Возникновение и становление педагогической профессии в обществе

Возникновение и развитие педагогической профессии

В современной литературе достаточно глубоко рассматривается проблема возникновения и развития педагогической профессии. В частности, определяются этапы генезиса педагогической профессии. Каждый этап имеет характерологические и специфические особенности в деятельности педагогов. Рассмотрим возникновение и становление педагогической профессии кратко.

Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков.

Обратите внимание

За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания.

Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы.

В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке.

В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на этапа:

  • Первый этап – допрофессиональный;
  • Второй этап – условно-профессиональный;
  • Третий этап – собственно профессиональный;
  • Четвертый этап – современный.

Допрофессиональный этап

Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим. Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию.

В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми.

Важно

Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников.

Современная литература данный период рассматривает достаточно поверхностно.

Но есть литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят доказательства осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (например, обряды инициации, которые проводились для подготовки молодых к тяжелому труду и семейной жизни).

В литературе говорится, что позднее каждое племя открыло для себя школу – варе вананга (дом знаний). В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, ознакамливали с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари.

В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Замечание 1

Таким образом, -й этап возникновения педагогической деятельности описывается как архаичный тип образования, которое осуществлялось в ходе повседневных трудовых и общественных процессов.

Все взрослые выступали в качестве педагогов для своих молодых членов племени. Также допрофессиональный период характеризуется отсутствием физических наказаний, наличием уважительного отношения к детям и их желаниям. Способ обучения – практически-деятельностный.

При этом методы воспитания словом и передача информации играли второстепенную роль.

Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.

В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания.

Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности.

Совет

Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей. Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.

Замечание 2

Таким образом, в период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.

Условно-профессиональный этап – Средневековье

Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с лет – в палестре.

Грамматические школы возникли в -й половине II в. до н.э. Здесь давали гуманитарное образование. В дальнейшем выпускники школ выполняли политическую и судебную деятельность.

Учителя данных школ назывались “грамматиками” или “литераторами”, а после “риторами”. Это были высокообразованные люди, очень часто известные.

Они имели право на римское гражданство, им предоставляли ежегодный гонорар, льготы и привилегии.

Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня.

При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно.

Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.

Обратите внимание

В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые.

Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему.

В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.

В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).

Замечание 3

Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. Главная цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.

Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии.

Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций.

Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

XVIII в. назван “веком Просвещения”. В этом периоде сознательно-преобразующим фактором развития общества было обучение и воспитание. При этом человек выступает не как средство, а цель общественного развития.

Профессиональный этап в своем развитии характеризуется более широким охватом людей в области образования, преодолением схоластики, сближением образования с жизнью.

Все это повлияло на характер профессиональной педагогической области.

В дальнейшем в науке последовательно появляются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, происходит активный поиск возможных форм обучения и воспитания (к примеру, Вальдорфская школа).

Важно

Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения.

Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

Современный период

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/vozniknovenie-i-razvitie-pedagogicheskoj-professii/

Возникновение и развитие педагогической профессии. — ответы к госам по педагогике

Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее  появления не представляется возможным.

В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.

По предположениям ученых воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной.

В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой — подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Но воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты.

Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания.

С упорядочением брачных отношений, появлением парного брака зарождаются домашне-семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники.

Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения — инициация.

Инициация это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтапная подготовка.

Эти дома и лагеря можно считать прообразом школы.

Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раб следил за ребенком, и его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель

Совет

Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании учитель — это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

Читайте также:  Рецензия на научную работу: как писать, перечень требований и образец рецензии

Воспитатель дошкольного учреждения — одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения.

В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот.

Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России).

Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.

Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями.

В 1840 г Ф.Фребель(1782-1852), выдающийся немецкий педагог дал своему дошкольному заведению (год открытия — 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей.

Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира.

Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них.

Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницамиили «фребеличками».

Этапы развития педагогической профессии:

Этапы Условная хронология Субъекты педагогической деятельности Содержание и направление педагогической деятельности.
Допрофессиональный Эпоха первобытностиВозникновение религии.Разделение труда.Упорядочивание брачно – семейных  отношений Все члены рода, племени.Знахари, шаманы, заклинатели, старейшины рода.Опытные, лучшие в своем деле члены рода.Часть воспитательных функций взяли на себя родители ребенка. Обучение и воспитание осуществлялось в виде коллективной помощи  старших младшим, совместной деятельности взрослых и детей.Воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Первая форма воспитания и обучения —  инициация — ритуальные обряды посвящения девушек и юношей в класс взрослых.Передача знаний в отдельных областях трудовой деятельности.
Условно профессиональный. Эпоха рабовладенияСредневековьеXII – XIII векXVI век. Педагог – раб сопровождающий ребенка в школуСословная группа людей владеющая письмом, умеющая обучать.Священники, монахи, имеющие склонность к педагогической деятельности.Известные ученыеИезуиты Появилась письменность, очень сложное и трудоемкое дело. Ему необходимо было посвятить много времени. Появляются люди, владеющие письмом и умеющие ему обучать.Обучение становится самостоятельным видом деятельности. Роль учителя повышается, хотя он не имеет спец. образования.Педагогическая деятельность находилась в полной зависимости от религиозной идеологии. Общий уровень образования резко снизился.Создавались университеты.Осуществлялась простейшая  подготовка учителей.
Собственно профессиональный Эпоха индустриального общества. Специалисты, имеющие профессионально – педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессиональной деятельности. Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса (капитализму или социализму)
Современный Эпоха постиндустриальногообщества Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях. Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности, формирование общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе и овладении профессией.

Источник: https://students-library.com/library/read/53308-vozniknovenie-i-razvitie-pedagogiceskoj-professii

Возникновение педагогической профессии

Проблема возникновения педагогической профессии и её развития достаточно полно рассмотрена в современной литературе, представлены этапы генезиса педагогической профессии, на каждом из которых описаны характерологические и специфические особенности педагогической деятельности. Более подробно остановимся на рассмотрении данного вопроса.

Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества.

Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности.

Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков, данным процессом руководили старейшины рода – люди, получившие уважение со стороны окружающих благодаря богатому жизненному опыту, так была образована первая социальная группа людей – воспитатели, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Обратите внимание

По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы.

Учителями в Вавилоне, Египте, Сирии чаще всего были жрецы, в Древней Греции – умные вольнонаёмные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, назначавшиеся именем императора, которые хорошо знали науки.

В средние века учителями были священники и монахи, но в городских школах и университетах учили специально обученные люди.

Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы:

  • допрофессиональный;
  • условно профессиональный;
  • собственно профессиональный;
  • современный.

Допрофессиональный этап

В первобытном обществе профессии «педагог» не было, но была педагогическая деятельность, которая способствовала обеспечению жизнеспособности и развитию человеческого общества.

На данном этапе процесс обучения и воспитания строился на использовании формы коллективной спонтанной помощи старших младшим; основная цель – освоение младшими знаний об окружающем мире для выживания. Обучение и воспитание носило социальную функцию.

В совместной деятельности взрослого и детей происходило собирательство, охота, приручение диких животных, изготовление орудий труда, использовалось наблюдение за явлениями природы, исполнялись ритуальные танцы и песни. Девочки учились вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми.

Важно

Тяжёлая жизнь первобытного человека актуализировала решение задач развития выносливости, умений пережить поражение, гибель соплеменников.

В современной литературе данный период представлен достаточно слабо, но те литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят факты, говорящие об осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (к примеру, обряды инициации, которые проводились с целью осуществления подготовки молодёжи к труду и семейной жизни). В более поздний период в каждом племени открывались школы — варе вананга (дом знаний), в которых осуществлялась передача знаний и опыта племени, знакомство с обрядами и преданиями, обучение ремеслу или земледелию, знакомство с лунным календарём и определению по звёздам благоприятных сроков начала и завершения земледельческих работ.

Возникновение религии привело к передаче педагогических функций шаманам, заклинателям, знахарям.

Усложнение трудовой деятельности и общественных отношений способствовало появлению специализированного обучения, которые обеспечивали люди, лучшие в своем деле, они передавали знания и опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. На данном этапе обучение и воспитание подразумевало не только трудовую, но и социально-идеологическую подготовку.

Замечание 1

Итак, первый этап развития педагогической деятельности характеризуется как архаичный тип образования, осуществляемого в процессе повседневных трудовых и общественных процессов; все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем более молодым членам племени, также для данного этапа характерно отсутствие физических наказаний, наличие уважительного отношения к ребёнку и учёт его желаний. Способ обучения — практически-деятельностный, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение.

Условно профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Возникновение частной собственности привело к замене общественного воспитания семейным; главная цель — формирование хорошего хозяина, наследника. Воспитание детей богатых граждан осуществляли образованные рабы и наёмные учителя.

В рабовладельческом обществе кроме семейной формы воспитания использовались государственные, храмовые и другие формы общественного воспитания.

Изменяются способы накопления, передачи и хранения информации благодаря изобретению письменности и математических символов, что накладывает отпечаток на содержание образования и особенности педагогической деятельности.

Способ обучения становится словесно-знаковым, обособляется от производственных, общественных сфер жизни общества. Для данного периода характерно выделение социальной группы людей, осуществляющих образовательную деятельность в особых учреждениях.

Замечание 2

Итак, рабовладельческая эпоха характеризуется введением письменности и выделением сословно-кастовой группы людей, которые владеют письмом и умеющих обучить ему. Обучение представляет собой самостоятельный вид деятельности, но реализуется совместно с другими видами профессиональной деятельности.

Условно профессиональный этап – Средние века

Профессиональная педагогическая деятельность являлась условной и осуществлялась в Древней Греции дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грамматистов и кифаристов, с $13$-летнего возраста – в палестре.

В грамматических школах, возникших в первой половине $II$ в. до н.э., давалось гуманитарное образования, в последующем выпускники осуществляли политическую и судебную деятельность.

Преподаватели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы) были широко образованными и благодаря этому довольно известными людьми; имели право на римское гражданство, получали ежегодный гонорар, имели льготы и привилегии.

Совет

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются отвержением культурного наследия античного мира и подчинения педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно в этом время происходит снижение общего уровня образования.

При монастырских школах преподавания ведётся монахами, которые приобретали педагогический опыт самостоятельно, непосредственно при осуществлении педагогической деятельности.

Такой формы обучения, как урок, не было, ученики занимались в школах одновременно, но характер их деятельности был разный: один начинал заучивание азбуки, второй заучивал слоги, третий читал и т.д.

В Средние века ремесленниками в городах организуются цеховые школы, а купечеством – гильдейские школы; услуги учителя в этих школах оплачивались главным образом за счёт родителей учеников. В $XII-XIII$ веках начали открываться университеты, преподавали в которых известные учёные.

Открытие новых образовательных учреждений привело к нехватке педагогических кадров, в связи с этим была принята классно-урочная система в школах и лекционно-семинарская – в университетах, что позволило преодолеть данное затруднение.

Результатом нововведений стало повышение качества образования и понижение платы за обучение, повышается доступность образования.

$XVI$ век характеризуется созданием педагогической системы иезуитов, сутью которой являлось повышение роли физического воспитания, улучшение оснащения школ, более широкого применения наглядности в обучении, относительно была смягчена дисциплина, расширено содержание образования. Именно иезуитами была осуществлена впервые систематическая подготовка учителей (из членов ордена).

Замечание 3

Итак, педагогическая деятельность в средние века осуществлялась монахами и священниками в городских школах и университетах, в содержание и цели педагогической деятельности входило формирование человека в свете требований действительности и морали в рамках определённого сословия.

Профессиональный этап

Научное и техническое развитие общества, зарождение капиталистических отношений привело к необходимости создания учебных заведений по подготовке учителей. Этот этап характеризуется массовостью педагогической профессии, а разнообразие в задачах, решаемых педагогами, привело к появлению педагогических специальностей и специализаций.

Цели и содержание педагогической деятельности варьировались в соответствии с национальными особенностями культуры, темпами общественного развития науки.

Читайте также:  Техники seo копирайтинга и что это такое

$XVIII$ век получил название «века Просвещения», характеризуется утверждением позиции, согласно которой в качестве сознательно-преобразующего фактора развития общества названо обучение и воспитание, а человек является не средством, а целью общественного развития.

Данный этап в развитии педагогики и педагогической деятельности характеризуется также более широким охватом населения в области образования, преодолевается влияние схоластики, содержание образования существенно сближается с жизнью. Всё это оказывает влияние на характер профессиональной педагогической деятельности.

Обратите внимание

Далее в педагогической науке последовательно выделяются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, ведётся активный поиск альтернативных форм бучения и воспитания (например, Вальдорфская школа).

Во второй половине XX века происходит небывалый охват подрастающего поколения различными формами обучения, что ведёт за собой ещё большую востребованность педагогической профессии, возрастанию социального статуса педагога, постановкой более сложных задач.

Современный период

Данный период может быть охарактеризован как осуществление деятельности по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогическая наука и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vozniknovenie_pedagogicheskoy_professii/

Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе. Возникновение и развитие педагогической профессии, ее социальные функции и значения

Становление педагогической профессии. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция — обучающая.

Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы гувернеры и гувернантки.

В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (У1-У вв. до н.э.).

Водной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», ~ отвечает учитель.

«Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.

Важно

Чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с

садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества (КоменскийЯ.А. Избр.пед.соч.-М., 1995.-С.248-284).

Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г.Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».

Великим педагогом России был К.Д.Ушинский. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности -одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» {Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. — М., 1951. — Т.2.-С. 32).

Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции. Она более чем в два раза превышает число инженеров и врачей.

Что заставляет современного учителя сохранять привязанность к своей профессии? Американский психолог Р.

Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя являются разнообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и др.

Совет

Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей — с коллегами, учениками, родителями.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер.

В процессе образования учитель решает две задачи — адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности и творческой индивидуальности.

С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В.Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте.

«В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» (Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С.237). В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика.

Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А.Сухомлинского.

Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, не состоятельны.

Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Обратите внимание

Первоочередная задача учителя, отмечал В.А.Сухомлинский. состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поста вить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально- полнокровного труда.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» (СухомлинскийВ.А. Избр. произв.

: В 5 т.- Киев, 1980. — Т.5. — С. 102).

Задачи педагогической деятельности. Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий д.пя гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни

общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А.Дистервег).

В структуре педагогического процесса воспитание занимает подчиненное положение.

Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать или закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее.

Вместе с тем успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. не только от преподавания, но и от воспитательной работы.

Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации.

Профессиональная характеристика педагога. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

-потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

— тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

— понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

— умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

— знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

— способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Педагогические специальности и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.).

Кроме этого в рамках каждой специальности пуз (педучилище) может открывать не сколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Важно

Второе основание для разделения на специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

Психология

1. Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками. 2. Методы психологического познания. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. 3. Общие закономерности психического развития. Сущность психического развития в онтогенезе. 4. Л..С. Выготский. Культурно-историческая теория развития высших психических функций. 5.

Человек как субъект, личность и индивидуальность 6. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Социальная ситуация психического развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды. 7. Особенности психического развития ребенка в раннем возрасте. Кризис первого года. 8. Психическое развитие ребенка раннего возраста. Кризис трех лет 9.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Особенности ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Психологические новообразования в дошкольном возрасте. 10. Психологическая готовность к школе и ее диагностика. 11. Характеристика младшего школьного возраста. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. 12.

Читайте также:  Что такое когнитивная гибкость и ее развитие

Особенности психического развития младшего школьного возраста. Кризис семи лет. 13. Особенности психического развития в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. 14. Психическое развитие в период юности. 15. Характеристика кризисов возрастного развития. 16. Эмоционально-волевая организация деятельности. Эмоции и чувства, функции.

Виды эмоциональных состояний. 17. Формы и виды чувств, высшие чувства.

Понятие воли, функции. Структура волевого акта. Мотивация и волевая активность. Волевые качества человека. 19. Понятие внимания, функции, виды и свойства внимания. 20. Ощущение. Классификация и закономерности ощущений. 21. Восприятие. Виды и свойства восприятия. 22. Память как мнемический процесс. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти.

Основные закономерности памяти. Рациональные приемы запоминания. 23. Понятие мышления. Классификация видов мышления. Операции мышления. Формы мышления. Мышление и речь. 24. Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика. 25. Понятие воображения. Функции. Виды воображения и способы создания образов воображения. 26.

Совет

Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на разных этапах онтогенеза. 27. Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника. Структура игры, условия для ее возникновения. 28. Понятие общения, функции, структура. Типология коммуникаций. 29. Межличностные отношения в детском коллективе. Методы изучения межличностных отношений. 30.

Обучение и развитие. Зоны развития по Л.С. Выготскому.

Источник: https://cyberpedia.su/6×9081.html

Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»

История возникновения и развития педагогической профессии.

«Он с радостью учился и с радостью учил.»

Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».

Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям.

Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога.

Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].

В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди.

Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности».

[4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.

Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.

Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике.

Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр.

«ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.

В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

Обратите внимание

Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу.

Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством.

Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]

Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому.

Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира.

Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]

В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство.

С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени.

Важно

На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]

В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями.

В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.

) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]

Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика.

Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др.

Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.

Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем».

Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.

Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков.

Совет

Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников.

[2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.

В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И.

Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию.

Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.

Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786).

В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]

Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.

В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в.

, именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И.

Обратите внимание

Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.

В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача.

Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С.

, Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.

Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.

), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились.

Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.

Список литературы:

Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

Важно

Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/istoriya_vozniknoveniya_i_razvitiya_pedagogicheskoj_pr_222116.html

Ссылка на основную публикацию