Семинар: что это такое и как к нему хорошо подготовиться

Как подготовиться к первому семинару?

УЧИТЬ – УМ ТОЧИТЬ

ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРВОМУ СЕМИНАРУ

Придя со школьной скамьи в высшее учебное заведение, многие студенты неожиданно для себя обнаруживают, что бόльшую половину информации по всем дисциплинам им необходимо искать самостоятельно.

Это не недочеты преподавателя – обучение в вузе действительно предполагает самостоятельную работу учащегося. Роль лектора – дать верное направление источника информации и описать его основные элементы.

20-30% знаний студент получает во время лекций, 70-80% – при самостоятельной работе, как правило, во время подготовки к семинарам, при написании контрольных и курсовых работ, а также диплома.

Остановимся подробнее на особенностях подготовки к семинарам. Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Лектор в данном случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому его темы и основные источники обсуждения предъявляются до их подготовки для детального ознакомления и изучения.

Обратите внимание

Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары относятся к одной из самых эффективных форм подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Проще говоря, семинар подразумевает под собой подготовку докладов или рефератов по пройденной теме на предыдущих лекциях с их последующим прочтением и обсуждением, а также подведением итогов по пройденным материалам.

Совет номер 1 – конспектировать ключевые монеты читаемых лекций, на основании которых в последующем состоится семинар. Зачастую, о количестве лекций и семинаров известно заранее – из расписания занятий. Поэтому студентам всегда известно, в каких конкретно числах они состоятся.

Многие лекторы полагают, что именно определенная формулировка фразы/определения/термина и т.п., которые он вам прочел, либо записал на доске – самые точные и верные. Поэтому старайтесь их записать и запомнить максимально точно. Это пригодится вам в последующем не только при ответе на семинарах, но и на экзамене.

(Как правильно конспектировать лекции можно прочесть в нашем блоге в статье «Тупой карандаш лучше острого ума»).

Совет номер 2 – как правило, темы обсуждения предстоящего семинара объявляются на последней перед ним лекции. Поэтому у вас есть возможность выбрать наиболее приближенную к вашим интересам и подготовиться заранее.

Те студенты, которые не успели взять для себя какую-либо из предложенных тем, зачастую, подвергаются со стороны преподавателя «мозговому штурму». А всё потому, что именно на семинаре у него есть возможность выставить текущие во время семестра оценки (на лекциях оценки не ставятся).

Эти оценки станут в последующем для вас зеленым билетом в получении за зачет или экзамен «автомата».

Совет номер 3 – записывать те источники литературы, на которые преподаватель рекомендует обратить внимание и по ним в последующем готовить выступление (доклад, реферат и т.п.).

Данная литература в 90% случаев есть в библиотеке вашего вуза, в 10%-ах – это книга, написанная самим лектором, которую без труда и особых затрат можно приобрести в той же местной библиотеке, либо в книжном магазине.

Преподавателю наверняка польстит то, что вы обратились именно к этому ресурсу, к тому же, наверняка на основании перечисленных им источников он готовит свои лекции и будет по ним спрашивать на экзамене.

Совет номер 4 – преподаватели очень любят студентов, которые проявляют во время семинара инициативу: стремятся рассказать не только свой доклад, но и принять участие в обсуждении тем, подготовленных сокурсниками. Не стоит опасаться, что ваше мнение окажется неверным.

Для преподавателя важно каждое из них, и каждое из них дает почву для обсуждения, что придает семинару интересный ход. Лучше вы вступите в прения во время семинара и узнаете об ошибке в своих рассуждениях заранее, чем выскажете свою точку зрения затем на экзамене и она окажется неверной. Как говорят в Японии: «Спросить – минутный стыд, не спросить – стыд на всю жизнь».

Если же мнение верное – тем более, это сыграем вам на руку. В общем, дерзайте, и ваша активность сыграет только положительную роль.

Совет номер 5 – запомните! – семинар – очень важная часть занятий. Вы можете пропустить по какой-либо причине лекцию, но только не семинар. И это не только потому, что преподаватели ревностно относятся к прогулам данного рода занятий.

Важно

Семинар – это повторение и осмысливание в процессе обсуждений всех пройденных ранее лекций – концентрат самых нужных и важных элементов об изучаемой дисциплине. Польза семинара очевидна.

Поэтому, посещая их, вы можете быть полостью уверенны в том, что имеете полный перечень нужной информации для подготовки к экзамену.

Совет номер 6 – старайтесь серьезно готовиться к семинарам. Если ваш доклад будет максимально интересен и оригинален, вас могут в последующем пригласить выступить с ним на конференцию по соответствующей тематике.

Мир науки не так уж скучен – межвузовские конференции дают шанс выступить на международных симпозиумах.

Помимо «билета» в увлекательные научные поездки по России и за границу, ваш доклад может стать для вас основополагающим элементом для курсовой и дипломной работы (если он относится к той специальности, на которую вы учитесь).

В общем, семинар – открывает для студентов двери в мир науки, знаний и информации. А, как сказал английский миллиардер, Натан Ротшильд: «Кто владеет информацией – тот владеет миром»!

Как составить резюме?
Советы по созданию чертежей

Источник: https://student5.ru/2016/10/04/kak-podgotovitsya-k-pervomu-seminaru/

Как подготовить семинар и не облажаться

В этом посте мы хотим поделиться бесценным опытом организации и проведения семинара «Как увеличить продажи за 10 дней? Повышаем эффективность работы сайта и команды», рассказать, что у нас получилось, а что не очень.

Так уж вышло, что отчёт появляется спустя 2 месяца 3 месяца (написан был в начале февраля, но публикуется только сейчас) после конференции.

Почему так поздно? Просто с денег, заработанных на конференции, мы уехали в Лас-Вегас, и нам было не до отчётов. На самом деле — нет. Конференция была абсолютно бесплатна, и никаких денег мы не заработали.

А ответ на вопрос, почему же так поздно мы раскрываем карты, вы найдёте ниже.

Мы даже хуже почты России и нет нам прощения

Начало подготовки

Это первое крупное мероприятие, которое нам пришлось организовывать. Поэтому без ошибок и проколов не обошлось.

Прокол №1

Изначально семинар имел название «Как за 2 недели приучить котёнка к лотку при помощи Битрикс 24», но оно не прошло согласование в Битриксе, поэтому нам пришлось придумать новое.

Если бы нам удалось пролоббировать старое название темы, то баннер семинара выглядел бы как-то так

Прокол №2

Темы семинара и их количество менялись каждую неделю, вплоть до конца ноября. А все потому, что мы хотели найти самые интересные и актуальные материалы.

Пожелания слушателей (мы спрашивали при регистрации) были разные. Одним был интересен маркетинг в интернете, другим — как сделать сайт и потом его продвигать.

Перед нами стояла большая задача — не облажаться и дать действительно ценную информацию тем, кто придет.

Но это не все, на что мы напоролись.

Выбор места проведения

Темы выбраны, лендинг готов. Но где же проводить семинар?

Главная проблема при выборе подходящего места в том, что не знаешь, сколько придёт человек. Можно было, конечно, и ограничить количество слушателей, но нам хотелось, чтобы пришло как можно больше человек.

Около дня у нас ушло на поиск и обзвон подходящих конференц-залов… Где-то не было необходимого оборудования, где-то зал был в таком ужасном состоянии, что в нём даже стыдно было бы проводить собрание анонимных алкоголиков.

Два конференц-зала, которые удовлетворяли практически всем нашим требованиям, вмещали в себя 50 и 250 человек соответственно. Но ввиду того, что даже по самым оптимистичным прогнозам мы были уверены, что к нам не придёт больше 50 человек, второй вариант не рассматривался. (Спойлер: количество слушателей и процент явки оказались выше наших ожиданий)

Где взять слушателей?

Это был следующий важный вопрос, с которым мы столкнулись после утверждения тем и выбора конференц-зала. Было решено использовать несколько рекламных каналов.

  • Баннер на одном из популярных городских ресурсов. Он отлично сработал. Были случаи, когда зарегистрировавшийся человек притягивал за собой ещё несколько. Такой интерес не мог не радовать.
  • Рассылки по нашим клиентам
  • Сарафанное радио
  • Анонсы на нашем сайте
  • Соцсети
  • Холодные звонки

Прокол №3

Мы делали большую ставку на баннер. Поэтому было решено разместить его за 2 недели на сайте.

Но оказалось, что помимо нас на рекламном месте может размещаться ещё 3 других клиента, об этом моменте в договоре на размещение не было ни слова.

Мы начали разбираться и получили ответ в довольно грубой форм: «Вы же должны были знать, вы сразу сказали позицию и срок, мы думали, что вы всё знаете. Если хотите, то мы можем вернуть вам деньги за оставшиеся дни и снять баннер с сайта».

Нас не устраивал такой расклад, но чтобы искать новые рекламные площадки, не было времени. Вопрос о компенсации мы решили отложить и дальше готовиться к конференции.

После конференции мы написали претензию рекламному агентству и сообщили о наших намерениях обратиться в суд. Как результат — сотрудники стали вежливыми, о компенсации договорились. Кстати, договор они сразу переделали после этого случая.

За неделю до конференции

Работа шла полным ходом, оттачивались доклады, появлялись новые регистрации, проводились совместные репетиции выступлений и да, теперь менялось постоянно содержание докладов, готовились презентации для докладов.

Помимо докладов нужно было решить ещё кучу организационных моментов. Мы просто разрывались между подготовкой, организационными вопросами и работой, да, мы всё это время ещё работали над проектами, как же без этого.

Одним из важных нерешённых организационных моментов оставался кофе-брейк.

Совет

Хотелось все сделать на высоком уровне, поэтому мы уделяли много внимания мелочам (например, когда лучше провести кофе-брейк, что будет в меню).

Наш конференц-зал находился в гостинице, и здесь предусмотрен зал и специальное меню для кофе-брейков. Это было несомненным плюсом. Было решено за 2 дня до конференции нанести визит в гостиницу и утвердить меню.

Кажется, мы что-то забыли

Такое чувство нас преследовало всю последнюю подготовительную неделю. И не зря преследовало. Мы действительно что-то забывали и вспоминали на ходу.

Прокол №4

За несколько дней до семинара мы вспомнили, что нам нужно будет положить слушателям в раздаточный материал какое-то коммерческое предложение по своим услугам. Делать его уже совсем не было времени, и мы решили составить буклеты по своим услугам. С любовью мы положили их в пакеты с раздаточным материалом.

Наши флаеры

Не меньше нас во время активной фазы подготовки к мероприятию страдал наш дизайнер, которому прилетали постоянно какие-то задания с пометкой СРОЧНО. Аня, прости нас, мы тебя любим и больше так не будем.

Отдельная история была с распечаткой всех раздаточных материалов.

Кто сталкивался с печатью какой-либо продукции в декабре, должны знать, что за 2 дня что-то напечатать практически невозможно, так как все типографии забиты заказами на новогоднюю сувенирку и не хотят связываться со срочными заявками, особенно с небольшим тиражом.

Но за час нам удалось получить всю нашу печатную продукцию. Были опасения, что вдруг что-то распечатают не так (а такое часто бывает) и уже не будет времени исправить ситуацию, но всё обошлось.

За несколько дней до семинара

Мы обзванивали зарегистрировавшихся (регистраций к этому моменту было около 55), подтверждали их участие в семинаре. Прогноз был хороший — прийти собирались около 50 человек.

Ну и, конечно, в эти дни мы редактировали, репетировали, хвалили и критиковали доклады друг друга. Последние правки вносились ночью перед семинаром.

Вечером 2 декабря (за 2 дня до конференции) мы отправились в гостиницу утверждать меню кофе-брейка и ещё раз взглянуть на зал, прикинуть, что и где будем ставить. И тут нас ждал сюрприз.

Оказалось, что зал на 45 чел. Но к этому времени у нас уже было более 50 регистраций! Договорились, что доставим стулья (если найдут, конечно), но будет очень тесно.

Кажется, что новый прокол нам удалось избежать.

За день до семинара

Было решено в этот день не работать, а посвятить всё время подготовки к конференции.

После обеда, как гром среди ясного неба, разразился скандал из-за печенек. Так как хедлайнером семинара судя по нашиму лендингу должны были быть печеньки, то их отсутствие могло серьёзно ударить по нашей репутации. Оперативно мы позвонили в ресторан при гостинице и заказали самое лучшее печенье в Амурской области!

Обратите внимание

К концу дня мы вспомнили, что забыли купить бейджи, которые планировали раздать всем слушателям. В итоге 4 декабря утром была куплена коробка с пятьюдесятью бейджами, которые мы благополучно забыли раздать перед началом семинара.

После нескольких репетиций все уехали домой с большими списками правок, которые нужно было внести в презентации, на правки у нас оставалась всего лишь ночь.

Бурное обсуждение за день до конференции. На столе ноутбуку упасть негде.

Мы начинаем КВН семинар!

День семинара был менее волнительным. Кажется, что мы уже «отволновались» за дни подготовки.

С чего начинается любая конференция? Правильно, с регистрации!Самые ответственные слушатели начали приходить за 20 минут до регистрации

Зал был практически заполнен, и это радовало. Явка довольно хорошая (43 человека), обычно на подобные мероприятия процент пришедших гораздо ниже.

В зале практически не было свободных мест

Все доклады принимались положительно.

Мы делились опытом (специально пригласили двух спикеров — наших клиентов), говорили на «больные» для предпринимателей темы (как организовать бизнес-процессы, как начать бизнес в интернете), рассказывали о тенденциях в интернет-маркетинге (контент-маркетинг и контекстная реклама). Людей удалось заинтересовать — они задавали вопросы, спрашивали наших советов, принимали участие в обсуждении тем.

Читайте также:  Облегчаем процесс написания реферата

Рассказываем про Битрикс24Немного котов и юмора — вот рецепт успешной презентации

Но мы так разошлись (а вернее, один наш спикер), что подкрался

Прокол №5

Мы немного выбились по времени из программы, поэтому на ходу пришлось что-то сокращать, а на некоторых вещах не останавливаться подробно.

После всех докладов мы решили порадовать слушателей небольшой лотереей и разыграли 3 сертификата со скидкой на наши услуги и продукты 1С-Битрикс.

И теперь со спокойной совестью мы могли объявить об окончании нашей конференции. Самые настойчивые и заинтересованные слушатели остались и решили нас засыпать вопросами.

Итоги

Наш семинар посетило 43 человека, что для нашего города весьма достойный результат. Это порядка 80% зарегистрированных слушателей (обычно этот показатель для бесплатных конференций меньше). В некоторых городах-миллионниках явка была хуже, не говоря уже про небольшие города.

Семинар был хорошо принят слушателями, ни один доклад не получил среднюю оценку ниже 4 баллов. И, главное, что у публики был интерес к нашим услугам и, вообще, к докладам.

Если бы меня спросили, как я сам оцениваю мероприятие, то я бы поставил твёрдую 4. Были ошибки в организации, где-то не хватило времени, чтобы отточить доклады, но в целом впечатления положительные, как у нас, так и слушателей.

После нашего мероприятия и до конца года нам пришлось практически забыть про выходные и срочно заканчивать проекты, по которым мы выбились из графика. И так до самого Нового года.

Это и есть одна из причин почему этот отчёт появился только 2 месяца спустя.

Какие ошибки мы допустили и больше уже не допустим

1. Разделяй и властвуй спокойно готовься

Дело в том, что за подготовку докладов и организацию семинара отвечали одни и те же люди. Это оказалось двойной нагрузкой для каждого из них.

Совет: Если у вас есть возможность, то распределите эти роли между сотрудниками так, чтобы докладчики по минимуму были задействованы в организационных моментах.

2. Не смешивай

Мы взяли на себя очень много: приходилось одновременно и работать над проектами агентства, и готовиться к семинару, не спать ночами, чтобы всё успеть.

Совет: Чтобы в день семинара никто вам не сказал «я не хочу никакой конференции, я хочу быть лисичкой фыр-фыр-фыр» — планируйте проекты так, чтобы не нагружать докладчика в последнюю неделю до мероприятия. Сделайте самый пессимистичный план подготовки к конференции и строго следуйте ему.

3. Уноси готовенького

Самая большая наша ошибка — мы обзвонили не всех «тёплых» клиентов, которые выражали свою заинтересованность. Это просто чудовищно, нам за это стыдно, но в декабре у нас просто не было сил, чтобы брать ещё новые проекты.

Совет: Не повторяйте наших ошибок)

Тут возникает логичный вопрос — стоило ли вообще устраивать этот семинар, если мы не в состоянии обработать с него входящий поток заявок?

Думаю да, стоило! Мы получили хороший опыт выступлений на публике, повысили узнаваемость бренда, нашли потенциальных клиентов. Плюс конференция дала уверенности, что наши услуги востребованы.

Что дальше?

Новые вершины, новые клиенты, много усердной работы и ещё кое-что интересное, о чём сейчас рано говорить.

Возможно в 2015 году всё-таки состоится семинар о том, «Как за 2 недели приучить котёнка к лотку при помощи Битрикс 24».

Источник: http://z-labs.ru/blog/zhizn-agentstva/kak-podgotovit-seminar-i-ne-oblazhatsya/

Как проводить семинар успешно и эффективно: мои фишки

Автор: Елена

29.07.2016 в 08:09

Здравствуйте, дорогие друзья!

Частенько мы оказываемся пред пристальным взглядом аудитории. Некоторые с этим не хитрым делом, связаны узами работы, для кого-то, это может быть хобби или приятное времяпрепровождение, поскольку есть чем поделиться с группой людей.

И в том, и в ином случае, нам хочется эффектно блеснуть навыками. Поразить знаниями и расположить к себе слушателей. Доводилось ли вам краснеть на выступлении, за свой внезапный ступор или вещание полной ахинеи в момент волнения?

Если да, то моя сегодняшняя статья, будет крайне полезна для вас. Ведь мы будем пытаться найти ответ на незамысловатый вопрос. Как проводить семинар ярко и результативно? Каким образом приручить панику и, открывшись людям, заряжать их полученными знаниями и положительной энергией?

Важно

Заработать звание «успешный спикер», не так уж и просто. Для этого нужно приложить определенные усилия, овладеть хитрыми фишками и конечно же, применять усвоенные азы на практике.

Вам ведь нравится слушать искусного мастера словотворства? Намного приятней следить за человеком, понимающим что он говорит, как и главное зачем! Если вопрос построения структуры семинара до этого был проигнорирован вами, то, думаю, после сегодняшнего материала, вы станете более грамотно относиться к правильной организации своего публичного выступления.

Совет 1. Планирование

Идеальное соотношение разделов в семинаре — это деление на три основных этапа. Я опущу часть приветствия и знакомства, а упомяну теоретическую часть, практику и конечно же практические упражнения.

Понятное дело, что соотношение этих рубрик, будет напрямую зависеть от темы вашего предлога собраться и сложности усваиваемого материала. В особых случаях, можно попробовать заменить тренировочные задания и практику, двусторонним общением, что компенсирует нехватку коммуникации с слушателем.

И еще один важный аспект. Прежде, чем расписывать и наполнять материалом ваш личный сценарий мероприятия, стоит заранее определиться с формой повествования: это клубный семинар или мастер-класс? А быть может, это вебинар? Тренинг или презентация?

Подумайте над тем, как вам будет легче раскрыть тему и какими инструментами стоит воспользоваться?

Совет 2. Организация пространства

Перед тем, как начать выступление, следует внимательно проверить необходимое оборудование. Вам уж точно понадобятся стулья, вода в бутылках, канцелярские принадлежности для анкет или заметок.

Если вы выбрали форму вебинара, нужно заранее установить на ноутбук соответствующие софты или программы по примеру Skype. Это сделает выступление более динамичным, современным и познавательным.

Для семинара клубного, который традиционно проводится за чашкой ароматного кофе или чая, потребуется подготовить провиант и продумать вкусные припасы.

Совет 3. Начало начал

Что касается начала вашего выступления. Прежде всего, необходимо представиться аудитории. Помимо ФИО, я посоветую вам назвать регалии и представляемую компанию или должность.

Если на вашем мероприятии присутствует около 10 человек, попросите их представиться аналогичным способом. Во-первых, это создаст более дружелюбную и домашнюю атмосферу, во-вторых, на групповых заданиях или упражнениях им будет комфортней общаться друг с другом.

Если встреча предназначена для более широких масс, то, увы, возможности познакомиться с ними у вас не предвидится.

Совет 4. План встречи

Конечно же, каждому из присутствующих, хочется понимать программу, на которую они пришли, выделив определенное количество времени. Растекаться по древу и превращать план в полную импровизацию, я вам не посоветую.

Если вы заранее сделали программку и разложили по посадочным местам, все равно бегло пройдитесь по ключевым этапам встречи.

Совет 5. Следите за фокусировкой

Наблюдения исследователей, говорят нам о том, что удерживать фокусировку и внимание людей более чем 20-30 минут очень трудно. Аудитория не воспринимает аудио поток и откровенно устает.

Для того, что бы избежать такого нюанса, я посоветую вам, перебивать собственный монолог заданиями и практическими упражнениями.

Так же, прекрасно рекомендуют себя ответы на вопросы. Иногда тема дискуссии может касаться сложных вещей и уяснить ее сразу, может быть сложно. Поэтому, выделяйте время для общения со слушателем.

Совет

Выбирайте те вопросы, ответы на которые предотвратят возникновение второстепенных и вытекающих. Таким образом вы исключите возможность повторений и еще раз разжуете материал.

Старайтесь подавать сводки интересно и в форме живого рассказа. Читать с листа я вам не рекомендую. Это привнесет в зал чувство роботизированности и замкнутости, а так же неуверенности спикера.

Тренируйтесь излагать материал интересно. Так, если бы вы презентовали его близким или своим детям. Отсекайте стремление халтурить и не выкладываться на полную. Разнообразьте диалог видео сюжетами, разминками и перерывами для юморных перебивок или воспоминаний из жизни по теме.

Совет 6. Задания

Подготовьте задания для присутствующих заранее. Например, в распечатанной форме. Таким образом вы сэкономите время, разложив их на стуле гостей.

Задействуйте всех членов мероприятия. Распределите коллективные и индивидуальные упражнения так, чтобы у аудитории не возникло ощущение «одних и тех же игроков на поле».

Не выделяйте личностей из общего числа пришедших. Такой прием говорит о некомпетентном поведении и раздражает людей. Держитесь уверенно, добродушно и как можно отзывчивей.

Совет 7. Бумажное подтверждение

Я советую вам оставить свои личные контакты и post-материалы, в которых вы обозначите программу на дальнейшие встречи, тренинги или мастер-классы.

Обязательно поинтересуйтесь по окончанию семинара у аудитории, что конкретно им понравилось? Какая информация была наиболее полезной и ценной? И что следует улучшить? Обратная связь в таком поприще не просто важна, она основополагающая!

Друзья, вот и подошла к концу сегодняшняя статья.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вам удавалось проводить подобные мероприятия? Какие инструменты помогали вам реализовать семинар успешно? И с какими сложностями доводилось сталкиваться?

До встречи на блоге, пока-пока!

Источник: http://elenarou.ru/vse-fishki-kotoryie-nado-znat-chtobyi-uspeshno-provesti-seminar.html

Лекция, семинар, тренинг отличия и особенности POINT-V.RU

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

  Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция — наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст.

Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания.

Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Особенности лекции

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы — слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией.

За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.

Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Особенности тренинга

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг — специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык — в чем разница и где их получить

Знание — это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание — более системное, обоснованное и глубокое.

Умение — это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык — это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты.

Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит.

Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Обратите внимание

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара — вебинар.

Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками.

Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Читайте также:  Апробация результатов исследования: что это такое, внедрение результатов, форма апробации, пример

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы.

Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается.

Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями.

Важно

Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Успехов!

Источник: http://point-v.ru/stati/vebinar-seminar-trening-otlichiya-i-osobennosti.html

Семинар — это современная форма общения с аудиторией. Значение слова, виды, преимущества и недостатки. :

В данной статье мы расскажем вам о таком виде общения с публикой, как семинар. Это необходимо для того, чтобы каждый, кто прочтет информацию, понял, зачем проводят семинары, как их проводят и что нужно для его проведения.

Такой вид взаимодействия с аудиторией очень распространен в последнее время. Важно помнить, что для того, чтобы успешно провести семинар, значение имеет все: и место, и форма проведения, и подготовленность ведущего. Не каждому человеку под силу это мероприятие.

А сейчас обо всей информации поговорим подробней.

Что такое семинар: значение слова

Для начала уточним, что само слово «семинар» произошло от латинского термина seminarium, что переводится как «теплица», «рассадник». Конечно, наши семинары не имеют ничего общего с садоводством. Но, делая выводы даже из самого слова, можно понять, что семинар — это такой вид общения с людьми, который подразумевает наличие аудитории, то есть зрителей, и того, кто ведет семинар.

Важно знать, что в ходе семинара идет обсуждение какой-то темы, обмен мнениями, но все это происходит только на теоретическом поле. Для того чтобы провести семинар грамотно и результативно, необходимо подготовится к нему достаточно тщательно.

Тема семинара всегда известна заранее, поэтому к проведению этого мероприятия могут подготовиться не только ведущий, но и участники. Учеными доказано, что семинарские формы занятий применялись еще в Древнем Риме и Греции. Тогда в учебных заведениях обсуждали разные вопросы, происходило общение преподавателя с учащимися.

В советское время проведение семинаров применялось в высших учебных заведениях, где некоторые дисциплины требовали более тщательного и углубленного изучения.

Виды семинаров

Итак, мы уже поняли, что семинар — это общение с аудиторией. Какие же бывают виды семинаров в наше время?

  • Бизнес-семинар проводится в компании, и его целью ставится повышение профессионального уровня служащих.
  • Научный семинар проводится для обмена опытом и общения людей, работающих в одном исследовательском направлении.
  • Учебный семинар проводится для подробного изучения какой-либо темы.
  • Вебинар, или онлайн семинар, проводится дистанционно, может иметь разную направленность, как консультативную, так и обучающую. Особенностью является то, что проводится не лично, а с помощью таких программ, как Skype, ooVoo, TrueConf и других.

Деловые и научные семинары

Говоря о научных семинарах, нужно отметить, что они носят теоретический характер. В ходе такого семинара ученые выступают с докладами, которые они подготовили заранее. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу.

Деловой же семинар — это нечто иное. В отличие от научных, такие семинары применяются не столько для обмена опытом, сколько для обучения персонала фирмы или компании новым методам работы. Бизнес-семинары помогают наладить нужную атмосферу в компании, улучшить качество работы сотрудников, поднять их профессиональный уровень. Деловые семинары бывают как закрытыми, так и открытыми.

  1. Закрытый семинар проводится внутри фирмы только для сотрудников с определенной целью.
  2. Открытый семинар проводится для всех желающих, в основном для представителей одной профессии.

В условиях агрессивной конкуренции семинары сильно помогают управляющим компанией держать под контролем умения и способности работников.

Учебные семинары

Учебный семинар означает углубленное изучение учащимися какой-то определенной темы. Для начала проводится подготовка к семинару. Студентам сообщается тема заранее, чтобы они могли найти как можно больше информации по ней в разных источниках.

Преподаватель также проводит подготовку, он составляет план семинара, делит тему на подтемы, продумывает методы и формы общения с аудиторией.

Цель этого лежит в том, чтобы после проведения занятия студенты узнали о предмете обсуждения намного больше, чем знали до этого.

Большим плюсом такой формы обучения является то, что на семинаре люди учатся толерантности, способности принимать мнения других людей, а не навязывать только свое видение проблемы. Также семинары прекрасно развивают культуру правильного общения и поисковую способность человека.

Семинар или тренинг?

Некоторые путают понятие семинара и тренинга. Стоит знать, что это далеко не одно и то же. В чем же отличие семинара от тренинга, и что из них лучше?

  • Семинар — это теоретическое занятие. Он может включать много докладов, примеров, обсуждений, но все это только теория. В этом основной недостаток таких мероприятий. После проведения семинара участники много знают, но не могут применить это на практике, так как обычно только теории недостаточно. Нужна еще и практика.
  • Тренинг же — это практика. Слово образовано от английского Training, что в переводе означает «тренировка». Главная задача тренинга — применить на практике полученные теоретические знания. Методы работы могут быть разные: группами, парами, самостоятельно и др. Ведущий в данном случае не является главным действующим лицом, он только координирует действия участников.

Делая вывод можно с уверенностью сказать, что семинары достаточно полезная форма работы с любым коллективом. Главное, правильно выбирать форму проведения такого занятия и не забывать дополнять теорию практическими занятиями.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-seminar-eto-sovremennaya-forma-obshheniya-s-auditoriej-znachenie-slova-vidy-preimushhestva-i-nedostatki.html

Что такое практикум и чем он отличается от семинара? — База ответов на любые вопросы

С началом занятий в ВУЗе на первокурсников обрушивается целый водопад новых, незнакомых форм учебного процесса.

Вместо обычных уроков, на которых проверяют домашние задания и вызывают к доске – лекции, где можно внимательно слушать и усердно конспектировать, а можно и смотреть новый фильм на своём смартфоне или болтать в соцсети с друзьями.

Впереди маячит призрак первой сессии, на которой придётся столкнуться с невиданным зверем – устным экзаменом, а кроме того, преподаватели обещают периодически проводить семинары и практикумы. Что это такое, и чем практикум отличается от семинара – пока не очень понятно, но уже заранее немного страшно.

Что такое практикум?

Как понятно уже из названия, практикум – это практические занятия, которые посвящены освоению полученных теоретических знаний в плане их приложения к существующей производственной либо научной проблематике. В понятие практикума входят:

— лабораторные работы с приборами, химреактивами, измерительной и контрольной аппаратурой и др.;

— расчёт и изготовление опытных образцов технических устройств и их отдельных узлов под руководством преподавателей, написание практических и курсовых работ;

— производственная практика, которую студенты проходят в реальных условиях работающего предприятия или учреждения.

Всё вышеперечисленное характерно в основном для технических ВУЗов. В учебных заведениях гуманитарной направленности практикум тоже заключается в применении теоретических знаний и формировании навыков практической деятельности, но его формы носят несколько иной характер.

В современном учебном процессе семинарам отводится важная роль формирования у студентов навыка самостоятельного поиска и усвоения информации, а также навыка научно-практической полемики с приведением аргументов и контраргументов.

Совет

Тема семинара объявляется заранее, и по ней студентам необходимо подготовить своё выступление в форме доклада либо реферата. Каждый зачитанный доклад обсуждается участниками семинара, его автор отвечает на вопросы и защищает свою точку зрения.

Хорошо подготовленный доклад нередко заменяет для студентов лекцию преподавателя, а излагаемый в дискуссионном формате материал усваивается даже лучше, так как представлен более ярко и разносторонне.

Чем практикум отличается от семинара?

И практикум, и семинар являются формами обучения студентов, позволяющими слить в единое целое теоретическую базу и практические навыки в своей специальности. В то же время отличия налицо:

— семинар формирует навык самостоятельного поиска и обработки информации, тогда как практикум обычно предоставляет возможность провести практическое исследование либо изготовить что-то собственными руками;

— в ходе практикума студенту, как правило, предлагается следовать подготовленному плану действий, нарабатывая сугубо практические навыки, тогда как семинар даёт опыт разностороннего теоретического подхода к решению одной и той же задачи;

— в ходе практикума студент убеждается, что теоретические знания в самом деле работают, а в ходе семинара, в особенности – при подготовке к нему получает навык научно-исследовательской работы.

В технических и естественнонаучных дисциплинах семинары и практикумы, как правило, различаются по формату проведения и решаемым задачам. Для проведения практикума нужно лабораторное либо рабочее оборудование, образцы материалов, электронных компонентов либо других материальных атрибутов, имеющих отношение к специализации студента.

В ВУЗах гуманитарной направленности, напротив, часто проводятся семинары-практикумы, на которых студенты не только обсуждают заявленную тему, но и проводят в её рамках практические занятия. Психологический, юридический, филологический практикум не требует оборудования и может проводиться непосредственно в лекционной аудитории.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-praktikum-i-chem-on-otlichaetsya-ot-seminara/

Эффективный семинар: в чем секрет успеха?

Автор: Сергей Спивак  |   Источник: Е-xecutive

Не секрет, что на эту тему написано немало профессиональной литературы. Однако при проведении семинаров и тренингов все равно мы сталкиваемся с трудностями и спорными вопросами. О некоторых секретах успешного бизнес-занятия читайте в статье Сергея Спивака.

Первые подобия семинаров и тренингов стали проводиться чуть ли не сто лет назад. Уже тогда необходимость обучения персонала привела к ряду открытий и новаций в профессиональном образовании. Что уж говорить о нашем времени: сегодня семинары и тренинги профессионального роста прочно вошли в нашу жизнь.

По сути, тренинг – это едва ли не самый доходчивый способ повышения квалификации. Однако наивно было бы полагать, что провести свой семинар или тренинг может любой мало-мальски грамотный специалист. При организации такого мероприятия всегда есть шанс столкнуться с трудностями и спорными вопросами.

Я провожу свой авторский семинар-тренинг регулярно уже в течение двух лет. За это время у меня накопился немалый организационный опыт и сформировался свой подход к решению стоящих перед семинаром задач. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, как сделать свой семинар максимально эффективным, избежав наиболее распространенных ошибок.

Тот факт, что ведущий семинара в обязательном порядке должен быть Отличным специалистом и знатоком своего дела, подразумевается по умолчанию и, надеюсь, не требует доказательств. Но на практике этого зачастую оказывается мало. Чтобы не создавать себе лишних трудностей, нужно хорошо ориентироваться не только в теме семинара, но и в Смежных областях.

Важно при этом иметь в голове Четкий план семинара. Но этот план – лишь общая канва, на которой не стоит слишком сильно зацикливаться.

Грамотный специалист всегда может (и должен) ориентироваться в зависимости от обстановки и, главное, состава участников.

Обратите внимание

Исходя из этих факторов, имеет смысл по ходу семинара Корректировать свое выступление Так, чтобы оно было максимально интересно и полезно конкретной аудитории.

Стоит хорошо продумать организационные моменты. Грамотно выбранное Место проведения семинара – одно из обязательных условий его успеха. Помещение должно быть комфортным и располагающим к занятиям, чтобы никакие посторонние факторы не мешали предмету разговора.

Слушателей нужно рассадить таким образом, чтобы Никто не был обделен вниманием ведущего.

В конце концов, времена средней школы давно прошли – ни у кого из слушателей нет желания, как в старые добрые времена, болтать на «камчатке» о чем-то своем.

Если вдруг теряется контакт с кем-то из участников, его внимание начинает постепенно рассеиваться, он отвлекается – и эффект в результате совсем не тот.

Все участники семинара обязательно должны получить на руки его печатную версию – иногда она выдается в самом начале, иногда – уже после окончания семинара.

Однако основной смысл любого семинара – в том, что передается в первую очередь путем непосредственного Межличностного общения. И задача ведущего – вложить в головы своих слушателей как можно больше полезной информации.

Причем сделать это нужно так, чтобы каждый смог воспользоваться ей при первой же необходимости.

Важно

Отсюда вытекает еще один важный принцип, позволяющий добиться максимальной эффективности. Он очень прост: чтобы человек запоминал, он должен думать руками.

Что это значит? Прежде всего, то, что любой эффективный семинар должен включать в себя Элементы практических занятий. Необходимо, чтобы аудитория усвоила, как полученные знания работают в реальной жизни.

Поэтому не сводите свое выступление к теоретической лекции. Один из важнейших секретов успеха семинара кроется как раз в умелом сочетании теории и практики.

Аудиторию разделите на Несколько групп В зависимости от конкретной специализации участников семинара. Каждый должен получить на семинаре информацию, которая будет полезна лично ему и применима в работе. Несмотря на разные запросы аудитории, информацию можно и нужно подать таким образом, чтобы каждый вынес что-то для решения своих задач.

Все должно быть Максимально доходчиво: так, чтобы даже начинающий смог сориентироваться в материале. Разумеется, такой подход не отменяет того, что эта информация должна быть полезна и опытным специалистам. Напротив, простой и доходчивый стиль изложения поможет также и им лучше усвоить новые знания.

При этом семинар должен не только давать новые полезные сведения, но и Систематизировать уже имеющиеся у аудитории навыки. Это довольно существенный момент.

Читайте также:  Техники seo копирайтинга и что это такое

Познания, разложенные по полочкам, работают гораздо лучше и эффективнее разрозненных навыков – человек учится использовать их не интуитивно, а осознанно.

Систематизация позволяет не только увереннее пользоваться своими умениями, но и лучше понимать принципы и общий смысл своей работы.

Совет

Наконец, немаловажный вопрос – это Объем материала. У каждого человека есть определенный порог восприятия, сверх которого новые знания будут усваиваться все хуже и хуже. Кроме того, любой семинар ограничен объективными временными рамками.

Пытаться втиснуть в них больше материала, чем они могут в себя вместить, – дело неблагодарное. Программу семинара нужно составлять из того расчета, что вся озвученная информация должна быть усвоена по максимуму.

А для этого нужно выделить время и на практические работы, и на возможные повторения уже озвученного.

Одним словом, нужно Объективно оценивать имеющиеся возможности. Так, например, мне в свое время пришлось расширить свой семинар, который изначально был однодневным, до двух дней, так как вместить весь материал в имеющиеся временные рамки было уже невозможно.

В настоящее время информации накопилось еще больше, так что ее уже трудно вместить даже в эти два дня. В связи с этим я принял решение разделить имеющийся материал по тематике на две части, и теперь буду проводить два отдельных семинара.

Это позволит лучше усваивать информацию по каждой отдельной теме и, кроме того, распределить потоки слушателей, более заинтересованных прежде всего в каком-то одном тематическом направлении.

Разумеется, каждый конкретный случай индивидуален: невозможно досконально прописать какой-то единый алгоритм, дающий стопроцентную гарантию успеха. Но описанные принципы я считаю основополагающими применительно к своей работе.

А в том, что они работают и приносят ощутимый результат, можно убедиться на основании многочисленных положительных откликов моих слушателей и того факта, что часто вслед за сотрудниками какой-то компании, посетившими мой семинар, нередко приходят и их коллеги.

Источник: https://hr-portal.ru/article/effektivnyy-seminar-v-chem-sekret-uspeha

Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для курсантов военных вузов



Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара. Они применяются в университетах, военных высших и средних учебных заведениях, техникумах, школах и колледжах. Как правило, чаще всего группе заранее выдается план семинара с конкретной темой и вопросами, по которому ей необходимо подготовиться в течение отведенного на это времени.

Основной целью семинара является усвоение и закрепление пройденного материала, а также возможность восполнения пробелов в знаниях с помощью активного участия самих обучающихся. Такие семинары учат мыслить, анализировать суждения других выступающих, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссии и находить истину.

Итак, предлагаю рассмотреть виды учебных семинаров и определить наиболее актуальные (подходящие) к использованию в курсантской среде.

Вопросно-ответный вид семинара.

Обратите внимание

Используется редко, и его можно сравнить с обычным практическим занятием, потому что на нем преподаватель задает вопросы по пройденной теме, без предварительного плана, желающие, как правило, наиболее подготовленные курсанты, отвечают на вопрос и затем преподаватель дает свои комментарии, пояснения по данному вопросу. Собственно, вот и вся суть такого занятия. Можно сделать вывод что эффективность его мала, т. к. задействуются малая часть группы, в особенности те, кто стремится к знаниям и хорошим оценкам, а остальная часть остается в «тени».

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Является самой распространенной и эффективной формой семинара. Курсантам за 7–10 дней до занятия выдается план семинара, в котором указываются тема и вопросы которые выносятся на семинар.

Также преподаватель, как правило, указывает темы для реферата или краткого сообщения, литературу по которой можно подготовиться и найти нужные сведения.

На самом семинаре желающие ответить выходят к доске и отвечают на вопросы согласно плана занятия, а те кто хочет заработать себе дополнительные баллы — дополняют или задают вопросы. Преподаватель контролирует ход семинара, поправляет курсантов, когда это необходимо, задает наводящие вопросы.

Такой вид семинара позволяет задействовать наибольшее число участников, следовательно, от этого и повышается его эффективность, курсанты, претендующие на хорошо и отлично, будут поднимать руки и стараться ответить столько, сколько необходимо. Правда отстающие курсанты в таком случае могут остаться в тени своих преуспевающих товарищей, и преподавателю, как и командиру группы, стоит обратить на это внимание и напомнить, что оценен на занятии будет каждый, по возможности помочь.

Также в качестве развития у курсантов умения работать с литературой и творчески подходить к изучению какого-либо вопроса применяют такой элемент как комментированное чтение первоисточников. Он позволяет тщательнее изучить вопрос, подойти к нему более осмысленно.

Для комментирования выступающий должен иметь определенный запас знаний, он должен представлять, о чем идет речь. Так же его могут поправить или дополнить курсанты, обладающие более точной информацией или лучшим пониманием обсуждаемого вопроса.

Такое чтение является лишь частью семинара и занимает 10–15 минут.

К одним из таких элементов также относится проведение письменной контрольной работы, или так называемой «летучки» по пройденным ранее темам или отдельным разделам. Отводится на нее в среднем 15 минут.

Важно

По ее результатам можно отследить на сколько усвоен пройденный материал, какие вопросы вызывают наибольшие затруднения у курсантов.

Далее по решению руководителя можно провести краткий анализ, обсудить проблемные вопросы.

Еще одним дополнением к семинару станет заслушивание заранее подготовленных рефератов, сообщений или докладов курсантов с последующим их обсуждением. Тема доклада или краткого сообщения указывается в плане семинара и выдается группе за 7–10 дней до занятия.

Доклад должен соответствовать общей теме семинара. Большим плюсом для того, кто решает сделать доклад, является то что он может использовать всю имеющуюся в его распоряжении литературу, технику и мультимедийную аппаратуру и проявить свои творческие способности.

Например, докладчик может создать презентацию и высвечивать слайды попутно рассказывая свое сообщение, делать видео вставки, либо если нет такой возможности использовать классическую меловую доску, рисовать таблицы, графики, схемы и т. п.

На принтере можно распечатать какие-нибудь фотографии, например портреты или события, и пустить их по рядам, отдать на изучение.

В общем самое главное докладчику самому правильно понять свой материал, разобраться в нем, убедиться что информация достаточно достоверная и хорошо изученная и понята правильно.

Между рефератом, докладом и сообщением есть свои различия, потому как одно требует больше времени на подготовку, чем другое и здесь необходимо распределить их правильным образом.

Совет

В частности, темы рефератов, которые составлены согласно учебно-методического курса дисциплины за семестр и находятся у преподавателя предлагаются курсантам в начале учебного семестра.

Курсанты, взявшиеся делать реферат, как правило обращаются за помощью к преподавателю, чтобы он посмотрел его, указал на ошибки, посоветовал, что добавить, а что убрать, дал свои рекомендации. Затем реферат либо заслушивают на занятии, либо перерабатывают его в научную статью.

Опытные преподаватели и методисты советуют проводить семинары таким образом, чтобы в процессе обучения использовался или добавлялся тот или иной элемент семинара или форма его проведения.

Рекомендуется это для того что бы разнообразить семинар, сделать его более оживленным и интересным, а также для того чтобы раскрыть положительные стороны каждого из них.

Например, первый семинар предлагается провести в форме развернутой беседы, затем добавить такой элемент как, комментированное чтение первоисточников, на последующих заслушивать доклады и рефераты курсантов с последующим их обсуждением, провести контрольную работу. Завершить изучение курса можно теоретической конференцией.

Это еще одна из форм проведения семинара. Она используется как правило по окончании изучения дисциплины, привлекая к себе сразу несколько учебных групп. По основным темам дисциплины заслушиваются сообщения (доклады) позволяющие закрепить самые важные фундаментальные знания.

Эти сообщения обсуждаются, так же, как и при обычном заслушивании докладов и рефератов, задаются вопросы, разве что времени на это рекомендуют отводить не менее 4 академических часов. Эту форму, как и любую другую, рационально использовать тогда, когда она эффективна.

А в данном случае эффективность выражается в увлеченном обсуждении вопросов, активном участии большинства присутствующих.

Формы (методы) проведения семинара

Если говорить о форме проведения занятия, то в отличии от лекции, которая является пассивной, семинары имеют активную и интерактивную форму.

Обратите внимание

Интерактивный метод предполагает более активное взаимодействие курсантов между собой, их подход к организации и проведению занятия.

К интерактивным видам семинаров относятся следующие:

‒ Семинар — дискуссия / проблемный семинар.

Семинар, в котором инициатива принадлежит курсантам, они сами ищут информацию, находят литературу, материал для обсуждения по теме.

И на занятии начинают обсуждение того или иного вопроса, путем рассмотрения его с разных сторон. Чем больше источников информации, тем больше поводов для обсуждения.

Преподавателю необходимо следить за ходом дискуссии, указывать и направлять обсуждение в нужное русло.

‒ Семинар — пресс-конференция.

Выступление курсанта по заранее выбранной теме, после чего остальные члены группы задают вопросы докладчику. Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара.

‒ Семинар — круглый стол.

Круглый стол, позволяет собрать вокруг себя многозначительную публику, которой предстоит обсуждение насущных вопросов. Здесь курсанты могут встретиться с представителями кафедр, профессорами, учеными, специалистами в своих областях. Задачей является, услышать квалифицированное мнение того или иного специалиста, а также передать опыт и вести обсуждение.

‒ Учебно-ролевые и деловые игры.

Проявляются по-разному. На моем опыте преподаватель поступил следующим образом. Он сделал себе несколько карточек, 6 желтых и одну красную. На каждой карточке была изображена цифра, которая имела свое определенное значение.

И вот в чем была задумка, если в ходе семинара, кто-то из курсантов выкрикивает с места, или вытворяет что-либо в таком роде, он зарабатывает себе «желтую карточку», а цифра, указанная на ней, означала, сколько минут курсанту запрещено поднимать руку и отвечать на вопросы.

Если же желание курсанта ответить велико, то преподаватель может дать ему такую возможность, но с тем условием, что если он вдруг ответит неправильно, допустит ошибку, то получит красную карточку, которая лишит его возможности отвечать до самого конца занятия.

Важно

Если ты не можешь отвечать, значит не можешь заработать себе хорошую оценку, когда другие в свою очередь как раз могут этим воспользоваться. Эта игра получила название — «Голодные игры», и вполне оправдывала его.

Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

Преподавателю к семинару готовиться необходимо так же, как и курсантам, и даже больше. Ведь ему предстоит:

‒ Четко определить цель занятия;

‒ Проработать содержательную часть;

‒ Найти и указать литературу, по которой курсанты смогут подготовиться, указать страницы;

‒ Правильно сформулировать вопросы;

‒ За 10–15 дней до проведения семинара ознакомить курсантов с вопросами и литературой;

‒ Напомнить курсантам, что при ответе приветствуется использование меловой доски и других средств обучения;

‒ Нацелить группу на продуктивную работу, по возможности мотивировать, дать им стимул для подготовки;

‒ На занятии следить за ходом семинара, вести контроль за деятельностью и активностью курсантов;

‒ Учить курсантов формулировать собственные выводы, выражать свое мнение;

‒ Указать в плане семинара время, отведенное на заслушивание каждого вопроса (сообщения);

‒ В конце занятия провести его анализ, а именно, оценить работу каждого курсанта и уровень подготовки всей группы в целом, сделать вывод о том насколько материал усвоен группой и какие темы даются изучению с трудом;

‒ Провести подведение итогов, отметить лучших и худших курсантов, положительные и отрицательные стороны занятия, выставить отметки.

Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем:

‒ Начинать готовиться заблаговременно, если тема семинара сложная, то дней за 10–14;

‒ В библиотеке найти литературу, рекомендованную преподавателем;

‒ Изучить вопросы, стараться не просто прочитать, а вникнуть в содержание, понять о чем придется говорить при ответе;

‒ Позвать преподавателя на консультацию, разобрать трудные вопросы;

‒ Командиру группы и его помощникам организовать подготовку к семинару таким образом, чтобы каждый вопрос был разобран, назначить ответственных за рефераты и сообщения;

‒ Успех семинара зависит от каждого курсанта;

‒ Не стоит забывать о своем внешнем виде, ведь по нему судят о человеке в целом;

‒ Отвечать спокойно и уверенно;

‒ Помогать своим товарищам находить вопросы в литературе и отвечать на них;

Процесс моего обучения стал гораздо увлекательнее после того, как я впервые оказался на семинарском занятии. После того дня прошло уже несколько лет, и, если говорить честно, сейчас к семинарам мы готовимся не так тщательно и ответственно, как раньше, но самый первый мой семинар прошел очень хорошо, и вот почему:

‒ Во-первых, он прошел очень быстро, это объясняется тем, что когда мы заняты чем-то интересным и работаем с пользой для себя — время “летит” незаметно.

‒ Во-вторых, была пополнена “копилка” знаний путем обсуждения запланированных, а также спонтанно возникающих спорных вопросов.

‒ В-третьих, преподаватель остался доволен, похвалил нас за хорошую подготовку и активное участие на занятии, причем видимо он также был доволен и самим собой так как проверил и свои знания, которых явно было достаточно, чтобы направлять ход наших мыслей в нужное русло и умело руководить процессом.

Семинары играют большую воспитательную и образовательную роль в процессе учебной деятельности, поэтому очень важно систематически определять наиболее актуальные и эффективные способы их проведения.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.
  2. А. Т. Степанищев. История России — преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.
  3. В. М. Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. Л. Смирнова. — 4-е изд., испр.

Основные термины (генерируются автоматически): курсант, семинар, преподаватель, план семинара, реферат, семинарское занятие, обсуждение, литература, занятие, активное участие.

Источник: https://moluch.ru/archive/133/37396/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector