Если хотите стать рецензентом или особенности написания рецензии

Как написать рецензию

Вы узнаете, что такое рецензия и как ее написать. Будет много полезных советов и правил, которыми придерживаются лучшие рецензенты. Также для наглядности разберем несколько примеров.

Что такое рецензия

Во-первых, такое значение слова относится именно к новым произведениям.

Очень часто возникает соблазн написать материал на фильм сорокалетней давности. Ясно, что автор здесь не сможет сказать что-то нового. Он также не сможет повлиять на выбор читателей. Ведь, это классика, которая проверена временем.

Поэтому не путайте данный жанр журналистики со школьными сочинениями!

Во-вторых, тут идет определение для научных и научно-популярных произведений. Но как журналисты, вы часто будете сталкиваться именно с художественными произведениями. Это книги, фильмы, спектакли и так далее.

Но не забываем, что у нас есть еще и интернет!

Тут приходится писать рецензии на различные онлайн сервисы, программы или курсы. Это уже своего рода, веб-журналистика.

Обратите внимание

Когда оцениваем события культурной жизни, то помните, что задача становится вдвойне сложнее. Мы оцениваем не просто событие, а отраженную кем-то реальность.

То есть художник отражает реальность или придуманный им мир. В любом случае, это будет его восприятие.

Мы оцениваем не столь само событие или мир, как делали это в комментарии. А оцениваем то, как он отображает реальность. То есть, это уже другая задача.

Особенности жанра

Вот главные особенности рецензии:

  • Автор воспитывает читателя, а критик — автора
  • Делает художественные процессы лучше
  • Приучает журналиста думать, рассуждать, отсекать лишнее
  • Экономит время зрителя
  • Помогает зрителю сориентироваться

У нас очень часто рецензии ассоциируются с критикой. А порой и с критиканством. Вообще, тут две позиции.

Первая, это позиция человека, который создавал все сам. Он как правило, критиков не любит. Возможно, вы это уже на себе испытали.

Вот вы старались, писали, создавали и не спали ночами. Вы все свое время тратили на написание статьи. Вот вы ее опубликовали, и теперь вас начали критиковать.

Кто обычно?

Люди, которые развлекались в то время, когда вы работали. Они не умеют делать того, чего делаете вы. Однако они критикуют. В общем, это одна позиция, когда вы автор.

Другая позиция, когда вы критик. Вот тут легко скатиться на критиковать все и вся. Это достаточно распространенная черта характера.

Мы считаем, что этот режиссер снимал фильм для нас. Мы же зрители. Значит имеем право на оценки.

Поэтому, когда видим недостатки, то сразу начинаем критиковать. Иногда мы делаем это достаточно изящно. И чем изящнее делаем, тем больше нам это нравится.

Причем один и тот же человек легко перескакивает с одной позиции на другую!

Важно

Вы можете плохо относится к критикам, когда являетесь автор самого материала. Но придя в кинозал, вы с удовольствием начинаете критиковать фильм. И возможно, даже напишите рецензию.

Где этот баланс и зачем тогда нужны эти рецензии? Может вообще, не нужно лезть в этот аналитический жанр журналистики и никогда не критиковать?

Есть такая позиция, что автор воспитывает читателя.

Когда автор что-то пишет, то он пытается о чем-то сказать. Он хочет донести какую-то мысль. Может, сделать мир лучше. Возможно, изменить поведение людей и кого-то заставить задуматься.

Источник: https://alzari.ru/recenziya.html

Как написать рецензию

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом). Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии.

Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке. Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля.

Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью.

Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация — в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции; 2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) — в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 3) Эссе — в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 4) Авторецензия — излагается взгляд автора на свое произведение; 5) Обзор (обозрение) — рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий:

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя; 2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя; 3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 3.

Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия; — анализ его формы и содержания; — особенности композиции; — мастерство автора в изображении героев; — индивидуальный стиль писателя. 4.

Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии; — актуальность тематики произведения.

Советы как писать рецензию

• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения — занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения; • На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным — он может быть назидательным, познавательным, весёлым; • В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки — это пойдёт на пользу автору; • Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора — это стимулирует автора к работе над новыми произведениями; • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения; • Излагайте подробно и обосновано. Рецензия — не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.; • Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом; • Подмена рецензии комментарием или отзывом; • Отсутствие аргументации; • Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству; • «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; • Неясность позиции рецензента; • Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения); • Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;

• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Источник: https://www.SunHome.ru/help/1120

Отзывы и рецензии: в чем отличие и как писать?

Сегодня мы поговорим о том, что такое отзывы и рецензии, в чем заключаются их отличия и схожесть.

Многие из нас не один раз сталкивались в сети интернет с рецензиями и отзывами, которые оставляют не только к прочитанной литературе, но и к товарам, услугам, даже чужим мнениям.

Но только не все из нас понимают, что же из себя представляют эти два понятия.

Отзыв – это ваше личное мнение, комментарий, который вы оставили на основе своих взглядов чему-то, кому-то, о чем-то и т.д. Обычно пишется в краткой форме.

Рецензия – это официальное мнение, как правило, в письменном и развернутом виде, которое включает в себя полный анализ и объективную оценку книге, произведению искусства и т.д.

В принципе, эти два понятия перекликаются между собой и довольно похожи, но все же присутствуют четкие отличия:

  • Рецензия является официальным документом в развернутом виде;
  • Отзыв – просто ваше личное мнение.

Иными словами, рецензия – это не личное мнение человека, а его профессиональный взгляд на произведение, отметивший все тонкости и нюансы, положительные и отрицательные моменты с точки зрения написания, наличия достоверных или нет фактов, соответствия выбранному автором жанру и т.д.

Рецензия, как анализ произведения, должна включать в себя:

  • Общую характеристику произведения (его жанр, тему, факты);
  • Оценку своевременности выхода этого произведения на рынок;
  • Какое место занимает книга в творчестве писателя;
  • Анализ этого произведения и его сравнение с прочими книгами автора;
  • Общую оценку произведения;
  • Перечень ошибок, недочетов;
  • Профессиональные выводы рецензентом.

Для того чтобы написать рецензию, человек должен внимательно прочесть произведение, проанализировать его по разным критериям, выделить основные пути сюжета и факты, особенности.

Только после этих действий, можно составить цельную картину и предоставить читателям профессиональный взгляд на книгу.

Рецензии пишутся очень долго, в некоторых случаях, даже несколько месяцев, ведь от них,  будет во многом зависеть популярность книги и желание вообще взять в руки это произведение у тех читателей, которые привыкли доверять профессиональным критикам и рецензентам.

Совет

В случае с написанием отзыва, такой кропотливой и тщательной работы не требуется: вы прочли книгу, составили свое мнение и можете оставить свой комментарий.

Отзыв состоит:

  • Из оценки произведения;
  • Выделения сути книги и ее основной темы;
  • Общего анализа мастерства автора, которое помогло написать такую замечательную (или не очень) книгу;
  • Оценку негативных моментов, которые возникли у вас при прочтении произведения;
  • Ваши личные выводы.

Вы даете только общую оценку книге, не вдаваясь во все подробности и особенности. Здесь самое главное – это дать оценку всей идеи и тому, как автору удалось донести ее до читателя.

Таким образом, можно сделать вывод: отзыв – это во многом ваше личное впечатление от произведения, а вот рецензия – это полноценный и профессиональный анализ.

Источник: http://bookdigest.com.ua/polezno/otzyvy-i-recenzii/

Что такое рецензия и как ее писать

Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.
Читайте также:  Сущность воображения и его механизмы, роль воображения в психологии

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯна эссе Васильевой Н. Н.на тему «_____________»Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/school/info/kak-napisat-recenziyu.html

Как написать рецензию, или кто хочет стать рецензентом

«Скажите, а зачем мне вообще писать рецензии? Ведь это, кажется, как-то связано с научными исследованиями. Или нет, постойте, рецензии пишут на книги и фильмы. Так чего там уметь-то…»

Рецензии пишут критики или ученые

Такие размышления охватывают новичков, когда они видят статью на тему, как написать рецензию.

А действительно, есть ли место рецензиям в рунете? И если да, то кому они нужны?

Давайте разбираться.

Скажи-ка, Гугл…

Обратимся за помощью, например, Гуглу.

Кстати, вы бы предпочли обратиться за советом к эксперту или обывателю? Можете сейчас не отвечать, потом скажете.

Нажмите, чтобы увеличить

Если ввести поисковый запрос «как написать рецензию», на первой странице выдачи действительно появляются статьи-инструкции о том, как писать рецензии на научные работы, книги и фильмы.

Скажем так, рецензии на научные работы — это отдельная песня со своей лексикой, оборотами речи, стереотипами и установленными правилами. Такие статьи точно не для веб-райтеров.

Литературные рецензии пишут литературные критики. Здесь особые требования к рецензии на статью. Сразу вспоминается критик Латунский и его разгромные результаты работы. Тоже не совсем стезя веб-автора, но попробовать себя можно.

На самом деле рецензии могут быть на что угодно. Главное, что роднит любые рецензии — это экспертность автора. Читателям очень важно мнение эксперта.

Вот пример рецензии Дениса Каплунова на книгу по копирайтингу:

Нажмите, чтобы увеличить

Ресторанные рецензии  сложно обойти вниманием, очень уж вкусная тема. Или рецензия на театральную постановку МХТ.

Помните, вы отвечали на вопрос? Что выбрали? Наверняка профессиональный совет. А ведь не каждый эксперт владеет пером и может оформить свои бесценные мысли в простой и внятный текст. И тут на помощь приходим мы, веб-райтеры.

Рецензия, критическая статья, рекомендация, отзыв — о чем это?

Итак, повторим.

[box type=»bio»]

Рецензия (критическая статья)— это экспертный всесторонний взгляд на объект критики (явление, товар, услугу).[/box]

Постойте-постойте. Ведь еще есть рекомендации и отзывы. Это одно и то же? Или они чем-то отличаются друг от друга?

Да, вокруг этих терминов путаница возникает постоянно.

Поэтому давайте разбираться.

И отзыв, и рекомендация, и рецензия — это авторское мнение по поводу продукта (товара, услуги, явления или события). Разница в степени экспертности автора.

Обратите внимание

Так, отзыв — это мнение любого человека о товаре или услуге. Например, вы посетили ресторан «Прованс» и делитесь своим мнением о нем.

Рекомендация — это мнение авторитетного человека о товаре или услуге, в которой он НЕ является экспертом. Скажем, Наталья Карья посетила этот же ресторан и рекомендует своим читателям остановить выбор именно на нем.

Рецензия — это мнение профессионала об объекте критики, в котором он является экспертом. В этом случае профессионал, например, Юлия Высоцкая рассказывает о посещении ресторана «Прованс» и отмечает все плюсы и минусы обслуживания, кухни и обстановки.

Ресторанный критик — вкусная профессия

Кроме экспертности автора, эти виды статей отличаются по глубине анализа, объективности и наличию фактов и аргументов.

Так, отзыв может быть без особой аргументации или с минимальным количеством фактов. Хотя, конечно, такие отзывы неубедительны.

Рекомендация носит рекламный характер, и упор в таком тексте делается на позитивные стороны объекта. О негативных моментах лишь упоминается.

Рецензия же предполагает всестороннее изучение объекта критики, а вывод делается объективный, с учетом и преимуществ и недостатков.

Правила написания рецензии

Правила просты и понятны.

Первое правило гласит:

[box type=»download»]

Рецензию должен писать эксперт[/box]

Поэтому у вас есть 2 варианта:

  • Писать рецензии только на то, в чем вы являетесь экспертом
  • Работать вместе с экспертом

Второе правило:

[box type=»download»]

Рецензия должна быть всесторонней и объективной[/box]

Да, рецензию называют еще и критической статьей. Но это не значит, что в ней должны быть показаны только недостатки. Объект рецензии нужно осветить и с положительной, и с отрицательной стороны.

Третье правило:

[box type=»download»]

Рецензент (автор статьи-рецензии) должен оставаться беспристрастным[/box]

Только такой подход гарантирует, что мнение будет объективным. А это ведь важная черта экспертности.

[box type=»download»]

Рецензию отличает глубокий анализ[/box]

Мнение должно быть аргументированным, поэтому важны доказательства, факты, цитаты.

План написания рецензии

Статья-рецензия по структуре такая же, как и любая другая статья. В ней есть заголовок, лид, основная часть и финал.

Заголовок носит нейтральный характер, называет объект рецензии и обычно особые техники составления заголовков не применяются.

Лид втягивает в чтение и говорит, о чем же пойдет речь в статье.

А вот теперь стоит разъяснить, с чего это вдруг вы решили написать рецензию и чем вызвано это желание. После этого можно совершить экскурс в историю, углубиться в анализ деталей, особенностей, тонкостей и нюансов. Главное — взвешенный подход и непредвзятость мнения.

В конце, как и положено, финал. Это подведение итогов и логичный вывод, что хорошо и что плохо.

После того как статья будет готова, не забудьте проверить её по чек листу. Так вы сможете избежать самых очевидных ошибок.

Полезный чек лист для проверки качества статьи. Скачайте его здесь.

Ну что, готовы стать рецензентом?

Тогда добро пожаловать на марафонский забег по написанию статей!

Правда, одними рецензиями и отзывами на марафоне дело не ограничится:

  • 6 видов востребованных статей
  • навыки сторителлинга
  • составление контент-плана
  • урок по SEO и линковке статей, которые всё еще нужны и важны

А еще внушительная обратная связь, возможность видеть замечания к чужим работам, реальные заказчики и гонорар за написанные на марафоне статьи.

Ну, где вы встречали подобное?

Начните новый виток в карьере — запишитесь на статейный марафон.

А пока поделитесь в комментариях своим опытом написания рецензий и отзывов. Когда и для кого вы писали эти виды статей?

Источник: https://free-writing.ru/kak-napisat-recenziyu-ili-kto-xochet-stat-recenzentom/

Советы по написанию рецензий

Здесь собраны выдержки из статьи для тех, кто теряется при слове «рецензия» и не знает, как именно это писать.

Рецензия — это отзыв на некое произведение (книгу, игру, фильм), предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории. Это небольшой текст (стандартный объём 1800—3600 знаков, одна-две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения.

Внимание: в нашем конкурсе минимальный объем рецензии 2000 знаков с пробелами.

1. Названия текста (со ссылкой на конкурсную тему произведения)

2. Краткого введения, задающего тон и обрисовывающие предмет беседы.

3. Основного текста

4. Резюме, выводов

Обозначаем жанр по форме (роман, повесть, пьеса…) и по содержанию (фантастика, фэнтези, альтернативная история…).

Описываем основную сюжетную линию (но без спойлеров!), перечисляем главных героев, места действия, ключевые моменты книги. Пробуем осознать и донести до читателей основные мысли произведения (не обязательно, но неплохо).

При работе можно использовать несколько подходов: наблюдение со стороны, безоценочный анализ, критический анализ, полемику с автором.

Не обязательно анализировать все пункты.

Читайте также:  Веб программирование для чайников, с чего начать обучение и как добиться успеха

1. Общее впечатление от книги — цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.

2. Сюжет — насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли линии?

3. Повествование — динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в книге? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?

4. Герои — насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?

5. Язык и стилистика — вообще и в контексте поставленной задачи.

6. Достоверность вообще и в деталях. Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы?

7. Фантдопущение — в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для книги изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?

8. Психология отношений — есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?

9. Основная мысль текста — насколько она этична, умна, оригинальна? Чему книга учит читателя, что хочет ему сказать?

10. Отображение — удалось ли автору воплотить свой замысел в явной форме, видит ли читатель пещеры драконов или рубку космического корабля? Можно ли вычленить идею автора из его текста с первого прочтения?

11. Оригинальность — насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что книга открывает собой новый жанр или направление — непременно упоминаем об этом.

12. Ошибки и ляпы — ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии.

13. Общественное значение — вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.

14. Внелитературные достоинства — например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.

15. Востребованность — актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию книга рассчитана.

16. Свои ощущения — понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Разделяем свою позицию и объективные критерии. Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна.

Если все вокруг говорят, что книга гениальна — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции.

Его мнение — это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.

Правило первое: не переходим на личности. Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости.

Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду».

Важно

Используем элементарный психологический приём — «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» — и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

Правило второе: не хамим. Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы — графоманией и хламом (даже если это и правда).

Правило третье: избегаем оценочных суждений. «Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» — зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору — наслаждаться подслащённой пилюлей.

Правило четвёртое: разделяем автора и произведение. С момента, как текст становится книгой, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

Не забываем, что оценивать рецензентов будут авторы.

Всем удачи в написании рецензий и победы!

Источник: https://writercenter.ru/blog/final/sovety-po-napisaniyu-recenziy.html

Правила оформления рецензий и отзывов

Что такое рецензия? Рецензия — это отзыв на некое произведение предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории. Это небольшой текст (стандартный объём 2000—3600 знаков, одна-две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения. Минимальный размер рецензии на нашем сайте — 2 000 знаков с пробелами.

Чем рецензия отличается от отзыва или комментария? Двумя основными условиями:

  1. рецензия пишется на завершенное или близкое к завершению произведение. Рецензенту необходимо прочитать весь имеющийся текст, а не только первую одну-две главы (если речь идет о романе).
  2. рецензия обязательно содержит не только личное мнение, но и анализ текста. Причем анализ должен быть разносторонним: сюжет, язык, герои, достоверность и т.п. Чем подробнее, тем лучше.

Если вы считаете, что ваша рецензия не соответсвует хотя бы одному из этих двух условий, то публиковать ее в раздел «Рецензии» не нужно . Вместо этого вы можете опубликовать ее в личном блоге (тема «Отзывы и критика») или в комментариях к произведению.

Критерии оценки

Что можно учесть, оценивая и анализируя произведение? Не обязательно анализировать все пункты.

  1. Общее впечатление от книги — цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.
  2. Сюжет — насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли линии?Повествование — динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в книге? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?.
  3. Герои — насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?
  4. Язык и стилистика — вообще и в контексте поставленной задачи.
  5. Достоверность вообще и в деталях. Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы?
  6. Фантдопущение — в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для книги изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?
  7. Психология отношений — есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?
  8. Основная мысль текста — насколько она этична, умна, оригинальна? Чему книга учит читателя, что хочет ему сказать?
  9. Отображение — удалось ли автору воплотить свой замысел в явной форме, видит ли читатель пещеры драконов или рубку космического корабля? Можно ли вычленить идею автора из его текста с первого прочтения?
  10. Оригинальность — насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что книга открывает собой новый жанр или направление — непременно упоминаем об этом.
  11. Ошибки и ляпы — ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии.
  12. Общественное значение — вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.
  13. Внелитературные достоинства — например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.
  14. Востребованность — актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию книга рассчитана.
  15. Свои ощущения — понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Правила вежливости

Разделяем свою позицию и объективные критерии . Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна.

Если все вокруг говорят, что книга гениальна — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции.

Его мнение — это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.

Правило первое: не переходим на личности. Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости.

Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду».

Важно

Используем элементарный психологический приём — «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» — и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

Правило второе: не хамим. Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы — графоманией и хламом (даже если это и правда).

Правило третье: избегаем оценочных суждений. «Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» — зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору — наслаждаться подслащённой пилюлей.

Совет

Правило четвёртое: разделяем автора и произведение. С момента, как текст становится книгой, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

Ссылка на оригинал — «Советы по написанию рецензий», Наташа Кокорева

Источник: https://author.today/pages/review-rules

Как написать рецензию на статью

В XXI веке объем потребляемой человеком информации настолько возрос, что методы, позволяющие отсеивать ненужные данные, как никогда актуальны.

Среди них можно выделить рецензирование, которое дает краткую и емкую характеристику предлагаемого к ознакомлению материала.

Однако не только журналисты и профессиональные критики должны владеть этим искусством, применяется рецензирование и в научной деятельности. Рассмотрим, как написать рецензию на статью.

Читайте также:  Апробация результатов исследования: что это такое, внедрение результатов, форма апробации, пример

1

Шапка рецензии выглядит всегда стандартно. Здесь непременно упоминается полное название оцениваемого материала, фамилия, имя и отчество автора, занимаемая им должность.

2

Далее необходимо кратко описать проблему, которой посвящена рассматриваемая статья. Иногда здесь указывается, какой метод использовался для проведения исследований.

Например: «В данной статье приведены результаты исследований эффективности использования природных ресурсов Красноярского края.

Данные получены путем изучения географического, экологического и природно-ресурсного потенциала, свойственного Красноярскому краю».

3

Обратите внимание

Чтобы написать рецензию на статью верно, необходимо указать степень актуальности темы.

Здесь можно применять следующие фразы: «актуальность данной темы не вызывает сомнения», «приведенная статья без сомнения своевременна» и т. д.

Например: «Представленная статья несомненно актуальна, поскольку использование природных ресурсов Красноярского края на сегодняшний момент не является эффективным и требует качественного усовершенствования».

4

Следующим пунктом выделите наиболее весомые аспекты, которые затрагиваются в статье, укажите, насколько обширную работу провел автор в исследуемой области, насколько ценны его наработки и предложения.

Например: «Автор провел серьезную работу по выявлению влияния обратной связи на успешность освоения иностранных языков студентами технических специальностей. Особо стоит отметить, что А. Г.

Ефимова указывает на решающую роль преподавателя в обучающем процессе, поскольку в условиях современного ВУЗа она меняется с директивно-обучающей на направляющую. Соответственно автор указывает на потребность пересмотра сложившегося стереотипа процесса обучения».

5

Следующим пунктом указывается рекомендация рецензента к публикации материала. Здесь следует написать, что научная статья (указать автора и название) полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

6

Когда полная оценка материала дана, рецензенту нужно указать в конце свою фамилию, имя, отчество, ученое звание и степень, место работы и должность. Поставить на документе печать и расписаться.

7

Чтобы написать рецензию на статью, можно использовать наиболее типичные в этом случае фразы:

  • в данной работе автор рассматривает…
  • точка зрения автора удачно аргументирована и подкреплена неоспоримыми фактами…
  • среди сильных сторон работы можно выделить…
  • довольно интересным представляется вывод о…
  • данная статья имеет важное теоретическое значение, поскольку…
  • рецензируемая статья является серьезной исследовательской работой на редкую и, вместе с тем, важную тему…
  • в статье затрагивается важный момент о…
  • представленный материал является следствием детального анализа…
  • актуальность настоящего исследования заключается в…

У нас на сайте можно скачать:

  • Бланк рецензии на статью;
  • Образец заполненной рецензии на статью.

Чтобы написать рецензию на статью правильно, необходим глубокий анализ исследуемой работы и непредвзятое отношение к автору. Стиль оценки должен быть деловой и доброжелательный, ведь часто от рецензии зависит, насколько тепло в мире научной литературы примут молодого ученого.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-napisat-recenziyu-na-statyu

Как правильно написать рецензию на дипломную работу

Рецензия – краткий анализ дипломной работы, в котором отражена ее актуальность, особенности, преимущества, недостатки. В рецензии оценивается ваша работа. Важно, чтобы она была положительной и, вместе с тем, объективной. Члены комиссии должны поверить в то, что ее писал человек, не имеющий с вами или вашим научным руководителем ничего общего.

Кто пишет рецензию на дипломную работу?

Рецензию составляет рецензент.

В идеале это должен быть человек, имеющий диплом по вашей специальности (а лучше – научную степень). Он не должен работать на одной кафедре с вашим научным руководителем.

Как найти рецензента?

Все просто. Если вы пишете дипломную работу на основе исследования, которое проводили на каком-либо предприятии, рецензию может составить руководитель организации. Можно воспользоваться помощью старшего менеджера или помощника (заместителя) руководителя.

Если вы писали дипломную работу на основе чьих-либо научных трудов, исследования художественного произведения, СМИ или других источников информации, к которым возможен свободный доступ, найти рецензента будет сложнее. В этом случае можно обратиться к представителю компании, в которой вы проходили практику во время обучения.

В крайнем случае, к своему научному руководителю – лояльный преподаватель обязательно поможет с поиском специалиста.

Важно!

Как правило, потенциальные рецензенты не горят желанием читать работы студентов и делать подробный анализ. Не надейтесь на развернутую и хорошую рецензию. В лучшем случае рецензент согласится оставить свою подпись. А именно она обычно и требуется.

Вам останется самостоятельно написать или заказать рецензию и предоставить ее специалисту. Он оставит свою подпись, и проблема будет решена.

Сказать проще, чем сделать. Написание рецензии на дипломную работу – дело сложное. Тем более, если этим занимаетесь вы.

Важно

С одной стороны, кто знает преимущества и недостатки работы лучше ее автора? С другой, составлением рецензий студенты обычно не занимаются, и работа эта – в новинку большинству выпускников.

Да и изменить стиль изложения так, чтобы комиссия не заподозрила подлог, не всегда может даже опытный автор.

Впрочем, кого мы обманываем. Самостоятельное написание рецензии на дипломную работу – вещь распространенная, и во многих вузах на авторство не обращают внимания. Неважно, кто ее написал, важнее, кто подписал.

Как правильно написать рецензию на дипломную работу?

Проще и дешевле всего написать рецензию на дипломную работу самостоятельно и принести на оценку рецензенту. Тот поставит подпись и, при необходимости, заверит в отделе кадров. Важно, чтобы рецензия:

— была выдержана в ином стиле (впрочем, это спорный вопрос); — соответствовала требованиям к оформлению и имела четкую структуру;

— содержала в себе полноценный анализ дипломной работы.

Рецензия – это не отзыв и не эссе, и писать ее в свободной форме точно не стоит. Именно с формы мы начнем.

Оформление рецензии на дипломную работу

Итак, вам необходимо написать 1-2 страницы текста шрифтом Times New Roman (14 pt) с полуторным межстрочным интервалом. Выйдет около 2000-3000 знаков без пробелов (можно проверить статистикой Word, если вас заинтересует объем).

Наверху по центру напишите «РЕЦЕНЗИЯ» (именно прописными буквами).

Далее с новой строки пишем, на что рецензия, название дипломной работы, кто ее выполнил. Например, так:

На выпускную квалификационную работу студента факультета … специальности «…» Иванова Ивана Ивановича, выполненную на тему: «…».

Далее идет текст самой рецензии, который условно можно разделить на три части:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

Затем оставляем информацию о рецензенте. Так и пишем:

Рецензент:

Доктор наук (главный директор ООО «…»)

__________Петров П.П.

Перед фамилией оставляем место под подпись.

Содержание рецензии на дипломную работу

С оформлением нет ничего сложного. Вопрос в другом – как написать саму рецензию на дипломную работу. Разберем по пунктам.

1. Вводная часть

Больших введений не требуется. Очень коротко, в одной-двух фразах, опишите, чем именно актуальна работа для той области знаний или сферы деятельности, которой посвящено исследование. Это можно подсмотреть во введении к самому диплому.

2. Основная часть

Здесь содержится собственно анализ дипломной работы. Начинаем с:

а) общей оценки – рассказываем, логично ли изложение, соразмерны ли главы, есть ли выводы в каждой главе, достаточно ли много приложений и иллюстраций, соблюден ли стиль;

б) оценки каждой главы:

— в первой оцениваем изложение – стиль, структуру, логичность, собственно формулировки; — во второй отмечаем качество и глубину анализа собранных материалов, логичность выводов;

— в третьей анализируем практическую пользу исследования, отмечаем, чем помогли выводы и рекомендации автора в реальности (можно написать, что выводы, сделанные автором, были апробированы в компании).

3. Заключение

Здесь делаем общую итоговую оценку, кратко описывая преимущества и недостатки работы. В конце ставим оценку (по пятибалльной шкале). Например:

Выпускная квалификационная работа Иванова Ивана Ивановича отвечает всем требованиям, допущена к защите и заслуживает оценки «…».

Оценку можно выставить самостоятельно после объективного анализа. Если чувствуете, что работа откровенно не дотягивает даже до «хорошо», лучше не ставить в рецензии «отлично». С другой стороны, скромность не всегда украшает, и даже если в вашей работе есть небольшие недочеты, поставьте себе «отлично». Это будет еще одним аргументом в пользу реальной пятерки.

О преимуществах и недостатках стоит поговорить отдельно. Описывая преимущества, старайтесь конкретизировать. Например, вместо:

Совет

Квалификационная работа имеет четкую структуру и полезна в данной сфере деятельности.

укажите, что:

В работе представлена подробная теоретическая информация, хорошо проведен анализ, даны четкие рекомендации: (здесь можно перечислить, какие именно).

Общих фраз стоит избегать в любом случае.

Обязательно перечисляем недостатки. Постарайтесь объективно подойти к оценке работы, но быть излишне самокритичным в этом случае вредно. Можете указать какие-то мелочи, которые не повлияют на оценку серьезно. Например:

В работе недостаточно графиков, есть стилевые погрешности, в теоретической части не хватает сносок на источники информации. Однако эти недостатки не оказывают существенного влияния на качество работы и выводы.

Стилевые особенности рецензии на дипломную работу

О чем писать, вы уже знаете. Теперь – о том, как, собственно, написать рецензию на дипломную работу. Какого стиля стоит придерживаться, чего нужно избегать, какие ошибки непростительны.

Пойдем от обратного.

Рецензия не должна быть:

  1. Выдержанной в разговорном, публицистическом, официально-деловом стиле. Упаси вас боже использовать язык художественной литературы. Забудьте про метафоры и эпитеты. Ваш выбор – научный стиль. На самом деле, писать в нем несложно, если вы самостоятельно работали над дипломом.
  2. Неконкретной. Воду лить мы все умеем. Чего стоят только вступления к научным работам! Но, как говорится, что позволено Зевсу, не позволено быку… Именитым ученым прощают даже биографические ремарки. Если это к месту. Простительно это и малоопытному студенту. А вот рецензенту – нет. Увы. Пишите конкретно и избегайте общих фраз.
  3. Слишком сложной для чтения. Научный стиль не обязывает вас строить громоздкие предложения на половину страницы, пользоваться деепричастными и причастными оборотами через слово, давить терминологией и мутить воду другими способами.

Пишите просто. Да, вашу рецензию будут читать люди, привыкшие к научному стилю и невообразимым синтаксическим конструкциям, но все же…. Все же и они люди. И они устают после десятой защиты за день.

Если пишете за кого-то конкретного (например, директора предприятия), используйте метод Станиславского. Представьте себя директором, войдите в его шкуру, поверьте в то, что он – это вы.

И пишите так, как писал бы он. Возможно, без научной терминологии. Возможно, с вкраплениями официально-делового стиля. Пишите так, как писал бы он.

Но не переусердствуйте: защита диплома – не вступительный экзамен в ГИТИС.

Стоит ли заказывать рецензию на дипломную работу?

Абсолютно неважно, будете ли вы писать рецензию самостоятельно или делегируете ее студлансеру. От мук совести в этом случае страдать вы точно не будете. Более того, чужой взгляд будет куда полезнее вам и интереснее комиссии.

Чтобы получить качественную рецензию, убедитесь в квалификации студлансера и предоставьте ему саму дипломную работу. Не бойтесь за уникальность работы – профессионалы не крадут чужие исследования. Бойтесь получить «воду» вместо рецензии. А ее вы и получите, если не предоставите сам текст исследования.

Источник: https://studlance.ru/blog/kak-napisat-retsenziyu-na-diplomnuyu-rabotu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector