Рецензия — что это: вид отзыва или отдельный жанр

Чем Отзыв Отличается От Рецензии (Как Писать Интересно!)

Источник: https://penfox.ru/blog/chem-otzyv-otlichaetsya-ot-recenzii/

Разница между отзывом и рецензией

В науке, искусстве, литературе и многих других гуманитарных сферах распространено использование отзывов и рецензий в различных целях. В чем заключаются особенности тех и других?

Содержание статьи

Что представляет собой отзыв?

Стоит отметить, что сущность отзыва в разных сферах коммуникаций (научных, связанных с искусством и литературой) может значительно различаться.

Но если попытаться сформулировать общее определение соответствующего термина, то оно может звучать так: отзыв — это некоторое личное мнение человека о чем-либо, его комментарий, оценка (притом часто субъективная).

Отзыв — это, как правило, небольшой по объему источник (если речь идет о письменном документе) или довольно короткая фраза или набор таковых (если он устный).

Отзыв — это, таким образом, личное мнение человека по какому-либо вопросу, зачастую не претендующее на объективность, но во многих случаях очень ценное. Например, если отзыв оставлен признанным экспертом, медийным лицом.

Стоит отметить, что формирование отзыва, несмотря на отмеченные его особенности, предполагает в достаточной мере детальное ознакомление человека, составляющего рассматриваемый источник, с комментируемым вопросом. Например, если речь идет об оценке произведения литературы или искусства, то человек должен по меньшей мере ознакомиться с соответствующим произведением, прочитать его, необходимым образом изучить.

В отзывах в силу их малого объема, как правило, отражается относительно небольшой перечень нюансов по комментируемому вопросу.

к содержанию ↑

Что представляет собой рецензия?

Как и в случае с отзывом, сущность рецензии в различных гуманитарных сферах может пониматься по-разному.

Но в общем случае термин «рецензия» соответствует официальному документу, в котором отражены не только субъективная позиция человека по какому-либо вопросу, но и формулировки со ссылкой на объективные аргументы.

Во многих случаях подобная позиция эксперта требует представления в довольно большом объеме — существенно превышающем тот, что характеризует составление отзыва.

Рецензия — это, таким образом, профессиональное мнение человека по какому-либо вопросу.

Обратите внимание

Предполагается ее непредвзятость, взвешенность, обоснованность. Но, как и в случае с отзывом, играет роль статус человека, составившего рецензию. Чем он выше, тем более весомыми могут считаться аргументы, приводимые в рассматриваемом документе.

Составление рецензии предполагает осуществление человеком, который ей занимается, более глубокого анализа комментируемого вопроса, чем в случае с отзывом. Кроме того, поскольку рецензия, как мы отметили выше, является более объемным документом, чем отзыв, в ней предполагается отражение более широкого круга нюансов, имеющих отношение к комментируемому вопросу.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие отзыва от рецензии в том, что первый источник носит преимущественно субъективный характер, второй — должен включать в преобладающей степени объективную оценку комментируемого вопроса. Кроме того, разницу между рассматриваемыми источниками можно проследить в контексте:

  1. их объема;
  2. требуемой глубины анализа комментируемого вопроса;
  3. перечня возможных нюансов по комментируемому вопросу, отражаемых автором в источнике.

Во многих случаях составление отзыва по тому или иному вопросу предшествует формированию рецензии.

При этом оба источника могут составляться одним и тем же человеком, и не исключено, что основные тезисы, которые отражены в отзыве, будут подробно рассмотрены в рецензии.

Разумеется, они должны быть в ряде случаев доработаны с точки зрения повышения объективности оценок эксперта по комментируемому вопросу.

Определив,в чем разница между отзывом и рецензией, отразим выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Отзыв Рецензия
Что общего между ними?
Отзыв и рецензия могут составляться по одному и тому же вопросу, второй источник нередко формируется с учетом позиции эксперта в первом
В чем разница между ними?
Носит преимущественно субъективный характер Должна иметь в преобладающей степени объективный характер
Как правило, имеет меньший объем Как правило, имеет больший объем
Может не требовать осуществления экспертом глубокого анализа комментируемого вопроса Обычно требует осуществления экспертом глубокого анализа комментируемого вопроса
Как правило, не требует раскрытия большого перечня нюансов по комментируемому вопросу Во многих случаях требует раскрытия экспертом довольно большого перечня нюансов по комментируемому вопросу

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-otzyv-ot-recenzii/

Рецензия как жанр

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Рецензия

Необходимо сразу отметить, что слово «рецензия» — это не название сочинения, как полагают многие, а только указание на его жанр. Поэтому любой вашей рецензии необходимо дать название, которое в соответствии с требованиями этого жанра носило бы несколько рекламный, «зазывной» характер. Словом, в названии должна заключаться некая тайна, интрига, «приглашение к чтению».

Рецензия – труднейший, но и интереснейший жанр школьных сочинений. Основное требование: в рецензии надо сказать свое, новое слово о литературном произведении (фильме, спектакле и т.д.).

Писать настоящие рецензии по всем законам этого жанра учат искусствоведов, литературных критиков в соответствующих высших учебных заведениях, и учат не один год.

Поэтому на школьном уровне мы можем говорить только о школьной рецензии.

Рецензия имеет ряд близких ей жанров. Ее можно сравнить с развёрнутой аннотацией. И у рецензии, и у аннотации близкие задачи – рассказать, о чём произведение, а главное – чем оно интересно. Если сформулировать кратко – информация и реклама.

Важно

Но рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение.

Для школьной рецензии такая проблема вовсе не обязательно должна носить глобальный характер (типа обзора всех произведений новейшей литературы за последний год), но идея, проблема, «освещающая» вашу работу, делающая ее почему-либо важной для вас, актуальной, обязательно, должна быть. Этим рецензия отличается от отзыва – жанра школьных сочинений, вполне освоенного и любимого школьниками 5-8-х классов.

Для отзыва вполне достаточно ваших личных впечатлений от произведения (на уровне «нравится – не нравится», хотя все же хотелось бы, чтобы было и «почему нравится»). Для рецензии такого уровня недостаточно, но личные впечатления, собственное мнение автора работы для рецензии очень важны.

Ваши впечатления делают рецензию живой, «эмоционально окрашенной». Вне личных впечатлений, авторского отношения рецензии не существует, потому что рецензия – личностный жанр. Поэтому можно сказать, что отзыв как бы включается в состав рецензии.

Отношение к рецензируемому произведению у автора рецензии может носить отрицательный характер.

Примерное содержание рецензии приводит в своей книге «Сочинения различных жанров в старших классах» Т.А. Калганова:

· краткие библиографические сведения о книге;

· смысл названия книги;

· личные впечатления от прочитанного;

· особенности сюжета и композиции;

· актуальность проблематики;

· язык и стиль произведения;

· мастерство автора книги в изображении характеров героев;

· какова основная мысль рецензии?

Но чтобы понять, что обязательно должно быть в рецензии, и не заставлять себя придирчиво сверяться с каким-либо планом (я принципиально против бухгалтерского подхода к творческим работам), давайте посмотрим на критерии оценки рецензии.

В «Инструкции по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку» говорится: «Сочинение-рецензия оценивается следующим образом. Отдельно анализируется содержание рецензии и его речевое оформление.

Содержание оценивается с трех позиций: анализ содержания исходного текста, анализ оформления сочинения также оценивается с трех позиций: последовательность изложения, богатство речи, грамотность».

Мы цитировали инструкцию, стиль которой сух, холоден, четок – как и положено в инструкции.

Может быть, кому-то именно эта четкость формулировок поможет составить свое представление о рецензии.

Помните главное:

можно критерии оценки изложить и другим способом:

· наличие разбора и оценки произведения;

· наличие в работе основной мысли автора сочинения;

· самостоятельность работы (то есть «несписанность»);

· понимание авторской позиции;

· анализ художественных особенностей (стиль, язык и др.);

· умение пользоваться теоретико-литературными понятиями;

· язык и стиль сочинения;

· композиционная стройность.

В жанре рецензии важнее всего оригинальность замысла, живость языка и некая «рекламность» в содержании. Если вы, прочитав рецензию, ощутили желание поскорее прочитать то произведение, которому она посвящена, — значит, рецензия удалась.

Источник: http://express-externat.spb.ru/2009-12-19-15-52-30/51-2009-12-19-19-55-52/109-2009-12-09-22-46-34

Рецензия и отзыв как оценочные жанры. Сравните определения рецензии и отзыва из словаря С.И.Ожегова Рецензия — критический отзыв о каком-нибудь сочинении, — презентация

1 Рецензия и отзыв как оценочные жанры<\p>

2 Сравните определения рецензии и отзыва из словаря С.И.Ожегова Рецензия — критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме Отзыв — это суждение, мнение о содержании, оценка чего-либо или кого-либо.<\p>

3 Сравните определение понятия «отзыв» из словаря и энциклопедической статьи: Отзыв — это суждение, мнение о содержании, оценка чего- либо или кого-либо. Отзыв — жанр публицистического и научного стилей речи, раскрывающий перед читателями, слушателями впечатления, которые произвела книга, фильм, спектакль. Автор отзыва высказывает свое мнение о сюжете, героях, глубоко не анализируя ни сюжета, ни образов, ни языка, ни стиля автора.<\p>

4 «Заседание редакционного совета» — Перед вами два письма-отзыва. Какой из них вы бы выбрали для печати? Выберите более коммуникативно целесообразный вариант. Обоснуйте свой выбор.<\p>

Важно

5 Письмо первое. Уважаемая редакция! Пишу вам, поскольку очень хочу повлиять на содержание работы Первого канала. Особое ваше внимание хочу привлечь к телепередаче «Поле чудес». Пора закрыть это шоу Якубовича. На мой взгляд, оно интеллектуально примитивное, эмоционально разлагающее. Являя собой один из вариантов американской игры «Колесо фортуны», наше шоу, как мне кажется, приобрело черты конкурса подарков. Утюги, кофемолки, миксеры становятся целью игры. И как зритель я вижу: во всем этом царят не ум и знания, не высокая культура общения и поведения, а примитивный азарт добычи, который подогревается ведущим. Возможно, что мое мнение не совпадает с позицией всех, кто смотрит эту передачу, участвует в ней, но во мне оно устоялось.<\p>

6 ) Письмо второе. Уважаемая редакция! Хочу высказать свое мнение о передаче «Поле чудес». Это шоу, как и все телевизионные игры, украдено у американцев и топорно перелицовано на совковый лад. В нашем глухом краю быстро переняли игру по зарабатыванию очков. Вот только… колесо «Поля чудес» практически не крутится, да и угадывание слов — хоть какая-то тень умственной деятельности — отодвинуто на десятый план участниками, увлеченными взаимовручением съедобных и несъедобных предметов. За утюгом, за миксером, за кофемолкой спускаются семьи с гор, бредут через тундру, штурмуют поезда… В Москву! В Москву! к колесу! Там их оплюют, обхамят, зато если повезет, то им достанется целый телевизор! Ага! А в телевизоре — Якубович, а в Якубовиче опять телевизор, а в нем опять Якубович, бесконечная матрешка непотребства. (По Т.То лстой)<\p>

7 — Что общего в оценке передачи? Что общего в эмоциональном настрое писем? Чем они отличаются? — Оцените утверждение: «Критическое высказывание характеризует не только тот объект, на который оно направлено, но и его автора». — Какими людьми предстали перед вами авторы писем?<\p>

8 — Найдите отзывы о передаче нашей землячки Н.В. Мизерной. — Какие из них имеют позитивную оценку, а какие негативную? — Какими средствами языка Н.В. Мизерная передает свои впечатления?<\p>

9 Прочитайте высказывание, примените данное утверждение к авторам писем Культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается ещё в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое… и наиболее уместное (С. Ожегов)<\p>

10 Из предложенных жанровых признаков выпишите те, которые относятся к отзыву публицистического стиля речи. 1. Стихотворная форма/ прозаическая форма 2. Неограниченность тем/ общественно значимые темы/ личные темы 3. Объемное цитирование/ краткое цитирование / отсутствие цитирования<\p>

11 4. Неэмоциональная речь/ эмоциональная речь 5. Выраженность авторской позиции/ скрытая авторская позиция 6. Сочетание информации и впечатлений, оценки/ только информация/ только чувства, эмоции.<\p>

12 Проверьте себя Жанровые признаки отзыва: прозаическая форма общественно значимые темы краткое цитирование эмоциональная речь выраженность авторской позиции сочетание информации и впечатлений, оценки<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/614969/

Отзыв как жанр сочинения

2. Модель урока по изучению данного жанра в старших классах.

Тема урока: «Отзыв как жанр сочинения».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) познакомить учащихся со смысловыми и структурными особенностями жанра отзыва;

2) формировать умения и навыки находить их в образцовых (готовых) тестах;

3) рассказать о видах сочинения-отзыва;

4) формировать умения и навыки самостоятельно продуцировать тексты в жанре отзыва.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), письма (фиксирования учебного материала);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать эстетическое, бережное отношение к слову;

2) воспитывать любовь и интерес к русскому языку, литературе.

Методы: метод репродуктивной и эвристической беседы, метод фронтального опроса, аналитико-синтетический метод, игровые методы.

Оборудование и материалы:индивидуальные карточки; тексты рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка».

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Работа с теоретическим понятием «отзыв» – 10 мин.

III. Практическая работа учащихся – 25 мин.

IV. Подведение итогов урока. – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о таком жанре сочинения, как отзыв. Наверняка вам приходилось уже составлять отзывы к прочитанным произведениям. Но сегодня мы узнаем, как это делать правильно.

К изучению такого жанра сочинения, как отзыв, мы обратились неслучайно. Работа над отзывом как оценочным высказыванием, с одной стороны, позволит обогатить ваш словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки.

С другой стороны, обучение отзыву даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.

II. Работа с теоретическим понятием «отзыв».

Совет

Итак, что же такое отзыв? Отзыв – это выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания. Главным в отзыве является выражение эмоционально-оценочного, личностного отношения к предмету речи. Коммуникативная цель отзыва – дать оценку предмету речи.

Обращу ваше внимание на то, что в отзыве необходимо не только высказать свою оценку прочитанного (понравилось – не понравилось), но и в достаточной степени ее аргументировать.

Мотивировать оценку можно выражением своего отношения к герою, его поступкам и поведению, суждением о его характере, отношении к жизни.

Кроме того, если отзыв положительный, можно отметить, что у вас вызвала интерес тема, поднятая, писателем в произведении, какие-то особенности сюжета, композиции, выражающие идейный смысл произведения и т. д.

– Какие виды отзывов вам известны? (Запись в дневнике с выражением мнения о книге; отзыв, написанный по заданию учителя, библиотекаря, по собственному желанию; отзыв – письмо к другу, товарищу по классу, родителям, автору произведений, в издательство).

– Формой отзыва может быть и заметка в школьную или классную стенгазету. В такой форме может быть написан отзыв, цель которого – привлечь внимание к книге, поделиться впечатлениями о ней, поспорить по поводу высказанных в книге различных мнений, поставить вопрос дискуссионного характера.

III. Практическая работа учащихся.

Задание 1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку. (Текст сначала выразительно читается учителем, затем предъявляется ученикам на индивидуальных карточках)

«Я Чехова за то очень многое, истинно прекрасное, что дал он, причисляю к самым замечательным русским писателям, но пьес его не люблю, мне тут даже неловко за него, неприятно вспоминать этого знаменитого Дядю Ваню, доктора Астрова, который все долбит ни к селу ни к городу что-то о необходимости насаждения лесов, какого-то Гаева, будто бы ужасного аристократа, для изображения аристократизма которого Станиславский все время с противной изысканностью чистил ногти носовым батистовым платочком, – уже не говорю про помещика с фамилией прямо из Гоголя: Симеонов-Пищик. … вопреки Чехову, нигде не было в России садов, сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов, тогда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могла быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе непохожими на то, что так крупно, роскошно цветет как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре); совсем невероятно к тому же, что Лопахин приказал рубить эти доходные деревья с таким глупым нетерпением, не давши их бывшей владелице даже выехать из дому: рубить так поспешно понадобилось Лопахину, очевидно, лишь затем, что Чехов хотел дать возможность зрителям Художественного театра услыхать стук топоров, воочию увидеть гибель дворянской жизни, а Фирсу сказать под занавес: «Человека забыли…». Этот Фирс довольно правдоподобен, но единственно потому, что тип старого барского слуги уже 100 раз был написан до Чехова. Остальное, повторяю, просто несносно. Гаев, подобно тому, как это делают некоторые персонажи и в других пьесах Чехова, постоянно бормочет среди разговора с кем-нибудь чепуху, будто бы играя на бильярде: «Желтого в середину… Дуплет в угол…». Раневская, будто бы помещица и будто бы парижанка, то и дело истерически плачет и смеется: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо! Детская! Милая моя, прекрасная комната! (плачет). Шкапик мой родной! (целует шкап). Столик мой! О мое детство, чистота моя! (смеется от радости)…» Дальше, – точно совсем из Дяди Вани, – истерика Ани: «Мама! Мама, ты плачешь? Малая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… Я благословляю тебя! Вишневый сад продан, но не плачь, мама! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама». А рядом со всем этим – студент Трофимов, в некотором виде «Буревестник»; «Вперед! – восклицает он.– Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!».

Раневская, Нина Заречная… Даже и это: подобные фамилии придумывают себе провинциальные актрисы». (И.А. Бунин. Окаянные дни).

– Какие оценочные выражения выписаны? (проверка методом фронтального опроса).

Например: Чехов – замечательный русский писатель, но пьес его не люблю: неловко за него; вопреки Чехову; совсем невероятно; остальное просто несносно…

– Только ли о драматургии Чехова идет речь в тексте? (И о постановке пьесы в Художественном театре).

– Как оценивается спектакль по пьесе?

– Согласны ли вы с мнением Бунина? Почему?

Задание 2. Прочитайте рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка». В каком стиле вы напишете отзыв? Составьте его устно, используя по возможности данные ниже словосочетания: в рассказе повествуется…, повествование ведется..

,; я думаю; на мой взгляд; автор удачно…; мне кажется, достоинства рассказа в том…; к сожалению, герой…; в рассказе поднимается такой важный вопрос, как…; автор, по моему мнению…; как мне кажется….

Обратите внимание

Данное упражнение поможет обогатить речь учащихся специфическими для данной разновидности текста лексикой и синтаксическими конструкциями (проверка методом фронтального опроса).

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание – подготовить письменный вариант отзыва на рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка».

3. Образец текста сочинения в жанре отзыва.

Отзыв на рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка».

«Великолепная шестерка»… Этот рассказ, произвел на меня сильное впечатление. Он поразил своей глубиной и важностью поднятых проблем. Мне кажется, это размышления писателя вслух о том, какое зло несут людям казенщина и бездушие, как страшны равнодушие и черствость в людях.

Носителем этой душевной черствости в рассказе является Кира Сергеевна, начальник детского лагеря отдыха. Главная цель ее жизни – преуспевание по службе. Ей ничто не дорого, кроме благополучия и карьеры.

То, что ребята украли лошадей у старика, свидетельствует не только о безответственности ребят, но и об их бессердечии, черствости.

Киру Сергеевну не волнует то, что творится в душах детей, которых она воспитывает, – ее тревожит только одно: как бы избавиться от служебных неприятностей, которыми ей грозит «детская шалость». Ей нет дела ни до старика – ветерана войны, ни до его горя.

Даже в прямом разговоре с ним она не столько старается вникнуть в смысл происшедшего, сколько найти какую-нибудь зацепку, к которой можно придраться, упрекнув старика в предвзятости, и тем самым обелить себя. Даже язык Киры Сергеевны отражает ее характер: она говорит гладкими, казенными фразами, цель которых – отгородиться от жизни завесой из красивых слов.

Образы учителя физкультуры и воспитательницы дополняют образ Киры Сергеевны. Всех их троих роднит одно – полное равнодушие к тому, что делается вокруг них.

Конец рассказа – смерть старика – заставляет содрогнуться. Понимаешь, какое зло, страшное, непоправимое зло сеют вокруг тебя равнодушные люди.

Так и хочется «войти» в произведение, разыскать эту «великолепную» шестерку и рассказать им, какой постыдный поступок они совершили. Самое страшное – их поступок остался безнаказанным. Они по-прежнему будут считаться замечательными ребятами.

Важно

Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них. В то же время в описании поведения и поступков героев, даже через детали, штрихи автор выражает свое отрицательное отношение к ним.

Рассказ заставляет над многим задуматься. Самое главное в нем – он не оставляет нас равнодушными.

Список использованных источников

Баранов, М.Т. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М Шанский // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 3-49.

Богданова, Г.А. Отзыв и рецензия (материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров») / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1985. – № 4. – С. 29-34.

Богданова, Г.А. Отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении как вид ученического сочинения / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1984. – №1. – С. 32-37.

Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001. – 351 с.

Калганова, Т.А. Выпускное сочинение в 11 классе / Т.А. Калганова // Литература в школе. – 1995. – № 2. – С. 34-39.

Котельникова, С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе / С.А. Котельникова // Русский язык в школе. – 1998. – № 1. – С. 12-18.

Совет

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта. Наука, 1998. – 456 с.

Синдеева, Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра «научная рецензия» / Т.И. Синдеева // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. – М.: Наука, 1982. – С. 27-28.

Источник: https://sundekor.ru/referat/bystro/otzyv-kak-zhanr-sochineniia/

Жанр рецензии в системе функциональных стилей

ые обзоры являются предубеждёнными, хотя бывают и исключения.

Потребительская рецензия (англ. Consumer review) — это рецензия, написанная владельцем продукта или услуги, или же написанная теми пользователями продукта или услуги, которые имеют достаточный опыт для того, чтобы прокомментировать надёжность товара / услуги и его соответствие заявленным производителем спецификациям.

Структура зависит от вида рецензии. Как правило, рецензия включает:

а) минимальную информацию о содержании произведения (либо о предмете анализа и оценки, не имеющем текстового выражения);

б) явное или подводное соотнесение произведения (предмета) с другими, сходными по тематике и проблематике;

в) характеристику произведения (предмета) с точки зрения проблематики; места в творчестве отдельного автора, в творческом процессе эпохи, в жизни общества;

г) оценку произведения рецензентом.

Рецензия на кинофильм обычно включает следующие составляющие:

Жанр фильма.

Кто является автором сценария, кто поставил фильм.

Ключевые актеры и их герои.

В какое время и где происходят события.

Краткое описание завязки.

Если в основе фильма лежит литературное произведение, то сравнивается режиссерский замысел с литературным произведением.

Если фильм является самостоятельным произведением, он сравнивается с другими, указываются сходства и различия.

Основные (на взгляд рецензента) достоинства и недостатки фильма.

Личное впечатление.

Поэтика рецензии

Зачин. Он должен содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации. Однако начинать, например, с фразы о том, что великий русский писатель родился, категорически нельзя. Начало рецензии должно быть точным и емким.

Обратите внимание

Вариантами зачина могут быть: цитата из рецензируемого текста; впечатления рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии с текстом в руках решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения; наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Тон и стиль рецензии должен соответствовать жанру произведения. Не пишется о юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматической фабулой.

Литературоведческая этика требует от рецензента, чтобы он кратко познакомил читателя с содержанием текста (фильма, спектакля). От такого краткого пересказа требуются не просто продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы работы.

Рецензии на фильмы, спектакли и произведения художественной литературы (когда речь идет о новинках, а не классических, широко известных работах) несут в себе интригу; в подобных случаях не рассказывается весь сюжет произведения, иначе читатели потеряют к нему интерес. Наиболее интересно читать рецензию, в которой есть завязка и развитие сюжета, без упоминания о том, что происходит в кульминации.

Обязательно отмечаются интересные, необычные моменты, например, нетрадиционная манера изложения, какие-то аспекты стиля и т.д., — иными словами, прежде всего, останавливаются на анализе самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии.

К субъективной оценке произведения приступают лишь после объективного анализа. Оценка может быть сколь угодно спорной, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании сущностных моментов произведения, он не будет производить впечатления надуманности.

Рецензия — жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов оживления текста (риторические вопросы, стилистические фигуры, тропы, обращения, использование модели по моему мнению и т.д.).

Рецензия имеет ряд близких ей жанров.

Рецензия и аннотация

Рецензию можно сравнить с развёрнутойаннотацией. И у рецензии, и у аннотации близкиезадачи — рассказать, о чём произведение, а главное чем оно интересно. Если сформулировать кратко — информация и реклама.

Важно

Но рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение.

Аннотация раскрывает содержание произведения, особенности композиции.

Рецензия и статья

А. Тертычный предлагает строить рецензию по тому же принципу, что и общеисследовательскую статью: Независимо от того, каким путем идет рецензент, основу его выступления будет составлять какая-то вполне определенная мысль (идея). Поэтому рецензия в известном смысле — это доказательное рассуждение, аргументирование главной идеи автора.

Разница между статьёй и рецензией (небольшая критическая или публицистическая) — в предмете анализа и его объёме.

Рецензия должна охватывать произведение (предмет, явление) в целом, статья — лишь одну определенную грань, аспект (напр., в художественном произведении: сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой).

В статье рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.

Рецензия и отзыв рецензия кинокритика аннотация статья

Отзыв, в отличие от рецензии, дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Самое главное в отзыве — выделить основную идею текста и написать, чем эта идея отличается от всех остальных. Так сказать, в

Источник: https://www.studsell.com/view/43881/30000

Ссылка на основную публикацию