Что такое когнитивная гибкость и ее развитие

Когнитивная гибкость, дофамин и везение

Передняя поясная извилина, дофамин, когнитивная гибкость и везение (специально в рубрику Мнение для Онлайнера). 

Каждый день по всему миру люди начинают множество проектов, но лишь малая часть из них становится успешными.

Это кажется удивительным, ведь вокруг нас много успешных бизнесов, которые как кажется очень легко взять и скопировать, много готовых секретов успеха, много схем, планов и стратегий – бери и делай.

Почему же это не работает? Ответ на это заключается в особенностях работы мозга удачливых людей и неудачников. То, как работает ваша поясная извилина, влияет на успешность и везение, независимо от уровня образования, мотивации или капитала. 

Обратите внимание

Современные ученые не боятся исследовать такие неопределенные сферы как удача. Профессор Ричард Вайсман на протяжении многих лет изучал как работает мозг людей, считающих себя удачливыми и неудачниками. Например, он раздавал испытуемым газету и просил их подсчитать количество фотографий в ней.

Но на второй странице газеты было большими буквами напечатано, что в газете 43 фотографии, можно дальше не читать. В других опытах, они вставляли надпись о том, что если вы это читаете, то скажите экспериментаторами и вы получите 250 фунтов.

Везунчики замечали эти надписи, а вот неудачники продолжали считать все фотографии до самого конца газеты. 

О чем это говорит? Фактор удачи связан с тем, что везучие люди имеют намного более широкий фокус внимания и не зацикливаются на текущем задании. Это позволяет им быть гибкими, быстро перестраиваться и оптимальным образом использовать имеющиеся ресурсы.

Удачливые люди чаще стремятся к неопределенности и с удовольствием пробуют новое и непривычное, расширяют свой круг общения. Интересно, но везучие и успешные люди достоверно чаще, чем неудачники, ошибаются, но очень быстро восстанавливаются после ошибок.

 

А вот у неудачников фокус внимания очень узкий и они игнорируют и не замечают ничего, кроме их текущего задания. Такая фиксация делает их тревожными, зацикленным, целью действия их становится избегание ошибок.

Они пренебрегают альтернативными возможностями и не могут изменить свое поведение, отказываются от всего непривычного, сужают круг знакомств, выбирая «стабильность», «быть как все» и «что же скажут люди?». Неудачники ищут «идеальное» решение, некое «чудо», секрет от гуру, которое будет способно сразу решить все их проблемы в один подход.

Когда очередной рецепт не срабатывает, неудачник не делает выводов, а просто переключается на другой «рецепт успеха». Подобная когнитивная ошибка называется «ошибкой выжившего» и объясняет, почему не работают чужие секреты успеха. 

Важно

А что работает? Работает широкий фокус внимания, стремление к новому опыту и умственная гибкость. Такая способность переключать свой фокус внимания и обдумывать несколько явлений одновременно, называется когнитивной гибкостью.

За когнитивную гибкость отвечает поясная извилина мозга. По сути это коробка передач мозга, которая помогает переключаться между разными режимами.

Она располагается между префронтальной корой и подкорковыми процессами, поэтому там практически сходятся сознательный и эмоциональный компоненты. 

Чем выше ваша когнитивная гибкость, тем меньший уровень стресса испытывает человек. Высокая гибкость позволяет эффективно перестраиваться, адаптироваться к новым условиям, заводить отношения с новыми людьми, подстраиваться под разные ситуации и правильно справляться с переменами.

Люди с хорошей когнитивной гибкостью легче планируют, ставят разумные цели и легко переключаются между различными вариантами будущего (Han H. D. et al. Performance enhancement with low stress and anxiety modulated by cognitive flexibility // Korean Neuropsychiatric Association. — 1998. — Vol. 7.

— P. 221–226.) 

Но если ваш поясная извилина работает плохо, то ваш мозг словно на ручники, вы как заевшая пластинка, воспроизводит одну и ту же модель, несмотря на разные ситуации, с агрессией к тем, кто не согласен и с неспособностью сотрудничать.

Чем меньше ваша когнитивная гибкость, тем сильнее вы зацикливаетесь, хуже справляетесь с переменами, испытываете тягу к прошлому, и страх перед будущим, которые вы неспособны увидеть (A Novel Neural Prediction Error Found in Anterior Cingulate Cortex Ensembles Neuron 95(2) · July 2017).

 Передняя поясная извилина модулируется дофамином, там достаточно высокая плотность дофаминовых рецепторов.

Совет

Интересно, что именно поясная извлина участвует в принятии решений, связанных с волевым усилием («переключение»), в этой статье это подробно разобрано «anterior cingulate cortex (ACC) and its dopamine system are crucial for decision making that requires physical/emotional effort» (Learn Behav. 2017 Mar;45(1):89-99.

doi: 10.3758/s13420-016-0243-0.The roles of the anterior cingulate cortex and its dopamine receptors in self-paced cost-benefit decision making in rats) 

Как же сделать свой ум гибким? Конечно, универсального рецепта, как вы уже поняли, здесь не бывает. Но кое-что можно посоветовать.

Прежде всего, избегайте зацикливания на одной мысли или варианте что-то сделать. Важно детально рассмотреть все идеи, способы, включая те, которые вам и не нравятся. Если вы чувствуете, что зацикливаетесь на чем-то, то важно вовремя переключится, отдохнуть. Практикуйте многовариантность и стимулируйте креативность: всегда имейте альтернативные способы достижения цели. 

Будьте легче. Удивительно, но чрезмерные старания ухудшают вашу эффективность. Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона гласит, что наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации.

При этом чем сложнее ваша задача, тем более низкий уровень мотивации нужен для продуктивности. Т.е. высокая мотивация и напряжение помогут вам быстрее выкопать канаву, но вот никак не помогут улучшить работу компании.

Быть легче вам поможет юмор, абсурдизация, парадокс, игра и спонтанность. 

Помогайте людям. Интересно, что сфокусированность на личных достижениях подавляет работу поясной коры, а вот альтруизм, сострадание, сопереживание и благодарность активируют переднюю часть поясной извилины. Помогайте тем, кому хуже, чем вам и вы станете эффективнее в своем деле. 

Практикуйте осознанность. Разумеется, можно обойтись и без оранжевых одежд, ведь практика осознанности по сути лишь обозначает управление фокусом внимания намеренно, в настоящем времени и безоценочно. Вы можете медитировать или с упоением заниматься танцами или другими хобби – вы все равно практикуете осознанность и состояние потока. 

Вместо поиска готового универсального решения, нужно быть внимательным к происходящему и иметь много альтернативных вариантов и быть открытыми новому опыту. Ищите нестабильность, ведь именно она открывает новые возможности здесь и сейчас.

Обратите внимание

Как и любое другое изменение, улучшение когнитивной гибкости начинается с осознания проблемы. Как только мы перестанем воевать с реальностью, она развернет перед нами огромное поле возможностей.

И чем гибче наш мозг, тем легче нам до них дотянуться. 

Конечно, уважайте вашу дофаминовую систему и не портите ее гиперстимуляцией. (Learn Mem. 2006 Nov-Dec; 13(6): 777–782.Dopamine D1 receptors in the anterior cingulate cortex regulate effort-based decision making). Больше узнать про работу дофамина вы можете на онлайн курсе «Здоровый дофамин».  Ссылка на курс: http://www.beloveshkin.com/p/blog-page_66.html #дофамин #везение #гибкость #нейробиология

Источник: https://www.beloveshkin.com/2018/07/blog-post_24.html

10 упражнений для развития гибкости ума

«Знание — сила» — выучиваем мы с детства. Проблема в том, что знания могут стать и тормозом на нашем пути, если мы их абсолютизируем. В той или иной степени этим грешит каждый. Человеческой природе свойственно избегать неожиданностей, предпочитать определенность. Но жить мы обречены в сложном, изменчивом и неопределенном мире.

Кем бы мы ни были, нам приходится иметь дело с неведомым, в котором то, что мы знаем и считаем истинным, правильным, не работает. Уверенность становится шорами на глазах. Необходима большая гибкость, открытость новому, умение сомневаться, пишут два известных бизнес-консультанта, Стивен Д’Соуза и Дайана Реннер, в своей книге «Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться».

Они разработали несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный склад ума, присущий ученому, а также склад ума антрополога.

Ученый разрабатывает эксперименты, в которых тестирует гипотезы, делится результатами, ищет паттерны и открыт альтернативным объяснениям. Антрополог остро осознает все, что происходит вокруг, он в высшей степени внимателен.

Это не отстраненный наблюдатель — ему известны и свои предрассудки, не только предрассудки других.

Если вы попробуете некоторые из этих упражнений, оставьте себе время, чтобы проанализировать новый опыт. Полезно при этом делать заметки или вести дневник. Опыт, показавшийся бессмысленным с первого раза, может впечатлить со второй попытке.

Повтор придаст ему глубину и силу. Иногда лишь многократный повтор, длительная практика ведут к прозрениям и совершенствованию, пишут Д’Соуза и Реннер. Главное, получать от этих экспериментов удовольствие.

Лучше всего люди учатся, «резвясь и играя».

Хороший способ укрепить в себе «сознание начинающего» — обсудить то, что вы хорошо знаете, с людьми, которые в этом совершенно не разбираются, или даже начать учить их. Это могут быть сотрудники, новички в профессии или просто друзья.

Важно

Если хватит храбрости, вызовитесь провести урок в школе или в молодежном центре. Дети не смолчат и выскажут критику вам в лицо. Этот опыт поможет очистить речь и мысли от профессионального жаргона, вынудит говорить просто. Придется пересмотреть знакомое и выделить в нем те аспекты, которые уже не относятся к делу.

Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.

Можно начать с малого — в какой ящик или шкаф вы давно не заглядывали? Переберите вещи, которые давно не вытаскивали, и если увидите что-то, чем больше года не пользовались, — сразу в мусор. Наблюдайте за собой: как вы себя чувствуете теперь, когда пространство расчистилось?

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска (не заполнение налоговой декларации) и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопрос.

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды — не заглатывайте, а разжевывайте.

Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы порываетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции. Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений.

Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.

Все мы — рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом.

Совет

Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете. Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой.

Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует.

Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.

Молчание — не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание.

Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений.

Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.

Выберите знакомое место — свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.

Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав.

Обратите внимание

Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения.

Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

Читайте также:  Как сделать показ слайдов в презентации: пособие для новичков

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь с ходу ее решать и не прибегайте к привычным методам, а поступите как трехлетний ребенок: с искренним любопытством спросите: «Почему?»

Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника рассказать подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действий.

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.

Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас…»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Переменам препятствует убеждение, что «это не сработает». Есть способ помешать отказу от идеи в зародыше — предоставить ей шанс, 90-дневное испытание. Выберите одну проблему — такую, в которой присутствует неопределенность и относительно которой непонятно, годятся ли предлагаемые способы решения.

Обкатайте эту идею в течение трех месяцев на уменьшенной модели: если решение не придет, откажитесь от нее. Такой подход избавляет от страха пробовать новое и цепляться за привычный ход вещей. 90 дней — вполне достаточный срок, чтобы идея успела прижиться и можно было точно судить, насколько она пригодна.

Стивен Д’Соуза — директор Deeper Learning Ltd, международной консультационной компании по вопросам образования.

Дайана Реннер — директор Not Knowing Lab., международного проекта по управлению в условиях неопределенности и комплексных проблем.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/10-uprajneniy-dlya-razvitiya-gibkosti-uma/

Выбор правильной стратегии в правильный момент времени: когнитивная гибкость

Для некоторых стрессоров способность «совладать» с ними может приобретать разные формы. Вы можете решать когнитивную задачу определения того, имеет ли смысл попытаться изменить сам стрессор или же просто изменить его восприятие.

Или вы можете сосредоточиться на эмоциях: ослабить стресс можно, просто признав, что стрессор причиняет вам эмоциональный вред.

Вы можете сосредоточиться на взаимоотношениях и социальной поддержке как средствах, позволяющих ощущать меньшее напряжение.

Очевидно, что люди различаются по тому, к какому из этих стилей они тяготеют. Например, неиссякаемым источником напряженности в гетеросексуальных отношениях является то, что женщины в среднем тяготеют к стилю, основанному на использовании эмоций и взаимоотношений, а мужчины предпочитают подходы, ориентированные на решение проблем¹.

Важно

Но независимо от того, какой стиль вы обычно используете, пытаясь справиться со стрессом, ключевое значение имеет тот факт, что каждый стиль лучше всего применять в наиболее подходящих ему обстоятельствах. В качестве примера представим себе приближение важного экзамена.

Один способ действий будет заключаться в упорных занятиях, а другой — в том, чтобы изменить восприятие плохой оценки («Свет не сошелся клином на этом предмете. Я нормальный человек, способный хорошо проявить себя в других делах»).

Очевидно, что перед экзаменом должна доминировать стратегия ослабления стрессов посредством упорных занятий и вам не следует использовать стратегию изменения восприятия оценки до окончания экзамена.

В качестве более серьезного примера сравним случай тяжелой болезни одного из членов семьи, подразумевающий необходимость принятия многих трудных решений, со случаем смерти такого человека. Обычно подходы, ориентированные на решение проблемы, работают лучше в сценарии болезни, а сценарий преодоления стресса с помощью эмоций и взаимоотношений — в сценарии смерти.

Другая версия этой потребности в переключении стратегий описана Мартином Селигманом. Несмотря на все восторги по поводу эффективности локуса внутреннего контроля, мы только что видели на примере джонгенриизма, каким контрпродуктивным он может быть.

Селигман показал, насколько полезной для здоровья может быть способность переключения локусов контроля. Когда происходит что-то хорошее, вы хотите верить, что этот результат достигнут благодаря вашим усилиям и будет иметь для вас широкие, долговременные последствия.

Когда результат оказывается плохим, вы хотите верить, что он был обусловлен чем-то неподконтрольным вам и окажется временным явлением, имеющим для вас узкие, ограниченные последствия.

Возможность переключаться на оптимальную стратегию в конкретных обстоятельствах подразумевает наличие гибкости для выполнения такого

____________________________________________________

Совет

¹ Эта тема превосходно освещается в книге лингвиста Деборы Таннен «Ты просто не понимаешь». Эту книгу нужно прочитать всем молодоженам.

маневра, точка. На это указывал Антоновский, один из пионеров исследований СЭС и здоровья. Он спрашивал: что предсказывает хорошее здоровье человека? Реакции, направленные на преодоление проблем, предполагают использование твердых правил и гибких стратегий. Для этого нужно, чтобы мы боролись с рефлексом, характерным для большинства из нас.

Если происходит что-то плохое и наши попытки справиться с этим событием не приносят успеха, одна из наиболее распространенных реакций состоит в том, чтобы вернуться назад и попытаться сделать все то же самое еще раз, приложив вдвое больше усилий. Этот прием иногда срабатывает, хотя и довольно редко.

Во время стресса нахождение ресурсов для опробования чего-то нового является очень трудным и часто крайне необходимым делом.

Что он понимал под э т и м ?

Вот дополнительная идея, которая сейчас не выглядит доведенной до ума даже наполовину. Одна из тем этой книги — это тема цели контрастов. Для физического стрессора вы хотите активировать реакцию на стресс, а для психологического стрессора не хотите.

Исходное состояние — как можно меньшее выделение глюкокортикоидов, в случае появления реального стрессора — как можно большее выделение. При возникновении стресса — быстрая активация, по прекращении стресса— быстрое возвращение в нормальное состояние.

Рассмотрим схематичную версию этого на примере норвежских солдат, которые учились прыгать с парашютом: во время первого прыжка их артериальное давление подскакивало до очень высоких значений (часть В). Но помимо этого, в течение нескольких часов перед прыжком они испытывали страх перед предстоящим испытанием (часть А), а в течение нескольких часов после прыжка — слабость в коленках (часть С).

Как же выглядела ситуация к энному прыжку? Та же мощная стрессовая реакция во время прыжка (часть В) за две секунды и через две секунды после его выполнения, а затем парашютисты просто думают о том, что они будут есть на обед.

Вот в чем заключается формирование условных рефлексов. Усиление контраста между включением и выключением, между передним планом и задним планом.

Применительно к контексту этой книги можно сказать, что когда человек получает опыт выполнения сотого прыжка, то он включает реакцию стресса только на период фактического действия стрессора.

Как отмечалось ранее, при получении такого опыта устраняются части А и С — психологическая реакция на стресс.

Обратите внимание

Это замечательно. Но что я извлекаю из этого, так это идею о более неуловимой цели.

Такие размышления возникли у меня во многом благодаря моим беседам с профессором Маньюлой Уолдроном из Университета штата Огайо, который когда-то выполнял функции священника при больнице.

Слова этого невысокого гипоманиакального человека с бруклинским акцентом привели меня в некоторое смущение. Вот что он мне рассказал.

Возможно, цель состоит не в том, чтобы минимизировать контраст между низким исходным уровнем и высоким уровнем активации. Возможно, идея заключается в том, чтобы иметь и то и другое одновременно. Возможно, целью является сделать базовый уровень немного более высоким, чем при отсутствии активации, но при этом обеспечивать энергией уверенный, активный выбор.

Я ощущал это несколько раз, когда играл в футбол, будучи неумелым игроком; во время игры возникает момент, когда независимо от достигаемого результата вся психическая система приходит в состояние сумасшествия и мое тело делает нечто такое, о чем мой разум даже никогда не мечтал, и две секунды, в течение которых все это происходит, кажутся более долгими, чем они есть на самом деле.

Но этот вопрос о спокойствии посреди возбуждения — это не просто другой способ порассуждать о «хорошем стрессе» (стимулирующем вызове как противоположности угрозе).

Даже когда стрессор оказывается вредным и ваше сердце бьется в предкризисном состоянии, цель должна состоять в том, чтобы каким-то образом превратить доли секунды между каждым ударом сердца в мгновение, которое растягивается во времени и позволяет вам выполнить перегруппировку.

Здесь я не имею понятия, о чем я говорю, но думаю, за этим может скрываться что-то важное. Сказано достаточно.

Просто сделай это: 80/20 — особое свойство управления стрессом

Во многих дисциплинах эта концепция называется правилом 80/20. В розничной торговле оно звучит так: «от 20% покупателей исходит 80% всех жалоб».

Применительно к криминологии оно принимает следующий вид: «на долю 20% преступников приходится 80% всех преступлений». Или: «20% членов исследовательских и проектных групп обеспечивают 80% новых идей».

Эти числа не следует воспринимать буквально, они лишь призваны показать, что причинность неравномерно распределена между каузальными агентами.

Важно

Я буду применять правило 80/20 к управлению стрессом: 80% снижения стресса достигается благодаря первым 20% усилий. Что я под этим понимаю? Предположим, вы представляете собой кошмар типа А, то есть являетесь сущим несчастьем для тех, кто вас окружает.

Много раз ваши друзья и близкие усаживали вас, смотрели вам в глаза, а затем кричали, что ваше поведение сведет с ума кого угодно. Никакие визиты докторов, фиксирующих высокое артериальное давление, не способны добиться улучшения.

Ничего не изменится, пока вы сами не решите измениться, причем действительно решите, а не просто решите заставить всех прекратить нападать на вас из-за какой-то несуществующей проблемы (рис. 67).

Рис. 67.

Есть здесь кто-нибудь, кто специализируется на управлении стрессом?

 Это важнейшая истина для профессионалов по психическому здоровью — большого семейства психотерапевтов, которые отчаянно пытаются заставить какого-нибудь индивида измениться, но у которых ничего не получается, если все, что он делает— это мрачно смотрит на экшн-фигурку Зигги Фрейда, стоящую на книжной полке. Но как только вы искренне захотите изменений, простое приложение ваших усилий будет способно сотворить чудеса. Например, страдающие депрессией люди начинают чувствовать себя значительно лучше просто потому, что они сами назначают время первой встречи с психотерапевтом, — это значит, что они осознали свои проблемы, это значит, что они сами прокладывают путь через психомоторную трясину к реальному действию, это значит, что они нашли выход из трудного положения.

Все это имеет очевидную важность для управления стрессом, характеристики наиболее эффективных форм которого исследовались в этом разделе. Но не сходите с ума и не пытайтесь делать что-то, прежде чем вы придумаете для себя идеальный метод работы.

На каком-то уровне будет не важно, какой метод управления вы используете (если он не оскорбителен для тех, кто вас окружает).

Если ваш фирменный способ ослабления стресса состоит в том, чтобы встать завернутым в тогу на углу многолюдной улицы и читать монологи «Телепузиков», то это принесет вам пользу просто потому, что решение добиться изменения уже имеет достаточную ценность само по себе, и потому, что ради произнесения какого-нибудь монолога Тинки-Винки вы проявляете готовность сказать «нет» всему, чему нельзя сказать «нет». Не откладывайте управление своим стрессом до выходных. Найдите время, чтобы заниматься этим практически ежедневно. И если вам это удастся, то изменение можно считать уже достаточно серьезным — возможно, вы еще не прошли 80% пути, но по крайней мере вы уже взяли хороший старт.

Предыдущая – Добиться большего контроля, большей предсказуемости в вашей жизни… может быть | Следующая – Краткие итоги

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/kognitivnaya-gibkost/

Обучение детей дивергентному мышлению – Развитие ребенка

Помните, в 2014 году на большие экраны вышел фильм «Дивергент» — экранизация романа молодой писательницы Вероники Рот?..

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто несовместимых на первый взгляд, это в том числе и нестандартное, гибкое мышление, выходящее за рамки общепринятых стереотипов.

Посмотрите на картинку и постарайтесь найти ошибку.

Вы, вероятно, заметили ее, но большинство людей не берут во внимание «неправильный» цвет четверки червей. Отказ замечать сенсорную информацию, расположенную прямо «перед носом», является примером так называемой слепоты невнимания (или перцептивной слепоты). Хотя ошибки и становятся для нас очевидными, как только на них укажут, изначально мы их не воспринимаем.

Читайте также:  Успешные фрилансеры или как писать тексты на заказ за деньги без офиса и начальников

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота)

Совет

Cлепота невнимания – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем. Не существует сознательного восприятия без внимания.

Когда наше внимание полностью сосредоточено на одной детали, мы можем не замечать других деталей, окружающих нас, – и даже некоторых весьма необычных.

Неспособность обнаруживать неожиданные объекты, на которые не направлено ваше внимание, это и есть то, как слепота невнимания не позволила вам воспринять ошибку на предложенной картинке.

Такой уровень непреднамеренной слепоты находится в пределах нормы и вряд ли будет оказывать какое-либо влияние на ваш профессиональный или познавательный успех. Тем не менее последствия слепоты невнимания будут гораздо более серьезными для нового поколения молодых людей, которые станут конкурирующей рабочей силой в ХХI-м веке.

В современной экономике, основанной на глобальных технологиях, лучшие университеты и работодатели ищут кандидатов со способностью мыслить дивергентно и соответствующе действовать.

Этот набор навыков включает способность выходить за пределы заданной точки внимания и воспринимать все гораздо шире, чем это можно сделать при помощи внимания, ограниченного конкретной целью.

То есть успех в ХХI веке требует не только умения нестандартно мыслить, но и восприятия информации вне зоны внимания и очевидного контекста.

Посмотрите на эту картинку и сосчитайте количество красных шаров, которые вы видите. Не торопитесь и считайте внимательно.

Обратите внимание

Насчитали пять? Это верно. А теперь отведите взгляд от картинки и подумайте, было ли в ней что-то необычное.

Вы заметили, что на каждой руке человека по шесть пальцев? Проблема невнимания к тому, что находится вне зоны внимания, заключается в том, что оно отражает тип образовательного опыта прошлого столетия.

Систематическое стремление к единственно правильным ответам способствовало развитию слепоты невнимания, которая может ослаблять навыки дивергентного мышления детей и ограничивать перспективы, необходимые им для достижения успеха в XXI веке.

Будущий академический и карьерный успех зависит не от того, что знают ваши дети, а от того, как они могут применять свои знания!

Несмотря на то что мы живем в век информации и высоких технологий, акцент на механическом запоминании фактов и тестировании в школьной программе является устаревшим пережитком, служившим для подготовки кадров в индустриальную эпоху, когда ценились эффективность, однородность и согласованность. Такая фабричная модель образования служила для подготовки учеников в качестве рабочей силы с четким однообразием рабочих обязанностей и структурой разделения труда, как на сборочной линии.

К отчаянию студентов, учителей и чиновников от образования, перегруженный требованиями учебный план и преувеличенное значение тестирования привели к поверхностному, однообразному обучению, акцентированному на запоминании детьми нереалистичного количества требуемых фактов и операций, официально признанных в качестве стандартов для каждого класса («обучение шириной в километр и глубиной в сантиметр»).

Сегодняшние ученики не будут работать на сборочных линиях, потому что автоматы и компьютеры можно запрограммировать на получение точных данных, и выполнение операций будет гораздо успешнее и быстрее, чем это способен сделать самый усердный ученик-зубрилка. Умение делить в уме большие числа и знание наизусть всех элементов периодической таблицы Менделеева – это не те навыки, которые сейчас важны при оценке претендентов на лучшие академические, профессиональные и профессионально-технические должности.

Университеты и работодатели ищут кандидатов, способных использовать полученные знания и обладающих высокими исполнительными функциями, которые они развили в себе с помощью практики, – такими, как независимое оценивание ситуации, дедуктивное мышление, определение приоритетов, оценка рисков, критический анализ и когнитивная гибкость при решении новых задач. Необходимы такие кандидаты, которые умеют независимо использовать собственные знания для самостоятельной оценки новой информации и применять свои навыки обучения для творческих инноваций, выходя за пределы существующей и изменяющейся информации и развивающихся технологий.

Специфические качества, необходимые для достижения успеха в реальном мире быстро изменяющихся фактов и технологий, противоположны заученным (а значит, и быстро забываемым) ответам, самые актуальные из которых легко можно найти в Интернете.

Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны:

  • Быть инициативными, целеустремленными и нацеленными на действия.
  • Критически оценивать предоставляемую информацию, проверять надежность источников, ставить под сомнение предположения, искать противоречивые факты, свидетельства и определять наиболее ценные данные, которые необходимо использовать, чтобы делать обоснованные выводы, интерпретацию, заявления и решения.
  • Использовать новую информацию и технологии в творческих и инновационных методах.
  • Успешно и гибко взаимодействовать и сотрудничать и эффективно использовать информационные средства.

Развитие когнитивной гибкости вашего ребенка

Когда мозг постоянно «натаскивается» на быструю эффективность и поиск единственно правильного ответа, он становится все более «успешным» в его нахождении. У детей развиваются когнитивные привычки принятия первого найденного ответа как правильного и единственно верного.

Мозг, который привык бездумно следовать прямым инструкциям и запоминать единственные правильные ответы, не может адекватно подготовиться к быстро расширяющемуся информационному пулу в глобализированном, технологическом мире, который ждет детей после окончания школы.

Детям необходим опыт интерпретации данных и разработки дивергентных решений, а не механических и однообразных.

Цель состоит в том, чтобы помочь детям развить их когнитивную гибкость для того, чтобы они могли воспринимать и оценивать информацию и опыт широко, а не с точки зрения суженной перспективы, которая развивается при поиске единственно правильного ответа или определенного фрагмента информации из единственного указанного источника (например, из учебника или конспекта учителя).

Когнитивная гибкость – это способность быть открытым и готовым рассматривать все аспекты существующего опыта, многочисленные источники информации, различные толкования, всевозможные подходы к проблемам и альтернативную точку зрения.

Когнитивная гибкость – это часть дивергенции, необходимая для оценки и интерпретации источников информации с различных точек зрения, для прогнозирования возможных вариантов развития и умения адаптироваться к изменению данных по мере их поступления.

Важно

В будущем будут востребованы люди, обладающие дивергентным мышлением, восприимчивые и открытые к самым новым фактам и данным. Будущие лидеры и инноваторы – это люди, которые уверенно воспринимают новый опыт и информацию, которые открыты к разным мнениям и интерпретациям и способны объективно и критически анализировать альтернативные точки зрения и различные подходы к решению задач.

Подход к развитию потенциала дивергенции у детей

Ваша задача состоит в том, чтобы дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-либо вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несет способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и совершать ошибки.

Помогаем детям научиться допускать неопределенность, неоднозначность и риск совершения ошибок

Механическое запоминание без риска совершить ошибку – неподходящая подготовка к высшему образованию или должности высокого уровня. Чтобы дети имели не только изолированные, механически вызубренные знания, они должны участвовать в формировании собственного понимания того, что изучают.

Это означает, что нужно не предоставлять им обработанные и подготовленные факты и алгоритмы, а помогать узнавать основополагающие принципы и использовать логику, чтобы осмысливать данные, изучать возможные подходы к решению вопросов, а также использовать ошибки для пересмотра и корректировки.

Ошибки случаются при переходе от неизвестного к известному, так как дети строят свое понимание на концептуальном уровне вместо запоминания подготовленных алгоритмов и объяснения. Позволяя детям делать ошибки, вы способствуете укреплению нейронных связей, обеспечивающих образование, а также более глубокому уровню познания концепций, на которых основываются факты.

Дети, чьи родители обеспечивают оптимальное соотношение между большими надеждами и предоставлением возможностей совершать ошибки, развивают большую когнитивную гибкость, уверенность в себе, креативность и навыки решения задач.

Говорят, что «Если мы не позволяем ученикам терпеть неудачи в классе, они обязательно будут терпеть их в реальном мире». То же самое относится и к семье. Если вы позволяете ребенку мыслить вне рамок единых подходов и даете ему возможность решать проблемы и принимать решения, сами оставаясь в стороне, то даете ему дар дивергентного мышления и когнитивной гибкости.

Вместо того чтобы говорить им, что делать (о социальных, эмоциональных или академических вопросах или проблемах) или вмешиваться при малейшей угрозе совершить ошибку, привыкайте поощрять своих детей, убеждая их в уверенности в себе, в том, что они могут строить прогнозы и находить решения или ответы самостоятельно.

Совет

Они должны делиться с вами своими соображениями при принятии решений. Поддерживайте с детьми связь и поощряйте их размышления, даже несмотря на неудачное решение, которое они собираются принять.

Позитивно высказывайтесь по поводу их усилий, настойчивости, творческого мышления, но не рассказывайте и не демонстрируйте детям, что они что-то сделали правильно или неправильно.

Позвольте детям совершать неизбежные ошибки. Именно с помощью своих ошибок они научатся определять и заполнять пробелы в своих знаниях.

Дети захотят искать дополнительную информацию в своих учебниках, в классе и в других источниках, которые вы можете помочь им найти.

Когда дети совершают ошибки, им может понадобиться ваше участие, они с признательностью будут принимать ваши советы о том, какие дополнительные источники информации стоит использовать, чтобы скорректировать подход к решению той или иной задачи.

Когда дети спрашивают вас ваше мнение, вы можете указать им на то, что они сделали правильно, а что неправильно, но не говорите им, как нужно исправлять ошибки, если можно направить их внимание на источники дополнительной информации, с помощью которой они могут справиться с задачей самостоятельно. Подумайте о той силе, которую вы даете им вместе со способностью самостоятельно, независимо и мотивировано учиться на протяжении всей жизни!

Обучение на ошибках мощно влияет на отделы головного мозга, отвечающие за память, и будущую применимость знаний, и это намного превышает ценность обучения, которое дает возможность находить и запоминать единственно правильные ответы и решения. С помощью ошибок дети захотят изучать то, что они должны учить, и благодаря этому желанию они будут приобретать крепкие, долговременные, гибкие знания.

Как помочь ребенку не бояться делать ошибки?

Дети больше всего боятся совершить ошибку в присутствии одноклассников. Когда вы помогаете им обрести комфорт, совершая ошибки в домашних условиях, то развиваете их желание думать нестандартно и интерпретировать информацию с более широкой перспективы. Вы можете повысить их терпимость к риску совершения ошибок разными способами.

Помогайте детям научиться допускать неопределенность, неоднозначность и риск совершения ошибок. Когда вы совершаете ошибку, рассказывайте о ней – что вы чувствовали и было ли вашим первым желанием обвинить в своей ошибке кого-то другого или попытаться скрыть ее.

Пусть дети знают, что вы тоже боретесь с самими собой, чтобы признать свою ошибку и испытываете разочарование от того, что вам приходится тратить больше времени на достижение цели. Поощряйте детей рассказывать вам о совершенных ими ошибках и о том, что они при этом чувствовали и как реагировали на это.

Спрашивайте у них о том, что бы они стали делать по-другому, чтобы не допустить аналогичной ошибки впредь.

Обратите внимание

Помогите детям понять, что неудачи дают им возможности пересмотреть «цепочки памяти» в своем мозгу перед тестами. Объясните, что время, потраченное на преодоление растерянности, путаницы, даже при многократных неудачных попытках найти решение или ответ не является потерянным.

Результаты исследований показывают, что время, проведенное при решении задач даже без достижения правильных ответов, укрепляет структуры мозга, отвечающие за память.

Кроме того, процесс поиска решений существенно развивает исполнительные функции – такие, как сосредоточение внимания, оценка и анализ, которые будут служить детям для достижения будущих успехов при решении задач и творческих инновациях.

Еще один способ стимулировать детей на участие, несмотря на риск допустить ошибку, – просить их приводить примеры млекопитающих, нечетных чисел или глаголов, то есть тех актуальных тем, которые они изучают в школе. Заранее подготовьте листок бумаги с двумя колонками: «Пример» и «Не пример».

Когда они называют змею млекопитающим, вместо того чтобы сказать «Это неправильно», скажите: «Это хороший не пример. Давай запишем его в колонку не примеров».

Точно так же, если ваши дети отвечают на вопрос неправильно, ищите в их ответе любое рациональное зерно и повторите эту часть ответа, прежде чем уточнять и исправлять их ошибки.

Оптические иллюзии – это также интересный способ привлечь ваших детей к высказыванию различных мнений с большей уверенностью, потому что вы демонстрируете им, что не существует неправильных ответов. Покажите детям картинку, на которой можно увидеть либо два лица в профиль, либо вазу, и спросите, на что, по их мнению, больше похож этот рисунок. 

Читайте также:  Как написать заключение в сочинении на егэ: примеры

Они получат удовольствие, высказывая и обосновывая свое мнение, будучи уверенными в том, что обе интерпретации рисунка точны, но одна из них более очевидна. Дети видят оба образа, но один из них считают доминирующим, и это является демонстрацией их когнитивной гибкости.

Важно

Рассказывайте детям о конструктивной силе ошибок и о свободе творческого подхода к решению любой возникающей проблемы, и результаты не заставят вас долго ждать.

Джуди Уиллис, «Psychology Today»

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/2974/

О пользе психологической гибкости

Что такое психологическая гибкость и зачем она нужна?

Постулат таков:  от восприятия окружающего мира,  возможностей находить глубокие взаимосвязи,  радоваться моменту, принимать события правдиво и делать развивающие выводы- зависит ваш прогресс как человека, и сопутствующие “побочные” эффекты, такие как “счастье”, “радость” жизни.. В кавычки беру намеренно, чтобы было понятно, это такие термины, которые часто понимают разные люди по разному.

Приведу примеры:

У человека есть установка, что его по жизни хотят все обдурить, и что жизнь это мучение.

В итоге, когда какой-то человек ( даже близкий, муж или жена) делает или говорит что-то, какое-то замечание ( или вам кажется что это замечание), он или она- могут это говорить потому что любят вас и хотят сделать вас счастливей.

Но поскольку установка ( или фильтр восприятия имеется), вы однозначно интерпретируете это действие как попытку обидеть, унизить, обдурить ( впишите нужное). Это проявление психологической  не-гибкости.

Хотя справедливости ради стоит сказать, заранее в любом случае не известно, почему тот или иной человек может что-то говорить или делать ( заранее решать поэтому об этом, может быть серьёзной ошибкой)

При этом  получается, что для проявления психологической гибкости необходимо проявлять особые коммуникативные навыки, то есть идти на контакт, выяснять что имел ввиду человек, когда делал или говорил что-то.. и это не всегда ( хотя и часто) может достигаться прямыми вопросами.

Однако, тема коммуникаций не будет рассмотрена в этой статье, оставлю на потом, сейчас еще приведу несколько примеров психологической гибкости ( и не-гибкости), чтобы вы понимали, как хитёр и опасен этот зверь.

Совет

Классический пример, подавляющее число разводов происходит как раз из-за негибкости, проявляющейся в таком виде: “я думал, что она думала, что я…” Статичное убеждение, которое проявилось из-за того, что у человека была фиксированное убеждение или установка на какой-то аспект бытия.  Психолог, работающий с семейными проблемами рассказывал именно о огромном числе случаев, когда муж и жена приходили к нему на грани развода ( за рубёжом конечно, так как у нас это не принято, ха-ха!) и когда начинали выяснять, оказывалось:

“я думал, она считает меня идиотом… я думала, что он меня не уважает” но поговорить об этом и прояснить ситуацию, никто не удосужился  ( или не отважился?)

Вот вам и несколько простых проверочных признаков, пройдя по которым вы пожалуй сможете понять, имеете ли вы гибкость?

1) Нахождение в моменте здесь и сейчас ( с тем что происходит). Если вы больше ориентированы на прошлое или будущее ( ой, а в прошлом было так.. почему сейчас не так..или в будущем хочу вот так..), то теряя момент с настоящем становитесь деревянной деревяшкой, которая сидит/лежит/идёт и мечтает …не замечая происходящее.  такая вот аналогия или метафора смешная.

2) Самонаблюдение или самоактуализация ( способность посмотреть на себя со стороны). Кстати, отличнейший инструмент для этого- символическое моделирование.

Способны вы расширенно понаблюдать за собой и подробно описать себя по всем трём этажам? ( физический, эмоционально-социальный, интеллектуально- духовный).

Вот опять же ссылка на видео для понимания важности осознания себя по  трём этажам

3 ) Некая общая идея которую можно прописать красной нитью в вашей жизни ( зачем живёте то?) То, что живёт глубоко в душе.

Совсем смешные примеры: один человек хочет потреблять всё вокруг, другой хочет творить для питания своего эго, третий хочет творить для того, чтобы сделать жизнь вокруг “лучше”, четвертый просто любит природу и хочет быть её хранителем, у пятых цель в воспитании детей (или обучении кого-либо) и каждая из этих целей или идей согревает человека.. Если же он не знает, что ему надо и для чего живет, то какая может быть гибкость? Будет как ветром носить, туда или сюда.. Окажется в окружении людей с разными, противоположными идеями, и что тогда?

Обратите внимание

4 )  Умение находить общий язык с людьми и окружающими объектами. Может быть это несколько субъективный признак, но тем не менее..

Объяснять не буду развёрнуто, но если вы постоянно попадаете в конфликт с окружающей средой, есть большая вероятность, что имеете какие-то жёсткие фиксированные убеждения, например: “мир жесток” или ” я человек маленький, не могу ничего сделать”,  и при этом, начинаете процеживать все события вокруг и явления через этот фильтр, находя ему подтверждения.. И мир становится действительно жесток..

Кстати, для “лечения” проблем, указанных в пункте 4 хорошо помогает АЯшечная коммуникация. АЯшечная коммуникация- это коммуникация от А до Я.

То есть разобраться полностью от А до Я ( буква Я в данном случае это приход к общему знаменателю и завершение коммуникации, полезное для обоих сторон, для объекта и субъекта коммуникации). Это может быть и общее согласие в чём-то, и соглашение по тому или иному вопросу..

Но про АЯшечную коммуникацию пожалуй напишу уже в других статьях.. Это огромная тема для проработки. ( Кстати говоря, по хорошему АЯшечной коммуникацией NLP должно заниматься..

если рассмотреть NLP как науку, которая прослеживает взаимодействие слов-единиц смысла с мозгом человека и влиянием на мозг и сознание. То есть нейро-лингвистика. Не рассматриваю NLP- как способ манипуляции, ибо фу-фу-фу! не для этого оно было создано)

Еще хотелось бы коснуться момента важного, чем же отличается психологическая гибкость от мягкотелости, от хитрости и от умения манипулировать?

Есть принципиальные отличия и их важно понимать.

1) Мягкотелость. Человек просто сдался и позволяет другому человеку им манипулировать..или просто находя отговорки: а что я могу сделать, оставляет всё так, “как само идёт”. Просто сбрасывает с себя любые проблемы заботы, машет рукой.. А, плевать, пусть будет как будет..

Важно

  При этом, в каких-то моментах человек психологически гибкий может быть похож на мягкотелого человека, но стоит понимать что это лишь в данный момент.

Человек гибкий всегда понимает или хочет понять, что происходит и как привести ситуацию в гармонию, чтобы не было стороны пострадавшей.

2) Хитрость и желание манипулировать- с одной стороны даёт выгоды, возможность управлять мягкотелым человеком (см.

пункт выше), но при всём при этом, это тоже не-гибкость, так как рано или поздно тот, кем манипулировали поймет это… И как думаете, что может быть? Как минимум скандал. Собственно, манипулирование это желание получить ТОЛЬКО свою выгоду, и плевать на остальных..

А бумеранг в этом мироздании никто не отменял. Не говоря уж о том, что если ты смотришь на мир как площадку для манипулирования, то не стоит удивляться что сманипулируют тобой.

Так вот, психологическая гибкость это также умение различать все эти ситуации, и ГИБКО на них реагировать, делать выводы, и действия, которые в итоге приводят к развитию по всем трём этажам-сферам ( физическая, эмоционально-социальная, духовно-интеллектуальная), видео про это выше, если кто не знает об этой концепции.

В конечном счёте, психологическая гибкость это необходимое условие и инструмент развития человека. Развития не количественного, а качественного!

Правда тут приходится снова напомнить о том, что такое развитие… Но пока оставлю эту тему без ответа, когда она появится, пожалуй или допишу подробней, или дам ссылку.

Совет

Ключ правда даю для развития, если возьмёте этот ключ в свои руки и провернёте его в замочной скважине, думаю легко сможете понять сами для себя, что есть развитие.

Итак, ключ:

Как развить ясновидение и надо ли это делать

Казалось бы странное название, а причём тут ясновидение? Прочитайте и узнаете, общая важная концепция развития надеюсь после этого прояснится.

Всех благ, осознаний вам и психологической гибкости!

Жду вопросов, с уважением, Димитрий Геваль

Источник: https://geval.ru/2015/04/o-polze-psixologicheskoj-gibkosti.html

Когнитивная гибкость на протяжении всей жизни посредством обучения и внимания

?Богданов Игорь Олегович (bogdan_63) wrote,
2017-06-23 19:30:00Богданов Игорь Олегович
bogdan_63
2017-06-23 19:30:00

Однажды наш мозг уже не будет работать так, как прежде.

Нам будет всё сложнее и сложнее учиться новым навыкам, а с какого-то момента это станет и вовсе невозможным — и ничего тут не поделать.

«Как бы не так», — говорят Рейчел Ву (Rachel Wu) из Калифорнийского университета в Риверсайде (University of California, Riverside) и её коллеги из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) и Рочестерского университета (University of Rochester).

Они считают, что ухудшение когнитивных способностей — не столько неизбежная стадия развития, сколько результат привычек и стратегий обучения, которыми мы пользуемся на протяжении жизни. Описание гипотезы опубликовано в журнале Human Development.

Учёные представили новую концептуальную модель под названием «Когнитивная гибкость на протяжении всей жизни посредством обучения и внимания» (Cognitive Agility across the Lifespan via Learning and Attention, CALLA).

«Мы утверждаем, что в течение жизни вы переходите от «всестороннего обучения» (когда младенец или ребёнок осваивает сразу множество навыков) к «специализированному» (к тому, чтобы стать экспертом в определённой области), когда начинаете карьеру, и это ведёт к ухудшению когнитивных способностей, — поясняет Ву.

— Сначала это касается лишь некоторых незнакомых ситуаций, а в конце концов проявляется и в знакомых ситуациях».

Авторы работы считают: если учёные будут рассматривать когнитивное старение как результат развития, они смогут разработать подходы, которые существенно улучшат жизнь пожилых людей.

Исследователи отмечают, что на сохранение познавательных способностей влияют не только генетические и биологические факторы, но и так называемое «интеллектуальное вовлечение», то есть, занятия, требующие умственных усилий и освоения новых навыков.

Занимаясь с людьми старшего возраста фотографией, программированием или физическими упражнениями, учёные пытаются стимулировать всесторонне развитие их мозга — так почему же не воспользоваться стратегиями «всестороннего обучения», которые применяют в детстве?

Основываясь на предыдущих работах об интеллектуальном вовлечении и обучении, исследователи сформулировали факторы, которые стимулируют всестороннее развитие в детстве и могут быть применимы в пожилом возрасте:

Обратите внимание

    Обучение на основе новой информации (в противовес обучению на основе имеющихся знаний) и открытость к ней, отсутствие предубеждений;    Индивидуальное обучение по принципу «от простого к сложному» (доступ к учителям и наставникам, которые направляют процесс обучения);    Установка на рост (вера в то, что способности развиваются, если приложить достаточно усилий);    «Снисходительное» окружение (то есть, такое, которое позволяет делать ошибки и терпеть неудачи);    Серьёзная приверженность обучению (обучение не просто как хобби, а как «вопрос выживания», готовность преодолевать сложности);

    Обучение сразу нескольким навыкам.

Авторы утверждают, что наше интеллектуальное вовлечение постепенно снижается по мере того, как мы вырастаем, готовимся к труду и обороне и выбираем определённую специализацию.

По их мнению, 6 факторов интеллектуального вовлечения могут улучшить работу мозга не только у детей, но и у взрослых.

«Мы предполагаем, что применение этих 6 факторов может улучшить когнитивное функционирование у пожилых людей до такой степени, которая превзойдёт известные ныне ограничения», — пишут учёные.

Ву отмечает, что переход от всестороннего обучения к специализации естественен. Как правило, он происходит в тот момент, когда мы начинаем карьеру — в этот-то момент и начинается наше когнитивное старение.

По мере освоения профессии, мы всё эффективнее действуем в знакомой обстановке обыденной жизни, но редко попадаем в новые ситуации. «Нам ещё предстоит проверить нашу теорию конкретными исследованиями, но она основана на данных, собранных за пятьдесят лет научных изысканий, — говорит Ву.

— Я хочу, чтобы взрослые люди вынесли из этого исследования то, что они МОГУТ освоить множество новых навыков в любом возрасте. Для этого просто нужно время и упорство».

Источники: http://www.rachelwu.com/WuAgingHumanDev-2017-FINAL.pdf, https://medicalxpress.com/news/2017-05-youre-theory-adults-combat-cognitive.html

Источник: https://bogdan-63.livejournal.com/8670771.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector