Признание образования в Российской Федерации
«Вступление в Болонский клуб для России очень выгодно, ученики 2010 года будут находиться уже в едином европейском образовательном пространстве. Фактически это означает, что аттестаты российских школ, дипломы училищ, колледжей и вузов станут международно признанными…»
Первый заместитель Министра образования и науки Виктор Болотов (2003 год)
Но так ли это? Начнем с самого начала. Действительно, Болонское соглашение прописывает требования, необходимые для признания высшего образования.
Что же касается среднего образования, то Болонское соглашение его никак не касается.
Требования для международного признания среднего образования содержатся в (Convention sur la reconnaissance des qualifications relatives à l'enseignement supérieur dans la région européenne).
Признание аттестатов зрелости РФ
В Лиссабонской декларации содержатся 2 основных условия признания среднего образования:
- аттестат зрелости должен выдаваться после 12-летнего обучения
- уровень среднего образования должны регулировать единые по всей стране государственные экзамены по всем основным предметам.
В России аттестат зрелости выдается после 11-летнего обучения в школе. Министр образования РФ господин Фурсенко заявил, что в ближайшей перспективе перехода на 12-летнее обучение не предвидится.
На практике это означает, что при попытке сдать документы в хороший университет на Западе, российскому абитуриенту предложат сначала 2 года поучиться в отечественном вузе (причем признанном на Западе) и только потом поступить на 1 курс западного вуза или пройти специальную программу подготовки к поступлению в зарубежные вузы, обычно рассчитанную на 2 года.
Для признания среднего образования на Западе аттестат зрелости должен содержать оценки по 6 дисциплинам, 3 из которых обязательны (родной язык, математика и иностранный язык), другие 3 по выбору биология, физика или химия; география, история, право или экономика; второй иностранный язык. Уровень среднего образования определяют регулярные (!) тесты и государственные экзамены.
В России ЕГЭ сдают максимум по 4 дисциплинам, 2 из которых обязательны (русский язык и математика), а 2 можно выбрать. Так что стандарт российского аттестата зрелости даже после введения ЕГЭ не стал соответствовать западным требованиям.
Помимо этого, западные университеты смотрят на оценки: для зачисления в конкретный вуз требуется определенное количество баллов по этим 6 (!) дисциплинам. Эти баллы высчитываются как средние за 3 (!) года старшей школы.
В России же все по-другому: в аттестате зрелости выставляются годовые оценки по 5-балльной системе, а в свидетельство об ЕГЭ – оценки по 100-балльной шкале и только за результаты экзаменов.
И обе эти шкалы никак не связаны между собой!
Владение иностранными языками
Помимо общих требований к уровню среднего образования, западные вузы необходимым условием для зачисления на академические программы считают и владение иностранными языками. Оно и понятно: студентам придется слушать специализированные лекции, писать научные работы и все это на иностранном языке.
Скажите, многие ли обладатели аттестатов зрелости даже московских и даже спецшкол могут понять лекцию по квантовой механике на иностранном языке? Но даже если и смогут, администрация вуза все равно требует от иностранцев международного признания уровня владения иностранным языком.
Российские школы (даже московские специализированные) его не дают. Что уж говорить о регионах… Итог: придется либо сдавать язык на специализированных аккредитованных международными центрами курсах, либо опять-таки, проучиться годок на курсах при выбранном университете, либо попробовать сдать вступительный экзамен по языку в самом вузе.
Так что пока, увы, ни о каком признании среднего образования РФ, эквивалентности российских аттестатов зрелости говорить не приходится.
Европейские вузы официально называют аттестаты зрелости РФ «частично признаваемыми». На практике это означает полную самостоятельность руководства каждого вуза в решении о зачислении российских студентов.
Другими словами, в не очень престижные вузы и на не слишком востребованные программы обучения их могут и зачислить (конечно, при условии наличия сертификата по языку преподавания), а на те, которые пользуются повышенным спросом – нет.
Источник: https://www.education-medelle.com/education/secondary_education/recognition_certificates/
Специализированный аттестат зрелости
Существует ли различие между специализированным аттестатом зрелости (Fachabitur), свидетельством об общем среднем профильном образовании (Fachgebundene Hochschulreife) и свидетельством общем среднем образовании (Fachhochschulreife)?
Понятие «Fachabitur» подразумевает как «Fachgebundene Hochschulreife», так и «Fachhochschulreife». Свидетельство о среднем профильном образовании (Fachgebundene Hochschulreife) дает право на изучение определенных специальностей в университетах, технических вузах и институтах (Fachhochschulen).
В отличие от этого, свидетельство о среднем образовании (Fachhochschulreife) дает право только на учебу в институтах.
В некоторых федеральных землях «Fachhochschulreife» дает право на посещение выпускного класса профессиональной полной средней школы (Berufsoberschule) того же профиля, благодаря чему за один год можно получить и свидетельство о среднем (полном) общем образовании (Allgemeine Hochschulreife), называемое также аттестатом зрелости (Abitur). Аттестат зрелости дает право на учебу в университетах и технических вузах.
Со свидетельством о среднем образовании или аттестатом зрелости на руках Ваш ребенок может пойти учиться в Федеральный институт государственного управления (Fachhochschule des Bundes), выбрав одну из 11 разных специальностей, и стать чиновником повышенной категории.
Как правило, студенты имеют статус чиновника уже во время учебы и получают оклад кандидата в чиновники. Поэтому учеба приравнивается к службе, присутствие на занятиях обязательно. Подробную информацию можно узнать из ссылки в правой колонке.
Федеральный институт госуправления является ведомственным институтом, состоящим из центрального отделения и профильных отделений, рассредоточенных по территории Федерации. Заявления о принятии на учебу направляются в государственный орган, курирующий соответствующую специальность, либо в профильное отделение института. Прямое зачисление, как, например, в университет невозможно.
Если Вы и Ваш ребенок пожелаете получить личную консультацию по предлагаемым FH Bund специальностям, Вы можете посетить одну из ярмарок или других мероприятий, на которых представлен и Федеральный институт госуправления.
Точные даты проведения мероприятий Вы найдете на странице Fachhochschule des Bundes.
Ссылки по данной теме Вы найдете в правой колонке.
Разумеется, Ваш ребенок, имея специализированный аттестат зрелости, может учиться и по «двойной системе». Под «двойной системой обучения» подразумевается параллельное обучение на предприятии и в профессиональном училище, продолжающееся от двух до трех с половиной лет в зависимости от приобретаемой профессии.
О том, какие возможности дает Вашему ребенку такое свидетельство об окончании школы применительно к государственной службе, Вы узнаете в правой колонке под ссылкой «Возможности профессиональной подготовки в федеральной администрации».
Дополнительную информацию по этой теме можно найти в правой колонке этой страницы. Ссылки к другим сайтам и для загрузки, обозначенные (язык = немецкий), ведут на русскоязычные сайты или документы для загрузки на русском языке.
Дата 01.06.2012
Источник: http://www.wir-sind-bund.de/WSB/RU/Eltern/Bildungssystem/Schulabschluesse/Fachabitur/fachabitur-node.html
Экзамен на аттестат зрелости в Европе (обзор по материалам зарубежной печати)
Право на высшее образование
Во всех странах Европы для получения аттестата зрелости выпускнику необходимо сдать экзамен, подтверждающий успешное окончание средней школы и дающий право на зачисление в университет. В Германии этот экзамен называется Abitur (от латинского abire — уходить), в других странах Европы (Австрии, Лихтенштейне, Венгрии, Словении, Хорватии, Польше и др.) — Маtura (Maturit?t).
В немецкоязычных странах существуют три вида аттестата зрелости: общий, подтверждающий право поступления на любые специальности в университеты и профильные высшие школы (технические, педагогические, музыкальные и т. д.
);
предметный (Fachgebundene Hochschulreife, в Германии — Fachgebundene Abitur), ограничивающий право поступления абитуриента в университет только несколькими специальностями, но достаточный для поступления на любые специальности в другие типы высших школ и профессиональных академий;
профильный (Fachhochschulreife, Fachabitur или Berufsmatura), подтверждающий общее право обучаться в специализированных высших учебных заведениях (Fachhochschulen, Gesamthochschulen), профессиональных академиях и на определенных специальностях университетов.
Кроме того, квалификации, присужденные Торгово-промышленной палатой Германии (такие как «мастер», «техник», «специалист»), также предоставляют право на поступление в высшую школу без сдачи вступительных экзаменов и испытательного срока. Имеющие за плечами трехлетний опыт работы по специальности и двухлетнее профессиональное обучение также могут получить высшее образование по своей специальности, не предъявляя аттестат зрелости.
Abitur в Германии
Историческая справка
В Германии с начала XIX столетия наблюдается стабильный рост числа абитуриентов. Так, некоторые источники указывают, что в 1820 г. в Пруссии их было 590 человек, а уже в 1829 г. — 1409. С 1815 по 1830 г. число немецких студентов возросло с 5 тыс. до 16 тыс., после чего до 1850 г. наблюдался некоторый регресс.
Тем не менее доля абитуриентов долгое время составляла менее 1% выпускников. К 1900 г. она колебалась в пределах 1-2%, несмотря на то что в это время женщины получили право на высшее образование. Большая часть гимназистов не сдавала экзамен на аттестат зрелости. Резкий рост числа студентов был зафиксирован с 1860 по 1914 г. — с 11 901 до 60 235.
Сейчас доля абитуриентов в Германии по сравнению с другими странами также довольно низка. В 2004–2005 учебном году аттестат зрелости в той или иной форме в Германии получили только 244 000 человек. В 2005–2006 учебном году эта доля составила 43,1%. В 2007 г. аттестат зрелости получили 432 500 выпускников немецких школ, что на 4,2% больше, чем в 2006 г.
(соответственно 412 800). При этом 302 200 (почти 70%) учащихся получили общий аттестат зрелости (Vollabitur). В Саксонии, Тюрингии и Берлине число абитуриентов в последние годы заметно снизилось. Правда, следует указать на неравномерность образовательного уровня в городе и сельской местности.
Примечательным, на наш взгляд, является и тот факт, что большинство обладателей аттестата зрелости — девушки — 53,3% (2007 г.).
Экзамен на аттестат зрелости сдается по четырем-пяти предметам (как письменно, так и устно) и призван подтвердить компетенции, полученные учащимися в старших классах школы или гимназии. Экзаменационные оценки влияют на средний балл аттестата.
Поскольку образование в Германии относится к компетенции федеральных земель, процесс сдачи экзамена на аттестат зрелости сильно различается в регионах. Однако обязательным для всех является согласование с требованиями, закрепленными Kultusministerkonferenz.
В различных землях Германии экзамен проводится по-разному. В основном письменные задания разрабатываются центральными властями, как правило, министерством образования федеральной земли. И только в Рейнланд-Пфальц экзамены до сих пор проводятся децентрализованно.
Письменные ответы проверяют по очереди два эксперта. Практика вынесения окончательной оценки различна в федеральных землях, так же как и число предметов, по которым сдаются устные экзамены (но во всех землях ФРГ хотя бы один экзамен должен быть сдан выпускником устно).
По желанию учащегося по некоторым предметам могут быть введены дополнительные к письменным заданиям устные формы контроля знаний. Устный экзамен сдается комиссии, состоящей из трех учителей.
В частных школах на экзамене присутствует представитель государственных органов образования.
Особые достижения (участие в государственных конкурсах (олимпиадах), занятия на семинарских курсах или блестящая защита годовой работы) часто влияют на заключительную оценку по соответствующему предмету. С 2006 г.
на основании таких достижений выпускник может быть освобожден от четвертого или пятого экзамена.
В федеральных землях различается и средний балл, который необходимо набрать для получения аттестата зрелости.
Так, в Тюрингии это 2,3 балла; в Баден-Вюртемберге — 2,33, в Нордхайн-Вестфалене — 2,67, а в Берлине — 2,71.
Маtura в Австрии
В Австрии общеобразовательные школы предполагают 12-летнее обучение, а профильные (Berufsbildende) — 13-летнее. После их окончания «матурант» сдает экзамен в рамках школы.
Для тех, кто прервал обучение, есть возможность сдать экзамен экстерном или выдержать профильный экзамен на аттестат зрелости (Berufsreifepr?fung).
При этом задания такого экзамена не аналогичны вопросам общего экзамена, сдаваемого выпускником в своей школе.
Несмотря на то что экзаменационные задания разрабатываются школьным советом кантона, а в Вене городским школьным советом, уровень требований к «матурантам» может сильно варьировать не только от школы к школе, но и от класса к классу.
Задания письменных экзаменов разрабатываются специально для каждого класса, а устных — для каждого ученика. Оценки за письменные экзамены утверждаются школьным советом кантона.
Устные экзамены принимает комиссия, в которую входят учителя из других школ. Учащемуся задают два вопроса по каждому предмету.
Экзаменующийся выбирает один из заданных вопросов и отвечает на него. И так по каждому предмету. Кроме того, «матуранту» зададут один дополнительный вопрос из области, которую он заранее укажет в качестве своей «специальной».
Такую специальную область выпускник выбирает самостоятельно, проконсультировавшись с преподавателями. При этом она не должна затрагивать темы, относящиеся к основному материалу учебной программы.
Таким образом, австрийская Маtura сильно отличается от централизованного экзамена большинства немецких федеральных земель или французского «бакалавриата».
Экзамен в общеобразовательной школе
Выпускнику общеобразовательной школы необходимо сдать 3-4 письменных экзамена и 3-7 устных. Обычно письменные экзамены проводятся в мае в течение одной недели. Каждое испытание длится 4-5 часов. Как правило, на экзамены по родному и иностранным языкам отводят по 5 часов, а на испытания по математике — 4.
Устные экзамены принимаются месяцем позже. Выпускник проходит их все в течение одного дня: на каждый экзамен отводится по 15-25 минут, не считая времени на подготовку к ответу.
Каждый сдающий Abitur может подготовить краткую аттестационную работу (Fachbereichsarbeit) до начала февраля.
В случае ее успешной защиты выпускнику остается сдать всего лишь 3 письменных и 3 устных экзамена.
Обязательными являются экзамены по математике, родному и одному иностранному языкам.
Четвертое испытание можно пройти по второму иностранному языку, информатике, начертательной геометрии, биологии или физике.
Специальные работы по выбранным для экзамена дисциплинам должны быть написаны выпускником в течение последних 2 лет обучения.
Предметы, которые можно сдать устно, разделяются на несколько групп:
группа А: религия, этика, родной язык, история и обществознание, психология и философия, музыкальное и изобразительное воспитание;
группа В: иностранные языки;
группа С: география и экономика, математика, начертательная геометрия, биология и окружающая среда, химия, физика, информатика.
Каждый выпускник должен сдать устно как минимум один предмет из группы В. Выбор остальных дисциплин зависит от типа школы. На устных экзаменах могут присутствовать все желающие — они проходят в открытом слушании.
Выпускники, подготовившие Fachbereichsarbeit, должны сдать также устный экзамен по соответствующему предмету, в рамках которого им предстоит защитить свою работу.
Если аттестационная работа написана не была, в ходе устного экзамена придется ответить на дополнительные вопросы по указанной заранее «специальной» теме.
Независимо от того, какой вариант выберет учащийся, ему будут заданы два вопроса по основной программе, из которых он вправе выбрать один для ответа, и вопрос из его специальной области, содержащей дополнительный материал к учебной программе.
Предметный экзамен на аттестат зрелости сдается по двум любым предметам. Дополнительно к основным и специальному вопросам по обоим предметам выпускник получает еще два задания, из которых он опять же может выбрать одно. Дополнительные вопросы затрагивают предмет специализации. В роли экзаменаторов в таком случае выступают профессора соответствующих наук.
Экзамен в профессиональной школе (BHS-Matura)
Источник: https://almavest.ru/ru/node/1160
Свидетельства и аттестаты
Воспитанники, окончившие полный курс Мужской классической гимназии и сдавшие с успехом выпускные экзамены, получали Аттестаты зрелости, которые открывали возможность для поступления во все высшие учебные заведения Российской Империи и давали права на вступление в государственную службу, предпочтительно пред не оканчивавшими гимназии, с производством в первый классный чин по выслуге определённых сроков. Учащиеся, окончившие один или несколько классов, получали соответствующие Свидетельства.
Аттестаты зрелости, выдававшиеся Глуховской мужской гимназией в разные годы |
Выпускницам женских гимназий по окончании 7-го класса выдавался Аттестат, который давал право наниматься на должность учительницы начальных школ.
По окончании 8-го класса, который считался дополнительным и давал право быть домашней учительницей, выдавалось Свидетельство., по которому девушки без экзаменов могли поступать на высшие женские курсы.
Девушки, окончившие 8-ой класс с медалью, могли исполнять обязанности домашней наставницы.
Свидетельство Глуховской прогимназии, Аттестаты об окончании 7-го класса Глуховской гимназии и Свидетельво об окончании 8-го класса Глуховской гимназии |
Молодые люди, окончившие курс Прогимназии получали Свидетельства.
По окончании каждой четверти родители ученика получали листок «Аттестация», в котором были проставлены четвертные оценки по всем предметам и стояла подпись классного наставника. Родители, в знак того, что они ознакомлены с оценками, должны были поставить на нем же свою подпись.
Аттестационные листы, выдававшиеся Глуховской мужской гимназией в разные годы |
На каждого воспитанника гимназии заводился «Кондуитный список ученика».
Он содержал следующую информацию: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, вероисповедание, дату поступления в гимназию, успехи в учебе, замечания, место проживания, сведения о материальном обеспечении (получает стипендию, живет на средства родителей).
При переводе в другие учебные заведения выписка из кондуита пересылалась в эти учебные заведения и откладывалась в личном деле ученика. В первые годы 20 века выписки из кондуитов выдавались на руки при поступлении в высшие учебные заведения. В 1906 году этот порядок был отменен.
Кондуитный список воспитанника Глуховской гимназии Ивана Крашенинникова |
Источник: http://glukhov-gymnasien.com/welcome/104
«Аттестат половой зрелости» или О неравномерном взрослении
?Alexander (kontei) wrote,
2006-05-03 11:07:00Alexander
kontei
2006-05-03 11:07:00Categories:
«…двадцать пар золотых часов. Среди них были и дарственные экземпляры, о чем свидетельствовала надпись на крышке: «Любимому сыну Сереженьке Кастраки в день сдачи экзаменов на аттестат зрелости».
Над словом «зрелости» булавкой было выцарапано слово «половой». Сделано это было, по-видимому, приятелями молодого Кастраки, такими же двоечниками, как и он сам». |
В добрые старые времена первобытно-общинного строя люди жили просто и незатейливо, так что жизнь каждого из них была известна наперёд ещё с момента рождения. В таком-то возрасте станет охотником, в таком-то женится, построит дом, заведёт детей и т.п. Если доживёт, конечно.
Отклонения от нормы не то что не поощрялись, а просто не выживали.
Поэтому понятие «взрослый» автоматически включало в себя весь спектр прав и обязанностей человека с соответствующим статусом. Как было сказано в одной книге: «У нас, горожан, воин — это профессия. А у степняков — половой признак».
- И выражения вроде «ведёт себя не как мужчина» — идут именно из этих времён
Если статус человека позволял, к примеру, завести ребёнка, то этот же статус автоматически предполагал и способность об этом ребёнке позаботиться, выкормить, обучить и воспитать. И обязанность всё это сделать.Со временем жизнь стала несколько сложнее, появилось деление на профессии и т.п. Охотник уже не мог выполнять работу бондаря, а гончар — кузнеца. Жизненный путь человека в таком обществе был уже не столь предсказуемым.Однако основные «этапы большого пути» оставались теми же. И каждый статус по прежнему предполагал чёткий набор умений, прав, обязанностей и ответственности. Уклониться от этого было практически невозможно. Взрослому не дозволялось детское поведение, замужняя женщина не могла вести себя как девушка и т.п.
Общество не позволяло человеку отклоняться от нормы. А поскольку общество по тем временам не выбирали, и поскольку с одними и теми же людьми приходилось общаться, что называется, и «в огороде», и «в хороводе» — человеку волей-неволей приходилось соответствовать всем критериям своего статуса. Либо этот статус потерять.
Однако сравнительно недавно (в историческом масштабе, разумеется) возникла ситуация, когда 1) человек мог не просто выбирать общество, к которому он принадлежит, но и менять его неограниченное число раз и 2) в разных сферах жизни человек общался с разными людьми — «в хороводе» с одними, «в огороде» с другими. Причём «огородников» совершенно не волновало, как человек проявляет себя «в хороводе» — и наоборот.В результате вместо одного статуса «зрелого мужа» или «мужней жены», у человека возник набор статусов. Тут он «муж», там он «кандидат физматнаук», здесь он «левый полузащитник», там «душа компании», тут «заместитель начальника отдела», а ещё там — «капитан команды КВН».
И появилась возможность взрослеть выборочно. Наращивать умения, знания и душевные качества, необходимые для получения какого-то статуса в одном сообществе — и пренебрегать получением иного статуса в другом.
- Анекдоты вроде «Он знал 28 языков программирования и ни одной женщины» — как раз об этом
Многие люди такой возможностью пользуются — не сознательно, а просто идя по пути наименьшего сопротивления. И в результате нас окружает множество людей-химер: человеку 35 лет по паспорту, по эрудиции и профессиональному мастерству он тянет на все 45 лет, но при этом социальные навыки у него как у 15-летнего, а в плане ответственности и осознанности он и на 12 лет не тянет. Двадцатилетний «малыш», неспособный поджарить себе яичницу. Соракалетний «подросток», который никогда не жил отдельно от родителей и не зарабатывал себе на жизнь. Тридцатилетний «школьник», по сей день не расставшийся с девственностью. И прочая, и прочая, и прочая.
Впору выдавать не один аттестат зрелости, как сейчас, а целый ворох: «аттестат половой зрелости» после медицинского освидетельствования, «аттестат образовательной зрелости» по окончанию школы, «аттестат профессиональной зрелости» после обучения и стажировки, «аттестат зрелой ответственности за себя» после того, как человек научится обеспечивать себя и обслуживать себя при самостоятельном проживании, «аттестат зрелой ответственности за свои слова и поступки» и «аттестат зрелой ответственности за других людей» после испытательного срока — и т.д., и т.п., общим числом до десятка или даже больше. И привязывать те или иные права не к паспортному возрасту, а к наличию соответствующего аттестата.
Понятно, что никто этим заниматься на самом деле не будет. Да и не нужно. Но саму модель — неравномерное взросление и разная степень зрелости по разным параметрам — стоит держать в голове при общении с людьми. Это позволит понять, на что стоит рассчитывать при общении с конкретным человеком, а на что — нет.
- Ну и при воспитании собственных детей тоже стоит об этом помнить, чтобы понятно было, гармонично ли они развиваются
P.S. Собственно говоря, я давно собирался написать об этом, но всё не доходили руки. Но в последнее время многие знакомые спрашивают меня, что я думаю по поводу истории с другим знакомым, и осуждаю ли его (кто в курсе, о чём я, тот в курсе, а остальным неважно). Именно поэтому я сейчас и написал этот текст — чтобы пояснить свою мысль.
Этого знакомого мне жаль. Он ведёт себя так, как будто ему лет на 15 меньше, чем записано в паспорте. Собственно говоря, в каком-то смысле так оно и есть: по многим параметрам он ещё не повзрослел. И не похоже, чтобы он рвался взрослеть, пока есть возможность этого не делать.
Но поскольку другие люди не должны страдать от того, что этот человек выглядит как взрослый, а ведёт себя как ребёнок — ему надо либо взрослеть, либо сидеть в песочнице и лепить куличики. Поэтому я разделяю позицию тех, кто сейчас заставляет его определиться с тем, кто он — безответственный ребёнок или взрослый мужчина, отвечающий за свои поступки.И очень надеюсь, что он сделает выбор в пользу взросления.
Upd: В качестве иллюстрации. В одном из сообществ некая девушка подняла тему — дескать, двух девочек сдали в полицию нехорошие люди за то, что девочки пытались вынести духи из магазина не заплатив, и что теперь делать? Девочки хорошие, но глупенькие, за что и расплачиваются. По ходу выясняется, что «девочкам» 22 и 25 соответственно, и что видеокамера в магазине засняла, как они попытались украсть парфюма долларов на 500, пряча его в сумку. Причём автор темы очень обижается, когда кто-то пишет «украли» или «воровки»
Источник: https://kontei.livejournal.com/69433.html