Пишем качественно и на отлично: речевые клише для сочинения

Сочинение-рассуждение [план, клише]

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б)  ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Обратите внимание

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Полезные советы

Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.

Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.

Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.

Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.

Удачи в написании сочинения-рассуждения.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-rassuzhdenie/

Речевые клише (сочинение)

Размещено 18.09.15 в рубрике 10 класс

Структура сочинения, речевые клише

Вступление Каждая часть – отдельный абзац! Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…) Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт…), но и… Его книги (рассказы, произведения) вызывают… (чувства, мысли, поступки). В центре внимания автора (находятся)…

Главные усилия автора направлены…

Виды вступления: вопросно-ответное единство цепочка вопросительных предложений. назывное предложение риторический вопрос цитата

парадоксальное высказывание

Формулировка проблемы
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише: Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему Касается .. проблемы. Уделяет внимание … проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л.

проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения Автор затрагивает проблему… Много места уделено проблеме… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор очень эмоционально отстаивает идею…

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …

Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

Комментарий К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная… Насколько проблема злободневна? Что делает её злободневной? Традиционна ли эта проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме … Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

Авторская позиция Средства выражения авторской позиции Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, …- Так определяет автор своё отношение к … Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений; Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к …; Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; Автор убеждает читателя в правоте своей позиции; Автор показывать негативную сторону нашей жизни; В словах автора звучит мнение большинства людей; Автор пытается найти в читателе единомышленника; Автор пытается понять, почему …; Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо; Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… Автор позиция ясна: … — Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

Моя позиция+2 аргумента Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За.

Против особенно близка мне мысль автора о… ; мне близка позиция автора по отношению к … ; согласен с автором в том, что… ; вполне согласен с мыслями автора о… ; нельзя не согласиться с автором в том, что… ; автор прав, утверждая, что… осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ; мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ; мысли автора о… близки мне, однако… ; позволю себе не согласиться с автором в том, что… на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ; Возможно, не все верно (правильно, безупречно…) В отличие от автора, я считаю, что… Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения; Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что… Писатель упускает из виду (пренебрегает)… На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что… Вывод автора о том, что… кажется мне надуманным.

Читайте также:  Составление продающих заголовков: формула хедлайна

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

Важно

В качестве аргументов могут выступать: а) логические доказательства, доводы; б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг; в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним… Это подтверждается … В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… Пример из литературы

По выбору учащегося, можно из личного опыта

Заключение В заключение хотелось бы отметить… Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. .. На мой взгляд, статья (очерк) предназначена… Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…

Источник: https://rusq.ru/?p=6557

Речевые клише по русскому языку к сочинению егэ2016

Речевые клише по русскому языку к сочинению егэ2016

Элементы сочинения Языковые средства
Для вступления
  • Всем известно, что …
  • Об этом написаны книги (сняты фильмы)……об этом говорят и взрослые, и дети
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
  • О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
  • Люди часто размышляют ( задумываются) о том, что … .

 

Проблема текста
  • Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ в Р.п.)…
  • Автор касается следующей проблемы (чего?)…
  • В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему (чего?)…
  • В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?) …
  • Данный текст посвящён теме (проблеме) …
  • В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему (чего?) …
  • (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?) …
  • Текст {кого?} заставил меня задуматься над проблемой (чего?)… Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.
  • Проблема (чего?) … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
  • формулировка с помощью вопроса Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

 

Комментирование проблемы (ее актуальность)обязательно на основе прочитанного текста
  • В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
  • Актуальность рассматриваемой проблемы, но словами автора, определяется тем, что… и т.д.
  • Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
  • Вопрос о … {идея о… Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
  • Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
  • Рамышляя над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

 

Позиция автора
  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
  • Автор утверждает (убежден), что…
  • Автор полагает, что…
  • Цель автора — заставить читателя обратить внимание на…
  • Позиция автора очевидна: …
  • Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…
  • Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
  • Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
  • Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться ( и я полностью разделяю его позицию).
  • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}.
  • Эпитеты( метафоры, сравнения и др. — процитировать) нужны автору для того, чтобы…. (С их помощью автор восхищается(чем ?) ….негодует по поводу (чего?)
  • Размышления автора тревожны. Его волнения за …( судьбу страны, человечества, подрастающего поколения и т.д. ,за экологию, культуру, образование…) понятны.
  • Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
  • Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою ( какому?): а вдруг он узнает в нём себя.
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором)
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
  • Я разделяю позицию автора по поводу того, что…-Я согласен с мнением автора по поднятой проблеме и утверждаю, что, действительно…
  • Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
  • Трудно не согласиться с автором текста в том, что …
  • С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
  • Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.
  • Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
  • Я согласен с автором в том, что …
Возражение автору
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями о том, что…
  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  • я не во всём разделяю его позицию…
  • Однако я не во всём согласен с автором.

 

Аргументы с использованием жизненного опыта:

  • Как часто приходится сталкиваться с …
  • Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
  • Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …
  • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …

из читательского опыта :

  • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
  • Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) …
  • Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

из зрительского опыта:

  • Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
  • Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …

 

Заключение. Выводы Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:

  • Читая текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что … важно помнить о том, что … .
  • Прочитав этот текст, понимаешь, как( что) … .
  • Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…

 

  • Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
  • (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
  • Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни…
  • Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо

Примеры формулировок проблемы

  • Проблема образования в наши дни
  • роли книг в жизни человека
  • чтения в современном обществе.
  • развития и сохранения русского языка.
  • культуры речи
  • роли искусства в жизни человека
  • развития науки
  • развития техники
  • исторической памяти.
  • памяти Великой Отечественной войны.
  • взаимоотношения поколений
  • подвига (предательства)
  • патриотизма
  • неразрывной связи с родиной, родной землей
  • мужества, героизма
  • русского национального характера.
  • роли СМИ, телевидения в нашем обществе
  • Интернета.
  • роль рекламы в нашем обществе
  • роль информационных технологий в нашей жизни.
  • человека и Вселенной
  • (не) совершенства мира
  • роли человеческой цивилизации
  • роли личности в истории
  • таланта, гениальности
  • нравственного выбора
  • роль веры в жизни человека
  • роли совести в нашей жизни
  • чинопочитания, взяточничества, коррупции
  • бюрократии, формализма
  • верности данному слову
  • верности своим убеждениям
  • соотношения цели и средств её осуществления.
  • выбора жизненного пути.
  • толерантности
  • гуманного отношения к…
  • взаимосвязи человека и природы
  • отношения к животным.
  • восприятия человеком природы как живой материи
  • влияния природы на душу человека
  • постижения прекрасного в природе
  • бережного отношения к природе
  • экологии
  • проблемы семьи
  • роли детства в жизни человека
  • роли семьи в формировании личности
  • материнства как подвига
  • роли матери в воспитании
  • взаимоотношения отцов и детей
  • взаимоотношений в семье
  • воспитания
  • взросления
  • роли взрослых, школы в становлении личности
  • преемственности поколений
  • роли учителя в жизни человека
  • равнодушия мира взрослых
  • детской незащищенности
  • безвинного детского страдания
  • веры в человека
  • возвышающей силы любви
  • любви и милосердия
  • роли любви в жизни человека.
  • роли дружбы в жизни человека.
  • доброты
  • милосердия
  • одиночества
  • долга
  • чести
  • эгоизма, человеческого равнодушия
  • ответственности за… перед…
  • защиты человеческого достоинства
  • души, внутреннего мира
  • благородства

 

Источник: http://school9korolev.moy.su/publ/russkij_jazyk_i_literatura/rechevye_klishe_po_russkomu_jazyku_k_sochineniju_egeh2016/41-1-0-392

Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише» — презентация

1 Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише»<\p>

2 Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. Литературный аргумент. 7. Заключение.<\p>

3 Вступление. Вопросно-ответное единство. Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Риторический вопрос. Цитата. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.<\p>

4 Можно начать: Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что… Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что… 3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). 3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли… Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…<\p>

5 Критерии оценивания ответа на задание С1 БаллыI Содержание сочинения К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0<\p>

6 В данном тексте В данном тексте — анализируется проблема… — анализируется проблема… — автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему… — автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему… — даётся – истолкование, описание, критическая оценка… — даётся – истолкование, описание, критическая оценка… — исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… — исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… — показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… — показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… — подвергается – критике, рассмотрению, анализу… — подвергается – критике, рассмотрению, анализу… — рассматривается – вопрос, пример… — рассматривается – вопрос, пример… — (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие? — (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие? -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое… -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое…<\p>

7 Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы: — Насколько актуально то, о чем пишет автор? — Насколько актуально то, о чем пишет автор? — На чем заостряет внимание? — На чем заостряет внимание? — На каком материале автор раскрывает проблему? — На каком материале автор раскрывает проблему? — К каким выводам приводит читателя? — К каким выводам приводит читателя?<\p>

8 — То, о чем пишет (Автор), очень актуально. Так как… — (Автор) заостряет свое внимание на… — (Автор раскрывает проблему на материале… -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему проблему… — Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор…<\p>

Совет

9 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0<\p>

10 — Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». — (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». — Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). — Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… — обращает внимание на то, что… — выражает тревогу… — верно (тонко) замечает…<\p>

11 Построение текста- рассуждения. 1. Тезис. 2. Аргументация. 3. Вывод.<\p>

12 — Я полностью согласен___ с автором текста. Ведь… Потому что… — По-моему… — Автор абсолютно прав, утверждая, что… — Трудно не согласениться с автором в том, что…<\p>

13 Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргументы. 7. Заключение.<\p>

14 Жизненныйопыт Реальные факты из жизни Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт<\p>

15 Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы): Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы): — Мне не раз приходилось сталкиваться с… — Помню, как-то… — Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. — Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с… Ссылка на авторитет Ссылка на авторитет — Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил… — Любой историк скажет, что… — Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что…<\p>

16 Читательскийопыт Художественная литература Историческая литература Научно- популярная литература<\p>

17 -Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)… -В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за… -Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)…<\p>

Обратите внимание

18 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласенившись или не согласенившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласенен / не согласенен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0<\p>

19 1. Обобщение основных мыслей автора. 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4. Использование цитаты. 5. Концовка-ответ. 6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.<\p>

20 Итак,… Итак,… Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что… Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что… В заключение хочется заметить, что… В заключение хочется заметить, что… И, в конце концов, следует заметить, что… И, в конце концов, следует заметить, что Эти вопросы вечны, как вечны…, как вечна сама жизнь…. Эти вопросы вечны, как вечны…, как вечна сама жизнь. Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что… Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что… Я не могу предложить сейчас решение проблемы достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить это уже бог знает!» Я не могу предложить сейчас решение проблемы достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить это уже бог знает!»<\p>

21 Образец сочинения ученика Способны ли люди к состраданию? Об этой проблеме невозможно не задуматься, прочитав текст В. Розова. Способны ли люди к состраданию? Об этой проблеме невозможно не задуматься, прочитав текст В. Розова. Автор, размышляя над данной проблемой, рассказывает о случае, произошедшем с бойцами на фронте. Сидя на берегу реки, они «чуть не скулили» от голода. Когда Борис принёс живую утку и предложил её зажарить, сослуживцы залюбовались красотой птицы и отвергли эту идею. Автор, размышляя над данной проблемой, рассказывает о случае, произошедшем с бойцами на фронте. Сидя на берегу реки, они «чуть не скулили» от голода. Когда Борис принёс живую утку и предложил её зажарить, сослуживцы залюбовались красотой птицы и отвергли эту идею. Позиция автора по данной проблеме очевидна. Он убеждён в существовании гуманных, с остро развитым чувством жалости людей, не утрачивающих даже в самые тяжёлые минуты жизни способности сострадать. В. Розов обращает внимание читателей и на то, что даже люди, «выпущенные из тюрьмы», способны на великодушные поступки. Автор, поведав нам эту историю, призывает не верить тем, кто утверждает обратное. Позиция автора по данной проблеме очевидна. Он убеждён в существовании гуманных, с остро развитым чувством жалости людей, не утрачивающих даже в самые тяжёлые минуты жизни способности сострадать. В. Розов обращает внимание читателей и на то, что даже люди, «выпущенные из тюрьмы», способны на великодушные поступки. Автор, поведав нам эту историю, призывает не верить тем, кто утверждает обратное. Мне близка позиция В. Розова, так как я уверен в том, что на нашей прекрасной планете живёт немало людей, в которых гуманные черты личности, «борясь» с заложенными природой инстинктами, одерживают победу. Мне близка позиция В. Розова, так как я уверен в том, что на нашей прекрасной планете живёт немало людей, в которых гуманные черты личности, «борясь» с заложенными природой инстинктами, одерживают победу. Доказывая свою точку зрения, приведу пример. Знакомые, современники А.И. Куприна, вспоминали, как писатель, сам живущий впроголодь, приютил голодную собаку, выпрашивал для неё кости в ресторане городского сада. Это ли не пример для подражания нам, людям, живущим в XXI веке? Доказывая свою точку зрения, приведу пример. Знакомые, современники А.И. Куприна, вспоминали, как писатель, сам живущий впроголодь, приютил голодную собаку, выпрашивал для неё кости в ресторане городского сада. Это ли не пример для подражания нам, людям, живущим в XXI веке? А в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отдал заячий тулуп Пугачёву, хотя Савельич, его слуга, не одобрил этот поступок. Пётр Гринёв, несомненно, предстаёт перед нами в этом эпизоде как человек, который способен сопереживать и оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. А в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отдал заячий тулуп Пугачёву, хотя Савельич, его слуга, не одобрил этот поступок. Пётр Гринёв, несомненно, предстаёт перед нами в этом эпизоде как человек, который способен сопереживать и оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. В заключение хочется подчеркнуть, что никогда не нужно терять веру в людей, так как они могут сострадать. В заключение хочется подчеркнуть, что никогда не нужно терять веру в людей, так как они могут сострадать.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1224031/

Речевые конструкции… Клише. Шаблоны

 Речевые конструкции в помощь для написания сочинения формата итогового сочинения

  • «…..»,- писал  ФИО.  Этими слова известного…

  • «Старость с добром не приходит»,- гласит пословица. Я вспомнила её, прочитав тему сочинения…

  • ФИО (если есть что сказать об авторе цитаты)  известен  читателю прежде всего как художник слова. Его произведения заставляют задуматься….Тем интереснее было познакомиться

  • Что такое  (термин)? Какая она, …?

  • Высказывание известного…… напомнило мне фильм-победитель Манхеттенского фестиваля короткометражного кино «Одна сотая секунды…».  Дело в том, что и…

  • Разум и чувство.  Возможно ли прожить, следуя  только разуму или для того, чтобы чувствовать в себе гармонию, необходимо…

  • «…..?» – на эти вопросы предстоит ответить, раскрывая тему сочинения

  • «…..» – так можно сформулировать главную мысль сочинения по цитате известного…..

  • «О ….. можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы.  И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено …..! Но странное дело,  каждый, кто обращается к этому  вопросу, находит в ней что-то свое…

  •   Привычно считать, что….. Автор цитаты, известный …., предлагает иную интерпретацию этого понятия. Он уверен, что…. Так ли это? 

  • Честь…Бесчестье…Поисковая строка сегодня выдаст несколько тысяч результатов, отвечая вашему запросу…

  • «Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой». Эти слова филолога, богослова, сатирика и педагога Эразма Роттердамского могли бы стать эпиграфом целого ряда знакомых всем литературных произведений….

  • «Вы должны бы понимать, что мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг…»  Я вспомнила слова А.П.Чехова, прочитав тему, предложенную для написания сочинения-рассуждения…

  • Мой выбор темы вряд ли можно назвать случайным. Проблема, затронутая в названии …

  • Тема «В пылу победы не чувствуешь всех ужасов войны. Только в леденящем душу ознобе поражения сознаешь их до конца»       Артур Конан Дойл.

Артур Конан Дойл известен  читателю прежде всего как автор  многочисленных приключенческих, исторических, публицистических, фантастических и юмористических произведений.  Слова писателя, предложенные е в качестве темы сочинения – рассуждения, помогают задуматься…

  • Что такое честь? Что страшнее: смерть или бесчестье? В том, что ответы на эти вопросы  волнуют моего современника, можно убедиться…

  • Более ста раз  употреблено слово «честь» в  Библии.  Таким образом более тысячи лет назад авторы  отдавали  должное  особой  значимости понятий «достоинство» и «честь».

  • XVIII — XIX века. Российская империя.  Самые суровые приговоры павловских судов выносятся по делам чести. Честь — любимая тема бесед императора.    Особое значение приобретает регламентация почестей или бесчестья. Век XXI…  

  1. Аргументация собственной точки зрения

Чего не должно быть

1. Пересказа  текста произведения или любой его части

2. Рассуждений по поводу всех проблем, поднимаемых автором произведения

3. Общих рассуждений о произведении

На что обратить внимание

  1. Необходимо  обратить внимание на

Композиционные средства

  • Обратная композиция (действие начинается с финальных событий и восстанавливается в ходе повествования)
  • Кольцевая композиция (начало и конец текста  объединены одним местом, героями)

  • Зеркальная композиция (автор использует «симметричные» эпизоды, ситуации…

  • Ретроспекция (возвращение героев в прошлое)

  • Рассказ в рассказе

  • Эпиграф

  • Диалоги

  • Внутренние монологи героя

  • Портреты

  • Пейзажные зарисовки

  • Приём противопоставления (антитезы)

  • Типы речи (описание, повествование, рассуждение)

  • Название текста (если оно предлагается)

Примерные речевые конструкции

  • аргументируя свою позицию, мне хотелось бы привести такой пример…

  • это можно доказать следующим образом…

  • вспомним о…

  • стоит обратиться к…

  • свою позицию мне хотелось бы  обосновать еще одним  аргументом 

  • убедительным доказательством справедливости моей точки зрения может служить…

  • в этом легко убедиться, обратившись к…

  • В центре внимания автора…

  • Автор намеренно противопоставляет …

  • Автора волнуют мотивы, обусловившие принятие героем того или иного решения, именно поэтому так детально описывает он…

  • Особое внимание автор уделяет последствиям сделанного героем выбора…

  • Важное место в повествовании занимают диалоги, внутренние монологи героя, портретные характеристики……. Именно этот приём позволяет читателю понять… 

  • … — эти художественные детали подчёркивают, насколько важен для автора…

  • неслучайно центральным композиционным приёмом автора является антитеза – противопоставление помогает понять, насколько…

  • автор детально исследует  причины того, что произошло с героиней, и приводит читателя к выводу: …

  • изображая внутренний мир героя, автор умело сочетает различные средства выразительности: …….  Именно поэтому образ главного героя настолько правдив и психологически убедителен.

  • противопоставляет, подчёркивает контраст, сопоставляет, сравнивает,  делает обобщение…

    III. Заключение  может содержать вывод из написанного, в нем  можно  развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.

Заключение может быть написано в форме:
1) Обзора всех аспектов проблемы, которые вы осмыслили в основной части. 
2) Цитаты, если она   отражает  идею или проблему  текста. Помните, что цитата  должна быть  прокомментирована.
3) Яркого примера, зарисовки, описания ситуации, если они  обобщают  ваши суждения.
4) Вывода-впечатления от текста.

  • Работа над сочинением   помогла мне  

      • глубоко задуматься

      • серьезно размышлять

      • лучше понять …

      • серьезнее относиться к..

      • переосмыслить свое отношение к…

      • по-иному посмотреть на …

      • обратиться к своим поступкам…

      • поделиться мыслями о…

      • оценить истинный масштаб чего-либо

      • оценить собственную позицию  

      • понять, насколько… 

      • испытать потребность в …

  • Честь…Бесчестье…Поисковая строка сегодня выдаст несколько тысяч результатов, отвечая вашему запросу.  Только в жизни ,а не в виртуальной реальности каждому предстоит самостоятельно сделать выбор между…

· «Вы должны бы понимать, что мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг…».   Эти слова говорит одна из героинь пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня».

  Думается, они могут помочь и нам, живущим в 21 веке, задуматься о мире, который  мы создаём вокруг себя, о том, чем жертвуем в угоду собственным мелким претензиям, необоснованным амбициям,  себялюбивому желанию оставаться правым. 

· ФИО автора цитаты известен  читателю прежде всего как автор  многочисленных приключенческих, фантастических и юмористических произведений.  Но именно этот  писатель  помог мне задуматься о…

· Готов ли ты, мой современник, подобно героям А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.И.Солженицына,  ответить на вопрос: «Что страшнее: смерть или бесчестье?» 

  • Тема-цитата  известного…… напомнила  мне фильм-победитель Манхеттенского фестиваля короткометражного кино «Одна сотая секунды…».  Дело в том, что и….

  • Было подсчитано: более ста раз  употреблено слово «честь» в  Библии.  Таким образом  тысячу лет назад авторы  текстов,  являющихся священными в иудаизмеи христианстве,  отдавали  должное  особой  значимости понятий «достоинство» и «честь» — понятий вневременных, внегосударственных, вневозрастных. 

  • XVIII — XIX века. Российская империя.  Самые суровые приговоры павловских судов выносятся по делам чести. Как расставлены приоритеты в веке XXI?… 

  • Рассуждения о чести и  бесчестии, благородстве и подлости так и останутся страницами выпускного итогового сочинения — написанного, сданного строгим экспертам, прошедшего, надеюсь, «зачётный» порог, – если каждый из нас не задумается о том, смогут ли пройти проверку на верность нравственным идеалам его собственные мысли, поступки… Мне есть о чём подумать.

Источник: izhilina.ucoz.ru 

Источник: https://vopvet.ru/news/rechevye_konstrukcii_klishe_shablony/2017-10-22-7155

Ссылка на основную публикацию