцента или профессора, может не занимать соответствующих должностей в вузе.
Звание доцента (если говорить о его официальном присвоении) ученый может получить за успехи в научно-исследовательской либо педагогической работе. Звание профессора может быть присвоено сотруднику вуза за успехи в педагогической работе, а также в подготовке аспирантов.
Звание доцента и профессора подтверждается специальным аттестатом. На практике стать профессором ученый чаще всего может только при наличии опыта работы в качестве доцента.
к содержанию ↑
Сравнение
Главное отличие ученой степени от ученого звания в том, что первую регалию человек получает по результатам обучения по специальным программам — в аспирантуре или докторантуре, вторую — в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении.
При этом оба понятия на практике тесно связаны между собой: доцентами становятся, как правило, ученые, имеющие степень кандидата, профессорами — доктора наук. Хотя, если человек добивается выдающихся достижений в науке, он может получить ученое звание и без соответствующей степени. Но это довольно редкий случай.
Определив, в чем разница между ученой степенью и ученым званием, зафиксируем основные выводы в таблице.
Ученая степень | Ученое звание |
Что общего между ними? | |
Ученое звание дается, как правило, только тем представителям науки, которые имеют научную степень (кандидаты становятся доцентами, доктора — профессорами) | |
В чем разница между ними? | |
Представлена степенями кандидата и доктора наук | Представлено званиями доцента и профессора |
Обязательным условием для присуждения ученой степени является обучение по специальным программам — в аспирантуре (для получения степени кандидата наук), в докторантуре (для получения степени доктора) | Главным условием для присвоения научного звания является осуществление трудовой деятельности в вузе или научном учреждении |
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-uchenaya-stepen-ot-uchenogo-zvaniya/
Ученая степень в России: реальность и перспективы
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИИ
і
B.В. ЛАПТЕВ, профессор
C.А. ПИСАРЕВА, профессор А.П. ТРЯПИЦЫНА. профессор РГПУ им. А.И. Герцена
Ученая степень в России: реальность и перспективы
В статье рассматривается история становления системы присуждения ученых степеней в России, анализируются причины девальвации ученых степеней в современной России, раскрываются направления оптимизации подготовки исследователей в аспирантуре, описываются возможные модели интеграции отечественной системы подготовки научных кадров в открытое европейское научно-образовательное пространство.
Ключевые слова: ученая степень, аспирантура, подготовка научных кадров, аттестация научных кадров, диссертация
Введение
Вопросы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации, повышения качества диссертаций и эффективности институтов аспирантуры и докторантуры являются актуальными как для структур управления образованием и наукой, так и для научно-профессионального сообщества.
Начиная с 1934 г., когда Совет народ-ныхкомиссаров СССР принял постановление «Об ученых степенях и званиях», и до настоящего времени регулярно принимались стратегические решения в отношении совершенствования системы подготовки и аттестации научных кадров. Так, понимание значимости обсуждаемых в диссерта-ционныхисследованияхнаучно-практичес-ких задач привело к появлению в 1944 г.
решения о создании на базе Государственной библиотеки им. В.И. Ленина специального фонда для хранения всех защищенных в СССР диссертаций [1, с. 84]. Рост числа защищаемых диссертаций в период с 1946 по 1974 гг. и расширение их межотраслевого характера повлияли на создание при Совете министров СССР ВАК — независимого государственного органа аттестации научных кадров.
В связи с развитием систе-
мы высшего образования, становлением его уровневой структуры и усложнением поля научно-исследовательской деятельности в
2011 г. введены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантуры).
Предпринимались и другие меры, направленные на совершенствование системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации. Значительную роль в этом процессе традиционно играет ВАК (до 1991 г.
— Высший аттестационный комитет, а после -Высшая аттестационная комиссия).
Одновременно в научном сообществе созревают и распространяются идеи по совершенствованию деятельности в этой области. Наиболее радикальными из них являются следующие:
• преодоление архаичности системы подготовки новых поколений ученых, обусловившей кризис научных кадров в стране. В этой связи необходимо изменение статуса аспиранта, ибо аспирантура в системе высшего образования остается «юридически ничтожной» [2];
• резкое повышение транспарентности науки вплоть до размещения в Интерне-
те с открытым доступом полных текстов не только авторефератов, но и диссертаций. За год до защиты диссертационный совет заказывает на сайте ВАК раздел, где диссертант размещает раннюю версию своей диссертации или автореферата. Затем происходит открытое публичное электронное обсуждение и, возможно, корректировка работы [3];
• преобразование процедуры экспертизы диссертации вплоть до введения персональной ответственности экспертов за некачественную экспертизу.
Экспертиза должна проводиться в экспертных советах, которые на основе платности проводят оценку новизны результатов исследований и ихприменимости в практической деятельности.
Эксперты должны нести ответственность за недостоверную оценку так же, как ее несут по закону оценщики в случае нанесения своими неправомочными действиями материального (и/или морального) ущерба пользователям [2];
• перестройка системы ученых степеней, заключающаяся в ликвидации степени доктора наук с преобразованием степени кандидата наук в высшую академическую (ученую) степень [4];
• лицензирование и контроль со стороны государства деятельности экспертных сообществ по причине того, что ученая степень присуждается сообществом, а вознаграждение за нее назначается государством (вопрос корректности оценки научных работ и законности назначения государством денежных выплат [льгот] обладателям степеней и званий) [3].
Эти и другие предложения нуждаются в общественной оценке, открытом обсуждении в целях поиска оптимальных путей совершенствования системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в соответствии с развивающимися тенденциями создания открытого европейского научно-образовательного пространства. Именно системная деятельность по повышению качества диссертационных
исследований позволит выявить неиспользованные ресурсы на различных этапах подготовки и защиты диссертации, предложить эффективные модели, выявить возможные риски. Предметом обсуждения могут стать не только сами предложения, а собственно система и последствия ее развития в том или ином направлении.
В современном мире влияние науки на общество очевидно. На заключительном заседании Всемирной конференции по науке, состоявшейся в Будапеште 2 июля 1999 г.
, была принята Декларация о науке и использовании научных знаний, в которой, в частности, было отмечено следующее: «Укрепление роли науки ради более справедливого, процветающего и устойчивого мира требует долгосрочной приверженности всех заинтересованных сторон, как государственных, таки частных, на основе увеличения капиталовложений, соответствующего пересмотра инвестиционных приоритетов и совместного использования научныхзнаний» [5].
В ответ на сделанные вложения общество ждет быстрых результатов, инициируя в СМИ дискуссии как о низкой эффективности научных исследований, так и о непродуктивности деятельности самих ученых.
Возможно, поэтому критика ученых степеней в современной прессе вызывает все больший резонанс. Попробуем разобраться в том, что же происходит сегодня с учеными степенями в нашей стране, т.к.
именно получение ученой степени открывает заветную дверь в мир научных исследований. Во всяком случае, так происходит во всех экономически развитых странах.
Ученая степень в науке — это квалификационная характеристика, отражающая готовность человека решать исследовательские задачи определенного уровня сложности. Система присуждения ученых степеней начала формироваться в мире довольно давно — в начале XII в. По данным ряда исследователей, в 1130 г. в Болонском уни-
верситете была присуждена первая докторская степень. В России эта система начала складываться гораздо позже на базе опыта, накопленного университетами Европы. У ее истоков стоял М.В. Ломоносов, который считал, что введение системы аттестации научных кадров может послужить развитию отечественной науки [1, с. 79].
Значимость ученой степени для конкретного человека довольно точно определил П.М. Корявцев, назвав ее «специфической разновидностью титула, отражающей научную квалификацию обладателя в определённой области знаний» [6]. История становления системы подготовки и аттестации научных кадров в России начала свой отсчет в 1819 г.
, когда императорский указ «Положение о производстве в ученые степени» от 20 января 1819 г. унифицировал систему учёных степеней и требования к ним, а также регламентировал порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней [7]. В 1884 г.
в большинстве высших учебных заведений России была отменена кандидатская степень и утверждена система «магистр — доктор» [8], как и в других странах Европы.
В послереволюционной России ученые степени не присуждались до 1934 г., хотя в 1925 г. было принято «Положение о порядке подготовки научныхработников при вузах и научно-исследовательских учреждениях». Этот документ положил начало функционированию аспирантуры в СССР.
Защищенная научно-исследовательская работа аспиранта утверждалась Государственным ученым советом, а сам выпускник получал удостоверение на право преподавания в вузе или работы в качестве научного сотрудника 1-го разряда в научноисследовательском учреждении [1, с. 80].
После 17-летнего перерыва, вызванного революционными преобразованиями, в стране была восстановлена система присуждения учёных степеней, существенно отличающаяся от системы степеней, принятой в дореволюционной России и в евро-
пейских университетах. По результатам публичной защиты диссертации регламентировалось присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук.
Каким был статус ученой степени в России?
Носитель ученой степени и звания традиционно считался интеллектуалом и вызывал безоговорочное уважение в обществе. В России в XVIII в. профессор титуловался «ваше благородие», и этот титул давал право на личное дворянство [6]. В молодой советской республике статус ученого в обществе также был значимым.
Внимание к труду ученого было привлечено буквально с первых лет прихода большевиков к власти. В 1921 г. была создана Центральная комиссия по улучшению быта ученых при СНК РСФСР. Постановление «Об улучшении быта ученых», принятое также в 1921 г.
«в целях наилучшего использования научных сил страны для восстановления народного хозяйства, а также обеспечения научным работникам возможности спокойной и планомерной работы», установило ученым особое дополнительное академическое обеспечение в зависимости от их квалификации, ввело премирование научных, научно-учебных и научно-популярных работ, предотвратило развитие практики жилищных уплотнений по отношению к научным работникам, установило порядок получения разрешений для ученых на выезд за границу и получения ими печатных изданий из-за границы.
Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства, что нашло отражение во всемирно признанных научных достижениях середины прошлого века.
Уважительное отношение к науке было свойственно не только власти, которая использовала естественную науку для наращивания военной мощи страны, а гуманитарную — для укрепления своих идеологических позиций, но и основной части населения. Проводившиеся в советское вре-
мя опросы показывали, что профессия ученого была одной из самых престижных, и большая часть родителей мечтали видеть своих детей учеными и космонавтами [9].
Как изменилась ситуация в настоящее время?
О смысле и назначении ученой степени в современной России высказываются разные мнения. Анализ нормативных документов по созданию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в СССР (России) позволил Н.И.
Загузову утверждать, что она создавалась как продуманная и хорошо организованная система оценки качества подготовки научных и научно-педагогических работников [1, с. 81].
Однако путь российских реформ длиною почти в 25 лет привел к созданию парадоксальной ситуации: с одной стороны -к девальвации ученых степеней и званий в глазах широкой общественности, а с другой — к повышению привлекательности ученых степеней и званий у людей, далеких от науки, но стремящихся к карьерным высотам.
«Массовый характер приобрели защиты диссертаций чиновниками высокого ранга и представителями бизнеса, которые рассматривают ученую степень как элемент престижа и карьерный ресурс и не намерены ни реально заниматься наукой, ни преподавать» [10].
Сделанный вывод подтверждается данными о сферах занятости носителей ученых степеней. Ведь, как известно, не все они работают в сфере науки и/или высшего образования.
Значительная часть защитивших кандидатские и докторские диссертации реализуют свой личностный потенциал в сферах администрирования, бизнеса, юриспруденции. Достаточно любопытны в этой связи данные о наличии ученых степеней у членов Правительства нашей страны.
По данным биографий, составленных О. Гречневским, в составе Правительства Первого президента СССР М.С. Горбачева (1990 г.) из 32 человек шесть имели
ученую степень кандидата наук и четыре были докторами наук [11]. Материалы о составе правительств с 1990 по 1998 гг. позволяют сделать вывод о том, что в составе Правительства Б.Н. Ельцина — Е.Т. Гайдара (1991-1992 гг.) из 48 членов 14 имели степень доктора, а 7 — кандидата наук [12]. Практически через 10 лет в составе Правительства, возглавляемого В.В.
Путиным (2008-2012 гг.) уже 68% от общей численности имели ученые степени (из 25 членов Кабинета министров 17 имели ученые степени, в том числе 10 — степени кандидата наук и семь — доктора наук) [13]. В Правительстве ныне действующего премьера Д.А.
Медведева 65,5% от общей численности имеют ученые степени (восемь — кандидата, девять — доктора наук и двое — магистра экономики) [14].
Наличие ученой степени у человека, не занимающегося преподаванием или научными исследованиями, часто вызывает довольно жесткую критику в СМИ и в социальных сетях. Думается, это недоразумение.
Диссертация является научно-квалификационной работой, и человек, ее защитивший, должен быть готов к решению не только научно-исследовательских задач, но и задач в профессиональной деятельности с использованием освоенных исследовательских компетенций.
Действующее Положение о порядке присуждения ученых степеней не регламентирует сферу деятельности кандидата или доктора наук. Поэтому, на наш взгляд, критика в адрес кандидатов и докторов наук, не работающих в сфере образования и науки, не имеет под собой и нормативной почвы.
Гораздо печальнее ситуация, когда в вузе работают преподаватели без ученой степени и, более того, не стремящиеся ее получить.
Статистические данные подтверждают факт неоднозначного отношения общества к профессии ученого. По данным Левада-Центра, уже в 2003 г., т.е. через 15-18 лет активных реформ, профессия ученого являлась престижной в оценках только 9%
жителей страны [15]. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в 42 регионах России 31 января — 1 февраля 2009 г., всего лишь 1% россиян хотели бы видеть своего ребенка в будущем ученым. При этом большинство наших сограждан (62%) положительно отнеслись бы к желанию ребенка сделать научную карьеру [16].
Наиболее часто такие ответы звучали в семьях, в которых есть молодые люди, планирующие поступить в вуз в ближайшие годы (73%), и в семьях, где уже есть студенты (69%). По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2010 г.
[17], профессия ученого заняла седьмое место из 10 предложенных «по выгодности», «по престижности» переместилась на шестое место и оказалась на четвертом по критерию «лучшая профессия для детей ». Данные опроса ВЦИОМ за
2012 г. свидетельствуют о том, что наибольшее доверие россияне испытывают сегодня к ученым и к учителям (по 66% опрошенных) [18].
Между тем работодатели настороженно относятся к наличию ученой степени у кандидата на должность. Лишь 14% российских компаний готовы увеличить предполагаемый размер компенсации специалисту при наличии у него ученой степени, и только 17% платят большую зарплату сотрудникам, имеющим степень кандидата или доктора наук [19].
Чем вызвано появление мнений о том, что ученые степени свободно продаются, диссертации массово пишутся «под ключ», а наука в современной России «умирает»? Думается, что ответ на этот вопрос лежит в пространстве поиска причин, приведших к снижению статуса ученого в нашем обществе.
Первая группа причин связана с процессами миграции исследователей. За 1990— 2005 гг. численность ученых, занятых исследованиями и разработками в России, сократилась на 58%. Отечественная наука потеряла более миллиона человек [20]. По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за
рубеж уехали более 20 тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным контрактам [15].
Хотя это составляет около 5-6% кадровой численности научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале.
Для подавляющего большинства из них главной причиной отъезда за границу является низкая оплата труда ученых на родине.
Преодоление сложившейся ситуации в современной России, как известно, происходит через развитие механизмов конкурсно-заявочной деятельности, специализированные программы финансовой поддержки исследований молодых ученых. Однако достижение доперестроечного уровня оплаты труда ученого, видимо, наступит нескоро. Ведь именно падение общественного престижа научной деятельности и социального статуса ученых в России считается ныне главным препятствием для привлечения в науку молодежи.
Вторая группа причин связана с практикой подготовки ученых в аспирантуре и докторантуре.
Долгое время у нас считалось, что подготовка научныхкадров происходит исключительно в рамках выполнения диссертационного исследования; это было вполне справедливо и соответствовало реалиям плановой экономики.
Когда аспирантская подготовка велась довольно ограниченным числом вузов и академических институтов, контрольные цифры приема в аспирантуру не были велики, существовал целевой прием; выпускники аспирантуры, как правило, оставались работать в сфере высшего образования и науки, что, в свою очередь, было связано с оплатой труда преподавателя вуза или исследователя в НИИ. В аспирантуру поступали довольно серьезно подготовленные люди, имевшие стаж практической работы и сделавшие свой выбор вполне осознанно.
Постепенно ситуация изменилась, в первую очередь — мотивация поступающих в
аспирантуру.
По наблюдениям авторов данной статьи, мотивами для поступления в аспирантуру, наряду с традиционным интересом к научной и научно-педагогической деятельности, сегодня являются: карьерный рост, стремление оформить в виде диссертации свои практические наработки, желание сменить место жительства, неготовность к самостоятельному поиску работы (этот мотив доминирует у «вчерашних» студентов). Кроме размывания мотивации, стоит отметить и снижение уровня ответственности аспирантов за положительный исход дела. Иными словами, в аспирантуру стали приходить люди, изначально не стремящиеся связать свою будущую профессиональную деятельность с наукой.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenaya-stepen-v-rossii-realnost-i-perspektivy
Галерея
22.02.2014
Высшие учебные учреждения и сферы науки имеют квалификационную систему, согласно которой размещаются ученые степени в порядке возрастания.
Такая система устанавливает иерархию среди ученых степеней и званий. В нашей державе присвоение ученых степеней имеет свои отличительные черты от этой процедуры в других странах.
При этом основные сокращения ученых степеней и званий одинаковы во всем мире.
Получить ученую степень «доцента» может кандидат наук, стать «профессором» может доктор наук. Но и в этой процедуре есть случаи исключения из правил. В других странах Европы к каждому соискателю на ученую степень выдвигается ряд правил и специальных требований, а для отдельно взятой отрасли науки есть научные степени:
- бакалавра;
- магистра;
- доктора философии.
В нашей стране перед доктором философии идет присвоение степени кандидата наук, после доктора наук.
Система присвоения научных степеней
На сегодняшний день в России смешанная система присвоения научных степеней.
Для высших учебных заведений существует низшая учебная степень бакалавра, которая присваивается по окончании четырех лет обучения в ВУЗе, и магистр — присваивается по окончании шести лет обучения.
Некоторые высшие учебные заведения оставили степень специалиста, которая присваивается через пять лет после обучения в ВУЗе.
Вместо наивысшего научной степени доктора наук идут две более низких степени кандидата наук и доктора наук. Для их получения соискателем данных степеней необходимо защитить докторскую диссертацию, защиту которой утверждает Высшая Аттестационная Комиссия.
Диссертации и докторские работы
Защита диссертации кандидатом на научную степень кандидата или доктора наук проходит на открытом заседании ученого совета. Ученые степени в порядке возрастания регламентируют дальнейшее получение научной степени. Для получения научной степени доктора наук необходимо, для начала, иметь кандидатскую степень. В противном случае к написанию ученой работы кандидат допущен не будет.
Согласно новому законодательству, не подлежат регламенту близкие отрасли науки или специальности. Исключения из этого правила регламентируются законодательством. Есть случаи, когда более высокая научная степень присваивается к кандидату, который имеет научную степень в совершенно другой научной сфере или деятельности.
Например, кандидат социологии может получить докторскую степень по психологии.
Первая система раздела ученых степеней была введена в начале 1934 года в СССР. Наибольшее количество ученых степеней кандидатов и докторов наук насчитывают научные отрасли медицины, физики, математики, и технические научные отрасли.
Получение научной степени
Для получения научной степени необходимо написание и защита диссертационной работы, которая представляет собой трудоемкую научную работу. Объем научного труда составляет в среднем от ста пятидесяти до пятисот страниц.
Так ли необходимо писать столь большую работу? Можно ли защититься с менее объемной работой? Такая возможность есть, но это довольно тяжело.
Научная работа на получение научной степени может иметь форму доклада, в котором в краткой форме излагаются основные результаты всех проведенных исследований.
Проведение доклада должно быть основано наличием большого количества изданных научных статей, которые имеют большое научное значение. Еще одно условие для замены диссертации докладом – личность соискателя научной степени должна быть хорошо знакома научным кругам благодаря своим научным работам и проведенным исследованиям.
Видео: Какие бывают учёные степени в порядке возрастания
Источник: http://afrgsu.ru/ctati/uchyonyie-stepeni-v-poryadke-vozrastaniya.html
Ученые степени, звания и знаки отличия
В Российской Федерации установлены ученые степени — доктора и кандидата наук и ученые звания — профессора и доцента по специальности, профессора и доцента по кафедре (см. Единый реестр ученых степеней и ученых званий).
Положение определяет порядок присуждения ученых степеней, в том числе определяет критерии, которым должны отвечать диссертации, порядок работы диссертационного совета и рассмотрение диссертаций в Высшей аттестационной комиссии, принятие решения о нострификации ученых степеней, порядок лишения (восстановления) ученых степеней и др. вопросы — см.:
— заметим, что ранее действующее Положение о присуждении ученых степеней, утвержденное Постановлением Совета министров — Правительства РФ от 30 января 2002 г. №74, отменено Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 №842
см. также:
В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней утвержден пакет документов, детализирующих это Положение (заметим, что до января 2007 года Положение о диссертационном совете устанавливалось Приказом №1305):
Это Положение устанавливает порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, а также порядок их лишения (восстановления) и др. вопросы:
См. также:
Правовые основы деятельности Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования Российской Федерации, а также Экспертного совета ВАК, в том числе их компетенция и задачи, порядок формирования и пр.:
— заметим, что с принятием этого постановления утратило силу ранее применяемое Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации,утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. №474
— заметим, что ранее действовало Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации,утвержденное приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. №226
Cистема послевузовского профессионального образования предоставляет гражданам возможность повышения уровня научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре.
Соискательство является формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру.
Порядок поступления и подготовки диссертации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре или в форме соискательства, порядок сдачи кандидатских экзаменов и др.вопросы — см.:
То же для сотрудников Министерства внутренних дел РФ:
См. также:
Приказом Министра обороны РФ утверждены две инструкции — Инструкция о порядке представления материалов по созданию новых, изменению действующих диссертационных советов в Вооруженных Силах Российской Федерации и Инструкция о порядке представления к присвоению ученых званий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — см.:
Отсрочка для аспирантов от призыва на военную службу
Номенклатура специальностей научных работников
До 31 декабря 2009 г советы по защите докторских и кандидатских диссертаций должны быть приведены в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников:
Оклады и доплаты (надбавки) за звания и степени
В бюджетной сфере и в государственных учреждениях, а также военнослужащим, установлены оклады и доплаты (надбавки) за ученые степени и звания:
Источник: https://elementy.ru/law/degree.htm