Психологическая сущность и механизмы воображения
У человека есть способность, отличающая его от животных: он способен предвосхищать будущее, предвидеть последствия своих действий и строить образы и модели, ранее не существовавшие в материальном мире. В основе способности к предвосхищению лежит воображение.
Без образов воображения невозможна осмысленная деятельность людей.
Источник образов – объективная реальность, окружающий человека предметный мир, но в образах воображения всегда присутствует определенный отрыв от реальности, выход за пределы уже существующего реального мира.
В старой психологии существовала точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов (Вундт, Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти, творческое воображение = случайные, своеобразные комбинации ассоциаций,).
На современном этапе воображение рассматривают как самостоятельный психический процесс. Нет единого определения.
Воображение (Рогов Е. Н.) – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека.
Воображение (Богословская В.В.) – это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение (Субботина Л.Ю.) – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Таким образом, основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Позволяет человеку ориентироваться в своей деятельности. В.
– обязательно в наглядном плане. Материал для В. – образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представливание, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его».
Воображение тесно связано с восприятием. Включено в него и влияет на создание образа воспроизводимых предметов. Обогащает новые образы.
Виды воображения.
1.(по степени активности человека).
Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающим внутренним потребностям личности. Как правило, направлены на сохранение и усиление положительных эмоций, и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций. 1) осознаваемое (грёзы) и 2) неосознаваемое (сны, галлюцинации),
Активное воображение — человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями.
1) продуктивное (творческое) воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов, идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом, а также для самого человека.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.
2) воссоздающее воображение – это процесс создания образов на основе описания воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной. Воссоздающее воображение крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей и схем. (+ в обучении)
2. (по степени участия в воображении волевого усилия и целеполагания). Непроизвольное воображение характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия.
Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Для произвольного воображения характерно наличиезадачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.
Произвольное воображение может как воссоздающее, так и творческое.
Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения) и нереальными (есть содержание мечты, но нет путей самореализации, и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах).
Функции воображения:
1. Возможность представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 2. Возможность в регулировании эмоциональных состояний.
При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность (особенно в психоанализе). 3. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. 4.
Формирование внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 6.
Преобразование действительности; если основной функцией памяти является сохранение опыта человека, то одна из функций воображения – преобразование опыта для построения образов будущего.
Связь с другими процессами
Воображение тесным образом связана с памятью — все самые фантастические представления, в конечном счете, сводятся к неизвестным комбинациям элементов, встречающихся в прошлом опыте человека (еще у ассоцианистов).
Выготский Л.С. также показал зависимость между воображением и речью (мышлением) в детском возрасте.
Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, оно дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.
Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.
Выготский Л.С. также показал, что воображение связано с эмоциями и сформулировал в законе реального чувства. Суть: очень часто то или иное построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле.
Это своеобразная психическая деятельность, которая характеризуется своеобразным отношением между процессом эмоций и процессом мышления – это мечты. Следовательно, воображение связано не только с эмоциями, но и с реалистичным мышлением. В этом случае говорят о творческом воображении.
Здесь воображение не подчинено эмоциям, тут оно поддается властью мышления. Творческая деятельность это сложная психологическая система, состоящая из деятельности воображения и различных форм деятельности мышления.
В мышлении и воображении очень схожи генетические моменты: так же как в развитии детского мышления, в развитии воображения основной переломный пункт совпадает с появлением речи. Выготский Л.С. приходит к выводу, что два этих процесса развиваются в единстве.
Но между мышлением и воображением есть и разница, что и позволяет выделить его в отдельный психический процесс – это то, что воображение способно отрываться от действительности, что в свою очередь мышление сделать не может.
Т.о. воображение занимает особое место в творческом процессе. Оно как центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы, которые обеспечивают его функционирование. Полет воображения в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном.
Ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.
!!! Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно — образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.
Не менее необходимо воображение — в других формах — в научном творчестве. Воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление, — оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.
Например, построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора перед экспериментом.
Техника воображения.
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования:
1. вычленение какого-то элемента или его свойства (палка – средство удлинения);
2. изменение размеров, создание новых образов;
3. создание нового образа из частей старых (русалка);
4. усиление какого-то качества объекта (лиса хитрая);
5. Перенос качества на другого объекта (у вождя орлиный глаз);
6. Новый образ в результате обобщения черт, наблюдаемых у ряда объектов;
7. Конструирование объекта в связи с его назначением и мысленное наделение его этими свойствами (машина времени).
Методы стимулирования: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ (список характеристик и их новый анализ, например – новый образ бабы яги),
Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении.
Источник: https://students-library.com/library/read/62431-psihologiceskaa-susnost-i-mehanizmy-voobrazenia
Механизмы воображения
Механизмы и функции воображения
Рис. 3. Рисунок Нади Рушевой |
Создание или рекомбинация новых образов предполагает наличие психических механизмов, которые бывают реализованы в конкретных способах или даже техниках.
Οʜᴎ основаны на способности подмечать, выделять в предметах и явлениях их специфические или неявные признаки и свойства и переносить их на другие предметы.
К таким механизмам воображения относят агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, типизацию и метод сдвига.
Рис. 4. Русалочка(по сказке Г.Х. Андерсена) |
Агглютинация (ʼʼсклейкаʼʼ) – частный случай комбинирования, творческий синтез, соединœение несоединимых в реальности объектов или их свойств в одном образе. К примеру, в образе кентавра до изобретения генной инженерии соединœены в одно образ человека и лошади (Рис.
3), в русалке – женщины и рыбы (Рис. 4). В ковре-самолете способность птицы летать ʼʼперешлаʼʼ к ковру, благодаря чему возникло новое сказочное средство передвижения. Я.Л.
Коломинский приводит совет художника Леонардо да Винчи собрату по профессии: ʼʼВ случае если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, – пусть это будет, скажем змея, – то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахиʼʼ (Коломинский, 1998). В корне совета лежит механизм агглютинации, как и при маркировке зебры штрихкодом (Рис. 5).
Акцентирование – заострение, подчеркивание каких-либо признаков и создание на этой базе нового образа. Этот способ лежит в базе создания карикатур и дружеских шаржей. К примеру, высокий лоб выдает умного человека, большой живот – большого любителя поесть.
Акцентирование проявляется через отдельные специфические действия:
· Гиперболизацию – преувеличение или преуменьшение предметов, соотношения их качеств и элементов и создание на этой базе образа воображения.
Акцентирование в сторону усиления какого-либо признака (преувеличение) принято называть гиперболой; напротив, в сторону уменьшения значения (преуменьшения) – литотой.
Так возникли сказочные образы: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Змей-Горыныч и Богатырь.
· Утрирование – намеренное подчеркивание, преувеличение особенностей каких-либо отдельных сторон или черт в воображаемом образе.
· Типизацию – выделœение существенного, повторяющегося в однородных предметах и явлениях и воплощение его в конкретном образе. Типизация одновременно предполагает и обобщение, и эмоциональную насыщенность.
Это способ создания образов многих литературных персонажей (собирательных образов), обобщенных представлений о типичных представителях какой-либо нации: пунктуальный и педантичный немец, аристократичный сноб-англичанин.
Рис. 5. Зебра со штрихкодом |
При акцентировании ʼʼнекое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и, обретая известную самостоятельность и целостность, как бы бесконтекстность, переноситься на иной образ, переструктурируя его, меняя его содержаниеʼʼ (Сапогова, 1993).
Метод сдвига – комбинированный способ творческого синтеза, необычное перемещение в пространстве и во времени предметов и явлений относительно друг друга и создание нереальных ситуаций и образов.
К примеру, динозавры в нашем времени в ʼʼПарке юрского периодаʼʼ или ускоренный физический рост героев с сохранением умственного развития на прежнем детском уровне, или известная загадка Сфинкса, в которой человек проживает жизнь за один день.
Читайте также
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе предшествующего опыта человека, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, – преобразование представлений, создание новых… [читать подробнее].
ВООБРАЖЕНИЕ решает задачи прогнозирования субъектом будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает возможность ориентации в будущем и создания проектов будущей деятельности (Соколова Е.) . Воображение это высший психический процесс… [читать подробнее].
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе предшествующего опыта человека, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, – преобразование представлений, создание… [читать подробнее].
В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе онипреображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях… [читать подробнее].
ü агглютинация — создание нового образа из частей других образов Примером агглютинации может служить и приведенная на рисунке аллегорическая фигура.Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с… [читать подробнее].
Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/374658_mehanizmy_voobrazheniya
Воображение
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.
Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А.
Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д.
Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное
- непреднамеренное
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
- Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
- Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
- Инсайт (озарение).
- Проверка решения.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- точность
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют
- ситуации незавершенности
- разрешение и даже поощрение множества вопросов
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок
- билингвистический опыт
- позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- конформность
- неодобрение воображения
- жесткие полоролевые стереотипы
- разделение игры и обучения
- готовность к изменению точки зрения
- преклонение перед авторитетами
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание.
На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С.
Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение.
В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.
Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов.
Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте.
Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».
Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.
Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом.
Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения.
Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Источник: https://www.braintools.ru/imagination
Воображение. Виды воображения
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.
Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез.
В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.
Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик.
Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
Источник: https://Psylist.net/obh/00080.htm
Воображение в жизни человека
Способности
Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.
30 750 15 апреля 2015
Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.
В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются.
Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора.
Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения.
Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.
Виды воображения
В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.
Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете.
Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями.
Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.
Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта.
Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий.
Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.
Функции воображения
Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:
- Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
- Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
- Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
- Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.
Формы воображения
- Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
- Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
- Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
- Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
- Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
- Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
- Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
- Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.
Особенности воображения
Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения.
Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации.
Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.
Развитие воображения
Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие.
Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления.
Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.
- Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
- Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
- Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
- «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.
Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.
Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект.
Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.
Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/sposobnosti/voobrazhenie-v-zhizni-cheloveka.html
Психологические механизмы воображения
Оглавление
Введение
- Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
- Виды воображения
- Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
- Индивидуальные различия и развитие воображения
- Воображение и творчество
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного.
Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин.
Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека.
Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке.
Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Целью данного реферата является анализ этого уникального феномена и его психологических механизмов. Наша задача заключается в том, чтобы раскрыть понятие воображение, познакомится с классификацией видов, раскрыть роль воображения в жизни людей.
1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
Манипулируя образами, хранящимися в памяти, т.е.
представлениями, человек может мысленно их расчленять, соединять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими и т.д.[1].
Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.
Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Воображение — одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали.
Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.
Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека, а также реализацией наших волевых действий.
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.
Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга.
В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система [2].
Кроме того, воображение в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения, таких как процессы функционирования желёз, обмен веществ, деятельность внутренних органов. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
2.Виды воображения
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание, и на степени волевых усилий (Схема 1).
Схема 1. Типы воображения.
В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном — репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости [2].
Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.
Сеченов говорил, что сновидения — это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека (например, сдвинулось одеяло — замерзли ноги). Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день — сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий.
Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни.
Сон — продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики [3]. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация — это тоже пассивное, непреднамеренное воображение, «сны наяву». У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает.
Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего.
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний — чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Мечта — создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности.
Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах; эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. По оригинальности активное воображение разделяется на репродуктивное и творческое.
- Репродуктивное воображение
Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий.
При таком воспроизведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора.
Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество [4].
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна.
Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.
Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных…).
Особый вид творческого воображения – фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет.
И сказки, и научная фантастика — результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения[4].
Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека.
Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения.
В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности — ее интересов, знаний, эмоционального настроя.
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Особый вид комбинирования — это агглютинация — при которой соединяются несоединимые в реальности черты.
Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр).
Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец — полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа[5].
Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе[6].
Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его.
Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.
Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.
Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны)[6].
4.Индивидуальные различия и развитие воображения
Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по яркости образов; по глубине переработки образов реальности в воображении; по типу доминирующего канала воображения.
Источник: http://turboreferat.ru/psychology/psihologicheskie-mehanizmy-voobrazheniya/175784-880237-page1.html